Министерство образования Тверской области
Торопецкий муниципальный округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Торопецкая гимназия имени святителя Тихона,
Патриарха Московского и всея России
РАССМОТРЕНА
УТВЕРЖДЕНО
На заседании
Директор гимназии
Педагогического
совета
Приказ №56 от
01.07.2025
Протокол №10 от
26.06.2025
________________________
Замыслова В.И.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID8659791)
учебного предмета «География»
для обучающихся 9 класса
г. Торопец, 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по географии составлена на основе требований к
результатам освоения ООП ООО, представленных в ФГОС ООО, а также на
основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного
развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в
федеральной рабочей программе воспитания и подлежит непосредственному
применению при реализации обязательной части образовательной
программы основного общего образования.
Программа по географии отражает основные требования ФГОС ООО к
личностным, метапредметным и предметным результатам освоения
образовательных программ.
Программа по географии даёт представление о целях обучения, воспитания
и развития обучающихся средствами учебного предмета, устанавливает
обязательное предметное содержание, предусматривает распределение его
по классам и структурирование его по разделам и темам курса, даёт
распределение учебных часов по тематическим разделам курса и
последовательность их изучения с учётом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных
особенностей обучающихся; определяет возможности предмета для
реализации требований к результатам освоения программы основного
общего образования, требований к результатам обучения географии, а также
основных видов деятельности обучающихся.
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
«ГЕОГРАФИЯ»
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
География в основной школе — предмет, формирующий у
обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о
Земле как планете людей, об основных закономерностях развития природы, о
размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике основных
природных, экологических и социально-экономических процессов, о
проблемах взаимодействия природы и общества, географических подходах к
устойчивому развитию территорий.
Содержание курса географии в основной школе является базой для
реализации краеведческого подхода в обучении, изучения географических
закономерностей, теорий, законов и гипотез в старшей школе, базовым
звеном в системе непрерывного географического образования, основой для
последующей уровневой дифференциации.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
Изучение географии в общем образовании направлено на достижение
следующих целей:
1) воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой
родине, взаимопонимания с другими народами на основе формирования
целостного географического образа России, ценностных ориентаций
личности;
2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды,
решения географических задач, проблем повседневной жизни с
использованием географических знаний, самостоятельного приобретения
новых знаний;
3) воспитание экологической культуры, соответствующей современному
уровню геоэкологического мышления на основе освоения знаний о
взаимосвязях в ПК, об основных географических особенностях природы,
населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах
сохранения окружающей среды и рационального использования природных
ресурсов;
4) формирование способности поиска и применения различных
источников географической информации, в том числе ресурсов Интернета,
для описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных
географических явлений и процессов, жизненных ситуаций;
5) формирование комплекса практико-ориентированных географических
знаний и умений, необходимых для развития навыков их использования при
решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе
краеведческого материала, осмысления сущности происходящих в жизни
процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном мире;
6) формирование географических знаний и умений, необходимых для
продолжения образования по направлениям подготовки (специальностям),
требующим наличия серьёзной базы географических знаний.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
В системе общего образования «География» признана обязательным
учебным предметом, который входит в состав предметной области
«Общественно-научные предметы».
Освоение содержания курса «География» в основной школе происходит
с опорой на географические знания и умения, сформированные ранее в курсе
«Окружающий мир».
Учебным планом на изучение географии отводится в 9 классе -68 часов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
9 КЛАСС
Раздел 1. Хозяйство России
Тема 1. Общая характеристика хозяйства России
Состав хозяйства: важнейшие межотраслевые комплексы и отрасли.
Отраслевая структура, функциональная и территориальная структуры
хозяйства страны, факторы их формирования и развития. Группировка
отраслей по их связи с природными ресурсами. Факторы производства.
Экономико-географическое положение (ЭГП) России как фактор развития её
хозяйства. ВВП и ВРП как показатели уровня развития страны и регионов.
Экономические карты. Общие особенности географии хозяйства России:
территории опережающего развития, основная зона хозяйственного
освоения, Арктическая зона и зона Севера. «Стратегия пространственного
развития Российской Федерации на период до 2025 года»: цели, задачи,
приоритеты и направления пространственного развития страны. Субъекты
Российской Федерации, выделяемые в «Стратегии пространственного
развития Российской Федерации» как «геостратегические территории».
Производственный капитал. Распределение производственного капитала
по территории страны. Условия и факторы размещения хозяйства.
Практическая работа
1. Определение влияния географического положения России на
особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства.
Тема 2. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК)
Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая и угольная
промышленность: география основных современных и перспективных
районов добычи и переработки топливных ресурсов, систем трубопроводов.
Место России в мировой добыче основных видов топливных ресурсов.
Электроэнергетика. Место России в мировом производстве электроэнергии.
Основные типы электростанций (атомные, тепловые, гидроэлектростанции,
электростанции, использующие возобновляемые источники энергии (ВИЭ),
их особенности и доля в производстве электроэнергии. Размещение
крупнейших электростанций. Каскады ГЭС. Энергосистемы. Влияние ТЭК
на окружающую среду. Основные положения «Энергетической стратегии
России на период до 2035 года».
Практические работы
1. Анализ статистических и текстовых материалов с целью сравнения
стоимости электроэнергии для населения России в различных регионах.
2. Сравнительная оценка возможностей для развития энергетики ВИЭ в
отдельных регионах страны.
Тема 3. Металлургический комплекс
Состав, место и значение в хозяйстве. Место России в мировом
производстве чёрных и цветных металлов. Особенности технологии
производства чёрных и цветных металлов. Факторы размещения
предприятий разных отраслей металлургического комплекса. География
металлургии чёрных, лёгких и тяжёлых цветных металлов: основные районы
и центры. Металлургические базы России. Влияние металлургии на
окружающую среду. Основные положения «Стратегии развития чёрной и
цветной металлургии России до 2030 года», утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2022 г. №4260-р.
Практическая работа
1. Выявление факторов, влияющих на себестоимость производства
предприятий металлургического комплекса в различных регионах страны (по
выбору)".
Тема 4. Машиностроительный комплекс
Состав, место и значение в хозяйстве. Место России в мировом
производстве машиностроительной продукции. Факторы размещения
машиностроительных предприятий. География важнейших отраслей:
основные районы и центры. Роль машиностроения в реализации целей
политики импортозамещения. Машиностроение и охрана окружающей
среды, значение отрасли для создания экологически эффективного
оборудования. Перспективы развития машиностроения России. Основные
положения документов, определяющих стратегию развития отраслей
машиностроительного комплекса.
Практическая работа
1. Выявление
факторов,
повлиявших
на
размещение
машиностроительного предприятия (по выбору) на основе анализа
различных источников информации.
Тема 5. Химико-лесной комплекс
Химическая промышленность
Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения
предприятий. Место России в мировом производстве химической продукции.
География важнейших подотраслей: основные районы и центры. Химическая
промышленность и охрана окружающей среды. Основные положения
«Стратегии развития химического и нефтехимического комплекса на период
до 2030 года».
Лесопромышленный комплекс
Состав, место и значение в хозяйстве. Место России в мировом
производстве продукции лесного комплекса. Лесозаготовительная,
деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. Факторы
размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы
и лесоперерабатывающие комплексы.
Лесное хозяйство и окружающая среда. Проблемы и перспективы
развития. Основные положения «Стратегии развития лесного комплекса
Российской Федерации до 2030 года».
Практическая работа
1. Анализ документов «Прогноз развития лесного сектора Российской
Федерации до 2030 года» (Гл.1, 3 и 11) и «Стратегия развития лесного
комплекса Российской Федерации до 2030 года» (Гл. II и III, Приложения №
1 и № 18) с целью определения перспектив и проблем развития комплекса.
Тема 6. Агропромышленный комплекс (далее - АПК)
Состав, место и значение в экономике страны. Сельское хозяйство.
Состав, место и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства.
Земельные, почвенные и агроклиматические ресурсы. Сельскохозяйственные
угодья, их площадь и структура. Растениеводство и животноводство:
география основных отраслей. Сельское хозяйство и окружающая среда.
Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве.
Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей:
основные районы и центры. Пищевая промышленность и охрана
окружающей среды. Лёгкая промышленность. Состав, место и значение в
хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших
отраслей: основные районы и центры. Лёгкая промышленность и охрана
окружающей среды. «Стратегия развития агропромышленного и
рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030
года». Особенности АПК своего края.
Практическая работа
1. Определение влияния природных и социальных факторов на
размещение отраслей АПК.
Тема 7. Инфраструктурный комплекс
Состав:
транспорт,
информационная
инфраструктура;
сфера
обслуживания, рекреационное хозяйство — место и значение в хозяйстве.
Транспорт и связь. Состав, место и значение в хозяйстве. Морской,
внутренний водный, железнодорожный, автомобильный, воздушный и
трубопроводный транспорт. География отдельных видов транспорта и связи:
основные транспортные пути и линии связи, крупнейшие транспортные узлы.
Транспорт и охрана окружающей среды.
Информационная
инфраструктура.
Рекреационное
хозяйство.
Особенности сферы обслуживания своего края.
Проблемы и перспективы развития комплекса. «Стратегия развития
транспорта России на период до 2030 года, Федеральный проект
«Информационная инфраструктура».
Практические работы
1. Анализ статистических данных с целью определения доли отдельных
морских бассейнов в грузоперевозках и объяснение выявленных различий.
2. Характеристика туристско-рекреационного потенциала своего края.
Тема 8. Обобщение знаний
Государственная политика как фактор размещения производства.
«Стратегия пространственного развития Российской Федерации до 2025
года»: основные положения. Новые формы территориальной организации
хозяйства и их роль в изменении территориальной структуры хозяйства
России. Кластеры. Особые экономические зоны (ОЭЗ). Территории
опережающего развития (ТОР). Факторы, ограничивающие развитие
хозяйства.
Развитие хозяйства и состояние окружающей среды. «Стратегия
экологической безопасности Российской Федерации до 2025 года» и
государственные меры по переходу России к модели устойчивого развития.
Практическая работа
1. Сравнительная оценка вклада отдельных отраслей хозяйства в
загрязнение окружающей среды на основе анализа статистических
материалов.
Раздел 2. Регионы России
Тема 1. Западный макрорегион (Европейская часть) России
Географические особенности географических районов: Европейский
Север России, Северо-Запад России, Центральная Россия, Поволжье, Юг
Европейской части России, Урал. Географическое положение. Особенности
природно-ресурсного потенциала, население и хозяйство. Социальноэкономические и экологические проблемы и перспективы развития.
Классификация субъектов Российской Федерации Западного макрорегиона
по уровню социально-экономического развития; их внутренние различия.
Практические работы
1. Сравнение ЭГП двух географических районов страны по разным
источникам информации.
2. Классификация субъектов Российской Федерации одного из
географических районов России по уровню социально-экономического
развития на основе статистических данных.
Тема 2. Восточный макрорегион (Азиатская часть) России
Географические особенности географических районов: Сибирь и
Дальний Восток. Географическое положение. Особенности природноресурсного потенциала, население и хозяйство. Социально-экономические и
экологические проблемы и перспективы развития. Классификация субъектов
Российской Федерации Восточного макрорегиона по уровню социальноэкономического развития; их внутренние различия.
Практическая работа
1. Сравнение человеческого капитала двух географических районов
(субъектов Российской Федерации) по заданным критериям.
2. Выявление факторов размещения предприятий одного из
промышленных кластеров Дальнего Востока (по выбору).
Тема 3. Обобщение знаний
Федеральные и региональные целевые программы. Государственная
программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие
Арктической зоны Российской Федерации».
Раздел 6. Россия в современном мире
Россия в системе международного географического разделения труда.
Россия в составе международных экономических и политических
организаций. Взаимосвязи России с другими странами мира. Россия и страны
СНГ. ЕврАзЭС.
Значение для мировой цивилизации географического пространства
России как комплекса природных, культурных и экономических ценностей.
Объекты Всемирного природного и культурного наследия России.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы основного общего
образования по географии должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и
расширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализации
основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России,
регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к
достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России;
ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам
природного и культурного наследия человечества, традициям разных
народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России,
своего края.
Гражданского воспитания: осознание российской гражданской
идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и
настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и
долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и
реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других
людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации,
местного сообщества, родного края, страны для реализации целей
устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах
межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном
обществе; готовность к разно-образной совместной деятельности, стремление
к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной
деятельности («экологический патруль», волонтёрство).
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные
ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать
своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для
окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на
основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в
российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознания
последствий для окружающей среды.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям
своего и других народов, понимание роли этнических культурных традиций;
ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой
родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам
Всемирного культурного наследия человечества.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на
современную систему научных представлений географических наук об
основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях
человека с природной и социальной средой; овладение читательской
культурой как средством познания мира для применения различных
источников географической информации при решении познавательных и
практико-ориентированных задач; овладение основными навыками
исследовательской деятельности в географических науках, установка на
осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное
отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный
режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение
правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернетсреде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и
такого же права другого человека; готовность и способность осознанно
выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и
экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе
и окружающей среде.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении
практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения географических знаний; осознание важности обучения на
протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и
развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом
личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического
воспитания:
ориентация
на
применение
географических знаний для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды; осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих
вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и
потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение географии в основной школе способствует достижению
метапредметных результатов, в том числе:
Овладению универсальными познавательными действиями:
Базовые логические действия
Выявлять и характеризовать существенные признаки географических
объектов, процессов и явлений;
устанавливать существенный признак классификации географических
объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и
данных наблюдений с учётом предложенной географической задачи;
выявлять
дефициты
географической
информации,
данных,
необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении географических
объектов, процессов и явлений; делать выводы с использованием
дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по
аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географических
объектов, процессов и явлений;
самостоятельно выбирать способ решения учебной географической
задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее
подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия
Использовать
географические вопросы как исследовательский
инструмент познания;
формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между
реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и
самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по
географическим аспектам различных вопросов и проблем;
проводить
по плану несложное географическое исследование, в том
числе на краеведческом материале, по установлению особенностей
изучаемых географических объектов, причинно-следственных связей
и зависимостей между географическими объектами, процессами и
явлениями;
оценивать
достоверность информации, полученной в ходе
географического исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого
наблюдения
или
исследования,
оценивать
достоверность полученных результатов и выводов;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических
объектов, процессов и явлений, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в изменяющихся условиях
окружающей среды.
Работа с информацией
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации или данных из источников географической
информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных
критериев;
выбирать,
анализировать и интерпретировать географическую
информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, в различных источниках географической
информации;
самостоятельно
выбирать оптимальную форму представления
географической информации;
оценивать надёжность географической информации по критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
систематизировать географическую информацию в разных формах.
Овладению универсальными коммуникативными действиями:
Общение
формулировать
суждения, выражать свою точку зрения по
географическим аспектам различных вопросов в устных и
письменных текстах;
в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение
задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять
свои суждения по географическим вопросам с
суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и
сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного исследования или
проекта.
Совместная деятельность (сотрудничество)
принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных
географических проектов, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс
и результат совместной работы;
планировать организацию совместной работы, при выполнении
учебных географических проектов определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть
работы, достигать качественного результата по своему направлению
и координировать свои действия с другими членами команды;
сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта
с исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности.
Овладению универсальными учебными регулятивными действиями:
Самоорганизация
самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и
выбирать способ их решения с учётом имеющихся ресурсов и
собственных
возможностей,
аргументировать
предлагаемые
варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом
получения новых знаний об изучаемом объекте.
Самоконтроль (рефлексия)
владеть способами самоконтроля и рефлексии;
объяснять
причины достижения (недостижения) результатов
деятельности, давать оценку приобретённому опыту;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших
трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям
Принятие себя и других
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
9 КЛАСС
Выбирать
источники географической информации (картографические,
статистические,
текстовые,
видеои
фотоизображения,
компьютерные базы данных), необходимые для изучения
особенностей хозяйства России;
представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика,
географического
описания)
географическую
информацию,
необходимую для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
находить, извлекать и использовать информацию, характеризующую
отраслевую, функциональную и территориальную структуру
хозяйства России, для решения практико-ориентированных задач;
выделять
географическую
информацию,
которая
является
противоречивой или может быть недостоверной; определять
информацию, недостающую для решения той или иной задачи;
применять понятия «экономико-географическое положение», «состав
хозяйства», «отраслевая, функциональная и территориальная
структура», «условия и факторы размещения производства»,
«отрасль
хозяйства»,
«межотраслевой
комплекс»,
«сектор
экономики», «территория опережающего развития», «себестоимость
и рентабельность производства», «природно-ресурсный потенциал»,
«инфраструктурный
комплекс»,
«рекреационное
хозяйство»,
«инфраструктура», «сфера обслуживания», «агропромышленный
комплекс», «химико-лесной комплекс», «машиностроительный
комплекс», «металлургический комплекс», «ВИЭ», «ТЭК», для
решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
характеризовать основные особенности хозяйства России; влияние
географического положения России на особенности отраслевой и
территориальной структуры хозяйства; роль России как мировой
энергетической державы; проблемы и перспективы развития
отраслей хозяйства и регионов России;
различать территории опережающего развития (ТОР), Арктическую
зону и зону Севера России;
классифицировать субъекты Российской Федерации по уровню
социально-экономического развития на основе имеющихся знаний и
анализа информации из дополнительных источников;
находить,
извлекать, интегрировать и интерпретировать информацию
из
различных
источников
географической
информации
(картографические,
статистические,
текстовые,
видеои
фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения
различных учебных и практико-ориентированных задач: сравнивать
и оценивать влияние отдельных отраслей хозяйства на окружающую
среду; условия отдельных регионов страны для развития энергетики
на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ);
различать изученные географические объекты, процессы и явления:
хозяйство России (состав, отраслевая, функциональная и
территориальная структура, факторы и условия размещения
производства, современные формы размещения производства);
различать валовой внутренний продукт (ВВП), валовой региональный
продукт (ВРП) и индекс человеческого развития (ИЧР) как
показатели уровня развития страны и её регионов;
различать природно-ресурсный, человеческий и производственный
капитал;
различать виды транспорта и основные показатели их работы:
грузооборот и пассажирооборот;
показывать на карте крупнейшие центры и районы размещения
отраслей промышленности, транспортные магистрали и центры,
районы развития отраслей сельского хозяйства;
использовать знания о факторах и условиях размещения хозяйства для
решения различных учебных и практико-ориентированных задач:
объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры
хозяйства России, регионов, размещения отдельных предприятий;
оценивать условия отдельных территорий для размещения
предприятий и различных производств;
использовать знания об особенностях компонентов природы России и
её отдельных территорий; об особенностях взаимодействия природы
и общества в пределах отдельных территорий для решения практикоориентированных задач в контексте реальной жизни: оценивать
реализуемые проекты по созданию новых производств с учётом
экологической безопасности;
критически оценивать финансовые условия жизнедеятельности
человека
и
их
природные,
социальные,
политические,
технологические, экологические аспекты, необходимые для принятия
собственных решений, с точки зрения домохозяйства, предприятия и
национальной экономики;
оценивать
влияние географического положения отдельных регионов
России на особенности природы, жизнь и хозяйственную
деятельность населения;
объяснять географические различия населения и хозяйства территорий
крупных регионов страны;
сравнивать географическое положение, географические особенности
природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства регионов
России;
формулировать оценочные суждения о воздействии человеческой
деятельности на окружающую среду своей местности, региона,
страны в целом, о динамике, уровне и структуре социальноэкономического развития России, месте и роли России в мире;
приводить примеры объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО и
описывать их местоположение на географической карте;
характеризовать место и роль России в мировом хозяйстве.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 КЛАСС
№
п/п
Наименование разделов и тем
программы
Количество часов
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательныересурсы
Раздел1.ХозяйствоРоссии
1.1
Общая характеристика хозяйства России
3
0
0.5
1.2
Топливно-энергетический комплекс
(ТЭК)
5
0
1
1.3
Металлургический комплекс
3
0
0.5
1.4
Машиностроительный комплекс
2
0
0.5
1.5
Химико-лесной комплекс
4
0
0.5
1.6
Агропромышленный комплекс (АПК)
4
0
0.5
1.7
Инфраструктурный комплекс
5
0
1
1.8
Обобщение знаний
2
0
0.5
0
1
Итогопоразделу
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b112
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b112
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b112
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b112
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b112
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b112
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b112
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b112
28
Раздел2.РегионыРоссии
2.1
Западный макрорегион (Европейская
часть) России
18
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b112
2.2
Восточный макрорегион (Азиатская
часть) России
2.3
Обобщение знаний
10
0
1
2
0
0
Итого п оразделу
30
Россия в современном мире
2
0
0
Резервное время
8
4
0
68
4
7
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 КЛАСС
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b112
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b112
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b112
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b112
№
п/п
Количествочасов
Тема урока
Всего
Контрольныеработы
Практические
работы
1
Состав хозяйства. Отраслевая
структура, функциональная и
территориальная структуры хозяйства
страны, факторы их формирования и
развития. Факторы производства
1
0
0
2
Экономико-географическое положение
России как фактор развития её
хозяйства. ВВП и ВРП. Экономические
карты. «Стратегия пространственного
развития Российской Федерации на
период до 2025 года».
Геостратегические территории
1
0
0
3
Производственный капитал.
Себестоимость и рентабельность
производства. Условия и факторы
размещения хозяйства. Практическая
работа "Определение влияния
географического положения России на
особенности отраслевой и
территориальной структуры хозяйства"
1
0
0.5
4
Резервный урок. Обобщающее
повторение по теме "Общая
характеристика хозяйства России"
1
0
0
5
ТЭК. Место России в мировой добыче
1
0
0
Электронные цифровые
образовательныересурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886647f8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866497e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88664d20
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866505e
Библиотека ЦОК
основных видов топливных ресурсов.
Угольная промышленность
https://m.edsoo.ru/886651bc
6
Нефтяная промышленность
1
0
0
7
Газовая промышленность
1
0
0
8
Электроэнергетика. Место России в
мировом производстве электроэнергии.
Основные типы электростанций.
Практическая работа "Анализ
статистических и текстовых материалов
с целью сравнения стоимости
электроэнергии для населения России в
различных регионах"
1
0
0.5
9
Электростанции, использующие
возобновляемые источники энергии.
Энергосистемы. Влияние ТЭК на
окружающую среду. Основные
положения "Энергетической стратегии
России на период до 2035 года".
Практическая работа "Сравнительная
оценка возможностей для развития
энергетики ВИЭ в отдельных регионах
страны"
1
0
0.5
10
Резервный урок. Обобщающее
повторение по теме "Топливноэнергетический комплекс (ТЭК)"
1
0
0
11
Металлургический комплекс.
Металлургические базы России.
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886652f2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866541e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88665586
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88665720
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88665892
Влияние металлургии на окружающую
среду. Основные положения "Стратегии
развития чёрной и цветной металлургии
России до 2030 года"
12
Место России в мировом производстве
чёрных металлов. Особенности
технологии производства чёрных
металлов.
Географияиметаллургииичёрных
металлов: основные районы и центры
1
0
0
13
Место России в мировом производстве
цветных металлов. Особенности
технологии производства цветных
металлов. География металлургии
цветных металлов: основные районы и
центры. Практическая работа
"Выявление факторов, влияющих на
себестоимость производства
предприятий металлургического
комплекса в различных регионах
страны (по выбору)"
1
0
0.5
14
Машиностроительный комплекс. Роль
машиностроения в реализации целей
политики импортозамещения.
Практическая работа "Выявление
факторов, повлиявших на размещение
машиностроительного предприятия (по
выбору) на основе анализа различных
источников информации"
1
0
0.5
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88665a5e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88665bbc
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88665d2e
География важнейших отраслей
машиностроительного комплекса:
основные районы и центры. Значение
отрасли для создания экологически
эффективного оборудования.
Перспективы развития машиностроения
России
1
16
Резервный урок. Контрольная работа по
темам "Металлургический комплекс" и
"Машиностроительный комплекс"
1
1
0
17
Химическая промышленность. Состав,
место и значение в хозяйстве. Место
России в мировом производстве
химической продукции
1
0
0
18
Факторы размещения предприятий.
Химическая промышленность и охрана
окружающей среды. Основные
положения "Стратегии развития
химического и нефтехимического
комплекса на период до 2030 года"
1
0
0
19
Лесопромышленный комплекс. Состав,
место и значение в хозяйстве. Место
России в мировом производстве
продукции лесного комплекса
1
0
0
20
География важнейших отраслей. Лесное
хозяйство и окружающая среда.
Практическая работа "Анализ
документов «Прогноз развития лесного
сектора Российской Федерации до 2030
1
0
0.5
15
Библиотека ЦОК
0
https://m.edsoo.ru/88665e78
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886660b2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886662a6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88666684
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886667f6
года» (Гл. 1, 3 и 11) и «Стратегия
развития лесного комплекса Российской
Федерации до 2030 года» (Гл. II и III,
Приложения № 1 и № 18) с целью
определения перспектив и проблем
развития комплекса"
21
Резервный урок. Обобщающее
повторение по теме "Химико-лесной
комплекс"
1
0
0
22
Агропромышленный комплекс. Состав,
место и значение в экономике страны.
Сельское хозяйство. Сельское
хозяйство и окружающая среда
1
0
0
23
Растениеводство и животноводство:
география основных отраслей
1
0
0
24
Пищевая промышленность. Лёгкая
промышленность. Состав, место и
значение в хозяйстве. Факторы
размещения предприятий. Лёгкая
промышленность и охрана окружающей
среды
1
0
0
25
"Стратегия развития
агропромышленного и
рыбохозяйственного комплексов
Российской Федерации на период до
2030 года". Особенности АПК своего
края. Практическая работа
"Определение влияния природных и
социальных факторов на размещение
1
0
0.5
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88666a80
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88666bc0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88666f12
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866716a
отраслей АПК"
26
Резервный урок. Обобщающее
повторение по теме
"Агропромышленный комплекс (АПК)"
1
0
0
27
Инфраструктурный
комплекс.Транспорт. Состав, место и
значение в хозяйстве. Крупнейшие
транспортные узлы. "Стратегия
развития транспорта России на период
до 2030 года"
1
0
0
28
Морской и внутренний водный
транспорт. Практическая работа
"Анализ статистических данных с
целью определения доли отдельных
морских бассейнов в грузоперевозках и
объяснение выявленных различий"
1
0
0.5
29
География отдельных видов
транспорта. Основные транспортные
пути. Транспорт и охрана окружающей
среды
1
0
0
30
Информационная инфраструктура.
Основные линии связи. Проблемы и
перспективы развития комплекса.
Федеральный проект"Информационная
инфраструктура"
1
0
0
31
Рекреационное хозяйство.
Практическая работа "Характеристика
туристско-рекреационного потенциала
1
0
0.5
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886672e6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866748a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886675fc
https://m.edsoo.ru/88667c28]]
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88667980
своего края"
32
Резервный урок. Контрольная работа по
теме "Инфраструктурный комплекс"
1
1
0
33
Государственная политика как фактор
размещения производства. "Стратегия
пространственного развития
Российской Федерации до 2025 года":
основные положения
1
0
0
34
Развитие хозяйства и состояние
окружающей среды. "Стратегия
экологической безопасности
Российской Федерации до 2025 года" и
государственные меры по переходу
России к модели устойчивого развития.
Практическая работа "Сравнительная
оценка вклада отдельных отраслей
хозяйства в загрязнение окружающей
среды на основе анализа
статистических материалов"
1
0
0.5
35
Европейский Север России.
Географическое положение.
Особенности природно-ресурсного
потенциала
1
0
0
36
Европейский Север России.
Особенности населения
1
0
0
37
Европейский Север России.
Особенности хозяйства. Социальноэкономические и экологические
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88667f84
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886680c4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886681e6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886682fe
проблемы и перспективы развития
38
Северо-Запад России. Географическое
положение. Особенности природноресурсного потенциала
1
0
0
39
Северо-Запад России. Особенности
населения и хозяйства. Социальноэкономические и экологические
проблемы и перспективы развития
1
0
0
40
Центральная Россия. Географическое
положение. Особенности природноресурсного потенциала
1
0
0
41
Центральная Россия. Особенности
населения
1
0
0
42
Центральная Россия. Особенности
хозяйства. Социально-экономические и
экологические проблемы и перспективы
развития
1
0
0
43
Поволжье. Географическое положение.
Особенности природно-ресурсного
потенциала
1
0
0
44
Поволжье. Особенности населения и
хозяйства. Социально-экономические и
экологические проблемы и перспективы
развития
1
0
0
45
Юг Европейской части России.
Географическое положение.
Особенности природно-ресурсного
потенциала
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88668416
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866852e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886687e0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88668a7e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88668c4a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88668d80
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88668e98
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88668fb0
46
Юг Европейской части России.
Особенности населения
1
0
0
47
Юг Европейской части России.
Особенности хозяйства
1
0
0
48
Юг Европейской части России.
Социально-экономические и
экологические проблемы и перспективы
развития
1
0
0
49
Урал. Географическое положение.
Особенности природно-ресурсного
потенциала. Практическая работа
"Сравнение ЭГП двух географических
районов страны по разным источникам
информации"
1
0
0.5
50
Урал. Особенности населения
1
0
0
51
Урал. Особенности хозяйства.
Социально-экономические и
экологические проблемы и перспективы
развития
1
0
0
52
Классификация субъектов Российской
Федерации Западного макрорегиона.
Практическая работа "Классификация
субъектов Российской Федерации
одного из географических районов
России по уровню социальноэкономического развития на основе
статистических данных"
1
0
0.5
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886690dc
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88669226
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886693a2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886695b4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886696ea
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866980c
53
Резервный урок. Контрольная работа по
теме "Западный макрорегион
(Европейская часть) России"
1
1
0
54
Сибирь. Географическое положение
1
0
0
55
Сибирь. Особенности природноресурсного потенциала
1
0
0
56
Сибирь. Особенности населения
1
0
0
57
Сибирь. Особенности хозяйства
1
0
0
58
Сибирь. Особенности хозяйства.
Социально-экономические и
экологические проблемы и перспективы
развития
1
0
0
59
ДальнийВосток. Географическое
положение
1
0
0
60
Дальний Восток. Особенности
природно-ресурсного потенциала
1
0
0
61
Дальний Восток. Особенности
населения
1
0
0
62
Дальний Восток. Особенности
хозяйства. Социально-экономические и
экологические проблемы и перспективы
развития. Практическая работа
"Выявление факторов размещения
предприятий одного из промышленных
кластеров Дальнего Востока (по
1
0
0.5
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88669938
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88669a6e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88669cb2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88669e24
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866a0c2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866a2a2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866a3f6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866a59a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866a73e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866a8ba
выбору)"
63
Классификация субъектов Российской
Федерации Восточного макрорегиона.
Практическая работа "Сравнение
человеческого капитала двух
географических районов (субъектов
Российской Федерации) по заданным
критериям"
1
0
0.5
64
Резервный урок. Контрольная работа по
теме "Восточный макрорегион
(Азиатская часть)"
1
1
0
65
Федеральные и региональные целевые
программы
1
0
0
66
Государственная программа Российской
Федерации "Социально-экономическое
развитие Арктической зоны Российской
Федерации"
1
0
0
67
Россия в системе международного
географического разделения труда.
Россия в составе международных
экономических и политических
организаций
1
0
0
68
Значение для мировой цивилизации
географического пространства России.
Объекты Всемирного природного и
культурного наследия России
1
0
0
68
4
7
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866a9e6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866acf2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866afd6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866b184
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866b2ba
ПРОВЕРЯЕМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
9 КЛАСС
Кодпроверяемогорезультата
1
1.1
Проверяемые предметные результаты
освоения основной образовательной программы
основного общего образования
Поразделу « ХозяйствоРоссии»
Тема «Общая характеристика хозяйства России»:
выбирать источники географической информации
(картографические, статистические, текстовые,
видео- и фотоизображения, компьютерные базы
1.1.1
данных),
необходимые
для
изучения
особенностей хозяйства России; географическую
информацию, необходимую для решения учебных
и (или) практико-ориентированных задач
представлять в различных формах (в виде карты,
таблицы, графика, географического описания)
1.1.2
географическую информацию, необходимую для
решения
учебных
и
(или)
практико-
ориентированных задач
находить, извлекать и использовать информацию,
1.1.3
характеризующую отраслевую, функциональную
и территориальную структуру хозяйства России,
для решения практико-ориентированных задач
выделять географическую информацию, которая
1.1.4
является
противоречивой
недостоверной;
или
определять
может
быть
информацию,
недостающую для решения той или иной задачи
применять понятия «экономико-географическое
1.1.5
положение», «состав хозяйства», «отраслевая,
функциональная и территориальная структура»,
«условия и факторы размещения производства»,
«отрасль хозяйства», «межотраслевой комплекс»,
«сектор экономики», «территория опережающего
развития»,
«себестоимость
и
рентабельность
производства», «природно-ресурсный потенциал»
для
решения
учебных
и
(или)
практико-
ориентированных задач
характеризовать основные особенности хозяйства
России;
влияние
России
1.1.6
на
географического
особенности
положения
отраслевой
и
территориальной структуры хозяйства; роль России
как мировой энергетической державы; проблемы и
перспективы
развития
отраслей
хозяйства
и
регионов России
1.1.7
различать территории опережающего развития
(ТОР), Арктическую зону и зону Севера России
различать изученные географические объекты,
процессы и явления: хозяйство России (состав,
1.1.8
отраслевая, функциональная и территориальная
структура,
факторы
и
условия
размещения
производства, современные формы размещения
производства)
1.1.9
1.1.10
различать ВВП, ВРП и ИЧР как показатели
уровня развития страны и её регионов
различать природно-ресурсный, человеческий и
производственный капитал
классифицировать
1.1.11
субъекты
Российской
Федерации по уровню социально-экономического
развития на основе имеющихся знаний и анализа
информации из дополнительных источников
использовать знания о факторах и условиях
размещения хозяйства для решения различных
1.1.12
учебных
объяснять
и
практико-ориентированных
особенности
задач:
отраслевой
и
территориальной структуры хозяйства России,
регионов, размещения отдельных предприятий
использовать знания о факторах и условиях
размещения хозяйства для решения различных
1.1.13
учебных
и
практико-ориентированных
задач:
оценивать условия отдельных территорий для
размещения
предприятий
и
различных
производств
критически
оценивать
финансовые
условия
жизнедеятельности человека и их природные,
социальные,
1.1.14
политические,
экологические
аспекты,
технологические,
необходимые
для
принятия собственных решений, с точки зрения
домохозяйства,
предприятия
и
национальной
экономики
1.2
Тема «Топливно-энергетическийкомплекс»:
находить,
извлекать,
интегрировать
и
интерпретировать информацию из различных
источников
1.2.1
географической
информации
(картографические, статистические, текстовые,
видео- и фотоизображения, компьютерные базы
данных) для решения различных учебных и
практико-ориентированных задач
сравнивать и оценивать
влияние
отдельных
отраслей ТЭК на окружающую среду; условия
1.2.2
отдельных
регионов
страны
для
развития
энергетики на основе возобновляемых источников
энергии (ВИЭ)
применять понятия «Возобновляемые источники
1.2.3
энергии», «Топливно-энергетический комплекс»
для
решения
учебных
и
(или)
практико-
ориентированных задач
1.2.4
показывать на карте крупнейшие центры и
районы размещения ТЭК
использовать знания о факторах и условиях
1.2.4
размещения хозяйства для решения различных
учебных
и
практико-ориентированных
задач:
объяснять особенности размещения отдельных
предприятий;
территорий
оценивать
для
условия
размещения
отдельных
предприятий
и
различных производств ТЭК
1.3
Тема «Металлургическийкомплекс»:
находить,
извлекать,
интегрировать
и
интерпретировать информацию из различных
источников
географической
информации
(картографические, статистические, текстовые,
1.3.1
видео- и фотоизображения, компьютерные базы
данных) для решения различных учебных и
практико-ориентированных задач: сравнивать и
оценивать
влияние
отдельных
отраслей
металлургического комплекса на окружающую
среду
применять понятие «металлургический комплекс»
1.3.2
для
решения
учебных
и
(или)
практико-
ориентированных задач
показывать на карте крупнейшие центры и
1.3.3
районы размещения отраслей металлургического
комплекса
использовать знания о факторах и условиях
размещения хозяйства для решения различных
учебных
1.3.4
и
практико-ориентированных
задач:
объяснять особенности размещения отдельных
предприятий
металлургического
комплекса;
оценивать условия отдельных территорий для
размещения
предприятий
и
различных
производств металлургического комплекса
использовать знания об особенностях компонентов
природы России и её отдельных территорий, об
1.3.5
особенностях взаимодействия природы и общества
в пределах отдельных территорий для решения
практико-ориентированных
задач
в
контексте
реальной жизни: оценивать реализуемые проекты
по
созданию
новых
производств
с
учётом
экологической безопасности
1.4
Тема «Машиностроительныйкомплекс»:
применять
1.4.1
понятия
«условия
и
размещения
факторы
производства»,
«машиностроительный комплекс» для решения
учебных и (или) практико-ориентированных задач
показывать на карте крупнейшие центры и
1.4.2
районы
размещения
отраслей
машиностроительного комплекса
использовать знания о факторах и условиях
размещения хозяйства для решения различных
учебных
1.4.3
и
практико-ориентированных
задач:
объяснять особенности размещения отдельных
предприятий машиностроительного комплекса;
оценивать условия отдельных территорий для
размещения
предприятий
и
различных
производств машиностроительного комплекса
1.5
Тема «Химико-леснойкомплекс»:
применять
1.5.1
понятия
размещения
комплекс»
«условия
производства»,
для
решения
и
факторы
«химико-лесной
учебных
и
(или)
практико-ориентированных задач
показывать на карте крупнейшие центры и
1.5.2
районы размещения отраслей химико-лесного
комплекса
использовать знания о факторах и условиях
размещения хозяйства для решения различных
учебных
1.5.3
и
практико-ориентированных
задач:
объяснять особенности размещения отдельных
предприятий
химико-лесного
комплекса;
оценивать условия отдельных территорий для
размещения
предприятий
и
производств химико-лесного комплекса
различных
использовать
знания
об
особенностях
компонентов природы России и её отдельных
территорий, об особенностях взаимодействия
природы и общества в пределах отдельных
1.5.4
территорий
для
решения
практико-
ориентированных задач в контексте реальной
жизни:
оценивать
созданию
реализуемые
новых
проекты
производств
с
по
учётом
экологической безопасности
1.6
Тема «Агропромышленныйкомплекс (АПК)»:
применять
1.6.1
понятие
комплекс»
для
«агропромышленный
решения
учебных
и
(или)
практико-ориентированных задач
1.6.2
показывать на карте районы развития отраслей
сельского хозяйства
использовать знания о факторах и условиях
размещения хозяйства для решения различных
учебных
1.6.3
и
практико-ориентированных
задач:
объяснять особенности размещения отдельных
предприятий АПК; оценивать условия отдельных
территорий
для
размещения
предприятий
и
различных производств АПК
использовать
знания
об
особенностях
компонентов природы России и её отдельных
территорий; об особенностях взаимодействия
природы и общества в пределах отдельных
1.6.3
территорий
для
решения
практико-
ориентированных задач в контексте реальной
жизни:
оценивать
созданию
новых
реализуемые
проекты
производств
с
по
учётом
экологической безопасности
1.7
Тема «Инфраструктурныйкомплекс»:
применять
1.7.1
понятия
«инфраструктура»,
«сфера
обслуживания» для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач
1.7.2
различать
виды
показатели
их
транспорта
работы:
и
основные
грузооборот
и
пассажирооборот
1.7.3
показывать на карте транспортные магистрали и
центры
использовать знания о факторах и условиях
размещения хозяйства для решения различных
учебных
1.7.4
и
практико-ориентированных
задач:
объяснять особенности размещения отдельных
предприятий
инфраструктурного
комплекса;
оценивать условия отдельных территорий для
размещения
предприятий
инфраструктурного
комплекса
2
2.1
Раздел «РегионыРоссии»
Тема «Западный макрорегион (Европейская часть)
России»:
оценивать влияние географического положения
2.1.1
отдельных регионов России на особенности
природы, жизнь и хозяйственную деятельность
населения
сравнивать
2.1.2
географические
географическое
особенности
положение,
природно-
ресурсного потенциала, населения и хозяйства
регионов России
2.1.3
2.2
объяснять географические различия населения и
хозяйства территорий крупных регионов страны
Тема «Восточный макрорегион (Азиатская часть)
России»:
оценивать влияние географического положения
2.2.1
отдельных регионов России на особенности
природы, жизнь и хозяйственную деятельность
населения
2.2.2
сравнивать
географические
географическое
особенности
положение,
природно-
ресурсного потенциала, населения и хозяйства
регионов России
2.2.3
3
3.1
объяснять географические различия населения и
хозяйства территорий крупных регионов страны
По разделу «Россия в современном мире»
Тема «Россия в современном мире»:
формулировать
воздействии
3.1.1
оценочные
человеческой
суждения
о
деятельности
на
окружающую среду своей местности, региона,
страны в целом, о динамике, уровне и структуре
социально-экономического
развития
России,
месте и роли России в мире
3.1.2
приводить
примеры
наследия
ЮНЕСКО
объектов
и
Всемирного
описывать
их
местоположение на географической карте
3.1.3
характеризовать место и роль России в мировом
хозяйстве
ПРОВЕРЯЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ
9 КЛАСС
Код
1
1.1
1.2
1.3
2
Проверяемыйэлементсодержания
ОбщаяхарактеристикахозяйстваРоссии
Состав, отраслевая, функциональная
и территориальная
хозяйства
ВВП, ВРП как показатели уровня развития страны и регионов
Факторы производства. Производственный капитал России. Условия и
факторы размещения хозяйства
Географияотраслейхозяйства
2.1
Машиностроительныйкомплекс
2.2
Топливно-энергетическийкомплекс (ТЭК)
2.3
Металлургический комплекс: чёрная и цветная металлургия
2.4
2.5
2.6
3
структура
Химико-лесной
комплекс:
химическая
промышленность
и
лесопромышленный комплекс
Агропромышленный
комплекс
(АПК).
Сельское
хозяйство:
растениеводство и животноводство. Пищеваяпромышленность
Инфраструктурный комплекс: транспорт и связь, информационная
инфраструктура; сфера обслуживания; рекреационное хозяйство
РегионыРоссии
Регионы России. Западный макрорегион (Европейская часть) России.
Географические особенности географических районов: Европейский Север
России, Северо-Запад России, Центральная Россия, Поволжье, Юг
3.1
европейской
части
России,
Урал.
Географическое
положение.
Особенности природно-ресурсного потенциала, население и хозяйство.
Социально-экономические и экологические проблемы и перспективы
развития
Восточный макрорегион (Азиатская часть) России. Географические
особенности географических районов: Сибирь и Дальний Восток.
3.2
Географическое
потенциала,
положение.
население
и
Особенности
хозяйство.
природно-ресурсного
Социально-экономические
и
экологические проблемы и перспективы развития
3.3
4
Классификация субъектов Российской Федерации по уровню социальноэкономического развития
Россия в современноммире
Россия в системе Международного географического разделения труда.
4.1
Россия
и
страныСодружестваНезависимыхГосударств.
Евразийскийэкономическийсоюз
4.2
Значение для мировой цивилизации географического пространства России
как комплекса природных, культурных и экономических ценностей
ПРОВЕРЯЕМЫЕ НА ОГЭ ПО ГЕОГРАФИИ ТРЕБОВАНИЯ К
РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кодпроверяемоготребования
Проверяемые требования к предметным
результатам освоения основной
образовательной программы основного общего
образования на основе ФГОС
Освоение
и
применение
системы знаний
о
размещении и основных свойствах географических
объектов,
понимание
формировании
роли
качества
географии
в
человека
и
жизни
окружающей его среды на планете Земля,в
1
решении современных практических задач своего
населённого
мирового
пункта,
Российской
сообщества,
в
том
Федерации,
числе
задачи
устойчивого развития, понимание роли и места
географической
науки
в
системе
научных
дисциплин
Освоение и применение системы знаний об
основных
2
географических
закономерностях,
определяющих развитие человеческого общества
с древности до наших дней в социальной,
экономической,
политической,
научной
и
культурной сферах
Овладение базовыми географическими понятиями
3
и знаниями географической терминологии и их
использование
для
решения
учебных
и
практических задач
Умение сравнивать изученные географические
4
объекты,
явления
и
процессы
на
основе
выделения их существенных признаков
Умение
5
классифицировать
географические
объекты и явления на основе их известных
характерных свойств
Умение
устанавливать
изученными
6
природными,
экономическими
реально
взаимосвязи
между
социальными
явлениями
и
наблюдаемыми
и
процессами,
географическими
явлениями и процессами
Умение использовать географические знания для
описания
7
существенных
разнообразных
явлений
повседневной
жизни,
взаиморасположения
признаков
и
процессов
положения
в
и
объектов и явлений в
пространстве
Умение
8
объяснять
влияние
изученных
географических объектов и явлений на качество
жизни человека и качество окружающей среды
Умение выбирать и использовать источники
географической информации (картографические,
статистические,
9
текстовые,
видео-
и
фотоизображения, компьютерные базы данных),
необходимые для решения учебных, практикоориентированных задач, практических задач в
повседневной жизни
Умение представлять в различных формах (в
виде карты, таблицы, графика, географического
10
описания)
географическую
информацию,
необходимую для решения учебных, практикоориентированных задач
Умение
11
оценивать
характер
взаимодействия
деятельности человека и компонентов природы в
разных географических условиях с точки зрения
концепции устойчивого развития
Умение
решать
практические
задачи
геоэкологического содержания для определения
12
качества окружающей среды своей местности,
путей её сохранения и улучшения; задачи в сфере
экономической
географии
для
определения
качества жизни человека, семьи и финансового
благополучия
ПЕРЕЧЕНЬ ЭЛЕМЕНТОВ СОДЕРЖАНИЯ, ПРОВЕРЯЕМЫХ НА ОГЭ
ПО ГЕОГРАФИИ
Код
1
Проверяемыйэлементсодержания
Раздел 1. ГеографическоеизучениеЗемли
1.1
География – наука о планете Земля
1.2
Историягеографическихоткрытий
2
Раздел 2. Изображенияземнойповерхности
Планы
2.1
местности.
Масштаб.
Изображение
на
планах
местности
неровностей земной поверхности. Азимут. Географические карты.
Географическая широта и географическая долгота. Условные знаки,
способы картографического изображения
3
3.1
4
4.1
4.1.1
4.1.2
4.2
Раздел 3. Земля – планета Солнечной системы
Земля ‒ планета Солнечной системы. Форма, размеры, движение Земли,
их географические следствия
Раздел 4. ОболочкиЗемли
Литосфера
Внутреннее строение Земли. Минералы и горные породы. История Земли
как планеты. Литосферные плиты и их движение. Сейсмическиепояса
Внешние и внутренние процессы рельефообразования. Рельеф земной
поверхности и дна Мирового океана. Полезныеископаемые
Гидросфера
Мировой океан и его части. Движение вод Мирового океана. Система
4.2.1
океанических течений. Солёность и температура океанических вод.
Географические закономерности изменения солёности поверхностных вод
Мирового океана. ЛедовитостьМировогоокеана
4.2.2
4.3
Воды суши. Реки. Озёра. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя
мерзлота
Атмосфера
Газовый состав, строение атмосферы. Зависимость нагревания земной
4.3.1
поверхности от угла падения солнечных лучей. Атмосферное давление.
Ветер и причины его возникновения. Вода в атмосфере. Погода и её
показатели.
Закономерности
распределения
температуры
воздуха,
атмосферных осадков. Воздушныемассы, ихтипы. Преобладающиеветры
4.3.2
4.4
Климат и климатообразующие факторы. Разнообразие климата на Земле
Биосфера
4.4.1
Разнообразие животного и растительного мира
4.4.2
Почва, её строение и состав. Образование почвы и плодородие почв
4.5
4.5.1
4.5.2
4.5.3
5
Географическаяоболочка
Особенности
строения,
свойства
географической
оболочки,
их
географические следствия. КруговоротывеществнаЗемле
Географическая зональность (природные зоны) и высотная поясность
Природно-территориальные комплексы. Материки, океаны, части света.
Острова, ихтипыпопроисхождению
Раздел 5. Человечество на Земле. Материки и страны
Распространение людей на Земле. Современная численность населения
5.1
мира. Факторы, влияющие на рост численности населения. Размещение и
плотность населения. Города и сельскиепоселения
5.2
5.3
Народы и религиимира
Культурно-исторические
регионы
мира.
Многообразие
стран,
их
основные типы
Южные материки. Африка. Австралия и Океания. Южная Америка.
Антарктида ‒ уникальный материк на Земле. История открытия.
Географическое положение. Основные черты рельефа, климата и
5.4
внутренних вод и определяющие их факторы. Зональные и азональные
природные комплексы. Население и политическая карта Африки,
Австралии и Океании, Южной Америки. Крупнейшиепотерритории и
численностинаселениястраны
Северные материки. Северная Америка. Евразия. История открытия и
освоения. Географическое положение. Основные черты рельефа, климата
5.5
и внутренних вод и определяющие их факторы. Зональные и азональные
природные комплексы. Население. Политическая карта. Крупнейшие по
территории и численности населения страны
6
6.1
Раздел 6. Взаимодействие природы и общества
Природная среда. Охрана природы. Особо охраняемые природные
территории. Программа ООН и цели устойчивого развития. Всемирное
наследие ЮНЕСКО: природные и культурные объекты
6.2
Природно-ресурсный капитал. Классификации природных ресурсов
Особенности взаимодействия человека и природы на разных материках.
6.3
Деятельность человека, преобразующая земную поверхность, и связанные
с
ней
экологические
проблемы.
ВлияниесовременнойхозяйственнойдеятельностилюдейнаклиматЗемли
6.4
6.5
6.6
Принципы рационального природопользования и методы их реализации
Влияние
закономерностей
оболочки
на
жизнь
и
деятельность людей
Стихийные явления в литосфере, атмосфере и гидросфере
Глобальные
6.7
географической
проблемы
энергетическая,
человечества:
преодоления
отсталости
экологическая,
стран,
сырьевая,
продовольственная.
Глобальныеизмененияклимата. ЭкологическиепроблемыМировогоокеана
7
7.1
7.1.1
7.1.2
7.1.3
7.1.4
7.2
Раздел 7. ГеографияРоссии
ГеографическоепространствоРоссии
История формирования и освоения территории России
Географическое положение и границы России. Виды географического
положения. Моря, омывающие территорию России
Время на территории России. Россия на карте часовых поясов мира.
КартачасовыхзонРоссии
Административно-территориальное устройство России. Районирование
территории
ПриродаРоссии
Природные условия и ресурсы России. Природно-ресурсный капитал и
7.2.1
экологический потенциал России. Минеральные ресурсы страны и
проблемы их рационального использования. Основные ресурсные базы.
Природныересурсысуши и морей, омывающихРоссию
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы
7.2.2
формирования
земной
коры
на
территории
России.
Основные
тектонические структуры на территории России. Геохронологическая
таблица. Основные формы рельефа
7.2.3
Распределение температуры воздуха, атмосферных осадков по территории
России. Коэффициент увлажнения. Климатические пояса и типы климатов
России. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны
Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения.
7.2.4
Наблюдаемые климатические изменения на территории России и их
возможные
следствия.
Агроклиматическиересурсы.
Опасные
и
неблагоприятныеметеорологическиеявления
Моря как аквальные природные комплексы. Реки России. Опасные
7.2.5
гидрологические природные явления и их распространение по территории
России. Крупнейшие озёра, их происхождение. Болота. Подземные воды.
Ледники. Многолетняя мерзлота
7.2.6
7.2.7
Почва. Основные зональные типы почв. Почвенные ресурсы России.
Меры по сохранению плодородия почв
Богатство растительного и животного мира России. Растения и животные,
занесённые в Красную книгу России
Природно-хозяйственные зоны России. Высотная поясность в горах на
7.2.8
территории России. Природные ресурсы природно-хозяйственных зон и
их использование, экологические проблемы
7.3
7.3.1
7.3.2
7.3.3
НаселениеРоссии
Численность населения России. Геодемографическое положение России.
Рождаемость, смертность, естественныйприростнаселенияРоссии
Миграции
населения.
Миграционный
прирост
населения.
Общийприростнаселения
Географические особенности размещения населения. Основная полоса
расселения
Городское и сельское население. Виды городских и сельских населённых
7.3.4
пунктов.
Урбанизация
в
России.
Крупнейшиегорода
и
городскиеагломерации
7.3.5
7.3.6
Народы и религии России. Языковая классификация народов России.
Крупнейшие народы России и их расселение
Половозрастная структура населения России в географических районах и
субъектах Российской Федерации и факторы, её определяющие
Человеческий капитал России. Трудовые
7.3.7
ресурсы, рабочая сила.
Географические различия в уровне занятости населения России и
факторы, их определяющие
7.3.8
7.4
Качество населения и показатели, характеризующие его. ИЧР и его
географические различия
ХозяйствоРоссии
Важнейшие
межотраслевые
комплексы
и
отрасли.
Отраслевая,
функциональная и территориальная структуры хозяйства страны, факторы
7.4.1
их формирования и развития. Факторы производства. Условия и факторы
развития и размещения хозяйства. ВВП и ВРП как показатели уровня
развития страны и регионов
7.4.2
Топливно-энергетическийкомплекс (ТЭК)
7.4.3
Металлургическийкомплекс
7.4.4
Машиностроительныйкомплекс
7.4.5
Химико-леснойкомплекс
7.4.6
Агропромышленныйкомплекс (АПК)
7.4.7
Инфраструктурныйкомплекс
7.5
РегионыРоссии
Западный макрорегион (Европейская часть) России. Географические
7.5.1
особенности географических районов: Европейский Север России,
Северо-Запад России, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской
части России, Урал
7.5.2
7.6
7.6.1
7.6.2
Восточный макрорегион (Азиатская часть) России. Географические
особенности географических районов: Сибирь и Дальний Восток
Россия в современноммире
Россия в системе международного географического разделения труда
Объекты Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО на
территории России
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• География, 9 класс/ Алексеев А.И., Низовцев В.А., Николина В.В., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Гусева Е.Е. География. «Конструктор» текущего контроля. (пособие для
учителя)
Николина В.В.. География. Поурочные разработки. 5-9 класс (пособие для
учителя)
СиротинВ,И. Практические и самостоятельные работы учащихся по
географии.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1. Видеоуроки по географии 5-9 класс
https://videouroki.net/video/geografiya/5-class/
2. Занимательная география. 5-9 класс
https://videouroki.net/projects/3/index.php?id=zgeo5-6&utm
3. Интерактивные уроки по географии для 1–9 классов
https://education.yandex.ru/geo/lessons/
4. Карты https://www.geomania.net/world/
5. Образовательная платформа LEKTA. Интерактивнаятетрадь.
https://hw.lecta.ru/homework/new/840
6. Презентации к урокам https://www.geomania.net/5-class/
7. Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/4/5/
8. Тесты, опросы, кроссворды https://app.onlinetestpad.com/tests
9. Фильмы https://www.geomania.net/video-5/
10. ЯКлассhttps://www.yaklass.ru/p/geografiya#program-5-9klass
11. Яндекс. Репетиторhttps://yandex.ru/tutor/uroki/klass-9geografiya