УТВЕРЖДАЮ
Приказ № 16/3 от 28.08.2024 г
Директор гимназии:
В.И.Замыслова
Программа работы по выявлению, поддержке и развитию
способностей и талантов у обучающихся,
в том числе обучающихся с ОВЗ
в МБОУ Торопецкая гимназия
имени Патриарха Тихона
г.Торопец,2024г
Наименование
Программы
Сроки реализации
Программы
Этапы реализации
Разработчик
Программы
Исполнители
Программы
Научнометодическая
основа
Цели и задачи
Программы
Ожидаемые
результаты
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Программа работы по выявлению, поддержке и развитию
способностей и талантов у детей и молодежи, в том числе
обучающихся с ОВЗ в МБОУ Торопецкая гимназия имени
Патриарха Тихона
2024-2026 гг
I этап – проектный (2024г.)
II этап – практический, реализационный (2024-2025гг.)
III этап – аналитический (2026г.)
Заместители директора по УВР, ВР
Администрация ОО, педагогический коллектив ОО, ученический
коллектив, родительская общественность.
Нормативно-правовые
документы,
приказы,
программы
муниципального уровня
Цель программы:
- выявление детей, проявляющих способности к определённой
творческой деятельности, одарённых детей;
- создание условий для их оптимального развития,
самореализации таких обучающихся в соответствии со
способностями через оптимальное сочетание основного,
дополнительного и индивидуального образования.
Задачи программы:
- разработать
систему педагогического наблюдения и
диагностических исследований для определения интересов,
способностей и наклонностей детей;
- определить и использовать при организации образовательного
процесса методы и приемы, способствующие развитию
возможностей самовыражения способных и одарённых детей;
- стимулировать творческую деятельность педагогического
коллектива по сопровождению и развитию способных детей;
- совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в
реализации его интересов в школе и семье;
проводить
различные
внеурочные
конкурсы,
интеллектуальные игры, олимпиады, позволяющие учащимся
проявить свои способности и возможности;
- совершенствовать и развивать способности обучающихсяв
совместной деятельности со сверстниками, научным
руководителем через самостоятельную, коллективную и
индивидуальную работу;
- внедрять современные технологии по выявлению и развитию
способных и одаренных детей на всех этапах обучения
- включение учащихся в конкурсное и олимпиадное движение
для проявления широкого спектра различных видов
одаренности учащихся.
- выявление задатков и развитие способностей детей к
определенным видам деятельности;
- увеличение числа высокомотивированных детей, которым
оказывается поддержка;
- создание индивидуальных образовательных маршрутов;
2
Показатели
эффективности
Программы
- обобщение и систематизация материалов педагогической
практики;
- повышение квалификации учителей, работающих с
высокомотивированными детьми;
повышение
ответственности
учителей,
социальнопсихологической службы школы при организации работы с
высокомотивированными детьми;
- активизация участия родителей и окружающего социума в
работе со способными и одаренными детьми;
создание и применение на практике комплексной программы
работы с высокомотивированными обучающимися;
- создание атмосферы заинтересованности и доброжелательного
отношения к высокомотивированным детям, в том числе детям
с ОВЗ;
- повышение качественных показателей успеваемости учащихся;
- увеличение числа призовых мест, занятых детьми на олимпиадах
и конкурсах различного уровня и направления.
- повышение уровня индивидуальных достижений детей в
образовательных областях, к которым у них есть способности;
- повышение мотивации и интереса детей к познавательной и
творческой деятельности, увеличение числа участников и
результативности исследовательской и проектной деятельности
обучающихся через дополнительное образование;
положительная
динамика
качественных
показателей
олимпиадного движения разных уровней
- создание банка данных одаренных детей школы, банка
методического обеспечения поддержки одаренных детей;
- повышение профессиональной компетентности педагогов по
актуальным вопросам педагогики мотивации и сопровождения;
- успешная социализация детей с высоким уровнем
актуализированной одаренности в социуме как основа развития их
задатков, способностей, дарования. Социальная успешность
выпускников школы;
- удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение
числа таких детей.
3
1. Пояснительная записка
Проблема работы с высокомотивированными, способными, талантливыми и одаренными
учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. У каждого ребенка
есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что
нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования — это умелое руководство со стороны
взрослых.
Данная программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку
способных и одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности.
Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования
у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием
закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность
раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана
помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей познавательной
деятельности.
Цели работы с одаренными детьми:
• Выявление одаренных детей и создание условий для их оптимального развития, а также
просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный
скачок в развитии их способностей;
• самореализации данной категории учащихся в соответствии со способностями через
оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования, а
так же развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся;
Задачи программы:
- разработать систему педагогического наблюдения и диагностических исследований для
определения интересов, способностей и наклонностей детей;
- определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы,
способствующие развитию возможностей самовыражения способных и одарённых детей;
- стимулировать творческую деятельность педагогического коллектива по сопровождению и
развитию способных детей;
- совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в
школе и семье;
проводить различные внеурочные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады,
позволяющие учащимся проявить свои способности и возможности;
- совершенствовать и развивать способности обучающихся в совместной деятельности со
сверстниками, научным руководителем через самостоятельную, коллективную и
индивидуальную работу;
- внедрять современные технологии по выявлению и развитию способных и одаренных детей
на всех этапах обучения,
- включать учащихся в конкурсное и олимпиадное движение для проявления широкого
спектра различных видов одаренности учащихся.
- сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей, сформировать и сохранить
высокую самооценку у детей;
- сформировать банк способных и одарённых детей.
Ожидаемые результаты:
- выявление задатков и развитие способностей детей к определенным видам деятельности;
- увеличение числа высокомотивированных детей, которым оказывается
поддержка;
- создание индивидуальных образовательных программ;
- обобщение и систематизация материалов педагогической практики;
- повышение квалификации учителей, работающих с высокомотивированными детьми;
повышение ответственности учителей, социально-психологической службы школы при
организации работы с высокомотивированными детьми;
4
- активизация участия родителей и окружающего социума в работе со способными и
одаренными детьми;
- создание и применение на практике комплексной программы работы с
высокомотивированными обучающимися;
- создание
атмосферы
заинтересованности
и доброжелательного отношения к
высокомотивированным детям, в том числе детям с ОВЗ;
- повышение качественных показателей успеваемости учащихся;
- увеличение числа призовых мест, занятых детьми на олимпиадах и конкурсах различного
уровня и направления.
Под одаренностью понимается системное, развивающееся в течение жизни качество
психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в
одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда
выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или
ином виде деятельности.
Проблема одаренности в системе образования на организационном уровне обычно
решается путем создания специальных школ для одаренных и талантливых детей или
специальных классов. Но существует возможность и другого решения – не удалять одаренного
ребенка из естественной для него среды, обучать и воспитывать, не
выводя его из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его
выдающихся возможностей.
Одаренность бывает художественной (музыкально-художественной), психомоторной
(спортивная), академической (способность учиться), интеллектуальной (умение анализировать,
мыслить), творческой (не шаблонное мышление).
Современные подходы к проблеме выявления и развития способных детей предполагают поиск
новых форм работы с талантливыми детьми. Работу с одаренными детьми следует начинать с
начальных классов школы. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками
и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно
угасают вследствие их невостребованности.
Поэтому учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую
образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого
ребенка, а учителя среднего уровня образования дальше продолжать начатую работу по
сохранению и развитию способностей учащихся.
Однако практика показывает, что, несмотря на это имеются некоторые проблемные
моменты, требующие пристального внимания:
1. Необходимость дальнейшего совершенствования системы научно-методической поддержки
учителей, работающих с данной категорией учащихся.
2. Психолого-педагогическое сопровождение таких детей должно выстраиваться на основе
преемственности и с учетом здоровьесбережения и стрессоустойчивости.
3.
Необходимость тесного взаимодействия с родителями, заключающегося в оказании
методической и практической помощи родителям, вовлечении их в жизнь школы.
4. Недостаточность мотивации учителей системно и творчески работать с одаренными детьми,
развивать свою и своих подопечных исследовательскую культуру.
Указанные проблемы приводят к тому, что творческий и интеллектуальный потенциал
одаренных детей не раскрывается в полной мере.
Высокомотивированный ребенок – ребенок, у которого высоко развиты внутренняя и
внешняя потребности быть успешными в определенной области знаний и деятельности.
Мотивированные (способные) дети имеют более высокие по сравнению с большинством
интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и
проявления; имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. В начальную школу приходят
дети, которых можно отнести к категории одаренных. Эти дети имеют более высокие по
5
сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению,
творческие возможности и проявления; доминирующую активную, познавательную
потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Исходя из этого,
выявление одаренных детей, развитие степени их одаренности должно начинаться уже в
начальной школе. Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы
подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков,
познавательных способностей. Способных детей условно делят (по Б.М. Теплову) на 4 группы:
- дети с высокими показателями интеллекта;
- дети с высоким уровнем творческих способностей;
- дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты,
художники, спортсмены и т. д. Эту категорию чаще называют талантливыми);
- дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).
На современном этапе развития нашего общества, внимание к детям, имеющим особые
способности, опережающим сверстников признаками творчества, незаурядного интеллекта актуальнейшая задача школы. Обучать и воспитывать, не выводя способного, одаренного
ребенка из круга его сверстников, создав условия для развития и максимальной реализации его
способностей и возможностей. Именно поэтому педагогический коллектив МБОУ Торопецкая
гимназия имени Патриарха Тихона стремится в своей деятельности:
✓ не терять способных, потенциально одарённых детей, дать шанс не только тем, у кого
выдающиеся способности проявились рано, но и тем, у кого они проявляются на более
поздних возрастных этапах;
✓ создать адекватные условия для развития психосоциальной сферы способных и
одарённых детей;
✓ формировать у способных, высокомотивированных и одарённых детей, в том числе
детей с ОВЗ, позитивное
отношение к различиям в умственных и творческих
способностях людей.
2. Концепция Программы
Основные понятия и термины
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда
выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том
или ином виде деятельности.
Талант – это выдающиеся врожденные качества, особые природные способности,
обеспечивающие высокие успехи в деятельности.
Талантливый ребенок – обладающий талантом, проявляющий талант. Это ребенок с такими
результатами выполнения деятельности, которые отвечают требованию объективной новизны и
социальной значимости. Понятие «талантливый ребенок» очень часто употребляют как синоним
к понятию «одаренный ребенок».
Высокомотивированный ребенок – ребенок, у которого высоко развиты внутренняя и внешняя
потребности быть успешными в определённой области знаний и деятельности.
Обучение - целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый
процесс овладения детьми знаниями, умениями и навыками.
Творческие способности — оригинальность в решении обучающе-познавательных вопросов и
задач.
Мышление - познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и
опосредованным отражением действительности.
Творческое мышление — создание субъективно нового продукта и новообразований в ходе
самой познавательной деятельности по его созданию.
Эрудиция - глубокое познание в какой-либо области знаний. Эрудиция свидетельствует о
высоком интеллектуальном развитии.
6
Интеллект — умственные способности человека, ум. Индивидуальные особенности, относимые
к познавательной сфере. Обеспечивает возможность приобретать новые знания и эффективно
использовать в ходе жизнедеятельности
Принципы выявления одаренных детей в образовательном учреждении
1. Комплексность, системность, длительность отслеживания показателей психологопедагогического статуса способного ребенка;
2. Принципиальное значение имеет разработка методов выявления «потенциальной»
одаренности, это предварительное всестороннее психодиагностическое обследование;
3. Переплетение диагностических, психокоррекционных и развивающих методов в
условиях групповой, тренинговой работы.
Принципы работы педагога с высокомотивированными и одаренными детьми:
• принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития
личности;
• принцип возрастания роли внеурочной деятельности и дополнительного образования;
• принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии
учителя;
• принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи,
наставничества;
• принцип развивающей и воспитывающей среды;
• принцип обучения и воспитания на диагностичной основе;
• принцип возрастания роли досугово-развивающей познавательной деятельности;
• принцип индивидуализации и дифференциации обучения (учитывается различие
обучающихся; применяется как внутренняя, так и внешняя дифференциация;
используются адаптивные разноуровневые формы обучения и контроля);
• принцип интеграции интеллектуального, морального, эстетического и физического
развития;
• принцип научности;
• принцип гуманизации (ориентация учебно-воспитательного процесса на личность ребёнка
как центра образовательного процесса, что проявляется в выборе содержания, методов,
средств обучения и воспитания.);
• принцип индивидуализации (гибкое приспособление воспитательно-образовательной
системы к уровню развития каждого обучающегося; психолого-педагогическая поддержка,
разработка индивидуальных образовательных маршрутов, подбор педагогического
инструментария для контроля и коррекции хода и результатов процесса обучения и
воспитания);
• принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития
личности;
• принцип вариативности реализации содержания, форм, методов
образовательного
процесса;
• принцип сотрудничества, сотворчества обучающихся и педагога при минимальном
участии последнего;
• принцип самопознания и самореализации одаренной личности;
• принцип доступности услуг, направленных на выявление и развитие способностей и
одарённостей для всех детей независимо от их социального положения и состояния здоровья;
• принцип открытости и информированности образовательного сообщества о системе работы
с одарёнными детьми на разных уровнях.
Подходы к педагогической деятельности в работе с одаренными детьми
7
В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики
и психологии:
1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно
самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи
с другими.
2. Личностно – ориентированный подход. Воспитание гуманизма, человеческого достоинства,
гражданственности, гражданской активности личности связано с личностным подходом.
Личность прежде всего характеризуется индивидуальностью, своим человеческим «Я». При
личностном подходе необходимо учитывать, важнейшие стороны личности интеллектуальную, связанную с познанием, развитием мышления, формированием
познавательных потребностей; эмоциональную, отражающую отношения личности к
различным явлениям социального и естественного характера; волевую, включающую
формирование установки, принятие решений, усилия при их реализации, преодоление
возникающих противоречий; наконец, действенно-практическую, связанную с предметно –
практической деятельностью.
3. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития
личности.
4. Дифференцированный подход предполагает выбор технологии обучения с учетом
индивидуальных способностей детей и, прежде всего, с учетом доминирующего у них вида
мышления, организацию обучения в соответствии с предпочитаемыми ребенком способами
переработки материала. Дифференциация обучения и дифференцированный подход к
обучению, по сути дела, являются основой реализации индивидуальности ученика.
5. Эколого-психологический подход, при котором индивидуальное развитие ребенка, ученика,
понимается как процесс взаимодействия развивающейся личности со средой. Главная задача
– активизировать социальный контекст жизни детей. Сущность воспитания на основе
личностного эколого-психологического подхода заключается в открытии и реализации
новых возможностей индивидуального и социального развития детей в условиях
деятельности и общения друг с другом, событийно-ситуативной организации
педагогического процесса, усилении аналитико-диагностической направленности
деятельности воспитателя.
6. Исследовательский подход вовлекает учащихся в круговорот научного поиска, побуждает
выдвигать идеи, альтернативные тем, которые уже известны, изучать и анализировать
литературу, описывать и интерпретировать сведения и наблюдения, полученные в процессе
исследования. Данный подход предполагает овладение культурой самоисследования,
исследования собственной учебной и профессиональной деятельности, личной жизни,
окружающего мира.
3. Направления и формы работы со способными, высокомотивированными и
одарёнными детьми
Программа разработана по трем направлениям:
- работа с учащимися;
- работа с родителями;
- работа с педагогическим коллективом.
Основные направления реализации программы.
-создание благоприятных условий для работы с детьми:
- внедрение передовых образовательных технологий;
- укрепление материально-технической базы;
- нормативно-правовое обеспечение деятельности;
- формирование банка данных и диагностик по проблеме одарённости.
-методическое обеспечение:
- повышение профессионального мастерства педагогов;
- организация обмена опытом учителей, работающих с одарёнными детьми;
- научно-методическое и информационное обеспечение программы.
8
-мероприятия по работе с детьми.
предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного
уровня (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).
Создание условий для самореализации одаренных детей и талантливых детей для
проявления творческих и интеллектуальных способностей
• создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение
и воспитание, формирование личностных развивающих маршрутов одаренных детей;
• включение в учебный план школы факультативных и элективных курсов;
• формирование и развитие сети дополнительного образования;
• организация научно-исследовательской деятельности;
• организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных
олимпиадах, научно-практических конференциях;
• мониторинг формирования ключевых компетенций в рамках учебной деятельности;
• организация эффективного взаимодействия педагогов.
Направления деятельности:
• организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с
одаренными детьми на уроках и во внеурочной деятельности;
• подготовка
учащихся к олимпиадам,
конкурсам,
викторинам
школьного,
муниципального, регионального, Всероссийского уровня;
проведение массовых мероприятий внутри объединения;
• обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.
Формы работы:
• курсы по выбору, факультативные и элективные курсы;
• объединения дополнительного образования;
• внеурочная деятельность;
• конкурсы и конференции;
• интеллектуальный марафон;
• участие в олимпиадах;
• индивидуальный подход на занятиях, задания повышенного уровня;
• дополнительные занятия с одарёнными детьми в совместной деятельности;
• проектная и исследовательская деятельность;
• посещение интеллектуальных и творческих кружков;
• интеллектуальные игры, викторины;
• ведение детских портфолио
Методическая работа педагога:
• самообразование;
повышение профессионального мастерства;
• подбор и применение программ педагогического наблюдения и методик диагностики
способностей и одарённости детей;
• участие в семинарах, педсоветах, заседаниях МО;
• проведение открытых занятий;
• подготовка материалов и заданий к проведению школьных олимпиад;
•
занимательно-познавательные мероприятия с учащимися.
Работа с родителями:
Родительские собрания, индивидуальные консультации
Психологическое и педагогическое сопровождение родителей ребенка;
9
Совместная практическая деятельность ребенка и родителей;
Поддержка и поощрение родителей высокомотивированных и талантливых детей.
•
. Методическое обеспечение системы работы с одаренными учащимися в школе
Направление
деятельности
Информационное
обеспечение
Организационнометодическое
обеспечение
Содержание
1. Нормативно-правовое обеспечение:
Положения:
О проведении школьного тура предметных олимпиад
О проведении предметной недели
О школьной научно-практической конференции
2. Программное обеспечение (авторские программы, факультативов,
курсов ВнД и дополнительного образования )
3.
Наличие
комплекта
информационно-методических
и
диагностических материалов (рекомендации, методики)
1. Повышение квалификации педагогов через систему школьных
тематических семинаров и заседаний МО.
2. Разработка программ дополнительного образования
3. Изучение обобщения опыта работы педагогов.
4. Мониторинг работы и выполнения Программы.
Кадровое обеспечение программы
Группа
Функции
АдминистративноОсуществление общего контроля и руководства.
координационная
Руководство деятельностью коллектива.
Анализ ситуации и внесение корректив.
Консультативная,
Координация реализации программы.
НаучноПроведение ШМО, семинаров, консультаций.
методическая
Подготовка методических рекомендаций.
Аналитическая деятельность.
Педагоги школы
Осуществление программы в системе внеклассной
работы и работы в рамках урока
Использование новых педагогических технологий
Организация исследовательской работы учащихся
Состав
Директор школы.
Заместители
директора
УВР, ВР
Классные
руководители
Учителя
4. План мероприятий по выполнению Программы на 2024-2026 гг.
№
Мероприятия
1.
Диагностика способностей и одарённости детей
2.
3.
4.
по
Проведение совещания (заседания ШМО) по результатам
диагностирования способных учащихся
Организация педагогического сопровождения способных учащихся
учителями-предметниками
Расширение сети факультативов, курсов по выбору с учётом
способностей и запросов учащихся
Сроки
Сентябрьоктябрь
ежегодно
ежегодно
ежегодно
ежегодно
10
5.
6.
7.
8.
9.
10
11.
12
13
14
-
Организация и проведение школьных олимпиад.
Участие в районных, региональных, Всероссийских олимпиадах,
конкурсах, конференциях.
Анализ и корректировка результативности и выполнения программы
Пополнение банка педагогической информации по работе с
одаренными детьми
ежегодно
ежегодно
Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов,
фестивалей.
Школьная научно-практическая конференция, участие в районной
научно-практической конференции «За страницами учебника»
Проведение предметных недель и декад
Расширение системы дополнительного образования для развития
творческих способностей высокомотивированных и талантливых
детей, в том числе детей с ОВЗ
Анализ возможностей школы для расширения и углубления работы
со способными и одарёнными детьми.
Обобщение опыта работы учителей, работающих
с одаренными
детьми. Распространение опыта работы с одаренными детьми
Ежегодно
ежегодно
регулярно
Апрель,
ежегодно
По плану
постоянно
ежегодно
5. Ожидаемые результаты и показатели эффективности реализации Программы
Ожидаемые результаты:
выявление задатков и развитие способностей детей к определенным видам деятельности;
увеличение числа одаренных детей, которым оказывается поддержка;
создание индивидуальных образовательных программ;
обобщение и систематизация материалов педагогической практики;
повышение квалификации учителей, работающих с одаренными детьми;
повышение ответственности учителей, социально- психологической службы школы при
организации работы с одаренными детьми;
активизация участия родителей и окружающего социума в работе со способными и
одаренными детьми;
создание и применение на практике комплексной программы работы с одаренными детьми;
создание атмосферы заинтересованности и доброжелательного отношения к одаренным
детям;
повышение качественных показателей успеваемости и творческого потенциала
обучающихся,
увеличение числа призовых мест, занятых детьми
на олимпиадах и конкурсах
различного уровня и направления.
6. Показатели эффективности реализации Программы:
- повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к
которым у них есть способности;
- повышение мотивации и интереса детей к познавательной и творческой деятельности,
увеличение числа участников и результативности исследовательской и проектной деятельности
обучающихся через дополнительное образование;
- положительная динамика качественных показателей олимпиадного движения разных уровней
- создание банка данных одаренных детей школы, банка методического обеспечения
поддержки одаренных детей;
- повышение профессиональной компетентности педагогов по актуальным вопросам
педагогики мотивации и сопровождения;
- успешная социализация детей с высоким уровнем актуализированной одаренности в социуме
как основа развития их задатков, способностей, дарования. Социальная успешность
выпускников школы;
11
- удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
Приложение 1
Диагностика интересов ребенка
Инструкция для родителей
Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития
способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов,
подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности
ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста. На бланке
ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых
соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки
зрения) ребенку, ставьте в клетке - "-"; если нравится -"+"; очень нравится - "++". Если по какойлибо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.
Лист вопросов.
Каждый вопрос начинается со слов: "Нравится ли вам ..."
1) решать логические задачи и задачи на сообразительность;
2) читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;
3) петь, музицировать;
4) заниматься физкультурой;
5) играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;
6) читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;
7) делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);
8) играть с техническим конструктором;
9) изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами;
10) самостоятельно рисовать;
11) играть в спортивные, подвижные игры;
12) руководить играми детей;
13) ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;
14) ходить в магазин за продуктами;
15) читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.;
16) играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);
17) самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;
18) соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;
19) разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;
20) содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак идр.);
21) убиратьза собой книги, тетради, игрушки и др.;
22) конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;
23) знакомиться с историей (посещать исторические музеи);
24) самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами
художественного творчества;
25) читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;
26) объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое
мнение);
27) ухаживать за домашними растениями;
28) помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);
29) считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;
30) знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;
31) участвовать в постановке спектаклей;
32) заниматься спортом в секциях и кружках;
33) помогать другим людям;
34) работать в саду, на огороде, выращивать растения;
35) помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.
12
Обработка результатов
Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:
• математика и техника;
• гуманитарная сфера;
• художественная деятельность;
• физкультура и спорт;
• коммуникативные интересы;
• природа и естествознание;
• домашние обязанности, труд по самообслуживанию.
Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и коррекционнопедагогических задач. Полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для
дальнейших наблюдений за ребенком. С помощью их легче сделать развитие ребенка
всесторонним и гармоничным.
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются).
Доминирование там, где больше плюсов. При подведении итогов и особенно при формулировке
выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых. Необходимо учитывать также,
что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при
этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В этом
случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка.
Данная методика может активизировать работу с родителями. Подтолкнуть их к изучению
интересов и склонностей собственных детей, дать им возможность, по крайней мере, задуматься
над этой сложной проблемой. Интересным будет также сопоставление ответов детей и их
родителей. Это позволит создать более объективную картину направленности интересов ребенка
и выявит зоны для коррекционной работы как с детьми, так и с их родителями.
Лист ответов: в клетках листа записываются (плюсы и минусы) ответы на все вопросы
(например,первый вопрос +, второй вопрос -, и т.д.
Дата
Фамилия, имя
Матем.
и
техника
1 (+)
8
15
22
29
Гуманит. Худож. Физ-ра
сфера
деятел. и
спорт
2(-)
3(++)
4
9
10
11
16
17
18
23
24
25
30
31
32
Коммун
.
интерес
5
12
19
26
33
Природа Домашние
обязан.
6
13
20
27
34
7
14
21
28
35
13
Приложение 2
Диагностика детской одаренности
Инструкция
Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным
областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку ребенку по
каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
(++) — если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется
часто;
(+) - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
(0) - оцениеаемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях
редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
(-) - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное
оцениваемому.
Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку
листа ответов, оценку по второму - во вторую и т. д. Всего у вас на это должно уйти 10-15 минут.
Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений,
оставьте соответствующую клетку пустой.
Понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка.
Лист вопросов
1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
3. Учится новым знаниям очень быстро, все "схватывает на лету".
4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много
разных предметов, людей, ситуаций.
5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.
8. Интересуется механизмами и машинами.
9. Инициативен в общении со сверстниками.
Ю.Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.
11. Проявляет большой интерес и исключителыные способности к классификации.
12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит
много времени на то, чтонужно запомнить.
14. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку,
видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какоголибо конфликта.
17. Интересуется актерской игрой.
18. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания
новых поделок, игрушек, приборов.
19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в
играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок,
открыток и т.д.
14
25. Хорошо поет.
26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет
основную мысль.
27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и
вопросы на "поиск",
29. Легко общается с детьми и взрослыми.
30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
32. Способен увлечься, уйти "с головой" в интересующее его занятие.
33. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен бы учиться
в более старшем классе, чем учится сейчас.
34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей,
рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное
отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает
недосказанное.
40. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.
41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
42. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
43. Проявляет ярковыраженную, разностороннюю любознательность.
44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение
(украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.
45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать
музыку.
46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные
состояния героев, их переживания и чувства.
47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин,
механизмов.
49. Часто руководит играми и занятиями других детей.
50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год
или на два.
54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
55. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что
обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий,
о которых рассказывает.
57. Стремится вызывать эмоционалыные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением
рассказывает.
58. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его
возраста.
60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
15
62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных
вариантов.
63. Умеет делать выводы и обобщения.
64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о
чем-то уже знакомом и известном всем.
67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных "проектов"
(модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).
69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и
т.д.).
71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях
предметов.
72. Продуктивен, чем бы ни занимался (рисование, сочинение историй, конструирование и др.),
способен предложить большое количество самых разных идей и решений.
73. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и
справочники), делает это с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки,
детективы и др.).
74. Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается
воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке,
скульптуре.
75. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.
76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства,
настроения.
77. Любит игры-драматизации.
78. Быстро и легко осваивает компьютер.
79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
80. Физически выносливее сверстников.
Обработка результатов
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются).
Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов
характеризуют вашуоценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:
• интеллектуальная;
• литературная;
• творческая;
• артистическая;
• академическая (научная);
• техническая;
• художественно-изобразительная;
• лидерская;
• музыкальная;
• спортивная.
По результатам строится график или лепестковая диаграмма, т.е. получается карта одарённости
учащегося.Лист ответов
интел- Творчес- Акаде- Худож- Музы- Литера- Артис- Техни- Лидер- Спортивлект
кая
мич
изобр
кальн
турн
тичес
ческ
ская
ная
I
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
16
61
71
62
72
63
73
64
65
66
67
68
74
75
76
77
78
Диагностика оценки общей одаренности
Инструкция
Вам предлагается оценить уровень сформированности
наблюдаемых у одаренных детей.
69
79
70
80
девяти характеристик,
обычно
Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь
следующей шкалой:
5 — оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в
различных видах деятельности и поведения;
4 – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему
проявляется очень редко;
3 — оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях
редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
2 - более ярко выражено и чаще проявляется
свойство личности, противоположное
оцениваемому.
1 — четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому,
оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;
0 - сведений для оценки данного качества нет (не имею).
Любознательность (познавательная потребность). Жажду интеллектуальной стимуляции и
новизны обычно называют любознательностью. Чем более одарен ребенок, тем более выражено
у него стремление к познанию нового, неизвестного.
Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов,
в неугасающей исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать
строение предметов, растений, поведение людей, животных и др.).
Сверхчувствительность к проблемам. Познание начинается с удивления тому, что обыденно
(Платон). Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают, важная характеристика творчески мыслящего человека.
Проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.
Способность к прогнозированию - способность представить результат решения проблемы до
того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его
осуществления.
Выявляется не только при решении учебных задач, но и распространяется на самые
разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования последствий, не отдаленных во
времени относительно элементарных событий, до возможностей прогноза развития социальных
явлений.
Словарный запас. Большой словарный запас - результат и критерий развития умственных
способностей ребенка.
Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении
(стремлении) строить сложные синтаксические конструкции, в характерном для одаренных
17
детей придумывании новых слов для обозначения новых, введенных ими понятий или воображаемых событий.
Способность к оценке - прежде всего результат критического мышления. Предполагает
возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей.
Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки
людей, события и явления.
Изобретательность - способность находить оригинальные, неожиданные решения в поведении
и различных видах деятельности.
Проявляется в поведении ребенка, в играх и самых разных видах деятельности.
Способность рассуждать и мыслить логически — способность к анализу, синтезу,
классификации явлений и событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли.
Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения.
Настойчивостъ (целеустремленностъ) - способность и стремление упорно двигаться к
намеченной цели, умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности,
несмотря на наличие помех.
Проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребенка.
Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм) - стремление
доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям.
Проявляется в том, что ребенок не успокаивается до тех пор, пока не доведет свою работу до
самого высокого уровня.
Обработка результатов
Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результэт будет более объективен, если эти
отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка.
№
Качество
Любознотельность
Сверхчувствительность к проблемам
Способность к прогнозированию
Словарный запас
Способность к оценке
Изобретательность
Способность рассуждать и мыслить логически
Настойчивость
Перфекционизм
Отметка
18
Карта обучающегося
Дата рождения
Семья
Взаимоотношения в семье
Культурный уровень семьи
Воспитательный потенциал семьи
Мотивация
Познавательные интересы
Индивидуальные достижения обучающегося
Уч.год направление
мероприятие
.
результат
19