раб.программа по истории 5 класс

Министерство образования Тверской области
Торопецкий муниципальный округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Торопецкая гимназия имени святителя Тихона,
Патриарха Московского и всея России

РАССМОТРЕНА

УТВЕРЖДЕНО

На заседании

Директор гимназии

Педагогического
совета

Приказ №56 от
01.07.2025

Протокол №10 от
26.06.2025

________________________
Замыслова В.И.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 8660528)
учебного предмета «История»
для обучающихся 5 класса

г. Торопец, 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
Программа учебного предмета «История» разработана с целью оказания
методической помощи учителю истории в создании рабочей программы по
учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в
образовании и активные методики обучения.
Программа учебного предмета «История» дает представление о целях,
общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами
учебного предмета «История», устанавливает обязательное предметное
содержание, предусматривает распределение его по классам и
структурирование его по разделам и темам курса.
Место учебного предмета «История» в системе основного общего
образования определяется его познавательным и мировоззренческим
значением, воспитательным потенциалом, вкладом в становление личности
человека. История представляет собирательную картину жизни людей во
времени, их социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит
важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме,
культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом.
История дает возможность познания и понимания человека и общества в
связи прошлого, настоящего и будущего.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
Целью школьного исторического образования является формирование и
развитие личности обучающегося, способного к самоидентификации и
определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и
освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно
и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в
учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у
обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание
места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее
народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю,
формирование личностной позиции по отношению к прошлому и
настоящему Отечества.
Задачамиизученияисторииявляются:
 формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской,
этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в
окружающем мире;

 овладение

знаниями об основных этапах развития человеческого
общества, при особом внимании к месту и роли России во всемирноисторическом процессе;
 воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему
Отечеству – многонациональному Российскому государству, в
соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между
людьми и народами, в духе демократических ценностей
современного общества;
 развитие способностей обучающихся анализировать содержащуюся в
различных источниках информацию о событиях и явлениях
прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с
принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и
взаимообусловленности;
 формирование у обучающихся умений применять исторические знания
в учебной и внешкольной деятельности, в современном
поликультурном,
полиэтничном
и
многоконфессиональном
обществе.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, рекомендованных для изучения истории в 5 классе102 часа , 34 часа- на изучение курса «История нашего края».
Последовательность изучения тем в рамках программы по истории в
пределах одного класса может варьироваться.
Таблица 1. Структура и последовательность изучения курсов
в рамках учебного предмета «История»
Класс

5

Курсы в рамках учебного
предмета «История»
Всеобщая история.
Древнего мира

Примерноеколичествоучебныхчасов

История

Историянашегокрая
Всеобщая история.
Средних веков.
6

7

68
34

История

28

История России. От Руси к
Российскому государству

57

Историянашегокрая

17

Всеобщая история. История
нового времени. Конец XV—
XVII вв.

28

История

57

России.

Россия

в

XVI—XVII вв.: от великого
княжества к царству

8

9

Историянашегокрая

17

Всеобщая история. История
нового времени. XVIII – начало
XIX в.

34

История России. Россия в
XVIII – начало XIX в.: от
царства к империи

68

Всеобщая история. История
нового времени. XIX — начало
ХХ в.

23

История России. Российская
империя в XIX — начале ХХ в.

45

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 КЛАСС
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Введение
Что изучает история. Источники исторических знаний. Специальные
(вспомогательные) исторические дисциплины. Историческая хронология
(счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта.
ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО
Происхождение, расселение и эволюция древнейшего человека.
Первобытность на территории России. Заселение территории нашей
страны человеком. Петроглифы Беломорья и Онежского озера. Аркаим памятник археологии.
Условия жизни и занятия первобытных людей.
Овладение огнем. Орудия и жилища первобытных людей.
Появление
человека
разумного.
Охота
и
собирательство.
Присваивающее хозяйство. Род и родовые отношения.
Представления об окружающем мире, верования первобытных людей.
Искусство первобытных людей.
Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность,
изобретения. Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Появление
ремесел. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Развитие
обмена и торговли. Появление металлических орудий и их влияние на
первобытное общество. Центры древнейшей металлургии. Появление
первого в мире колесного транспорта.
Переход от родовой к соседской общине. Появление знати.
Кочевые общества евразийских степей в эпоху бронзы и раннем
железном веке. Степь и ее роль в распространении культурных
взаимовлияний.
Разложение первобытнообщинных отношений. На пороге цивилизации.
ДРЕВНИЙ МИР
Древний мир. Древний Восток
Понятие и хронологические рамки истории Древнего мира. Карта
Древнего мира. Понятие «Древний Восток». Карта древневосточного мира.
Древний Египет
Природа Египта. Условия жизни и занятия древних египтян.
Возникновение государственной власти. Объединение Египта.

Управление государством (фараон, вельможи, чиновники). Положение и
повинности населения. Рабы.
Развитие земледелия, скотоводства, ремесел.
Хозяйство Древнего Египта в середине 2 тыс. до н.э. Египетское войско.
Отношения Египта с соседними народами.
Тутмос III. Завоевательные походы фараонов. Могущество Египта при
Рамсесе II.
Религиозные верования египтян. Боги Древнего Египта. Храмы и
жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Пирамиды и гробницы. Храмы
Письменность (иероглифы, папирус). Открытие Ж.Ф. Шампольона.
Образование.
Познания древних египтян (астрономия, математика, медицина).
Искусство Древнего Египта (архитектура, рельефы, фрески).
Древние цивилизации Месопотамии
Природные условия Месопотамии (Междуречья). Занятия населения.
Древнейшие города-государства. Создание единого государства.
Письменность. Научные открытия древних шумеров. Религиозные
верования.
Мифы и сказания.
Древний Вавилон. Царь Хаммурапи и его законы.
Усиление Нововавилонского царства. Легендарные памятники города
Вавилона.
Восточное Средиземноморье в древности
Природные условия, их влияние на занятия жителей Финикии: развитие
ремёсел, караванной и морской торговли. Города-государства. Финикийская
колонизация. Изобретения финикийцев. Финикийский алфавит.
Палестина и её население. Возникновение Израильского государства.
Царь Соломон. Религиозные верования. Ветхозаветные предания.
Ассирия. Персидская держава
Ассирия. Завоевания ассирийцев. Создание сильной державы.
Культурные сокровища Ниневии. Гибель империи.
Возникновение Персидского государства. Завоевания персов.
Государство Ахеменидов. Великие цари: Кир II Великий, Дарий I.
Расширение территории державы. Государственное устройство. Центр и
сатрапии, управление империей. Религия персов. Дербент - один из
старейших городов на территории современной России.
Древняя Индия. Древний Китай

Природные условия Древней Индии. Занятия населения. Древнейшие
города-государства. Приход ариев в Северную Индию. Держава Маурьев.
Государство Гуптов. Общественное устройство, варны.
Природные условия Древнего Китая. Хозяйственная деятельность и
условия жизни населения. Древнейшие царства. Создание объединенной
империи. ЦиньШихуанди. Возведение Великой Китайской стены. Правление
династии Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение
различных групп населения. Развитие ремёсел и торговли. Великий
шёлковый путь.
Религиозные верования древних индийцев. Легенды и сказания.
Возникновение и распространение буддизма. Культурное наследие Древней
Индии (эпос и литература, художественная культура, научное познание).
Религиозно-философские учения Древнего Китая. Конфуций. Научные
знания и изобретения древних китайцев.
Древняя Греция. Эллинизм
Древнейшая Греция
Природные условия Древней Греции. Занятия населения. Древнейшие
государства на Крите. Расцвет и гибель Минойской цивилизации.
Государства Ахейской Греции (Микены, Тиринф).
Верования древних греков. Пантеон Богов. Взаимоотношения Богов и
людей.
Троянская война. Вторжение дорийских племён. Поэмы Гомера
«Илиада», «Одиссея».
Греческие полисы
Подъём хозяйственной жизни после «тёмных веков». Развитие
земледелия и ремесла. Становление полисов, их политическое устройство.
Аристократия и демос.
Великая греческая колонизация. Метрополии и колонии. Народы,
проживавшие на территории современной России до середины I тыс. до н. э.
Скифы и скифская культура. Античные города-государства Северного
Причерноморья. Боспорское царство. Пантикапей. Античный Херсонес.
Фанагория. Киммерийцы. Скифское царство в Крыму. Сарматы. Боспорское
царство.
Афины: утверждение демократии. Законы Солона. Реформы Клисфена,
их значение.
Спарта: основные группы населения, политическое устройство.
Организация военного дела. Спартанское воспитание.
Греко-персидские войны. Причины войн. Походы персов на Грецию.
Битва при Марафоне, её значение. Усиление афинского могущества;

Фемистокл. Битва при Фермопилах. Захват персами Аттики. Победы греков в
Саламинском сражении, при Платеях и Микале. Итоги греко-персидских
войн.
Возвышение Афинского государства. Афины при Перикле.
Хозяйственная жизнь.
Культура Древней Греции
Греческое искусство: архитектура, скульптура, живопись. Афинский
акрополь. Храмы и жрецы. Повседневная жизнь и быт древних греков.
Школа и образование. Литература. Развитие наук. Греческая философия.
Досуг (театр, спортивные состязания). Общегреческие игры в Олимпии.
Македонские завоевания. Эллинизм
Пелопоннесская война: причины, участники, итоги. Упадок Эллады
Возвышение Македонии. Политика Филиппа II. Главенство Македонии над
греческими полисами. Коринфский союз.
Александр Македонский и его завоевания на Востоке. Распад державы
Александра Македонского.
Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического
мира. Александрия Египетская.
Древний Рим
Возникновение Римского государства
Природа и население Апеннинского полуострова в древности.
Этрусские города-государства. Наследие этрусков.
Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей.
Республика римских граждан. Патриции и плебеи. Управление и
законы.
Верования древних римлян. Боги. Жрецы.
Завоевание Римом Италии. Римское войско.
Римские завоевания в Средиземноморье
Войны Рима с Карфагеном. Ганнибал; битва при Каннах. Поражение
Карфагена.
Установление господства Рима в Средиземноморье. Римские
провинции.
Поздняя Римская республика. Гражданские войны
Подъём сельского хозяйства. Латифундии. Рабство. Борьба за аграрную
реформу. Деятельность братьев Гракхов: проекты реформ, мероприятия,
итоги. Гражданская война и установление диктатуры Суллы.
Восстание Спартака. Участие армии в гражданских войнах.
Первый триумвират. Гай Юлий Цезарь: путь к власти, диктатура.
Расцвет и падение Римской империи. Культура Древнего Рима

Борьба между наследниками Цезаря. Победа Октавиана.
Установление императорской власти. Октавиан Август. Римское
гражданство. Римская литература, золотой век поэзии.
Императоры Рима: завоеватели и правители. Римская империя:
территория, управление.
Возникновение и распространение христианства.
Искусство Древнего Рима: архитектура, скульптура. Пантеон. Развитие
наук. Римское право. Римские историки. Ораторское искусство; Цицерон.
Повседневная жизнь в столице и провинциях.
Император Константин I, перенос столицы в Константинополь.
Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Начало
Великого переселения народов.
Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.
Историческое и культурное наследие цивилизаций Древнего мира.
ИСТОРИЯ НАШЕГО КРАЯ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение истории в 5 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К важнейшим личностным результатам изучения истории относятся:
1) в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей
Родины ‒ России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
2) в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского
служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав,
свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации,
местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие
действий, наносящих ущерб социальной и природной среде;
3) в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях
народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях
нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие
асоциальных поступков;
4) в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии
человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение
навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и сохранение интереса к
истории как важной составляющей современного общественного сознания;

5) в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны и мира;
осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства коммуникации; понимание
ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
уважение к культуре своего и других народов;
6) в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и
необходимости ее сохранения (в том числе ‒ на основе примеров из истории); представление об идеалах
гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в античном мире, эпоху
Возрождения) и в современную эпоху;
7) в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности
людей как источника развития человека и общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и
современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; определение сферы
профессионально-ориентированных интересов, построение индивидуальной траектории образования и жизненных
планов;
8) в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с
природной средой; осознание глобального характера экологических проблем современного мира и необходимости
защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; готовность к
участию в практической деятельности экологической направленности;
9) в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об
изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям,
о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и социальные вызовы.
В результате изучения истории на уровне основного общего образования у обучающегося будут
сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:

систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем);
выявлять характерные признаки исторических явлений;
раскрывать причинно-следственные связи событий;
сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы.
Базовые исследовательские действия:
определять познавательную задачу;
намечать путь её решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта;
систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических
событий;
соотносить полученный результат с имеющимся знанием;
определять новизну и обоснованность полученного результата;
представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат,
учебный проект и другие).
Работа с информацией:
осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник, тексты исторических
источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и другие) ‒ извлекать информацию из источника;
различать виды источников исторической информации;высказывать суждение о достоверности и значении
информации источника (по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире;
участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых
оценок;
выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте;
публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила
межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.
Совместная деятельность:

осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как эффективного средства
достижения поставленных целей;
планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе ‒
на региональном материале;
определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды.
Регулятивные универсальные учебные действия:
владеть приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы,
требующей решения; составление плана действий и определение способа решения);
владеть приёмами самоконтроля ‒ осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных
результатов;
вносить коррективы в свою работу с учётом установленных ошибок, возникших трудностей.
Умения в сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:
выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических ситуациях и
окружающей действительности);
регулировать способ выражения своих эмоций с учётом позиций и мнений других участников общения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы по истории на уровне основного общего образования
должны обеспечивать:
1) умение определять последовательность событий, явлений, процессов; соотносить события истории разных
стран и народов с историческими периодами, событиями региональной и мировой истории, события истории
родного края и истории России, определять современников исторических событий, явлений, процессов;
2) умение выявлять особенности развития культуры, быта и нравов народов в различные исторические эпохи;
3) овладение историческими понятиями и их использование для решения учебных и практических задач;

4) умение рассказывать на основе самостоятельно составленного плана об исторических событиях, явлениях,
процессах истории родного края, истории России и мировой истории и их участниках, демонстрируя понимание
исторических явлений, процессов и знание необходимых фактов, дат, исторических понятий;
5) умение выявлять существенные черты и характерные признаки исторических событий, явлений,
процессов;
6)умение сравнивать исторические события, явления, процессы в различные исторические эпохи;
7) умение определять и аргументировать собственную или предложенную точку зрения с опорой на
фактический материал, в том числе используя источники разных типов;
8)) умение различать основные типы исторических источников: письменные, вещественные,
аудиовизуальные;
10) умение находить и критически анализировать для решения познавательной задачи исторические
источники разных типов (в том числе по истории родного края), оценивать их полноту и достоверность,
соотносить с историческим периодом; соотносить извлечённую информацию с информацией из других
источников при изучении исторических событий, явлений, процессов; привлекать контекстную информацию при
работе с историческими источниками;
11) умение читать и анализировать историческую карту (схему); характеризовать на основе исторической
карты (схемы) исторические события, явления, процессы; сопоставлять информацию, представленную на
исторической карте (схеме), с информацией из других источников;
12) умение анализировать текстовые, визуальные источники исторической информации, представлять
историческую информацию в виде таблиц, схем, диаграмм;
13) умение осуществлять с соблюдением правил информационной безопасности поиск исторической
информации в справочной литературе, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для решения
познавательных задач, оценивать полноту и верифицированность информации;
14) приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и религиозной
принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и
демократических ценностей, идеи мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур, уважения к
историческому наследию народов России. Положения ФГОС ООО развёрнуты и структурированы в программе по

истории в виде планируемых результатов, относящихся к ключевым компонентам познавательной деятельности
обучающихся при изучении истории, от работы с хронологией и историческими фактами до применения знаний в
общении, социальной практике.
Предметные результаты изучения учебного предмета «История» включают:
1) целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств; о
преемственности исторических эпох; о месте и роли России в мировой истории;
2) базовые знания об основных этапах и ключевых событиях отечественной и всемирной истории;
3) способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для
раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
4) умение работать с основными видами современных источников исторической информации (учебник,
научно-популярная литература, ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и другие),
оценивая их информационные особенности и достоверность с применением метапредметного подхода;
5) умение работать историческими (аутентичными) письменными, изобразительными и вещественными
источниками ‒ извлекать, анализировать, систематизировать и интерпретировать содержащуюся в них
информацию, определять информационную ценность и значимость источника;
6) способность представлять описание (устное или письменное) событий, явлений, процессов истории
родного края, истории России и мировой истории и их участников, основанное на знании исторических фактов,
дат, понятий;
7) владение приёмами оценки значения исторических событий и деятельности исторических личностей в
отечественной и всемирной истории;
8) способность применять исторические знания как основу диалога в поликультурной среде,
взаимодействовать с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе ценностей
современного российского общества;
9) осознание необходимости сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира;
Предметные результаты изучения истории носят комплексный характер, в них органично сочетаются
познавательно-исторические, мировоззренческие и метапредметные компоненты.

Предметные результаты изучения истории проявляются в освоенных обучающимися знаниях и видах
деятельности. Они представлены в следующих основных группах:
1) Знание хронологии, работа с хронологией: указывать хронологические рамки и периоды ключевых
процессов, даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории, соотносить год с веком, устанавливать
последовательность и длительность исторических событий.
2) Знание исторических фактов, работа с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников,
результаты важнейших исторических событий; группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3) Работа с исторической картой (картами, размещенными в учебниках, атласах, на электронных носителях и
других): читать историческую карту с опорой на легенду, находить и показывать на исторической карте
территории государств, маршруты передвижений значительных групп людей, места значительных событий и
другие.
4) Работа с историческими источниками (фрагментами аутентичных источников): проводить поиск
необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, письменных, визуальных и
другие), сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, высказывать суждение об
информационной (художественной) ценности источника.
5) Описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их
участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи, составлять
описание исторических объектов, памятников на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной
литературы, макетов и другое.
6) Анализ, объяснение: различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка), соотносить
единичные исторические факты и общие явления; называть характерные, существенные признаки исторических
событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; сравнивать исторические
события, явления, определять в них общее и различия; излагать суждения о причинах и следствиях исторических
событий.
7) Работа с версиями, оценками: приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в
учебной литературе, объяснять, какие факты, аргументы лежат в основе отдельных точек зрения; определять и

объяснять (аргументировать) свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории;
составлять характеристику исторической личности (по предложенному или самостоятельно составленному плану).
8) Применение исторических знаний и умений: опираться на исторические знания при выяснении причин и
сущности, а также оценке современных событий, использовать знания об истории и культуре своего и других
народов как основу диалога в поликультурной среде, способствовать сохранению памятников истории и культуры.
Приведенный перечень предметных результатов по истории служит ориентиром для планирования и
организации познавательной деятельности обучающихся при изучении истории (в том числе ‒ разработки
системы познавательных задач), при измерении и оценке достигнутых обучающимися результатов.
Предметные результаты изучения истории в 5 классе:
Знание хронологии, работа с хронологией:
объяснять смысл основных хронологических понятий (век, тысячелетие, до нашей эры, наша эра);
называть даты важнейших событий истории Древнего мира, по дате устанавливать принадлежность события
к веку, тысячелетию;
определять длительность и последовательность событий, периодов истории Древнего мира, вести счёт лет до
нашей эры и нашей эры.
Знание исторических фактов, работа с фактами:
указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий истории Древнего
мира;
группировать, систематизировать факты по заданному признаку.
Работа с исторической картой:
находить и показывать на исторической карте природные и исторические объекты (расселение человеческих
общностей в эпоху первобытности и Древнего мира, территории древнейших цивилизаций и государств, места
важнейших исторических событий), используя легенду карты;
устанавливать на основе картографических сведений связь между условиями среды обитания людей и их
занятиями.
Работа с историческими источниками:

называть и различать основные типы исторических источников (письменные, визуальные, вещественные),
приводить примеры источников разных типов;
различать памятники культуры изучаемой эпохи и источники, созданные в последующие эпохи, приводить
примеры;
извлекать из письменного источника исторические факты (имена, названия событий, даты и другие);
находить в визуальных памятниках изучаемой эпохи ключевые знаки, символы; раскрывать смысл (главную идею)
высказывания, изображения.
Историческое описание (реконструкция):
характеризовать условия жизни людей в древности;
рассказывать о значительных событиях древней истории, их участниках;
рассказывать об исторических личностях Древнего мира (ключевых моментах их биографии, роли в
исторических событиях);
давать краткое описание памятников культуры эпохи первобытности и древнейших цивилизаций.
Анализ, объяснение исторических событий, явлений:
раскрывать существенные черты государственного устройства древних обществ, положения основных групп
населения, религиозных верований людей в древности;
сравнивать исторические явления, определять их общие черты;
иллюстрировать общие явления, черты конкретными примерами;
объяснять причины и следствия важнейших событий древней истории.
Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым
событиям и личностям прошлого:
излагать оценки наиболее значительных событий и личностей древней истории, приводимые в учебной
литературе;
высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей прошлого, к памятникам
культуры.
Применение исторических знаний:

раскрывать значение памятников древней истории и культуры, необходимость сохранения их в современном
мире;
выполнять учебные проекты по истории Первобытности и Древнего мира (в том числе с привлечением
регионального материала), оформлять полученные результаты в форме сообщения, альбома, презентации.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС
№
п/п

Наименованиеразделов и
темпрограммы

Количествочасов
Всего

Контрольныеработы

Практическиеработы

Раздел1.ИсторияДревнегомира
1.1

Введение

1

0

0

1.2

Первобытноеобщество

5

0

0

Итогопоразделу

6

Раздел2.Древниймир
2.1

Древниймир. ДревнийВосток

1

0

0

2.2

ДревнийЕгипет

7

0

0

2.3

ДревниецивилизацииМесопотамии

3

0

0

2.4

ВосточноеСредиземноморье в
древности

3

0

0

2.5

Ассирия. Персидскаядержава

3

0

0

2.6

ДревняяИндия. ДревнийКитай

5

1

0

Итогопоразделу

22

Раздел3.ДревняяГреция. Эллинизм
3.1

ДревнейшаяГреция

3

0

0

3.2

Греческиеполисы

7

0

0

3.3

КультураДревнейГреции

6

0

0

3.4

Македонскиезавоевания. Эллинизм

Итогопоразделу

4

1

0

20

Раздел4.ДревнийРим
4.1

ВозникновениеРимскогогосударства

5

0

0

4.2

Римскиезавоевания в
Средиземноморье

2

0

0

4.3

Поздняя Римская республика.
Гражданские войны

4

0

0

4.4

Расцвет и падение Римской
империи. КультураДревнегоРима

9

1

0

1

0

4

0

Итогопоразделу

20

Раздел 5.Курс «История нашего края»
5.1

Историянашегокрая

Итогопоразделу, курсу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34
34
102

5 КЛАССПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п

Темаурока

Количествочасов
Всего

1

Введение

1

2

Древнейшиелюди

1

3

Первобытныеохотники и собиратели

1

4

Верования и искусство

1

5

Возникновение земледелия, скотоводства и ремесла

1

6

Урок повторения и обобщения по теме «История Древнего мира. Первобытноеобщество»

1

7

Древний мир: понятие, хронологические рамки, карта

1

8

ВозникновениеДревнеегипетскогогосударства

1

9

ОбществоДревнегоЕгипта

1

10

ОбществоДревнегоЕгипта

1

11

РасцветДревнеегипетскогогосударства

1

12

РелигияДревнегоЕгипта

1

13

Наука и искусство в Древнем Египте

1

14

Урок повторения, обобщения и контроля по теме «Древний Египет»

1

15

Возникновение первых государств в Древнем Междуречье

1

16

Вавилонскоецарство

1

17

Урок повторения и обобщения по теме «Древние цивилизации Месопотамии»

1

18

Финикия

1

19

ДревняяПалестина

1

20

Урок повторения и обобщения по теме «Восточное Средиземноморье в древности»

1

21

Ассирийскаядержава

1

22

Персидскоецарство

1

23

Урок повторения и обобщения по теме «Ассирия. Персидскаядержава»

1

24

ДревняяИндия

1

25

ДревнийКитай

1

26

Религия и культура Древней Индии и Древнего Китая

1

27

Урок повторения, обобщения и контроля по теме «Древняя Индия. ДревнийКитай»

1

28

Урок повторения, обобщения и контроля по теме «Древний Восток»К/р

1

29

Началогреческойцивилизации

1

30

Верованиядревнихгреков

1

31

ПоэмыГомера

1

32

Государство-полис в Древней Греции

1

33

Великаягреческаяколонизация

1

34

СеверноеПричерноморье

1

35

ДревниеАфины

1

36

ДревняяСпарта

1

37

Греко-персидскиевойны

1

38

Афинскаядемократия

1

39

КультураДревнейГреции

1

40

Повседневнаяжизньдревнихгреков

1

41

Наука в ДревнейГреции

1

42

Театр в жизни древних греков

1

43

СвященныйогоньОлимпии

1

44

Урок повторения, обобщения и контроля по теме «Древняя Греция»

1

45

ОслаблениеЭллады. ВозвышениеМакедонии

1

46

Походы Александра Македонского на Восток

1

47

КультурацарстваПтолемеев

1

48

Урок повторения, обобщения и контроля по теме «Древняя Греция. Эллинизм»К/р

1

49

Началоримскойистории

1

50

Семьримскихцарей

1

51

Установлениереспублики

1

52

Нравы, обычаи, религия

1

53

ЗавоеваниеРимомИталии

1

54

Пуническиевойны

1

55

ЗавоеваниеВосточногоСредиземноморья

1

56

Гражданскиевойны

1

57

Рабство в Риме

1

58

Рабство в Риме

1

59

Римское государство в I веке до н. э.

1

60

Римскаяимперия

1

61

Династииримскихимператоров

1

62

Возникновениехристианства

1

63

Наука и культура Древнего Рима

1

64

Наука и культура Древнего Рима

1

65

Быт и досугримлян

1

66

Поздняяимперия

1

67

Урок повторения, обобщения и контроля по теме «Древний Рим»К/Р

1

68

Историческое и культурное наследие цивилизаций Древнего мира

1

69

Введение. ИсториографияТверскогокрая

1

70

Первоначальное освоение Великого водораздела в палеолите и мезолите

1

71

Археологическиекультурыэпохинеолита

1

72

Фатьяновскаяархеологическаякультура

1

73

Хозяйство, социальная организация и судьба фатьяновской культуры

1

74

Городищараннегожелезноговека

1

75

Дьяковская и днепро - двинская археологические культуры

1

76

Первая славянская волна расселения на Великом водоразделе

1

77

Хозяйственная деятельность и культура славян

1

78

ПервобытностьТоропецкогокрая

1

79

Начало государственности и образование городов

1

80

НашествиеБатыя

1

81

ОбразованиеТверскогокняжества

1

82

ЯрославЯрославовичТверской

1

83

МихаилЯрославовичТверской

1

84

МихаилЯрославовичТверской

1

85

Конфликт с Москвой и поход Юрия Даниловича на Тверь

1

86

ДмитрийГрозныеОчи

1

87

Александр Михайлович и Тверское восстание

1

88

КняжениеМихаилаАлександровича

1

89

Последняя Московско - Тверская война и её итоги

1

90

Тверское княжество в последний период княжения Михаила Александровича

1

91

Торопецкий край в XII - сер. XIV вв

1

92

Последнийвексамостоятельности

1

93

Историческая география и города Тверского края

1

94

Историческая география и города Тверского края

1

95

"Хождение за три моря" Афанасия Никитина

1

96

Культура Тверского края в княжеский период

1

97

Культура Тверского края в княжеский период

1

98

Монастыри и святые Тверского края

1

99

Монастыри и святые Тверского края

1

100

Монастыри и святые Тверского края

1

101

Торопецкий край в сер. XIV - XVвв

1

102

Культура Тверского края XII–XVвв К/Р

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

102

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Учебник История. Всеобщая история. История Древнего мира. 5
класс Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. /Под ред. Искендерова
А.А. Линия УМК, серия Всеобщая история. Вигасин А.А. - Сороко-Цюпа
О.С. (5-10) .История нашего края. Тверская область. С древнейших времён
до конца XVII века. Учебник. 5 классАвторы: В.М. Воробьёв, Т.А.
Винокурова
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по всеобщей истории. История
Древнего мира. 5 класс, Издательство «ВАКО».
Шевченко Н. И. «Всеобщая история. История Древнего мира. Методические
рекомендации. 5 класс» (М.: Просвещение, 2023).
Ф. А. Михайловский «Методическое пособие „Всеобщая история. История
Древнего мира“» (Москва, «Русское слово», 2024).
«Сборник метапредметных заданий. История, обществознание,
география» (Москва, «Экзамен», 2024).
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1.

http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных

ресурсов.
2. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов.
3. http://www.ug.ru/ - Официальный сайт "Учительской газеты". На сайте
представлены новости образования, рассматриваются вопросы воспитания, социальной
защиты, методики обучения
4. http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет
5. http://www.1september.ru/ru/ - Газета "Первое Сентября" и ее приложения.
Информация для педагогов
6. http://www.it-n.ru/ - Сеть творческих учителей
7. http://www.pish.ru/сайт журнала «Преподавание истории в школе» с архивом
8. http://his.1september.ru Газета "История" и сайт для учителя "Я иду на урок
истории"
9. http://www.fipi.ru - ФИПИ

10. http://www.uchportal.ru/ - учительский портал – по предметам – уроки,

презентации, внеклассная работа, тесты, планирования, компьютерные программ
11. http://rosolymp.ru/ - Всероссийская Олимпиада школьников
12. http://www.zavuch.info/
Завуч-инфо
(методическая
библиотека,
педагогическая ярмарка, сообщество педагогов, новости…)
13. http://www.km-school.ru/r1/media/a1.asp - Энциклопедия Кирилла и Мефодия
14. http://www.hrono.info/biograf/index.php - Хронос. Коллекция ресурсов по
истории. Подробные биографии, документы,
статьи, карты
15. http://www.russianculture.ru/ - портал «Культура России»;
16. http://www.historia.ru/ - «Мир истории». Электронный журнал


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».