рабочая программа 7 класс Алгебра

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Тверской области
Торопецкий муниципальный округ Тверской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Торопецкая гимназия имени святителя Тихона Патриарха Московского
и всея России

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

Директор гимназии

Директор гимназии

________________________

________________________

[Замыслова В.И.]
Протокол №10 от
26.06.2025

[Замыслова В.И.]
Приказ №56 от 01.07.2025

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 8584856)
учебного курса «Алгебра: базовый уровень»
для обучающихся 7 класса

Торопец 2025г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Алгебра является одним из опорных курсов основного общего
образования: она обеспечивает изучение других дисциплин, как естественнонаучного, так и гуманитарного циклов, её освоение необходимо для
продолжения образования и в повседневной жизни. Развитие у обучающихся
научных представлений о происхождении и сущности алгебраических
абстракций, способе отражения математической наукой явлений и процессов
в природе и обществе, роли математического моделирования в научном
познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения
и качеств мышления, необходимых для адаптации в современном цифровом
обществе. Изучение алгебры обеспечивает развитие умения наблюдать,
сравнивать, находить закономерности, требует критичности мышления,
способности аргументированно обосновывать свои действия и выводы,
формулировать утверждения. Освоение курса алгебры обеспечивает развитие
логического мышления обучающихся: они используют дедуктивные и
индуктивные рассуждения, обобщение и конкретизацию, абстрагирование и
аналогию. Обучение алгебре предполагает значительный объём
самостоятельной деятельности обучающихся, поэтому самостоятельное
решение задач является реализацией деятельностного принципа обучения.
В структуре программы учебного курса «Алгебра» для основного
общего образования основное место занимают содержательно-методические
линии: «Числа и вычисления», «Алгебраические выражения», «Уравнения и
неравенства», «Функции». Каждая из этих содержательно-методических
линий развивается на протяжении трёх лет изучения курса, взаимодействуя с
другими его линиями. В ходе изучения учебного курса обучающимся
приходится логически рассуждать, использовать теоретико-множественный
язык. В связи с этим в программу учебного курса «Алгебра» включены
некоторые основы логики, представленные во всех основных разделах
математического образования и способствующие овладению обучающимися
основ универсального математического языка. Содержательной и
структурной особенностью учебного курса «Алгебра» является его
интегрированный характер.
Содержание линии «Числа и вычисления» служит основой для
дальнейшего изучения математики, способствует развитию у обучающихся
логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, а
также приобретению практических навыков, необходимых для повседневной
жизни. Развитие понятия о числе на уровне основного общего образования
связано с рациональными и иррациональными числами, формированием

представлений о действительном числе. Завершение освоения числовой
линии отнесено к среднему общему образованию.
Содержание двух алгебраических линий – «Алгебраические выражения»
и «Уравнения и неравенства» способствует формированию у обучающихся
математического аппарата, необходимого для решения задач математики,
смежных предметов и практико-ориентированных задач. На уровне
основного общего образования учебный материал группируется вокруг
рациональных выражений. Алгебра демонстрирует значение математики как
языка для построения математических моделей, описания процессов и
явлений реального мира. В задачи обучения алгебре входят также
дальнейшее развитие алгоритмического мышления, необходимого, в
частности, для освоения курса информатики, и овладение навыками
дедуктивных рассуждений. Преобразование символьных форм способствует
развитию воображения, способностей к математическому творчеству.
Содержание функционально-графической линии нацелено на получение
обучающимися знаний о функциях как важнейшей математической модели
для описания и исследования разнообразных процессов и явлений в природе
и обществе. Изучение материала способствует развитию у обучающихся
умения использовать различные выразительные средства языка математики –
словесные, символические, графические, вносит вклад в формирование
представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Согласно учебному плану в 7 классе изучается учебный курс «Алгебра»,
который включает следующие основные разделы содержания: «Числа и
вычисления», «Алгебраические выражения», «Уравнения и неравенства»,
«Функции».
На изучение учебного курса «Алгебра» в 7 классе отводится 102 часа (3
часа в неделю).

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Понятие рационального числа

1

0

0

2

Арифметические действия с
рациональными числами

1

0

0

3

Арифметические действия с
рациональными числами

1

0

0

4

Арифметические действия с
рациональными числами

1

0

0

5

Арифметические действия с
рациональными числами

1

0

0

6

Арифметические действия с
рациональными числами

1

0

0

7

Сравнение, упорядочивание
рациональных чисел

1

0

0

8

Сравнение, упорядочивание
рациональных чисел

1

0

0

9

Сравнение, упорядочивание
рациональных чисел

1

0

0

10

Степень с натуральным
показателем

1

0

0

11

Степень с натуральным
показателем

1

0

0

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4211d0e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f421382

12

Степень с натуральным
показателем

1

0

0

13

Степень с натуральным
показателем

1

0

0

14

Степень с натуральным
показателем

1

0

0

15

Решение основных задач на дроби,
проценты из реальной практики

1

0

0

16

Решение основных задач на дроби,
проценты из реальной практики

1

0

0

17

Решение основных задач на дроби,
проценты из реальной практики

1

0

0

18

Решение основных задач на дроби,
проценты из реальной практики

1

0

0

19

Признаки делимости, разложения
на множители натуральных чисел

1

0

0

20

Признаки делимости, разложения
на множители натуральных чисел

1

0

0

21

Реальные зависимости. Прямая и
обратная пропорциональности

1

0

0

22

Реальные зависимости. Прямая и
обратная пропорциональности

1

0

0

23

Реальные зависимости. Прямая и
обратная пропорциональности

1

0

0

24

Реальные зависимости. Прямая и
обратная пропорциональности

1

0

0

25

Контрольная работа по теме
"Рациональные числа"

1

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f42154e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4218be

26

Буквенные выражения

1

0

0

27

Формулы

1

0

0

28

Формулы

1

0

0

29

Переменные. Допустимые
значения переменных

1

0

0

30

Преобразование буквенных
выражений, раскрытие скобок и
приведение подобных слагаемых

1

0

0

31

Преобразование буквенных
выражений, раскрытие скобок и
приведение подобных слагаемых

1

0

0

32

Преобразование буквенных
выражений, раскрытие скобок и
приведение подобных слагаемых

1

0

0

33

Преобразование буквенных
выражений, раскрытие скобок и
приведение подобных слагаемых

1

0

0

34

Свойства степени с натуральным
показателем

1

0

0

35

Свойства степени с натуральным
показателем

1

0

0

36

Свойства степени с натуральным
показателем

1

0

0

37

Многочлены

1

0

0

38

Многочлены

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41feec

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41fafa

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41fd70

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f421382

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f42154e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4218be

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f42276e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f422930

39

Сложение, вычитание, умножение
многочленов

1

0

0

40

Сложение, вычитание, умножение
многочленов

1

0

0

41

Сложение, вычитание, умножение
многочленов

1

0

0

42

Сложение, вычитание, умножение
многочленов

1

0

0

43

Формулы сокращённого
умножения

1

0

0

44

Формулы сокращённого
умножения

1

0

0

45

Формулы сокращённого
умножения

1

0

0

46

Формулы сокращённого
умножения

1

0

0

47

Формулы сокращённого
умножения

1

0

0

48

Разложение многочленов на
множители

1

0

0

49

Разложение многочленов на
множители

1

0

0

50

Разложение многочленов на
множители

1

0

0

51

Разложение многочленов на
множители

1

0

0

52

Контрольная работа по теме
"Алгебраические выражения"

1

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f422af2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f422cc8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f422fca

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f423182

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f42432a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f42464a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f424c12

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f424fd2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4251d0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f423312

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4237fe

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4239de

53

Уравнение, правила
преобразования уравнения,
равносильность уравнений

1

0

0

54

Линейное уравнение с одной
переменной, решение линейных
уравнений

1

0

0

55

Линейное уравнение с одной
переменной, решение линейных
уравнений

1

0

0

56

Линейное уравнение с одной
переменной, решение линейных
уравнений

1

0

0

57

Решение задач с помощью
уравнений

1

0

0

58

Решение задач с помощью
уравнений

1

0

0

59

Решение задач с помощью
уравнений

1

0

0

60

Решение задач с помощью
уравнений

1

0

0

61

Линейное уравнение с двумя
переменными и его график

1

0

0

62

Линейное уравнение с двумя
переменными и его график

1

0

0

63

Система двух линейных
уравнений с двумя переменными

1

0

0

64

Система двух линейных
уравнений с двумя переменными

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f420482

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f42064e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f420806

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4209a0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f420e6e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f427c32

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f427e8a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f42836c

65

Система двух линейных
уравнений с двумя переменными

1

0

0

66

Система двух линейных
уравнений с двумя переменными

1

0

0

67

Решение систем уравнений

1

0

0

68

Решение систем уравнений

1

0

0

69

Решение систем уравнений

1

0

0

70

Решение систем уравнений

1

0

0

71

Решение систем уравнений

1

0

0

72

Контрольная работа по теме
"Линейные уравнения"

1

1

0

73

Координата точки на прямой

1

0

0

74

Числовые промежутки

1

0

0

75

Числовые промежутки

1

0

0

76

Расстояние между двумя точками
координатной прямой

1

0

0

77

Расстояние между двумя точками
координатной прямой

1

0

0

78

Прямоугольная система координат
на плоскости

1

0

0

79

Прямоугольная система координат
на плоскости

1

0

0

80

Примеры графиков, заданных

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4284de

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f42865a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4287d6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f421044

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41de76

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41dff2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41e16e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41e42a

Библиотека ЦОК

формулами

https://m.edsoo.ru/7f41e8a8

81

Примеры графиков, заданных
формулами

1

0

0

82

Примеры графиков, заданных
формулами

1

0

0

83

Чтение графиков реальных
зависимостей

1

0

0

84

Чтение графиков реальных
зависимостей

1

0

0

85

Понятие функции

1

0

0

86

График функции

1

0

0

87

Свойства функций

1

0

0

88

Свойства функций

1

0

0

89

Линейная функция

1

0

0

90

Линейная функция

1

0

0

91

Построение графика линейной
функции

1

0

0

92

Построение графика линейной
функции

1

0

0

93

График функции y =|х|

1

0

0

94

График функции y =|х|

1

0

0

95

Контрольная работа по теме
"Координаты и графики.

1

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41ed80

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41ea24

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41ef06

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41f078

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41f1fe

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f427282

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f427412

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f426d1e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41f50a

Функции" / Всероссийская
проверочная работа
96

Итоговая контрольная работа /
Всероссийская проверочная
работа

1

1

0

97

Повторение основных понятий и
методов курса 7 класса,
обобщение знаний

1

0

0

98

Повторение основных понятий и
методов курса 7 класса,
обобщение знаний

1

0

0

99

Повторение основных понятий и
методов курса 7 класса,
обобщение знаний

1

0

0

100

Повторение основных понятий и
методов курса 7 класса,
обобщение знаний

1

0

0

101

Повторение основных понятий и
методов курса 7 класса,
обобщение знаний

1

0

0

102

Повторение основных понятий и
методов курса 7 класса,
обобщение знаний

1

0

0

102

5

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f429c6c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f429f32

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f42a0e0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f42a27a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f42a900

ПРОВЕРЯЕМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

7 КЛАСС
Код
проверяемого
результата
1
1.1

Проверяемые предметные результаты освоения основной
образовательной программы основного общего
образования
Числа и вычисления
Выполнять,

сочетая

и

письменные

приёмы,

арифметические действия с рациональными числами
Находить

1.2

устные

значения

числовых

выражений,

применять

разнообразные способы и приёмы вычисления значений
дробных выражений, содержащих обыкновенные и десятичные
дроби
Переходить от одной формы записи чисел

1.3

(преобразовывать

десятичную

дробь

в

к другой

обыкновенную,

обыкновенную в десятичную, в частности, в бесконечную
десятичную дробь)

1.4

Сравнивать и упорядочивать рациональные числа

1.5

Округлять числа
Выполнять прикидку и оценку результата вычислений, оценку

1.6

значений числовых выражений. Выполнять действия со
степенями с натуральными показателями

1.7

Применять признаки делимости, разложение на множители
натуральных чисел
Решать

практико-ориентированные

отношением
1.8

величин,

задачи,

связанные

пропорциональностью

с

величин,

процентами, интерпретировать результаты решения задач с
учётом

ограничений,

связанных

со

свойствами

рассматриваемых объектов
2
2.1

Алгебраические выражения
Использовать алгебраическую терминологию и символику,

применять её в процессе освоения учебного материала
2.2

2.3

Находить значения буквенных выражений при заданных
значениях переменных
Выполнять преобразования целого выражения в многочлен
приведением подобных слагаемых, раскрытием скобок
Выполнять умножение одночлена на многочлен и многочлена

2.4

на многочлен, применять формулы квадрата суммы и квадрата
разности
Осуществлять разложение многочленов на множители с

2.5

помощью

вынесения

за

скобки

общего

множителя,

группировки слагаемых, применения формул сокращённого
умножения
Применять

2.6

преобразования

многочленов

для

решения

различных задач из математики, смежных предметов, из
реальной практики

2.7
3

Использовать свойства степеней с натуральными показателями
для преобразования выражений
Уравнения и неравенства
Решать линейные уравнения с одной переменной, применяя

3.1

правила перехода от исходного уравнения к равносильному
ему. Проверять, является ли число корнем уравнения

3.2

3.3

Применять графические методы при решении линейных
уравнений и их систем
Подбирать примеры пар чисел,

решением

линейного уравнения с двумя переменными
Строить

3.4

являющихся

в

координатной

плоскости

график

линейного

уравнения с двумя переменными; пользуясь графиком,
приводить примеры решения уравнения

3.5

Решать

системы

двух

линейных

уравнений

с

двумя

переменными, в том числе графически
Составлять и решать линейное уравнение или систему

3.6

линейных уравнений по условию задачи, интерпретировать в
соответствии с контекстом задачи полученный результат

4

Координаты и графики. Функции

Изображать на координатной прямой точки, соответствующие
4.1

заданным координатам, лучи, отрезки, интервалы, записывать
числовые промежутки на алгебраическом языке

4.2

4.3

Отмечать в координатной плоскости точки по заданным
координатам
Строить графики линейных функций. Строить график функции
y = |х|
Описывать с помощью функций известные зависимости между

4.4

величинами: скорость, время, расстояние, цену, количество,
стоимость, производительность, время, объём работы

4.5

Находить значение функции по значению её аргумента
Понимать графический способ представления и анализа

4.6

информации, извлекать и интерпретировать информацию из
графиков реальных процессов и зависимостей

ПРОВЕРЯЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ

7 КЛАСС

Код
1

Проверяемый элемент содержания
Числа и вычисления
Дроби обыкновенные и десятичные, переход от одной формы записи

1.1

дробей к другой. Понятие рационального числа, запись, сравнение,
упорядочивание рациональных чисел

1.2

1.3

Арифметические действия с рациональными числами. Решение задач
из реальной практики на части, на дроби
Степень с натуральным показателем: определение, преобразование
выражений на основе определения, запись больших чисел
Проценты, запись процентов в виде дроби и дроби в виде процентов.

1.4

Три основные задачи на проценты, решение задач из реальной
практики

1.5

Применение признаков делимости, разложение на множители

натуральных чисел
1.6
2
2.1

2.2

2.3
2.4
2.5

Реальные

зависимости,

в

том

числе

прямая

и

обратная

пропорциональности
Алгебраические выражения
Переменные,

числовое

значение

выражения

с

переменной.

Допустимые значения переменных
Представление зависимости между величинами в виде формулы.
Вычисления по формулам
Преобразование

буквенных

выражений,

тождественно

равные

выражения
Свойства степени с натуральным показателем
Одночлены

и

многочлены.

Степень

многочлена.

Сложение,

вычитание, умножение многочленов
Формулы сокращённого умножения: квадрат суммы и квадрат

2.6

разности. Формула разности квадратов. Разложение многочленов на
множители

3
3.1

3.2

3.3
3.4

Уравнения
Уравнение, корень уравнения, правила преобразования уравнения,
равносильность уравнений
Линейное уравнение с одной переменной, число корней линейного
уравнения, решение линейных уравнений
Составление уравнений по условию задачи. Решение текстовых задач
с помощью уравнений
Линейное уравнение с двумя переменными и его график
Система двух линейных уравнений с двумя переменными. Решение

3.5

систем

уравнений

способом

подстановки.

Примеры

решения

двумя

точками

текстовых задач с помощью систем уравнений
4
4.1
4.2

4.3

Координаты и графики. Функции
Координата точки на прямой
Числовые

промежутки.

Расстояние

между

координатной прямой
Прямоугольная система координат, оси Ox и Oy. Абсцисса и ордината
точки на координатной плоскости

4.4

Примеры графиков, заданных формулами. Чтение графиков реальных
зависимостей

4.5

Понятие функции. График функции. Свойства функций

4.6

Линейная функция, её график. График функции y = |х|

4.7

Графическое решение линейных уравнений и систем линейных
уравнений

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА


Алгебра 7 класс авторы: Колягин Ю. М., Ткачёва М. В., Фёдорова Н .Е. и др.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Алгебра: 7 класс: дидактические материалы: пособие для учащихся
общеобразовательных учреждений / Колягин Ю.М.
2. Алгебра: 7 класс: методическое пособие / Колягин Ю.М
3. Примерная программа общеобразовательных учреждений по математике 4.
Стандарт основного общего образования по математике.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ

1. www. edu - "Российское образование" Федеральный портал.
2. www.school.edu - "Российский общеобразовательный портал".
3. www.school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов

4. www.mathvaz.ru - docье школьного учителя математики Документация, рабочие
материалы для учителя математики
5. www.it-n.ru"Сеть творческих учителей»
6. www .festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».