Министерство образования Тверской области
Торопецкий муниципальный округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Торопецкая гимназия имени святителя Тихона,
Патриарха Московского и всея России
РАССМОТРЕНА
УТВЕРЖДЕНО
На заседании
Директор гимназии
Педагогического
совета
Приказ №56 от
01.07.2025
Протокол №10 от
26.06.2025
________________________
Замыслова В.И.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 8660528)
учебного предмета «История»
для обучающихся 7 класса
г. Торопец, 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
Программа учебного предмета «История» разработана с целью оказания
методической помощи учителю истории в создании рабочей программы по
учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в
образовании и активные методики обучения.
Программа учебного предмета «История» дает представление о целях,
общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами
учебного предмета «История», устанавливает обязательное предметное
содержание, предусматривает распределение его по классам и
структурирование его по разделам и темам курса.
Место учебного предмета «История» в системе основного общего
образования определяется его познавательным и мировоззренческим
значением, воспитательным потенциалом, вкладом в становление личности
человека. История представляет собирательную картину жизни людей во
времени, их социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит
важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме,
культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом.
История дает возможность познания и понимания человека и общества в
связи прошлого, настоящего и будущего.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
Целью школьного исторического образования является формирование и
развитие личности обучающегося, способного к самоидентификации и
определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и
освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно
и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в
учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у
обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание
места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее
народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю,
формирование личностной позиции по отношению к прошлому и
настоящему Отечества.
Задачамиизученияисторииявляются:
формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской,
этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в
окружающем мире;
овладение
знаниями об основных этапах развития человеческого
общества, при особом внимании к месту и роли России во всемирноисторическом процессе;
воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему
Отечеству – многонациональному Российскому государству, в
соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между
людьми и народами, в духе демократических ценностей
современного общества;
развитие способностей обучающихся анализировать содержащуюся в
различных источниках информацию о событиях и явлениях
прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с
принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и
взаимообусловленности;
формирование у обучающихся умений применять исторические знания
в учебной и внешкольной деятельности, в современном
поликультурном,
полиэтничном
и
многоконфессиональном
обществе.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, рекомендованных для изучения истории в 7 классе102 часа( 34 часа на изучение курса «История нашего края»).
Последовательность изучения тем в рамках программы по истории в
пределах одного класса может варьироваться.
Таблица 1. Структура и последовательность изучения курсов
в рамках учебного предмета «История»
Класс
5
Курсы в рамках учебного
предмета «История»
Всеобщая история.
Древнего мира
Примерноеколичествоучебныхчасов
История
Историянашегокрая
Всеобщая история.
Средних веков.
6
7
68
34
История
28
История России. От Руси к
Российскому государству
57
Историянашегокрая
17
Всеобщая история. История
нового времени. Конец XV—
XVII вв.
28
История
57
России.
Россия
в
XVI—XVII вв.: от великого
княжества к царству
8
9
Историянашегокрая
17
Всеобщая история. История
нового времени. XVIII – начало
XIX в.
34
История России. Россия в
XVIII – начало XIX в.: от
царства к империи
68
Всеобщая история. История
нового времени. XIX — начало
ХХ в.
23
История России. Российская
империя в XIX — начале ХХ в.
45
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
7 КЛАСС
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. КОНЕЦ XV
– XVII в.
Введение
Понятие «Новое время». Хронологические рамки и периодизация
истории Нового времени. Источники по истории раннего Нового времени.
Эпоха Великих географических открытий
Предпосылки Великих географических открытий. Поиски европейцами
морских путей в страны Востока. Экспедиции Колумба. Тордесильясский
договор 1494 г. Открытие Васко да Гамой морского пути в Индию.
Кругосветное плавание Магеллана. Плавания Тасмана и открытие
Австралии. Завоевания конкистадоров в Центральной и Южной Америке (Ф.
Кортес, Ф. Писарро). Европейцы в Северной Америке. Поиски северовосточного морского пути в Китай и Индию. Политические, экономические и
культурные последствия Великих географических открытий конца XV‒XVII
в.
Европа в XVI-XVII вв.: традиции и новизна
Изменения в европейском обществе в XVI-XVII вв. Развитие техники,
горного
дела,
производства
металлов.
Появление
мануфактур.
Возникновение капиталистических отношений. Распространение наемного
труда в деревне. Расширение внутреннего и мирового рынков. Изменения в
сословной структуре общества, появление новых социальных групп.
Абсолютизм и сословное представительство. Повседневная жизнь
обитателей городов и деревень.
Причины Реформации. Начало Реформации в Германии; М. Лютер.
Развертывание Реформации и Крестьянская война в Германии.
Распространение протестантизма в Европе. Кальвинизм. Религиозные войны.
Борьба католической церкви против реформационного движения.
Контрреформация. Инквизиция.
Преодоление раздробленности. Борьба за колониальные владения.
Начало формирования колониальных империй. Дунайская монархия
Габсбургов. Испания под властью потомков католических королей.
Внутренняя и внешняя политика испанских Габсбургов.
Национально-освободительное движение в Нидерландах: цели,
участники, формы борьбы. Итоги и значение национально-освободительного
движения в Нидерландах.
Франция: путь к абсолютизму. Королевская власть и централизация
управления страной. Католики и гугеноты. Религиозные войны. Генрих IV.
Нантский эдикт 1598 г. Людовик XIII и кардинал Ришелье. Фронда.
Французский абсолютизм при Людовике XIV.
Англия. Развитие капиталистических отношений в городах и деревнях.
Огораживания. Укрепление королевской власти при Тюдорах. Генрих VIII и
королевская реформация. «Золотой век» Елизаветы I.
Английская революция середины XVII в. Причины, участники, этапы
революции. Размежевание в революционном лагере. О. Кромвель. Итоги и
значение революции. Реставрация Стюартов. Славная революция.
Становление английской парламентской монархии.
Образование Речи Посполитой. Речь Посполитая в XVI-XVII вв.
Особенности социально-экономического развития. Люблинская уния. Стефан
Баторий. СигизмудIII. Реформация и Контрреформация в Польше.
Международные отношения в XVI -XVII вв. Борьба за первенство,
военные конфликты между европейскими державами. Столкновение
интересов в приобретении колониальных владений и господстве на торговых
путях. Противостояние османской экспансии в Европе. Образование державы
австрийских Габсбургов. Тридцатилетняя война. Вестфальский мир. В мире
империй и вне его. Германские государства. Итальянские земли. Страны
Центральной, Южной и Юго-Восточной Европы. Положение славянских
народов.
Европейская культура в раннее Новое время. Высокое Возрождение в
Италии: художники и их произведения. Северное Возрождение. Мир
человека в литературе раннего Нового времени. М. Сервантес. У. Шекспир.
Стили художественной культуры (барокко, классицизм). Французский театр
эпохи классицизма. Развитие науки: переворот в естествознании,
возникновение новой картины мира. Выдающиеся учёные и их открытия (Н.
Коперник, И. Ньютон). Утверждение рационализма.
Страны Азии и Африки в XVI—XVII вв.
Османская империя: на вершине могущества. Сулейман I
Великолепный: завоеватель, законодатель. Управление многонациональной
империей. Османская армия.
Иран. Правление династии Сефевидов. Аббас I Великий.
Индия при Великих Моголах. Начало проникновения европейцев. ОстИндские компании.
Китай в эпоху Мин. Экономическая и социальная политика государства.
Утверждение маньчжурской династии Цин.
Япония: борьба знатных кланов за власть, установление
сёгунатаТокугава, укрепление централизованного государства. «Закрытие»
страны для иноземцев. Культура и искусство стран Востока в XVI‒XVII вв.
Средиземноморская Африка. Влияние Великих географических
открытий на развитие Африки.
Историческое и культурное наследие Раннего Нового времени
ИСТОРИЯ РОССИИ XVI‒XVII ВВ.
Россия в XVI в.
Эпоха Ивана IV. Регентство Елены Глинской: денежная реформа,
унификация мер длины, веса, объема, начало губной реформы, обострение
придворной борьбы.
Период боярского правления. Соперничество боярских кланов.
Московское восстание 1547 г.
Принятие Иваном IV царского титула. «Избранная рада»: её состав и
значение. Реформы середины XVI в. Реформы центральной власти:
появление Земских соборов, формирование приказов. Судебник 1550 г.
Стоглавый собор. Военные реформы: создание полурегулярного стрелецкого
войска, Уложение о службе. Преобразование местной власти: продолжение
губной реформы, отмена кормлений и формирование местного
самоуправления через выбор губных и земских старост. Налоговая реформа.
Внешняя политика России в XVI в. Присоединение Казанского и
Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в
состав Российского государства. Войны с Крымским ханством. Битва при
Молодях. Укрепление южных границ. Ливонская война: причины и характер.
Ликвидация Ливонского ордена. Причины и результаты поражения России в
Ливонской войне. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало
присоединения к России Западной Сибири.
Социальная структура российского общества - светское население и
духовенство. Служилые люди по отечеству: бояре. Дворяне. Дети боярские.
Формирование Государева двора и «служилых городов». Служилые люди по
прибору: стрельцы, пушкари. Торгово-ремесленное население городов купцы и посадские люди. Крестьяне черносошные, дворцовые,
владельческие, монастырские. Начало закрепощения крестьян: указ о
«заповедных летах». Холопы. Формирование вольного казачества.
Многонациональный состав населения Российского государства.
Финно-угорские народы. Народы Поволжья после присоединения к России.
Ясачные люди. Служилые татары. Сосуществование религий в Российском
государстве. Русская православная церковь. Мусульманское духовенство.
Опричнина, причины и характер. Поход Ивана IV на Новгород.
Последствия опричнины.
Значение правления Ивана Грозного. Исторический портрет царя на
фоне эпохи.
Россия в конце XVI в. Царь Фёдор Иванович. Борьба за власть в
боярском окружении. Правление Бориса Годунова. Учреждение
патриаршества. Тявзинский мирный договор со Швецией: восстановление
позиций России в Прибалтике. Противостояние с Крымским ханством.
Строительство российских крепостей и засечных черт. Продолжение
закрепощения крестьянства: Указ об «урочных летах». Пресечение царской
династии Рюриковичей.
Культура в XVI в. Архитектура. Собор Покрова на Рву, Барма, Постник.
Крепости (Китай-город, Смоленский, Псковский кремли). Федор Конь.
Живопись. Прикладное искусство. Религиозные искания. Феодосий Косой.
Летописание и публицистика. Просвещение и книгопечатание. Лицевой свод.
Домострой. Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским.
Технические знания.
Смута в России
Смутное время начала XVII в. Земский собор 1598 г. и избрание на
царство Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова в отношении боярства
и других сословий. Голод 1601-1603 гг. Дискуссия о его причинах и
сущности. Нарастание экономического, социального и политического
кризисов, пресечение династии московской ветви Рюриковичей.
Самозванцы и самозванство. Личность Лжедмитрия I и его политика.
Восстание 1606 г. и убийство самозванца.
Царствование Василия Шуйского. Восстание Ивана Болотникова.
Лжедмитрий II. Польско-литовская интервенция. Оборона Троице-Сергиева
монастыря. Выборгский договор между Россией и Швецией. М.В. СкопинШуйский. Открытое вступление Речи Посполитой в войну против России.
Оборона Смоленска.
Свержение Василия Шуйского и переход власти к Семибоярщине.
Договор об избрании на престол польского королевича Владислава и
вступление польско-литовского гарнизона в Москву. Захват Новгорода
шведскими войсками.
Подъем национально-освободительного движения. Патриарх Гермоген.
Московское восстание 1611 г. и сожжение города оккупантами. Первое и
второе земские ополчения. «Совет всея земли». Деятельность вождей
Второго ополчения Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина. Освобождение
Москвы в 1612 г.
Земский собор 1613 г. и его роль в восстановлении центральной власти
в России.
Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Борьба с
казачьими выступлениями против центральной власти. Столбовский мир со
Швецией: утрата выхода к Балтийскому морю. Продолжение войны с Речью
Посполитой. Поход королевича Владислава на Москву. Заключение
Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Окончание смуты. Итоги и
последствия Смутного времени.
Россия при первых Романовых
Россия при первых Романовых.
Экономическое развитие России в XVII в. Восстановление
экономического потенциала страны.
Возвращение территорий, утраченных в годы Смуты.
Первые мануфактуры. Ярмарки. Укрепление внутренних торговых
связей и развитие хозяйственной специализации регионов Российского
государства. Торговый и Новоторговый уставы. Торговля с Западом.
Социальная структура российского общества. Государев двор,
служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население,
стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. Русская деревня в
XVII в.
Завершение процесса централизации. Царствование Михаила
Федоровича. Продолжение закрепощения крестьян. Земские соборы. Роль
патриарха Филарета в управлении государством. Органы государственной
власти и православная церковь в XVII в. Боярская дума. Приказная система.
Приказные люди Органы местного управления.
Изменения в вооружённых силах. Полки «нового (иноземного) строя».
Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия. Соборное
уложение 1649 г. Завершение оформления крепостного права и территория
его распространения. Абсолютная монархия. Ослабление роли Боярской
думы в управлении государством. Развитие приказного строя. Усиление
воеводской власти в уездах и постепенная ликвидация земского
самоуправления. Затухание деятельности Земских соборов. Правительство
Б.И. Морозова: итоги его деятельности. Патриарх Никон, его конфликт с
царской властью. Раскол в Церкви. Протопоп Аввакум, формирование
религиозной традиции старообрядчества.
Городские восстания середины XVII в. Соляной бунт в Москве.
Народные восстания 1650-х гг. в городах России, Новгородское и Псковское
восстания. Денежная реформа 1654 г. Медный бунт. Побеги крестьян на Дон
и в Сибирь. Восстание Степана Разина.
Внешняя политика России в XVII в. Дипломатические контакты со
странами Европы и Азии после Смуты. Смоленская война. Поляновский мир.
Связи России с православным населением Речи Посполитой:
противодействие распространению католичества и унии, контакты с
Запорожской Сечью. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада.
Вхождение земель Гетманщины (запорожских и малороссийских земель под
управлением гетмана Богдана Хмельницкого в состав России). Война между
Россией и Речью Посполитой 1654-1667 гг. Андрусовское перемирие.
Русско-шведская война 1656-1658 гг. и ее результаты. Укрепление южных
рубежей России.
Белгородская засечная черта. Конфликты с Османской империей.
«Азовское осадное сидение» донских казаков. Русско-Турецкая война (16761681 гг.) и Бахчисарайский мирный договор. Отношения России со странами
Западной Европы. Проникновение русских землепроходцев в Восточную
Сибирь и Даурию.
Освоение новых территорий. Народы России в XVII в. Эпоха Великих
географических открытий и русские географические открытия. Плавание
Семёна Дежнёва. Выход к Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и
Василия Пояркова и исследование бассейна реки Амур. Нерчинский договор
с Китаем.
Освоение Поволжья и Сибири. Калмыцкое ханство. Ясачное
налогообложение. Переселение русских на новые земли. Миссионерство и
христианизация.
Межэтнические
отношения.
Формирование
многонациональной элиты.
Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Налоговая (податная)
реформа.
Культура в XVII в. Литература. «Калязинская челобитная». Жития.
Симеон Полоцкий. Архитектура. Приказ каменных дел. Ансамбли
Ростовского и Астраханского кремля, монастырские комплексы КириллоБелозерского, Соловецкого (XVI—XVII вв.), Ново-Иерусалимского и
Крутицкого подворья (XVII в.) в Москве. Храмы в стиле Московского
барокко. Изобразительное искусство. Симон Ушаков. Ярославская школа
иконописи. Парсунная живопись. Просвещение и образование. «Синопсис»
Иннокентия Гизеля - первое учебное пособие по истории. Школы при
Аптекарском и Посольском приказах. Усиление светского начала в
российской культуре. Немецкая слобода как проводник европейского
культурного влияния. Перемены в быту.
ИСТОРИЯ НАШЕГО КРАЯ
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение истории в 5 классе направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного
предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К важнейшим личностным результатам изучения истории относятся:
1) в сфере патриотического воспитания: осознание российской
гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины ‒ России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому
и природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране;
2) в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической
традиции и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к
выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение
прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни
семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края,
страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие
действий, наносящих ущерб социальной и природной среде;
3) в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных
духовно-нравственных ценностях народов России; ориентация на моральные
ценности и нормы современного российского общества в ситуациях
нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а
также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное
неприятие асоциальных поступков;
4) в понимании ценности научного познания: осмысление значения
истории как знания о развитии человека и общества, о социальном,
культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение
навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма;
формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей
современного общественного сознания;
5) в сфере эстетического воспитания: представление о культурном
многообразии своей страны и мира; осознание важности культуры как
воплощения ценностей общества и средства коммуникации; понимание
ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других
народов;
6) в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью:
осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе ‒ на
основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного
физического и духовного развития человека в исторических обществах (в
античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;
7) в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания
истории значения трудовой деятельности людей как источника развития
человека и общества; представление о разнообразии существовавших в
прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам
трудовой деятельности человека; определение сферы профессиональноориентированных интересов, построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов;
8) в сфере экологического воспитания: осмысление исторического
опыта взаимодействия людей с природной средой; осознание глобального
характера экологических проблем современного мира и необходимости
защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности;
9) в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и
природной среды: представления об изменениях природной и социальной
среды в истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о
значении совместной деятельности для конструктивного ответа на
природные и социальные вызовы.
В результате изучения истории на уровне основного общего
образования у обучающегося будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц,
схем);
выявлять характерные признаки исторических явлений;
раскрывать причинно-следственные связи событий;
сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия;
формулировать и обосновывать выводы.
Базовые исследовательские действия:
определять познавательную задачу;
намечать путь её решения и осуществлять подбор исторического
материала, объекта;
систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять
реконструкцию исторических событий;
соотносить полученный результат с имеющимся знанием;
определять новизну и обоснованность полученного результата;
представлять результаты своей деятельности в различных формах
(сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и другие).
Работа с информацией:
осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации
(учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература,
интернет-ресурсы и другие) ‒ извлекать информацию из источника;
различать виды источников исторической информации;высказывать
суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
представлять особенности взаимодействия людей в исторических
обществах и современном мире;
участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать
различие и сходство высказываемых оценок;
выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании,
письменном тексте;
публично представлять результаты выполненного исследования,
проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в
школе и социальном окружении.
Совместная деятельность:
осознавать на основе исторических примеров значение совместной
работы как эффективного средства достижения поставленных целей;
планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные
проекты по истории, в том числе ‒ на региональном материале;
определять свое участие в общей работе и координировать свои
действия с другими членами команды.
Регулятивные универсальные учебные действия:
владеть приемами самоорганизации своей учебной и общественной
работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана
действий и определение способа решения);
владеть приёмами самоконтроля ‒ осуществление самоконтроля,
рефлексии и самооценки полученных результатов;
вносить коррективы в свою работу с учётом установленных ошибок,
возникших трудностей.
Умения в сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и
других:
выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в
отношениях между людьми;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий
другого (в исторических ситуациях и окружающей действительности);
регулировать способ выражения своих эмоций с учётом позиций и
мнений других участников общения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы по истории на уровне
основного общего образования должны обеспечивать:
1) умение определять последовательность событий, явлений, процессов;
соотносить события истории разных стран и народов с историческими
периодами, событиями региональной и мировой истории, события истории
родного края и истории России, определять современников исторических
событий, явлений, процессов;
2) умение выявлять особенности развития культуры, быта и нравов
народов в различные исторические эпохи;
3) овладение историческими понятиями и их использование для
решения учебных и практических задач;
4) умение рассказывать на основе самостоятельно составленного плана
об исторических событиях, явлениях, процессах истории родного края,
истории России и мировой истории и их участниках, демонстрируя
понимание исторических явлений, процессов и знание необходимых фактов,
дат, исторических понятий;
5) умение выявлять существенные черты и характерные признаки
исторических событий, явлений, процессов;
6) умение устанавливать причинно-следственные, пространственные,
временные связи исторических событий, явлений, процессов изучаемого
периода, их взаимосвязь (при наличии) с важнейшими событиями ХХ ‒
начала XXI в. (Февральская и Октябрьская революции 1917 г., Великая
Отечественная война, распад СССР, сложные 1990-е гг., возрождение страны
с 2000-х гг., воссоединение Крыма с Россией в 2014 г.); характеризовать
итоги и историческое значение событий;
7) умение сравнивать исторические события, явления, процессы в
различные исторические эпохи;
8) умение определять и аргументировать собственную или
предложенную точку зрения с опорой на фактический материал, в том числе
используя источники разных типов;
9) умение различать основные типы исторических источников:
письменные, вещественные, аудиовизуальные;
10) умение находить и критически анализировать для решения
познавательной задачи исторические источники разных типов (в том числе
по истории родного края), оценивать их полноту и достоверность, соотносить
с историческим периодом; соотносить извлечённую информацию с
информацией из других источников при изучении исторических событий,
явлений, процессов; привлекать контекстную информацию при работе с
историческими источниками;
11) умение читать и анализировать историческую карту (схему);
характеризовать на основе исторической карты (схемы) исторические
события, явления, процессы; сопоставлять информацию, представленную на
исторической карте (схеме), с информацией из других источников;
12) умение анализировать текстовые, визуальные источники
исторической информации, представлять историческую информацию в виде
таблиц, схем, диаграмм;
13) умение осуществлять с соблюдением правил информационной
безопасности поиск исторической информации в справочной литературе,
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для решения
познавательных задач, оценивать полноту и верифицированность
информации;
14) приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры,
национальной и религиозной принадлежности на основе национальных
ценностей современного российского общества: гуманистических и
демократических ценностей, идеи мира и взаимопонимания между народами,
людьми разных культур, уважения к историческому наследию народов
России. Положения ФГОС ООО развёрнуты и структурированы в программе
по истории в виде планируемых результатов, относящихся к ключевым
компонентам познавательной деятельности обучающихся при изучении
истории, от работы с хронологией и историческими фактами до применения
знаний в общении, социальной практике.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№
п/
п
Количествочасов
Наименованиеразделов и
темпрограммы
Всег
о
Контрольныеработ
ы
Практическиеработ
ы
Раздел 1.Всеобщая история. История Нового времени. Конец XV — XVII в.
1.1
Введение
1
0
0
1.2
ЭпохаВеликихгеографическихоткрыт
ий
4
0
0
1.3
Европа в XVI-XVII вв.: традиции и
новизна
18
0
0
1.4
Страны Азии и Африки в XVI—XVII
вв.
5
1
0
Итогопоразделу
28
Раздел 2.История России. XVI— конец XVII вв.
2.1
Россия в XVI в.
21
0
0
2.2
Смута в России
12
0
0
2.3
РоссияприпервыхРомановых
24
1
0
1
0
Итогопоразделу
57
Раздел 3.Курс «История нашего края»
3.1
Историянашегокрая
Итогопоразделу, курсу
17
17
Электронные
(цифровые)
образовательныересурс
ы
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
102
3
0
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№ п/п
Темаурока
Количествочасов
Всего
1
Всеобщая история. История Нового времени. Конец XV — XVII в. Введение
1
2
Мир на заре Нового времени
1
3
Великиегеографическиеоткрытия
1
4
Колониальные империи раннего Нового времени
1
5
Урок повторения и обобщения по теме «Эпоха Великих географических открытий»
1
6
Сельский и городской мир в эпоху зарождения капитализма
1
7
Человек, общество, государство
1
8
Реформация и Контрреформация
1
9
Германские земли и держава австрийских Габсбургов
1
10
Испанскаямонархия
1
11
Нидерланды: путь к расцвету
1
12
Франция: становлениеабсолютизма
1
13
Англия в XVI — начале XVII в.
1
14
Векреволюций в Англии
1
15
Сила и слабость Речи Посполитой
1
16
Международные отношения в XVI—XVII вв.
1
17
Международные отношения в XVI—XVII вв.
1
18
КультураэпохиВозрождения
1
19
КультураэпохиВозрождения
1
20
Культура XVII в.: барокко и классицизм
1
21
Научнаяреволюция
1
22
Урок повторения и обобщения по теме «Европа в XVI-XVII вв.: традиции и новизна»
1
23
Урок повторения и обобщения по теме «Европа в XVI-XVII вв.: традиции и новизна»
1
24
Османская империя и Иран: могущество и упадок
1
25
Индия в эпоху Великих Моголов
1
26
Китай и Япония: в поисках стабильности
1
27
Африка: разные судьбы государств и народов
1
28
Урок итогового повторения, обобщения и контроля «Историческое и культурное наследие
Раннего Нового времени»К/р
1
29
Россия в 1533–1547 гг.
1
30
Россия в 1533–1547 гг.
1
31
НачалоцарствованияИвана IV
1
32
НачалоцарствованияИвана IV
1
33
Русское общество в XVI в.
1
34
Русское общество в XVI в.
1
35
Военные реформы Ивана IV и Избранной рады
1
36
Военные реформы Ивана IV и Избранной рады
1
37
Наследники Золотой Орды в середине XVI в.
1
38
Присоединение Поволжья. Начало Ливонской войны
1
39
Присоединение Поволжья. Начало Ливонской войны
1
40
Падение Избранной рады и введение опричнины
1
41
Падение Избранной рады и введение опричнины
1
42
ЗавершениеэпохиИванаГрозного
1
43
ЗавершениеэпохиИванаГрозного
1
44
Россия при царе Фёдоре Ивановиче
1
45
Россия при царе Фёдоре Ивановиче
1
46
Развитие культуры в XVI в.
1
47
Духовная жизнь общества в XVI в.
1
48
Урок повторения и обобщения по теме «Россия в XVI в.»
1
49
Урок контроля по теме «Россия в XVIв. »
1
50
В преддверии грозных испытаний: кризис власти и общества на рубеже XVI–XVII вв.
1
51
Начало Смуты. Самозванец на троне
1
52
Начало Смуты. Самозванец на троне
1
53
АпогейСмуты. «Всеконечноеразорение»
1
54
АпогейСмуты. «Всеконечноеразорение»
1
55
СпасителиОтечества
1
56
СпасителиОтечества
1
57
Завершение Смуты и иностранной интервенции
1
58
Завершение Смуты и иностранной интервенции
1
59
Урок повторения и обобщения по теме «Смута в России»
1
60
Урок повторения и обобщения по теме «Смута в России»
1
61
Урок контроля по теме «Смута в России»
1
62
«Куда соха ходила…» Социально-экономическое развитие России в XVII в
1
63
«Куда соха ходила…» Социально-экономическое развитие России в XVII в
1
64
Сословия в XVII в.: верхи общества
1
65
Сословия в XVII в.: низы общества
1
66
Государственное устройство России в XVII в.
1
67
Государственное устройство России в XVII в.
1
68
Внутренняя политика царя Алексея Михайловича
1
69
«Государство правит по своей воле…» На путях к абсолютной монархии
1
70
«Государство правит по своей воле…» На путях к абсолютной монархии
1
71
Русская церковь в XVII в.
1
72
Русская церковь в XVII в.
1
73
Социальное противостояние в XVII в.
1
74
Социальное противостояние в XVII в.
1
75
Внешняя политика России в XVII в.
1
76
Внешняя политика России в XVII в.
1
77
«Встречь солнцу»: освоение Сибири и Дальнего Востока
1
78
Внутренняя политика царя Фёдора Алексеевича
1
79
Культура России в XVII в.
1
80
Культура России в XVII в.
1
81
Мирчеловека XVII в.
1
82
Урок повторения и обобщения по теме «Россия при первых Романовых»
1
83
Урок контроля по теме «Россия при первых Романовых»
1
84
Уроки итогового повторения и контроля
1
85
Уроки итогового повторения и контроля К/Р
1
86
Тверские земли при Петре I
1
87
Вышневолоцкаяводнаясистема
1
88
Тверские земли в 1730 - 1750-е гг
1
89
Тверитяне в войнах России в 1750 - 1790 -е гг
1
90
Тверская земля в царствование Екатерины II
1
91
Образование Тверского наместничества и губернии
1
92
Реконструкция Твери и уездных городов. Становление "дворянскихгнёзд"
1
93
Культура Тверского края в XVIII веке
1
94
Торопецкий край в XVIII веке
1
95
Тверские земли в начале XIX в
1
96
Тверитяне в войнах с Наполеоном
1
97
Тверская губерния в дореформенный период
1
98
Тверитяне в Крымскойвойне
1
99
Крестьянская реформа в тверских землях
1
100
Тверские земли в пореформенный период. Тверскоеземство
1
101
Культура Тверского края в XIX веке
1
102
Торопецкий край в XIXвекеК/р
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
102
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
История. Всеобщая история. История Нового времени. Конец XV —
XVII в. 7 классАвторыЮдовскаяА.Я.,Баранов П.А.,ВанющкинаЛ.М.Линия
УМК, серия История. Всеобщая история (5-9) (Государственный
учебник)История. История России. 7 класс.Авторы Арсентьев Н. М.,
Данилов А. А., Стефанович П. С. и др. Под ред. Торкунова А. В.Линия
УМК, серия История России. Под ред. Торкунова А. В. (6-10) ,История
нашего края. Тверская область. XVIII — начало ХХI века: учебное
пособие для 6–7 классов общеобразовательных организаций Авторы: В.М.
Воробьёв, Т.А. Винокурова
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Поурочные рекомендации. История России. 7 класс. Журавлева О.Н.
Рабочая тетрадь. История России. 7 класс. Данилов А.А., Лукутин
А.В., Артасов И.А.
Комплект карт. История России. 6 класс. Сост. Н.М. Арсентьев, А.А.
Данилов.
Книга для чтения. История России. 6-9 классы. Данилов А.А.
Хрестоматия. История России. 6–10 классы (в 2-х частях). Сост.
Данилов А.А.
Поурочное планирование курса «История России». 6–9
классы. Данилов А.А., Журавлева О.Н., Барыкина И.Е.
Комплект методических материалов в помощь учителю
истории. Сост. Данилов А.А.
Методическое пособие с электронным приложением «Уроки
истории с применением информационных технологий. И.В.Панченкова;
Москва «Планета»,2021 год.
Методическое пособие с электронным приложением
«Повторение и контроль знаний. Интерактивные дидактические
материалы. История России. класс»; автор-составитель: О.А.Мартьянова;
Москва «Планета», 2020 год.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
http://fcior.edu.ru/ Федеральный
центр
информационно-образовательных
ресурсов.
2. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов.
3. http://www.ug.ru/ - Официальный сайт "Учительской газеты". На сайте
представлены новости образования, рассматриваются вопросы воспитания, социальной
защиты, методики обучения
4. http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет
5. http://www.1september.ru/ru/ - Газета "Первое Сентября" и ее приложения.
Информация для педагогов
6. http://www.it-n.ru/ - Сеть творческих учителей
7. http://www.pish.ru/сайт журнала «Преподавание истории в школе» с архивом
8. http://his.1september.ru Газета "История" и сайт для учителя "Я иду на урок
истории"
9. http://www.fipi.ru - ФИПИ
10. http://www.uchportal.ru/ - учительский портал – по предметам – уроки,
презентации, внеклассная работа, тесты, планирования, компьютерные программ
11. http://rosolymp.ru/ - Всероссийская Олимпиада школьников
12. http://www.zavuch.info/
Завуч-инфо
(методическая
библиотека,
педагогическая ярмарка, сообщество педагогов, новости…)
13. http://www.km-school.ru/r1/media/a1.asp - Энциклопедия Кирилла и Мефодия
14. http://www.hrono.info/biograf/index.php - Хронос. Коллекция ресурсов по
истории. Подробные биографии, документы,
статьи, карты
15. http://www.russianculture.ru/ - портал «Культура России»;
16. http://www.historia.ru/ - «Мир истории». Электронный журнал
1.