УТВЕРЖДАЮ
Приказ № 16/5 от 28. 08.2024 г
Директор гимназии:
В.И.Замыслова
Положение об организации работы
по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в
МБОУ Торопецкая гимназия имени Патриарха Тихона
г.Торопец
2024 г.
1. Общие положения
Положение об организации работы по самоопределению и профессиональной ориентации
обучающихся в МБОУ Торопецкая гимназия имени Патриарха Тихона (далее Положение)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Торопецкая гимназия имени
святителя Тихона Патриарха Московского и всея России разработано на основании
действующего законодательства РФ о ведении документооборота и учета учебнопедагогической деятельности, в частности:
1. Конституция Российской Федерации (статьи 37,43);
2. Закон РФ "Об образовании" от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
3. Конвенция Международной Организации Труда № 142 "О профессиональной
ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов" .
4. Федеральный закон № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации" .
5. Постановление Минтруда РФ от 27.09.1996 № 1 "Об утверждении Положения о
профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской
Федерации"
6. Приказ Минпросвещения России от 31.08.2023 № 650 "Об утверждении Порядка
осуществления мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся..."
7. Распоряжение Минпросвещения России от 03.03.2021 № Р-58 "Об утверждении
методических рекомендаций по проведению открытых онлайн-уроков..."
8. Федеральными государственными образовательными стандартами основного общего
образования (Приказ от 17.12.2010 №1897 в ред. от (08.11.2022) и среднего общего
образования (Приказ от 17.05.2012 №413 в ред. от 12.08.2022);
9. Программой курса внеурочной деятельности «Билет в будущее» (одобрена решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от
29
сентября 2022 г. № 7/22);
10. Примерной рабочей программой курса внеурочной деятельности «Профориентация»
(Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию, протокол 5/22 от 25.08.2022 г.)
1. Цели и задачи профориентационной работы.
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять
все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям
человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его
интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм,
выносливость и ответственность.
В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению
целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая
должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих
формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.
Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психологопедагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию
молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и
склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также
формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм
собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный
процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Цели
оказания профориентационной поддержки учащимся Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение Плоскошская средняя общеобразовательная
школа в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной
деятельности.
✓ выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное
самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со
своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
✓
Задачи:
✓ получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и
возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;беспечение
широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и
нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в
воспитательной работе;
Профессиональная ориентация - это многоаспектная система, включающая в себя
просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение
психодиагностики, организация элективных курсов, а также, что особенно важно, занятий
по психологии. Это неслучайно, т. к. только на них происходит прямое воздействие на
психику школьника через специально организованную деятельность общения.
Можно выделить следующие аспекты: социальный, экономический, психологопедагогический, медико-физиологический:
• Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации
молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на
изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.
• Экономический аспект - это процесс управления выбором профессии
молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями
личности (изучение рынка труда).
• Психологический аспект состоит в изучении структуры личности,
формировании профессиональной направленности (способность к
осознанному выбору).
• Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых
мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.
• Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как
разработка критериев профессионального отбора в соответствии с
состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия
к личности кандидата.
С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить
следующие этапы, содержание профориентационной работы в МБОУ Торопецкая гимназия
имени Патриарха Тихона:
✓ 1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду,
понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебнопознавательной деятельности, основанной на посильной практической
включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую,
исследовательскую.
✓ 5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении
познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа
“Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-
профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве,
экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися
профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные
возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к
человеку.
✓ 8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и
других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью
выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля
обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и
способностям, ценностным ориентациям.
2. Содержание профориентации
Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности
учащихся (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой,
производительном труде).
Помощь классным руководителям в организации этого блока работы также
оказывают социальные педагоги, учителя ОБЗР, учителя Труд (Технология). Одной из
составляющих сторон системы профориентации является диагностика профессиональной
направленности учащихся 7-9 классов, которую проводит социальный педагог и классный
руководитель.
Структура деятельности педагогического коллектива по проведению
профориентационной работы в МБОУ Торопецкая гимназия
имени
Патриарха Тихона
2.1.
Координатор деятельности: заместитель директора по учебно-воспитательной работе
в функции которого входят:
✓
✓
✓
✓
✓
✓
✓
✓
✓
✓
выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую
поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их
деятельности;
поддержание связей с социальными партнерами, влияющими на самоопределение
учащихся основной и старшей школы;
планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности
учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с
концепцией и образовательной программой МБОУ Торопецкая гимназия имени Патриарха
Тихона;
осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по
данному направлению (консультации учителей-предметников, классных
руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы,
направленной
на
самоопределение
учащихся:
профпросвещение,
профконсультирование,
профдиагностика
определение
индивидуальной
образовательной траектории;
проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме
профильного и профессионального самоопределения старшеклассников;
создание ученических производственных бригад, организация летней трудовой
практики;
организация системы повышения квалификации классных руководителей
(тьюторов, кураторов), учителей-предметников по проблеме самоопределения
учащихся;
осуществление контролирующих функций работы классных руководителей
(тьюторов, кураторов), учителей-предметников, школьного психолога по проблеме
профильного и профессионального самоопределения учащихся;
организация занятий учащихся в сети предпрофильной;
курирование преподавания профориентационных курсов в ходе предпрофильной
подготовки (“Твоя профессиональная карьера”) и профильного обучения
Выполняющие рекомендации координатора:
Классный руководитель: опираясь на концепцию, образовательную программу и план
воспитательной работы МБОУ Торопецкая гимназия имени Патриарха Тихона:
✓
✓
✓
✓
✓
✓
✓
✓
✓
✓
составляет для конкретного класса (группы) план педагогической поддержки
самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства,
активизирующие познавательную, творческую активность школьников;
организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты,
конференции;
ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные
наблюдений, анкет, тестов фиксируются в журнале классного руководителя);
помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную
траекторию,
моделировать
варианты
предпрофильного
обучения
и
профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений;
организует посещение учащимися дней открытых дверей в средних
профессиональных учебных заведениях;
организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;
оказывает помощь социальному педагогу в проведении анкетирования, учащихся и
их родителей по проблеме самоопределения;
проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся
к профильному и профессиональному самоопределению;
организует встречи учащихся с выпускниками школы — студентами вузов,
средних профессиональных учебных заведений.
Реализует проект внеурочной деятельности «Россия — мои горизонты»
Учителя-предметники:
✓
✓
✓
✓
✓
способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности
личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную
деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные
недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и
т.д.:
обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у
учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;
способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;
адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей
учащихся.
Заведующая библиотекой:
регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору
профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;
✓ изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу,
помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и
читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;
✓ обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о
потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии,
вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);
✓ регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям
(машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д)
✓
Социальный педагог:
способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки,
поскольку, как правило, у таких детей она занижена;
✓ оказывает педагогическую поддержку детям
группы риска в процессе их
профессионального и жизненного самоопределения;
✓ осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;
✓ оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных
факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.
✓
3. Направления и формы работы.
Организационно-методическая деятельность
✓
✓
Работа координаторов по профориентационной работе с учащимися.
Методическая помощь учителям в подборке материалов.
Работа с учащимися
✓
✓
✓
✓
✓
✓
Комплекс профориентационных услуг в виде диагностических мероприятий,
занятий и тренингов по планированию карьеры;
Консультации по выбору профиля обучения (индивидуальные, групповые.).
Анкетирование
Организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия)
Встречи с представителями предприятий, учебных заведений.
Работа на платформе «Билет в будущее»
Работа с родителями
✓
✓
✓
✓
✓
✓
✓
✓
✓
✓
проведение родительских собраний, (общешкольных., классных);
лектории для родителей.
индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;
анкетирование родителей учащихся;
привлечение родителей школьников для выступлений перед учащимися с беседами;
привлечение родителей учащихся для работы руководителями кружков, спортивных
секций, художественных студий, ученических театров, общественных ученических
организаций;
помощь родителей в организации профессиональных проб старшеклассников на
предприятиях;
помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в
каникулярное время;
избрание родительского комитета школы из представителей родительских
комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в
сотрудничестве
с
учителями
оказывать
педагогическую
поддержку
самоопределения школьников;
создание
попечительского
совета,
включающего
работников
общеобразовательного учебного заведения, родителей учащихся, частных
предпринимателей, оказывающих спонсорскую помощь школе, представителей
шефских организаций и т.д.
4. Оценка эффективность профориентации школьников
5.1
Критерии эффективности профориентационной работы
К основным
результативным
критериям
и
профориентационной работы, прежде всего, относится:
•
•
•
•
•
показателям
эффективности
достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного
представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник
не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности
информации в данном случае является ясное представление им требований
профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в
данных специалистах.
потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности
потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии — это
самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой
информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но
проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности,
самостоятельное составление своего профессионального плана.
уверенность школьника в социальной значимости труда, т. е. сформированное
отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных
ценностей учащихся VIII—XI классов отношение к труду как к жизненной ценности
прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.
степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить
свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность
его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный
специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о
его профессионально важных качествах.
наличие у учащегося обоснованного профессионального плана.
В качестве процессуальных критериев эффективности профориентационной работы
выделяются следующие:
•
•
индивидуальный характер любого профориентационного воздействия (учет
индивидуальных особенностей школьника, характера семейных взаимоотношений,
опыта трудовых действий, развития профессионально важных качеств);
направленность профориентационных воздействий прежде всего на
всестороннее развитие личности (предоставление свободы в выборе профессии,
создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной
деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы
профессиональной деятельности и определении профессионального плана).
5.2. Критерии и показатели готовности старшеклассников к профессиональному
самоопределению, согласованные с выбором профиля обучения
Критерии
Показатели
9 класс
1. Знание своих склонностей, способностей, индивидуальных
качеств.
2. Владение способами самодиагностики и саморазвития.
Когнитивный
3. Знание многообразия мира труда и профессий; необходимости
профессионально
го выбора в соответствии со своими желаниями, склонностями,
способностями.
4. Понимание специфики профильного обучения, его значения для
профессионального самоопределения.
1. Заинтересованность в получении знаний.
2. Положительное отношение к продолжению обучения в
соответствии с избираемым профилем.
Мотивационно- ценностный
3. Осознанная мотивация на профильное обучение как условие для
достижения поставленной цели выбора желаемой
профессиональной деятельности.
4. Осознание необходимости выбора профиля обучения на основе
соотнесения своих профессиональных намерений с личностными
склонностями и возможностями.
5. Адекватное отношение к себе как субъекту выбора профиля
обучения, самостоятельность и активность при осуществлении
выбора.
Деятельностнопрактический
1. Проявление волевых усилий в достижении поставленных
профессионально-ориентированных целей.
Проявление своего творческого потенциала, коммуникативности и
самостоятельности в достижении наивысших результатов по
интересующим, профессионально значимым учебным
дисциплинам.