МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Тверской области
Администрация Торопецкого муниципального округа
МБОУ Торопецкая гимназия имени Патриарха Тихона
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
На заседании педагогического совета
Директор гимназии
Протокол №1 от 02.07.2024
________________________
Замыслова В.И.
Приказ №7 от 02 07.2024 г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ТОРОПЕЦКАЯ
ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ
ТИХОНА, ПАТРИАРХА
МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ
Подписано цифровой подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТОРОПЕЦКАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ
ТИХОНА, ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ
DN: c=RU, st=Тверская область, street=Ул. Карла Маркса Зд. 59, l=Торопец,
title=ДИРЕКТОР МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ ТОРОПЕЦКОЙ ГИМНАЗИИ ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА, ПАТРИАРХА
МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТОРОПЕЦКАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ
ТИХОНА, ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ,
1.2.643.100.1=120D31323436393030303035313230,
1.2.643.100.3=120B3033393132383332313438,
1.2.643.100.4=120A36393030303039333831,
1.2.643.3.131.1.1=120C363931323037373137313530, email=perwaya2018@mail.ru,
givenName=Валентина Ивановна, sn=Замыслова, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТОРОПЕЦКАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ
ТИХОНА, ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ
Дата: 2024.07.23 11:16:42 +03'00'
Рабочая программа по курсу
«Профессиональное обучение»
Швея 2 разряда
Код профессии 19601
10-11 классы
Торопец, 2024
Содержание
1. Пояснительная записка ………………………………………..…………….. 3
2. Учебный план ……………………………………………………………. 5-6
3. Календарный учебный график ………………………..………..………….. 7
4. Законодательство Российской Федерации в сфере организации
профессионального обучения……………………………………………….7-8
5. Содержание программы……………………………. …………….…….. 8-15
6. Контроль и оценка освоения образовательной программы
профессионального обучения……………………………………………..15-16
7. Планируемые результаты освоения программы…………………...….16-20
8. Условия реализации программы
8.1. Требования к кадровому обеспечению………………………………..19-20
8.2. Требования к материально-техническому оснащению…………...20-21
9. Профессиональные характеристики………………………………….21-23
10. Система оценки результатов освоения программы ………………..23-24
11. Учебно – методические материалы обеспечивающие реализацию
программы………………………………………………………………..25-26
Приложения ……………………………………………………………….27-31
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Швея 2 –ого разряда» составлена на основании:
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» с изменениями;
- Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26
августа 2010 г. № 761н утверждает Единый квалификационный справочник
должностей
руководителей,
специалистов
и
служащих,
раздел
«Квалификационные характеристики должностей работников образования»;
- Приказа Минпросвещения России от 26.08.2020 г. № 438 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным программам профессионального обучения»;
- Приказа Минпросвещения России от 14.07.2023 г. №534 «Об утверждении
перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым
осуществляется профессиональное обучение»
- Письма Рособрнадзора от 09.1 1 .2017 № 05 -500 «О направлении
методических рекомендаций» («Методическими рекомендациями по
осуществлению федерального государственного надзора в сфере образования
в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность
по основным программам профессионального обучения»);
-Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий
рабочих. и Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
Российской Федерации».
Настоящая программа предназначена для учащихся 10-11 классов.
Программа курса рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) в каждом классе.
Итого: 136 часов за 2 года.
В процессе теоретического обучения учащиеся знакомятся с основными
видами и свойствами тканей, элементами моделирования, узнают о различных
способах разработки моделей, знакомятся с особенностями строения женской
фигуры, правилами снятия мерок и их условными обозначениями, получают
сведения о композиции одежды.
В программу обучения входит изучение основных приемов работы на
бытовых швейных машинах, утюге; изучение технологии ручных и машинных
работ, а также технологии узлов и деталей, которые будут необходимы для
выполнения проектных работ при изготовлении плечевых изделий.
Теоретические занятия интегрируются в цикл занятий практических в
виде инструктажей, консультаций, объяснений. В процессе обучения
используются разнообразные формы и методы: групповые лекции,
индивидуальные беседы, демонстрация учебных пособий, изделий. Большое
количество часов по программе отводится практической работе, что
способствует отработке умений и навыков учащихся при изготовлении
швейных изделий, осознанному применению теоретических знаний на
практике.
Особое внимание учащихся обращается на соблюдение правил
безопасности труда и пожарной безопасности.
При последовательном изучении разделов программы учащиеся
знакомятся с соответствующими профессиями швейного производства:
художник-модельер, конструктор швейного производства, технолог швейного
производства, закройщик. Тем самым достигается углубленная подготовка к
осознанному профессиональному самоопределению, выбору будущей
профессии.
Нормативный срок освоения программы и организация обучения:
Реализация программы предусмотрена в очной форме (аудиторно). Обучение
по программе может осуществляться в составе учебной группы.
Продолжительность обучения по программе профессиональной подготовке
установлена 136 часов (срок реализации 2 года).
Нормативный срок освоения программы профессионального обучения и
присваиваемая квалификация приведены в таблице 1:
Таблица 1
Минимальный
Присваиваемая
уровень
квалификация*
образования,
необходимый для
приема на
обучение
Основная
Швея
образовательная
программа
Цели и задачи программы
присваиваемый
разряд*
Срок освоения
программы по
очной форме
обучения
2 разряд
2 года
Целью настоящей программы является профессиональная подготовка
старшеклассников по профессии «Швея 2-ого разряда».
Основными задачами программы являются:
- формирование у обучающихся совокупности знаний и умений,
необходимых для осуществления трудовых действий и трудовых функций по
профессии 19601 швея 2 разряда;
- развитие у обучающихся мотивируемой потребности в получении
востребованной профессии, в организации самозанятости на рынке труда;
- оказание обучающимся практико-ориентированной помощи в
профессиональном самоопределении, в выборе пути продолжения
профессионального образования.
Категория обучающихся
Программа
предназначена
для
подготовки
обучающихся
общеобразовательных организаций. Возраст до 18 лет, при условии обучения
в 10-11 классах на момент завершения
профессиональной подготовки по профессиям
служащих.
освоения программы
рабочих, должностям
Режим занятия
Образовательная программа профессионального обучения по профессиям
рабочих, должностям служащих 19601 швея 2 разряда. Общее количество
часов – 136 часов за 2 года. Допускается сочетание различных форм и
технологий обучения. Занятия, направленность которых предусматривает
трудовую деятельность, организуются и проводятся в соответствии с
санитарно-эпидемиологическими требованиями к безопасности условий труда
работников, не достигших 18-летнего возраста. Максимальная учебная
нагрузка в часах в неделю при используемой форме обучения – 2
академических часа.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
136
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
28
В том числе:
Практические занятия
86
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
15
Зачёт (контрольные работы)
3
Итоговая аттестация в форме экзамена
4
Учебный план
Тематическое планирование
Общее количество часов - 136
№
1
1.1
1.2
1.3
2
2.1
2.2
2.3
2.4
Содержание
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ
Экономический блок
Основы рыночной экономики и предпринимательства
Правовые основы трудовой деятельности
Охрана труда, основы санитарии и гигиены
Материаловедение
Волокнистые материалы и их свойства
Строение и свойства тканей
Ассортимент материалов для изготовления одежды
Материалы для соединения швейных изделий
Кол-во
часов
3
1
1
1
6
1
1
2
1
2.5
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
4
4.1
4.2
4.3
4.4
1
1.1
1.2
1.3
2
2.4
2.5
2.6
3
3.1
Утепляющие материалы, фурнитура и отделочные
материалы
Зачет
Технология изготовления швейных изделий и
оборудование
Введение
Ручные работы
Оборудование швейных предприятий
Машинные работы
Технология обработки отдельных деталей и узлов
швейных изделий. Влажно-тепловая обработка.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ
Технология изготовления швейных изделий и
оборудование
Вводное занятие. Инструктаж по безопасности труда,
электро- и пожарной безопасности.
Выполнение ручных и машинных работ.
Приобретение навыков по обработке отдельных
деталей и узлов швейных изделий, по выполнению
влажно-тепловой обработки.
Выполнение отдельных простых операций в процессе
изготовления швейных изделий.
Зачет
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ
Научно-технический прогресс и перспективы
развития отрасли
Научно-технический
прогресс
на
швейном
производстве
Развитие
механизации
и
автоматизации
на
производственном
предприятии.
Дистанционное
управление оборудованием
Автоматические линии на швейном производстве.
Гибкое автоматизированное производство (ГАП).
Технология изготовления швейных изделий
Технология изготовления швейных изделий
Стандартизация и контроль качества изделий
Охрана труда, электро- и пожарная безопасность на
производстве.
Зачет
ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ
Технология изготовления швейных изделий и
оборудование
Вводное занятие. Инструктаж по безопасности труда,
электро- и пожарной безопасности.
1
1
10
1
2
2
2
3
48
1
24
20
2
1
3
1
1
1
6
3
1
2
1
54
1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
Выполнение ручных и машинных работ.
Выполнение отдельных простых операций в процессе
изготовления швейных изделий.
Изготовление швейных изделий.
Самостоятельное выполнение работ швеи 2-го разряда.
Квалификационная пробная работа
Консультация
Экзамен
4
8
25
16
1
1
2
3. Календарный учебный график
Разделы программы
Раздел 1
Теоретическое обучение
Раздел 2
Практическое обучение
Учебная практика
Консультации
Промежуточная аттестация
Квалификационный экзамен
Период обучения
10 класс
11 класс
06.09.2024 04.09.2024 –
07.02.2025
08.01.2025
14.02.202515.01.2025 –
08.05.2025
23.04.2025
18.10.2024 –
15.11.2024 17.01.2025
– 07.02.2025
28.02.2025 –
13.03.2025
15.05.2025
29.05.2025
-
02.09.2024 –
06.11.2024
04.12.2024 –
08.01.2025
29.01.2024 –
02.04.2025
30.04.2025
14.05.2025
4. Законодательство Российской Федерации в сфере организации
профессионального обучения
Профессиональное обучение направлено на приобретение лицами
различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для
работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратнопрограммными и иными профессиональными средствами, получение
указанными лицами квалификации по профессии рабочего, должности
служащего и присвоение им (при наличии) квалификационных разрядов,
классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без
изменения уровня образования.
Под профессиональным обучением по программам профессиональной
подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается
профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или
должности служащего.
Под профессиональным обучением по программам переподготовки
рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже
имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность
служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии
рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей
производства, вида профессиональной деятельности.
Под профессиональным обучением по программам повышения
квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение
лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность
служащего, должности служащих, в целях последовательного
совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по
имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без
повышения образовательного уровня.
Профессиональное обучение по
программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих,
должностям служащих в пределах освоения образовательной программы
среднего общего образования, образовательных программ среднего
профессионального и высшего образования, а также в иных случаях,
предусмотренных федеральными законами, предоставляется бесплатно.
Профессиональное обучение осуществляется в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных
центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в
форме самообразования. Учебные центры профессиональной квалификации
могут создаваться в различных организационно-правовых формах
юридических лиц, предусмотренных гражданским законодательством, или в
качестве структурных подразделений юридических лиц.
Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым
осуществляется профессиональное обучение, с указанием (при наличии)
присваиваемых по соответствующим профессиям рабочих, должностям
служащих квалификационных разрядов, классов, категорий утверждается
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции
по выработке и реализации государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере общего образования.
Продолжительность профессионального обучения определяется
конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и
утверждаемой на основе профессиональных стандартов (при наличии) или
установленных квалификационных требований организацией,
осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено
законодательством Российской Федерации.
5. Содержание программы
1 год обучения
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ
1.
Основы экономики и охраны труда.
Основные законы рыночной экономики. Общие сведения о собственности.
Виды предприятий в зависимости от формы собственности. Понятия:
себестоимость, прибыль, инфляция. Организация трудовой деятельности
работников на предприятиях с различными формами собственности.
Роль предпринимательства в условиях рыночной экономики.
Правовые основы трудовой деятельности. Общие сведения о трудовом праве
и основах трудового законодательства в системе производственных
отношений. Трудовой контракт (договор) как форма трудовых
взаимоотношений работника и работодателя. Виды документов, необходимых
для представления работодателю при заключении трудового договора.
Гарантии при приеме на работу. Формы заработной платы. Правовые основы
социальной защиты и социального обеспечения. Порядок разрешения
трудовых споров. Роль профсоюзов в трудовых отношениях.
Требования охраны труда к организации рабочего место, подготовка
оборудования к работе, правильно располагать инструменты на рабочей
поверхности, пользоваться инструментами и приспособлениями, соблюдать
безопасные условия труда при выполнении работ.
2.
Материаловедение швейного производства
Текстильные волокна, их строение и свойства
Значение текстильной промышленности и перспективы ее развития.
Классификация современной одежды. Группировка материалов для
изготовления одежды, требования к одежде.
Хлопок. Понятие о хлопке-сырье и хлопке-волокне. Строение хлопкового
волокна. Химический состав и физико-химические свойства волокна
(действие щелочей, кислот, света, температуры и т.д.)
Лен. Строение, химический состав и физико-химические свойства
льноволокна. Его классификация. Качественные показатели льноволокна.
Шерсть. Понятие о шерсти. Виды шерсти: тонкая, полутонкая, полугрубая и
грубая; их различие. Строение и химический состав шерстяного волокна, его
физико-химические свойства. Свойства шерсти и их влияние на качественные
показатели, пошивочные свойства тканей.
Натуральный шелк. Общие сведения о получении шелка-сырца. Строение и
химический состав шелкового волокна.
Химические волокна. Деление химических волокон на искусственные и
синтетические.
Искусственные волокна. Виды. Сырье для получения искусственных волокон.
Строение, физические и химические свойства вискозного, ацетатного и медноаммиачного волокна.
Синтетические волокна. Виды синтетических волокон. Сырье для получения
синтетических
волокон.
Строение.
Физико-химические
свойства
синтетических волокон. Их преимущества и недостатки.
Общая характеристика строения и свойств тканей: факторы, определяющие
структуру ткани. Размерные величины ткани, их влияние на технологию
пошива одежды. Влияние ширины и веса ткани на фасоны, конструкцию
изделия и раскрой. Характерная ширина тканей. Ткацкие переплетения.
Простые переплетения. Сложные переплетения. Мелкоузорчатые и
крупноузорчатые переплетения.
Физико-механические свойства тканей: прочность ткани на разрыв при
растяжении и удлинении под действием нагрузки.
Факторы, влияющие на прочность ткани на разрыв. Износостойкость,
сминаемость, жесткость и драпируемость ткани. Их зависимость от
переплетения и плотности. Коэффициент сминаемости различных видов
тканей.
Гигиенические свойства тканей: гигроскопичность, теплозащитность,
значение этих свойств для одежды.
Технические свойства тканей: сопротивление тканей, резание, пробиваемость,
осыпаемость, скольжение, усадка, способность тканей к формированию при
влажно-тепловой обработке, характеристика свойств и их значение для
швейного производства.
Физико-химические свойства натурального шелка, его реакция на химические
реактивы. Виды натурального шелка, его применение.
Прочность окраски тканей и способы ее определения.
Лабораторно-практические работы.
Определение свойства натуральных волокон органолептическим и
лабораторными способами.
Определение свойств химических волокон органолептическим и
лабораторным способами.
Технология получения тканей
Прядение. Общее понятие о пряже и процессе прядения. Классификация
пряжи по основным признакам: способу прядения, роду волокна, способу
отделки, виду, крутки, конструкции и назначению. Показатели качества
пряжи: прочность, тонина, крутка и т.п.
Общие сведения о прядильных машинах.
Ткачество. Краткая характеристика процесса образования ткани на ткацком
станке.
Отделка хлопчатобумажных тканей. Виды рисунков на ткани, их различия.
Заключительная отделка тканей, ее назначение.
Аппретирование тканей, ее назначение.
Отделка шерстяных тканей.
Отделка шелковых тканей.
Отделка льняных тканей. Особенности крашения льняных тканей.
Межпредметные связи. Работа с хлопчатобумажными и льняными тканями (их
свойства), работа с шерстяными и шелковыми тканями, (их свойства)
(трудовое обучение, 5-7 кл.). Механические свойства твердых тел и
материалов: упругость, прочность, пластичность (физика, 10 кл.).
Синтетические высокомолекулярные вещества и полимерные материалы на их
основе (синтетические волокна, их строение, свойства, применение,
получение в промышленности).
Первоначальные химические понятия (химические реакции, условия
возникновения и течения реакций) (химия, 8 кл.)
3.
Оборудование швейных предприятий
Классификация швейных машин.
Современное состояние швейного производства.
Рабочие органы швейных машин.
Детали для соединения частей швейных машин. Механизмы для передачи
вращательного движения и преобразование движений. Их устройство,
разновидности, принцип действия, применение.
Условные обозначения деталей, применяемых при составлении
кинематических схем. Основные материалы для изготовления деталей
швейных машин.
Назначение и траектории движения основных органов швейной машины:
иглы, челнока, нитепритягивателя, рейки и лапки.
Челночный стежок, его назначение, строение и свойства. Взаимодействие
рабочих органов швейной машины в процессе образования челночного
стежка.
Шпульный колпачок, его устройство. Способы установки рейки и лапки при
шитье тонких, средних и толстых тканей. Регулировка величины стежка.
Подбор игл по ГОСТу и способы их установки.
Приспособления к швейным машинам
Правила работы на машине при стачивании швов с посадкой верхней или
нижней ткани.
Назначение и конструкция различных приспособлений к машинам: линеекнаправителей, рубильников, запошивателей. Лапки для сборок, втачки шнура,
прокладки кромки, настрочки сутажа. Приспособления для обтачки деталей
лентой и тесьмой.
Комплект приспособлений ПМЗ для обработки женского платья.
Приспособления для ручных работ, их роль в улучшении качества обработки
изделий и повышении производительности труда.
Лабораторно-практическая работа. Работа на машинах с различными
приспособлениями.
Обметочные и стачивающе-обметочные машины
Назначение обметочных и стачивающее-обметочных машин. Процесс
образования трехниточного обметочного стежка. Принцип получения строчек
на машинах для стачивания и обметывания срезов. Назначение и техническая
характеристика машин. Устройство, принцип работы и регулировка
механизмов машин.
Заправка машин, смазывание машин и управления ими.
Лабораторно-практическая работа. Ознакомление с конструкцией, основными
регулировками и смазкой обметочных и стягивающе-обметочных машин.
Заправка ниток. Выполнение обметочных работ.
Утюги
Виды влажно-тепловой обработки. Их сущность и характеристика.
Оборудование ВТО. Устройство электрических утюгов со спиральными и
пластичными нагревательными элементами и терморегуляторами. Тип, вес и
мощность утюгов. Металлы и сплавы для деталей утюга. Регулирование
нагрева утюга.
Оборудование рабочего места утюжильщика. Преимущества утюгов с
трубчатыми и пленочными электронагревательными элементами. Правила
безопасности труда при ВТО швейных изделий. Экономия электроэнергии при
использовании утюгов. Способы увлажнения изделий. Утюги с
увлажнителями.
Лабораторно - практические работы:
1. Изучение устройства и работы механизма иглы.
2. Изучение устройства и работы механизма нитепритягивателя.
3. Изучение устройства и работы механизма челнока швейной машины.
Ознакомление с устройством электрических и паровых утюгов, приемы
работы ими.
Работа на швейной машине (применение и назначение приспособления малой
механизации, лапка-запошиватель и ограничительная линейка)
Виды неполадок: петление сверху и снизу ткани, тугая и слабая строчки;
обрывы нижней или верхней нитей, пропуск стежков, плохое продвижение
ткани, поломка иглы. Причины их возникновения и способы устранения.
Выявление и устранение неполадок, возникающих при работе стачивающих
машин.
4.
Технология изготовления детской и легкой одежды.
Технология обработки деталей детской и легкой одежды
Обработка вытачек. Виды и формы вытачек, значение вытачек с большими и
малыми растворами, а также переходящих в складки и защипы. Правила
обработки различных вытачек с учетом расположения их на деталях изделия,
вида свойств и рисунка тканей. Разрезные и неразрезные вытачки. Обработка
сборок и буф.
Обработка кокеток. Виды кокеток. Правила обработки овальной и фигурной
кокеток с глухим и отлетным краями. Правила обработки кокетки с кантом.
Виды строчек для отделки кокеток. Правила расположения отделочных
строчек
Обработка карманов. Виды карманов. Накладные и прорезные карманы, их
разновидности. Правила обработки накладных карманов с оборкой, рюшем и
кантом.
Правила обработки прорезных карманов с прямой овальной и фигурной
прорезью, с клапаном и листочкой. Особенности обработки каждого вида
карманов.
Обработка петель. Разновидности петель. Форма и размер петель в
зависимости от размера пуговиц. Правила расположения петель. Петли в
рамку двумя обтачками. Способы их выполнения. Прорезание и подшивание
петель со стороны подборта. Петля в рамку с одной обтачкой. Ее назначение
и способ обработки. Петля из вытачного и плетеного шнуров. Петли из прямой
полоски ткани. Изготовление петель на специальной машине. Обработка
петель в шве. Причина дефектов при обработке петель, меры их
предупреждения и устранения.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ
Основные сведения об организации рабочего места, безопасности труда и
пожарной безопасности на рабочем месте.
Правила внутреннего распорядка. Правила пользования технологическим
инструментом, оснасткой, оборудованием. Причины производственного
травматизма и их предупреждение.
Упражнения по обработке отдельных деталей легкой одежды
Последовательность выполнения обработки самоконтроля качества. Критерии
трудовой технологической дисциплины. Виды дефектов, меры их
предупреждения и устранения.
Обработка вытачек различных видов и формы. Обработка сборок и буф.
Обработка кокеток глухим и отлетным краем различной формы. Обработка
кокетки с кантом. Обработка карманов (накладных, прорезных, в рамку, с
листочкой, с клапаном, в швах соединения основных деталей изделия и с
различной отделкой).
Обработка петель (обтачных, в рамку, из вытачного и плетеного шнуров, из
прямой полоски ткани). Изготовление петель на специальной машине.
Виртуальные экскурсии на предприятие
Ознакомление со структурой предприятия (подготовительный и
экспериментальные цехи, раскройный цех, и т.д.).
Продукция, выпускаемая предприятием.
Система контроля качества продукции.
2 год обучения
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ
1. Научно-технический прогресс и перспективы развития отрасли
Основные направления научно-технического прогресса на швейном
производстве. Основные понятия и определения: механизация, комплексная
механизация, автоматизация производственных процессов.
Развитие механизации и автоматизации на производственном предприятии.
Объекты и средства механизации основного и вспомогательного
производства.
Дистанционное управление оборудованием. Приводы (электрический,
гидравлический, пневманический).
Автоматические линии – основа комплексной автоматизации участков, цехов,
заводов. Гибкое автоматизированное производство (ГАП).
Роль автоматизации и механизации швейного производства в изменении
содержания трудовой деятельности. Формирование личности рабочего.
Перспективы развития швейного производства, его роль в развитии народного
хозяйства страны.
Межпредметные связи. Экономический строй (повышение эффективности и
научно-технического прогресса) Органическое соединение достижений
научно-технической революции. Перспективы развития производства и
народного
хозяйства
России
при
эффективном
использовании
вычислительной техники и микроэлектроники (основы информатики и
вычислительной техники, 11 кл.).
2. Технология изготовления швейных изделий.
Последовательность выполнения задания. Самоконтроль качества. Критерии
трудовой и технологической дисциплины.
Обработка выреза горловины (подкройной обтачкой и косыми бейками).
Обработка застежек (в бантовой складке, планками, одной обтачкой).
Обработка воротников различных видов.
Обработка рукавов (одношовных и двухшовных). Обработка низа рукавов с
различного рода застежками, с манжетой и без манжеты.
Соединение плечевых, боковых срезов и лифа с юбкой.
Обработка низа платья (вручную и на машинке).
Устранение дефектов, возникающих в процессе изготовления одежды.
Организация рабочего места и требования безопасности труда при
выполнении влажно-тепловых работ. Определение степени нагрева для
различных тканей.
Разутюживание, заутюживание швов и срезов деталей, приутюживание
складок, сборок, воланов, сутюживание и оттягивание срезов деталей
3. Сведения по стандартизации и контролю качества продукции
Государственная система стандартизации. Категории стандартов и объекты
стандартизации.
Стандартизация и качество продукции. Термины и определения в области
качества. Формы и методы контроля качества. Современные методы
испытаний и контроля качества. Статистические методы контроля качества.
Организация технологического контроля на предприятиях. Система
управления качеством продукции. Оценка уровня качества продукции.
Экономическая эффективность повышения качества и методы поощрения за
повышение качества продукции.
Лабораторно-практическая работа. Знакомство с ГОСТами, ОСТами, чтение
производственной документации на швейные изделия.
Межпредметные связи. Сборочные чертежи изделий (работа со стандартами и
справочными материалами)
ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ
4. Технология изготовления одежды
Технология обработки деталей и узлов легкой одежды (продолжение).
Последовательность обработки деталей и узлов легкой одежды. Самоконтроль
качества.
Разновидность складок и их обработка. Обработка застежек. Виды и формы
застежек выреза горловины в изделиях. Детали для оформления выреза
горловины. Обработка застежки в бантовой складке переда лифа. Обработка
разреза застежки планками. Обработка переда лифа подбортами. Обработка
разреза застежки одной обтачкой.
Обработка воротников. Виды воротников, их формы для закрытой и открытой
застежек, с отворотами. Последовательность операций изготовления
различных воротников.
Обработка рукавов. Виды рукавов. Рукава длинные и короткие.
Технолгическая последовательность обработки рукавов. Обработка пройм без
рукавов. Обработка двухшовного рукава. Обработка низа рукавов с
различного рода застежками, с манжетой и без манжеты. Особенности
обработки рукавов, расширенных книзу.
Соединение новых деталей. Технические условия соединения основных
деталей по плечевым и боковым срезам. Последовательность соединения
плечевых и боковых срезов. Контрольные знаки. Правила их совмещения при
соединении спинки с полочками и передом.
Соединение лифа с юбкой. Обработка изделия по линии талии стачным и / или
накладным швами.
Оформление низа платья. Способы оформления нижнего края с учетом
структуры, свойств ткани и фасона. Подшивание низа платья.
Дефекты изделий, возникающие в процессе производства. Способы их
устранения и меры предупреждения.
Влажно-тепловые работы
Организация рабочего места и безопасность труда при выполнении операций
ВТО женской легкой одежды. Значение ВТО женской одежды. Оборудование
и приспособления для выполнения этих работ (колодки, сукна, отпарки) и
способы их применения.
Утюги с терморегуляторами, способы определения степени нагрева утюга.
Режимы влажно-тепловой обработки женской легкой одежды из различных
тканей и материалов.
Терминология влажно-тепловых работ.
Лабораторно-практические работы.
Изучение технологической документации на обработку отдельных деталей
женской и детской легкой одежды.
Выполнение рисунков и схем швов для обработки отдельных швов.
Межпредметные связи. Технология раскроя и пошива изделия (влажнотепловая обработка и ее значение при изготовлении швейных изделий);
оборудование и приспособления для влажно-тепловой обработки; приемы
влажно-тепловой обработки изделия. Виды складок, застежек, отделок.
Способы обработки складок, застежек, вытачек, верхнего, нижнего срезов
изделия, воротника, рукава (трудовое обучение, 5-7 кл.)
Квалификационный экзамен
Перечень знаний и умений, формируемый у учащихся на конец обучения.
Обучающиеся должны знать:
технику безопасности при выполнении ручных, машинных,
утюжильных работ, организацию рабочего места. Виды
травматизма, его причины и меры предупреждения;
назначение лент, способ производства, волокнистый состав;
ассортимент, переплетение, требования к качеству;
виды тесьмы, изготовление, применение, требования к качеству;
способы моделирования;
составные части швейных изделий;
последовательность обработки деталей, узлов, швейных изделий
Обучающиеся должны уметь:
регулировать натяжение верхней и нижней нитей в зависимости от
вида материала;
подбирать номер иглы и производить ее замену;
производить заправку и работать на краеобметочной машине;
подбирать отделку в зависимости от вида ткани;
изменять направление нагрудной вытачки; выполнять
моделирование фигурных кокеток, рукавов; юбок;
обрабатывать отдельные детали и узлы швейных изделий;
выполнять сборку готового изделия из заготовленных узлов.
Объекты труда:
Проектное изделие по выбору.
6. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Текущий контроль и промежуточная аттестация обучающихся
Контроль и оценка результатов освоения программы осуществляется
посредством текущего контроля и оценки освоения программы и
промежуточной аттестации обучающихся. Формы, периодичность и
последовательность проведения текущего контроля и промежуточной
аттестации обучающихся определяются учебно-тематическим планом.
По окончанию учебного полугодия и учебного года производится
промежуточная
аттестация
обучающихся.
Порядок
проведения
промежуточной аттестации обучающихся определяется локальным
нормативным актом образовательной организации, реализующей настоящую
программу.
Итоговая аттестация обучающихся
Обучение по программе завершается итоговой аттестацией в форме
квалификационного экзамена, который включает в себя практическую
квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах
квалификационных требований, указанных в квалификационном справочнике
и (или) профессиональном стандарте по профессии 19601 «Швея».
Обучающимся, успешно сдавшим квалификационный экзамен по результатам
профессионального обучения, присваивается 2 разряд по профессии 19601
«Швея». Обучающиеся, не сдавшие квалификационный экзамен, получают
справку установленного образца.
Порядок проведения квалификационного экзамена
Пробная квалификационная работа.
Консультации, подведение итогов (1 час)
Консультации по изученному материалу, продолжению профессионального
образования, трудоустройству.
Подведение итогов теоретического обучения (беседа, тестовый контроль).
Квалификационный экзамен (2 часа)
Аттестация обучающихся в соответствии с профессиональными требованиями
и квалификационной характеристикой «Швея» 2-го разряда.
Квалификационная характеристика
Профессия – Швея
Квалификация – 2 разряд
Швея 2-го разряда должна знать:
- методы и приемы выполнения подготовительных и простейших операций
по пошиву изделий из разных материалов;
- назначение и правила эксплуатации обслуживаемых машин;
- номера игл;
- правила закрепления нитей;
- правила смены шпуль;
- правила регулирования натяжения нитей и частоты строчки;
- правила рациональной организации рабочего места;
- правила безопасной эксплуатации швейного оборудования;
- правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной
защиты.
Швея 2-го разряда должна уметь:
- выполнять на машинах или вручную простые операции по пошиву изделий
из различных материалов;
- контролировать качество кроя, соответствие фурнитуры цвету и
назначению изделия;
- ликвидировать обрывы нитей, производить смену шпуль;
- регулировать натяжения нитей и частоты строчки;
- рационально организовывать рабочее место;
- соблюдать правила безопасной эксплуатации швейного оборудования;
- соблюдать правила и нормы охраны труда, техники безопасности и
противопожарной защиты.
7. Планируемые результаты
Изучение курса обеспечивает достижение личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Личностные результаты:
− проявление познавательных интересов и активности в данной
области предметной технологической деятельности; − мотивация
учебной деятельности;
− овладение установками, нормами и правилами научной организации
умственного и физического труда;
−
самоопределение в выбранной сфере будущей профессиональной
деятельности;
− смыслообразование (установление связи между мотивом и целью учебной
деятельности);
−
самооценка умственных и физических способностей для труда в
различных сферах с позиций будущей социализации; − нравственноэстетическая ориентация;
−
реализация творческого потенциала духовной и предметнопрактической деятельности; − развитие готовности к самостоятельным
действиям;
− воспитание трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
гражданская идентичность (знание о своей этнической принадлежности,
освоение национальных ценностей, традиций, культуры, эмоциональноположительное принятие своей этнической идентичности);
− проявление технико-технологического и экономического мышления.
Учебная деятельность на уроках технологии, имеющая практикоориентированную направленность, предполагает освоение учащимися
совокупности знаний по теории (понятия и термины), практике (способы и
технологии выполнения изделий), способам осуществления учебной
деятельности (применение инструкции, выполнение изделия в соответствии с
правилами и технологиями), что обусловливает необходимость формирования
широкого спектра универсальных учебных действий.
Метапредметные результаты:
• комбинирование известных алгоритмов технического и технологического
творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения
одного из них;
•
проявление инновационного подхода к решению учебных и практических
задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
•
поиск новых решений возникшей технической или организационной
проблемы;
•
приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по
обоснованию технико-технологического и организационного решения;
отражение в устной или письменной форме результатов своей
деятельности;
•
выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих
потребительную стоимость;
•
выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации, включая энциклопедии, словари, интернетресурсы и другие базы данных;
•
использование дополнительной информации при проектировании и
создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую
потребительную стоимость;
•
согласование и координация совместной познавательно-трудовой
деятельности с другими ее участниками;
•
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения
нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в
обществе и коллективе требованиям и принципам;
•
диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по
принятым критериям и показателям;
•
обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения
противоречий в выполняемых технологических процессах;
•
соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с
технологической культурой производства;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой
деятельности и созидательного труда.
•
•
•
Предметные результаты:
рациональное использование учебной и дополнительной технической и
технологической информации для проектирования и создания объектов
труда;
•
оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их
применения;
•
ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания
объектов труда;
владение алгоритмами и методами решения организационных и техникотехнологических задач;
•
•
распознавание видов, назначения материалов, инструментов и
оборудования, применяемого в технологических процессах; • владение
методами чтения и способами графического представления технической,
технологической и инструктивной информации;
•
владение способами научной организации труда, формами деятельности,
соответствующими культуре труда и технологической культуре
производства;
•
применение элементов прикладной экономики при обосновании
технологий и проектов.
•
планирование технологического процесса и процесса труда;
•
подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
•
подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и
материально-энергетических ресурсов;
•
проектирование последовательности операций и составление
операционной карты работ;
•
выполнение технологических операций с соблюдением установленных
норм, стандартов и ограничений;
•
соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности,
правил санитарии и гигиены;
•
соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
•
обоснование критериев и показателей качества промежуточных и
конечных результатов труда;
•
подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в
технологических процессах с учетом областей их применения;
•
контроль промежуточных и конечных результатов труда по
установленным критериям и показателям с использованием контрольных
и измерительных инструментов;
•
выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование
способов их исправления;
•
документирование результатов труда и проектной деятельности;
•
оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной
предметной деятельности;
•
оценивание своей способности и готовности к предпринимательской
деятельности;
•
выраженная готовность к труду в сфере материального производства или
сфере услуг;
•
согласование своих потребностей и требований с потребностями и
требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
•
осознание ответственности за качество результатов труда;
•
наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и
выполнении работ;
•
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени,
материалов, денежных средств и труда.
•
дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая
организация работ;
•
моделирование художественного оформления объекта труда и
оптимальное планирование работ;
•
эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом
требований эргономики и научной организации труда;
•
•
рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей
одежды.
развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными
инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
•
достижение необходимой точности движений при выполнении различных
технологических операций;
•
соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к
инструменту, с учетом технологических требований;
•
сочетание образного и логического мышления в процессе проектной
деятельности.
Учащийся научится:
• искать и рационально использовать учебную и дополнительную
техническую и технологическую информацию для проектирования и
создания объектов труда;
• снимать мерки, строить чертёж основы платья и втачного рукава одежды,
делать выкройку, получать выкройку из журнала мод или Интернета,
основным приёмам моделирования плечевой одежды и втачного рукава.
• распознавать ткани из натуральных и химических волокон;
•
выполнять эскизы и чертежи;
•
выполнять графические схемы машинных швов: стачного взаутюжку и
вразутюжку, накладного с закрытым срезом, вподгибку с открытым и
закрытым срезом;
•
изготовлять с помощью ручных инструментов и оборудования швейных и
декоративно-прикладных работ, швейной машины проектные изделия,
пользуясь технологической документацией.
Учащийся получит возможность научиться:
• выделять ассортиментные группы одежды в зависимости от назначения;
• способам моделирования одежды для разных возрастных групп;
• подбирать одежду для разных возрастных групп;
• подбирать и корректировать одежду с учетом особенностей фигуры;
• гармонично подбирать цветовые сочетания;
• подбирать материалы, декоративные отделки; • создавать собственные
коллекции одежды:
• соблюдать требования к оформлению эскизов и чертежей;
•
определять вид материалов, используемых в изделии;
•
ориентироваться в мире условных знаков ухода за одеждой;
•
определять и исправлять дефекты при изготовлении изделия;
8. Условия реализации программы
8.1.Требования к кадровому обеспечению
Реализация программы профессионального обучения по профессии
«Швея 2-ого разряда» обеспечивается работником, имеющим среднее
профессиональное образование по специальности «Швейное производство»
квалификация «Техник-технолог» и высшее профессиональное образование,
прошедшим профессиональную подготовку по программе «Реализация
программ профессионального обучения в рамках среднего общего
образования»
8.2.Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация
образовательной
программы
осуществляется
в
комбинированной мастерской (девочки)
Требования к швейной мастерской
Реализация программы 19601 «Швея» предполагает наличие швейной
мастерской, оснащённой оборудованием в соответствии с требованиями:
Доска учебная-1;
Швейная машинка Brother ArtCity 300A -1шт
Швейная машинка JANOME VS-56S -1шт
Швейная машинка – 2 шт
Оверлок Comfort 500 -1шт
Стол раскройный для тканей Комфорт -1шт
Доска для рукоделия и раскроя А1, толщина 2мм OLFA OL-CM-A1 -4
шт
Станок для вышивания Арт.STD3040 Размер:45х27см -1шт
Парогенератор - 1;
Утюг Hyundai H-SI01571 2600Вт- 2;
компьютер в комплекте - 1;
мультимедиапроектор EPSON EB-S9 - 1;
принтер HP Laser Jet P1005 - 1;
Иглы для вышивания d=1,07 мм,4,4-4,9см с золотым ушком 4шт3Д
ручка 3DPEN-2 - 1;
Наборы ниток мулине мультиколор мулине «Осенний» 10+1 м, 25шт,
цвет Микс – 6
доска гладильная - 1;
стол для раскроя с пластиковым покрытием - 2;
стол учителя - 1;
стул ученический - 6;
шкаф для одежды - 1;
шкаф для документов - 1;
вешалка-стойка - 1;
зеркало - 1;
манекен на подставке - 1;
комплект рабочих инструментов - 46;
комплект учебно-наглядных пособий – таблицы - 40;
технологические карты - 46;
коллекции - 6;
видеоматериалы - 15;
инструктивные карты - 100;
аптечка первой помощи - 1;
СИЗ халат, косынка - 12.
Освещение к основному на самих швейных машинках и дополнительно
настольные светодиодные светильники.
Вентиляция установлена над рабочими местами.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
- учебные фильмы и презентации по программе (в электронном виде);
- методические указания для самостоятельного изучения тем;
- методические рекомендации для выполнения самостоятельных заданий; -
программированные задания по разделам.
9. Профессиональная
характеристика профессии Швеи 2 разряда
Назначение и сфера применения профессии: швея выполняет пошив
простейших швейных изделий из готовых деталей.
Швея должна владеть знаниями: правилами и приемами выполнения простых
швейных операций.
Швея должна знать: принципы работы используемого оборудования, технику
безопасного труда.
Швея должна исполнять:
выполнение на швейных машинах или вручную простых операций
по пошиву изделий из различных материалов;
контроль соответствия фурнитуры цвету и назначению изделия;
виды брака, причины, его порождающие, способы его
предупреждения и устранения;
соединение деталей швейных изделий вручную и на машине в
соответствии с действующими методами обработки;
выполнение сметочных операций швейных изделий вручную и на
машине;
сметывание и стачивание деталей передних полочек со спинкой,
плечевых швов и других несложных деталей к основе изделия;
обметывание и обработку простых срезов;
способы ухода за различными видами одежды и их хранение;
смазку и чистку швейных машин.
Основные виды деятельности швеи 2 разряда
Обучающийся по профессии «Швея» готовится к следующим видам
деятельности:
выполнение работ на универсальных и специальных швейных
машинах в соответствии с установленными техническими
требованиями;
проверка правильности установки машинной иглы, заправка
верхней и нижней нитей;
распознавание видов швейных материалов (их «лица», изнанки) или
изнаночную и лицевую стороны;
самоконтроль в процессе труда, проверка качества выполненной
работы;
соблюдение правил промышленной санитарии, гигиены труда и
внутреннего распорядка, правил безопасности труда и пожарной
безопасности.
В зависимости от конкретных условий в планы и программу могут быть
внесены изменения в пределах общего времени, установленного
соответственно для теоретического и практического обучения. Все вносимые
изменения и дополнения должны рассматриваться учебно-методическим
советом и утверждаться директором.
Характеристика профессии
Программа профессиональной подготовки по рабочей профессии 19601
«Швея»
представляет
собой
комплекс
нормативно-методической
документации, регламентирующей содержание, организацию и оценку
результатов подготовки обучающихся.
Основная цель подготовки по программе – обучающийся, прошедший
подготовку и итоговую аттестацию, должен быть готов к профессиональной
деятельности в качестве швеи на предприятиях швейного производства и
индивидуального пошива (самозанятые) независимо от их организационноправовых форм.
Выпускник, освоивший программу профессиональной подготовки, должен
обладать общими и профессиональными компетенциями в составе ФГОС
третьего и четвертого поколений, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и
нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с
коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды
(подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно
планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением
полученных профессиональных знаний (для юношей).
Коды и наименования профессиональных компетенций
ПК 2.1. Выполнять операции вручную или на машинах, автоматическом или
полуавтоматическом оборудовании по пошиву деталей, узлов, изделий из
текстильных материалов.
ПК 2.2. Контролировать соответствие цвета деталей, изделий, ниток,
прикладных материалов.
ПК 2.3. Контролировать качество кроя и качество выполненных операций.
ПК 2.4. Устранять мелкие неполадки в работе оборудования.
ПК 2.5. Соблюдать правила безопасного труда.
ПМ.02. Выполнять работы по обработке текстильных изделий из различных
материалов.
УД. ОП.01. Знать экономические и правовые основы производственной
деятельности.
УД. ОП.02. Охрана труда
учебная практика (производственное обучение);
производственная практика;
коррекция собственной деятельности, ответственность за
результаты своей работы.
10. Система оценки результатов освоения программы
Контроль и оценка результатов освоения программы осуществляется
посредством промежуточной аттестации обучающихся в конце первого
года обучения и квалификационного экзамена в конце обучения по
профессии 19601 «Швея 2 разряда».
Порядок проведения и критерии оценивания промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация проводится в форме ответа на вопросы по
темам,
изучавшимся в Разделе 1 и Разделе 2 программы
профессиональной подготовки по профессии код 19601 «Швея 2 разряда»»
МБОУ Торопецкая гимназия имени Патриарха Тихона за 10 класс
(Приложение 1)
Критерии оценивания:
-
полный ответ – 5 (отлично)
незначительные ошибки в ответе – 4 (хорошо)
неполный ответ – 3 (удовлетворительно)
нет ответа – приглашаем на повтор (учитываем
психоэмоциональное состояние учащегося, по возможности
задаём наводящие вопросы
Порядок проведения и критерии оценивания квалификационного экзамена
Квалификационный экзамен включает в себя практическую работу
и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных
требований, указанных в квалификационных справочниках и (или)
профессиональных стандартов по профессии 19601 «Швея 2 разряда» в
конце 11 класса.
Критерии оценивания:
- полный ответ и выполненное задание – 5 (отлично)
- незначительные ошибки в ответе и в выполненном задании – 4
(хорошо)
- неполный ответ и грубые ошибки в выполненном задании – 3
(удовлетворительно)
- нет ответа и выполненного задания – приглашаем на повтор
(учитываем психоэмоциональное состояние учащегося, по
возможности задаём наводящие вопросы)
Лицо, успешно сдавшее квалификационный экзамен, получает
квалификацию по профессии 19601 «Швея 2 разряда», что подтверждается
документом о квалификации (свидетельство «Швея 2 разряда»»)
Лицам, не сдавшим квалификационный экзамен или получившим за
квалификационный экзамен неудовлетворительные результаты, а также
лицам освоившим часть основной программы профессионального
обучения и (или) отчисленным из образовательной организации выдается
справка об обучении или о периоде обучения.
11. Учебно – методические материалы обеспечивающие реализацию
программы Учебно-методические материалы представлены:
- рабочей программой;
- образовательной программой;
- материалами для проведения промежуточной и итоговой аттестации
обучающихся, утвержденными руководителем организации,
осуществляющей образовательную деятельности
Интернет ресурсы:
1. edu.ru - ресурсы портала для общего образования
2. school.edu - "Российский общеобразовательный портал"
3. fipi ФИПИ - федеральный институт педагогических измерений
4. ed.gov - "Федеральное агентство по образованию РФ".
5. obrnadzor.gov - "Федеральная служба по надзору в сфере
образования инауки"
6. http://www.inr.ac.ru/~info21/ . Международный научнообразовательныйпроект Российской Академии наук;
7. http://www.morepc.ru/ - Информационно-справочный портал;
Перечень дополнительной литературы:
Основные источники:
1. Бровина Е.В., Курдыба А.А., Сайганова Е.Ю., Шевчук З.В., Филатова
Н.Г. Швея, портной легкого женского платья. Комплект инструкционно-
технологических карт по производственному обучению. Ростов-на-Дону,
«Феникс».
2. Волкова Н. Кройка и шитье. Юбки и блузки. Полное практическое
руководство. Москва, 2018.
3. Высоцкая З.В. Поузловая обработка женских юбок. Учебное пособие.
С.-Петербург, ООО «Лань-Трейд», 2014 г.
4. Гурович К. Основы материаловедения швейного производства.
Учебник. М.: «Академия», 2014г.
5. Дашкевич Л.М. Швея, портной: лабораторный практикум по
технологии пошива одежды. Учебное пособие для учащихся
профессиональных лицеев, училищ и курсовых комбинатов. Ростов-на-Дону,
«Феникс».
6. Ермаков А.С. Оборудование швейных предприятий. М.:
«ПрофОбрИздат», 2014г.
7. Иконникова Г.А. Производственное обучение портных по пошиву
лёгкого платья. М.: «Академия», 2018г.
8. Крючкова Г.А. Технология швейных изделий. Часть 1, 2. (начальное
профессиональное образование). М.: «Академия».
9. Львова С.А. Оборудование швейного производства. М.: «Академия».
10.
Савостицкий Н.А., Амирова Э.К. Учебник Материаловедение
швейного производства. М.: «Академия», 2014г.
11.
Садыкова Р.К. Технология одежды», практикум. М.: «Академия»,
2014г.
12.
Силаева М.А. Учебник. Пошив изделий по индивидуальным
заказам. М.: «Академия», 2020г.
Дополнительные источники:
Схемы швов и таблицы измерений, а также литература:
1. «Периодические издания журналов: «Шитье и крой», «Диана моден»,
«Ателье».
2. Мальцева Е.П. Материаловедение швейного производства. М.:
«Легпромбытиздат», 2013г.
3. Труханова А.Т. Иллюстрированное пособие по технологии лёгкой
одежды. М.: «Лёгкая и пищевая промышленность», 2014г.
4. Труханова А.Т. Основы технологии швейного производства. М.:
«Высшая школа», 2014г.
Приложение
Примерные вопросы для проведения промежуточной аттестации
1. Общие сведения о собственности. Виды предприятий в зависимости от формы
собственности. Организация трудовой деятельности работников на предприятиях с
различными формами собственности.
2. Роль предпринимательства в условиях рыночной экономики.
3. Правовые основы трудовой деятельности.
4. Требования охраны труда к организации рабочего места и безопасные условия труда
при выполнении работ.
5. Безопасность труда на швейном производстве: требования к оборудованию швейного
производства, требования по выполнению правил безопасной работы по всем работникам
предприятия.
6. Бытовые швейные машины : назначение , виды , основные части и механизмы . Правила
безопасной работы на швейной машине .
7. Промышленные швейные машины: назначение, виды, основные части, механизмы.
Правила безопасной работы на швейной работы
8. Машинная игла: назначения, устройство, виды, установка. Подбор машинных игл и
ниток
9. Классификация тканей: по волокнистому составу, по плотности, по способу
переплетения нитей, по лицевой и изнаночной сторонам, по цвету, по назначению
10. Хлопчатобумажные ткани: происхождение волокон, получение ткани ,свойства
,ассортимент, применение.
11. Льняные ткани: происхождение волокон, получение ткани, свойства, ассортимент,
применение
12. Шерстяные ткани: происхождение волокон, получение ткани, свойства, применение
13. Шелковые ткани ; производства волокон , получение ткани, свойства ,применения .
14. Синтетические ткани: происхождение волокон, получение ткани, свойства,
ассортимент, применение.
15. Технологические свойства тканей: сопротивление резанию, скольжение,
прорубаемость, раздвигаемость нитей в швах, усадка, способность к формированию
16. Сведения о тканях: волокна, прядение и ткачество
17. Переплетение тканей. Физико-механические и гигиенические свойства тканей
18. ВТО швейных изделий: оборудование, решение. Правила безопасной работы при
работе с утюгом
19. Инструменты:, материалы и приспособления для выполнения ручных швейных работ.
Правила безопасности работы при выполнения ручных операций.
20 Классификация ручных стежков (схемы)
21. Классификация машинных швов (схемы)
Билеты для проведения выпускного квалификационного экзамена
Билет№1
1.Ассортимент швейных изделий.
2.Хлопчатобумажные ткани: происхождение волокон ,получение ткани ,свойства
,ассортимент, применение.
3. Обработка выреза горловин (подкройный, обточной, косыми байками)
Билет№2
1.Снятие мерок для построения основы блузки: название, обозначение, назначение;
определение размера изделия.
2.Льняные ткани: происхождение волокон, получение ткани, свойства, ассортимент,
применение.
3. Обработкам воротников различных видов.
Билет№3
1.Классификация тканей: по волокнистому составу, по плотности, по способу
переплетения нитей, по лицевой и изнаночной сторонам, по цвету, по назначению.
2.Платье: назначение, ткани, покрой, фасоны, отделка, детали.
3. Обработка рукавов одношовных и двухшовных. Обработка низа рукавов с манжетой.
Билет№4
1.Обтачки: назначение, виды.
2.Порядок подготовки к раскрою ткани: декорирование ткани, раскладка ткани для
раскроя, раскладка деталей выкройки на ткани, обмеловка деталей выкройки и раскрой.
3. Соединение плечевых боковых срезов и лифа с юбкой.
Билет№5
1.Силуэт и стиль в одежде.
2. Виды отделок швейных изделий: оборка, рюши, воланы
3. Обработка низа платья (вручную и на машинке), швом в подгибку и закрытым срезом
Билет№6
1. Отделка швейных изделий: назначение, виды отделок.
2. Шерстяные ткани: происхождение волокон, получение ткани, свойства, применение
3. Обработка кокетки с отлетным краем и соединение её с изделием
Билет№7
1. Технологические свойства тканей: сопротивление резанию, скольжение, прорубаемость,
раздвигаемость нитей в швах, усадка, способность к формированию.
2. Фартуки: назначение, ткани, фасоны, отделка.
3. Обработка выточек соединение плечевых срезов.
Билет№8
1. Халат: назначение, ткани, фасоны, основные детали (название линий).
2. Виды производства одежды: массовое производство, индивидуальный заказ
3. Обработка волана и соединения его с низом изделия
Билет №9
1.Структура швейного предприятия: отдел управления производством и качеством ;отдел
главного механика , отдел планирования производства ; труда и д/п ; бухгалтерский отдел
коммерческий ; отдел кадров .
2.Шелковые ткани ; производства волокон , получение ткани ,св-ва ,применения .
3. Обработка накладного кармана с закругленными краями и соединение его с изделием.
Билет №10
1.Бытовые швейные машины : назначение , виды , основные части и механизмы . Правила
безопасной работы на швейной машине .
2. Рукава: виды рукавов по покрою , виды втачных рукавов и способы обработки нижних
срезов, мерки для построения чертежа рукава .
3. Обработка прорезного кармана «в рамку» на полочке
Билет№11
1. Сведения о тканях: волокна, прядение и ткачество.
2. Блузка: назначение, ткани, основные детали, (название линий), фасоны, отделки.
3. Обработка прорезного кармана «с втачной листочкой» на полочке
Билет№12
1. Платье, отрезное по линии талии или по линии бёдер: назначение, ткани, отделки,
части и детали платья.
2. Безопасность труда на швейном производстве: требования к оборудованию швейного
производства, требования по выполнению правил безопасной работы по всем работникам
предприятия.
3. Обработка фигурных клапанов и соединение их с изделием
Билет№13
1. Основные рабочие профессии швейного производства: контролёр качества,
изготовитель лекал, настильщик, раскройщик, оператор швейного оборудования, швея,
портной, утюжильщик.
2. Виды срезов ткани и их свойства.
3. Обработка воротника и соединение его с горловиной (одним из сопосов)
Билет№14
1. Синтетические ткани: происхождение волокон, получение ткани, свойства,
ассортимент, применение.
2. Воротники: виды воротников, детали, мерки для построения чертежей воротников и
способы изготовления выкройки.
3. Втачать рукава в открытые и закрытые проймы
Билет№15
1. Промышленные швейные машины: назначение, виды, основные части, механизмы.
Правила безопасной работы на швейной работы.
2. Виды отделки швейных изделий: вышивание
3. Обработать петли и с прямой полоски ткани и соединить их с изделием.
Билет №16
1.Порядок изготовления швейных изделий: вышивка (гладь, решелье, мерёжка)
2.Машинная игла: назначения, устройство, виды, установка. Подбор машинных игл и
ниток
3. Обработка низа юбки вручную, швом вподгибку с открытым срезом
Билет №17
1.Производственный механический процесс изготовления одежды: экспериментальный
цех, отделочный цех.
2. Юбка: назначение, ткани, фасоны, детали, мерки.
3. Обработка низа юбки зигзагообразной строчкой.
Билет №18
1. Брюки: назначение, фасон, отделения, детали.
2.ВТО швейных изделий: оборудование, решение. Правила безопасной работы при работе
с утюгом.
3. Обработка пройм и горловины косой бейкой.
Билет №19
1.Классификация машинных швов: соединительные, краевые, отделочные.
2.Описание фасона, изделия .
3. Обработка разреза застёжки притачными планками.
Билет№20
1. Карманы: назначение, виды, отделка.
2. Инструменты:, материалы и приспособления для выполнения ручных швейных работ.
Правила безопасности работы при выполнения ручных операций.
3. Обработка переда лифа подбортами и соединение плечевых срезов лифа