СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания педагогического
совета № 1 от 27.08.2025 года
УТВЕРЖДЕНО
Директор гимназии: _________ /Кустова А.А./
Приказ № 59 от 27.08.2025 года
Учебный план
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Торопецкая гимназия имени Патриарха Тихона
по дополнительным общеобразовательным программам
на 2025/2026 учебный год
г. Торопец, 2025
Пояснительная записка
Учебный план дополнительного образования МБОУ Торопецкая гимназия имени
Патриарха Тихона разработан на основе учета интересов учащихся и профессионального
потенциала педагогического коллектива.
Учебный план дополнительного образования МБОУ
Торопецкая гимназия имени
Патриарха Тихона(далее - гимназия) - нормативный документ, определяющий объѐм, порядок,
содержание изучения и преподавания курса дополнительного образования. Настоящий учебный
план является составной частью образовательной программы дополнительного образования
детей.
Реализация дополнительного образования по общеобразовательным программам
осуществляется на основе следующих нормативно-правовых документов:
Нормативно-правовые
основания
для
проектирования
структуры
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
1. Конституция Российской Федерации
2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российский Федерации»
3. Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (ред. от 14.07.2022 г.)
4. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции
развития дополнительного образования детей и признании утратившим силу Распоряжения
Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р» (вместе с «Концепцией развития дополнительного
образования детей до 2030 года»)
5. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование»,
утвержденный протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 № 16
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей»
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»
8. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации и министерства
просвещения Российской Федерации от 5.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и
осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации образовательных
программ».
9. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от
22 февраля 2023 г. N 197/129 "О внесении изменения в пункт 4 Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных
программ, утвержденного приказом Министерства науки и высшего образования Российской
Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. N 882/391
"Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме
реализации образовательных программ"
10. Приказ Минтруда России от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816
«Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об
утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий
осуществления
образовательной
деятельности
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность
по
основным
общеобразовательным
программам,
образовательным программам среднего профессионального образования, основным
программам
профессионального
обучения,
дополнительным
общеобразовательным
программам»
13. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
г. № 28
14. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)» разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО
«Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт
развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.)
15. Письмо Министерства образования и науки РФ от 26.03.2016 г. № ВК-641/09 «Методические
рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных
программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов,
с учетом их особых образовательных потребностей»
16. Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 г. № ГД-39/04 «О направлении
методических рекомендаций» вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования, образовательных программ среднего профессионального образования и
дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий»
17. Приказ Министерства образования Тверской области от 23.09.2022 г. №939/ПК «Об
утверждении Регламента проведения независимой оценки качества дополнительных
образовательных программ в Тверской области».
18.Устав МБОУ Торопецкая гимназия.
19. Программа воспитания МБОУ Торопецкая гимназия имени Патриарха Тихона,
утвержденная Приказом №59 от 27.08.2025 года.
Общая характеристика учебного плана
Учебный план дополнительного образования Школы направлен на обеспечение
доступности, эффективности и качества дополнительного образования, создание максимально
благоприятных условий для раскрытия природных способностей ребѐнка, индивидуализации
обучения, развития творческого потенциала личности школьников. Учебный план составлен с
учѐтом социального заказа детей и их родителей (законных представителей) на образовательные
услуги, а также с учѐтом кадрового, программно-методического и материально-технического
обеспечения образовательного процесса.
Цели и задачи дополнительного образования
Целью дополнительного образования является – формирование и развитие творческих
способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном,
нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и
безопасного образа жизни, укрепление здоровья, организация их свободного времени.
Эта цель реализуется на основе введения в процесс дополнительного образования программ,
имеющих художественную,
социально-гуманитарную, техническую направленности, и
внедрения современных методик обучения и воспитания детей их умений и навыков.
Основными задачами дополнительного образования являются:
изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании детей;
обеспечение гарантий прав ребенка на получение дополнительного образования по
общеобразовательным программам;
обеспечение необходимых
условий
для личностного, духовнонравственного, трудового развития и воспитания учащихся;
формирование
условий
для создания
единого
образовательного
пространства;
формирование и развитие творческих способностей учащихся;
формирование общей культуры личности учащихся, их социализация и адаптация к
жизни в обществе;
формирование культуры здорового образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
создание максимальных условий для освоения учащимися духовных и культурных
ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов.
Особенности учебного плана дополнительного образования Специфическими
особенностями учебного плана являются:
реализация дополнительных образовательных программ для детей от 7 до 18 лет, опора
на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ, их
межпредметный и метапредметный характер;
реализация дополнительных образовательных программ по нескольким направленностям;
реализация дополнительных образовательных программ в т.ч. для детей с
ОВЗ, одаренных, состоящих на различных видах профилактического учета.
Особенности
режима
и
организации
образовательного
процесса
Дополнительное образование в 2025-2026 учебном году осуществляется через реализацию
программ дополнительного образования детей по трем направленностям:
техническая;
художественная;
социально-гуманитарная.
-
.
Режим работы и расписание занятий максимально учитывает учебную нагрузку школьников
по основной образовательной программе и отвечает запросам родителей (законных
представителей), а также с учетом эпидемиологической ситуации в регионе.
Начало учебного года 01.09.2025 г., окончание - 26.05.2026 г.
Продолжительность учебного года составляет 34 учебных недели.
Обучение проводится после школьных уроков. Между занятиями по общеобразовательным
программам и занятиями по программам дополнительного образования детей перерыв
составляет не менее 0,5 часа.
Занятия проводятся на русском языке.
Продолжительность и число занятий в неделю устанавливается в зависимости от
возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки обучающихся с
учетом санитарных норм и правил.
Каждый ребенок может заниматься в одной или нескольких группах.
Однако, в соответствии с СанПиН, посещение ребенком занятий более чем в 2-х объединениях
(секций, студий и т.д.) не рекомендуется. Предпочтительно совмещение занятий спортивного и
неспортивного профиля.
Прием детей в творческие объединения осуществляется по желанию учащихся.
По окончанию учебного года, с целью представления результатов работы, в творческих
объединениях проводятся отчетные концерты, открытые занятия, конкурсы, соревнования,
праздники и другие мероприятия. Формы и сроки их проведения определяет педагог по
согласованию с администрацией гимназии.
В соответствии с программой педагог использует различные формы образовательной
деятельности: очная, аудиторные и внеаудиторные занятия, экскурсии, концерты, выставки,
экспедиции, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественнополезные практики и др.
При освоении программ дополнительного образования промежуточная (итоговая)
аттестация учащихся предусмотрена в форме открытых занятий, защиты индивидуальных
проектов учащихся и других мероприятий с целью представления результатов работы за
учебный год (освоение курса).
Учебный план дополнительного образования Гимназии является нормативным документом,
регламентирующим организацию и содержание образовательного процесса дополнительного
образования в гимназии на всех его ступенях.
Учебный план по реализации образовательной программы
дополнительного образования на 2025 – 2026 учебный год
Направленность
Социальногуманитарная
Техническая
Художественная
Мирон П.П.
1
1
Всего
часов по
програм
ме в год
(34
недели)
34
Кустков А.Н.
11
18
612
Цветкова С. Ю.
1
6
204
Белавина Е.В.
1
2
66
Киреева С.М.
1
1
34
Иванова З.С.
1
1
34
Иванова З. С.
1
1
34
«Робототехника»
«Умелые
ручки»
Понкратьева А. В.
1
1
34
1
1
34
«Комплимент»
Минаева В.Р.
1
2
68
«Резьба по дереву»
Новиков В.Н.
1
5
170
Название
объединения
«Церковное пение»
«Основы
православной веры»
Театральная студия
«Бенефис»
Храмоведение
«Искони было
слово»
«Риторика»
«Медиа тайм»
Ф.И.О. педагога
Иванова Т. В.
Количес
тво
групп
Количес
тво часов
в неделю
39 часов