Эл. курс 9кл Практикум написания сочинения-рассуждения

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Тверской области
Торопецкий муниципальный округ Тверской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Торопецкая гимназия имени святителя Тихона,
Патриарха Московского и всея России

РАССМОТРЕНО
На заседании
педагогического
совета
Протокол №10
От «26» 06. 2025г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор гимназии
________________________
Замыслова В.И.
Приказ №56
от «01» 07 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Практикум написания сочинения-рассуждения»
(Подготовка к ОГЭ)
для обучающихся 9 класса

Торопец, 2025 г.

Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа элективного курса «Подготовка к ОГЭ.
Практикум написания сочинения-рассуждения.» составлена на основе
федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного
приказом Минообразования и науки РФ №1897, и в соответствии с
кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки
обучающихся для проведения основного государственного экзамена по
русскому языку. Предлагаемый элективный курс предназначен для
подготовки обучающихся 8-9 классов к сдаче ОГЭ по русскому языку и
рассчитана на 17 часов. Данная рабочая программа построена на основе
учебно-методических
пособий
Н.А.Сениной,
А.Г.Нарушевича,
Г.Т.Егораевой, Е.А.Махановой и др. Для организации контроля результатов
освоения школьниками программы курса используется сборник типовых
экзаменационных вариантов И.П.Цыбулько. Структура рабочей программы
соответствует требованиям ФГОС ООО.
Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ОГЭ. Практикум
написания сочинения-рассуждения» в соответствии с ФГОС представляет
собой документ, включающий 3 раздела: планируемые результаты освоения
предмета (курса), содержание курса, тематическое планирование. Но для
удобства использования программы также представлены календарнотематическое планирование, перечень учебно- методического обеспечения
Актуальность данного элективного курса достаточно высока, так как он
готовит учащихся к одной из самых сложных частей государственного
экзамена по русскому языку – написанию сочинения-рассуждения на
морально-этическую тему (задание 13.3). Данному виду работы по развитию
речи в программе русского языка 5-9 класса уделяется недостаточное
внимание, что не дает возможности должным образом подготовить учащихся
к выполнению задания 13.3. Ситуация осложняется еще и тем, что учащиеся
должны быть готовы к написанию трех видов сочинения-рассуждения:
сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (13.1), сочинениерассуждение, связанное с анализом текста (13.2), и сочинение-рассуждение
на морально-этическую тему (13.3), поэтому программа элективного курса
«Подготовка к ОГЭ. Практикум
написания сочинения-рассуждения»
актуальна для учащихся 9 класса. Также программу можно использовать как
модуль в подготовке к ОГЭ.
Цель программы элективного курса: обеспечить обучающимся 9-х
классов качественную подготовку к прохождению итоговой аттестации по
русскому языку, а именно: совершенствовать и развивать умение
конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения
на заданную тему.

Достижение поставленной цели связывается с решением следующих
задач:
 обучить порядку работы над сочинением-рассуждением: умению
формулировать тезис, аргументированно доказывать свою точку
зрения, делать вывод;
 совершенствовать умение правильно, логично и последовательно
излагать свои мысли в письменной форме; совершенствовать и
редактировать текст;
 развивать орфографическую и пунктуационную грамотность.
Основными формами организации занятий являются лекции учителя,
практические работы, написание сочинений, составление обобщающих
таблиц и схем, работа с опорным конспектом, контрольные уроки. На
каждом занятии предусматривается теоретическая и практическая часть
(выполнение упражнений, позволяющих закрепить приобретенные знания).
Освоение материала элективного курса «Подготовка к ОГЭ. Технология
написания сочинения-рассуждения. Задание 13.3» должно обеспечивать
формирование и развитие личностных, метапредметных и предметных
результатов.

Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты освоения курса:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству,
к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство
ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве
гражданина России, субъективная значимость использования русского языка
и языков народов России, осознание и ощущение личностной
сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего
края, основ культурного наследия народов России и человечества
(идентичность человека с российской многонациональной культурой,
сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории
современной России). Осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям
народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и
способность к осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире
профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств
и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным
поступкам
(способность
к
нравственному
самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к
религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных
норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных
традициях народов России). Сформированность ответственного отношения к
учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в
социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и
общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое
отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и
достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного
субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по

диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов
диалога и способность к ведению переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах.
7. Развитость эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.
8. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, наличие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты освоения курса:
1. Систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и
интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных
объектах.
2. Выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое
свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в
сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядносимволической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт
понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов).
3. Заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты. В ходе
реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением
выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том
числе и в ситуациях неопределенности.
4. Развивать способность к разработке нескольких вариантов решений, к
поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее
приемлемого решения.
определять возможные роли в совместной деятельности.
5. Играть определенную роль в совместной деятельности; принимать
позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи:
мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы,
аксиомы, теории.
6. Определять свои действия и действия партнера, которые способствовали
или препятствовали продуктивной коммуникации; строить позитивные
отношения в процессе учебной и познавательной деятельности.
7. Корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии
уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение
механизмом эквивалентных замен); критически относиться к собственному
мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно
таково) и корректировать его; предлагать альтернативное решение в
конфликтной ситуации.
8. Организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие
цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

Предметные результаты освоения курса:
1. Понимание ключевых проблем текста.
2. Умение анализировать текст: определять его принадлежность к одному из
типов речи;
понимать и формулировать тему, идею текста; характеризовать его героев
сопоставлять героев одного или нескольких произведений.
3. Формулирование собственного отношения к описанному; собственная
интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных
произведений; понимание авторской позиции и своё отношение к ней.
4. Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с
использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать
на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные
монологические высказывания разного типа, вести диалог.
5. Написание сочинений в соответствии с выбранным направлением на темы;
6. Освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные
разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог,
диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный,
публицистический, официально-деловой стили, язык художественной
литературы.
7. Овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
русского языка, основными нормами русского литературного языка
(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими,
пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей
речевой практике при создании устных и письменных высказываний.
8. Понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и
грамматической синонимии и использование их в собственной речевой
практике.
9. Овладение различными видами и типами чтения: ознакомительным,
изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным
чтением; коммуникативным чтением про себя и вслух; учебным и
самостоятельным чтением.
10.
В результате освоения элективного курса «Подготовка к ОГЭ. Практикум
написания сочинения-рассуждения. Задание 13.3»
Ученик научится
- отбирать для текста наиболее
важные
события,
помогающие
раскрывать основную мысль и идею
текста, авторское отношение к
происходящему и интересные для
адресата;
- выбирать и воплощать в тексте

Ученик получит возможность
научиться
анализировать
речевые
высказывания с точки зрения их
соответствия ситуации общения и
успешности
в
достижении
прогнозируемого
результата;
понимать
основные
причины
коммуникативных неудач и уметь

смысловые модели в соответствии с
основной
мыслью
и
идеей,
выбранной сферой общения и
жанром;
- соотносить структуру смысловых
моделей со смысловой цельностью
текста;
выбирать
необходимую,
ситуативно
уместную
схему
расположения
(композицию)
создаваемого текста;
создавать
каждую
композиционную
часть
текста
(вступление,
основную
часть,
заключение) в соответствии с
требованиями, которые к ним
предъявляются,
а
также
в
соответствии
с
«нравственной
мыслью» текста
и
авторским
отношением к происходящему;
- располагать материал так, чтобы
интерес предполагаемого адресата к
содержанию текста не ослабевал;
- выбирать способ построения текста
в соответствии с требованиями
выбранной
сферы
общения,
функционального стиля и жанра.
- правильно использовать в речи
грамматические
средства
оформления, особенно деепричастия
и деепричастные обороты;
- применять риторические средства
выразительности в соответствии с
авторскими целевыми установками, с
выбранным стилем и жанром;
применять
на
практике
риторические умения
корректировать
текст
в
соответствии
с
критериями
оценивания;
- владеть средствами интонационной
выразительности;
- понять основную мысль текста и
отследить её развитие в тексте;
оценивать
уместность

объяснять их;
- оценивать собственную и чужую
речь с точки зрения точного,
уместного
и
выразительного
словоупотребления;
опознавать
различные
выразительные средства языка;
- осознанно использовать речевые
средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих
чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей
деятельности;
- участвовать в разных видах
обсуждения,
формулировать
собственную
позицию
и
аргументировать
ее,
привлекая
сведения
из
жизненного
и
читательского опыта;
-ориентироваться в содержании
текстов и понимать их целостный
смысл;
-- использовать полученные знания в
различных ситуациях общения (на
других уроках, в повседневной
деятельности, на экзаменах, при
написании и защите рефератов;
-ставить и формулировать для себя
новые
задачи
в
учебе
и
познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
- самостоятельно планировать пути
достижения целей, в том числе
альтернативные,
осознанно
выбирать наиболее эффективные
способы
решения
учебных
и
познавательных заданий.

использованных
средств
выразительности с точки зрения
действенности текста на адресата.

Содержание программы элективного курса «Подготовка к ОГЭ.
Технология написания сочинения-рассуждения. Задание 13.3»
1. Введение в курс «Подготовка к ОГЭ. Технология написания
сочинения-рассуждения. Задание 13.3». Основные цели и задачи курса.
Нормативная база ОГЭ. Государственная итоговая аттестация как форма
контроля. Структура экзаменационной работы, распределение заданий и их
дифференциация по уровням сложности. Демоверсия по русскому языку.
Учебные материалы и пособия для подготовки к ГИА.
2. Структура сочинения-рассуждения. Формулировка задания. Пример
формулировки задания 13.3 в контрольно-измерительных материалах.
Сочинение-рассуждение в системе ГИА. Рассуждение как функциональносмысловой тип речи. Структура сочинения-рассуждения (тезис – аргументы вывод). Знакомство с критериями оценивания задания 9.3. Алгоритм
написания сочинения – рассуждения. Средства связи частей рассуждения.
Речевые клише.
3. Способы оформления тезиса. Способы толкования значения слова.
Составление краткого словаря терминов. Работа с толковыми словарями.
Толкование понятия в сочинении.
4. Комментирование понятий. Создание таблицы «Понятие. Толкование.
Комментарий». Схема вступления. Оценивание вступления.
5. Учимся аргументировать тезис. Выбор аргументов. Понятие
«жизненный опыт». Критерии оценивания основной части сочинения.
Средства связи между частями сочинения. Создание «Копилки литературных
аргументов».
6. Пишем вывод. Задача вывода. Способы моделирования заключительной
части сочинения. Обобщение изученного. Создание текста сочинениярассуждения на морально-этическую тему. Редактирование текста
сочинения.
7. Критерии оценки грамотности. Виды ошибок в письменных работах
школьников. Практикум по разграничению ошибок. Критерии оценивания
грамотности. Рецензирование сочинений учеников.

Тематическое планирование курса
«Подготовка к ОГЭ. Практикум написания сочинения-рассуждения.»
№
Раздел. Тема раздела.
темы
1
Введение в курс

Количество часов
1

2

Структура
сочинения- рассуждения.
Формулировка задания

1

3

Способы

2

4

Комментирование понятий

2

5

Учимся

2

6

Пишем вывод

7

Практикум

8

4

9

Критерии
оценки
грамотности
Обобщение изученного

10

Итоговый контроль

1

оформления тезиса

аргументировать тезис

1
написания сочинения

2

1

Тематическое планирование к рабочей программе элективного
курса «Подготовка к ОГЭ. Практикум написания сочинениярассуждения. »
№
Тема
урока
1
Введение в курс

К-во
часов
2

2

Структура сочинениярассуждения

2

3

Способы
тезиса

2

4

Толкование
слова

5

Комментирование
понятий

2

6

Создание
таблицы
«Понятие. Толкование.
Комментарий»
Аргументируем тезис.

2

7

оформления

значения

2

2

Виды деятельности
Дата
учащихся
провед.
Изучение инструкции по
выполнению
экзаменационной работы
по
русскому
языку.
Знакомство с критериями
оценки
выполнения
заданий.
Работа
с
демонстрационным
вариантом ОГЭ.
Знакомство с критериями
оценки
задания,
структурой
сочинениярассуждения. Составление
алгоритма
написания
сочинения.
Пошаговая
инструкция.
Работа
с
толковыми
словарями.
Работа
с
текстами,
опорными
схемами.
Работа
с
толковыми
словарями. Знакомство со
способами
толкования
слова.
Составление
«Краткого
словаря
терминов». Выполнение
тренировочных заданий.
Ведение комментария к
толкованию
понятия.
Работа
с
текстами.
Создание
вступления
сочинения. Рецензия и
редактирование
вступления.
Создание
таблицы.
Выполнение
тренировочных заданий.
Знакомство с критериями

Аргумент №1

8

Аргументируем тезис.
Аргумент №2

2

9

Пишем вывод

2

10

Практикум. Написание
сочинения

2

11

Практикум. Рецензия
на сочинение

2

12

Орфографические
нормы

2

13

Пунктуационные
нормы

2

14

Грамматические
нормы

2

оценивания
основной
части сочинения. Работа с
текстами,
нахождение
аргумента
в
предложенном
тексте.
Оформление
первого
аргумента.
Работа
с
понятием
«жизненный
опыт».
Переход от аргумента №1
к аргументу №2. Создание
«Копилки литературных
аргументов».
Знакомство с основными
задачами
вывода
сочинения,
способами
моделирования
вывода.
выполнение
тренировочных
упражнений.
Создание
самостоятельных текстов
сочинений на заданную
тему.
Рецензирование
и
редактирование
сочинений.
Знакомство с критериями
оценивания грамотности,
видами ошибок в работах
учащихся.
Повторение
орфографических
норм.
Выполнение
тренировочных
упражнений.
Повторение
пунктуационных
норм,
выполнение
тренировочных
упражнений.
Знакомство
с
грамматическими
ошибками,
работа
с
примерами
ошибок.

15

Речевые нормы

2

16

Обобщение
изученного

2

17

Итоговый контроль

2

Выполнение
тренировочных заданий.
Знакомство с речевыми
ошибками,
видами
речевых
ошибок.
Выполнение
практического задания.
Выполнение практических
заданий. Создание текста
сочинения-рассуждения.
Редактирование готовых
сочинений.
Написание
сочинениярассуждения на моральноэтическую
тему
по
критериям ОГЭ

Список использованной литературы
1. Егораева Т.Г. ОГЭ 2016. Русский язык. Практикум. Подготовка к
выполнению задания 15.3 / М. : Издательство «Экзамен», 2016. – 111 с.
2. Егораева Г. Т. ОГЭ – 2020. Русский язык. 10 вариантов. Типовые тестовые
задания. – М.: Издательство «Экзамен», 2020. – 96 с.
3. Маханова Е.А. Готовимся к экзамену по русскому языку: обучение
написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему. 9 класс /
Волгоград : Учитель. – 103 с.
4. Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. 9 класс. Сочинение на ОГЭ:
курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие / Ростов н/Д:
Легион, 2015. – 96 с.
5. Цыбулько И.П. ОГЭ. Русский язык : типовые экзаменационные варианты:
36 вариантов / М.: Издательство «Национальное образование», 2020. – 240 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».