МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Тверской области
Администрация Торопецкого муниципального округа
МБОУ Торопецкая гимназия имени Патриарха Тихона
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
На заседании педагогического совета
Директор гимназии
Протокол №1 от 02.07.2024
________________________
Замыслова В.И.
Приказ №7 от 02 07.2024 г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ТОРОПЕЦКАЯ
ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ
ТИХОНА, ПАТРИАРХА
МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ
Подписано цифровой подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТОРОПЕЦКАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ
СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА, ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ
DN: c=RU, st=Тверская область, street=Ул. Карла Маркса Зд. 59, l=Торопец,
title=ДИРЕКТОР МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ ТОРОПЕЦКОЙ ГИМНАЗИИ ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА, ПАТРИАРХА
МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТОРОПЕЦКАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ
СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА, ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ,
1.2.643.100.1=120D31323436393030303035313230,
1.2.643.100.3=120B3033393132383332313438,
1.2.643.100.4=120A36393030303039333831,
1.2.643.3.131.1.1=120C363931323037373137313530, email=perwaya2018@mail.ru,
givenName=Валентина Ивановна, sn=Замыслова, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТОРОПЕЦКАЯ ГИМНАЗИЯ
ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА, ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ
Дата: 2024.07.23 11:21:21 +03'00'
Рабочая программа по курсу
«Профессиональное обучение»
Столяр строительный
Код профессии 18880
10-11 классы
г. Торопец, 2024
Пояснительная записка
Программа профессиональной обучения «Столяр строительный» для
обучающихся 10-11 классов общеобразовательных школ направлена на
решение задач современного образования и для приобщения школьников к
строительным профессиям. Данная программа направлена на развитие
социально-трудовых компетентностей учащихся и технологической
умелости.
Программа разработана и реализуется на основании:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18
апреля 2013 г. № 292 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным программам
профессионального обучения»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 2
июля 2013 г. № 153 «Об утверждении перечня профессий рабочих,
должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное
обучение»;
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 06.04.2007 N 243 (ред. от 30.04.2009)
«Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника
работ и профессий рабочих, выпуск 3, раздел «Строительные, монтажные
и
ремонтно-строительные
работы».
Срок реализации:
Программа профессионального обучения по профессии рабочего 18880
«Столяр строительный» имеет техническое направление, рассчитана на два
года обучения из расчета 2 часа в неделю, в каждом классе итого: 136 часов
Цель программы:
Обеспечение социальной защищенности выпускников за счет получения
ими профессиональных знаний и умений в отраслях деревообрабатывающей
промышленности, облегчающих процесс социальной адаптации.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
познакомить учащихся с основными технологическими процессами
современного столярного дела;
обучить технологиям производства столярных изделий и корпусной
мебели;
способствовать освоению навыков работы на деревообрабатывающих
станках, электрифицированном оборудовании и специализированных
станках для мебельного
производства;
создать условия для профессионального самоопределения;
сформировать положительную мотивацию на получение технологического
образования.
Структура и содержание программы представлены учебным планом,
тематическими планами и содержанием разделов.
В учебном плане программы содержится перечень разделов с указанием
объемов времени, отводимых на их освоение, включая объемов времени,
отводимых на теоретическое и практическое обучение.
В тематическом плане по каждому разделу раскрывается
последовательность изучения тем, указывается распределение учебных часов
на теорию и практику.
При составлении рабочей программы педагог самостоятельно выбирает
последовательность изучения разделов, при этом допускается их
параллельное изучение.
Методы обучения: словесные (рассказ, лекция), наглядные
(иллюстрация, демонстрация), самостоятельная работа, проектирование,
практикумы, упражнения, экскурсии, коллективно-творческая деятельность и
др.
Основные формы проведения занятий: традиционные (лекции,
практикумы), практические занятия, консультации др.
В программу «Столяр строительный» включены такие разделы как:
«Гигиена и охрана труда», «Материаловедение», «Инструменты и
приспособления», «Деревообрабатывающие станки и электрифицированное
оборудование. Специализированные станки для мебельного производства»,
«Столярные конструкции. Корпусная мебель», «Себестоимость продукции».
В процессе обучения школьники знакомятся с разметкой деталей,
пилением, строганием, сверлением древесины, скреплением деталей в
изделия и украшением их. Приобретают навыки работы столярными
инструментами и приспособлениями, узнают правила ухода за ними. Кроме
того, обучающиеся учатся работать на станках для точения, сверления
древесины и древесных материалов, станках строгания и раскроя материалов,
сверлильно-присадочных станках. Осваивают лакокрасочное, фрезерное и
кромкооблицовочное оборудование. Приобретают навыки компьютерного
проектирования корпусной мебели, составления и чтения чертежей.
Планируют последовательность выполнения трудовых операций. Большое
внимание уделяется технике безопасности.
Предметное наполнение разделов программы задается обязательным
минимумом содержания основного общего образования по образовательной
области «Технология». Программа теоретического обучения формирует
знания по изучаемым темам программы. Практическое обучение создает
условия для закрепления полученных знаний через отработку практических
навыков.
Текущий контроль за усвоением теоретических знаний осуществляется
через индивидуальные и групповые самостоятельные работы, устный опрос,
тестирование и контрольные работы по изученным темам.
Контроль по выполнению практических работ осуществляется
посредством изготовления учащимися индивидуального или группового
чертежа, эскиза, изделия.
Промежуточная аттестация осуществляется по окончании раздела в
форме зачета.
По окончании первого года обучения обучающиеся проходят
производственную практику в количестве 60 часов, во время которой
самостоятельно выполняют работы по изготовлению простых изделий
мебели. В этот период особенно эффективно отрабатываются элементарные
навыки жизнедеятельности и профессиональной сферы.
Итоговая аттестация: обучение завершается сдачей
квалификационного экзамена. Практическая часть экзамена может быть
заменена защитой экзаменационного проекта по выбору учащегося. По
итогам экзамена учащимся выдается свидетельство установленного образца с
присвоением квалификации.
Учащиеся должны знать:
деревообрабатывающие материалы, их свойства, применение и
маркировку, способы обработки на станках;
основные операции по обработке древесины;
ручные, электрифицированные инструменты, специализированные станки
для мебельного производства;
правила эксплуатации
ручных
машин,
деревообрабатывающих
станков
и электрифицированного оборудования;
простые чертежи и эскизы;
основные технологические и конструктивные особенности столярных
изделий;
основы механизации и автоматизации производственных процессов;
системы организации труда на предприятии;
перспективы развития деревообрабатывающего производства;
сведения о профессиях в деревообрабатывающей промышленности;
основы нормирования и энергетики современного производства;
сведения о технологии изготовления изделий и техники безопасности.
Учащиеся должны уметь:
выполнять простые и средней сложности столярные работы;
отбирать и сортировать пиломатериалы;
пользоваться разметочным инструментом и шаблонами;
выполнять основные операции по обработке древесины (пиление,
строгание, долбление, сверление, резание стамеской);
заготавливать бруски вручную для столярных изделий по размерам,
продольный и поперечный распил, запиливать шипы, проушины, отверстия
в заготовках;
выполнять угловые и серединные соединения;
производить склеивание простых соединений.
обрабатывать древесину вручную, электрифицированным инструментом и
на деревообрабатывающих станках;
изготавливать простые столярные изделия;
сверлить отверстия под шканты и шурупы ручным электроинструментом;
производить изготовление деталей и сборку их прямоугольной формы;
выполнять ремонт и реставрацию мебели, инструмента.
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 06.04.2007 N 243 (ред. от
30.04.2009) «Об утверждении Единого тарифно-квалификационного
справочника работ и профессий рабочих, выпуск 3, раздел «Строительные,
монтажные и ремонтно-строительные работы» Специальность – столяр
строительный
2 разряд
Характеристика работ. Отбор и сортировка пиломатериалов. Заготовка
брусков для столярных изделий по размерам вручную с острожкой рубанком,
продольной и поперечной распиловкой. Варка столярного клея.
Должен знать: основные свойства древесины; правила отбора и
сортировки пиломатериалов; правила пользования столярным инструментом;
способы приготовления столярного клея.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН программы профессионального
обучения «СТОЛЯР СТРОИТЕЛЬНЫЙ» 10 класс
Количество часов
Наименование раздела / темы
всего теория
практика
ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ БЛОК
Раздел №1. Гигиена и охрана труда
4
4
0
1. Введение. Физиолого-гигиенические основы
1
1
0
трудового процесса на рабочем месте.
2. Пожарная и электробезопасность.
1
1
0
3. Первая помощь при несчастных случаях.
1
1
0
4. Организация рабочего места.
1
1
0
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ БЛОК
Раздел №2. Материаловедение
8
4
4
1. Материалы, применяемые для столярного
4
2
2
производства.
2. Материалы, применяемые для мебельного
производства.
Раздел №3. Инструменты и приспособления.
1. Измерительный, разметочный инструмент.
2. Пиление, строгание древесины.
3. Долбление, резание древесины.
4. Зачет по разделу.
Раздел №4. Деревообрабатывающие станки
и электрифицированное оборудование.
1. Строгально-пильная машина.
2. Рейсмусный станок.
3. Форматно-раскроечный станок.
4. Ленточная пила. Электрический лобзик.
5. Токарный деревообрабатывающий станок.
6. Сверлильный станок. Сверлильнопазовальный станок.
7. Электрическая дрель. Аккумуляторная дрель.
8. Сверлильно-присадочный станок.
9. Кромкооблицовочный станок.
10. Фрезерное оборудование.
11. Электрическая шлифовальная машина.
12. Мембранно-вакуумный пресс.
13. Зачет по разделу.
Раздел №5. Столярные конструкции.
Корпусная мебель.
1. Конструктивные элементы столярных
изделий.
2. Столярные соединения.
3. Соединения на клеях.
4. Столярная фурнитура.
5. Комплексные работы по изготовлению
столярных изделий.
6. Технология производства корпусной мебели.
7. Мебельная фурнитура.
8. Соединение на мебельных винтах.
9. Соединения на стяжках, нагелях, шурупах,
уголках.
10. Комплексные работы по изготовлению
элементов корпусной мебели.
11. Зачет по разделу.
Раздел № 6. Производственная практика.
1. Техника безопасности в учебных мастерских.
2. Столярные конструкции.
4
2
2
8
2
2
2
2
4
1
1
1
1
12
1
1
1
1
20
13
7
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
20
1
1
1
1
1
1
1
12
1
0
0
0
0
0
0
8
2
1
1
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0
1
8
1
1
1
-
0
8
1
1
3. Корпусная мебель.
4. Деревообрабатывающие станки.
5. Подведение итогов производственной
практики.
Итого
2
3
1
-
2
3
1
68
34
34
СОДЕРЖАНИЕ программы профессионального обучения «СТОЛЯР
СТРОИТЕЛЬНЫЙ» 10 класс
Раздел №1. Гигиена и охрана труда – 4 часа.
Правила внутреннего распорядка МУК. Физиология труда и
комфортные условия жизнедеятельности. Классификация основных форм
деятельности человека. Режимы труда и отдыха. Охрана здоровья.
Пожарная безопасность: причины возникновения пожаров, меры
пожарной профилактики. Меры и средства пожаротушения.
Нормы и правила электробезопасности. Меры и средства защиты от
поражения электрическим током.
Знакомство с инструкцией по оказанию первой помощи при несчастных
случаях на производстве.
Универсальная схема оказания первой помощи на месте происшествия.
Оказание первой помощи в различных ситуациях (при ушибах, порезах,
ожогах, отравлениях, поражениях электрическим током).
Рабочее место – участок производственной площади мастерской.
Правильный выбор и размещение оборудования, инструмента и материалов.
Раздел №2. Материаловедение – 8 часов.
Материалы, применяемые при изготовлении столярных изделий.
Стандартизация материалов. Свойства материалов. Физические,
механические, химические свойства. Цвет, блеск, текстура, влажность.
Пороки древесины их классификация.
Определение пород древесины по макроскопическим признакам.
Определение пороков древесины по образцам. Определение объема.
Материалы, применяемые при изготовлении корпусной мебели.
Стандартизация материалов. Свойства материалов.
Определение площади материала
мебельной конструкции.
Раздел №3. Инструменты и приспособления – 8 часов.
Измерительный, разметочный инструмент его назначение, область
применения. Угольник, уровень, штангенциркуль, малка, стусло. Правила
пользования измерительным, разметочным инструментом
Основы резания древесины и древесных материалов. Виды инструмента
для продольного, поперечного пиления древесины. Инструмент для пиления
древесных материалов (ДВП, ДСП, ДДФ, фанеры). Заточка пил. Основы
строгания древесины. Виды инструмента для строгания по плоскости и
грани. Правила техники безопасности при пилении, строгании.
Отработка основных операций при пилении, строгании древесины и
древесных материалов.
Основы долбления, резания древесины и древесных материалов. Виды
инструмента для долбления и резания древесины. Угол заточки долот,
стамесок, резаков. Правила техники безопасности при долблении,
резании.
Практика – 3 часа Отработка основных операций при долблении,
резании древесины и древесных материалов.
Раздел №4. Деревообрабатывающие станки и электрифицированное
оборудование – 20 часов.
Назначение, устройство, технические характеристики. Подготовка
оборудования к работе. Режущий инструмент. Заточка и установка пил и
ножей. Приемы и способы пиления, строгания. Правила техники
безопасности при работе на строгально-пильной машине. Практика – 3 часа
Подготовка станка к работе. Установка пил, ножей. Настройка станка.
Приемы и способы пиления и строгания древесины.
Назначение, устройство, технические характеристики. Подготовка
оборудования к работе. Режущий инструмент. Заточка и установка и ножей.
Приемы и способы строгания. Правила техники безопасности при работе на
рейсмусном станке.
Подготовка станка к работе. Установка ножей. Настройка станка.
Приемы и способы строгания древесины.
Назначение, устройство, технические характеристики. Подготовка
оборудования к работе. Режущий инструмент. Заточка и установка пил.
Приемы и способы пиления. Правила техники безопасности при работе на
форматно-раскроечном станке.
Подготовка оборудования к работе. Установка режущего инструмента.
Приемы и способы раскроя листовых материалов (ДСП, ДВП, МДФ,
фанеры).
Ленточная
пила. Электрический лобзик.
Назначение,
устройство,
технические характеристики. Подготовка, настройка
оборудования. Режущий инструмент для древесины и древесных материалов.
Правила техники безопасности при работе ленточной пилой, электрическим
лобзиком.
Практика – 3 часа
Подготовка оборудования к работе. Установка режущего инструмента.
Приемы и способы раскроя материалов (ДСП, ДВП, МДФ, фанеры,
древесины).
Токарный деревообрабатывающий станок. Назначение, устройство,
технические характеристики. Фасонное точение в центрах, на планшайбе, в
токарном патроне, с использованием копировального устройства. Режущий
инструмент. Приемы и способы фасонного точения. Правила техники
безопасности при работе на токарном станке.
Подготовка станка к работе. Разметка заготовок. Установка заготовок в
станок. Приемы и способы точения древесины на токарном станке.
Сверлильный
станок.
Сверлильно-пазовальный
станок.
Назначение,
устройство, технические характеристики. Режущий
инструмент (сверла, фрезы). Правила техники безопасности при работе на
сверлильном, сверлильно-пазовальном станке.
Подготовка станка к работе. Разметка, установка заготовок. Приемы и
способы сверления, фрезерования деталей.
Электрическая дрель. Аккумуляторная дрель. Назначение, устройство,
технические характеристики. Режущий инструмент, его установка. Правила
техники безопасности при работе электрической, аккумуляторной дрелью.
Подготовка оборудования к работе. Установка режущего инструмента.
Приемы и способы сверления древесины и древесных материалов.
Сверлильно-присадочный станок. Назначение, устройство, технические
характеристики. Режущий инструмент. Правила техники безопасности при
сверлении. Практика – 3 часа
Подготовка оборудования к работе. Установка режущего инструмента.
Приемы и способы сверления древесины и древесных материалов.
Вертикальное, горизонтальное сверление.
Виды кромкооблицовочных станков. Назначение, устройство,
технические характеристики. Правила техники безопасности при работе с
кромкооблицовочным оборудованием. Практика – 3 часа
Подготовка оборудования к работе. Настройка параметров станка
(температуры, скорости подачи). Приемы и способы нанесения кромочных
материалов на торцы деталей.
Фрезерный деревообрабатывающий станок. Виды станков, их применение.
Назначение, устройство, технические характеристики. Режущий инструмент.
Правила техники безопасности при работе с фрезерным оборудованием.
Подготовка оборудования к работе. Установка фрез, настройка
параметров. Приемы и способы фрезерование древесины и древесных
материалов.
Виды шлифовальных машин. Назначение, устройство, технические
характеристики. Правила техники безопасности при работе на
шлифовальном оборудовании.
Подготовка оборудования к работе. Подбор и установка наждачной
бумаги. Приемы и способы шлифования.
Назначение, устройство, технические характеристики. Правила
техники безопасности при работе на мембранно-вакуумном прессе.
Подготовка к пресса работе. Настройка параметров оборудования.
Правила установки, фиксации деталей и пленочного материала. Нанесение
пленочного, листового материала на детали мебели.
Назначение, устройство, технические характеристики оборудования.
Выполнение практических работ, освоенных в процессе обучения по
разделу.
Раздел №5. Столярные конструкции. Корпусная мебель – 20 часов.
Технологические процессы производства столярных изделий.
Проектирование столярных конструкций.
Виды столярных соединений.
Отработка навыков по разметке и изготовлению столярных соединений.
Виды клеевых соединений. Способы склеивания. Требования к клею.
Отработка навыков по изготовлению клеевых соединений.
Фурнитура для столярных изделий (дверные навесы, замки). Порядок
разметки, крепления и монтажа.
Комплексные работы по разметке и установке столярной фурнитуры.
Комплексные работы по изготовлению столярных изделий.
Технологические процессы производства корпусной мебели.
Экскурсия на предприятие по производству корпусной мебели.
Мебельная фурнитура для напольных тумб, навесных шкафов, шкафовкупе. Порядок разметки, крепления и монтажа.
Комплексные работы по разметке и установки мебельной фурнитуры.
Способы соединения деталей при помощи мебельных винтов.
Разметка и соединение деталей при помощи мебельных винтов.
Способы соединения деталей при помощи мебельных уголков, нагелей,
стяжек, шурупов.
Разметка и соединение деталей при помощи мебельных уголков,
нагелей, стяжек, шурупов.
Комплексные работы по изготовлению элементов корпусной мебели.
Решение тестового задания по пройденным темам.
Выполнение работ, освоенных в процессе обучения.
Раздел № 6. Производственная практика – 8 часов.
Вводный инструктаж на рабочем месте. Электробезопасность. Пожарная
безопасность.
Материалы, применяемые для изготовления столярных изделий.
Конструктивные элементы столярных конструкций. Столярные
соединения. Разметка столярных соединений. Изготовление соединений.
Сборка изделий. Отделка изделий.
Материалы, применяемые для изготовления корпусной мебели.
Конструктивные элементы корпусной мебели. Изготовление элементов
мебели. Сверление и присадка. Мебельная фурнитура. Установка
фурнитуры. Сборка.
Токарный деревообрабатывающий станок. Сверлильно-пазовальный
станок. Электрический лобзик. Электрическая дрель. Электрическая
шлифовальная машина.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
программы профессионального обучения
«СТОЛЯР СТРОИТЕЛЬНЫЙ»
11 класс
Количество часов
всего теория практика
ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ БЛОК
Раздел № 1. Гигиена и охрана труда
2
2
0
1. Действия при чрезвычайных ситуациях.
1
1
0
2. Организация рабочего места.
1
1
0
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ БЛОК
Раздел № 2. Материаловедение.
4
2
2
Наименование раздела / темы
1. Пленочные, листовые материалы.
2
2. Лакокрасочные материалы.
2
Раздел
№3. Столярные
конструкции.
50
Корпусная мебель.
1. Устройство дверного блока.
4
2. Устройство стола.
4
3. Погонажные изделия из древесины.
4
4. Устройство навесных шкафов.
6
5. Устройство напольных тумб.
4
6. Устройство выдвижных ящиков.
4
7. Мебельные фасады.
6
8. Устройство шкафа-купе.
6
9. Комплексные работы.
10
10. Зачет по разделу.
2
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ БЛОК
Раздел № 4. Себестоимость продукции
10
1. Понятие себестоимости.
5
2. Расчет себестоимости продукции.
4
3. Зачет по разделу.
1
ЭКЗАМЕН
Экзамен.
2
Итого
68
1
1
1
1
9
41
1
1
1
1
1
1
1
1
0
1
3
3
3
5
3
3
5
5
10
1
2
2
0
0
8
3
4
1
1
16
1
52
СОДЕРЖАНИЕ программы профессионального обучения
«СТОЛЯР СТРОИТЕЛЬНЫЙ» 11 класс
Раздел №1. Гигиена и охрана труда – 2 часа.
Обеспечение
безопасности
при угрозе
совершения
террористического
акта, при обнаружении подозрительных
предметов.
Пожарная безопасность: причины возникновения пожаров, меры
пожарной профилактики. Меры и средства пожаротушения.
Нормы и правила электробезопасности. Меры и средства защиты от
поражения электрическим током.
Знакомство с инструкцией по оказанию первой помощи при несчастных
случаях на производстве.
Универсальная схема оказания первой помощи на месте происшествия.
Оказание первой помощи в различных ситуациях (при ушибах, порезах,
ожогах, отравлениях, поражениях электрическим током).
Рабочее место- участок производственной площади мастерской.
Правильный выбор и размещение оборудования, инструмента и
материалов.
Раздел № 2. Материаловедение – 4 часа.
Материалы для фасадов корпусной мебели (ДСП, МДФ, древесина,
пластик, пленка ПВХ, стекло).
Подготовка листовых материалов к обработке. Способы раскроя
листовых материалов.
Материалы для прозрачной, не прозрачной отделке материалов.
Подготовка деталей к отделке. Нанесение лакокрасочных материалов на
поверхности деталей.
Выполнение работ, освоенных в процессе обучения.
Раздел № 3. Столярные конструкции. Корпусная мебель – 50 часов.
Виды дверных блоков. Устройство дверного полотна, коробки. Способы
соединения деталей.
Виды филенок.
Проектирование дверных полотен. Изготовление элементов дверного
блока. Разновидности конструкций столов. Способы изготовления и
соединения деталей.
Проектирование журнального стола. Изготовление элементов стола.
Виды плинтусов, перил, обналички. Способы изготовления.
Изготовление погонажных изделий.
Виды навесных шкафов. Конструктивные особенности.
Проектирование навесных шкафов, деталировка. Комплексные работы
по изготовлению элементов корпусной мебели с использованием ручного и
электрифицированного оборудования.
Виды напольных тумб. Конструктивные особенности.
Проектирование напольных тумб, деталировка. Комплексные работы по
изготовлению элементов конструкций столярных изделий и корпусной
мебели с использованием ручного и электрифицированного оборудования.
Конструкции выдвижных ящиков. Требования к конструкции.
Изготовление выдвижных ящиков, правила изготовления и установки.
Фасады из МДФ. Рамочные фасады.
Изготовление рамочных фасадов из профиля МДФ.
Требования к конструкции. Раздвижные системы шкафов.
Проектирование шкаф-купе. Изготовление элементов шкаф-купе.
Комплексные работы по изготовлению элементов конструкций
столярных изделий и корпусной мебели с использованием ручного
инструмента и электрифицированного оборудования.
Решение тестового задания по пройденным темам.
Выполнение работ, освоенных в процессе обучения.
Раздел № 4. Себестоимость продукции – 10 часов
Понятие себестоимости и её анализ. Планирование себестоимости
продукции.
Примеры расчета себестоимости.
Расчет затрат на приобретение материалов. Затраты на электроэнергию.
Расчет амортизации оборудования.
Расчет себестоимости на изделие.
Экзамен 2 часа
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
№
Наименование
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
Доска ученическая
Стол учительский
Парты для учащихся
Стулья
Спецодежда (фартуки)
Стенды
Наглядные пособия
Методическая литература
Литература для учащихся
Компьютер
Строгально- пильная машина
Форматно-раскроечный станок
Токарный деревообрабатывающий станок
Рейсмусный станок
Сверлильный станок
Сверлильно-пазовальный станок
Торцовая усорезная пила
Заточной станок
Электрическая дрель
Колво
1
1
5
11
10
4
5
6
4
1
1
1
2
1
2
1
1
1
2
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
Электрический лобзик
Электрическая фрезерная машина
Аккумуляторная дрель
Электрическая шлифовальная машина
Ручные пилы
Стамески
Киянки
Рубанки
Резаки
Сверла разного диаметра
Угольники
Линейки
Уровень
Штангенциркуль
3
2
2
4
10
10
10
10
10
50
10
10
1
2
Система оценки результатов освоения программы
Контроль и оценка результатов освоения программы осуществляется
посредством промежуточной аттестации обучающихся в конце первого
года обучения и квалификационного экзамена в конце обучения по
профессии Столяр строительный Код профессии 18880
Порядок проведения и критерии оценивания промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация проводится в форме ответа на вопросы по
темам,
изучавшимся в содержании программы профессиональной
подготовки по профессии Столяр строительный Код профессии 18880
МБОУ Торопецкая гимназия имени Патриарха Тихона за 10 класс
(Приложение 1)
Критерии оценивания:
полный ответ – 5 (отлично)
незначительные ошибки в ответе – 4 (хорошо)
неполный ответ – 3 (удовлетворительно)
нет ответа – приглашаем на повтор (учитываем
психоэмоциональное состояние учащегося, по возможности
задаём наводящие вопросы
Порядок проведения и критерии оценивания квалификационного экзамена
Квалификационный экзамен включает в себя практическую работу
и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных
требований, указанных в квалификационных справочниках и (или)
профессиональных стандартов по профессии Столяр строительный
Код профессии 18880 в конце 11 класса.
Критерии оценивания:
полный ответ и выполненное задание – 5 (отлично)
незначительные ошибки в ответе и в выполненном задании
– 4 (хорошо)
неполный ответ и грубые ошибки в выполненном задании –
3 (удовлетворительно)
нет ответа и выполненного задания – приглашаем на повтор
(учитываем психоэмоциональное состояние учащегося, по
возможности задаём наводящие вопросы)
Лицо, успешно сдавшее квалификационный экзамен, получает
квалификацию по профессии Столяр строительный Код профессии 18880
что подтверждается документом о квалификации (свидетельство Столяр
строительный)
Лицам, не сдавшим квалификационный экзамен или получившим за
квалификационный экзамен неудовлетворительные результаты, а также
лицам освоившим часть основной программы профессионального
обучения и (или) отчисленным из образовательной организации выдается
справка об обучении или о периоде обучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антонов, Л.П. Практикум в учебных мастерских / Л.П.Антонов. – М.:
Просвящение, 1976.
- 400 с.
2. Бобиков, П.Д. Мебель для вашего дома / П.Д.Бобиков. – 2-е изд.,
стереотип. – М.: Нива России,1995. – 287 с.:ил.
3. Глозман, А.Е. Электроинструменты на уроках технологии /
А.Е.Глозман. - [Методическое пособие]. – М.: 2004 – 48 с.
4. Гончаренко, А.Б. Стекольные работы: Пособие для начинающего
мастера / А.Б.Гончаренко. – Серия «Для дома и заработка». – Ростов
н/Д: «Феникс», 2000. -320с.
5. Григорьев, М.А. Справочник столяра и плотника / М.А. Григорьев. –
М.: Лесная промышленность, 2004. – 154 с.
6. Григорьев, М.А. Мастер-столяр / М.А. Григорьев. – М.: Цитадель, 2001.
– 463с.
7. Изготовление окон и дверей. Серия «Учебный курс». – Ростов н/Д.:
феникс, 2000. – 320 с.
8. Крейндлин,
Л.Н. Столярные,
плотничные,
стекольные,
паркетные работы
/
Л.Н.Крейндлин. – М.: ПрофОбрИздат, 2001. – 352 с.
9. Крупенко, Л.И. Охрана труда на деревообрабатывающих и мебельных
предприятиях / Л.И.Крупенко. – М.: Лесная промышленность, 1979. –
192 с.
10. Лапин, А. Мебель своими руками (СД с видеокурсом) / А.Лапин. –
СПб.: Питер, 2010. – 208 с.
11. Новицкий,
О.В.
Современные
лестницы.
Проектирование,
изготовление, монтаж / О.В.Новицкий. - М.: ООО Аделант, 2008. – 88
с.
12. Практические советы: Столярные работы. – Мн.: Харвест, М.: АСТ,
2000. – 208 с.
13. Работа по дереву/ Составитель Рыженко В.И. – М.: Гамма Пресс 2000,
2001. – 512с.
14. Симоненко,
В.Д.
Технология:
Учебник
для
11
класса
общеобразовательных учреждений / В.Д. Симоненко. – М.: ВентанаГрафф, 2001. – 192с.: ил.
15. Симоненко, В.Д. Технология: Учебник для учащихся 10 класса
общеобразовательной школы/ Под редакцией В.Д. Симоненко. - М.:
Вентана – Графф, 2000. – 288 с.: ил. 16. Стариков, Ю.С. Домашний
столяр / Ю.С.Стариков. – Нижний Новгород: Времена, 1998. – 224 с.
17. Столяр. Плотник: Учебное пособие для учащихся профессиональных
училищ / Авторсоставитель Мельников И.В. – Ростов н/Д:
Феникс,2000. – 352 с.
18. Хаскин, А.М. Черчение / А.М.Хаскин. – К.: Высшая школа. 1972. – 444
с.
Приложение 1
Примерные вопросы для промежуточной аттестации в конце 10 класса
1. Правила внутреннего распорядка МУК. Физиология труда и
комфортные условия жизнедеятельности. Классификация основных форм
деятельности человека. Режимы труда и отдыха. Охрана здоровья.
2. Пожарная безопасность: причины возникновения пожаров, меры
пожарной профилактики. Меры и средства пожаротушения.
3. Нормы и правила электробезопасности. Меры и средства защиты от
поражения электрическим током.
4. Знакомство с инструкцией по оказанию первой помощи при
несчастных случаях на производстве.
5. Универсальная схема оказания первой помощи на месте
происшествия.
6. Оказание первой помощи в различных ситуациях (при ушибах,
порезах, ожогах, отравлениях, поражениях электрическим током).
7. Материалы, применяемые при изготовлении столярных изделий.
Стандартизация материалов. Свойства материалов. Физические,
механические, химические свойства. Цвет, блеск, текстура, влажность.
Пороки древесины их классификация.
8. Определение пород древесины по макроскопическим признакам.
Определение пороков древесины по образцам. Определение объема.
9. Материалы, применяемые при изготовлении корпусной мебели.
Стандартизация материалов. Свойства материалов.
10. Измерительный, разметочный инструмент его назначение, область
применения. Угольник, уровень, штангенциркуль, малка, стусло. Правила
пользования измерительным, разметочным инструментом
11. Основы резания древесины и древесных материалов. Виды
инструмента для продольного, поперечного пиления древесины. Инструмент
для пиления древесных материалов (ДВП, ДСП, ДДФ, фанеры). Заточка пил.
Основы строгания древесины. Виды инструмента для строгания по плоскости
и грани. Правила техники безопасности при пилении, строгании.
12. Отработка основных операций при пилении, строгании древесины и
древесных материалов.
13 Основы долбления, резания древесины и древесных материалов.
Виды инструмента для долбления и резания древесины. Угол заточки
долот, стамесок, резаков. Правила техники безопасности при долблении,
резании.
14. Назначение, устройство, технические характеристики. Подготовка
оборудования к работе. Режущий инструмент. Заточка и установка пил и
ножей. Приемы и способы пиления, строгания. Правила техники
безопасности при работе на строгально-пильной машине.
15. Подготовка станка к работе. Установка пил, ножей. Настройка
станка. Приемы и способы пиления и строгания древесины.
16. Назначение, устройство, технические характеристики. Подготовка
оборудования к работе. Режущий инструмент. Заточка и установка и ножей.
Приемы и способы строгания. Правила техники безопасности при работе на
рейсмусном станке.
17. Подготовка станка к работе. Установка ножей. Настройка станка.
Приемы и способы строгания древесины.
18. Назначение, устройство, технические характеристики. Подготовка
оборудования к работе. Режущий инструмент. Заточка и установка пил.
Приемы и способы пиления. Правила техники безопасности при работе на
форматно-раскроечном станке.
19. Подготовка оборудования к работе. Установка режущего
инструмента. Приемы и способы раскроя листовых материалов (ДСП, ДВП,
МДФ, фанеры).
20. Ленточная
пила. Электрический лобзик.
Назначение,
устройство,
технические характеристики. Подготовка, настройка
оборудования. Режущий инструмент для древесины и древесных материалов.
Правила техники безопасности при работе ленточной пилой, электрическим
лобзиком.
21. Подготовка оборудования к работе. Установка режущего
инструмента. Приемы и способы раскроя материалов (ДСП, ДВП, МДФ,
фанеры, древесины).
22. Токарный деревообрабатывающий станок. Назначение, устройство,
технические характеристики. Фасонное точение в центрах, на планшайбе, в
токарном патроне, с использованием копировального устройства. Режущий
инструмент. Приемы и способы фасонного точения. Правила техники
безопасности при работе на токарном станке.
23. Подготовка станка к работе. Разметка заготовок. Установка
заготовок в станок. Приемы и способы точения древесины на токарном
станке.
24. Сверлильный станок.
Сверлильно-пазовальный
станок.
Назначение,
устройство, технические характеристики. Режущий
инструмент (сверла, фрезы). Правила техники безопасности при работе на
сверлильном, сверлильно-пазовальном станке.
25. Подготовка станка к работе. Разметка, установка заготовок. Приемы
и способы сверления, фрезерования деталей.
Электрическая дрель. Аккумуляторная дрель. Назначение, устройство,
технические характеристики. Режущий инструмент, его установка. Правила
техники безопасности при работе электрической, аккумуляторной дрелью.
26. Подготовка оборудования к работе. Установка режущего
инструмента. Приемы и способы сверления древесины и древесных
материалов.
27. Сверлильно-присадочный станок. Назначение, устройство, технические
характеристики. Режущий инструмент. Правила техники безопасности при
сверлении.
28. Подготовка оборудования к работе. Установка режущего
инструмента. Приемы и способы сверления древесины и древесных
материалов. Вертикальное, горизонтальное сверление.
29. Виды кромкооблицовочных станков. Назначение, устройство,
технические характеристики. Правила техники безопасности при работе с
кромкооблицовочным оборудованием.
30. Подготовка оборудования к работе. Настройка параметров станка
(температуры, скорости подачи). Приемы и способы нанесения кромочных
материалов на торцы деталей.
31. Фрезерный деревообрабатывающий станок. Виды станков, их
применение. Назначение, устройство, технические характеристики. Режущий
инструмент. Правила техники безопасности при работе с фрезерным
оборудованием.
32. Подготовка оборудования к работе. Установка фрез, настройка
параметров. Приемы и способы фрезерование древесины и древесных
материалов.
33. Виды шлифовальных машин. Назначение, устройство, технические
характеристики. Правила техники безопасности при работе на
шлифовальном оборудовании.
34. Подготовка оборудования к работе. Подбор и установка наждачной
бумаги. Приемы и способы шлифования.
35. Назначение, устройство, технические характеристики. Правила
техники безопасности при работе на мембранно-вакуумном прессе.
36. Подготовка к пресса работе. Настройка параметров оборудования.
Правила установки, фиксации деталей и пленочного материала. Нанесение
пленочного, листового материала на детали мебели.
Назначение, устройство, технические характеристики оборудования.
37.Выполнение практических работ, освоенных в процессе обучения по
разделу. Технологические процессы производства столярных изделий.
38. Виды столярных соединений. Отработка навыков по разметке и
изготовлению столярных соединений.
39. Виды клеевых соединений. Способы склеивания. Требования к
клею. Отработка навыков по изготовлению клеевых соединений.
40. Фурнитура для столярных изделий (дверные навесы, замки).
Порядок разметки, крепления и монтажа.
41. Комплексные работы по разметке и установке столярной фурнитуры.
42. Мебельная фурнитура для напольных тумб, навесных шкафов,
шкафов-купе. Порядок разметки, крепления и монтажа.
Комплексные работы по разметке и установки мебельной фурнитуры.
43. Способы соединения деталей при помощи мебельных винтов.
Разметка и соединение деталей при помощи мебельных винтов.
Приложение 1
Примерные билеты для государственной итоговой аттестации в конце 11
класса
Билет 1
1.Правила внутреннего распорядка МУК
2. Фрезерный деревообрабатывающий станок. Виды станков, их применение.
3. Оказание первой помощи в различных ситуациях (при ушибах, порезах,
ожогах, отравлениях, поражениях электрическим током).
Билет 2
1. Пожарная безопасность: причины возникновения пожаров, меры пожарной
профилактики. Меры и средства пожаротушения.
2. Токарный деревообрабатывающий станок. Назначение, устройство,
технические характеристики.
3. Оказание первой помощи при несчастных случаях на производстве
Билет 3
1.Правила внутреннего распорядка МУК
2. Фрезерный деревообрабатывающий станок. Виды станков, их применение.
3. Оказание первой помощи в различных ситуациях (при ушибах, порезах,
ожогах, отравлениях, поражениях электрическим током).
Билет 4
1. Нормы и правила электробезопасности. Меры и средства защиты от
поражения электрическим током.
2. Подготовка листовых материалов к обработке. Способы раскроя листовых
материалов.
3. Изготовление элементов дверного блока.
Билет 5
1. Материалы, применяемые при изготовлении столярных изделий.
2. Основы резания древесины и древесных материалов
3. Проектирование журнального стола. Изготовление элементов стола.
Билет 6
1. Определение пород древесины по макроскопическим признакам.
2. Виды шлифовальных машин. Назначение, устройство, технические
характеристики
3. Проектирование навесных шкафов, деталировка.
Билет 7
1. Виды столярных соединений. Отработка навыков по разметке и
изготовлению столярных соединений.
2. Способы соединения деталей при помощи мебельных винтов.
3. Нанесение кромочных материалов на торцы деталей.
Билет 8
1. Ленточная
пила. Электрический лобзик.
Назначение, устройство,
технические характеристики
2. Измерительный, разметочный инструмент его назначение, область
применения. Угольник, уровень, штангенциркуль, малка, стусло
3. Нанесение кромочных материалов на торцы деталей.
Обеспечение
безопасности
при угрозе
совершения
террористического
акта, при обнаружении подозрительных
предметов.
Пожарная безопасность: причины возникновения пожаров, меры
пожарной профилактики. Меры и средства пожаротушения.
Нормы и правила электробезопасности. Меры и средства защиты от
поражения электрическим током.
Знакомство с инструкцией по оказанию первой помощи при несчастных
случаях на производстве.
Универсальная схема оказания первой помощи на месте происшествия.
Оказание первой помощи в различных ситуациях (при ушибах, порезах,
ожогах, отравлениях, поражениях электрическим током).
Рабочее место- участок производственной площади мастерской.
Правильный выбор и размещение оборудования, инструмента и
материалов.
Раздел № 2. Материаловедение – 4 часа.
Материалы для фасадов корпусной мебели (ДСП, МДФ, древесина,
пластик, пленка ПВХ, стекло).
Подготовка листовых материалов к обработке. Способы раскроя
листовых материалов.
Материалы для прозрачной, не прозрачной отделке материалов.
Подготовка деталей к отделке. Нанесение лакокрасочных материалов на
поверхности деталей.
Выполнение работ, освоенных в процессе обучения.
Раздел № 3. Столярные конструкции. Корпусная мебель – 50 часов.
Виды дверных блоков. Устройство дверного полотна, коробки. Способы
соединения деталей.
Виды филенок.
Проектирование дверных полотен. Изготовление элементов дверного
блока. Разновидности конструкций столов. Способы изготовления и
соединения деталей.
Проектирование журнального стола. Изготовление элементов стола.
Виды плинтусов, перил, обналички. Способы изготовления.
Изготовление погонажных изделий.
Виды навесных шкафов. Конструктивные особенности.
Проектирование навесных шкафов, деталировка. Комплексные работы
по изготовлению элементов корпусной мебели с использованием ручного и
электрифицированного оборудования.
Виды напольных тумб. Конструктивные особенности.
Проектирование напольных тумб, деталировка. Комплексные работы по
изготовлению элементов конструкций столярных изделий и корпусной
мебели с использованием ручного и электрифицированного оборудования.
Конструкции выдвижных ящиков. Требования к конструкции.
Изготовление выдвижных ящиков, правила изготовления и установки.
Фасады из МДФ. Рамочные фасады.
Изготовление рамочных фасадов из профиля МДФ.
Требования к конструкции. Раздвижные системы шкафов.
Проектирование шкаф-купе. Изготовление элементов шкаф-купе.
Комплексные работы по изготовлению элементов конструкций
столярных изделий и корпусной мебели с использованием ручного
инструмента и электрифицированного оборудования.
Решение тестового задания по пройденным темам.
Выполнение работ, освоенных в процессе обучения.
Раздел № 4. Себестоимость продукции – 10 часов
Понятие себестоимости и её анализ. Планирование себестоимости
продукции.
Примеры расчета себестоимости.
Расчет затрат на приобретение материалов. Затраты на электроэнергию.
Расчет амортизации оборудования.
Расчет себестоимости на изделие.