ДО я-исследователь

02.04.
Частное общеобразовательное учреждение
Торопецкая гимназия имени святителя Тихона,
Патриарха Московского и всея России

Согласовано:

УТВЕРЖДАЮ:

На заседании педагогического совета
Протокол № 1 от 31.08.2023 года

Приказ № 41 от 31.08.2023 года

Директор гимназии: В.И.Замыслова

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая модифицированная программа
Направленность – социально-гуманитарная
Я -исследователь
Стартовый уровень
Срок реализации: 1 год

2023, Торопец

Программа по проектной деятельности «Я - исследователь» разработана в
соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования на
33 (1 час в неделю).
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового
поколения требует использования в образовательном процессе технологий
деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности
определены как одно из условий реализации основной образовательной
программы начального общего образования.
Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью.
Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской
деятельности, в будущем станут основой для организации научноисследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время
компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи
формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно
добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа
обеспечивает реализацию следующих принципов:
Непрерывность дополнительного образования как механизма
полноты и целостности образования в целом;

Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе
социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

Системность организации учебно-воспитательного процесса;

Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.


Начальная школа важнейший этап в процессе общего образования школьника.
За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных
дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником».
Результат образования на выходе из начальной школы:
«– умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций:
самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность
при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения,
небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые
ситуации;
– овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования,
хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка)
необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;
– определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы:
«Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); определение
причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей

(ответ на вопрос «Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение
ошибок в работе и их исправление;
– учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу,
оценивать свой вклад и общий результат деятельности».
Поэтому в настоящее время все более актуальным становится использование в
обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно
добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать
гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные
методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с
развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и
саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения,
обновление содержания образования. В последние годы эту проблему в
начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной
деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл
которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения
школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.
Цель программы: теоретическое обоснование, практическая разработка и
апробация модели организации образовательной среды через проектную
деятельность.
Задачи программы:
1. Выявить предпосылки и специфику использования проектной деятельности как
образовательного ресурса в решении управленческо-педагогической задачи
организации развивающих возможностей образовательной среды.
2. Разработать теоретическую модель организации образовательной среды школы
через проектную деятельность, определить направления и принципы ее
реализации.
3.
Определить
организационно-педагогические
условия
реализации
разработанной модели организации образовательной среды школы.
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе
которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений
самостоятельно
конструировать
свои
знания,
ориентироваться
в
информационном пространстве, развитие критического и творческого
мышления.
Целью данного курса является развитие навыков использования разных
источников информации для создания проектов и формирование навыков
делового общения в процессе работы над проектом.
Задачи:
Обучающие: - развивать самостоятельность ребенка; - развивать способности к
самообразованию; - обучать умению планирования своей работы; - закреплять и
углублять знания и умения, учащихся при работе с проектными технологиями.
Развивающие: - создать условия к саморазвитию учащихся; - развивать
умственные способности и умения решать мини-проблемы; - развивать
внимание, логику, творческое мышление, любознательность, память,
способность к восприятию; Расширять кругозор и обогащать словарный запас
новыми понятиями из мира проекта. Воспитательные: - воспитывать

самоуважение к позитивной самооценке автора проекта; -воспитывать чувства
самоконтроля, рефлексии.
Целевые ориентиры воспитания:
готовности к защите Российского Отечества; осознанного опыта выполнения
гражданских обязанностей; гражданского участия в жизни своего поселения;
неприятия
дискриминации,
экстремизма,
терроризма,
коррупции;
национального, этнокультурного самосознания; ценностного отношения к
отечественной культуре; уважения к старшим, людям труда, педагогам,
сверстникам; способности к командной деятельности; готовности к анализу и
представлению своей нравственной позиции; воли, настойчивости,
последовательности, принципиальности, готовности к компромиссам в
совместной деятельности; опыта социально значимой деятельности;
Формирование УУД
В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные
умения и навыки:
1.Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной
задачи?
2.Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия,
привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном
поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя,
консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
3.Навыки оценочной самостоятельности.
4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5.Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в
диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
6.Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;

- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Возраст детей, участвующих в реализации данной общеобразовательной
программы: программа «Образовательная программа кружка «Проектная
деятельность»» предназначена для детей 7-9 лет
Сроки реализации программы. Программа курса рассчитана на 1 год обучения.
(1 час в неделю). 1 год обучения –33 часа.
Руководитель имеет возможность вносить коррективы в программу, изменять
количество часов на изучение отдельных тем, число практических работ.
Формы и режим занятий. Занятия проводятся во внеучебное время 1 раз в
неделю.
Методы работы:
словесные методы: рассказы детей, сообщения, доклады на
заданную тему, подготовка и чтение рефератов - эти методы способствуют
обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой
информации.
наглядные методы: демонстрации поделок, плакатов, макетов,
схем, иллюстраций, рисунков. Наглядные методы дают возможность более
детального обследования объектов, дополняют словесные методы,
способствуют развитию мышления, внимания, младших школьников;
практические методы: – это
изготовление плакатов, схем,
различных моделей, поделок. Позволяют найти самореализацию личности
младшего
школьника
путем
развития
его
интеллектуальных
возможностей, волевых качеств, и творческих способностей в процессе
создания под контролем учителя новых проектов, обладающих
субъективной или объективной новизной и имеющих практическую
значимость. Учитывая возрастные и психологические особенности детей,
специфику курса «Проектный метод» необходимо использовать такие
формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с
информаторами, поисковые работы, выполненные задания. Не следует
понимать проект как контрольную работу. Проект – творческая работа, во
время которой школьники продолжают пополнять знания и формировать
умения, необходимые для выполнения работы. Такие формы работы
позволяют детям почувствовать свою значимость в учебном процессе,
ценность общения.
Программа «Проектная деятельность» предусматривает следующие
формы контроля знаний: выполнение проектных работ обязательно должно
завершаться их защитой в присутствии всего класса. Это мероприятие
формирует у учащихся чувства ответственности, вносит в учебный процесс
дух здоровой состязательности.
Учебно-методическое обеспечение

Иллюстративный материал, таблицы, схемы, образцы.

На занятиях курса используются наглядные пособия (в т.ч. собственного
изготовления).

Технические средства.


Подписные издания, что способствует лучшему усвоению знаний.
Материально-техническое обеспечение:

компьютер;

Интернет;
Учебный кабинет начальной школы

Содержание тем проектной деятельности (календарно-тематическое
планирование)
Всего: 33 часа, 1 час в неделю
№
Кол-во
занят Тема проекта
Содержание, методические приемы
часов
ия
Экскурсия по территории школы.
1.
Наша школа
2
Конкурс рисунков «Моя школа».

2.

3.

4.

5.

6.

Беседа о правилах дорожного
движения.
Наша безопасность.
2
Конкурс рисунков «По безопасной
дороге в безопасное будущее».
Экскурсия в осенний парк для сбора
природного материала.
Краски осени
Обсуждение возможных композиций 3
поделок из собранного материала.
Выставка работ.
Беседа
«Что
такое
классный
План
классного уголок?»
2
уголка.
Оформление классного уголка.
Беседа «Мой дом – моя крепость».
Наш дом
Конкурс рисунков «Дом моей 2
мечты».
Беседа «Что значит моё имя?»
Наши имена.
2
Рассказы детей о своих именах.

7.

Ёлочки

8.

Птицы зимой

9.

Живые витамины

Беседа «Как и из чего можно сделать
ёлочку?»
2
Выставка работ.
Беседа «Как помочь птицам зимой?»
Изготовление кормушек для птиц.
3
Выставка работ и вывешивание их
на улице.
Подготовка к утреннику «День
2
здоровья».

Утренник «День здоровья».
10.

11.

12.

13.

14.

15.

Изготовление
сувениров,
посвященных 23 февраля.
Сувенир в подарок
2
Изготовление
сувениров,
посвященных 8 марта.
Беседа «история Алфавита».
Обсуждение тематики будущих
Алфавит
3
работ.
Выставка работ.
Беседа «Герои русских народных
сказок».
Кто такой Петрушка? Выставка рисунков и поделок «Мой 2
любимый герой русских народных
сказок».
Беседа «Комнатные растения. Зачем
Откуда
пришли
они нам?»
комнатные
2
Посадка цветов с целью озеленения
растения.
класса.
Беседа «Каждая фамилия – это
история семьи».
День моей фамилии Рассказ о происхождении своей 2
фамилии или о своей семье.
Конкурс рисунков «Моя семья».
Беседа
«Главные
праздники
страны».
Праздники в России Рассказ о своем любимом празднике. 2
Конкурс рисунков «Мой любимый
праздник».

Ожидаемые результаты
Повышение степени самостоятельности, инициативности учащихся и их
познавательной мотивированности; развитие социальных навыков школьников в
процессе групповых взаимодействий, приобретение детьми опыта проектной
деятельности.
Воспитание младших школьников в соответствии с портретом выпускника.
К концу года учащиеся должны уметь:

выделять проблему и условия из проблемной ситуации;

формулировать проблему в виде вопроса, а исходя из проблемы,
определять цели и задачи для её реализации;

осуществлять планирование и составлять план своей работы;


предъявлять результаты проделанной
самоанализ, т.е. выступать с презентацией.

работы

(проекты);

делать

Критерии оценивания
Оценка выполненных проектов.
Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить
стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в
выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками,
при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик,
участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в
соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько
номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо»
номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный
проект», «Нужный проект», «Красочный проект» и т.д.
Критерии внешней оценки проекта
1. Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой
тематике.
2. Корректность используемых методов исследования и методов обработки
получаемых результатов.
3. Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными
возможностями.
4. Коллективный характер принимаемых решений.
5. Характер общения и взаимопомощи участников проекта.
6. Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение
знаний из других областей.
7. Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои
заключения, выводы.
8. Эстетика оформления результатов проекта.
9. Умение отвечать на вопросы оппонентов.
Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта
При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо
понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное
признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной
оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени
сформированности умений и навыков проектной и исследовательской
деятельности важно для учителя, работающего над формированием
соответствующей компетентности у обучающегося. Можно оценивать:
- степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над
проектом;
- степень включенности в групповую работу и чёткость выполнения отведённой
роли;
- практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
- количество новой информации, использованной для выполнения проекта;
- степень осмысления использованной информации;
- уровень сложности и степень владения использованными методиками;
- оригинальность идеи, способа решения проблемы;

- осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или
исследования;
- уровень организации и проведения презентации: устного сообщения,
письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;
- владение рефлексией;
- творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
- социальное и прикладное значение полученных результатов.

Список литературы.
1.Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа.
– 2005. - №6.
2.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в
начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
3. Щербакова С. Г. «Организация проектной деятельности в школе: система
работы» Волгоград: Учитель, 2008г.
4. Чиркова Е.Б. «Модель урока в режиме технологии проектного обучения»
//Начальная школа, 2003г. № 12.
5. Горячев А.В. «Проектная деятельность в Образовательной системе «Школа
2100» // Начальная школа плюс До и После. – 2004г.
Нормативно-правовые основания для проектирования структуры
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
1. Конституция Российской Федерации
2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российский
Федерации»
3. Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (ред. от 14.07.2022 г.)
4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р)
5. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей и признании
утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р»
(вместе с «Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030
года»)
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации РФ от 27.07.2022
г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления

образовательной
программам»

деятельности

по дополнительным

общеобразовательным

8. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 22 февраля 2023 г. N 197/129 "О внесении изменения в пункт
4 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности при
сетевой форме реализации образовательных программ, утвержденного приказом
Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. N
882/391 "Об организации и осуществлении образовательной деятельности при
сетевой форме реализации образовательных программ"
9. Приказ Минтруда России от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых»
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 №
114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки
качества условий осуществления образовательной деятельности организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность
по
основным
общеобразовательным программам, образовательным программам среднего
профессионального образования, основным программам профессионального
обучения, дополнительным общеобразовательным программам»
11. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи», утверждённых постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28
12. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242
«Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)»
разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский
государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт
развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».