Рабочая программа физика 7 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Тверской области
Торопецкий муниципальный округ Тверской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Торопецкая гимназия имени святителя Тихона Патриарха Московского
и всея России

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

Директор гимназии

Директор гимназии

________________________

________________________

[Замыслова В.И.]
Протокол №10 от
26.06.2025

[Замыслова В.И.]
Приказ №56 от 01.07.2025

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 8646683)
учебного предмета «Физика. Базовый уровень»
для обучающихся 7 класса

Торопец 2025г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по физике на уровне основного общего образования
составлена на основе положений и требований к результатам освоения на
базовом уровне основной образовательной программы, представленных в
ФГОС ООО, а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания и
Концепции преподавания учебного предмета «Физика».
Программа по физике на уровне основного общего образования
составлена на основе положений и требований к результатам освоения на
базовом уровне основной образовательной программы, представленных в
ФГОС ООО, а также с учетом федеральной рабочей программы воспитания и
концепции преподавания учебного предмета «Физика».
Содержание программы по физике направлено на формирование
естественнонаучной грамотности обучающихся и организацию изучения
физики на деятельностной основе. В программе по физике учитываются
возможности учебного предмета в реализации требований ФГОС ООО к
планируемым личностным и метапредметным результатам обучения, а также
межпредметные связи естественнонаучных учебных предметов на уровне
основного общего образования.
Программа по физике устанавливает распределение учебного материала
по годам обучения (по классам), предлагает примерную последовательность
изучения тем, основанную на логике развития предметного содержания и
учете возрастных особенностей обучающихся.
Программа по физике разработана с целью оказания методической
помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету.
Физика является системообразующим для естественнонаучных учебных
предметов, поскольку физические законы лежат в основе процессов и
явлений, изучаемых химией, биологией, астрономией и физической
географией, вносит вклад в естественнонаучную картину мира,
предоставляет наиболее ясные образцы применения научного метода
познания, то есть способа получения достоверных знаний о мире.
Одна из главных задач физического образования в структуре общего
образования состоит в формировании естественнонаучной грамотности и
интереса к науке у обучающихся.
Изучение физики на базовом уровне предполагает овладение
следующими компетентностями, характеризующими естественнонаучную
грамотность:
 научно объяснять явления,
 оценивать и понимать особенности научного исследования;

интерпретировать данные и использовать научные доказательства
для получения выводов».
Цели изучения физики на уровне основного общего образования
определены в концепции преподавания учебного предмета «Физика» в
образовательных организациях Российской Федерации, реализующих
основные общеобразовательные программы.
Цели изучения физики:
 приобретение интереса и стремления обучающихся к научному
изучению природы, развитие их интеллектуальных и творческих
способностей;
 развитие представлений о научном методе познания и формирование
исследовательского отношения к окружающим явлениям;
 формирование научного мировоззрения как результата изучения
основ строения материи и фундаментальных законов физики;
 формирование представлений о роли физики для развития других
естественных наук, техники и технологий;
 развитие
представлений
о
возможных
сферах
будущей
профессиональной деятельности, связанной с физикой, подготовка к
дальнейшему обучению в этом направлении.
Достижение этих целей программы по физике на уровне основного
общего образования обеспечивается решением следующих задач:
 приобретение знаний о дискретном строении вещества, о
механических, тепловых, электрических, магнитных и квантовых
явлениях;
 приобретение умений описывать и объяснять физические явления с
использованием полученных знаний;
 освоение методов решения простейших расчетных задач с
использованием
физических
моделей,
творческих
и
практикоориентированных задач;
 развитие умений наблюдать природные явления и выполнять опыты,
лабораторные работы и экспериментальные исследования с
использованием измерительных приборов;
 освоение приемов работы с информацией физического содержания,
включая информацию о современных достижениях физики, анализ и
критическое оценивание информации;
 знакомство со сферами профессиональной деятельности, связанными
с физикой, и современными технологиями, основанными на
достижениях физической науки.


Общее число часов, рекомендованных для изучения физики на базовом
уровне в 7 классе – 68 часов (2 часа в неделю).
Предлагаемый в программе по физике перечень лабораторных работ и
опытов является рекомендательным, учитель делает выбор при проведении
лабораторных работ и опытов с учетом индивидуальных особенностей
обучающихся, списка экспериментальных заданий, предлагаемых в рамках
основного государственного экзамена по физике.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
7 КЛАСС
Физика и её роль в познании окружающего мира.
Физика – наука о природе. Явления природы. Физические явления: механические, тепловые, электрические,
магнитные, световые, звуковые.
Физические величины. Измерение физических величин. Физические приборы. Погрешность измерений
Международная система единиц.
Как физика и другие естественные науки изучают природу. Естественнонаучный метод познания:
наблюдение, постановка научного вопроса, выдвижение гипотез, эксперимент по проверке гипотез, объяснение
наблюдаемого явления. Описание физических явлений с помощью моделей
Демонстрации.
1. Механические, тепловые, электрические, магнитные, световые явления.
2. Физические приборы и процедура прямых измерений аналоговым и цифровым прибором.
Лабораторные работы и опыты.
1. Определение цены деления шкалы измерительного прибора.
2. Измерение расстояний.
3. Измерение объёма жидкости и твёрдого тела.
4. Определение размеров малых тел.
5. Измерение температуры при помощи жидкостного термометра и датчика температуры.
6. Проведение исследования по проверке гипотезы: дальность полёта шарика, пущенного горизонтально, тем
больше, чем больше высота пуска.
Первоначальные сведения о строении вещества.
Строение вещества: атомы и молекулы, их размеры. Опыты, доказывающие дискретное строение вещества.
Движение частиц вещества. Связь скорости движения частиц с температурой. Броуновское движение,
диффузия. Взаимодействие частиц вещества: притяжение и отталкивание.

Агрегатные состояния вещества: строение газов, жидкостей и твердых (кристаллических) тел. Взаимосвязь
между свойствами веществ в разных агрегатных состояниях и их атомномолекулярным строением. Особенности
агрегатных состояний воды.
Демонстрации.
1. Наблюдение броуновского движения.
2. Наблюдение диффузии.
3. Наблюдение явлений, объясняющихся притяжением или отталкиванием частиц вещества.
Лабораторные работы и опыты.
1. Оценка диаметра атома методом рядов (с использованием фотографий).
2. Опыты по наблюдению теплового расширения газов.
3. Опыты по обнаружению действия сил молекулярного притяжения.
Движение и взаимодействие тел.
Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Средняя скорость при
неравномерном движении. Расчет пути и времени движения.
Явление инерции. Закон инерции. Взаимодействие тел как причина изменения скорости движения тел. Масса
как мера инертности тела. Плотность вещества. Связь плотности с количеством молекул в единице объема
вещества.
Сила как характеристика взаимодействия тел. Сила упругости и закон Гука. Измерение силы с помощью
динамометра. Явление тяготения и сила тяжести. Сила тяжести на других планетах. Вес тела. Невесомость.
Сложение сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил. Сила трения. Трение скольжения и трение
покоя. Трение в природе и технике.
Демонстрации.
1. Наблюдение механического движения тела.
2. Измерение скорости прямолинейного движения.
3. Наблюдение явления инерции.
4. Наблюдение изменения скорости при взаимодействии тел.
5. Сравнение масс по взаимодействию тел.

Сложение сил, направленных по одной прямой.
Лабораторные работы и опыты.
1. Определение скорости равномерного движения (шарика в жидкости, модели электрического автомобиля и
так далее).
2. Определение средней скорости скольжения бруска или шарика по наклонной плоскости.
3. Определение плотности твёрдого тела.
4. Опыты, демонстрирующие зависимость растяжения (деформации) пружины от приложенной силы.
5. Опыты, демонстрирующие зависимость силы трения скольжения от веса тела и характера
соприкасающихся поверхностей.
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов.
Давление. Способы уменьшения и увеличения давления. Давление газа. Зависимость давления газа от
объема, температуры. Передача давления твердыми телами, жидкостями и газами. Закон Паскаля. Пневматические
машины. Зависимость давления жидкости от глубины. Гидростатический парадокс. Сообщающиеся сосуды.
Гидравлические механизмы.
Атмосфера Земли и атмосферное давление. Причины существования воздушной оболочки Земли. Опыт
Торричелли. Измерение атмосферного давления. Зависимость атмосферного давления от высоты над уровнем
моря. Приборы для измерения атмосферного давления.
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Выталкивающая (архимедова) сила. Закон Архимеда.
Плавание тел. Воздухоплавание.
Демонстрации.
1. Зависимость давления газа от температуры.
2. Передача давления жидкостью и газом.
3. Сообщающиеся сосуды.
4. Гидравлический пресс.
5. Проявление действия атмосферного давления.
6. Зависимость выталкивающей силы от объёма погружённой части тела и плотности жидкости.
7. Равенство выталкивающей силы весу вытесненной жидкости.
6.

Условие плавания тел: плавание или погружение тел в зависимости от соотношения плотностей тела и
жидкости.
Лабораторные работы и опыты.
1. Исследование зависимости веса тела в воде от объёма погружённой в жидкость части тела.
2. Определение выталкивающей силы, действующей на тело, погружённое в жидкость.
3. Проверка независимости выталкивающей силы, действующей на тело в жидкости, от массы тела.
4. Опыты, демонстрирующие зависимость выталкивающей силы, действующей на тело в жидкости, от
объёма погружённой в жидкость части тела и от плотности жидкости.
5. Конструирование ареометра или конструирование лодки и определение её грузоподъёмности.
Работа и мощность. Энергия.
Механическая работа. Мощность.
Простые механизмы: рычаг, блок, наклонная плоскость. Правило равновесия рычага. Применение правила
равновесия рычага к блоку. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия (далее – КПД)
простых механизмов. Простые механизмы в быту и технике.
Механическая энергия. Кинетическая и потенциальная энергия. Превращение одного вида механической
энергии в другой. Закон сохранения энергии в механике.
Демонстрации.
1. Примеры простых механизмов.
Лабораторные работы и опыты.
1. Определение работы силы трения при равномерном движении тела по горизонтальной поверхности.
2. Исследование условий равновесия рычага.
3. Измерение КПД наклонной плоскости.
4. Изучение закона сохранения механической энергии.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИКЕ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
8.

Изучение физики на уровне основного общего образования направлено на достижение личностных,
метапредметных и предметных образовательных результатов.
В результате изучения физики на уровне основного общего образования у обучающегося будут
сформированы следующие личностные результаты в части:
 1) патриотического воспитания:
 - проявление интереса к истории и современному состоянию российской физической науки;
 - ценностное отношение к достижениям российских учёных-физиков;
 2) гражданского и духовно-нравственного воспитания:
 - готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических проблем, связанных с
практическим применением достижений физики;
 - осознание важности морально-этических принципов в деятельности учёного;
 3) эстетического воспитания:
 - восприятие эстетических качеств физической науки: её гармоничного построения, строгости, точности,
лаконичности;
 4) ценности научного познания:
 - осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания мира, основы развития
технологий, важнейшей составляющей культуры;
 - развитие научной любознательности, интереса к исследовательской деятельности;
 5) формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
 - осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил
безопасного поведения на транспорте, на дорогах, с электрическим и тепловым оборудованием в домашних
условиях;
 - сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права у другого
человека;
 6) трудового воспитания:
 - активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края)
технологической и социальной направленности, требующих в том числе и физических знаний;














- интерес к практическому изучению профессий, связанных с физикой;
7) экологического воспитания:
- ориентация на применение физических знаний для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
- осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
8) адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
- потребность во взаимодействии при выполнении исследований и проектов физической направленности,
открытость опыту и знаниям других;
- повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность;
- потребность в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы о
физических объектах и явлениях;
- осознание дефицитов собственных знаний и компетентностей в области физики;
- планирование своего развития в приобретении новых физических знаний;
- стремление анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики, в том числе с
использованием физических знаний;
- оценка своих действий с учётом влияния на окружающую среду, возможных глобальных последствий.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения программы по физике на уровне основного общего образования у обучающегося будут
сформированы метапредметные результаты, включающие познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
 выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения;
 выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях,
относящихся к физическим явлениям;
 выявлять причинно-следственные связи при изучении физических явлений и процессов, делать выводы с
использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, выдвигать гипотезы о взаимосвязях
физических величин;
 самостоятельно выбирать способ решения учебной физической задачи (сравнение нескольких вариантов
решения, выбор наиболее подходящего с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
 использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
 проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный физический эксперимент, небольшое
исследование физического явления;
 оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования или
эксперимента;
 самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта,
исследования;
 прогнозировать возможное дальнейшее развитие физических процессов, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
 применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных с
учётом предложенной учебной физической задачи;
 анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм
представления;
 самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые
задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями.
Коммуникативные универсальные учебные действия:












в ходе обсуждения учебного материала, результатов лабораторных работ и проектов задавать вопросы по
существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство
позиций;
выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;
публично представлять результаты выполненного физического опыта (эксперимента, исследования,
проекта);
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной
физической проблемы;
принимать цели совместной деятельности, организовывать действия по её достижению: распределять
роли, обсуждать процессы и результаты совместной работы, обобщать мнения нескольких людей;
выполнять свою часть работы, достигая качественного результата по своему направлению и координируя
свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным
участниками взаимодействия.

Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
 выявлять проблемы в жизненных и учебных ситуациях, требующих для решения физических знаний;
 ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе,
принятие решений группой);
 самостоятельно составлять алгоритм решения физической задачи или плана исследования с учётом
имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
 делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:









давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому
опыту;
вносить коррективы в деятельность (в том числе в ход выполнения физического исследования или
проекта) на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших
трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
ставить себя на место другого человека в ходе спора или дискуссии на научную тему, понимать мотивы,
намерения и логику другого;
признавать своё право на ошибку при решении физических задач или в утверждениях на научные темы и
такое же право другого.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 7 классе предметные результаты на базовом уровне должны отражать сформированность
у обучающихся умений:
 использовать понятия: физические и химические явления, наблюдение, эксперимент, модель, гипотеза,
единицы физических величин, атом, молекула, агрегатные состояния вещества (твёрдое, жидкое,
газообразное), механическое движение (равномерное, неравномерное, прямолинейное), траектория,
равнодействующая сила, деформация (упругая, пластическая), невесомость, сообщающиеся сосуды;
 различать явления (диффузия, тепловое движение частиц вещества, равномерное движение,
неравномерное движение, инерция, взаимодействие тел, равновесие твёрдых тел с закреплённой осью
вращения, передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание
тел, превращения механической энергии) по описанию их характерных свойств и на основе опытов,
демонстрирующих данное физическое явление;
 распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире, в том числе физические
явления в природе: примеры движения с различными скоростями в живой и неживой природе, действие











силы трения в природе и технике, влияние атмосферного давления на живой организм, плавание рыб,
рычаги в теле человека, при этом переводить практическую задачу в учебную, выделять существенные
свойства (признаки) физических явлений;
описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические величины (масса, объём,
плотность вещества, время, путь, скорость, средняя скорость, сила упругости, сила тяжести, вес тела, сила
трения, давление (твёрдого тела, жидкости, газа), выталкивающая сила, механическая работа, мощность,
плечо силы, момент силы, коэффициент полезного действия механизмов, кинетическая и потенциальная
энергия), при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и
единицы физических величин, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими
величинами, строить графики изученных зависимостей физических величин;
характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя правила сложения сил (вдоль
одной прямой), закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда, правило равновесия рычага (блока), «золотое
правило» механики, закон сохранения механической энергии, при этом давать словесную формулировку
закона и записывать его математическое выражение;
объяснять физические явления, процессы и свойства тел, в том числе и в контексте ситуаций
практикоориентированного характера: выявлять причинно-следственные связи, строить объяснение из 1–2
логических шагов с опорой на 1–2 изученных свойства физических явлений, физических закона или
закономерности;
решать расчётные задачи в 1–2 действия, используя законы и формулы, связывающие физические
величины: на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, подставлять физические
величины в формулы и проводить расчёты, находить справочные данные, необходимые для решения
задач, оценивать реалистичность полученной физической величины;
распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов, в описании
исследования выделять проверяемое предположение (гипотезу), различать и интерпретировать
полученный результат, находить ошибки в ходе опыта, делать выводы по его результатам;













проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических свойств тел: формулировать
проверяемые предположения, собирать установку из предложенного оборудования, записывать ход опыта
и формулировать выводы;
выполнять прямые измерения расстояния, времени, массы тела, объёма, силы и температуры с
использованием аналоговых и цифровых приборов, записывать показания приборов с учётом заданной
абсолютной погрешности измерений;
проводить исследование зависимости одной физической величины от другой с использованием прямых
измерений (зависимости пути равномерно движущегося тела от времени движения тела, силы трения
скольжения от веса тела, качества обработки поверхностей тел и независимости силы трения от площади
соприкосновения тел, силы упругости от удлинения пружины, выталкивающей силы от объёма
погружённой части тела и от плотности жидкости, её независимости от плотности тела, от глубины, на
которую погружено тело, условий плавания тел, условий равновесия рычага и блоков), участвовать в
планировании учебного исследования, собирать установку и выполнять измерения, следуя предложенному
плану, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде предложенных
таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
проводить косвенные измерения физических величин (плотность вещества жидкости и твёрдого тела, сила
трения скольжения, давление воздуха, выталкивающая сила, действующая на погружённое в жидкость
тело, коэффициент полезного действия простых механизмов), следуя предложенной инструкции: при
выполнении измерений собирать экспериментальную установку и вычислять значение искомой величины;
соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием;
указывать принципы действия приборов и технических устройств: весы, термометр, динамометр,
сообщающиеся сосуды, барометр, рычаг, подвижный и неподвижный блок, наклонная плоскость;
характеризовать принципы действия изученных приборов и технических устройств с опорой на их
описания (в том числе: подшипники, устройство водопровода, гидравлический пресс, манометр,
высотомер, поршневой насос, ареометр), используя знания о свойствах физических явлений и
необходимые физические законы и закономерности;











приводить примеры (находить информацию о примерах) практического использования физических знаний
в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими
устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
осуществлять отбор источников информации в Интернете в соответствии с заданным поисковым
запросом, на основе имеющихся знаний и путём сравнения различных источников выделять информацию,
которая является противоречивой или может быть недостоверной;
использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу физического содержания,
справочные материалы, ресурсы сети Интернет, владеть приёмами конспектирования текста,
преобразования информации из одной знаковой системы в другую;
создавать собственные краткие письменные и устные сообщения на основе 2–3 источников информации
физического содержания, в том числе публично делать краткие сообщения о результатах проектов или
учебных исследований, при этом грамотно использовать изученный понятийный аппарат курса физики,
сопровождать выступление презентацией;
при выполнении учебных проектов и исследований распределять обязанности в группе в соответствии с
поставленными задачами, следить за выполнением плана действий, адекватно оценивать собственный
вклад в деятельность группы, выстраивать коммуникативное взаимодействие, учитывая мнение
окружающих.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

0

0

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Физика и её роль в познании окружающего мира
1.1

Физика - наука о природе

2

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f416194

1.2

Физические величины

2

0

1

1.3

Естественнонаучный метод познания

2

0

1

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416194

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416194

6

Раздел 2. Первоначальные сведения о строении вещества
2.1

Строение вещества

1

0

0

2.2

Движение и взаимодействие частиц
вещества

2

0

1

2.3

Агрегатные состояния вещества

2

0

0

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416194

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416194

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416194

5

Раздел 3. Движение и взаимодействие тел
3.1

Механическое движение

3

0

0

3.2

Инерция, масса, плотность

4

0

1

3.3

Сила. Виды сил

14

1

2

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416194

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416194

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416194

21

Раздел 4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов
4.1

Давление. Передача давления твёрдыми
телами, жидкостями и газами

3

0

0

4.2

Давление жидкости

5

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416194

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f416194

4.3

Атмосферное давление

6

0

0

4.4

Действие жидкости и газа на погружённое
в них тело

7

2

3

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416194

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416194

21

Раздел 5. Работа и мощность. Энергия
5.1

Работа и мощность

3

0

1

5.2

Простые механизмы

5

0

1

5.3

Механическая энергия

4

1

1

4

12

Итого по разделу

12

Резервное время

3

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416194

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416194

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416194

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Физика — наука о природе.
Явления природы. Физические
явления

1

0

0

2

Механические, тепловые,
электрические, магнитные,
световые, звуковые явления

1

0

0

3

Физические величины и их
измерение

1

0

0

4

Урок-исследование "Измерение
температуры при помощи
жидкостного термометра и датчика
температуры"

1

0

1

5

Как физика и другие естественные
науки изучают природу.
Естественнонаучный метод
познания. Описание физических
явлений с помощью моделей

1

0

0

6

Урок-исследование "Проверка
гипотезы: дальность полёта шарика,
пущенного горизонтально, тем
больше, чем больше высота пуска"

1

0

1

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff09f72a

7

Строение вещества. Опыты,
доказывающие дискретное
строение вещества

1

0

0

8

Движение частиц вещества

1

0

0

9

Урок-исследование «Опыты по
наблюдению теплового расширения
газов»

1

0

1

10

Агрегатные состояния вещества

1

0

0

11

Взаимосвязь между свойствами
веществ в разных агрегатных
состояниях и их
атомномолекулярным строением.
Особенности агрегатных состояний
воды

1

0

0

12

Механическое движение.
Равномерное и неравномерное
движение

1

0

0

13

Скорость. Единицы скорости

1

0

0

14

Расчет пути и времени движения

1

0

0

15

Инерция. Закон инерции.
Взаимодействие тел как причина
изменения скорости движения тел

1

0

0

16

Плотность вещества. Расчет массы
и объема тела по его плотности

1

0

0

17

Лабораторная работа «Определение

1

0

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff09fe0a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a013e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a0378

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a05c6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a079c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a0ae4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a0c10

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a0fee

плотности твёрдого тела»
18

Решение задач по теме "Плотность
вещества"

1

0

0

19

Сила как характеристика
взаимодействия тел. Сила
упругости. Закон Гука

1

0

0

20

Лабораторная работа «Изучение
зависимости растяжения
(деформации) пружины от
приложенной силы»

1

0

1

21

Явление тяготения. Сила тяжести

1

0

0

22

Связь между силой тяжести и
массой тела. Вес тела. Решение
задач по теме "Сила тяжести"

1

0

0

23

Сила тяжести на других планетах.
Физические характеристики планет

1

0

0

24

Измерение сил. Динамометр

1

0

0

25

Вес тела. Невесомость

1

0

0

26

Сложение двух сил, направленных
по одной прямой.
Равнодействующая сил

1

0

0

27

Решение задач по теме
"Равнодействующая сил"

1

0

0

28

Трение скольжения и трение покоя.
Трение в природе и технике

1

0

0

29

Лабораторная работа «Изучение

1

0

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a123c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a1778

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a1502

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a18cc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a1778

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a1a70

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a1b9c

Библиотека ЦОК

зависимости силы трения
скольжения от силы давления и
характера соприкасающихся
поверхностей»

https://m.edsoo.ru/ff0a1cc8

30

Решение задач на определение
равнодействующей силы

1

0

0

31

Решение задач по темам: «Вес
тела», «Графическое изображение
сил», «Силы», «Равнодействующая
сил»

1

0

0

32

Контрольная работа по темам:
«Механическое движение», «Масса,
плотность», «Вес тела»,
«Графическое изображение сил»,
«Силы»

1

1

0

33

Давление. Способы уменьшения и
увеличения давления

1

0

0

34

Давление газа. Зависимость
давления газа от объёма,
температуры

1

0

0

35

Передача давления твёрдыми
телами, жидкостями и газами.
Закон Паскаля

1

0

0

36

Давление в жидкости и газе,
вызванное действием силы тяжести

1

0

0

37

Решение задач по теме «Давление в
жидкости и газе. Закон Паскаля»

1

0

0

38

Сообщающиеся сосуды

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a1de0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a20a6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a2376

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a25b0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a2718

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a2826

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/ff0a2970

39

Гидравлический пресс

1

0

0

40

Манометры. Поршневой
жидкостный насос

1

0

0

41

Атмосфера Земли. Причины
существования воздушной
оболочки Земли. Зависимость
атмосферного давления от высоты
над уровнем моря

1

0

0

42

Вес воздуха. Атмосферное давление

1

0

0

43

Измерение атмосферного давления.
Опыт Торричелли

1

0

0

44

Зависимость атмосферного
давления от высоты над уровнем
моря

1

0

0

45

Барометр-анероид. Атмосферное
давление на различных высотах

1

0

0

46

Решение задач по теме
"Атмосферное давление"

1

0

0

47

Действие жидкости и газа на
погруженное в них тело.
Архимедова сила

1

0

0

48

Лабораторная работа «Определение
выталкивающей силы,
действующей на тело, погруженное
в жидкость»

1

0

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a3136

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a2b5a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a2b5a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a2da8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a2fc4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a2fc4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a3276

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a33fc

49

Лабораторная работа по теме
«Исследование зависимости веса
тела в воде от объёма погруженной
в жидкость части тела»

1

0

1

50

Плавание тел

1

0

0

51

Лабораторная работа
"Конструирование ареометра или
конструирование лодки и
определение её грузоподъёмности"

1

0

1

52

Решение задач по темам: «Плавание
судов. Воздухоплавание»,
«Давление твердых тел, жидкостей
и газов»

1

0

0

53

Механическая работа

1

0

0

54

Мощность. Единицы мощности

1

0

0

55

Урок-исследование "Расчёт
мощности, развиваемой при
подъёме по лестнице"

1

0

1

56

Простые механизмы. Рычаг.
Равновесие сил на рычаге

1

0

0

57

Контрольная работа по теме
«Давление твердых тел, жидкостей
и газов» / Всероссийская
проверочная работа

1

1

0

58

Резервный урок. Работа с текстами

1

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a3514

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a3a96

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a3654

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a3f82

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a3f82

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a4ffe

по теме «Давление твёрдых тел,
жидкостей и газов» / Всероссийская
проверочная работа

59

Рычаги в технике, быту и природе.
Лабораторная работа
«Исследование условий равновесия
рычага»

1

0

0.5

60

Решение задач по теме «Условия
равновесия рычага»

1

0

0

61

Коэффициент полезного действия
механизма. Лабораторная работа
«Измерение КПД наклонной
плоскости»

1

0

0.5

62

Решение задач по теме "Работа,
мощность, КПД"

1

0

0

63

Механическая энергия.
Кинетическая и потенциальная
энергия

1

0

0

64

Закон сохранения механической
энергии

1

0

0

65

Урок-эксперимент по теме
"Экспериментальное определение
изменения кинетической и
потенциальной энергии при
скатывании тела по наклонной
плоскости"

1

0

1

66

Контрольная работа по теме
«Работа и мощность. Энергия»

1

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a478e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a48a6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a4c48

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a4252

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a4360

67

Резервный урок. Работа с текстами
по теме "Механическое движение"

1

0

0

68

Резервный урок. Работа с текстами
по теме "Работа. Мощность.
Энергия"

1

0

0

68

4

12

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a4ee6

ПРОВЕРЯЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

7 КЛАСС
Код
проверяемого
результата
1.1
1.2

Проверяемые предметные результаты освоения основной
образовательной программы основного общего образования
использовать изученные понятия
различать явления по описанию их характерных свойств и на
основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление
распознавать проявление изученных физических явлений в

1.3

окружающем мире, в том числе физические явления в природе,
при этом переводить практическую задачу в учебную, выделять
существенные свойства (признаки) физических явлений
описывать изученные свойства тел и физические явления,
используя физические величины, при описании правильно
трактовать

1.4

физический

смысл

используемых

величин,

их

обозначения и единицы физических величин, находить формулы,
связывающие

данную

физическую

величинами,

строить

графики

величину

изученных

с

другими

зависимостей

физических величин
характеризовать свойства тел, физические явления и процессы,
1.5

используя изученные законы, при этом давать словесную
формулировку

закона

и

записывать

его

математическое

выражение
объяснять физические явления, процессы и свойства тел, в том
числе и в контексте ситуаций практико-ориентированного
1.6

характера: выявлять причинно-следственные связи, строить
объяснение из 1 – 2 логических шагов с опорой на 1 – 2
изученных свойства физических явлений, физических закона или
закономерности

1.7

решать расчётные задачи в 1 – 2 действия, используя законы и

формулы, связывающие физические величины: на основе анализа
условия

задачи

записывать

краткое

условие,

подставлять

физические величины в формулы и проводить расчёты, находить
справочные данные, необходимые для решения задач, оценивать
реалистичность полученной физической величины
распознавать проблемы, которые можно решить при помощи
физических
1.8

методов,

проверяемое

в

описании

предположение

исследования

(гипотезу),

выделять

различать

и

интерпретировать полученный результат, находить ошибки в
ходе опыта, делать выводы по его результатам
проводить опыты по наблюдению физических явлений или
1.9

физических

свойств

предположения,

тел:

формулировать

собирать

установку

из

проверяемые
предложенного

оборудования, записывать ход опыта и формулировать выводы
выполнять прямые измерения с использованием аналоговых и
1.10

цифровых приборов, записывать показания приборов с учётом
заданной абсолютной погрешности измерений
проводить

исследование

зависимости

одной

физической

величины от другой с использованием прямых измерений,
участвовать в планировании учебного исследования, собирать
1.11

установку и выполнять измерения, следуя предложенному плану,
фиксировать результаты полученной зависимости физических
величин в виде предложенных таблиц и графиков, делать выводы
по результатам исследования
проводить косвенные измерения физических величин, следуя

1.12

предложенной инструкции: при выполнении измерений собирать
экспериментальную установку и вычислять значение искомой
величины

1.13

1.14

соблюдать

правила

техники

безопасности

при

работе

с

лабораторным оборудованием
указывать

принципы

действия

устройств,

характеризовать

приборов

принципы

и

действия

технических
изученных

приборов и технических устройств с помощью их описания,
используя

знания

о

свойствах

физических

необходимые физические законы и закономерности

явлений

и

приводить

примеры

(находить

информацию

о

примерах)

практического использования физических знаний в повседневной
1.15

жизни

для

обеспечения

безопасности

при

обращении

с

приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и
соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде
осуществлять отбор источников информации в сети Интернет в
соответствии с заданным поисковым запросом, на основе
1.16

имеющихся знаний и путём сравнения различных источников
выделять информацию, которая является противоречивой или
может быть недостоверной
использовать

при

научнопопулярную
1.17

справочные

выполнении
литературу

материалы,

ресурсы

учебных

заданий

физического
сети

содержания,

Интернет,

владеть

приёмами конспектирования текста, преобразования информации
из одной знаковой системы в другую
создавать собственные краткие письменные и устные сообщения
на
1.18

основе

2

–

3

источников

информации

физического

содержания, в том числе публично делать краткие сообщения о
результатах проектов или учебных исследований, при этом
грамотно использовать изученный понятийный аппарат курса
физики, сопровождать выступление презентацией
при выполнении учебных проектов и исследований распределять
обязанности в группе в соответствии с поставленными задачами,

1.19

следить за выполнением плана действий, адекватно оценивать
собственный

вклад

коммуникативное
окружающих

в

деятельность

взаимодействие,

группы,

выстраивать

учитывая

мнение

ПРОВЕРЯЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ

7 КЛАСС
Код
раздела

Код
Проверяемые элементы содержания
элемента
ФИЗИКА И ЕЁ РОЛЬ В ПОЗНАНИИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Физика – наука о природе. Явления природы.
1.1

Физические

явления:

механические,

тепловые,

электрические, магнитные, световые, звуковые
Физические
1.2

величин.

величины.
Физические

Измерение
приборы.

физических
Погрешность

измерений. Международная система единиц
Естественнонаучный метод познания: наблюдение,
1

1.3

постановка научного вопроса, выдвижение гипотез,
эксперимент

по

проверке

гипотез,

объяснение

наблюдаемого явления
1.4

Описание физических явлений с помощью моделей
Практические работы:
Измерение расстояний.

1.5

Измерение объёма жидкости и твёрдого тела.
Определение размеров малых тел.
Измерение температуры при помощи жидкостного
термометра и датчика температуры

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА
Строение вещества: атомы и молекулы, их размеры.
2.1

Опыты,

доказывающие

дискретное

строение

вещества
Движение

2
2.2

частиц

вещества.

Связь

скорости

движения частиц с температурой. Броуновское
движение, диффузия

2.3

Взаимодействие частиц вещества: притяжение и
отталкивание

Агрегатные состояния вещества: строение газов,
жидкостей
2.4

и

твёрдых

(кристаллических)

тел.

Взаимосвязь между свойствами веществ в разных
агрегатных состояниях и их атомно-молекулярным
строением

2.5

Особенности агрегатных состояний воды
Практические работы:
Оценка

2.6

диаметра

атома

методом

рядов

(с

использованием фотографий).
Опыты по наблюдению теплового расширения газов.
Опыты

по

обнаружению

действия

сил

молекулярного притяжения
ДВИЖЕНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ
3.1

3.2

Механическое

движение.

Равномерное

и

неравномерное движение
Скорость. Средняя скорость при неравномерном
движении. Расчёт пути и времени движения
Явление инерции. Закон инерции. Взаимодействие

3.3

тел как причина изменения скорости движения тел.
Масса как мера инертности тела

3.4
3

3.5
3.6

3.7

3.8

3.9

3.10

Плотность вещества. Связь плотности с количеством
молекул в единице объёма вещества
Сила как характеристика взаимодействия тел
Сила упругости и закон Гука. Измерение силы с
помощью динамометра
Явление тяготения и сила тяжести. Сила тяжести на
других планетах. Вес тела. Невесомость
Сила трения. Трение скольжения и трение покоя.
Трение в природе и технике
Сложение сил, направленных по одной прямой.
Равнодействующая сил
Практические работы:
Определение

скорости

равномерного

движения

(шарика

в

жидкости,

модели

электрического

автомобиля и так далее). Определение средней
скорости

скольжения

наклонной

плоскости.

твёрдого

тела.

бруска

или

шарика

Определение

Опыты,

по

плотности

демонстрирующие

зависимость растяжения (деформации) пружины от
приложенной

силы.

Опыты,

демонстрирующие

зависимость силы трения скольжения от веса тела и
характера соприкасающихся поверхностей
Физические явления в природе: примеры движения с
3.11

различными скоростями в живой и неживой природе,
действие силы трения в природе и технике

3.12

Технические устройства: динамометр, подшипники

ДАВЛЕНИЕ ТВЁРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ
4.1

4.2

4.3

Давление твёрдого тела. Способы уменьшения и
увеличения давления
Давление газа. Зависимость давления газа от объёма,
температуры
Передача давления твёрдыми телами, жидкостями и
газами. Закон Паскаля. Пневматические машины
Зависимость

4.4

давления

жидкости

от

глубины.

Гидростатический парадокс. Сообщающиеся сосуды.
Гидравлические механизмы
Атмосфера Земли и атмосферное давление. Причины

4
4.5

существования воздушной оболочки Земли. Опыт
Торричелли. Зависимость атмосферного давления от
высоты над уровнем моря

4.6

Измерение атмосферного давления. Приборы для
измерения атмосферного давления
Действие жидкости и газа на погружённое в них

4.7

тело. Выталкивающая (архимедова) сила. Закон
Архимеда

4.8

Плавание тел. Воздухоплавание

4.9

Практические работы:

Исследование зависимости веса тела в воде от
объёма

погружённой

в

жидкость

части

тела.

Определение выталкивающей силы, действующей на
тело,

погружённое

в

жидкость.

Проверка

независимости выталкивающей силы, действующей
на тело в жидкости, от массы тела. Опыты,
демонстрирующие

зависимость

выталкивающей

силы, действующей на тело в жидкости, от объёма
погружённой в жидкость части тела и от плотности
жидкости.

Конструирование

конструирование

лодки

ареометра

и

или

определение

её

грузоподъёмности
Физические
4.10

явления

атмосферного

в

давления

природе:
на

живой

влияние
организм,

плавание рыб
Технические устройства: сообщающиеся сосуды,
4.11

устройство

водопровода,

гидравлический

пресс,

манометр, барометр, высотомер, поршневой насос,
ареометр

РАБОТА, МОЩНОСТЬ, ЭНЕРГИЯ
5.1

Механическая работа

5.2

Механическая мощность

5.3
5.4

Простые

5.5

рычаг,

блок,

наклонная

плоскость. Правило равновесия рычага
Применение правила равновесия рычага к блоку
«Золотое

5

механизмы:

полезного

правило»
действия

механики.

Коэффициент

механизмов.

Простые

механизмы в быту и технике
5.6

Потенциальная энергии тела, поднятого над Землёй

5.7

Кинетическая энергия

5.8

5.9

Полная механическая энергия. Закон изменения и
сохранения механической энергии
Практические работы:
Определение работы силы трения при равномерном

движении тела по горизонтальной поверхности.
Исследование

условий

равновесия

рычага.

Измерение КПД наклонной плоскости. Изучение
закона сохранения механической энергии
Физические явления в природе: рычаги в теле

5.10

человека
Технические

устройства:

рычаг,

подвижный

и

неподвижный блоки, наклонная плоскость, простые

5.11

механизмы в быту

ПРОВЕРЯЕМЫЕ НА ОГЭ ПО ФИЗИКЕ ТРЕБОВАНИЯ К
РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Код
проверяемого
требования

Проверяемые требования к предметным результатам
базового уровня освоения основной образовательной
программы основного общего образования на основе ФГОС
Понимание роли физики в научной картине мира;
сформированность базовых представлений о закономерной связи
и познаваемости явлений природы, о роли эксперимента в
физике,

1

о

системообразующей

роли

физики

в

развитии

естественных наук, техники и технологий, об эволюции
физических знаний и их роли в целостной естественнонаучной
картине мира, о вкладе российских и зарубежных учёныхфизиков в развитие науки, объяснение процессов окружающего
мира, развитие техники и технологий
Знания о видах материи (вещество и поле), о движении как
способе существования материи, об атомно-молекулярной теории
строения вещества, о физической сущности явлений природы

2

(механических, тепловых, электромагнитных и квантовых);
умение различать явления по описанию их характерных свойств и
на

основе

опытов,

демонстрирующих

данное

физическое

явление; умение распознавать проявление изученных физических
явлений в окружающем мире, выделяя их существенные свойства

(признаки)
Владение основами понятийного аппарата и символического
3

языка физики и использование их для решения учебных задач;
умение характеризовать свойства тел, физические явления и
процессы, используя фундаментальные и эмпирические законы

4

Умение описывать изученные свойства тел и физические
явления, используя физические величины
Владение основами методов научного познания с учётом
соблюдения правил безопасного труда: наблюдение физических
явлений:
умение самостоятельно собирать экспериментальную установку
из данного набора оборудования по инструкции, описывать ход
опыта и записывать его результаты, формулировать выводы;
проведение прямых и косвенных измерений физических величин:
умение

5

планировать

экспериментальную

измерения,
установку

самостоятельно

по

инструкции,

собирать
вычислять

значение величины и анализировать полученные результаты с
учётом заданной погрешности результатов измерений;
проведение

несложных

самостоятельно
проводить

собирать

исследование

экспериментальных
экспериментальную
по

инструкции,

исследований;
установку

и

представлять

полученные зависимости физических величин в виде таблиц и
графиков, учитывать погрешности, делать выводы по результатам
исследования
Понимание

характерных

свойств

физических

моделей

(материальная точка, абсолютно твёрдое тело, модели строения
6

газов, жидкостей и твёрдых тел, планетарная модель атома,
нуклонная модель атомного ядра) и умение применять их для
объяснения физических процессов
Умение объяснять физические процессы и свойства тел, в том
числе и в контексте ситуаций практико-ориентированного

7

характера, в частности, выявлять причинно-следственные связи и
строить объяснение с опорой на изученные свойства физических
явлений, физические законы, закономерности и модели

8

Умение решать расчётные задачи (на базе 2 – 3 уравнений),

используя

законы

и

формулы,

связывающие

физические

величины, в частности, записывать краткое условие задачи,
выявлять недостающие данные, выбирать законы и формулы,
необходимые для её решения, использовать справочные данные,
проводить расчёты и оценивать реалистичность полученного
значения физической величины; умение определять размерность
физической величины, полученной при решении задачи
Умение

характеризовать

принципы

действия

технических

устройств, в том числе бытовых приборов, и промышленных
9

технологических процессов по их описанию, используя знания о
свойствах физических явлений и необходимые физические
закономерности
Умение

использовать

повседневной
обращении
10

жизни
с

устройствами,

знания

о

физических

для

обеспечения

бытовыми

приборами

сохранения

здоровья

и

явлениях

безопасности
и

в

при

техническими

соблюдения

норм

экологического поведения в окружающей среде; понимание
необходимости применения достижений физики и технологий
для рационального природопользования
Опыт поиска, преобразования и представления информации
физического содержания с использованием информационнокоммуникативных технологий; умение оценивать достоверность
полученной информации на основе имеющихся знаний и
дополнительных
11

источников;

умение

использовать

при

выполнении учебных заданий научно-популярную литературу
физического содержания, справочные материалы, ресурсы сети
Интернет;

владение

базовыми

навыками

преобразования

информации из одной знаковой системы в другую; умение
создавать собственные письменные и устные сообщения на
основе информации из нескольких источников

ПЕРЕЧЕНЬ ЭЛЕМЕНТОВ СОДЕРЖАНИЯ, ПРОВЕРЯЕМЫХ НА ОГЭ
ПО ФИЗИКЕ

Код
1
1.1

Проверяемый элемент содержания
МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
Механическое

движение.

Материальная

точка.

Система

отсчёта.

Относительность движения
Равномерное и неравномерное движение. Средняя скорость. Формула для

1.2

вычисления средней скорости: v = S/t
Равномерное прямолинейное движение. Зависимость координаты тела от
времени в случае равномерного прямолинейного движения:

1.3
Графики зависимости от времени для проекции скорости, проекции
перемещения, пути,

координаты

при

равномерном

прямолинейном

движении
Зависимость координаты тела от времени в случае равноускоренного
прямолинейного движения:

Формулы для проекции перемещения, проекции скорости и проекции
ускорения при равноускоренном прямолинейном движении:
1.4

Графики зависимости от времени для проекции ускорения, проекции
скорости, проекции перемещения, координаты при равноускоренном
прямолинейном движении
Свободное падение. Формулы, описывающие свободное падение тела по
1.5

вертикали (движение тела вниз или вверх относительно поверхности
Земли). Графики зависимости от времени для проекции ускорения,

проекции скорости и координаты при свободном падении тела по
вертикали
Скорость равномерного движения тела по окружности. Направление
скорости.
Формула для вычисления скорости через радиус окружности и период
обращения:

Центростремительное
1.6

ускорение.

Направление

центростремительного

ускорения. Формула для вычисления ускорения:

Формула, связывающая период и частоту обращения:

Масса. Плотность вещества. Формула для вычисления плотности:
1.7

1.8

Сила – векторная физическая величина. Сложение сил

1.9

Явление инерции. Первый закон Ньютона
Второй закон Ньютона:

1.10
Сонаправленность вектора ускорения тела и вектора силы, действующей на
тело
Взаимодействие тел. Третий закон Ньютона:
1.11

1.12

Трение покоя и трение скольжения. Формула для вычисления модуля силы
трения скольжения:

Деформация тела. Упругие и неупругие деформации. Закон упругой
деформации (закон Гука):
1.13

Всемирное тяготение. Закон всемирного тяготения:

1.14

Сила тяжести. Ускорение свободного падения.
Формула для вычисления силы тяжести вблизи поверхности Земли: F = mg.
Движение планет вокруг Солнца. Первая космическая скорость.
Невесомость и перегрузки
Импульс тела – векторная физическая величина.

1.15
Импульс системы тел. Изменение импульса. Импульс силы
Закон сохранения импульса для замкнутой системы тел:
1.16
Реактивное движение
Механическая работа. Формула для вычисления работы силы:

Механическая мощность:
1.17

Кинетическая и потенциальная энергия. Формула для вычисления
кинетической энергии:
1.18
Теорема о кинетической энергии. Формула для вычисления потенциальной

энергии тела, поднятого
над Землёй:

Механическая энергия:

1.19

Закон сохранения механической энергии. Формула для закона сохранения
механической энергии в отсутствие сил трения: E = const.
Превращение механической энергии при наличии силы трения.
Простые механизмы. «Золотое правило» механики.
Рычаг. Момент силы: M - Fl.
Условие равновесия рычага:

1.20

Подвижный и неподвижный блоки. КПД простых механизмов,

Давление твёрдого тела.
Формула для вычисления давления твёрдого тела:

1.21

Давление газа. Атмосферное давление.
Гидростатическое давление внутри жидкости.
Формула для вычисления давления внутри жидкости:

1.22

Закон Паскаля. Гидравлический пресс
Закон Архимеда. Формула для определения выталкивающей силы,
действующей на тело, погружённое в жидкость или газ:

1.23
Условие плавания тела. Плавание судов и воздухоплавание

Механические колебания. Амплитуда, период и частота колебаний.
1.24

1.25
1.26

Формула, связывающая частоту и период колебаний:

Математический и пружинный маятники. Превращение энергии при
колебательном движении
Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс
Механические волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны и

1.27

1.28

скорость распространения волны:

Звук. Громкость и высота звука. Отражение звуковой волны на границе
двух сред. Инфразвук и ультразвук
Практические работы
Измерение средней плотности вещества; архимедовой силы; жёсткости
пружины; коэффициента трения скольжения; работы силы трения, силы
упругости; средней скорости движения бруска по наклонной плоскости;
ускорения бруска при движении по наклонной плоскости; частоты и
периода колебаний математического маятника; частоты и периода
колебаний пружинного маятника; момента силы, действующего на рычаг;
работы силы упругости при подъёме груза с помощью неподвижного
блока; работы силы упругости при подъёме груза с помощью подвижного

1.29

блока.
Исследование зависимости архимедовой силы от объёма погружённой
части тела и от плотности жидкости; независимости выталкивающей силы
от массы тела; силы трения скольжения от силы нормального давления и от
рода поверхности; силы упругости, возникающей в пружине, от степени
деформации пружины; ускорения бруска от угла наклона направляющей;
периода (частоты) колебаний нитяного маятника от длины нити; периода
колебаний пружинного маятника от массы груза и жёсткости пружины;
исследование независимости периода колебаний нитяного маятника от
массы груза. Проверка условия равновесия рычага
Физические явления в природе: примеры движения с различными

1.30

скоростями в живой и неживой природе, действие силы трения в природе и
технике, приливы и отливы, движение планет Солнечной системы,

реактивное движение живых организмов, рычаги в теле человека, влияние
атмосферного давления на живой организм, плавание рыб, восприятие
звуков животными, землетрясение, сейсмические волны, цунами, эхо
Технические устройства: спидометр, датчики положения, расстояния и
ускорения, динамометр, подшипники, ракеты, рычаг, подвижный и
1.31

неподвижный блоки, наклонная плоскость, простые механизмы в быту,
сообщающиеся сосуды, устройство водопровода, гидравлический пресс,
манометр, барометр, высотомер, поршневой насос, ареометр, эхолот,
использование ультразвука в быту и технике

2

ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ
Основные

2.1

положения

молекулярно-кинетической

теории

строения

вещества. Модели твёрдого, жидкого и газообразного состояний вещества.
Кристаллические и аморфные тела

2.2

Движение

частиц

вещества.

Связь

Смачивание и капиллярные явления

2.4

Тепловое расширение и сжатие

2.5

Тепловое равновесие

2.7

движения

частиц

с

температурой. Броуновское движение, диффузия

2.3

2.6

скорости

Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения
внутренней энергии
Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение
Нагревание

и

охлаждение

тел.

Количество

теплоты.

Удельная

теплоёмкость:
2.8

Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Уравнение теплового
баланса:
2.9

Испарение и конденсация. Изменение внутренней энергии в процессе
2.10

испарения

и

конденсации.

парообразования: L = Q/m

Кипение

жидкости.

Удельная

теплота

2.11

Влажность воздуха
Плавление и кристаллизация. Изменение внутренней энергии при
плавлении и кристаллизации. Удельная теплота плавления:

2.12

Внутренняя энергия сгорания топлива. Удельная теплота сгорания топлива:
2.13

q = Q/m

2.14

Принципы работы тепловых двигателей. КПД теплового двигателя
Практические работы
Измерение удельной теплоёмкости металлического цилиндра; количества
теплоты, полученного водой комнатной температуры фиксированной
массы, в которую опущен нагретый цилиндр; количества теплоты,

2.15

отданного нагретым цилиндром, после опускания его в воду комнатной
температуры; относительной влажности воздуха; удельной теплоты
плавления

льда.

Исследование

изменения

температуры

воды

при

различных условиях; явления теплообмена при смешивании холодной и
горячей воды; процесса испарения
Физические явления в природе: поверхностное натяжение и капиллярные
2.16

явления в природе, кристаллы в природе, излучение Солнца, замерзание
водоёмов, морские бризы; образование росы, тумана, инея, снега
Технические устройства: капилляры, примеры использования кристаллов,

2.17

жидкостный термометр, датчик температуры, термос, система отопления
домов, гигрометры, психрометр, паровая турбина, двигатель внутреннего
сгорания

3

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

3.1

Электризация тел. Два вида электрических зарядов

3.2

Взаимодействие заряженных тел. Закон Кулона

3.3

Закон сохранения электрического заряда

3.4

3.5

Электрическое поле. Напряжённость электрического поля. Принцип
суперпозиции электрических полей (на качественном уровне)
Носители электрических зарядов. Действие электрического поля на
электрические заряды. Проводники и диэлектрики

Постоянный электрический ток. Действия электрического тока. Сила тока.
Напряжение.
3.6

I = q/t , U = A/q

Электрическое сопротивление. Удельное электрическое сопротивление:
3.7

3.8

R = pl/S
Закон Ома для участка электрической цепи: I = U/R
Последовательное соединение проводников:

3.9

Параллельное соединение проводников равного сопротивления:

Смешанные соединения проводников
3.10

Работа и мощность электрического тока. A = UIt, P = UI
Закон Джоуля – Ленца:

3.11

3.12

3.13

Опыт Эрстеда. Магнитное поле прямого проводника с током. Линии
магнитной индукции
Магнитное поле постоянного магнита. Взаимодействие постоянных
магнитов

3.14

Действие магнитного поля на проводник с током

3.15

Опыты Фарадея. Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца
Практические работы
Измерение

3.16

электрического

сопротивления

резистора;

мощности

электрического тока; работы электрического тока.
Исследование зависимости силы тока, возникающего в проводнике
(резисторы, лампочка), от напряжения на концах проводника; зависимости
сопротивления от длины проводника, площади его поперечного сечения и

удельного сопротивления.
Проверка правила для электрического напряжения при последовательном
соединении проводников; правила для силы электрического тока при
параллельном соединении проводников (резисторы и лампочка)
Физические явления в природе: электрические явления в атмосфере,
3.17

электричество живых организмов, магнитное поле Земли, дрейф полюсов,
роль магнитного поля для жизни на Земле, полярное сияние
Технические устройства: электроскоп, амперметр, вольтметр, реостат,
счётчик

3.18

электрической

нагревательные

энергии,

электроприборы

электроосветительные
(примеры),

приборы,

электрические

предохранители, электромагнит, электродвигатель постоянного тока,
генератор постоянного тока
3.19

Электромагнитные волны. Шкала электромагнитных волн

3.20

Лучевая модель света. Прямолинейное распространение света

3.21

Закон отражения света. Плоское зеркало

3.22

Преломление света. Закон преломления света

3.23

Дисперсия света

3.24
3.25

Линза. Ход лучей в линзе. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила
линзы: D = 1/F
Глаз как оптическая система. Оптические приборы
Практические работы
Измерение оптической силы собирающей линзы; фокусного расстояния
собирающей линзы (по свойству равенства размеров предмета и
изображения, когда предмет расположен в двойном фокусе), показателя

3.26

преломления стекла.
Исследование свойства изображения, полученного с помощью собирающей
линзы;

изменения

фокусного

расстояния

двух

сложенных

линз;

зависимости угла преломления светового луча от угла падения на границе
«воздух – стекло»
3.27

3.28
4

Физические явления в природе: затмения Солнца и Луны, цвета тел,
оптические явления в атмосфере (цвет неба, рефракция, радуга, мираж)
Технические устройства: очки, перископ, фотоаппарат, оптические
световоды
КВАНТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

4.1

Радиоактивность. Альфа-, бета-, гамма-излучения. Реакции альфа-и бетараспада

4.2

Опыты Резерфорда по рассеянию альфа-частиц. Планетарная модель атома

4.3

Состав атомного ядра. Изотопы

4.4

Период полураспада атомных ядер

4.5

Ядерные реакции. Законы сохранения зарядового и массового чисел
Физические явления в природе: естественный радиоактивный фон,

4.6

космические лучи, радиоактивное излучение природных минералов,
действие радиоактивных излучений на организм человека

4.7

Технические устройства: спектроскоп, индивидуальный дозиметр, камера
Вильсона, ядерная энергетика

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Физика, 7 класс/ Перышкин И.М., Иванов А.И., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Физика. 7 класс. Методическое пособие к учебнику А.В. Перышкина
Самостоятельные и контрольные работы. Физика. 7 класс. Физика. 7 класс. Тесты,
Ханнанов Н.К., Ханнанова Т.А.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Презентация, видеоролик, мультимедийный комплекс к учебнику, интернетресурс,
виртуальная лаборатория https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/predmet-fizika/
https://lecta.rosuchebnik.ru/ http://www.fizika.ru/ https://fiz.1sept.ru/fizarchive.php
http://school-collection.edu.ru/ https://rosuchebnik.ru/ https://www.youtube.com/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».