МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Тверской области
Торопецкий муниципальный округ Тверской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Торопецкая гимназия имени святителя Тихона,
Патриарха Московского и всея России
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
На заседании
Директор гимназии
педагогического совета
________________________
________________________
Замыслова В.И.
Протокол №1
От «02» 07 2024 г.
Замыслова В.И.
Приказ №7
от «02» 07 2024 г.
Адаптированная рабочая программа
для обучающихся с ОВЗ
основного общего образования
География
7 класс
Составитель: Уберская В.В.
город Торопец, 2024
Пояснительная записка
Статус рабочей программы
Рабочая программа разработана на основании следующих документов:
Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-РФ
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер
19644с учетом изменений от 29.12.2014 г приказ №1644)
Программы по географии .Предметная линия учебников «Полярная звезда» 5-9 классы. Николина В.В., Алексеев А.И., Липкина Е.К., М:
Просвещение 2023г
Цели изучения географии в 5-9 классах по адаптированной программе направлены на достижение тех же целей, что и в общеобразовательных
классах основной школы:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий
Земли; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального
использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту,
статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических
данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающейсреды,
решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры,позитивного
отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранениюокружающей
среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному
оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
2
Коррекционно - развивающие задачи предмета
География как учебный предмет в классах для детей с ОВЗ имеет большое значение для всестороннего развития учащихся.
Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной
деятельности детей с нарушением интеллекта: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно следственные зависимости, наблюдать за изменениями в природе. Работа с символическими пособиями, каким является географическая карта,
способствует развитию абстрактного мышления. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет словарный запас детей,
помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
Коррекционно - развивающие задачи предмета:
•
Развивать трудолюбие учащихся.
•
Воспитывать целенаправленность; умение довести начатое дело до конца; самостоятельность; самоконтроль; чувство коллективизма.
•
Развивать мышление и мелкую моторику; способность к пространственному анализу; речи; внимание; памяти.
Курс географии имеет много смежных тем с историей, естествознанием, с рисованием и черчением, с русским языком, с математикойи другими
школьными предметами. Больше внимания уделяется реализации краеведческого принципа, поскольку миграция выпускников мала — они
остаются жить и работать в той местности, в которой учились. Изучение темы «География своей местности» строится на концентрическом принципе
и всестороннем использовании опыта учащихся, их знаниях, полученных в предыдущие годы обучения на уроках и экскурсиях по развитию речи,
географии, неживой природе, окружающему миру, а также во внеклассной работе. Изучение социальных, экологических и культурологических
аспектов помогает сформировать более четкие представления об изучаемых объектах и
явлениях, облегчает овладение многими географическими знаниями, позволяет теснее увязать преподавание географии с жизнью, включить
учащихся в решение доступных для них проблем окружающей действительности и тем самым воспитывать любовь к Отечеству и интерес к
изучаемому предмету. Позволяет осуществлять личностно-ориентированный и дифференцированный подход в обучении. Таким образом, в ходе
освоения содержания курса учащиеся получают возможность: овладеть элементарными географическими представлениями, сформировать
практические навыки работы в контурных картах и атласах
Краткая психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ОВЗ
Программа рассчитана на учащихся, имеющих специфическое расстройство психического, психологического развития, задержку
психического развития, а также учитывает следующие психические особенности детей: неустойчивое внимание, малый объём памяти, неточность
и затруднение при воспроизведении материала, не сформированность мыслительных операций анализа; синтеза, сравнения, обобщения, нарушения
речи. Для детей данной группы характерны слабость нервных процессов, нарушения внимания, быстрая утомляемость и сниженная
работоспособность.
Направления коррекционной работы:
1. Коррекция зрительной и слуховой памяти и внимания.
2. Развитие основных мыслительных операций.
3. Формирование умений работать по письменному и устному алгоритмам.
4. Развитие устной и письменной речи.
Принципы работы с учащимися с ОВЗ:
3
1. Организация работы с учетом их особенностей.
2. Метод сопровождения.
3. Доступность изложения учебного материала.
4. Адаптация к школе и социальному окружению.
5. Контрольные мероприятия, направленные не на выявления конкретных знаний (определений, правил), а на выявление того, какученик
научился логически мыслить, обобщать, делать выводы, классифицировать, анализировать, применять знания на практике, корректируя их как в
сторону усложнения заданий, так и в сторону их упрощения.
Усвоение учебного материала по географии вызывает затруднения у учащихся с ЗПР в связи с такими их особенностями, как быстрая утомляемость,
недостаточность абстрактного мышления, недоразвитие пространственных представлений, низкие общеучебные умения и навыки. Учет
особенностей учащихся классов VII вида требует,чтобы при изучении нового материала обязательно происходило многократное его повторение;
расширенное рассмотрение тем и вопросов, раскрывающих связь географии с жизнью; актуализация первичного жизненного опыта учащихся.
Общая характеристика учебного курса
Обучение географии складывается из следующих содержательных компонентов: «Начальный курс физической географии», «Материки и
океаны», «География России».
География как учебный предмет в классах для детей с ОВЗ имеет большое значение для всестороннего развития учащихся. Географический
материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с
нарушением интеллекта: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно- следственные зависимости,
наблюдать за изменениями в природе. Работа с символическими пособиями, каким является географическая карта, способствует развитию
абстрактного мышления. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет словарный запас детей, помогает им правильно
употреблять новые слова в связной речи.
Курс географии имеет много смежных тем с историей, естествознанием, с рисованием и черчением, с русским языком, с математикой и другими
школьными предметами. Больше внимания уделяется реализации краеведческого принципа, поскольку миграция выпускников мала — они
остаются жить и работать в той местности, в которой учились.
Изучение темы «География своей местности» строится на концентрическом принципе и всестороннем использовании опыта учащихся, их знаниях,
полученных в предыдущие годы обучения на уроках и экскурсиях по развитию речи, географии, неживой природе, окружающему миру, а также во
внеклассной работе.
Изучение социальных, экологических и культурологических аспектов помогает сформировать более четкие представления об изучаемых объектах
и явлениях, облегчает овладение многими географическими знаниями, позволяет теснее увязать преподавание
4
географии с жизнью, включить учащихся в решение доступных для них проблем окружающей действительности и тем самым воспитывать любовь
к Отечеству и интерес к изучаемому предмету.
Данная программа разработана с учетом изменений, происходящих в современном обществе, и новых данных географической науки. Позволяет
осуществлять личностно-ориентированный и дифференцированный подход в обучении. Таким образом, в ходе освоения содержания курса
учащиеся получают возможность: овладеть элементарными географическими представлениями, сформировать практические навыки работы в
контурных картах и атласах; изучить особенности материков, государств, природных зон; получить представления о логических связях и
закономерностях в реальном мире; сформировать представления об изучаемых понятиях. Информация о внесённых изменениях.
При обучении детей с ОВЗ, учитываются их особенности: недостаточность внимания, памяти, логического мышления, пространственной
ориентировки, быструю утомляемость, что отрицательно влияет на усвоение географических понятий, в связи с этим при рассмотрении курса
географии в 6-9 классах были внесены изменения: в объем теоретических сведений. Учитывая нарушение процессов запоминания и сохранения
информатизации у детей с ОВЗ, некоторые темы изучаются ознакомительно с опорой на наглядность. Снижен объем запоминаемой информации,
для учащихся с ОВЗ, поэтому более широко введено употребление опорных схем, памяток, алгоритмов. Среди большинства учащихся с ОВЗ
существует большая группа ребят с недостатками зрительно-пространственного восприятия, нарушениями конструктивно-пространственного
мышления, поэтому такие учащиеся испытывают большие трудности при изучении теоретического материала. В программу внесены изменения:
некоторые темы даны как ознакомительные; отдельные темы исключены, так как трудно усваиваются детьми с ОВЗ из-за особенностей
психологического развития. Действующие программы откорректированы в направлении разгрузки курса по содержанию, т.е. предполагается
изучение материала в несколько облегченном варианте, однако не опускается ниже государственного уровня обязательных требований.
Место курса географии в учебном плане
География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов – в 7 классе 2 часа в неделю, всего 68 часов.
В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени начального общего образования предшествует курс
«Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является
пропедевтическим.
В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий,
законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного
географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.Планируемые результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны
достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации
ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». При этом последние два компонента представлены отдельно
по каждому из разделов содержания.
В результате изучения предмета «География» ученик должен
знать/понимать:
основные формы земной поверхности; виды водоемов, их различия; меры по охране воды от загрязнения;
5
правила поведения в природе;
основные направления на плане, географической карте; условные цвета и знаки географической карты;
материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий;
Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле; основные типы климатов;
географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий.
природные зоны России, природные условия и богатства России, возможности использования их человеком;
типичных представителей растительного и животного мира в каждой природной зоне;
хозяйство, основное население и его занятия и крупные города в каждой природной зоне,
экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России;
расположение географических объектов на территории России, указанных в программе;
географическое положение, столицы и характерные особенности изучаемых государств Евразии;
границы, государственный строй и символику России;
особенности географического положения своей местности, типичных представителей растительного и животного мира, основные
мероприятия по охране природы в своей области, правила поведения в природе, меры безопасности при стихийных бедствиях;
уметь
определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природе;
выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;
читать планы местности (для начальных классов массовой школы), ориентироваться по плану, на географической карте, глобусе,
читать географическую карту;
показывать на карте объекты, указанные в программе,
показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте и природных зон России, давать элементарное описание
природы по зонам, пользуясь картами;
показывать по картам (физической и природных зон России) географические объекты, указанные в программе, наносить их названия
на контурную карту;
устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения;
показывать на географической карте океаны, давать им характеристику;
определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов каждого материка, давать элементарное описание их
природных условий.
находить на политической карте Евразии изучаемые государства и их столицы;
показывать Россию на политических картах мира и Евразии;
находить свою местность на карте России (политико-административной, физической и карте природных зон);
давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов своей местности, давать краткую историческую
6
справку о прошлом своего края;
называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своей области;
правильно вести себя в природе.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения несложных практических задач по охране окружающей среды, ориентирования по местным признакам и солнцу,
нахождения сторон горизонта;
решения простых географических задач по нахождению на карте географических объектов.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ
-.
7 класс
В результате изучения географии ученик должен:
1. Знать (понимать):
- географические особенности природы материков и океанов, их сходство и различия;
- причины, обуславливающие разнообразие отдельных материков и океанов;
- основные географические законы (зональность, ритмичность, высотная поясность);
- связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными
особенностями отдельных стран и регионов;
- причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их смягчению и
предотвращению;
- географию крупнейших народов Земли.
2. Уметь:
- давать характеристики материков и океанов;
- характеризовать крупные природные регионы с использованием карт атласа;
- приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды, рациональногоприродопользования и др.;
- определять географическое положение природных объектов.
Содержание учебного курса
Географическое образование в основной школе должно обеспечить формирование картографической грамотности, навыков
применения географических знаний в жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности
жизнедеятельности. Это позволяет реализовать заложенную в образовательных стандартах метапредметную направленность в обучении
географии. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать
гипотезы, конструировать, проводить наблюдения, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными
реалиями жизни.
7
География синтезирует элементы общественно-научного и естественно - научного знания, поэтому содержание учебного предмета
«География» насыщенно экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, необходимыми для развития
представлений о взаимосвязи естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. Содержание основного общего
образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации
в условиях разных территорий и акваторий Земли. Содержание учебного предмета «География» включает темы, посвященные актуальной
геополитической ситуации страны, в том числе воссоединение России и Крыма.
Учебный предмет «География» способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать учебное оборудование,
проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.
Изучение предмета «География» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов
(наблюдение, измерение, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с
предметами: «Физика», «Химия», «Биология», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История»,
«Русский язык», «Литература» и др
Образовательный процесс организован в форме классно-урочной системы, коррекционно-развивающих занятий, а также в форме текущего
контроля знаний, умений и навыков (самостоятельные, контрольные работы, тестовые задания).
При формировании каждого раздела адаптированной образовательной программы происходит перераспределение учебного материала
общеобразовательной программы с содержанием разделов коррекционной программы. Сокращен объем теоретического материала по темам
в 7 классе «Освоение Земли человеком», «Литосфера и рельеф Земли», «Атмосфера и климаты Земли», «Географическаяоболочка»
«Характеристика материков Земли».
По всем темам общеобразовательной программы предлагаются облегченные задания по видам контроля: практические работы, тесты и
контрольные работы.
8
Содержание учебного курса
7 класс - 68 час ( 2 часа в неделю)
Освоение Земли человеком.
Что изучают в курсе географии материков и океанов? Методы географических исследований и источники географической
информации. Разнообразие современных карт. Важнейшие географические открытия и путешествия в древности
Важнейшие географические открытия и путешествия в эпоху Средневековья Важнейшие географические открытия и путешествия вXVI–
XIX вв.
Важнейшие географические открытия и путешествия в XX веке Описание и нанесение на контурную карту географических объектов
одного из изученных маршрутов.
Главные закономерности природы Земли.
Литосфера и рельеф Земли. История Земли как планеты. Литосферные плиты. Сейсмические пояса Земли. Строение земной коры.
Типы земной коры, их отличия. Формирование современного рельефа Земли.
Атмосфера и климаты Земли. Распределение температуры, осадков, поясов атмосферного давления на Земле и их отражение на
климатических картах. Разнообразие климата на Земле. Климатообразующие факторы. Характеристика воздушных масс Земли.
Характеристика основных и переходных климатических поясов Земли Мировой океан – основная часть гидросферы. Мировой океан и его
части. Этапы изучения Мирового океана. Океанические течения. Система океанических течений. Тихий океан. Характерные черты природы
океана и его отличительные особенности. Атлантический океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности.
Северный Ледовитый океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Индийский океан. Характерные черты
природы океана и его отличительные особенности.
Географическая оболочка. Свойства и особенности строения географической оболочки. Общие географические закономерности
целостность, зональность, ритмичность и их значение. Географическая зональность. Природные зоны Земли (выявление по картам
зональности в природе материков). Высотная поясность.
Характеристика материков Земли.
Южные материки. Особенности южных материков Земли.
Африка. Географическое положение Африки и история исследования. Рельеф и полезные ископаемые. Климат и внутренние воды.
Характеристика и оценка климата отдельных территорий Африки для жизни людей. Природные зоны Африки. Эндемики. Определение
причин природного разнообразия материка. Население Африки, политическая карта.
Особенности стран Северной Африки (регион высоких гор, сурового климата, пустынь и оазисов, а также родина древних цивилизаций,
современный район добычи нефти и газа).
Особенности стран Западной и Центральной Африки (регион саванн и непроходимых гилей, с развитой охотой на диких животных,
эксплуатация местного населения на плантациях и при добыче полезных ископаемых).
Особенности стран Восточной Африки (регион вулканов и разломов, национальных парков, центр происхождения культурных
9
растений и древних государств).
Особенности стран Южной Африки (регион гор причудливой формы и пустынь, с развитой мировой добычей алмазов и самой богатой
страной континента (ЮАР)).
Австралия и Океания. Географическое положение, история исследования, особенности природы материка. Эндемики.
Австралийский Союз (географический уникум – страна-материк; самый маленький материк, но одна из крупнейших по территории
стран мира; выделение особого культурного типа австралийско-новозеландского города, отсутствие соседства отсталых и развитых
территорий, слабо связанных друг с другом; высокоразвитая экономика страны основывается на своих ресурсах).
Океания (уникальное природное образование – крупнейшее в мире скопление островов; специфические особенности трех островных
групп: Меланезия – «черные острова» (так как проживающие здесь папуасы и меланезийцы имеют более темную кожу по сравнению с другими
жителями Океании), Микронезия и Полинезия – «маленькие» и «многочисленные острова»).
Южная Америка. Географическое положение, история исследования и особенности рельефа материка. Климат и внутренние воды.
Южная Америка – самый влажный материк. Природные зоны. Высотная поясность Анд. Эндемики. Изменение природы. Население Южной
Америки (влияние испанской и португальской колонизации на жизнь коренного населения). Страны востока и запада материка (особенности
образа жизни населения и хозяйственной деятельности).
Антарктида. Антарктида – уникальный материк на Земле (самый холодный и удаленный, с шельфовыми ледниками и антарктическими
оазисами). Освоение человеком Антарктиды. Цели международных исследований материка в 20-21 веке. Современные исследования и
разработки в Антарктиде.
Северные материки. Особенности северных материков Земли.
Северная Америка. Географическое положение, история открытия и исследования Северной Америки (Новый Свет). Особенности
рельефа и полезные ископаемые. Климат, внутренние воды. Природные зоны. Меридиональное расположение природных зон на территории
Северной Америки. Изменения природы под влиянием деятельности человека. Эндемики. Особенности природы материка. Особенности
населения (коренное население и потомки переселенцев).
Характеристика двух стран материка: Канады и Мексики. Описание США – как одной из ведущих стран современного мира.
Евразия. Географическое положение, история исследования материка. Рельеф и полезные ископаемые Евразии. Климатические
особенности материка. Влияние климата на хозяйственную деятельность людей. Реки, озера материка. Многолетняя мерзлота, современное
оледенение. Природные зоны материка. Эндемики.
Зарубежная Европа. Страны Северной Европы (население, образ жизни и культура региона, влияние моря и теплого течения на жизнь
и хозяйственную деятельность людей).
Страны Средней Европы (население, образ жизни и культура региона, высокое развитие стран региона, один из главных центров
мировой экономики).
Страны Восточной Европы (население, образ жизни и культура региона, благоприятные условия для развития хозяйства, поставщики
сырья, сельскохозяйственной продукции и продовольствия в более развитые европейские страны).
Страны Южной Европы (население, образ жизни и культура региона, влияние южного прибрежного положения на жизнь и
хозяйственную деятельность людей (международный туризм, экспорт субтропических культур (цитрусовых, маслин)), продуктов их
10
переработки (оливковое масло, консервы, соки), вывоз продукции легкой промышленности (одежды, обуви)).
Зарубежная Азия. Страны Юго-Западной Азии (особенности положения региона (на границе трех частей света), население, образ жизни
и культура региона (центр возникновения двух мировых религий), специфичность природных условий и ресурсов и их отражение на жизни
людей (наличие пустынь, оазисов, нефти и газа), горячая точка планеты).
Страны Центральной Азии (влияние большой площади территории, имеющей различные природные условия, на население (его
неоднородность), образ жизни (постсоветское экономическое наследие, сложная политическая ситуация) и культуру региона).
Страны Восточной Азии (население (большая численность населения), образ жизни (влияние колониального и полуколониального
прошлого, глубоких феодальных корней, периода длительной самоизоляции Японии и Китая) и культура региона (многообразие и тесное
переплетение религий: даосизм и конфуцианство, буддизм и ламаизм, синтоизм, католицизм).
Страны Южной Азии (влияние рельефа на расселение людей (концентрация населения в плодородных речных долинах), население
(большая численность и «молодость»), образ жизни (распространение сельского образа жизни (даже в городах) и культура региона (центр
возникновения древних религий – буддизма и индуизма; одна из самых «бедных и голодных территорий мира»).
Страны Юго-Восточной Азии (использование выгодности положения в развитии стран региона (например, в Сингапуре расположены
одни из самых крупных аэропортов и портов мира), население (главный очаг мировой эмиграции), образ жизни (характерны резкие различия
в уровне жизни населения – от минимального в Мьянме до самого высокого в Сингапуре) и культура региона (влияние соседей на регион –
двух мощных центров цивилизаций – Индии и Китая).
Взаимодействие природы и общества.
Влияние закономерностей географической оболочки на жизнь и деятельность людей. Степень воздействия человека на природу на
разных материках. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охраны. Развитие природоохранной
деятельности на современном этапе (Международный союз охраны природы, Международная Гидрографическая Организация, ЮНЕСКО и
др.).
Тематическое планирование
Класс
класс 7
по
географии
Количество часов по учебному плану:
Всего _68
час; в неделю 2
час.
Географическая исследовательская практика ( Учимся с «Полярной звездой») -7
Практикум - 14
Планирование составлено на основе
Программы по географии: Предметная линия учебников «Полярная звезда» 5-9 классы. Николина В.В., Алексеев А.И., Липкина Е.К., М:
Просвещение
Учебник: География 7 класс «Полярная звезда. А.И Алексеев, В.В. Николина, Е. К. Липкина, М: Просвещение 2015
11
№
Наименование разделов и тем
1
Введение
3
2
Тема №1 Население Земли
4
3
Тема №2 Природа Земли
12
4
5
Тема №3 Природные комплексы и регионы
Тема №4 Материки и страны
5
44
всего
Количество
часов
Вид контроля
Географическая исследовательская практика (Учимся с
«Полярной звездой»)-1
Практикум - 1
Географическая исследовательская практика (Учимся с
«Полярной звездой»)-1
Практикум - 1 , диктанты
Географическая исследовательская практика (Учимся с
«Полярной звездой»)-1
Практикум - 3 диктанты, контрольная работа (1)
Практикум - 3, диктанты
Географическая исследовательская практика (Учимся с
«Полярной звездой»)-4
Практикум - 6 диктанты, контрольная работа (2)Итоговая
контрольная работа (1)
68
Материал национально – регионального компонента введен в темы:
«Природные комплексы и регионы», «Материки и страны».
«Введение», «Население Земли Природа Земли»,
Планирование коррекционной работы по географии в 7 классе
12
№
1
Основные
Количество
темы
часов
по
программы теме
Введение.
14
Океаны.
Африка
2
Австралия
3
Антарктида 3
13
6
Коррекционная работа
Коррекция познавательной деятельности обучающихся.
Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя.
Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану.
Коррекция осмысленного восприятия географических карт (сравнение и соотнесение физической
карты и контурной карты).
5. Развитие умения заносить информацию в контурную карту самостоятельно или с незначительной
помощью учителя.
6. Коррекция и развитие способности понимать главное в воспринимаемом учебном материале.
7. Коррекция пространственной ориентировки.
8. Развитие умения соотносить и находить объекты физической и контурной карты.
9. Коррекция эмоционально-волевой сферы (способности к волевому усилию).
10. Коррекция и развитие умения работать в группе.
11. Коррекция, обогащение и расширение активного и пассивного географического словаря.
12. Коррекция памяти: быстроты и прочности восприятия.
13. Коррекция восприятия времени.
14. Коррекция и развитие наглядно-образного мышления.
1. Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия.
2. Коррекция пространственной ориентировки.
3. Активизация мыслительных процессов: анализ, синтез.
4. Коррекция мыслительных процессов: обобщения и исключения.
5. Коррекция и развитие точности, осмысленности восприятия, процесса запоминания и воспроизведения
учебного материала.
6. Коррекция связной устной речи при составлении устных рассказов.
1. Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение.
2. Развитие способности обобщать и делать выводы.
3. Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания.
4. Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости.
5. Коррекция и развитие наглядно-образного мышления.
6. Коррекция внимания (объем и переключение).
1.
2.
3.
4.
4
Америка
16
1. Коррекция познавательной деятельности обучающихся.
2. Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану.
3. Коррекция и развитие способности понимать главное в воспринимаемом учебном материале.
4. Коррекция пространственной ориентировки.
5. Развитие умения соотносить и находить объекты физической и контурной карты.
6. Коррекция эмоционально-волевой сферы (способности к волевому усилию).
7. Коррекция и развитие умения работать в группе.
8. Коррекция, обогащение и расширение активного и пассивного географического словаря.
9. Коррекция памяти: быстроты и прочности восприятия.
10. Коррекция восприятия времени.
11. Коррекция пространственного восприятия (расположение предметов, объектов на карте).
12. Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря.
5
Евразия
6
1. Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты.
2. Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза.
3. Коррекция мыслительных процессов обобщения изучаемого материала.
4. Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя.
5. Коррекция устойчивости внимания.
6. Коррекция внимания (объем и переключение).
7. Коррекция зрительного и слухового восприятия.
8. Коррекция пространственного восприятия (расположение предметов, объектов на карте).
9. Коррекция процессов запоминания и воспроизведения учебной информации.
10. Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря
14