Литераурное чтение на родном язке 3кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Тверской области
Торопецкий муниципальный округ Тверской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Торопецкая
гимназия имени святителя Тихона,
Патриарха Московского и всея России

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

Педагогический совет
__________________

Директор

гимназии

________________________

Протокол №10 от «26» 06 2025г.

Замыслова В.И.
Приказ №56 от «01» 07 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 6961381)
учебного предмета «Литературное чтение на родном русском языке»
для обучающихся 3 класса

Торопец 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по литературному чтению на родном (русском) языке на уровне
начального общего образования составлена на основе требований к результатам
освоения программы начального общего образования ФГОС НОО,
а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной
программе воспитания.
Программа по литературному чтению на родном (русском) языке на уровне
начального общего образования подготовлена в соответствии с реализацией
Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи
11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г. № 64100), федеральной
программы воспитания и с учётом Концепции преподавания русского языка и
литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства
Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
Программа по литературному чтению на родном (русском) языке разработана
для организаций, реализующих программы начального общего образования.
Программа по литературному чтению на родном (русском) языке направлена на
оказание методической помощи образовательным организациям и учителю и
позволит:
• реализовать в процессе преподавания учебного предмета «Литературное чтение
на родном (русском) языке» современные подходы к достижению личностных,
метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в
Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего
образования;
• определить и структурировать планируемые результаты обучения и
содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» по
годам обучения в соответствии с ФГОС НОО;
• разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей
конкретного класса, используя рекомендованное примерное распределение учебного
времени на изучение определённого раздела/темы, а также предложенные основные
виды учебной деятельности для освоения учебного материала разделов/тем курса.
Содержание федеральной программы по литературному чтению на родном
(русском) языке направлено на достижение результатов освоения программы

начального общего образования в части требований, заданных Федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования к
предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке».
Программа по литературному чтению на родном (русском) языке ориентирована на
сопровождение курса литературного чтения, входящего в образовательную область
«Русский язык и литературное чтение», при этом цели курса литературного чтения на
родном (русском) языке в рамках предметной области «Родной язык и литературное
чтение на родном языке» имеют свою специфику. Федеральная программа по
литературному чтению на родном (русском) языке направлена на формирование
понимания места и роли литературы на родном языке в едином культурном
пространстве Российской Федерации, в сохранении и передаче от поколения к
поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей,
понимания роли фольклора и художественной литературы родного народа в создании
культурного, морально-этического и эстетического пространства субъекта
Российской Федерации, на формирование понимания родной литературы как одной
из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа
познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций, формирования
представлений о мире, национальной истории и культуре, воспитания потребности в
систематическом чтении на родном языке для обеспечения культурной
самоидентификации. В основу содержания федеральной программы по
литературному чтению на родном (русском) языке положена идея о том, что русская
литература включает в себя систему ценностных кодов, единых для национальной
культурной традиции. Являясь средством не только их сохранения, но и передачи
подрастающему поколению, русская литература устанавливает тем самым
преемственную связь прошлого, настоящего и будущего русской национальнокультурной традиции в сознании обучающихся.
Целями изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»
являются:
• воспитание ценностного отношения к русской литературе и русскому языку как
существенной части родной культуры;
• включение обучающихся в культурно-языковое пространство своего народа и
приобщение к его культурному наследию и современности, к традициям своего
народа;
• осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за
сохранение русской культуры;
• развитие читательских умений.
Достижение данных целей предполагает решение следующих задач:

• формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости

за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального
российского общества;
• воспитание ценностного отношения к историко-культурному опыту русского
народа, введение обучающегося в культурно-языковое пространство своего народа,
формирование у обучающегося интереса к русской литературе как источнику
историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;
• формирование представлений об основных нравственно-этических ценностях,
значимых для национального русского сознания и отражённых в родной литературе;
• обогащение знаний о художественно-эстетических возможностях русского
языка на основе изучения произведений русской литературы;
• формирование потребности в постоянном чтении для развития личности, для
речевого самосовершенствования;
• совершенствование читательских умений понимать и оценивать содержание и
специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении;
• развитие всех видов речевой деятельности, приобретение опыта создания
устных и письменных высказываний о прочитанном.
В программе по литературному чтению на родном (русском) языке представлено
содержание, изучение которого позволит раскрыть национально-культурную
специфику русской литературы, взаимосвязь русского языка и русской литературы с
историей России, с материальной и духовной культурой русского народа. Учебный
предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» не ущемляет права тех
обучающихся, которые изучают иной родной язык и иную родную литературу,
поэтому учебное время, отведённое на изучение данного предмета, не может
рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса
литературного чтения, входящего в предметную область «Русский язык и
литературное чтение». Учебный предмет «Литературное чтение на родном (русском)
языке» направлен на расширение литературного и культурного кругозора
обучающихся, произведения фольклора и русской классики, современной русской
литературы, входящие в круг актуального чтения обучающихся, позволяют
обеспечить знакомство обучающихся с ключевыми для национального сознания и
русской культуры понятиями. Предложенные обучающимся для чтения и изучения
произведения русской литературы отражают разные стороны духовной культуры
русского народа, актуализируют вечные ценности (добро, сострадание, великодушие,
милосердие, совесть, правда, любовь и другие).
В программе по литературному чтению на родном (русском) языке специфика
курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» реализована благодаря:

• отбору произведений, в которых отражается русский национальный характер,

обычаи, традиции русского народа, духовные основы русской культуры;
• вниманию к тем произведениям русских писателей, в которых отражается мир
русского детства: особенности воспитания ребёнка в семье, его взаимоотношений со
сверстниками и взрослыми, особенности восприятия ребёнком окружающего мира;
• расширенному историко-культурному комментарию к произведениям,
созданным во времена, отстоящие от современности, такой комментарий позволяет
современному обучающемуся лучше понять особенности истории и культуры народа,
а также содержание произведений русской литературы.
Как часть предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном
языке», учебный предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» тесно
связан с предметом «Родной язык (русский)». Изучение предмета «Литературное
чтение на родном (русском) языке» способствует обогащению речи обучающихся,
развитию их речевой культуры и коммуникативных умений.
При определении содержания предмета «Литературное чтение на родном
(русском) языке» в центре внимания находятся:
• Важные для национального сознания концепты, существующие в культурном
пространстве на протяжении длительного времени – вплоть до современности
(например, доброта, сострадание, чувство справедливости, совесть). Работа с этими
ключевыми понятиями происходит на материале доступных для восприятия
обучающихся в начальной школе произведений русских писателей, наиболее ярко
воплотивших национальную специфику русской литературы и культуры. Знакомство
с этими произведениями помогает обучающимся понять ценности национальной
культурной традиции, ключевые понятия русской культуры.
• Интересы обучающегося: главными героями значительного количества
произведений выступают сверстники обучающегося, через их восприятие
обучающиеся открывают для себя представленные в программе по литературному
чтению на родном (русском) языке культурно-исторические понятия. В программу по
литературному чтению на родном (русском) языке включены произведения, которые
представляют мир детства в разные эпохи, показывают пути взросления, становления
характера, формирования нравственных ориентиров, отбор произведений позволяет
обучающемуся глазами сверстника увидеть русскую культуру в разные исторические
периоды. В программе по литературному чтению на родном (русском) языке
представлено значительное количество произведений современных авторов,
продолжающих в своём творчестве национальные традиции русской литературы, эти
произведения близки и понятны современному обучающемуся.
• Произведения, дающие возможность включить в сферу выделяемых
национальноспецифических явлений образы и мотивы, отражённые средствами

других видов искусства, что позволяет представить обучающимся диалог искусств в
русской культуре.
В соответствии с целями изучения предмета «Литературное чтение на родном
(русском) языке» и принципами построения курса содержание каждого класса
включает два основных раздела: «Мир детства» и «Россия – Родина моя». В каждом
разделе выделены тематические подразделы, например, в первом разделе: «Я
взрослею», «Я и моя семья», «Я и книги» и др., во втором: «Люди земли Русской», «О
родной природе». Произведения каждого раздела находятся друг с другом в
отношениях диалога, что позволяет обнаружить существование традиции во времени
(традиционность формы произведения, темы или проблемы).
Программа по литературному чтению на родном (русском) языке
предусматривает выбор произведений из предложенного списка в соответствии с
уровнем подготовки обучающихся, а также вариативный компонент содержания
курса, разработка которого в рабочих программах предполагает обращение к
литературе народов России в целях выявления национально-специфического и
общего в произведениях, близких по тематике и проблематике. Произведения
региональных авторов учителя могут включать в рабочие программы по своему
выбору и с учётом национально-культурной специфики региона.
Общее число часов, рекомендованных для изучения литературного чтения на
родном (русском) языке в 3 классе - 34 часа (1 час в неделю)
Содержание обучения в 3 классе
Раздел 1. Мир детства
Я и книги
Пишут не пером, а умом.
Произведения, отражающие первый опыт «писательства».
Например:
В.И. Воробьев. «Я ничего не придумал» (глава «Мой дневник»).
В.П. Крапивин. «Сказки Севки Глущенко» (глава «День рождения»).
Я взрослею
Жизнь дана на добрые дела.
Пословицы о доброте.
Произведения, отражающие представление о доброте как нравственноэтической ценности, значимой для национального русского сознания. Например:
Ю.А. Буковский. «О Доброте – злой и доброй».
Л.Л. Яхнин. «Последняя рубашка».
Живи по совести.
Пословицы о совести.

Произведения, отражающие представление о совести как нравственноэтической ценности, значимой для национального русского сознания. Например:
П.В. Засодимский. «Гришина милостыня».
Н.Г. Волкова. «Дреби-Дон».
Я и моя семья
В дружной семье и в холод тепло.
Произведения, отражающие традиционные представления о семейных ценностях
(лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, уважение к старшим). Например:
О.Ф. Кургузов. «Душа нараспашку».
А.Л. Решетов. «Зёрнышки спелых яблок» (фрагмент).
В.М. Шукшин. «Как зайка летал на воздушных шариках»
(фрагмент). Я фантазирую и мечтаю Детские фантазии.
Произведения, отражающие значение мечты и фантазии для взросления,
взаимодействие мира реального и мира фантастического. Например:
В.П. Крапивин. «Брат, которому семь» (фрагмент главы «Зелёная грива»).
Л.К. Чуковская. «Мой отец – Корней Чуковский» (фрагмент).
Раздел 2. Россия – Родина моя
Родная страна во все времена сынами сильна
Люди земли Русской.
Произведения о выдающихся представителях русского народа.
Например: О.М. Гурьян. «Мальчик из Холмогор» (фрагмент).
В.А. Бахревский. «Семён Дежнёв» (фрагмент).
Н.М. Коняев. «Правнуки богатырей» (фрагмент).
А.Н. Майков. «Ломоносов» (фрагмент).
От праздника к празднику
Всякая душа празднику рада.
Произведения о праздниках, значимых для русской культуры: Рождестве, Пасхе.
Например:
Е.В. Григорьева. «Радость».
А.И. Куприн. «Пасхальные колокола» (фрагмент).
С. Чёрный. «Пасхальный визит» (фрагмент).
О родной природе
Неразгаданная тайна – в чащах леса…
Поэтические представления русского народа о лесе, реке, тумане, отражение
этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Например:
Русские народные загадки о лесе, реке, тумане.
В.П. Астафьев. «Зорькина песня» (фрагмент).
В.Д. Берестов. «У реки».
И.С. Никитин. «Лес».

К.Г. Паустовский. «Клад».
М.М. Пришвин. «Как распускаются разные деревья».
И.П. Токмакова. «Туман».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтение на родном
(русском) языке» на уровне начального общего образования у обучающегося
будут сформированы следующие личностные результаты, представленные по
основным направлениям воспитательной деятельности: Гражданскопатриотическое воспитание:
становление ценностного отношения к своей Родине – России, в том числе
через изучение художественных произведений, отражающих историю и
культуру страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка
Российской
Федерации и языка межнационального общения народов России;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного
края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными
произведениями; уважение к своему и другим народам, формируемое в том
числе на основе
примеров из художественных произведений и фольклора; первоначальные
представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических
нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе
отражённых в фольклорных и художественных произведениях.
Духовно-нравственное воспитание:
признание индивидуальности каждого человека с
использованием
собственного жизненного и читательского опыта; проявление сопереживания,
уважения и доброжелательности, в том числе с использованием языковых
средств, для выражения своего состояния и чувств, проявление эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с
использованием недопустимых средств языка); сотрудничество со
сверстниками, умение не создавать конфликтов и

находить выходы из спорных ситуаций, в том числе с использованием
примеров художественных произведений. Эстетическое воспитание:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов;
стремление к самовыражению в разных видах
художественной
деятельности, в том числе в искусстве слова;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей)
образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске
дополнительной информации; бережное отношение к физическому и
психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов
речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил
общения. Трудовое воспитание:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе
благодаря примерам из художественных произведений), ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в
различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям,
возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений.
Экологическое воспитание:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с
текстами, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира, формируемые
в
том числе в процессе усвоения ряда литературоведческих понятий;
познавательные
интересы,
активность,
инициативность,
любознательность
и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к
чтению художественных произведений, активность и самостоятельность при
выборе круга чтения.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения литературного чтения на родном (русском) языке
на уровне начального общего образования у обучающегося будут
сформированы
познавательные
универсальные
учебные
действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия, совместная деятельность.

У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные тексты, устанавливать основания для сравнения
текстов, устанавливать аналогии текстов; объединять
объекты (тексты) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации
пословиц,
поговорок, фразеологизмов; находить в текстах закономерности и
противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения,
анализировать алгоритм действий при анализе текста, самостоятельно
выделять учебные операции при анализе текстов; выявлять недостаток
информации для решения учебной и практической задачи на основе
предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную
информацию; устанавливать причинно-следственные связи при анализе
текста, делать
выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые
исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения
собственного высказывания в соответствии с речевой ситуацией; сравнивать
несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев); проводить по
предложенному плану несложное мини исследование,
выполнять по предложенному плану проектное задание; формулировать
выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого смыслового анализа текста, формулировать с помощью учителя
вопросы в процессе анализа предложенного текстового материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их
последствия
в аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: нужный словарь,
справочник
для получения запрашиваемой информации, для уточнения; согласно
заданному алгоритму находить представленную в явном виде
информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или

на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к
словарям, справочникам, учебнику); соблюдать с помощью взрослых
(педагогических работников, родителей, законных представителей) правила
информационной безопасности при поиске информации в Интернете;
анализировать и создавать текстовую, графическую, видео, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей; понимать информацию,
зафиксированную в виде таблиц, схем, самостоятельно создавать схемы,
таблицы для представления результатов работы с текстами.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как
часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции
в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять
уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалоги и дискуссии; признавать возможность существования
разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать
своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с
поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание,
рассуждение,
повествование) в соответствии с речевой ситуацией; подготавливать
небольшие публичные выступления о результатах парной
и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного
миниисследования, проектного задания; подбирать иллюстративный материал
(рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата; выстраивать последовательность выбранных
действий.
У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых
ошибок и
ошибок, связанных с анализом текстов;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по

анализу текстов; находить ошибку, допущенную при
работе с текстами;
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности других
обучающихся, объективно оценивать их по предложенным критериям.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с
учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на
основе предложенного учителем формата планирования, распределения
промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности,
коллективно строить действия по её достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять
готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться,
самостоятельно
разрешать
конфликты;
ответственно выполнять свою часть
работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с использованием
предложенного образца.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 3 классе обучающийся достигнет следующих
предметных результатов по отдельным темам программы по литературному
чтению на родном (русском) языке:
осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка
на
основе изучения произведений русской литературы; осознавать родную
литературу как национально-культурную ценность народа, как средство
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; давать и
обосновывать нравственную оценку поступков героев; совершенствовать в
процессе чтения произведений русской литературы читательские умения:
читать вслух и про себя, владеть элементарными приёмами интерпретации и
анализа художественных, научно-популярных и учебных текстов; применять
опыт чтения произведений русской литературы для речевого
самосовершенствования:
участвовать
в
обсуждении
прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное
мнение ссылками на текст, передавать содержание прочитанного или
прослушанного с учётом специфики текста в виде пересказа (полного или
краткого), пересказывать литературное произведение от имени одного из

действующих лиц; пользоваться справочными источниками для понимания
текста и
получения дополнительной информации.
Изучение учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском)
языке» в течение четырёх лет обучения должно обеспечить:
понимание родной русской литературы как национально-культурной
ценности народа, как особого способа познания жизни, как явления
национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи
нравственных ценностей и традиций; осознание коммуникативноэстетических возможностей русского языка на
основе изучения произведений русской литературы; осознание значимости
чтения родной русской литературы для личного развития, для познания себя,
мира, национальной истории и культуры, для культурной самоидентификации,
для приобретения потребности в систематическом чтении русской
литературы; ориентировку в нравственном содержании прочитанного,
соотнесение поступков героев с нравственными нормами, обоснование
нравственной оценки поступков героев; овладение элементарными
представлениями о национальном своеобразии
метафор, олицетворений, эпитетов; совершенствование читательских умений
(чтение вслух и про себя, владение элементарными приёмами интерпретации,
анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных
текстов); применение опыта чтения произведений русской литературы для
речевого
самосовершенствования (умения участвовать в обсуждении прослушанного/
прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение
ссылками на текст, передавать содержание прочитанного или прослушанного
с учётом специфики текста в виде пересказа, полного или краткого, составлять
устный рассказ на основе прочитанных произведений с учётом
коммуникативной задачи
(для разных адресатов), читать наизусть стихотворные произведения);
самостоятельный выбор интересующей литературы, обогащение
собственного круга чтения; использование справочных источников для
получения дополнительной
информации.

Тематическое планирование
№ Тема/разд Колел
во
часов
1 МИР
ДЕТСТВА

кол-во кол-во
К/Р
проекто
в

20

1

1

1

1

2

2

2

РОССИЯ
—
РОДИНА
МОЯ

13

3

Резерв на
вариатив
ную часть
программ
ы
Итого:

1

34

Электронн ые
Форма
реализации
учебнометодическ воспитательного
ие материалы
потенциала темы
http://gramo
ta.ru/biblio/
magazines/ mrs. Мир русского
слова.

http://www.
filobraz.ru –
«Школа юного
филолога»;

Использование воспитательных
возможностей
содержания
учебного
предмета
через
подбор
соответствующих
текстов для чтения.
Установление доверительных
отношений между учителем и
его учениками, активизации и
их
познавательной
деятельности.
Побуждение
обучающихся
соблюдать
на
уроке
общепринятые
нормы
поведения, принципы
учебной дисциплины и
самоорганизации.
Применение на уроке групповой
работы или работы в парах,
которые учат командной работе
и взаимодействию с другими
детьми;
Применение
на
уроке
интерактивных форм работы:
интеллектуальных
игр,
стимулирующих
познавательную мотивацию;
Привлечение
внимания
школьников к ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений.

Тематическое планирование по
литературному чтению на родном русском
языке
№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9
10
11
12
13
14
15
16

17
18
19
20

21.
22.
23.

Тема урока

1 ЧЕТВЕРТЬ – 8 ч
Раздел 1. МИР ДЕТСТВА (20 часов) Я и книги (6
часов)
1.В.И.Воробьев "Мой дневник"
2.И.Краева "Письмописательное искусство"
3.В.П. Крапивин "День рождения"
4.В.П. Крапивин "День рождения"
5.Т.В. Толстая "Детство Лермонтова"
6.Т.В. Толстая "Детство Лермонтова"
Я взрослею (6 часов)
7.Л.Л. Яхнин "Последняя рубашка",
8.Проект: «Герои сказок в рисунках»
2 четверть (8 часов)
1.Ю.А. Буковский "О доброте-злой и доброй.
2.П.В. Засодимский «Гришина Милостыня»
3.Н.Г.Волкова "Дреби-Дон"
4.В.Н. Крупин "Сушеная малина".
Я и моя семья (5 часа)
5.В.М. Шукшин "Как зайка летал на воздушных шариках"
6.А.Л. Решетов "Зернышки спелых яблок"
7.Проверочная работа за 1 полугодие
8.Работа над ошибками. Игра «Лингвистические задачи»
Итого: П\р - 1, проект - 1
3 четверть (10 часов)
Я фантазирую и мечтаю (3 часа)
1.О.Ф. Кургузов "Душа нараспашку»
2.Владислав Петрович Крапивин «Зелёная грива»
3.Лидия Корнеевна Чуковская «Памяти детства. Мой отецКорней Чуковский»
4.Владислав Петрович Крапивин « Что такое стихия»
Раздел 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (14 часов) Родная страна во
все времена сынами сильна (3 часа)
5.Никовай Михайлович Коняев "Правнуки богатырей", Лев Михайлович Демин
"Рассказывает бывалый человек"
6.Владислав Анатольевич Бахревский "Семен Дежнев",
7.Ольга Марковна.Гурьян «Мальчик из Холмогор»
Михаил Васильевич Ломоносов «Вечернее размышление о божьем величестве»

Колво
Час.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1

24.
25.
26.

27.
28.

29.
30.
31.
32.
33.
34.

От праздника к празднику (4 часа)
8.Василий Акимович .Никифиров-Волгин "Серебряная метель", Елена
Валентиновна Григорьева "Радость"
9.Проект: «Россия –родина моя»
10.Апполон Апполонович Каринфский «Христославы»
Апполон Николаевич Майков « Христос Воскрес»
4 Четверть (8 часов)
О родной природе (8 часов)
1.Александр Николаевич Куприн «Пасхальные колокола»
Саша Чёрный «Пасхальный визит»
2.Иван
Саввич
Никитин
«Лес",
Константин Георгиевич Паустовский "Клад". Михаил Михайлович Пришвин
"Река"
3.Михаил Михайлович Пришвин "Река"
Виктор Петрович Астафьев «Ночь тёмная- тёмная»
4.Валентин Григорьевич Распутин «Горные речки»
5.Ирина Петровна Токмакова «Туман»
Виктор Петрович Астафьев «Зорькина песня»
6.Итоговая работа за год
7.Работа над ошибками. Квест: «Слова – загадки»
8.Резервный урок
Итого: П\р -1, проект - 1

1
1
1

1
1

1
1
1
1
1
1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
1.Литературное чтение на родном (русском) языке. Александровой О.М.,
Вербицкой Л.А., Богданова С.И. и др. Открытое акционерное общество
«Издательство «Просвещение» 3 класс. 2023 г.
2.Соколова Т.Н. Юным умникам и умницам: Школа развития речи:
Рабочие тетради: в 2-х частях: 3 класс.-М.: Росткнига.
3.Учебно-методический комплект О.Н.Крыловой «Чтение. Работа с
текстом». /Издательство «Экзамен».
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим
доступа: http://school-collection.edu.ru.
2. Я

иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа:

http://nsc.1september.ru/urok.
3. Презентации

уроков «Начальная школа». – Режим доступа:

http://nachalka.info/about/193.
4 Детские электронные презентации. – Режим доступа:
http://www.viki.rdf.ru.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».