МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство Образования Тверской области
Торопецкий муниципальный округ Тверской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Торопецкая гимназия имени святителя Тихона, Патриарха
Московского и всея России
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
На заседании
педагогического совета
Директор гимназии
________________________
Замыслова В.И.
_______________________
Приказ №7
от «02» 07 2024 г.
Замыслова В.И
Протокол №1
от «02» 07 2024 г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ТОРОПЕЦКАЯ
ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ
СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА,
ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО
И ВСЕЯ РОССИИ
Подписано цифровой подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТОРОПЕЦКАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ
СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА, ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ
DN: c=RU, st=Тверская область, street=Ул. Карла Маркса Зд. 59, l=Торопец,
title=ДИРЕКТОР МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ТОРОПЕЦКОЙ ГИМНАЗИИ ИМЕНИ
СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА, ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ,
o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ТОРОПЕЦКАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА, ПАТРИАРХА
МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ,
1.2.643.100.1=120D31323436393030303035313230,
1.2.643.100.3=120B3033393132383332313438,
1.2.643.100.4=120A36393030303039333831,
1.2.643.3.131.1.1=120C363931323037373137313530,
email=perwaya2018@mail.ru, givenName=Валентина Ивановна,
sn=Замыслова, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТОРОПЕЦКАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ
СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА, ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ
Дата: 2024.08.08 14:33:55 +03'00'
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Функциональная грамотность (читательская)»
для обучающихся 3 класса
Торопец, 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по функциональной
составлена в соответствии с:
грамотности
(читательская)
1. Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования, утвержденного Приказ Минобрнауки России от
06.10.2009 № 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования».
2. Авторской программой под редакцией Виноградовой Н.Ф. (Виноградова Н.Ф.,
Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. и др. Функциональная грамотность младшего
школьника: книга для учителя / под ред. Н.Ф.Виноградовой М.: Российский
учебник: Вентана-Граф. 2018. 288 с.)
Цель занятий по развитию основ функциональной грамотности –
формирование читательской компетенции младшего школьника.
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших
задач современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит в
способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и
применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных
задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных
отношений.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах,
где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности –
чтению и письму, говорению и слушанию.
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие
способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на
них, использования их содержания для достижения собственных целей,
развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества.
Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание
и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления
жизненных целей.
Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:
– формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с
текстом;
– совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
– учить находить и извлекать информацию из различных текстов;
– учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного
рода проблем;
– развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе
обсуждения прочитанного;
– обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с
автором»,
«комментированное чтение» и др.;
– воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным
поступкам, к природе, науке и искусству;
– учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
– поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с
родиной, человечеством и желание быть им полезным;
– приобщать детей и родителей к проектной деятельности.
В 1-2 классах программа знакомит детей с читательской грамотностью и
формирует технику чтения.
В 3 классах в программу включены модули «читательская грамотность»,
«математическая грамотность», «естественно - научная грамотность».
Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
развитие экономического образа мышления;
воспитание ответственности и нравственного поведения в области
экономических отношений в семье;
формирование опыта применения полученных знаний и умений
для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений,
составляющих основу функциональной грамотности.
Программа рассчитана на 3 года
(101 час): 1-2 класс – 67 часов,
3 класс
– 34 часа.
Планируемые результаты освоения программы
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Функциональная грамотность
(читательская)» у обучающегося будут сформированы следующие
личностные результаты, представленные по основным
направлениям воспитательной
деятельности:
гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том
числе через изучение художественных произведений, отражающих историю и
культуру страны;осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с
художественными произведениями;
— уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе
на основе примеров из художественных произведений и фольклора;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах
и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том
числе отражённых в фольклорных и художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
— признание индивидуальности каждого человека с опорой на
собственный жизненный и читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе
с использованием адекватных языковых средств, для выражения своего
состояния и чувств; проявление
эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей;
—
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с
использованием недопустимых средств языка);
— сотрудничество со сверстниками, умение не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций, в том числе с опорой на примеры
художественных произведений;
эстетического воспитания:
— уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов;
— стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности, в том числе в искусстве слова;
физического воспитания, формирования культуры здоровья
и эмоционального
благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей)
образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при
поиске дополнительной информации;
— бережное отношение к
физическому и психическому здоровью,
проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и
соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
— трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и
общества (в том числе благодаря примерам из художественных
произведений), ответственное потребление и бережное отношение
к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при
обсуждении примеров из художественных произведений;
экологического воспитания:
— бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
— неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
— первоначальные представления о научной картине мира, формируемые в
том числе в процессе усвоения ряда литературоведческих понятий;
познавательные
интересы,
активность,
инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании, в том числе
познавательный интерес к чтению художественных произведений,
активность и самостоятельность при выборе круга чтения.
—
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Функциональная грамотность
(читательская)» у обучающегося будут сформированы следующие
познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:
— сравнивать различные тексты, устанавливать основания для сравнения
текстов, устанавливать аналогии текстов;
— объединять объекты (тексты) по определённому признаку;
—
определять существенный
признак
для
классификации
пословиц, поговорок, фразеологизмов;
— находить
в текстах закономерности и противоречия на основе
предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм
действий при анализе текста, самостоятельно выделять учебные операции
при анализе текстов;
— выявлять
недостаток информации для решения
практической
задачи на
основе
предложенного
формулировать запрос на дополнительную информацию;
учебной и
алгоритма,
— устанавливать причинно-следственные связи при анализе текста, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
— с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения
собственного высказывания в соответствии с речевой ситуацией;
— сравнивать несколько вариантов выполнения
задания,
выбирать наиболее подходящий
(на
основе
предложенных
критериев);проводить
по
предложенному плану несложное мини-исследование, выполнять по
предложенному плану проектное задание;
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на
основе результатов проведённого смыслового анализа текста;
формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа
предложенного текстового материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
—
Работа с информацией:
— выбирать источник получения информации: нужный словарь,
справочник для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в
явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях,
справочниках;
—
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно
или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к
словарям, справочникам, учебнику);
— соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей,
законных представителей) правила информационной безопасности при
поиске информации в Интернете;
анализировать и
создавать текстовую, графическую,
видео,
звуковую информацию в соответствии с учебной
задачей;
—
— понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления результатов
работы с текстами.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются
коммуникативные универсальные учебные действия.
Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать
правила ведения диалоги и дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание,
рассуждение, повествование) в соответствии с речевой
ситуацией;
—
— готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и
групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного миниисследования, проектного задания;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
Совместная деятельность:
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с
учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации
на основе предложенного учителем формата планирования, распределения
промежуточных шагов и сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия
по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы; — проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться,
самостоятельно
разрешать
конфликты;
— ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий
результат;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются
регулятивные универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
—планировать действия по решению учебной задачи для
получения результата;
— выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
—корректировать свои учебные действия для преодоления речевых
ошибок и ошибок, связанных с анализом текстов;
—соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей
по анализутекстов;
— находить ошибку, допущенную при работе с текстами;
—сравнивать результаты своей деятельности и деятельности
одноклассников, объективно оценивать их по предложенным
критериям.
Содержание учебного предмета 34 часа
РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА
Я и книги
Пишут не пером, а умом
Произведения, отражающие первый опыт «писательства».
Например: В. И. Воробьев. «Я ничего не придумал»
(глава «Мой дневник»).
В. П. Крапивин. «Сказки Севки Глущенко» (глава «День рождения»).
Я взрослею
Жизнь дана на добрые дела
Пословицы о доброте.
Произведения,
отражающие представление о доброте
как
нравственно-этической ценности, значимой для национального
русского сознания. Например:
Ю. А. Буковский. «О Доброте — злой и доброй».
Л. Л. Яхнин. «Последняя рубашка».
Живи по совести
Пословицы о совести.
Произведения, отражающие представление о совести
как нравственноэтической ценности, значимой для национального русского сознания.
Например:
П. В. Засодимский. «Гришина милостыня».
Н. Г. Волкова. «Дреби-Дон».
Я и моя семья
В дружной семье и в холод тепло
Произведения, отражающие традиционные представления о семейных
ценностях (лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, уважение к
старшим). Например:
О. Ф. Кургузов. «Душа нараспашку».
А. Л. Решетов. «Зёрнышки спелых яблок» (фрагмент).
В. М. Шукшин. «Как зайка летал на воздушных шариках» (фрагмент).
Я фантазирую и мечтаю
Детские фантазии
Произведения, отражающие значение мечты и фантазии для взросления,
взаимодействие мира реального и мира фантастического. Например:
В. П. Крапивин. «Брат, которому семь» (фрагмент главы «Зелёная грива»).
Л. К. Чуковская. «Мой отец — Корней Чуковский» (фрагмент).
РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Родная страна во все времена сынами сильна
Люди земли Русской
Произведения о выдающихся представителях русского на- рода. Например:
О. М. Гурьян. «Мальчик из Холмогор» (фрагмент).
В. А. Бахревский. «Семён Дежнёв» (фрагмент). Н. М. Коняев. «Правнуки
богатырей» (фрагмент). А. Н. Майков. «Ломоносов» (фрагмент).
От праздника к празднику
Всякая душа празднику рада
Произведения о праздниках, значимых для русской куль- туры: Рождестве,
Пасхе. Например:
Е. В. Григорьева. «Радость».
А. И. Куприн. «Пасхальные колокола» (фрагмент).
С. Чёрный. «Пасхальный визит» (фрагмент).
О родной природе
Неразгаданная тайна — в чащах леса…
Поэтические представления русского народа о лесе, реке, тумане; отражение
этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Например:
Русские народные загадки о лесе, реке, тумане. В. П. Астафьев. «Зорькина
песня» (фрагмент). В. Д. Берестов. «У реки».
И. С. Никитин. «Лес».
К. Г. Паустовский. «Клад».
М. М. Пришвин. «Как распускаются разные деревья».
И. П. Токмакова. «Туман».
Воспитательный потенциал курса реализуется через:
приобщение обучающихся к российским традиционным духовным
ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам
поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых
конституционных норм и ценностей;
-
историческое просвещение, формирование российской культурной и
гражданской идентичности обучающихся
-
развитие личности, создание условий для самоопределения и
социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей
и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества и государства;
-
-
формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества,
закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного
уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей
среде.
усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных
ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально
значимых знаний);
-
формирование и развитие личностных отношений к этим нормам,
ценностям, традициям (их освоение, принятие);
-
приобретение соответствующего этим нормам, ценностям,
традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных
социальных отношений, применения полученных знаний;
-
достижение личностных результатов освоения общеобразовательных
программ в соответствии с новым ФГОС НОО (осознание российской
гражданской идентичности; сформированность ценностей самостоятельности
и инициативы; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и
личностному самоопределению; наличие мотивации к целенаправленной
социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции
личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и
жизни в целом.)
-
Воспитательная деятельность планируется и осуществляется на основе
аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системнодеятельностного, личностно- ориентированного подходов и с учётом
принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания,
совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному
примеру,
безопасной
жизнедеятельности,
инклюзивности,
возрастосообразности.
Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной
деятельности по основным направлениям воспитания в соответствии с новым
ФГОС НОО и отражает готовность обучающихся руководствоваться
ценностями и приобретать первоначальный опыт деятельности на их основе, в
том числе в части:
Гражданского воспитания, способствующего формированию
российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан
Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском
государстве и субъекту тысячелетней
российской государственности, уважения к правам, свободам и
обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры.
1.
Патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к
родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России;
историческое просвещение, формирование российского национального
исторического сознания, российской культурной идентичности.
2.
Духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной
культуры народов России, традиционных религий народов России,
формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание
честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и
взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков.
3.
Эстетического
воспитания,
способствующего
формированию
эстетической культуры на основе российских традиционных духовных
ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового
искусства.
4.
Физического воспитания, ориентированного на формирование культуры
здорового образа жизни и эмоционального благополучия – развитие
физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья,
навыков безопасного поведения в природной и социальной среде,
чрезвычайных ситуациях.
5.
Трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду,
трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на
трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в
продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе,
достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности.
6.
Экологического воспитания, способствующего формированию
экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе,
окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей,
навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды.
7.
8. Ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления
к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний,
качественного образования с учётом личностных интересов и общественных
потребностей.
Тематическое планирование
3 класс
№
1.1
Тема
Я и книги
1.2
Я взрослею
Содержание
ЭОР
Третий год обучения 34 часа
Пишут не пером, а
умом
Произведения,
отражающие первый
опыт «писательства».
Например:
В. И. Воробьев. «Я
ничего не придумал»
(глава «Мой дневник»).
В. П. Крапивин.
«Сказки Севки
Глущенко» (глава
«День рождения»).
Жизнь дана на добрые
дела
Пословицы о доброте.
Произведения,
отражающие
представление о
доброте как
нравственно-этической
ценности, значимой для
национального
русского сознания.
Например:
Ю. А. Буковский. «О
Доброте — злой и
доброй».
Л. Л. Яхнин.
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
10de8
http://www.edu.ru/
Виды деятельности
Слушание текста: восприятие
на слух художественных
произведений, которые читает
учитель или подготовленный
ученик, понимание содержания
произведения, ответы на
вопросы;
Чтение вслух: чтение
небольших отрывков из
произведений целыми словами
(скорость чтения в
соответствии с
индивидуальным темпом
чтения, позволяющим осознать
текст); выразительное чтение
отрывков из стихотворений
(работа в группе);
Чтение про себя: чтение
небольших отрывков из
произведений, ответы на
вопросы по содержанию;
чтение и обсуждение историкокультурной информации,
имеющей отношение к
прочитанному произведению;
Слушание текста: восприятие
на слух художественных
произведений, которые читает
учитель или подготовленный
ученик, понимание содержания
произведения, ответы на
вопросы;
Чтение вслух: чтение
небольших отрывков из
произведений целыми словами
(скорость чтения в
соответствии с
индивидуальным темпом
чтения, позволяющим осознать
текст); выразительное чтение
стихотворения (работа в паре);
1.3
Я и моя семья
1.4
Я фантазирую
и мечтаю
«Последняя рубашка».
Живи по совести
Пословицы о совести.
Произведения,
отражающие
представление о
совести как
нравственно-этической
ценности, значимой для
национального
русского сознания.
Например:
П. В. Засодимский.
«Гришина милостыня».
Н. Г. Волкова. «ДребиДон».
Чтение про себя: чтение
небольших отрывков из
произведений, ответы на
вопросы по содержанию;
чтение и обсуждение историкокультурной информации,
имеющей отношение к
прочитанному произведению;
В дружной семье и в
холод тепло
Произведения,
отражающие
традиционные
представления о
семейных ценностях
(лад, любовь,
взаимопонимание,
забота, терпение,
уважение к
старшим).
Например:
О. Ф. Кургузов.
«Душа нараспашку».
А. Л. Решетов.
«Зёрнышки спелых
яблок» (фрагмент).
В. М. Шукшин. «Как
зайка летал на
воздушных
шариках»
(фрагмент).
Слушание текста: восприятие
на слух художественных
произведений, которые читает
учитель или подготовленный
ученик, понимание содержания
произведения, ответы на
вопросы;
Чтение вслух: чтение
небольших отрывков из
произведений целыми словами
(скорость чтения в
соответствии с
индивидуальным темпом
чтения, позволяющим осознать
текст); чтение пословиц,
определение их значений
(работа в паре);
Чтение про себя: чтение
небольших отрывков из
произведений, ответы на
вопросы по содержанию;
чтение и обсуждение историкокультурной информации,
имеющей отношение к
прочитанному произведению;
Характеристика текста
художественного произведения:
определение главной мысли
произведения; сравнение двух
произведений.
Слушание текста: восприятие
на слух художественных
произведений, которые читает
учитель или подготовленный
ученик, понимание содержания
Детские фантазии
Произведения,
отражающие
значение мечты и
фантазии для
http://www.edu.ru/
2.1
Родная страна
во все времена
сынами сильна
взросления,
взаимодействие
мира реального и
мира
фантастического.
Например:
В. П. Крапивин.
«Брат, которому
семь» (фрагмент
главы «Зелёная
грива»).
Л. К. Чуковская.
«Мой отец —
Корней Чуковский»
(фрагмент).
Люди земли Русской
Произведения о
выдающихся
представителях
русского на- рода.
Например:
О. М. Гурьян.
«Мальчик из
Холмогор»
(фрагмент).
В. А. Бахревский.
«Семён Дежнёв»
(фрагмент). Н. М.
Коняев. «Правнуки
богатырей»
(фрагмент). А. Н.
Майков.
«Ломоносов»
(фрагмент).
От праздника к
празднику
Всякая душа
празднику рада
Произведения о
праздниках,
значимых для
русской культуры:
Рождестве, Пасхе.
Например:
Е. В. Григорьева.
«Радость».
А. И. Куприн.
«Пасхальные
колокола»
(фрагмент).
С. Чёрный.
«Пасхальный визит»
(фрагмент)
произведения, ответы на
вопросы;
Чтение вслух: чтение
небольших отрывков из
произведений целыми словами
(скорость чтения в
соответствии с
индивидуальным темпом
чтения, позволяющим осознать
текст).
Слушание текста: восприятие
на слух художественных
произведений, которые читает
учитель или подготовленный
ученик, понимание содержания
произведения, ответы на
вопросы;
Чтение вслух: чтение
небольших отрывков из
произведений целыми словами;
Чтение про себя: чтение
небольших отрывков из
произведений, ответы на
вопросы по содержанию;
чтение и обсуждение историкокультурной информации,
имеющей отношение к
прочитанному произведению.
2.2
От праздника к
празднику
2.3
О родной
природе
Всякая душа
празднику рада
Произведения о
праздниках,
значимых для
русской куль- туры:
Рождестве, Пасхе.
Например:
Е. В. Григорьева.
«Радость».
А. И. Куприн.
«Пасхальные
колокола»
(фрагмент).
С. Чёрный.
«Пасхальный визит»
(фрагмент).
Неразгаданная тайна
— в чащах леса…
Поэтические
представления
русского народа о
лесе, реке, тумане;
отражение этих
представлений в
фольклоре и их
развитие в русской
поэзии и прозе.
Например:
Русские народные
загадки о лесе, реке,
тумане. В. П.
Астафьев.
«Зорькина песня»
(фрагмент). В. Д.
Берестов. «У реки».
И. С. Никитин.
«Лес».
К. Г. Паустовский.
«Клад».
М. М. Пришвин.
«Как распускаются
разные деревья».
И. П. Токмакова.
«Туман».
http://www.edu.ru/
http://www.edu.ru/
Чтение про себя: чтение
небольших отрывков из
произведений, ответы на
вопросы по содержанию;
чтение и обсуждение историкокультурной информации,
имеющей отношение к
прочитанному произведению;
Характеристика текста
художественного произведения:
определение темы и главной
мысли произведения;
Характеристика героев
произведения: понимание
чувств героя, подтверждение
своих выводов примерами из
текста;
Пересказ: подготовка краткого
пересказа текста по плану.
Творческая работа:
выразительное чтение по ролям
фольклорных произведений,
например, загадок в виде
диалога (работа в паре;
Наблюдение: рассматривание
репродукций картин,
определение, подходит ли
предложенная репродукция
картины в качестве
иллюстрации к стихотворению,
обоснование своего мнения;
подбор к рисункам
(фотографиям) описаний из
текста;
Учебный диалог на основе
текста.
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34 часа
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
№
п/
п
Тема урока
Количество часов
Виды, формы контроля
всег контро
о
л ьные
работы
1
0
практи
че ские
работы
0
1.
Пишут не пером, а
умом
Устный опрос;
2.
В.И. Воробьев.
Мой дневник
1
0
0
Устный опрос;
3.
И. Краева Письмо
писательное
искусство.
1
0
1
Практическая работа;
4.
В.П. Крапивин.
День рождение.
1
0
0
Устный опрос;
5.
Т.В. Толстая.
Детство
Лермонтова.
1
0
0
Устный опрос;
6.
Жизнь дана на
добрые дела. Л.Л.
Яхнин .
Последняя рубашка.
Л.Л. Яхнин .
Последняя рубашка.
Пересказ.
1
0
0
Устный опрос;
1
0
1
Устный опрос; Практическая
работа;
8.
Ю.А. Буковский . О
Доброте- злой и
доброй .
1
0
0
Устный опрос;
9.
Выразительное
чтение . Ю.А.
Буковский . О
1
1
0
Контрольная работа;
7.
Доброте- злой и
доброй
Живи по совести.
П.В. Засодимский
.Гришина
милостыня.
Н.Г. Волкова . ДребиДон. Чтение и
пересказ по плану.
1
0
0
Письменный контроль;
Тестирование;
1
0
0
Устный опрос;
12.
В.Н.
Крупинин.Сушенная
малина . . Пословицы.
1
0
1
Устный опрос; Практическая
работа;
13.
В дружной семье и в
1
холод и в дождь. В.М.
Шукшин. Как зайка
летал.
А.Л. Решетов
1
Зернышки спелых
яблок.
Выразительное чтение
А.Л. Решетов
1
Зернышки спелых
яблок.
0
0
Устный опрос;
0
0
Устный опрос;
0
0
Устный опрос;
16.
О.Ф. Кургузов.
Душа нараспашку.
Чтение по ролям.
1
0
0
Устный опрос;
17.
Я фантазирую и
мечтаю. В.П.
Крапивин.Зеленая
Груша.
Л.К. Чуковская .
Памяти детства.
Выразительное
чтение .
В.П. Крапивин . Что
такое стихия. Беседа
по содержанию.
1
1
0
Письменный контроль;
Тестирование;
1
0
1
Устный опрос; Практическая
работа;
1
0
0
Устный опрос;
Г.А. Скребицкий
.Чему. научила
сказка Составление
плана.
1
0
0
Устный опрос;
10.
11.
14.
15.
18.
19.
20.
Г.А. Скребицкий
1
.Чему. научила
сказка. Пересказ по
составленному
плану.
Повторение и
1
обобщение по разделу
«Мир детства»
0
0
Устный опрос;
0
1
Устный опрос; Практическая
работа;
Люди земли
русской. Н.М.
Коняев .Правнуки
богатырей.
В.А. Бахревский .
Семен Дежнев.
1
0
0
Устный опрос;
1
0
0
Устный опрос;
25.
О.М. Гурьян .
1
Мальчик из Холмогор.
0
0
Устный опрос;
26.
А.Н. Майков .
Ломоносов
. выразительное чтение
.
Всякая душа
празднику рада. В.А.
Никифоров- Волгин
. Серебрянная
метель.
А.А.Коринфский .
Христославы. А.Н.
Майков. Христос
Воскрес!
Выразительное
чтение.
А.И.
Куприн
.
Пасхальные колокола..
Выразительное чтение
.
Саша Черный .
Пасхальный визит.
К.М. Фофанов. Под
напев молитв
пасхальных…
1
0
0
Устный опрос; Практическая
работа;
1
0
0
Устный опрос;
1
1
0
Тестирование;
1
0
0
Устный опрос;
1
0
0
Устный опрос;
21.
22.
23.
24.
27.
28.
29.
30.
Неразгаданная тайна
— в чащах леса…И.С.
Никитин. Лес.
Выразительное чтение.
32. М.М. Пришвин.
Река.В.Г. Распутин.
Горные речки.
Выразительное
чтение.
33. Шел седой старик
туман. И.П.
Токмакова .Туман
.В.П. Астафьев.
Зорькина песня.
34. Повторение и
обощение темы
«Россия –родина
моя.»
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
31.
1
0
0
Письменный контроль;
Тестирование;
1
0
0
Устный опрос;
1
1
0
Контрольная работа;
1
0
0
Устный опрос;
34
4
5
Материально-техническое обеспечение
Д - демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс);
К - полный комплект (на каждого ученика класса);
Ф - комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников);
П - комплект для работы в группах (один на 5—6 учащихся).
Наименование объектов и средств материальнотехнического обеспечения
Количество
Технические средства обучения
1. Персональный компьютер с принтером.
2. Мультимедийный проектор с интерактивной
Д
Д
доской
Д
3. Документ-камера
Д
Оборудование класса
Ученические столы одноместные с комплектом
стульев.
К
Стол учительский.
1
Магнитная(меловая) доска
3
Шкафы.
1