МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Тверской области
Торопецкий муниципальный округ Тверской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Торопецкая гимназия имени святителя Тихона Патриарха Московского
и всея России
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
Директор гимназии
Директор гимназии
________________________
________________________
[Замыслова В.И.]
Протокол №10 от
26.06.2025
[Замыслова В.И.]
Приказ №56 от 01.07.2025
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 8646683)
учебного предмета «Физика. Базовый уровень»
для обучающихся 8 класса
Торопец 2025г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по физике на уровне основного общего образования
составлена на основе положений и требований к результатам освоения на
базовом уровне основной образовательной программы, представленных в
ФГОС ООО, а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания и
Концепции преподавания учебного предмета «Физика».
Программа по физике на уровне основного общего образования
составлена на основе положений и требований к результатам освоения на
базовом уровне основной образовательной программы, представленных в
ФГОС ООО, а также с учетом федеральной рабочей программы воспитания и
концепции преподавания учебного предмета «Физика».
Содержание программы по физике направлено на формирование
естественнонаучной грамотности обучающихся и организацию изучения
физики на деятельностной основе. В программе по физике учитываются
возможности учебного предмета в реализации требований ФГОС ООО к
планируемым личностным и метапредметным результатам обучения, а также
межпредметные связи естественнонаучных учебных предметов на уровне
основного общего образования.
Программа по физике устанавливает распределение учебного материала
по годам обучения (по классам), предлагает примерную последовательность
изучения тем, основанную на логике развития предметного содержания и
учете возрастных особенностей обучающихся.
Программа по физике разработана с целью оказания методической
помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету.
Физика является системообразующим для естественнонаучных учебных
предметов, поскольку физические законы лежат в основе процессов и
явлений, изучаемых химией, биологией, астрономией и физической
географией, вносит вклад в естественнонаучную картину мира,
предоставляет наиболее ясные образцы применения научного метода
познания, то есть способа получения достоверных знаний о мире.
Одна из главных задач физического образования в структуре общего
образования состоит в формировании естественнонаучной грамотности и
интереса к науке у обучающихся.
Изучение физики на базовом уровне предполагает овладение
следующими компетентностями, характеризующими естественнонаучную
грамотность:
научно объяснять явления,
оценивать и понимать особенности научного исследования;
интерпретировать данные и использовать научные доказательства
для получения выводов».
Цели изучения физики на уровне основного общего образования
определены в концепции преподавания учебного предмета «Физика» в
образовательных организациях Российской Федерации, реализующих
основные общеобразовательные программы.
Цели изучения физики:
приобретение интереса и стремления обучающихся к научному
изучению природы, развитие их интеллектуальных и творческих
способностей;
развитие представлений о научном методе познания и формирование
исследовательского отношения к окружающим явлениям;
формирование научного мировоззрения как результата изучения
основ строения материи и фундаментальных законов физики;
формирование представлений о роли физики для развития других
естественных наук, техники и технологий;
развитие
представлений
о
возможных
сферах
будущей
профессиональной деятельности, связанной с физикой, подготовка к
дальнейшему обучению в этом направлении.
Достижение этих целей программы по физике на уровне основного
общего образования обеспечивается решением следующих задач:
приобретение знаний о дискретном строении вещества, о
механических, тепловых, электрических, магнитных и квантовых
явлениях;
приобретение умений описывать и объяснять физические явления с
использованием полученных знаний;
освоение методов решения простейших расчетных задач с
использованием
физических
моделей,
творческих
и
практикоориентированных задач;
развитие умений наблюдать природные явления и выполнять опыты,
лабораторные работы и экспериментальные исследования с
использованием измерительных приборов;
освоение приемов работы с информацией физического содержания,
включая информацию о современных достижениях физики, анализ и
критическое оценивание информации;
знакомство со сферами профессиональной деятельности, связанными
с физикой, и современными технологиями, основанными на
достижениях физической науки.
Общее число часов, рекомендованных для изучения физики на в 8
классе – 68 часов (2 часа в неделю).
Предлагаемый в программе по физике перечень лабораторных работ и
опытов является рекомендательным, учитель делает выбор при проведении
лабораторных работ и опытов с учетом индивидуальных особенностей
обучающихся, списка экспериментальных заданий, предлагаемых в рамках
основного государственного экзамена по физике.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
8 КЛАСС
Тепловые явления.
Основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества. Масса и размеры атомов и
молекул. Опыты, подтверждающие основные положения молекулярнокинетической теории.
Модели твёрдого, жидкого и газообразного состояний вещества. Кристаллические и аморфные тела.
Объяснение свойств газов, жидкостей и твёрдых тел на основе положений молекулярно-кинетической теории.
Смачивание и капиллярные явления. Тепловое расширение и сжатие.
Температура. Связь температуры со скоростью теплового движения частиц. Внутренняя энергия. Способы
изменения внутренней энергии: теплопередача и совершение работы. Виды теплопередачи: теплопроводность,
конвекция, излучение.
Количество теплоты. Удельная теплоёмкость вещества. Теплообмен и тепловое равновесие. Уравнение
теплового баланса. Плавление и отвердевание кристаллических веществ. Удельная теплота плавления.
Парообразование и конденсация. Испарение. Кипение. Удельная теплота парообразования. Зависимость
температуры кипения от атмосферного давления.
Влажность воздуха.
Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.
Принципы работы тепловых двигателей КПД теплового двигателя. Тепловые двигатели и защита
окружающей среды.
Закон сохранения и превращения энергии в тепловых процессах.
Демонстрации.
1. Наблюдение броуновского движения.
2. Наблюдение диффузии.
3. Наблюдение явлений смачивания и капиллярных явлений.
Наблюдение теплового расширения тел.
5. Изменение давления газа при изменении объёма и нагревании или охлаждении.
6. Правила измерения температуры.
7. Виды теплопередачи.
8. Охлаждение при совершении работы.
9. Нагревание при совершении работы внешними силами.
10. Сравнение теплоёмкостей различных веществ.
11. Наблюдение кипения.
12. Наблюдение постоянства температуры при плавлении.
13. Модели тепловых двигателей.
Лабораторные работы и опыты.
1. Опыты по обнаружению действия сил молекулярного притяжения.
2. Опыты по выращиванию кристаллов поваренной соли или сахара.
3. Опыты по наблюдению теплового расширения газов, жидкостей и твёрдых тел.
4. Определение давления воздуха в баллоне шприца.
5. Опыты, демонстрирующие зависимость давления воздуха от его объёма и нагревания или охлаждения.
6. Проверка гипотезы линейной зависимости длины столбика жидкости в термометрической трубке от
температуры.
7. Наблюдение изменения внутренней энергии тела в результате теплопередачи и работы внешних сил.
8. Исследование явления теплообмена при смешивании холодной и горячей воды.
9. Определение количества теплоты, полученного водой при теплообмене с нагретым металлическим
цилиндром.
10. Определение удельной теплоёмкости вещества.
11. Исследование процесса испарения.
12. Определение относительной влажности воздуха.
13. Определение удельной теплоты плавления льда.
Электрические и магнитные явления.
4.
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Закон Кулона
(зависимость силы взаимодействия заряженных тел от величины зарядов и расстояния между телами).
Электрическое поле. Напряжённость электрического поля. Принцип суперпозиции электрических полей (на
качественном уровне).
Носители электрических зарядов. Элементарный электрический заряд. Строение атома. Проводники и
диэлектрики. Закон сохранения электрического заряда.
Электрический ток. Условия существования электрического тока. Источники постоянного тока. Действия
электрического тока (тепловое, химическое, магнитное). Электрический ток в жидкостях и газах.
Электрическая цепь. Сила тока. Электрическое напряжение. Сопротивление проводника. Удельное
сопротивление вещества. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение
проводников.
Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля–Ленца. Электрические цепи и потребители
электрической энергии в быту. Короткое замыкание.
Постоянные магниты. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле. Магнитное поле Земли и его
значение для жизни на Земле. Опыт Эрстеда. Магнитное поле электрического тока. Применение электромагнитов
в технике. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель постоянного тока. Использование
электродвигателей в технических устройствах и на транспорте.
Опыты Фарадея. Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца. Электрогенератор. Способы
получения электрической энергии. Электростанции на возобновляемых источниках энергии.
Демонстрации.
1. Электризация тел.
2. Два рода электрических зарядов и взаимодействие заряженных тел.
3. Устройство и действие электроскопа.
4. Электростатическая индукция.
5. Закон сохранения электрических зарядов.
6. Проводники и диэлектрики.
7. Моделирование силовых линий электрического поля.
Источники постоянного тока.
9. Действия электрического тока.
10. Электрический ток в жидкости.
11. Газовый разряд.
12. Измерение силы тока амперметром.
13. Измерение электрического напряжения вольтметром.
14. Реостат и магазин сопротивлений.
15. Взаимодействие постоянных магнитов.
16. Моделирование невозможности разделения полюсов магнита.
17. Моделирование магнитных полей постоянных магнитов.
18. Опыт Эрстеда.
19. Магнитное поле тока. Электромагнит.
20. Действие магнитного поля на проводник с током.
21. Электродвигатель постоянного тока.
22. Исследование явления электромагнитной индукции.
23. Опыты Фарадея.
24. Зависимость направления индукционного тока от условий его возникновения.
25. Электрогенератор постоянного тока.
Лабораторные работы и опыты.
1. Опыты по наблюдению электризации тел индукцией и при соприкосновении.
2. Исследование действия электрического поля на проводники и диэлектрики.
3. Сборка и проверка работы электрической цепи постоянного тока.
4. Измерение и регулирование силы тока.
5. Измерение и регулирование напряжения.
6. Исследование зависимости силы тока, идущего через резистор, от сопротивления резистора и напряжения
на резисторе.
8.
Опыты, демонстрирующие зависимость электрического сопротивления проводника от его длины,
площади поперечного сечения и материала.
8. Проверка правила сложения напряжений при последовательном соединении двух резисторов.
9. Проверка правила для силы тока при параллельном соединении резисторов.
10. Определение работы электрического тока, идущего через резистор.
11. Определение мощности электрического тока, выделяемой на резисторе.
12. Исследование зависимости силы тока, идущего через лампочку, от напряжения на ней.
13. Определение КПД нагревателя.
14. Исследование магнитного взаимодействия постоянных магнитов.
15. Изучение магнитного поля постоянных магнитов при их объединении и разделении.
16. Исследование действия электрического тока на магнитную стрелку.
17. Опыты, демонстрирующие зависимость силы взаимодействия катушки с током и магнита от силы тока и
направления тока в катушке.
18. Изучение действия магнитного поля на проводник с током.
19. Конструирование и изучение работы электродвигателя.
20. Измерение КПД электродвигательной установки.
21. Опыты по исследованию явления электромагнитной индукции: исследование изменений значения и
направления индукционного тока.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИКЕ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
7.
Изучение физики на уровне основного общего образования направлено на достижение личностных,
метапредметных и предметных образовательных результатов.
В результате изучения физики на уровне основного общего образования у обучающегося будут
сформированы следующие личностные результаты в части:
1) патриотического воспитания:
- проявление интереса к истории и современному состоянию российской физической науки;
- ценностное отношение к достижениям российских учёных-физиков;
2) гражданского и духовно-нравственного воспитания:
- готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических проблем, связанных с
практическим применением достижений физики;
- осознание важности морально-этических принципов в деятельности учёного;
3) эстетического воспитания:
- восприятие эстетических качеств физической науки: её гармоничного построения, строгости, точности,
лаконичности;
4) ценности научного познания:
- осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания мира, основы развития
технологий, важнейшей составляющей культуры;
- развитие научной любознательности, интереса к исследовательской деятельности;
5) формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил
безопасного поведения на транспорте, на дорогах, с электрическим и тепловым оборудованием в домашних
условиях;
- сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права у другого
человека;
6) трудового воспитания:
- активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края)
технологической и социальной направленности, требующих в том числе и физических знаний;
- интерес к практическому изучению профессий, связанных с физикой;
7) экологического воспитания:
- ориентация на применение физических знаний для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
- осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
8) адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
- потребность во взаимодействии при выполнении исследований и проектов физической направленности,
открытость опыту и знаниям других;
- повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность;
- потребность в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы о
физических объектах и явлениях;
- осознание дефицитов собственных знаний и компетентностей в области физики;
- планирование своего развития в приобретении новых физических знаний;
- стремление анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики, в том числе с
использованием физических знаний;
- оценка своих действий с учётом влияния на окружающую среду, возможных глобальных последствий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения программы по физике на уровне основного общего образования у обучающегося будут
сформированы метапредметные результаты, включающие познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях,
относящихся к физическим явлениям;
выявлять причинно-следственные связи при изучении физических явлений и процессов, делать выводы с
использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, выдвигать гипотезы о взаимосвязях
физических величин;
самостоятельно выбирать способ решения учебной физической задачи (сравнение нескольких вариантов
решения, выбор наиболее подходящего с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный физический эксперимент, небольшое
исследование физического явления;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования или
эксперимента;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта,
исследования;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие физических процессов, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных с
учётом предложенной учебной физической задачи;
анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм
представления;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые
задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
в ходе обсуждения учебного материала, результатов лабораторных работ и проектов задавать вопросы по
существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство
позиций;
выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;
публично представлять результаты выполненного физического опыта (эксперимента, исследования,
проекта);
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной
физической проблемы;
принимать цели совместной деятельности, организовывать действия по её достижению: распределять
роли, обсуждать процессы и результаты совместной работы, обобщать мнения нескольких людей;
выполнять свою часть работы, достигая качественного результата по своему направлению и координируя
свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным
участниками взаимодействия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
выявлять проблемы в жизненных и учебных ситуациях, требующих для решения физических знаний;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе,
принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения физической задачи или плана исследования с учётом
имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому
опыту;
вносить коррективы в деятельность (в том числе в ход выполнения физического исследования или
проекта) на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших
трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
ставить себя на место другого человека в ходе спора или дискуссии на научную тему, понимать мотивы,
намерения и логику другого;
признавать своё право на ошибку при решении физических задач или в утверждениях на научные темы и
такое же право другого.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 8 классе предметные результаты на базовом уровне должны отражать сформированность
у обучающихся умений:
использовать понятия: масса и размеры молекул, тепловое движение атомов и молекул, агрегатные
состояния вещества, кристаллические и аморфные тела, насыщенный и ненасыщенный пар, влажность
воздуха, температура, внутренняя энергия, тепловой двигатель, элементарный электрический заряд,
электрическое поле, проводники и диэлектрики, постоянный электрический ток, магнитное поле;
различать явления (тепловое расширение и сжатие, теплопередача, тепловое равновесие, смачивание,
капиллярные явления, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация (отвердевание), кипение,
теплопередача (теплопроводность, конвекция, излучение), электризация тел, взаимодействие зарядов,
действия электрического тока, короткое замыкание, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля
на проводник с током, электромагнитная индукция) по описанию их характерных свойств и на основе
опытов, демонстрирующих данное физическое явление;
распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире, в том числе физические
явления в природе: поверхностное натяжение и капиллярные явления в природе, кристаллы в природе,
излучение Солнца, замерзание водоёмов, морские бризы, образование росы, тумана, инея, снега,
электрические явления в атмосфере, электричество живых организмов, магнитное поле Земли, дрейф
полюсов, роль магнитного поля для жизни на Земле, полярное сияние, при этом переводить практическую
задачу в учебную, выделять существенные свойства (признаки) физических явлений;
описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические величины (температура,
внутренняя энергия, количество теплоты, удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота плавления,
удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия
тепловой машины, относительная влажность воздуха, электрический заряд, сила тока, электрическое
напряжение, сопротивление проводника, удельное сопротивление вещества, работа и мощность
электрического тока), при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин,
обозначения и единицы физических величин, находить формулы, связывающие данную физическую
величину с другими величинами, строить графики изученных зависимостей физических величин;
характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя основные положения
молекулярно-кинетической теории строения вещества, принцип суперпозиции полей (на качественном
уровне), закон сохранения заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля–Ленца, закон сохранения
энергии, при этом давать словесную формулировку закона и записывать его математическое выражение;
объяснять физические процессы и свойства тел, в том числе и в контексте ситуаций
практикоориентированного характера: выявлять причинноследственные связи, строить объяснение из 1–2
логических шагов с опорой на 1–2 изученных свойства физических явлений, физических законов или
закономерностей;
решать расчётные задачи в 2–3 действия, используя законы и формулы, связывающие физические
величины: на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выявлять недостаток данных для
решения задачи, выбирать законы и формулы, необходимые для её решения, проводить расчёты и
сравнивать полученное значение физической величины с известными данными;
распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов, используя описание
исследования, выделять проверяемое предположение, оценивать правильность порядка проведения
исследования, делать выводы;
проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических свойств тел (капиллярные явления,
зависимость давления воздуха от его объёма, температуры, скорости процесса остывания и нагревания при
излучении от цвета излучающей (поглощающей) поверхности, скорость испарения воды от температуры
жидкости и площади её поверхности, электризация тел и взаимодействие электрических зарядов,
взаимодействие постоянных магнитов, визуализация магнитных полей постоянных магнитов, действия
магнитного поля на проводник с током, свойства электромагнита, свойства электродвигателя постоянного
тока): формулировать проверяемые предположения, собирать установку из предложенного оборудования,
описывать ход опыта и формулировать выводы;
выполнять прямые измерения температуры, относительной влажности воздуха, силы тока, напряжения с
использованием аналоговых приборов и датчиков физических величин, сравнивать результаты измерений
с учётом заданной абсолютной погрешности;
проводить исследование зависимости одной физической величины от другой с использованием прямых
измерений (зависимость сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и
удельного сопротивления вещества проводника, силы тока, идущего через проводник, от напряжения на
проводнике, исследование последовательного и параллельного соединений проводников): планировать
исследование, собирать установку и выполнять измерения, следуя предложенному плану, фиксировать
результаты полученной зависимости в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам
исследования;
проводить косвенные измерения физических величин (удельная теплоёмкость вещества, сопротивление
проводника, работа и мощность электрического тока): планировать измерения, собирать
экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, и вычислять значение величины;
соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием;
характеризовать принципы действия изученных приборов и технических устройств с опорой на их
описания (в том числе: система отопления домов, гигрометр, паровая турбина, амперметр, вольтметр,
счётчик электрической энергии, электроосветительные приборы, нагревательные электроприборы
(примеры), электрические предохранители, электромагнит, электродвигатель постоянного тока), используя
знания о свойствах физических явлений и необходимые физические закономерности;
распознавать простые технические устройства и измерительные приборы по схемам и схематичным
рисункам (жидкостный термометр, термос, психрометр, гигрометр, двигатель внутреннего сгорания,
электроскоп, реостат), составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным
соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей;
приводить примеры (находить информацию о примерах) практического использования физических знаний
в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими
устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
осуществлять поиск информации физического содержания в Интернете, на основе имеющихся знаний и
путём сравнения дополнительных источников выделять информацию, которая является противоречивой
или может быть недостоверной;
использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу физического содержания,
справочные материалы, ресурсы сети Интернет, владеть приёмами конспектирования текста,
преобразования информации из одной знаковой системы в другую;
создавать собственные письменные и краткие устные сообщения, обобщая информацию из нескольких
источников физического содержания, в том числе публично представлять результаты проектной или
исследовательской деятельности, при этом грамотно использовать изученный понятийный аппарат курса
физики, сопровождать выступление презентацией;
при выполнении учебных проектов и исследований физических процессов распределять обязанности в
группе в соответствии с поставленными задачами, следить за выполнением плана действий и
корректировать его, адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы, выстраивать
коммуникативное взаимодействие, проявляя готовность разрешать конфликты.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
0
0
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 1. Тепловые явления
1.1
Строение и свойства вещества
7
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4181ce
1.2
Тепловые процессы
Итого по разделу
21
1
5
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4181ce
28
Раздел 2. Электрические и магнитные явления
2.1
Электрические заряды. Заряженные тела
и их взаимодействие
7
0
1
2.2
Постоянный электрический ток
20
2
7
2.3
Магнитные явления
6
1
1.5
2.4
Электромагнитная индукция
4
0
0
4
14.5
Итого по разделу
37
Резервное время
3
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
68
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4181ce
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4181ce
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4181ce
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4181ce
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
1
Основные положения
молекулярно-кинетической теории
и их опытные подтверждения
1
0
0
2
Масса и размер атомов и молекул
1
0
0
3
Модели твёрдого, жидкого и
газообразного состояний вещества
1
0
0
4
Объяснение свойств твёрдого,
жидкого и газообразного
состояний вещества на основе
положений молекулярнокинетической теории
1
0
0
5
Кристаллические и аморфные тела
1
0
0
6
Смачивание и капиллярность.
Поверхностное натяжение
1
0
0
7
Тепловое расширение и сжатие
1
0
0
8
Температура. Связь температуры
со скоростью теплового движения
частиц
1
0
0
9
Внутренняя энергия. Способы
1
0
0
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a5256
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a540e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a5800
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a5530
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a5a26
Библиотека ЦОК
изменения внутренней энергии
https://m.edsoo.ru/ff0a5c60
10
Виды теплопередачи
1
0
0
11
Урок-конференция "Практическое
использование тепловых свойств
веществ и материалов в целях
энергосбережения"
1
0
1
12
Количество теплоты. Удельная
теплоемкость
1
0
0
13
Уравнение теплового баланса.
Теплообмен и тепловое равновесие
1
0
0
14
Лабораторная работа
"Исследование явления
теплообмена при смешивании
холодной и горячей воды"
1
0
1
15
Расчет количества теплоты,
необходимого для нагревания тела
и выделяемого им при охлаждении
1
0
0
16
Лабораторная работа
"Определение удельной
теплоемкости вещества"
1
0
1
17
Энергия топлива. Удельная
теплота сгорания
1
0
0
18
Плавление и отвердевание
кристаллических тел. Удельная
теплота плавления
1
0
0
19
Лабораторная работа
"Определение удельной теплоты
1
0
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a6412
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a65c0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a6976
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a7088
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a6a98
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a6bb0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a7b5a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a71d2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a72fe
плавления льда"
20
Парообразование и конденсация.
Испарение
1
0
0
21
Кипение. Удельная теплота
парообразования и конденсации.
Зависимость температуры кипения
от атмосферного давления
1
0
0
22
Влажность воздуха. Лабораторная
работа "Определение
относительной влажности воздуха"
1
0
1
23
Решение задач на определение
влажности воздуха
1
0
0
24
Принципы работы тепловых
двигателей̆. Паровая турбина.
Двигатель внутреннего сгорания
1
0
0
25
КПД теплового двигателя.
Тепловые двигатели и защита
окружающей̆ среды
1
0
0
26
Закон сохранения и превращения
энергии в тепловых процессах
1
0
0
27
Подготовка к контрольной работе
по теме "Тепловые явления.
Изменение агрегатных состояний
вещества"
1
0
0
28
Контрольная работа по теме
"Тепловые явления. Изменение
агрегатных состояний вещества"
1
1
0
29
Электризация тел. Два рода
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a740c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a786c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a7628
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a7c7c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a83f2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a86ae
электрических зарядов
30
Урок-исследование "Электризация
тел индукцией и при
соприкосновении"
1
0
1
31
Взаимодействие заряженных тел.
Закон Кулона
1
0
0
32
Электрическое поле.
Напряженность электрического
поля. Принцип суперпозиции
электрических полей
1
0
0
33
Носители электрических зарядов.
Элементарный заряд. Строение
атома
1
0
0
34
Проводники и диэлектрики. Закон
сохранения электрического заряда
1
0
0
35
Решение задач на применение
свойств электрических зарядов
1
0
0
36
Электрический ток, условия его
существования. Источники
электрического тока
1
0
0
37
Действия электрического тока
1
0
0
38
Урок-исследование "Действие
электрического поля на
проводники и диэлектрики"
1
0
1
39
Электрический ток в металлах,
жидкостях и газах
1
0
0
40
Электрическая цепь и её составные
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a87e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a8a0a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a8ef6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a90cc
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a95a4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a96b2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a9838
части
41
Сила тока. Лабораторная работа
"Измерение и регулирование силы
тока"
1
0
0.5
42
Электрическое напряжение.
Вольтметр. Лабораторная работа
"Измерение и регулирование
напряжения"
1
0
0.5
43
Сопротивление проводника.
Удельное сопротивление вещества
1
0
0
44
Лабораторная работа "Зависимость
электрического сопротивления
проводника от его длины, площади
поперечного сечения и материала"
1
0
1
45
Зависимость силы тока от
напряжения. Закон Ома для
участка цепи
1
0
0
46
Лабораторная работа
"Исследование зависимости силы
тока, идущего через резистор, от
сопротивления резистора и
напряжения на резисторе"
1
0
1
47
Последовательное и параллельное
соединения проводников
1
0
0
48
Лабораторная работа "Проверка
правила сложения напряжений при
0последовательном соединении
двух резисторов"
1
0
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a8bd6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a9e14
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0aa738
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0aa738
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0aa44a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0aa04e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0aaa58
49
Лабораторная работа "Проверка
правила для силы тока при
параллельном соединении
резисторов"
1
0
1
50
Решение задач на применение
закона Ома для различного
соединения проводников
1
0
0
51
Работа и мощность электрического
тока. Закон Джоуля-Ленца
1
0
0
52
Лабораторная работа
"Определение работы и мощности
электрического тока"
1
0
1
53
Электрические цепи и потребители
электрической энергии в быту.
Короткое замыкание
1
0
0
54
Постоянные магниты, их
взаимодействие
1
0
0
55
Урок-исследование "Изучение
полей постоянных магнитов"
1
0
1
56
Магнитное поле. Магнитное поле
Земли и его значение для жизни на
Земле
1
0
0
57
Подготовка к контрольной работе
по теме "Электрические заряды.
0Заряженные тела и их
в0заимодействия. Постоянный
ектрический ток"
1
0
58
Контрольная работа по теме
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0aad1e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0aaf8a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0ab124
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0ab3e0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0ab660
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0ac3d0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0ac0ba
Б0иблиотека ЦОК
0https://m.edsoo.ru/ff0abd2c
0
Библиотека ЦОК
"Электрические заряды.
Заряженные тела и их
взаимодействия. Постоянный
электрический ток" /
Всероссийская проверочная работа
https://m.edsoo.ru/ff0abea8
59
Резервный урок. Работа с текстами
по теме "Постоянный
электрический ток" /
Всероссийская проверочная работа
1
1
0
60
Опыт Эрстеда. Магнитное поле
электрического тока Магнитное
поле катушки с током
1
0
0
61
Применение электромагнитов в
технике. Лабораторная работа
"Изучение действия магнитного
поля на проводник с током"
1
0
0.5
62
Электродвигатель постоянного
тока. Использование
электродвигателей̆ в технических
устройствах и на транспорте.
Лабораторная работа
"Конструирование и изучение
работы электродвигателя"
1
0
0
63
Опыты Фарадея. Закон
электромагнитной индукции.
Правило Ленца
1
0
0
64
Э0лектрогенератор. Способы
плучения электрической̆ энергии.
Электростанции на
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0acdc6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0ac1d2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0ac74a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0ac86c
возобновляемых источниках
энергии
65
Подготовка к контрольной работе
по теме "Электрические и
магнитные явления"
1
0
0
66
Контрольная работа по теме
"Электрические и магнитные
явления"
1
1
0
67
Резервный урок. Работа с текстами
по теме "Тепловые явления"
1
0
0
68
Резервный урок. Работа с текстами
по теме "Магнитные явления"
1
0
0
68
4
14.5
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0acb14
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0acc5e
ПРОВЕРЯЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
8 КЛАСС
Код
проверяемого
результата
1.1
1.2
Проверяемые предметные результаты освоения основной
образовательной программы основного общего образования
использовать понятия
различать явления по описанию их характерных свойств и на
основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление
распознавать проявление изученных физических явлений в
1.3
окружающем мире, в том числе физические явления в природе,
при этом переводить практическую задачу в учебную, выделять
существенные свойства (признаки) физических явлений
описывать изученные свойства тел и физические явления,
используя физические величины, при описании правильно
трактовать
1.4
физический
смысл
используемых
величин,
обозначения и единицы физических величин, находить формулы,
связывающие
данную
физическую
величинами,
строить
графики
величину
изученных
с
другими
зависимостей
физических величин
характеризовать свойства тел, физические явления и процессы,
1.5
используя изученные законы, при этом давать словесную
формулировку
закона
и
записывать
его
математическое
выражение
объяснять физические процессы и свойства тел, в том числе и в
контексте
1.6
ситуаций
практико-ориентированного
характера:
выявлять причинно-следственные связи, строить объяснение из 1
– 2 логических шагов с помощью 1 – 2 изученных свойства
физических явлений, физических закона или закономерности
1.7
решать расчётные задачи в 2 – 3 действия, используя законы и
формулы, связывающие физические величины: на основе анализа
условия задачи записывать краткое условие, выявлять недостаток
данных для решения задачи, выбирать законы и формулы,
необходимые для её решения, проводить расчёты и сравнивать
полученное значение физической величины с известными
данными
распознавать проблемы, которые можно решить при помощи
1.8
физических методов, используя описание исследования, выделять
проверяемое предположение, оценивать правильность порядка
проведения исследования, делать выводы
проводить опыты по наблюдению физических явлений или
1.9
физических
свойств
предположения,
тел:
собирать
формулировать
установку
проверяемые
из
предложенного
оборудования, описывать ход опыта и формулировать выводы
выполнять прямые измерения с использованием аналоговых
1.10
приборов и датчиков физических величин, сравнивать результаты
измерений с учётом заданной абсолютной погрешности
проводить
исследование
зависимости
одной
физической
величины от другой с использованием прямых измерений:
1.11
планировать исследование, собирать установку и выполнять
измерения,
следуя
предложенному
плану,
фиксировать
результаты полученной зависимости в виде таблиц и графиков,
делать выводы по результатам исследования
проводить
1.12
косвенные
измерения
физических
величин:
планировать измерения, собирать экспериментальную установку,
следуя
предложенной
инструкции,
и
вычислять
значение
величины
1.13
соблюдать
правила
техники
безопасности
при
работе
с
лабораторным оборудованием
характеризовать принципы действия изученных приборов и
1.14
технических устройств с опорой на их описания, используя
знания о свойствах физических явлений и необходимые
физические закономерности
распознавать простые технические устройства и измерительные
1.15
приборы по схемам и схематичным рисункам, составлять схемы
электрических цепей с последовательным и параллельным
соединением
элементов,
различая
условные
обозначения
элементов электрических цепей
приводить
примеры
(находить
информацию
о
примерах)
практического использования физических знаний в повседневной
1.16
жизни
для
обеспечения
безопасности
при
обращении
с
приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и
соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде
осуществлять поиск информации физического содержания в сети
1.17
Интернет, на основе имеющихся знаний и путём сравнения
дополнительных источников выделять информацию, которая
является противоречивой или может быть недостоверной
использовать
при
выполнении
учебных
заданий
научно-
популярную литературу физического содержания, справочные
1.18
материалы,
ресурсы
сети
Интернет;
владеть
приёмами
конспектирования текста, преобразования информации из одной
знаковой системы в другую
создавать собственные письменные и краткие устные сообщения,
обобщая информацию из нескольких источников физического
1.19
содержания, в том числе публично представлять результаты
проектной или исследовательской деятельности, при этом
грамотно использовать изученный понятийный аппарат курса
физики, сопровождать выступление презентацией
при выполнении учебных проектов и исследований физических
процессов распределять обязанности в группе в соответствии с
поставленными
1.20
действий
и
собственный
задачами,
следить
корректировать
вклад
коммуникативное
в
его,
деятельность
взаимодействие,
разрешать конфликты
ПРОВЕРЯЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ
8 КЛАСС
за
выполнением
адекватно
плана
оценивать
группы,
выстраивать
проявляя
готовность
Код
раздела
Код
элемента
Проверяемые элементы содержания
ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ
Основные
6.1
теории
положения
строения
молекул.
молекулярно-кинетической
вещества.
Опыты,
Масса
и
подтверждающие
размеры
основные
положения молекулярнокинетической теории
Модели
6.2
твёрдого,
жидкого
и
газообразного
состояний вещества. Кристаллические и аморфные
тела
Объяснение свойств газов, жидкостей и твёрдых тел
6.3
на основе положений молекулярнокинетической
теории
6
6.4
Смачивание и капиллярные явления
6.5
Тепловое расширение и сжатие
6.6
6.7
6.8
6.9
6.10
6.11
Температура. Связь температуры со скоростью
теплового движения частиц
Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней
энергии: теплопередача и совершение работы
Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция,
излучение
Количество
теплоты.
теплоёмкость
вещества
Теплообмен и тепловое равновесие. Уравнение
теплового баланса
Плавление и отвердевание кристаллических веществ.
Удельная теплота плавления
Парообразование
6.12
Удельная
Кипение.
и
Удельная
конденсация.
теплота
Испарение.
парообразования.
Зависимость температуры кипения от атмосферного
давления
6.13
Влажность воздуха
6.14
Энергия топлива. Удельная теплота сгорания
Принципы
6.15
работы
тепловых
двигателей
КПД
теплового двигателя. Тепловые двигатели и защита
окружающей среды
6.16
Закон сохранения и превращения энергии в тепловых
процессах
Практические работы:
Опыты
по
обнаружению
действия
сил
молекулярного притяжения.
Опыты по выращиванию кристаллов поваренной
соли или сахара.
Опыты по наблюдению теплового расширения газов,
жидкостей и твёрдых тел.
Определение давления воздуха в баллоне шприца.
Опыты, демонстрирующие зависимость давления
воздуха от его объёма и нагревания или охлаждения.
Проверка гипотезы линейной зависимости длины
6.17
столбика жидкости в термометрической трубке от
температуры.
Наблюдение изменения внутренней энергии тела в
результате теплопередачи и работы внешних сил.
Исследование явления теплообмена при смешивании
холодной и горячей воды.
Определение
количества
теплоты,
полученного
водой при теплообмене с нагретым металлическим
цилиндром.
Определение удельной теплоёмкости вещества.
Исследование процесса испарения.
Определение относительной влажности воздуха.
Определение удельной теплоты плавления льда.
6.18
Физические явления в природе: поверхностное
натяжение и капиллярные явления в природе,
кристаллы в природе, излучение Солнца, замерзание
водоёмов, морские бризы; образование росы, тумана,
инея, снега.
Технические
устройства:
капилляры,
примеры
использования кристаллов, жидкостный термометр,
6.19
датчик температуры, термос, система отопления
домов, гигрометры, психрометр, паровая турбина,
двигатель внутреннего сгорания.
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ И МАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ
7.1
Электризация тел. Два рода электрических зарядов
Взаимодействие
7.2
заряженных
тел.
Закон
Кулона
(зависимость силы взаимодействия заряженных тел от
величины зарядов и расстояния между телами)
Электрическое поле. Напряжённость электрического
7.3
поля. Принцип суперпозиции электрических полей
(на качественном уровне)
Носители электрических зарядов. Элементарный
7.4
электрический заряд. Строение атома. Проводники и
диэлектрики
7.5
7
7.6
Закон сохранения электрического заряда
Электрический
Условия
существования
электрического тока. Источники постоянного тока
Действия
7.7
ток.
химическое,
электрического
магнитное).
тока
(тепловое,
Электрический
ток
в
жидкостях и газах
7.8
7.9
7.10
7.11
Электрическая цепь. Сила тока. Электрическое
напряжение
Сопротивление
проводника.
Удельное
сопротивление вещества
Закон Ома для участка цепи
Последовательное
проводников
и
параллельное
соединение
7.12
7.13
7.14
7.15
7.16
Работа и мощность электрического тока. Закон
Джоуля – Ленца
Электрические цепи и потребители электрической
энергии в быту. Короткое замыкание
Постоянные магниты. Взаимодействие постоянных
магнитов
Магнитное поле. Магнитное поле Земли и его
значение для жизни на Земле
Опыт Эрстеда. Магнитное поле электрического тока.
Применение электромагнитов в технике
Действие магнитного поля на проводник с током.
7.17
Электродвигатель постоянного тока. Использование
электродвигателей в технических устройствах и на
транспорте
7.18
Опыты
Фарадея.
Явление
индукции. Правило Ленца
Электрогенератор.
7.19
электромагнитной
электрической
Способы
энергии.
получения
Электростанции
на
возобновляемых источниках энергии
Практические работы:
Опыты по наблюдению электризации тел индукцией
и при соприкосновении.
Исследование действия электрического поля на
проводники и диэлектрики.
Сборка и проверка работы электрической цепи
7.20
постоянного тока.
Измерение и регулирование силы тока.
Измерение и регулирование напряжения.
Исследование зависимости силы тока, идущего через
резистор, от сопротивления резистора и напряжения
на резисторе.
Опыты,
демонстрирующие
зависимость
электрического сопротивления проводника от его
длины, площади поперечного сечения и материала.
Проверка
правила
последовательном
сложения
напряжений
соединении
двух
при
резисторов.
Проверка правила для силы тока при параллельном
соединении
резисторов.
электрического
Определение
тока,
Определение
идущего
мощности
через
работы
резистор.
электрического
тока,
выделяемой на резисторе. Исследование зависимости
силы тока, идущего через лампочку, от напряжения
на ней. Определение КПД нагревателя. Исследование
магнитного взаимодействия постоянных магнитов.
Изучение магнитного поля постоянных магнитов при
их
объединении
и
разделении.
Исследование
действия электрического тока на магнитную стрелку.
Опыты,
демонстрирующие
зависимость
силы
взаимодействия катушки с током и магнита от силы
тока и направления тока в катушке. Изучение
действия магнитного поля на проводник с током.
Конструирование
и
изучение
электродвигателя.
электродвигательной
работы
Измерение
установки.
КПД
Опыты
по
исследованию явления электромагнитной индукции:
исследование изменений значения и направления
индукционного тока
Физические
явления
7.21
в
явления
в
атмосфере,
природе:
электрические
электричество
живых
организмов, магнитное поле Земли, дрейф полюсов,
роль магнитного поля для жизни на Земле, полярное
сияние
Технические устройства: электроскоп, амперметр,
7.22
вольтметр, реостат, счётчик электрической энергии,
электроосветительные
приборы,
нагревательные
электроприборы
(примеры),
электрические
предохранители, электромагнит, электродвигатель
постоянного тока, генератор постоянного тока
ПРОВЕРЯЕМЫЕ НА ОГЭ ПО ФИЗИКЕ ТРЕБОВАНИЯ К
РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Код
проверяемого
требования
Проверяемые требования к предметным результатам
базового уровня освоения основной образовательной
программы основного общего образования на основе ФГОС
Понимание роли физики в научной картине мира;
сформированность базовых представлений о закономерной связи
и познаваемости явлений природы, о роли эксперимента в
физике,
1
о
системообразующей
роли
физики
в
развитии
естественных наук, техники и технологий, об эволюции
физических знаний и их роли в целостной естественнонаучной
картине мира, о вкладе российских и зарубежных учёныхфизиков в развитие науки, объяснение процессов окружающего
мира, развитие техники и технологий
Знания о видах материи (вещество и поле), о движении как
способе существования материи, об атомно-молекулярной теории
строения вещества, о физической сущности явлений природы
(механических, тепловых, электромагнитных и квантовых);
2
умение различать явления по описанию их характерных свойств и
на
основе
опытов,
демонстрирующих
данное
физическое
явление; умение распознавать проявление изученных физических
явлений в окружающем мире, выделяя их существенные свойства
(признаки)
Владение основами понятийного аппарата и символического
3
языка физики и использование их для решения учебных задач;
умение характеризовать свойства тел, физические явления и
процессы, используя фундаментальные и эмпирические законы
4
Умение описывать изученные свойства тел и физические
явления, используя физические величины
Владение основами методов научного познания с учётом
5
соблюдения правил безопасного труда: наблюдение физических
явлений:
умение самостоятельно собирать экспериментальную установку
из данного набора оборудования по инструкции, описывать ход
опыта и записывать его результаты, формулировать выводы;
проведение прямых и косвенных измерений физических величин:
умение
планировать
экспериментальную
измерения,
установку
самостоятельно
по
собирать
инструкции,
вычислять
значение величины и анализировать полученные результаты с
учётом заданной погрешности результатов измерений;
проведение
несложных
самостоятельно
проводить
экспериментальных
собирать
исследование
исследований;
экспериментальную
по
инструкции,
установку
и
представлять
полученные зависимости физических величин в виде таблиц и
графиков, учитывать погрешности, делать выводы по результатам
исследования
Понимание
характерных
свойств
физических
моделей
(материальная точка, абсолютно твёрдое тело, модели строения
6
газов, жидкостей и твёрдых тел, планетарная модель атома,
нуклонная модель атомного ядра) и умение применять их для
объяснения физических процессов
Умение объяснять физические процессы и свойства тел, в том
числе и в контексте ситуаций практико-ориентированного
7
характера, в частности, выявлять причинно-следственные связи и
строить объяснение с опорой на изученные свойства физических
явлений, физические законы, закономерности и модели
Умение решать расчётные задачи (на базе 2 – 3 уравнений),
используя
законы
и
формулы,
связывающие
физические
величины, в частности, записывать краткое условие задачи,
8
выявлять недостающие данные, выбирать законы и формулы,
необходимые для её решения, использовать справочные данные,
проводить расчёты и оценивать реалистичность полученного
значения физической величины; умение определять размерность
физической величины, полученной при решении задачи
Умение
9
характеризовать
принципы
действия
технических
устройств, в том числе бытовых приборов, и промышленных
технологических процессов по их описанию, используя знания о
свойствах физических явлений и необходимые физические
закономерности
Умение
использовать
повседневной
обращении
10
жизни
с
устройствами,
знания
о
физических
для
обеспечения
бытовыми
приборами
сохранения
здоровья
и
явлениях
безопасности
и
в
при
техническими
соблюдения
норм
экологического поведения в окружающей среде; понимание
необходимости применения достижений физики и технологий
для рационального природопользования
Опыт поиска, преобразования и представления информации
физического содержания с использованием информационнокоммуникативных технологий; умение оценивать достоверность
полученной информации на основе имеющихся знаний и
дополнительных
11
источников;
умение
использовать
при
выполнении учебных заданий научно-популярную литературу
физического содержания, справочные материалы, ресурсы сети
Интернет;
владение
базовыми
навыками
преобразования
информации из одной знаковой системы в другую; умение
создавать собственные письменные и устные сообщения на
основе информации из нескольких источников
ПЕРЕЧЕНЬ ЭЛЕМЕНТОВ СОДЕРЖАНИЯ, ПРОВЕРЯЕМЫХ НА ОГЭ
ПО ФИЗИКЕ
Код
1
1.1
Проверяемый элемент содержания
МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
Механическое
движение.
Материальная
точка.
Система
отсчёта.
Относительность движения
Равномерное и неравномерное движение. Средняя скорость. Формула для
1.2
вычисления средней скорости: v = S/t
Равномерное прямолинейное движение. Зависимость координаты тела от
времени в случае равномерного прямолинейного движения:
1.3
Графики зависимости от времени для проекции скорости, проекции
перемещения, пути,
координаты
при
равномерном
прямолинейном
движении
Зависимость координаты тела от времени в случае равноускоренного
прямолинейного движения:
Формулы для проекции перемещения, проекции скорости и проекции
ускорения при равноускоренном прямолинейном движении:
1.4
Графики зависимости от времени для проекции ускорения, проекции
скорости, проекции перемещения, координаты при равноускоренном
прямолинейном движении
Свободное падение. Формулы, описывающие свободное падение тела по
1.5
вертикали (движение тела вниз или вверх относительно поверхности
Земли). Графики зависимости от времени для проекции ускорения,
проекции скорости и координаты при свободном падении тела по
вертикали
Скорость равномерного движения тела по окружности. Направление
скорости.
Формула для вычисления скорости через радиус окружности и период
обращения:
Центростремительное
1.6
ускорение.
Направление
центростремительного
ускорения. Формула для вычисления ускорения:
Формула, связывающая период и частоту обращения:
Масса. Плотность вещества. Формула для вычисления плотности:
1.7
1.8
Сила – векторная физическая величина. Сложение сил
1.9
Явление инерции. Первый закон Ньютона
Второй закон Ньютона:
1.10
Сонаправленность вектора ускорения тела и вектора силы, действующей на
тело
Взаимодействие тел. Третий закон Ньютона:
1.11
1.12
Трение покоя и трение скольжения. Формула для вычисления модуля силы
трения скольжения:
Деформация тела. Упругие и неупругие деформации. Закон упругой
деформации (закон Гука):
1.13
Всемирное тяготение. Закон всемирного тяготения:
1.14
Сила тяжести. Ускорение свободного падения.
Формула для вычисления силы тяжести вблизи поверхности Земли: F = mg.
Движение планет вокруг Солнца. Первая космическая скорость.
Невесомость и перегрузки
Импульс тела – векторная физическая величина.
1.15
Импульс системы тел. Изменение импульса. Импульс силы
Закон сохранения импульса для замкнутой системы тел:
1.16
Реактивное движение
Механическая работа. Формула для вычисления работы силы:
Механическая мощность:
1.17
Кинетическая и потенциальная энергия. Формула для вычисления
кинетической энергии:
1.18
Теорема о кинетической энергии. Формула для вычисления потенциальной
энергии тела, поднятого
над Землёй:
Механическая энергия:
1.19
Закон сохранения механической энергии. Формула для закона сохранения
механической энергии в отсутствие сил трения: E = const.
Превращение механической энергии при наличии силы трения.
Простые механизмы. «Золотое правило» механики.
Рычаг. Момент силы: M - Fl.
Условие равновесия рычага:
1.20
Подвижный и неподвижный блоки. КПД простых механизмов,
Давление твёрдого тела.
Формула для вычисления давления твёрдого тела:
1.21
Давление газа. Атмосферное давление.
Гидростатическое давление внутри жидкости.
Формула для вычисления давления внутри жидкости:
1.22
Закон Паскаля. Гидравлический пресс
Закон Архимеда. Формула для определения выталкивающей силы,
действующей на тело, погружённое в жидкость или газ:
1.23
Условие плавания тела. Плавание судов и воздухоплавание
Механические колебания. Амплитуда, период и частота колебаний.
1.24
1.25
1.26
Формула, связывающая частоту и период колебаний:
Математический и пружинный маятники. Превращение энергии при
колебательном движении
Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс
Механические волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны и
1.27
1.28
скорость распространения волны:
Звук. Громкость и высота звука. Отражение звуковой волны на границе
двух сред. Инфразвук и ультразвук
Практические работы
Измерение средней плотности вещества; архимедовой силы; жёсткости
пружины; коэффициента трения скольжения; работы силы трения, силы
упругости; средней скорости движения бруска по наклонной плоскости;
ускорения бруска при движении по наклонной плоскости; частоты и
периода колебаний математического маятника; частоты и периода
колебаний пружинного маятника; момента силы, действующего на рычаг;
работы силы упругости при подъёме груза с помощью неподвижного
блока; работы силы упругости при подъёме груза с помощью подвижного
1.29
блока.
Исследование зависимости архимедовой силы от объёма погружённой
части тела и от плотности жидкости; независимости выталкивающей силы
от массы тела; силы трения скольжения от силы нормального давления и от
рода поверхности; силы упругости, возникающей в пружине, от степени
деформации пружины; ускорения бруска от угла наклона направляющей;
периода (частоты) колебаний нитяного маятника от длины нити; периода
колебаний пружинного маятника от массы груза и жёсткости пружины;
исследование независимости периода колебаний нитяного маятника от
массы груза. Проверка условия равновесия рычага
Физические явления в природе: примеры движения с различными
1.30
скоростями в живой и неживой природе, действие силы трения в природе и
технике, приливы и отливы, движение планет Солнечной системы,
реактивное движение живых организмов, рычаги в теле человека, влияние
атмосферного давления на живой организм, плавание рыб, восприятие
звуков животными, землетрясение, сейсмические волны, цунами, эхо
Технические устройства: спидометр, датчики положения, расстояния и
ускорения, динамометр, подшипники, ракеты, рычаг, подвижный и
1.31
неподвижный блоки, наклонная плоскость, простые механизмы в быту,
сообщающиеся сосуды, устройство водопровода, гидравлический пресс,
манометр, барометр, высотомер, поршневой насос, ареометр, эхолот,
использование ультразвука в быту и технике
2
ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ
Основные
2.1
положения
молекулярно-кинетической
теории
строения
вещества. Модели твёрдого, жидкого и газообразного состояний вещества.
Кристаллические и аморфные тела
2.2
Движение
частиц
вещества.
Связь
Смачивание и капиллярные явления
2.4
Тепловое расширение и сжатие
2.5
Тепловое равновесие
2.7
движения
частиц
с
температурой. Броуновское движение, диффузия
2.3
2.6
скорости
Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения
внутренней энергии
Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение
Нагревание
и
охлаждение
тел.
Количество
теплоты.
Удельная
теплоёмкость:
2.8
Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Уравнение теплового
баланса:
2.9
Испарение и конденсация. Изменение внутренней энергии в процессе
2.10
испарения
и
конденсации.
парообразования: L = Q/m
Кипение
жидкости.
Удельная
теплота
2.11
Влажность воздуха
Плавление и кристаллизация. Изменение внутренней энергии при
плавлении и кристаллизации. Удельная теплота плавления:
2.12
Внутренняя энергия сгорания топлива. Удельная теплота сгорания топлива:
2.13
q = Q/m
2.14
Принципы работы тепловых двигателей. КПД теплового двигателя
Практические работы
Измерение удельной теплоёмкости металлического цилиндра; количества
теплоты, полученного водой комнатной температуры фиксированной
массы, в которую опущен нагретый цилиндр; количества теплоты,
2.15
отданного нагретым цилиндром, после опускания его в воду комнатной
температуры; относительной влажности воздуха; удельной теплоты
плавления
льда.
Исследование
изменения
температуры
воды
при
различных условиях; явления теплообмена при смешивании холодной и
горячей воды; процесса испарения
Физические явления в природе: поверхностное натяжение и капиллярные
2.16
явления в природе, кристаллы в природе, излучение Солнца, замерзание
водоёмов, морские бризы; образование росы, тумана, инея, снега
Технические устройства: капилляры, примеры использования кристаллов,
2.17
жидкостный термометр, датчик температуры, термос, система отопления
домов, гигрометры, психрометр, паровая турбина, двигатель внутреннего
сгорания
3
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ
3.1
Электризация тел. Два вида электрических зарядов
3.2
Взаимодействие заряженных тел. Закон Кулона
3.3
Закон сохранения электрического заряда
3.4
3.5
Электрическое поле. Напряжённость электрического поля. Принцип
суперпозиции электрических полей (на качественном уровне)
Носители электрических зарядов. Действие электрического поля на
электрические заряды. Проводники и диэлектрики
Постоянный электрический ток. Действия электрического тока. Сила тока.
Напряжение.
3.6
I = q/t , U = A/q
Электрическое сопротивление. Удельное электрическое сопротивление:
3.7
3.8
R = pl/S
Закон Ома для участка электрической цепи: I = U/R
Последовательное соединение проводников:
3.9
Параллельное соединение проводников равного сопротивления:
Смешанные соединения проводников
3.10
Работа и мощность электрического тока. A = UIt, P = UI
Закон Джоуля – Ленца:
3.11
3.12
3.13
Опыт Эрстеда. Магнитное поле прямого проводника с током. Линии
магнитной индукции
Магнитное поле постоянного магнита. Взаимодействие постоянных
магнитов
3.14
Действие магнитного поля на проводник с током
3.15
Опыты Фарадея. Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца
Практические работы
Измерение
3.16
электрического
сопротивления
резистора;
мощности
электрического тока; работы электрического тока.
Исследование зависимости силы тока, возникающего в проводнике
(резисторы, лампочка), от напряжения на концах проводника; зависимости
сопротивления от длины проводника, площади его поперечного сечения и
удельного сопротивления.
Проверка правила для электрического напряжения при последовательном
соединении проводников; правила для силы электрического тока при
параллельном соединении проводников (резисторы и лампочка)
Физические явления в природе: электрические явления в атмосфере,
3.17
электричество живых организмов, магнитное поле Земли, дрейф полюсов,
роль магнитного поля для жизни на Земле, полярное сияние
Технические устройства: электроскоп, амперметр, вольтметр, реостат,
счётчик
3.18
электрической
нагревательные
энергии,
электроприборы
электроосветительные
(примеры),
приборы,
электрические
предохранители, электромагнит, электродвигатель постоянного тока,
генератор постоянного тока
3.19
Электромагнитные волны. Шкала электромагнитных волн
3.20
Лучевая модель света. Прямолинейное распространение света
3.21
Закон отражения света. Плоское зеркало
3.22
Преломление света. Закон преломления света
3.23
Дисперсия света
3.24
3.25
Линза. Ход лучей в линзе. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила
линзы: D = 1/F
Глаз как оптическая система. Оптические приборы
Практические работы
###Par###Измерение оптической силы собирающей линзы; фокусного
расстояния собирающей линзы (по свойству равенства размеров предмета
и изображения, когда предмет расположен в двойном фокусе), показателя
3.26
преломления стекла.
###Par###Исследование свойства изображения, полученного с помощью
собирающей линзы; изменения фокусного расстояния двух сложенных
линз; зависимости угла преломления светового луча от угла падения на
границе «воздух – стекло»
3.27
3.28
4
Физические явления в природе: затмения Солнца и Луны, цвета тел,
оптические явления в атмосфере (цвет неба, рефракция, радуга, мираж)
Технические устройства: очки, перископ, фотоаппарат, оптические
световоды
КВАНТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ
4.1
Радиоактивность. Альфа-, бета-, гамма-излучения. Реакции альфа-и бетараспада
4.2
Опыты Резерфорда по рассеянию альфа-частиц. Планетарная модель атома
4.3
Состав атомного ядра. Изотопы
4.4
Период полураспада атомных ядер
4.5
Ядерные реакции. Законы сохранения зарядового и массового чисел
Физические явления в природе: естественный радиоактивный фон,
4.6
космические лучи, радиоактивное излучение природных минералов,
действие радиоактивных излучений на организм человека
4.7
Технические устройства: спектроскоп, индивидуальный дозиметр, камера
Вильсона, ядерная энергетика
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Физика, 8 класс/ Перышкин И.М., Иванов А.И., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Физика. 8 класс. Дидактические материалы, Марон А.Е., Марон Е.А.
Самостоятельные и контрольные работы.
Физика. 8 класс, Марон А.Е., Марон Е.А. Физика. 8 класс. Методическое пособие к
учебнику А.В. Перышкина
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Презентация, видеоролик, мультимедийный комплекс к учебнику, интернетресурс,
виртуальная лаборатория https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/predmet-fizika/
https://lecta.rosuchebnik.ru/ http://www.fizika.ru/ https://fiz.1sept.ru/fizarchive.php
http://school-collection.edu.ru/ https://rosuchebnik.ru