литер чтение 1кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Тверской области
Торопецкий муниципальный округ Тверской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Торопецкая гимназия имени святителя Тихона,
Патриарха Московского и всея России

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

На заседании

Директор гимназии

педагогического совета
________________________

________________________

Замыслова В.И.

Замыслова В.И.

Протокол №10

Приказ №56

от 26.06.2025г.

от 01.07.2025г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 8541517)
учебного предмета «Литературное чтение»
для обучающихся 1класса

Торопец 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение»
(предметная область «Русский язык и литературное чтение») соответствует
Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Литературное
чтение» и включает пояснительную записку, содержание обучения,
планируемые результаты освоения программы по литературному чтению.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения
литературного чтения, место в структуре учебного плана, а также подходы к
отбору содержания и планируемым результатам.
Содержание обучения представлено тематическими блоками, которые
предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне
начального общего образования. Содержание обучения в каждом классе
завершается перечнем универсальных учебных действий (познавательных,
коммуникативных, регулятивных), которые возможно формировать
средствами литературного чтения с учётом возрастных особенностей
обучающихся.
Планируемые результаты освоения программы по литературному
чтению включают личностные, метапредметные результаты за период
обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год
обучения на уровне начального общего образования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Программа по литературному чтению на уровне начального общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения
программы начального общего образования ФГОС НОО, а также
ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной
рабочей программе воспитания.
Литературное чтение – один из ведущих учебных предметов уровня
начального общего образования, который обеспечивает, наряду с
достижением предметных результатов, становление базового умения,
необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего
обучения,
читательской
грамотности
и
закладывает
основы
интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного
развития обучающихся.
Литературное чтение призвано ввести обучающегося в мир
художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового

чтения, способов и приёмов работы с различными видами текстов и книгой,
знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен на общее и
литературное развитие обучающегося, реализацию творческих способностей
обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении
систематического курса литературы.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ
ЧТЕНИЕ»
Приоритетная цель обучения литературному чтению – становление
грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской
деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего
роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально
откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение.
Приобретённые обучающимися знания, полученный опыт решения
учебных задач, а также сформированность предметных и универсальных
действий в процессе изучения литературного чтения станут фундаментом
обучения на уровне основного общего образования, а также будут
востребованы в жизни.
Достижение цели изучения литературного чтения определяется
решением следующих задач:
 формирование у обучающихся положительной мотивации к
систематическому чтению и слушанию художественной литературы
и произведений устного народного творчества;
 достижение необходимого для продолжения образования уровня
общего речевого развития;
 осознание значимости художественной литературы и произведений
устного народного творчества для всестороннего развития личности
человека;
 первоначальное представление о многообразии жанров
художественных произведений и произведений устного народного
творчества;
 овладение элементарными умениями анализа и интерпретации
текста, осознанного использования при анализе текста изученных
литературных понятий в соответствии с представленными
предметными результатами по классам;
 овладение техникой смыслового чтения вслух, «про себя» (молча) и
текстовой деятельностью, обеспечивающей понимание и
использование информации
 для решения учебных задач.

Программа по литературному чтению представляет вариант
распределения предметного содержания по годам обучения с
характеристикой планируемых результатов. Содержание программы по
литературному чтению раскрывает следующие направления литературного
образования обучающегося: речевая и читательская деятельности, круг
чтения, творческая деятельность.
В основу отбора произведений для литературного чтения положены
общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным
возможностям и особенностям восприятия обучающимися фольклорных
произведений и литературных текстов; представленность в произведениях
нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России,
отдельных произведений выдающихся представителей мировой детской
литературы.
Важным принципом отбора содержания программы по литературному
чтению является представленность разных жанров, видов и стилей
произведений,
обеспечивающих
формирование
функциональной
литературной грамотности обучающегося, а также возможность достижения
метапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать
различные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана
начального общего образования.
Планируемые результаты изучения литературного чтения включают
личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также
предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне
начального общего образования.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Литературное чтение» преемственен по отношению к
предмету «Литература», который изучается в основной школе.
На литературное чтение в 1 классе отводится 132 часа (из них не менее
80 часов составляет вводный интегрированный учебный курс «Обучение
грамоте»),

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС
Обучение грамоте#_ftn1
Развитие речи
Составление небольших рассказов на основе собственных игр, занятий.
Участие в диалоге. Понимание текста при его прослушивании и при
самостоятельном чтении вслух.
Фонетика
Звуки речи. Единство звукового состава слова и его значения.
Установление последовательности звуков в слове и определение количества
звуков.
Чтение
Слоговое чтение (ориентация на букву, обозначающую гласный звук).
Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью,
соответствующей индивидуальному темпу. Осознанное чтение слов,
словосочетаний, предложений. Чтение с интонациями и паузами в
соответствии со знаками препинания. Выразительное чтение на материале
небольших прозаических текстов и стихотворений.
Орфоэпическое чтение (при переходе к чтению целыми словами).
Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при
письме под диктовку и при списывании.
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС
Сказка фольклорная (народная) и литературная (авторская).
Восприятие текста произведений художественной литературы и устного
народного творчества (не менее четырёх произведений). Фольклорная и
литературная (авторская) сказка: сходство и различия. Реальность и
волшебство в сказке. Событийная сторона сказок: последовательность
событий в фольклорной (народной) и литературной (авторской) сказке.
Отражение сюжета в иллюстрациях. Герои сказочных произведений.
Нравственные ценности и идеи, традиции, быт, культура в русских народных
и литературных (авторских) сказках, поступки, отражающие нравственные
качества (отношение к природе, людям, предметам).
Произведения для чтения: народные сказки о животных «Лисица и
тетерев», «Лиса и рак», литературные (авторские) сказки К.Д. Ушинский
«Петух и собака», сказки В.Г.Сутеева «Кораблик», «Под грибом» и другие
(по выбору).
Произведения о детях и для детей. Понятие «тема произведения»
(общее представление): чему посвящено, о чём рассказывает. Главная мысль
произведения: его основная идея (чему учит? какие качества воспитывает?).

Произведения одной темы, но разных жанров: рассказ, стихотворение, сказка
(общее представление на примере не менее шести произведений К. Д.
Ушинского, Л. Н. Толстого, Е. А. Пермяка, В. А. Осеевой, А. Л. Барто, Ю. И.
Ермолаева). Характеристика героя произведения, общая оценка поступков.
Понимание заголовка произведения, его соотношения с содержанием
произведения и его идеей. Осознание нравственно-этических понятий: друг,
дружба, забота, труд, взаимопомощь.
Произведения для чтения: К.Д. Ушинский «Худо тому, кто добра не
делает никому», Л.Н. Толстой «Косточка», Е.А. Пермяк «Торопливый
ножик»,
В.А. Осеева «Три товарища», А.Л. Барто «Я – лишний», Ю.И. Ермолаев
«Лучший друг» и другие (по выбору).
Произведения о родной природе. Восприятие и самостоятельное чтение
поэтических произведений о природе (на примере трёх-четырёх доступных
произведений А. К. Толстого, А. Н. Плещеева, Е. Ф. Трутневой, С. Я.
Маршака и др.). Тема поэтических произведений: звуки и краски природы,
времена года, человек и природа; Родина, природа родного края.
Особенности стихотворной речи, сравнение с прозаической: рифма, ритм
(практическое ознакомление). Настроение, которое рождает поэтическое
произведение. Отражение нравственной идеи в произведении: любовь к
Родине, природе родного края. Иллюстрация к произведению как отражение
эмоционального отклика на произведение. Выразительное чтение поэзии.
Роль интонации при выразительном чтении. Интонационный рисунок
выразительного чтения: ритм, темп, сила голоса.
Устное народное творчество – малые фольклорные жанры (не менее
шести произведений). Многообразие малых жанров устного народного
творчества: потешка, загадка, пословица, их назначение (веселить, потешать,
играть, поучать). Особенности разных малых фольклорных жанров. Потешка
– игровой народный фольклор. Загадки – средство воспитания живости ума,
сообразительности. Пословицы – проявление народной мудрости, средство
воспитания понимания жизненных правил.
Произведения для чтения: потешки, загадки, пословицы.
Произведения о братьях наших меньших (трёх-четырёх авторов по
выбору) – герои произведений. Цель и назначение произведений о
взаимоотношениях человека и животных – воспитание добрых чувств и
бережного отношения к животным. Виды текстов: художественный и
научно-познавательный, их сравнение. Характеристика героя: описание его
внешности. Осознание нравственно-этических понятий: любовь и забота о
животных.

Произведения для чтения: В.В. Бианки «Лис и Мышонок», Е.И.
Чарушин «Про Томку», М.М. Пришвин «Ёж», Н.И. Сладков «Лисица и Ёж» и
другие.
Произведения о маме. Восприятие и самостоятельное чтение
произведений о маме (не менее одного автора по выбору, на примере
доступных произведений Е. А. Благининой, А. Л. Барто, А. В. Митяева и др.).
Осознание нравственно-этических
понятий:
чувство любви
как
привязанность одного человека к другому (матери к ребёнку, детей к матери,
близким), проявление любви и заботы о родных людях.
Произведения для чтения: Е.А. Благинина «Посидим в тишине», А.Л.
Барто «Мама», А.В. Митяев «За что я люблю маму» и другие (по выбору).
Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазии (не менее
трёх произведений). Способность автора произведения замечать чудесное в
каждом жизненном проявлении, необычное в обыкновенных явлениях
окружающего мира. Сочетание в произведении реалистических событий с
необычными, сказочными, фантастическими.
Произведения для чтения: Р.С. Сеф «Чудо», В.В. Лунин «Я видел чудо»,
Б.В. Заходер «Моя Вообразилия», Ю.П. Мориц «Сто фантазий» и другие (по
выбору).
Библиографическая культура (работа с детской книгой). Представление
о том, что книга – источник необходимых знаний. Обложка, оглавление,
иллюстрации – элементы ориентировки в книге. Умение использовать
тематический каталог при выборе книг в библиотеке.
Изучение литературного чтения в 1 классе способствует освоению на
пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий:
познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных
универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных
действий, совместной деятельности.
Базовые логические действия как часть познавательных универсальных
учебных действий способствуют формированию умений:
 читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и
слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму
прозаические и стихотворные произведения;
 понимать фактическое содержание прочитанного или прослушанного
текста;
 ориентироваться в терминах и понятиях: фольклор, малые
фольклорные жанры, тема, идея, заголовок, содержание
произведения, сказка (фольклорная и литературная), автор, герой,
рассказ, стихотворение (в пределах изученного);

различать и группировать произведения по жанрам (загадки,
пословицы, сказки (фольклорная и литературная), стихотворение,
рассказ);
 анализировать
текст:
определять
тему,
устанавливать
последовательность событий в произведении, характеризовать героя,
давать положительную или отрицательную оценку его поступкам,
задавать вопросы по фактическому содержанию;
 сравнивать произведения по теме, настроению, которое оно
вызывает.
Работа с информацией как часть познавательных универсальных
учебных действий способствует формированию умений:
 понимать, что текст произведения может быть представлен в
иллюстрациях, различных видах зрительного искусства (фильм,
спектакль и другие);
 соотносить иллюстрацию с текстом произведения, читать отрывки из
текста, которые соответствуют иллюстрации.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
 читать наизусть стихотворения, соблюдать орфоэпические и
пунктуационные нормы;
 участвовать в беседе по обсуждению прослушанного или
прочитанного текста: слушать собеседника, отвечать на вопросы,
высказывать своё отношение к обсуждаемой проблеме;
 пересказывать (устно) содержание произведения с опорой на
вопросы, рисунки, предложенный план;
 объяснять своими словами значение изученных понятий;
 описывать своё настроение после слушания (чтения) стихотворений,
сказок, рассказов.
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
 понимать и удерживать поставленную учебную задачу, в случае
необходимости обращаться за помощью к учителю;
 проявлять желание самостоятельно читать, совершенствовать свой
навык чтения;
 с помощью учителя оценивать свои успехи (трудности) в освоении
читательской деятельности.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
 проявлять желание работать в парах, небольших группах;




проявлять
культуру
взаимодействия,
терпение,
умение
договариваться, ответственно выполнять свою часть работы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературного чтения в 1-4 классах направлено на достижение
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное
чтение» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной
деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности
младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания,
саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения
программы предмета «Литературное чтение» отражают освоение младшими
школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного
отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным
и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения
сформированных представлений и отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
 становление ценностного отношения к своей Родине – России, малой
родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и
культуре Российской Федерации, понимание естественной связи
прошлого и настоящего в культуре общества;
 осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему
своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и
культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа
произведений выдающихся представителей русской литературы и
творчества народов России;
 первоначальные представления о человеке как члене общества, о
правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о
нравственно-этических
нормах
поведения
и
правилах
межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
 освоение
опыта человеческих взаимоотношений, признаки
индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания,
уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к
родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности,
социального статуса, вероисповедания;

осознание этических понятий, оценка поведения и поступков
персонажей
художественных
произведений
в
ситуации
нравственного выбора;
 выражение своего видения
мира, индивидуальной позиции
посредством
накопления
и
систематизации
литературных
впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
 неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям
Эстетическое воспитание:
 проявление уважительного отношения и интереса к художественной
культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов,
готовность выражать своё отношение в разных видах
художественной деятельности;
 приобретение
эстетического
опыта
слушания,
чтения
и
эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и
художественной литературы;
 понимание
образного языка художественных произведений,
выразительных средств, создающих художественный образ.
Трудовое воспитание:
 осознание ценности труда в жизни человека и общества,
ответственное потребление и бережное отношение к результатам
труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности,
интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
 бережное
отношение
к
природе,
осознание
проблем
взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных
произведениях;
 неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
 ориентация в деятельности на первоначальные представления о
научной картине мира, понимание важности слова как средства
создания словесно-художественного образа, способа выражения
мыслей, чувств, идей автора;
 овладение смысловым чтением для решения различного уровня
учебных и жизненных задач;
 потребность
в самостоятельной читательской деятельности,
саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного
интереса, активности, инициативности, любознательности и


самостоятельности в познании произведений
художественной литературы, творчества писателей.

фольклора

и

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной
школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные
учебные действия:
базовые логические действия:
 сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру,
соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для
сравнения произведений, устанавливать аналогии;
 объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
 определять
существенный
признак
для
классификации,
классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;
 находить закономерности и противоречия при анализе сюжета
(композиции), восстанавливать нарушенную последовательность
событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному
алгоритму;
 выявлять
недостаток информации для решения учебной
(практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
 устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного
и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста,
характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:
 определять разрыв между реальным и желательным состоянием
объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
 формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения
объекта, ситуации;
 сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
 проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование
по установлению особенностей объекта изучения и связей между
объектами (часть – целое, причина – следствие);
 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на
основе
результатов
проведённого
наблюдения
(опыта,
классификации, сравнения, исследования);
 прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:

выбирать источник получения информации;
 согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
информацию, представленную в явном виде;
 распознавать
достоверную
и
недостоверную
информацию
самостоятельно или на основании предложенного учителем способа
её проверки;
 соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске
информации в сети Интернет;
 анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
 самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления
информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются
коммуникативные универсальные учебные действия:
общение:
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
 проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать
правила ведения диалога и дискуссии;
 признавать возможность существования разных точек зрения;
 корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
 строить речевое высказывание в соответствии с поставленной
задачей;
 создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование);
 готовить небольшие публичные выступления;
 подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к
тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются
регулятивные универсальные учебные действия:
самоорганизация:
 планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
 выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
 устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
 корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:











формулировать
краткосрочные
и
долгосрочные
цели
(индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в
стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата
планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять
готовность
руководить,
выполнять
поручения,
подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на
предложенные образцы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего
образования по учебному предмету «Литературное чтение» отражают
специфику содержания предметной области, ориентированы на применение
знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и
жизненных условиях и представлены по годам обучения.
1 КЛАСС
 понимать ценность чтения для решения учебных задач и применения
в различных жизненных ситуациях: отвечать на вопрос о важности
чтения для личного развития, находить в художественных
произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта
разных народов;
 владеть техникой слогового плавного чтения с переходом на чтение
целыми словами, читать осознанно вслух целыми словами без
пропусков и перестановок букв и слогов доступные для восприятия и
небольшие по объёму произведения в темпе не менее 30 слов в
минуту (без отметочного оценивания);
 читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных
норм не менее 2 стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной
природе в разные времена года;
 различать прозаическую (нестихотворную) и стихотворную речь;
 различать и называть отдельные жанры фольклора (устного
народного творчества) и художественной литературы (загадки,
















пословицы, потешки, сказки (фольклорные и литературные),
рассказы, стихотворения);
понимать содержание прослушанного/прочитанного произведения:
отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения;
владеть
элементарными
умениями
анализа
текста
прослушанного/прочитанного
произведения:
определять
последовательность событий в произведении, характеризовать
поступки (положительные или отрицательные) героя, объяснять
значение незнакомого слова с использованием словаря;
участвовать
в
обсуждении
прослушанного/прочитанного
произведения: отвечать на вопросы о впечатлении от произведения,
использовать в беседе изученные литературные понятия (автор,
герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения),
подтверждать свой ответ примерами из текста;
пересказывать (устно) содержание произведения с соблюдением
последовательности событий, с опорой на предложенные ключевые
слова, вопросы, рисунки, предложенный план;
читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки
ударения;
составлять высказывания по содержанию произведения (не менее 3
предложений) по заданному алгоритму;
сочинять небольшие тексты по предложенному началу и др. (не
менее 3 предложений);
ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению,
иллюстрациям;
выбирать книги для самостоятельного чтения по совету взрослого и с
учётом рекомендательного списка, рассказывать о прочитанной
книге по предложенному алгоритму;
обращаться к справочной литературе для получения дополнительной
информации в соответствии с учебной задачей.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Обучение грамоте
1.1

Развитие речи

4

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

1.2

Фонетика

4

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

1.3

Чтение

72

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

Итого по разделу

80

6

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

Раздел 2. Систематический курс
Сказка народная (фольклорная) и
2.1
литературная (авторская)
2.2

Произведения о детях и для детей

9

0

00

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

2.3

Произведения о родной природе

6

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

2.4

Устное народное творчество — малые
фольклорные жанры

4

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

2.5

Произведения о братьях наших меньших

7

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

2.6

Произведения о маме

3

0

0

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f4129ea

2.7

Фольклорные и авторские произведения о
чудесах и фантазии

4

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

2.8

Библиографическая культура (работа с
детской книгой)

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

Итого по разделу

40

Резервное время

12

0

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

132

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

ВАРИАНТ 1. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ УЧЕБНИКИ
«АЗБУКА» (АВТОРЫ В.Г.ГОРЕЦКИЙ И ДР.), «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. 1-4 КЛАСС (АВТОРЫ
КЛИМАНОВА Л. Ф., ГОРЕЦКИЙ В. Г., ГОЛОВАНОВА М. В. И ДР.)
1 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Контрольные
работы

Всего

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

1

Выделение предложения из речевого
потока. Устная и письменная речь

2

Составление рассказов по сюжетным
картинкам. Предложение и слово

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

3

Моделирование состава предложения.
Предложение и слово

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

4

Слушание литературного произведения о
Родине. Произведение по выбору,
например, С.Д. Дрожжин «Привет»

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

5

Различение слова и обозначаемого им
предмета

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea
Библиотека ЦОК

1

0

6

Слово и слог. Как образуется слог

7

Выделение первого звука в слове.
Выделение гласных звуков в слове

1

0

8

Проведение звукового анализа слова.

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

9

Выделение гласных звуков в слове

https://m.edsoo.ru/7f4129ea

Слушание литературного произведения о
Родине. Произведение по выбору,
например, Е.В. Серова «Мой дом»

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

1

00

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

1

10

Гласные и согласные звуки

11

Сравнение звуков по твёрдости-мягкости

1

0

12

Отражение качественных характеристик
звуков в моделях слов

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

13

Гласные и согласные звуки. Участие в
диалоге

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

14

Отработка умения проводить звуковой
анализ слова

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

15

Слушание литературного произведения о
Родине. Произведение по выбору,
например, С.Д. Дрожжин «Привет»

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

16

Знакомство со строчной и заглавной
буквами А, а. Звук

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

17

Функция буквы А, а в слоге-слиянии

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

18

Знакомство со строчной и заглавной
буквами О, о. Звук

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

19

Функция буквы О, о в слоге-слиянии

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

20

Проведение звукового анализа слов с
буквами И, и. Звук

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

21

Буквы И, и, их функция в слоге-слиянии

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

22

Знакомство со строчной буквой ы. Звук .
Буква ы, её функция в слоге-слиянии

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

23

Знакомство со строчной и заглавной
буквами У, у. Звук

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

24

Слушание литературного произведения о
родной природе. Произведение по
выбору, например, И.С. СоколовМикитов «Русский лес»

25

Проведение звукового анализа слов с
буквами У, у. Буквы У, у, их функция в
слоге-слиянии

26

Слушание литературного произведения о
родной природе. Произведение по
выбору, например, М.Л. Михайлов
«Лесные хоромы»

1

0

27

Знакомство со строчной и заглавной
буквами Н, н. Звуки ,

1

0

28

Проведение звукового анализа слов с
буквами Н, н

1

0

1

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea
Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f4129ea

29

Знакомство со строчной и заглавной
буквами С, с. Звуки ,

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

30

Проведение звукового анализа слов с
буквами С, с

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

31

Знакомство со строчной и заглавной
буквами К, к. Звуки ,

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

32

Проведение звукового анализа слов с
буквами К, к

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

33

Знакомство со строчной и заглавной
буквами Т, т. Проведение звукового
анализа слов с буквами Т, т. Согласные
звуки ,

1

0

34

Знакомство со строчной и заглавной
буквами Л, л. Согласные звуки ,

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

35

Проведение звукового анализа слов с
буквами Л, л

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

36

Знакомство со строчной и заглавной
буквами Р, р. Согласные звуки ,

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

37

Проведение звукового анализа слов с
буквами Р, р

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

38

Знакомство со строчной и заглавной
буквами В, в. Согласные звуки ,

1

0

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

39

Проведение звукового анализа слов с
буквами В, в

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

40

Знакомство со строчной и заглавной
буквами Е, е. Звуки ,

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

41

Проведение звукового анализа слов с
буквами Е, е

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

42

Знакомство со строчной и заглавной
буквами П, п. Согласные звуки ,

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

43

Проведение звукового анализа слов с
буквами П, п

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

44

Знакомство со строчной и заглавной
буквами М, м. Согласные звуки ,

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

45

Знакомство со строчной и заглавной
буквами М, м. Согласные звуки ,

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

46

Знакомство со строчной и заглавной
буквами З, з. Звуки ,

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

47

Проведение звукового анализа слов с
буквами З, з. Отработка навыка чтения
предложений с буквами З, з

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

48

Знакомство со строчной и заглавной
буквами Б, б. Проведение звукового
анализа слов с буквами Б, б. Согласные
звуки ,

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

49

Закрепление знаний о буквах Б, б.

1

0

Библиотека ЦОК

Сопоставление звуков –

https://m.edsoo.ru/7f4129ea
0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

50

Знакомство со строчной и заглавной
буквами Д, д. Согласные звуки ,

51

Проведение звукового анализа слов с
буквами Д, д. Сопоставление звуков –

52

Знакомство со строчной и заглавной
буквами Я, я. Звуки , . Двойная роль букв
Я, я

53

Слушание литературного произведения.
Произведение по выбору, например, В.Г.
Сутеев «Дядя Миша». Чтение текстов с
изученными буквами

54

Знакомство со строчной и заглавной
буквами Г, г. Проведение звукового
анализа слов с буквами Г, г. Согласные
звуки ,

1

0

55

Закрепление знаний о буквах Г, г.
Сопоставление звуков –

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

56

Знакомство со строчной и заглавной
буквами Ч, ч. Звук . Сочетания ча – чу

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

57

Проведение звукового анализа слов с
буквами Ч, ч

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

58

Знакомство с буквой ь. Различение
функций буквы ь

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

59

Слушание литературного произведения о

1

0

Библиотека ЦОК

1

1

1

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

детях. Произведение по выбору,
например, А.Л. Барто «В школу»

https://m.edsoo.ru/7f4129ea

60

Знакомство со строчной и заглавной
буквами Ш, ш. Проведение звукового
анализа слов с буквами Ш, ш. Звук

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

61

Отработка навыка чтения предложений с
буквами Ш, ш. Слушание литературного
произведения о животных. Произведение
по выбору, например, М.М. Пришвин
«Лисичкин хлеб»

62

Знакомство со строчной и заглавной
буквами Ж, ж

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

1

0

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

63

Проведение звукового анализа слов с
буквами Ж, ж. Сочетания жи – ши

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

64

Знакомство со строчной и заглавной
буквами Ё, ё. Звуки ,

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

65

Проведение звукового анализа слов с
буквами Ё, ё

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

66

Знакомство со строчной и заглавной
буквами Й, й. Проведение звукового
анализа слов с буквами Й, й

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

67

Слушание литературного произведения о
детях. Произведение по выбору,
например, В.К. Железников «История с
азбукой»

1

0

68

Знакомство со строчной и заглавной

1

0

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

Библиотека ЦОК

буквами Х, х. Проведение звукового
анализа слов с буквами Х, х

https://m.edsoo.ru/7f4129ea

69

Знакомство со строчной и заглавной
буквами Ю, ю. Проведение звукового
анализа слов с буквами Ю, ю. Звуки ,

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

70

Отработка навыка чтения. На примере
произведения Л.Н. Толстого «Ехали два
мужика...»

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

71

Знакомство со строчной и заглавной
буквами Ц, ц. Проведение звукового
анализа слов с буквами Ц, ц. Согласный
звук

72

Слушание стихотворений о животных.
Произведение по выбору, например, А.А.
Блок «Зайчик»

73

Знакомство со строчной и заглавной
буквами Э, э. Проведение звукового
анализа слов с буквами Э, э. Звук

74

Отработка техники чтения. На примере
произведений В.Д. Берестова
«Читалочка» и Е.И. Чарушина «Как
мальчик Женя научился говорить букву
«р»

1

0

75

Знакомство со строчной и заглавной
буквами Щ, щ. Звук

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

76

Проведение звукового анализа слов с
буквами Щ, щ. Сочетания ча – ща, чу –
щу

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

1

1

1

1

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

1

77

Знакомство со строчной и заглавной
буквами Ф, ф. Звук

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

78

Знакомство с особенностями буквы ъ.
Буквы Ь и Ъ

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

79

Осознанное чтение слов, словосочетаний,
предложений. Чтение с интонациями и
паузами в соответствии со знаками
препинания на примере сказки К.И.
Чуковского «Телефон»

80

Выразительное чтение на примере
стихотворений А.Л. Барто «Помощница»,
«Зайка», «Игра в слова»

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

81

Резервный урок. Обобщение знаний о
буквах. Русский алфавит

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

82

Резервный урок. Чтение произведений о
буквах алфавита. С.Я. Маршак «Ты эти
буквы заучи»

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

83

Резервный урок. Совершенствование
навыка чтения. А.А. Шибаев
«Беспокойные соседки»,
«Познакомились»

84

Резервный урок. Слушание
литературных (авторских) сказок. Сказка
К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха»

85

Резервный урок. Определение темы
произведения: о животных. На примере
произведений Е.И. Чарушина

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

1

1

1

1

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

86

Резервный урок. Чтение небольших
произведений о животных Н.И. Сладкова

87

Резервный урок. Чтение рассказов о
животных. Ответы на вопросы по
содержанию произведения

88

Резервный урок. Слушание
литературных (авторских) сказок.
Русская народная сказка «Лисичкасестричка и волк»

1

0

89

Резервный урок. Чтение небольших
произведений Л.Н. Толстого о детях

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

90

Резервный урок. Чтение произведений о
детях Н.Н. Носова

1

00

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

91

Резервный урок. Чтение рассказов о
детях. Ответы на вопросы по
содержанию произведения

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

92

Резервный урок. Слушание
литературных произведений. Е.Ф.
Трутнева «Когда это бывает?»

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

93

Ориентировка в книге: Обложка,
оглавление, иллюстрации

1

00

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

94

Реальность и волшебство в сказке. На
примере сказки И.П. Токмаковой «Аля,
Кляксич и буква «А»

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

95

Характеристика героев в фольклорных
(народных) сказках о животных. На

1

0

1

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

Библиотека ЦОК

примере сказок «Лисица и тетерев»,
«Лиса и рак»

https://m.edsoo.ru/7f4129ea

96

Реальность и волшебство в литературных
(авторских) сказках. На примере
произведений В.Г. Сутеева «Под
грибом», «Кораблик»

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

97

Работа с фольклорной и литературной
(авторской) сказками: событийная
сторона сказок (последовательность
событий). На примере сказки Е.И.
Чарушина «Теремок» и русской
народной сказки «Рукавичка»

98

Отражение сюжета произведения в
иллюстрациях

99

Сравнение героев фольклорных
(народных) и литературных (авторских)
сказок: сходство и различия. На примере
произведения К.Д. Ушинского «Петух и
собака»

100

Знакомство с малыми жанрами устного
народного творчества: потешка, загадка,
пословица

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

1

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

1

0

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

101

Загадка – средство воспитания живости
ума, сообразительности

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

102

Игровой фольклор: потешки

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

103

Восприятие произведений о чудесах и

1

0

Библиотека ЦОК

фантазии: способность автора находить
необычное в окружающем мире

https://m.edsoo.ru/7f4129ea

104

Мир фантазий и чудес в произведениях
Б.В. Заходера «Моя Вообразилия», Ю.П.
Мориц «Сто фантазий» и других

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

105

Открытие чудесного в обыкновенных
явлениях. На примере стихотворений
В.В. Лунина «Я видела чудо», Р.С. Сефа
«Чудо»

1

0

106

Сравнение авторских и фольклорных
произведений о чудесах и фантазии

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

107

Понимание пословиц как средства
проявления народной мудрости, краткого
изречения жизненных правил

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

108

Определение темы произведения:
изображение природы в разные времена
года

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

109

Наблюдение за особенностями
стихотворной речи: рифма, ритм. Роль
интонации при выразительном чтении:
темп, сила голоса

1

0

110

Восприятие произведений о родной
природе: краски и звуки весны

1

0

111

Определение темы произведения:
изображение природы в разные времена
года. Настроение, которое рождает
стихотворение

1

1

1

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

112

Выявление главной мысли (идеи) в
произведениях о природе родного края.
Любовь к Родине

113

Работа с детскими книгами. Отражение в
иллюстрации эмоционального отклика на
произведение

114

Определение темы произведения: о
жизни, играх, делах детей

115

Выделение главной мысли (идеи)
произведения. На примере текста К.Д.
Ушинского «Худо тому, кто добра не
делает никому» и другие: сказка М.С.
Пляцковского «Помощник»

116

Заголовок произведения, его значение
для понимания содержания.
Произведения о дружбе

117

Работа с текстом произведения:
осознание понятий друг, дружба, забота.
На примере произведения Ю.И.
Ермолаева «Лучший друг»

118

Произведения о детях. На примере
произведений В.А. Осеевой «Три
товарища», Е.А. Благининой «Подарок»,
В.Н. Орлова «Кто кого?»

119

Характеристика героя произведения:
оценка поступков и поведения. На
примере произведения Е.А. Пермяка
«Торопливый ножик»

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

1

1

1

1

1

0

0

0

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

120

Рассказы о детях. На примере
произведения Л.Н. Толстого «Косточка»

121

Стихотворения о детях. На примере
произведений А.Л. Барто «Я – лишний»,
Р.С. Сефа «Совет», В.Н. Орлова «Если
дружбой...»

122

Работа с текстом произведения:
осознание понятий труд, взаимопомощь.
На примере произведения М.С.
Пляцковского «Сердитый дог Буль»

123

Восприятие и самостоятельное чтение
произведений о маме: проявление любви
и заботы о родных людях на примере
произведений А.Л. Барто «Мама», С.Я.
Маршака «Хороший день» и других

124

Выделение главной мысли (идеи):
заботливое и внимательное отношение к
родным и близким людям. На примере
стихотворения Е.А. Благининой
«Посидим в тишине» и других

125

Осознание отражённых в произведении
понятий: чувство любви матери к
ребёнку, детей к матери, близким. На
примере произведений А.В. Митяева «За
что я люблю маму», С.Я. Маршака
«Хороший день»

1

0

126

Определение темы произведения: о
взаимоотношениях человека и животных.

1

0

1

1

1

0

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

Составление рассказа о самостоятельно
прочитанной книге о животных

127

Описание героя произведения, его
внешности, действий. На примере
произведений В.В. Бианки «Лис и
Мышонок», С.В. Михалкова «Трезор»

128

Отражение в произведениях понятий:
любовь и забота о животных. На примере
произведения М.М. Пришвина «Ёж» и
других

129

Выделение главной мысли (идеи) в
произведениях о братьях наших
меньших: бережное отношение к
животным. На примере рассказа В.А.
Осеевой «Плохо»

130

Сравнение художественных и научнопознавательных текстов: описание герояживотного

1

0

131

Работа с текстом произведения:
характеристика героя, его внешности,
действий. На примере произведений Е.И.
Чарушина «Про Томку», Н.И. Сладкова
«Лисица и Ёж»

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

132

Собаки – защитники Родины

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

132

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

ПРОВЕРЯЕМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

1 КЛАСС
Код
проверяемого
результата

Проверяемые предметные результаты освоения основной
образовательной программы начального общего образования
понимать ценность чтения для решения учебных задач и

1.1

применения в различных жизненных ситуациях: отвечать на
вопрос о важности чтения для личного развития

1.2

находить

в

художественных

произведениях

отражение

нравственных ценностей, традиций, быта разных народов
владеть техникой слогового плавного чтения с переходом на
чтение целыми словами, читать осознанно вслух целыми словами

1.3

без пропусков и перестановок букв и слогов доступные для
восприятия и небольшие по объёму произведения в темпе не
менее 30 слов в минуту (без отметочного оценивания)
читать

1.4

наизусть

с

соблюдением

орфоэпических

и

пунктуационных норм не менее 2 стихотворений о Родине, о
детях, о семье, о родной природе в разные времена года

1.5

различать прозаическую (нестихотворную) и стихотворную речь
различать отдельные жанры фольклора (устного народного

1.6

творчества) и художественной литературы (загадки, пословицы,
потешки, сказки (фольклорные и литературные), рассказы,
стихотворения)
понимать

1.7

содержание

прослушанного

(прочитанного)

произведения: отвечать на вопросы по фактическому содержанию
произведения
владеть элементарными умениями анализа текста прослушанного

1.8

(прочитанного) произведения: определять последовательность
событий

в

произведении,

характеризовать

поступки

(положительные или отрицательные) героя, объяснять значение

незнакомого слова с использованием словаря
участвовать

в

произведения:
1.9

обсуждении
отвечать

на

прослушанного
вопросы

о

(прочитанного)
впечатлении

от

произведения, использовать в беседе изученные литературные
понятия (автор, герой, тема, идея, заголовок, содержание
произведения), подтверждать свой ответ примерами из текста
пересказывать (устно) содержание произведения с соблюдением

1.10

последовательности событий, с использованием предложенных
ключевых слов, вопросов, рисунков, предложенного плана

1.11

1.12

1.13

читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки
ударения
составлять высказывания по содержанию произведения (не менее
3 предложений) по заданному алгоритму
сочинять небольшие тексты по предложенному началу (не менее
3 предложений)
ориентироваться в книге (учебнике) по обложке, оглавлению,

1.14

иллюстрациям; выбирать книги для самостоятельного чтения по
совету взрослого и с учётом рекомендованного учителем списка,
рассказывать о прочитанной книге по предложенному алгоритму

1.15

обращаться

к

справочной

литературе

для

получения

дополнительной информации в соответствии с учебной задачей

ПРОВЕРЯЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ

1 КЛАСС
Код
1

1.1

Проверяемый элемент содержания
Сказка фольклорная (народная) о

животных

и

литературная

(авторская) (не менее четырёх произведений)
Народные сказки о животных, например, «Лисица и тетерев», «Лиса и
рак» и другие
Литературные (авторские) сказки, например, К.Д. Ушинского «Петух

1.2

и собака», сказки В.Г. Сутеева «Кораблик», «Под грибом» и другие
(по выбору)
Произведения о детях разных жанров: рассказ, стихотворение (на
примере не менее шести произведений К.Д. Ушинского, Л.Н.
Толстого, Е.А. Пермяка, В.А. Осеевой, А.Л. Барто, Ю.И. Ермолаева и

2

других). К.Д. Ушинский «Худо тому, кто добра не делает никому»,
Л.Н. Толстой «Косточка», Е.А. Пермяк «Торопливый ножик», В.А.
Осеева «Три товарища», А.Л. Барто «Я – лишний», Ю.И. Ермолаев
«Лучший друг» и другие (по выбору)
Произведения о родной природе (на примере трёх-четырёх доступных

3

произведений А.К. Толстого, А.Н. Плещеева, Е.Ф. Трутневой, С.Я.
Маршака и другие)

4

Малые фольклорные жанры: потешка, загадка, пословица (не менее
шести произведений)
Произведения о братьях наших меньших В.В. Бианки, Е.И. Чарушина,

5

М.М. Пришвина, Н.И. Сладкова и другие (три-четыре автора по
выбору). В.В. Бианки «Лис и Мышонок», Е.И. Чарушин «Про Томку»,
М.М. Пришвин «Ёж», Н.И. Сладков «Лисица и Ёж» и другие
Произведения о маме (не менее одного автора по выбору, на примере

6

произведений Е.А. Благининой, А.Л. Барто, А.В. Митяева и других).
Е.А. Благинина «Посидим в тишине», А.Л. Барто «Мама», А.В.
Митяев «За что я люблю маму» и другие (по выбору)

7

Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазии (не
менее трёх произведений по выбору). Р.С. Сеф «Чудо», В.В. Лунин «Я

видел чудо», Б.В. Заходер «Моя Вообразилия», Ю.П. Мориц «Сто
фантазий» и другие (по выбору)
Сведения по теории и истории литературы. Автор, писатель.
Произведение. Жанры (стихотворение, рассказ); жанры фольклора
8

малые (потешка, пословица, загадка). Фольклорная и литературная
сказки. Идея. Тема. Заголовок. Литературный герой. Ритм. Рифма.
Содержание

произведения.

Прозаическая

(нестихотворная)

и

стихотворная речь

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Литературное чтение: 1-й класс: учебник: в 2 частях, 1 класс/
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие, Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1.

Жиренко О.Е. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение,

письмо. 1 класс-М.:ВАКО
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ

1.Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f4666


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».