Утверждаю
Приказ №165/5 от 28.08.2024г
Директор гимназии:
В.И.Замыслова
Модель профильного обучения
в МБОУ Торопецкая гимназия имени Патриарха Тихона на 2024/2025 учебный год
В соответствии со ст. 66, 67 Закона «Об образовании в Российской Федерации»: Федерального закона от 29
декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Постановлением Правительства
Тверской области от 18.02.2024 года №85-пп «О порядке организации индивидуального отбора при приеме либо
переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и
среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или профильного
обучения», с изменениями и дополнениями).
Этапы формирования профилей
1 этап. Организация самоопределения подростков
Для обеспечения успешного самоопределения подростков планируется комплексная работа, которая включает:
•
курсы по выбору на предпрофильной ступени;
•
педагогическая и психологическая диагностика (система мероприятий, направленных на самопознание);
•
развитие умений вырабатывать и аргументировать собственное мнение, принимать решения, планировать
деятельность (тренинги, проектная деятельность);
•
информационная работа, направленная на ориентирование учащихся в окружающей образовательной и
трудовой инфраструктуре (информирование, взаимодействие учреждений при организации учебного процесса);
•
профориентационная работа, развитие способностей к социальному самоопределению учащихся;
•
вовлечение родителей в процесс самоопределения учащихся (родительские собрания, родительские
классные часы и т.п.).
2 этап. Подготовка педагогических кадров в ходе организации профильного обучения
Предлагаемые меры по профилизации образовательного пространства предполагают изменения в содержании и
формах педагогической деятельности участников педагогических коллективов образовательных учреждений.
3 этап. Основной
Он состоит из следующих шагов:
1.
Проведение опроса учащихся и родителей о планируемом профессиональном выборе, его причинах, об
определяемом им запросе на изучение общеобразовательных предметов и дополнительных курсов.
2.
Определение возможных профилей, которые будут востребованы девятиклассниками.
3.
Независимая оценка учащихся 9-х классов учителями, которые их учат и знают с точки зрения
рекомендаций, продолжать либо нет обучение по тому или иному профилю.
4.
Оценка и определение профиля на основе учета множества факторов (семейные традиции, склонности
учащегося, способности учащегося, мнение родителей, возможность продолжения образования и карьеры,
рекомендации учителей, школьного психолога и др.).
5.
Подача девятиклассниками и их родителями заявок на обучение в старшей школе по тому или иному
профилю.
6.
Формирование учебного плана профильных классов.
7.
День открытых дверей в старшей школе: демонстрация имеющихся на старшей ступени возможностей,
конкретизация предлагаемых образовательных услуг, представление будущих преподавателей профильных
классов, презентация ими концепции преподавания предмета.
8.
Выявление мнения учащихся о распределении вариативного компонента учебного плана с учетом
выбранного профиля.
9.
Предъявление учебных планов родителям на собраниях в 9-х классах, окончательная коррекция планов.
5 профилей обучения:
1. Гуманитарный;
2. Естественно-научный;
3.Технологический профиль;
4. Универсальный;
5. Социально-экономический.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ
Технологический профиль ориентирован на производственную, инженерную и информационную сферы
деятельности, поэтому в данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы и
дополнительные предметы, курсы преимущественно из предметных областей «Математика и информатика» и
«Естественно-научные предметы».
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ
Социально-экономический профиль ориентирует на профессии, связанные с социальной сферой, финансами и
экономикой, с обработкой информации, с такими сферами деятельности, как управление, предпринимательство,
работа с финансами и др. В данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы
преимущественно из предметных областей «Математика и информатика», «Общественно-научные предметы».
ГУМАНИТАРНЫЙ ПРОФИЛЬ
Гуманитарный профиль образования — это углублённое изучение дисциплин, связанных с человеком и его
жизнедеятельностью в обществе. В данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные
предметы преимущественно из предметных областей «Русский язык и литература», «Общественно-научные
предметы» и «Иностранные языки».
Психолого-педагогический профиль образования ориентирует на такие сферы деятельности, как педагогика,
психология, общественные отношения и др. Школьная программа психолого-педагогического профиля делает упор
на следующие предметы и элективные курсы:
-педагогика;
-психология.
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЙ ПРОФИЛЬ
Естественно-научный профиль ориентирует на такие сферы деятельности, как медицина, биотехнологии и др. Для
изучения на углубленном уровне выбирают учебные предметы из предметных областей «Естественно-научные
предметы» (химия, биология, математика).
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ
Универсальный профиль ориентирован в первую очередь на обучающихся, кто ещё не определился с выбором профиля.
С одной стороны он позволяет ограничиться базовым уровнем изучения по большинству предметов, с другой – ученик
может изучать ряд учебных индивидуальных образовательных интересов или с целью подготовки к поступлению в вуз.
Как выбрать профиль в 10 классе
При выборе профиля стоит:
— ориентироваться на свои способности и интересы, но помнить, что хобби и увлечения не всегда должны
перерастать в профессию. Если ребенку нравится находиться на природе или ухаживать за больными животными, это
еще не означает, что он должен стать лесником или ветеринаром.
— составить список вузов и специальностей, на которых ребенок хочет учиться. Посмотреть какие предметы в
формате ЕГЭ нужно сдавать для поступления на них.
— сравнить список предметов для поступления с профилями открытыми в школе. Допустим, в школе открыт
естественно-научный профиль с углубленным изучением химии и биологии, а ребенку нужен более редкое сочетание
химия + физика. В этом случае, можно поискать школу с узким профилем. И наоборот, если ребенок сомневается между
несколькими профессиями или не уверен, что хорошо сдаст какой-то предмет, стоит выбрать более широкий профиль.
Например, ребенок не знает, сможет ли хорошо выучить материал по истории, тогда ему подойдет гуманитарный
профиль с углубленным изучением сразу трех предметов: истории, обществознания и иностранного языка. Если он
завалит историю, то всегда сможет поступить с результатами по обществознанию и английскому языку.
— пройти профориентацию. Не каждый ребенок, только закончивший 9 класс, четко знает, чем хочет заниматься в
жизни, кем стать. В этом возрасте подросток только узнает себя и свои способности, а его интересы меняются, подчас
кардинально. Родители ждут от ребенка, что он выберет профиль, который определит его дальнейшую судьбу и карьеру.
Это большая ответственность, к которой ребенок может быть не готов. В этом случае, подростку может
понадобиться помощь профориентолога — специалиста по карьере.
Организация профильного обучения на уровне среднего общего образования в 2024-2025
учебном году
В МБОУ Торопецкая гимназия имени Патриарха Тихона реализуется профильное обучение по
внутришкольной модели (что позволяет школе самостоятельно выбирать количество, предметную или
межпредметную направленность, уровень сложности предметных областей, степень теоретической и
практической направленности профилей, которые она готова реализовать)
В МБОУ Торопецкая гимназия имени Патриарха Тихона реализуется универсальный профиль
По запросу обучающихся и их родителей (законных представителей) два предмета в 10 и 11 классах изучаются на
углубленном уровне: в 10 классе (математика, история), в 11 классе (математика, литература).
Профиль класса Класс Количество
Перечень предметов
изучаемых на
углубленном уровне
Алгебра
Геометрия
Универсальный
Универсальный
10
11
2
2
Кол-во
часов
3
1
История
4
Геометрия
Вероятность и
статистика
Литература
Условия реализации программы
4
Вероятность и
статистика
Алгебра
Модель организации учебного
процесса
Традиционная внутришкольная
модель организации профильного
обучения
Цифровые, кадровые материальнотехнические условия введения ФГОС
СОО
Традиционная внутришкольная
модель организации профильного
обучения
Цифровые, кадровые материальнотехнические условия введения ФГОС
СОО
Традиционная внутришкольная
модель организации профильного
обучения
Цифровые, кадровые материальнотехнические условия введения ФГОС
СОО
Традиционная внутришкольная
модель организации профильного
обучения
Цифровые, кадровые материальнотехнические условия введения ФГОС
СОО
4
3
1
5
Перечень условий, обеспечивающих реализацию программы профильного класса
•
•
•
Кадровые. В школе имеются высококвалифицированные педагоги, способные реализовывать программы
дисциплин с учетом актуальных тенденций.
Материально-техническая база. В школе созданы необходимые условия для реализации учебного процесса по
данным предметам, имеется оборудование для проектной и исследовательской деятельности, в том числе
оборудование «Точка роста»".
Учебные материалы. Обучающиеся и педагоги 100% обеспечены соответствующими учебниками и
методическими материалами
Общая схема организации мониторинга УВП в профильном классе включает:
•
•
•
вводный контроль знаний, умений и навыков учащихся класса профиля в начале учебного года;
промежуточный контроль знаний, умений и навыков учащихся класса профиля в середине учебного года;
итоговый контроль знаний, умений и навыков учащихся класса профиля в конце учебного года.
Блок I Организация самоопределения подростков
Информационно- мотивационная работа
PXHIOOHJRH