МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Тверской области
Торопецкий муниципальный округ Тверской области
Муниципальное бюджетное общеобразлвательное учреждение
Торопецкая гимназия имени святителя Тихона,
Патриарха Московского и всея России
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
На заседании
педагогического совета
Директор гимназии
________________________
Замыслова В.И.
Приказ №7 от 02 07 2024г.
________________________
Замыслова В.И.
Протокол №1 от 02 07 2024 г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ТОРОПЕЦКАЯ
ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ
ТИХОНА, ПАТРИАРХА
МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ
Подписано цифровой подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТОРОПЕЦКАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ
ТИХОНА, ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ
DN: c=RU, st=Тверская область, street=Ул. Карла Маркса Зд. 59, l=Торопец,
title=ДИРЕКТОР МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ ТОРОПЕЦКОЙ ГИМНАЗИИ ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА, ПАТРИАРХА
МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТОРОПЕЦКАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ
ТИХОНА, ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ,
1.2.643.100.1=120D31323436393030303035313230,
1.2.643.100.3=120B3033393132383332313438, 1.2.643.100.4=120A36393030303039333831,
1.2.643.3.131.1.1=120C363931323037373137313530, email=perwaya2018@mail.ru,
givenName=Валентина Ивановна, sn=Замыслова, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТОРОПЕЦКАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ
ТИХОНА, ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ
Дата: 2024.08.07 13:30:29 +03'00'
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 325913)
учебного предмета
«Функциональная грамотность (читательская)»
для обучающихся 2 класса
Торопец,2024
Рабочая программа
«Функциональная грамотность (читательская)».
1-3 классы
Пояснительная записка
Рабочая программа по функциональной грамотности (читательская) составлена в
соответствии с:
1. Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования, утвержденного Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №
373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования».
2. Авторская программа под редакцией Виноградовой Н.Ф. (Виноградова Н.Ф.,
Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. и др. Функциональная грамотность младшего
школьника: книга для учителя / под ред. Н.Ф.Виноградовой М.: Российский
учебник: Вентана-Граф. 2018. 288 с.)
3. Основной образовательной программой начального общего образования
муниципального
общеобразовательного
учреждения
«Средняя
общеобразовательная школа №.
Цель занятий по развитию основ функциональной грамотности
– формирование читательской компетенции младшего школьника.
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач
современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит в
способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и
применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач
в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных
отношений.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где
идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и
письму, говорению и слушанию.
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие
способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них,
использования их содержания для достижения собственных целей, развития
знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не
техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст,
использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:
– формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с
текстом;
– совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
– учить находить и извлекать информацию из различных текстов;
– учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода
проблем;
– развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе
обсуждения прочитанного;
– обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с
автором», «комментированное чтение» и др.;
– воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам,
к природе, науке и искусству;
– учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
– поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной,
человечеством и желание быть им полезным;
– приобщать детей и родителей к проектной деятельности.
В 1-2 классах программа знакомит детей с читательской грамотностью и
формирует технику чтения.
В 3 классах в программу включены модули «читательская грамотность»,
«математическая грамотность», «естественно - научная грамотность».
Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
развитие экономического образа мышления;
воспитание ответственности и нравственного поведения в области
экономических
отношений в семье;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений,
составляющих основу функциональной грамотности.
Программа рассчитана на 3 года (101 час):
1-2 класс – 67 часов,
3 класс – 34 часа.
Планируемые результаты освоения программы
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Функциональная грамотность (читательская)» у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты,
представленные по основным направлениям воспитательной деятельности:
гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе
через изучение художественных произведений, отражающих историю и
культуру страны;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
понимание роли русского языка как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения народов России;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с
художественными произведениями;
— уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на
основе примеров из художественных произведений и фольклора;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических
нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе
отражённых в фольклорных и художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
— признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный
жизненный и читательский опыт;
— проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с
использованием адекватных языковых средств, для выражения своего состояния и
чувств;
проявление
эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического
и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием
недопустимых средств языка);
— сотрудничество со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций, в том числе с опорой на примеры художественных
произведений;
эстетического воспитания:
— уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов;
— стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности,
в том числе в искусстве слова;
физического
эмоционального
воспитания,
формирования
культуры
здоровья и
благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей)
образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске
дополнительной информации;
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью,
проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и
соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе
благодаря примерам из художественных произведений), ответственное
потребление
и
бережное
отношение
к
результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности,
интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из
художественных
произведений;
экологического воспитания:
— бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
— неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
— первоначальные представления о научной картине мира, формируемые в том
числе в процессе усвоения ряда литературоведческих понятий;
— познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к чтению
художественных произведений, активность и самостоятельность при выборе
круга чтения.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Функциональная грамотность
(читательская)»
у
обучающегося
будут
сформированы
следующие познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:
— сравнивать различные тексты, устанавливать основания для сравнения текстов,
устанавливать аналогии текстов;
— объединять объекты (тексты) по определённому признаку;
— определять существенный признак для классификации пословиц, поговорок,
фразеологизмов;
— находить в текстах закономерности и противоречия на основе
предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм
действий при анализе текста, самостоятельно выделять учебные операции при
анализе текстов;
— выявлять недостаток информации для решения учебной и практической
задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на
дополнительную информацию;
— устанавливать причинно-следственные связи при анализе текста, делать
выводы.
Базовые исследовательские действия:
— с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения собственного
высказывания в соответствии с речевой ситуацией;
— сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее
подходящий
(на
основе
предложенных
критериев);
— проводить по предложенному плану несложное мини-исследование,
выполнять по предложенному плану проектное задание;
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого смыслового анализа текста; формулировать с
помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного
текстового материала;
— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
— выбирать источник получения информации: нужный словарь, справочник
для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
— согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде
информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или
на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к
словарям, справочникам, учебнику);
— соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей,
законных представителей) правила информационной безопасности при поиске
информации в Интернете;
— анализировать и создавать текстовую, графическую, видео, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
— понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления результатов
работы с текстами.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося
формируются коммуникативные универсальные учебные действия.
Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалоги и дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
— готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и
групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного миниисследования, проектного задания;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
Совместная деятельность:
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с
учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на
основе предложенного учителем формата планирования, распределения
промежуточных шагов и сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по
её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы; — проявлять готовность руководить, выполнять
поручения,
подчиняться,
самостоятельно
разрешать
конфликты;
— ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий
результат; — выполнять совместные проектные задания с опорой на
предложенные образцы.
К концу обучения в начальной школе у
формируются регулятивные универсальные учебные действия.
обучающегося
Самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
— выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
— корректировать свои учебные действия для преодоления речевых ошибок
и ошибок, связанных с анализом текстов;
— соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по
анализу текстов;
— находить ошибку, допущенную при работе с текстами;
—
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности
одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.
Содержание учебного предмета ««Функциональная грамотность
(читательская)».
2
класс (34 часа).
РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА
Я и книги
Не торопись отвечать, торопись слушать
Произведения, отражающие детское восприятие услышанных рассказов, сказок,
стихов. Например:
Е. Н. Егорова. «Детство Александра Пушкина» (глава «Нянины сказки»).
Т. А. Луговская. «Как знаю, как помню, как умею» (фрагмент).
Я взрослею
Как аукнется, так и откликнется
Пословицы об отношении к другим людям.
Произведения, отражающие традиционные представления об отношении к
другим людям. Например:
В. В. Бианки. «Сова».
Л. И. Кузьмин. «Дом с колокольчиком».
Воля и труд дивные всходы дают
Пословицы о труде.
Произведения, отражающие представление о трудолюбии как нравственноэтической ценности, значимой для национального русского сознания. Например:
Е. А. Пермяк. «Маркел-самодел и его дети».
Б. В. Шергин. «Пословицы в рассказах».
Кто идёт вперёд, того страх не берёт
Пословицы о смелости.
Произведения, отражающие традиционные представления о смелости как
нравственном ориентире. Например:
С. П. Алексеев. «Медаль».
В. В. Голявкин. «Этот мальчик».
Я и моя семья
Семья крепка ладом
Произведения, отражающие традиционные представления о семейных
ценностях. Например:
С. Г. Георгиев. «Стрекот кузнечика».
В. В. Голявкин. «Мой добрый папа» (фрагмент).
М. В. Дружинина. «Очень полезный подарок».
Л. Н. Толстой. «Отец и сыновья».
Я фантазирую и мечтаю
Мечты, зовущие ввысь
Произведения, отражающие представления об идеалах в детских мечтах.
Например:
Н. К. Абрамцева. «Заветное желание».
Е. В. Григорьева. «Мечта».
Л. Н. Толстой. «Воспоминания» (глава «Фанфаронова гора»).
РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ - РОДИНА МОЯ
Родная страна во все времена сынами сильна
Люди земли Русской
Художественные биографии выдающихся представителей русского народа.
Например:
В. А. Бахревский. «Виктор Васнецов» (глава «Рябово»).
М. А. Булатов, В. И. Порудоминский. «Собирал человек слова… Повесть о В.
И. Дале» (фрагмент).
М. Л. Яковлев. «Сергий Радонежский приходит на помощь» (фрагмент).
Народные праздники, связанные с временами года
Хорош праздник после трудов праведных
Песни-веснянки.
Произведения о праздниках и традициях, связанных с народным календарём.
Например:
Л. Ф. Воронкова. «Девочка из города» (глава «Праздник весны»).
В. А. Жуковский. «Жаворонок».
А. С. Пушкин. «Птичка».
И. С. Шмелёв. «Лето Господне» (фрагмент главы «Масленица»).
О родной природе
К зелёным далям с детства взор приучен
Поэтические представления русского народа о поле, луге, травах и цветах;
отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и
прозе. Например:
Русские народные загадки о поле, цветах.
Ю. И. Коваль. «Фарфоровые колокольчики».
И. С. Никитин. «В чистом поле тень шагает».
М. С. Пляцковский. «Колокольчик».
В. А. Солоухин. «Трава» (фрагмент).
Ф. И. Тютчев. «Тихой ночью, поздним летом…»
Воспитательный потенциал курса реализуется через:
приобщение обучающихся к российским традиционным духовным
ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам
поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых
конституционных норм и ценностей;
историческое просвещение, формирование российской культурной и
гражданской идентичности обучающихся
развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации
на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в
российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества и государства;
формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения,
бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального
народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей,
традиций, которые выработало российское общество (социально значимых
знаний);
формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям,
традициям (их освоение, принятие);
приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных
отношений, применения полученных знаний;
достижение личностных результатов освоения общеобразовательных
программ в соответствии с новым ФГОС НОО (осознание российской
гражданской идентичности; сформированность ценностей самостоятельности и
инициативы; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и
личностному самоопределению; наличие мотивации к целенаправленной
социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции
личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни
в целом.)
Воспитательная деятельность планируется и осуществляется на основе
аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системнодеятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учётом принципов
воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной
деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной
жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.
Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной
деятельности по основным направлениям воспитания в соответствии с новым
ФГОС НОО и отражает готовность обучающихся руководствоваться ценностями
и приобретать первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в
части:
1.
Гражданского воспитания, способствующего формированию российской
гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской
Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и
субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам,
свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры.
2. Патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному
краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое
просвещение, формирование российского национального исторического сознания,
российской культурной идентичности.
3.
Духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной
культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование
традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты,
милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим,
к памяти предков.
4. Эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической
культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение
к лучшим образцам отечественного и мирового искусства.
5.
Физического воспитания, ориентированного на формирование культуры
здорового образа жизни и эмоционального благополучия – развитие физических
способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного
поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях.
6.
Трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду,
трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую
деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном,
нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся
результатов в профессиональной деятельности.
7. Экологического воспитания, способствующего формированию экологической
культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на
основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты,
восстановления природы, окружающей среды.
8. Ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к
познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний,
качественного образования с учётом личностных интересов и общественных
потребностей.
Тематическое планирование
2 класс
№
1.1
Тема
Яи
книги
Содержание
Не торопись
отвечать,
торопись
слушать
Произведения,
отражающие
детское
восприятие
услышанных
рассказов,
сказок, стихов.
Например:
ЭОР
Виды
деятельности
Второй год обучения 34 часа
Слушание
текста:
восприятие на
слух
художественных
Библиотека
произведений,
ЦОК
которые читает
https://m.edsoo.ru/7f410de8
учитель или
подготовленный
ученик,
понимание
содержания
произведения,
Е. Н. Егорова.
«Детство
Александра
Пушкина»
(глава «Нянины
сказки»).
Т. А. Луговская.
«Как знаю, как
помню, как
умею»
(фрагмент).
1.2
Я
Как аукнется,
взрослею так и
откликнется
Пословицы об
отношении к
другим людям.
Произведения,
отражающие
http://www.edu.ru/
ответы на
вопросы;
Чтение вслух:
чтение
небольших
отрывков из
произведений
целыми словами
(скорость чтения
в соответствии с
индивидуальным
темпом чтения,
позволяющим
осознать текст);
выразительное
чтение отрывков
из
стихотворений
(работа в
группе);
Чтение про себя:
чтение
небольших
отрывков из
произведений,
ответы на
вопросы по
содержанию;
чтение и
обсуждение
историкокультурной
информации,
имеющей
отношение к
прочитанному
произведению;
Слушание
текста:
восприятие на
слух
художественных
произведений,
которые читает
учитель или
традиционные
представления
об отношении к
другим людям.
Например:
В. В. Бианки.
«Сова».
Л. И. Кузьмин.
«Дом с
колокольчиком».
Воля и труд
дивные всходы
дают
Пословицы о
труде.
Произведения,
отражающие
представление о
трудолюбии как
нравственноэтической
ценности,
значимой для
национального
русского
сознания.
Например:
Е. А. Пермяк.
«Маркелсамодел и его
дети».
Б. В. Шергин.
«Пословицы в
рассказах».
Я и моя семья
1.3
подготовленный
ученик,
понимание
содержания
произведения,
ответы на
вопросы;
Чтение вслух:
чтение
небольших
отрывков из
произведений
целыми словами
(скорость чтения
в соответствии с
индивидуальным
темпом чтения,
позволяющим
осознать текст);
выразительное
чтение
стихотворения
(работа в паре);
Чтение про себя:
чтение
небольших
отрывков из
произведений,
ответы на
вопросы по
содержанию;
чтение и
обсуждение
историкокультурной
информации,
имеющей
отношение к
прочитанному
произведению;
Семья крепка
ладом
Произведения,
отражающие
Слушание
текста:
восприятие на
слух
традиционные
представления о
семейных
ценностях.
Например:
С. Г. Георгиев.
«Стрекот
кузнечика».
В. В. Голявкин.
«Мой добрый
папа»
(фрагмент).
М. В.
Дружинина.
«Очень
полезный
подарок».
Л. Н. Толстой.
«Отец и
сыновья».
художественны
произведений,
которые читает
учитель или
подготовленны
ученик,
понимание
содержания
произведения,
ответы на
вопросы;
Чтение вслух:
чтение
небольших
отрывков из
произведений
целыми словам
(скорость чтени
в соответствии
индивидуальны
темпом чтения,
позволяющим
осознать текст)
чтение послови
определение их
значений (рабо
в паре);
Чтение про себ
чтение
небольших
отрывков из
произведений,
ответы на
вопросы по
содержанию;
чтение и
обсуждение
историкокультурной
информации,
имеющей
отношение к
прочитанному
произведению;
Характеристик
Я фантазирую и мечтаю
1.4
Родная страна во все времена
сынами сильна
2.1
текста
художественно
произведения:
определение
главной мысли
произведения;
сравнение двух
произведений.
Слушание
текста:
восприятие на
слух
Мечты, зовущие
художественны
ввысь
произведений,
Произведения,
которые читает
отражающие
учитель или
представления
подготовленны
об идеалах в
ученик,
детских мечтах.
понимание
Например:
содержания
Н. К. Абрамцева.
произведения,
http://www.edu.ru/
«Заветное
ответы на
желание».
вопросы;
Е. В.
Чтение вслух:
Григорьева.
чтение
«Мечта».
небольших
Л. Н. Толстой.
отрывков из
«Воспоминания»
произведений
(глава
целыми словам
«Фанфаронова
(скорость чтени
гора»).
в соответствии
индивидуальны
темпом чтения,
позволяющим
осознать текст)
Люди земли
Слушание
Русской
текста:
Художественные
восприятие на
биографии
слух
выдающихся
художественны
представителей
произведений,
русского народа.
которые читает
Например:
учитель или
В. А.
подготовленны
Бахревский.
ученик,
«Виктор
Васнецов»
(глава
«Рябово»).
М. А. Булатов,
В. И.
Порудоминский.
«Собирал
человек слова…
Повесть о В. И.
Дале»
(фрагмент).
М. Л. Яковлев.
«Сергий
Радонежский
приходит на
помощь»
(фрагмент).
Народные праздники, связанные
с временами года
2.2
понимание
содержания
произведения,
ответы на
вопросы;
Чтение вслух:
чтение
небольших
отрывков из
произведений
целыми словам
Чтение про себ
чтение
небольших
отрывков из
произведений,
ответы на
вопросы по
содержанию;
чтение и
обсуждение
историкокультурной
информации,
имеющей
отношение к
прочитанному
произведению.
Чтение про себ
Хорош праздник
чтение
после трудов
небольших
праведных
отрывков из
Песни-веснянки.
произведений,
Произведения о
ответы на
праздниках и
вопросы по
традициях,
http://www.edu.ru/ содержанию;
связанных с
чтение и
народным
обсуждение
календарём.
историкоНапример:
культурной
Л. Ф. Воронкова.
информации,
«Девочка из
имеющей
города» (глава
отношение к
«Праздник
прочитанному
весны»).
произведению;
В. А.
Жуковский.
«Жаворонок».
А. С. Пушкин.
«Птичка».
И. С. Шмелёв.
«Лето
Господне»
(фрагмент главы
«Масленица»).
О родной природе
2.3
Характеристик
текста
художественно
произведения:
определение
темы и главной
мысли
произведения;
Характеристик
героев
произведения:
понимание
чувств героя,
подтверждение
своих выводов
примерами из
текста;
Пересказ:
подготовка
краткого
пересказа текст
по плану.
Творческая
К зелёным далям
работа:
с детства взор
выразительное
приучен
чтение по ролям
Поэтические
фольклорных
представления
произведений,
русского народа
например,
о поле, луге,
загадок в виде
травах и цветах;
диалога (работа
отражение этих
в паре;
представлений в
http://www.edu.ru/ Наблюдение:
фольклоре и их
рассматривание
развитие в
репродукций
русской поэзии
картин,
и прозе.
определение,
Например:
подходит ли
Русские
предложенная
народные
репродукция
загадки о поле,
картины в
цветах.
качестве
Ю. И. Коваль.
иллюстрации к
«Фарфоровые
стихотворению
колокольчики».
обоснование
И. С. Никитин.
«В чистом поле
тень шагает».
М. С.
Пляцковский.
«Колокольчик».
В. А. Солоухин.
«Трава»
(фрагмент).
Ф. И. Тютчев.
«Тихой ночью,
поздним
летом…»
своего мнения;
подбор к
рисункам
(фотографиям)
описаний из
текста;
Учебный диало
на основе текст
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
34 часа
ПО ПРОГРАММЕ
2 класс
№ п/ Тема урока
п
Количество часо Виды, формы контроля
в
всег конт прак
о
роль тиче
ныер ские
абот рабо
ы
ты
1.
Вводный
контроль. Контрольная ра
бота.
1
1
0
Устный опрос; Контрольнаяраб
ота;
2.
Е. Н. Егорова.
«Детство Александра Пушкина» (г
лава
«Нянины сказки»).
1
0
0
Устныйопрос;
3.
Т. А. Луговская. «Как знаю,
какпомню, как умею» (фрагмент).
1
0
0
Устныйопрос;
4.
Л. К. Чуковская.
Памяти детства. Мой отец
КорнейЧуковский.
1
0
0
Устныйопрос;
5.
Пословицы.
1
0
0
Устныйопрос;
6.
Л. И. Кузьмин. «Дом
сколокольчиком».
1
0
0
Устныйопрос;
7.
В. В. Бианки. «Сова».
1
0
0
Устныйопрос;
8.
Б. В. Шергин. «Плотник
вдумает топором».
1
0
0
Устныйопрос;
9.
Е. А. Пермяк. «Маркел-самодели его 1
дети».
0
0
Устныйопрос;
10.
В. В. Голявкин.
«Этотмальчик».
1
0
0
Устныйопрос;
11.
С. П. Алексеев.
«Медаль».Пословицы.
1
0
0
Устныйопрос;
12.
Л. Н. Толстой. «Отец
исыновья».
1
0
0
Устныйопрос;
13.
М. В. Дружинина.
«Оченьполезный подарок».
1
0
0
Устныйопрос;
14.
С. Г. Георгиев.
«Стрекоткузнечика».
1
0
0
Устныйопрос;
15.
В. В. Голявкин. «Мой
добрый папа» (фрагмент). Пословиц
ы.
1
0
0
Устныйопрос;
16. Промежуточный
контроль.Контрольная работа.
1 1 0 Устный опрос; Контрольнаяработа;
17. Н. К. Абрамцева. «Заветноежелание».
1 0 0 Устныйопрос;
18. Е. В. Григорьева. «Мечта».
1 0 0 Устныйопрос;
19. Л. Н. Толстой.
«Воспоминания»(глава «Фанфаронова гора»).
1 0 0 Устныйопрос;
20. В. А. Бахревский.
«Виктор Васнецов» (глава «Рябово»).
1 0 0 Устныйопрос;
21. М. А. Булатов, В. И. Порудоминский.
«Собирал человек слова… Повесть о В.
И.Дале» (фрагмент).
1 0 0 Устныйопрос;
22. М. Л. Яковлев. «Сергий Радонежский
приходит напомощь» (фрагмент).
1 0 0 Устныйопрос;
23. И. К. Языкова.
«ПреподобныйСергий Радонежский».
1 0 0 Устныйопрос;
24. И. С. Шмелёв. «Масленница».
1 0 0 Устныйопрос;
25. Песни-веснянки.
1 0 0 Устныйопрос;
26. Л. Ф. Воронкова. «Девочка изгорода» (глава
«Праздник весны»).
1 0 0 Устныйопрос;
27. В. А.
Жуковский. «Жаворонок».А.
С.Пушкин. «Птичка».
1 0 0 Устныйопрос;
28. А. А. Коринфский «Август
–собериха». «Спожники».
1 0 0 Устныйопрос;
29. Загадка. И. С. Никитин.
«В чистом поле тень шагает...»
1 0 0 Устныйопрос;
30. Л. Ф. Воронкова. «Подснежники».
1 0 0 Устныйопрос;
31. Ю. И. Коваль. «Фарфоровыеколокольчики».
1 0 0 Устныйопрос;
32. М. С. Пляцковкий.«Колокольчик».
1 0 0 Устныйопрос;
33. В. А. Солоухин. "Трава". Е.
А.Благинина «Журавушка».
1 0 0 Устныйопрос;
34. Итоговый
контроль.Контрольная работа.
1 1 0 Устный опрос; Контрольнаяработ
а;
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВПО ПРОГРАММ
Е
3 30
4
Материально-техническое обеспечение
Д - демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс);
К - полный комплект (на каждого ученика класса);
Ф - комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников);
П - комплект для работы в группах (один на 5—6 учащихся).
Наименование объектов и средств материальнотехнического обеспечения
Количество
Технические средства обучения
1.Персональный компьютер с принтером.
Д
2. Мультимедийный проектор с интерактивной
доской
Д
3. Документ-камера
Д
Д
Оборудование класса
Ученические столы одноместные с комплектом
стульев.
Стол учительский.
Магнитная(меловая) доска
Шкафы.
К
1
1
3