МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Тверской области
Торопецкий муниципальный округ Тверской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Торопецкая гимназия имени святителя Тихона,
Патриарха Московского и всея России
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
На заседании
Директор гимназии
педагогического совета
________________________
________________________
Замыслова В.И.
Протокол №1
От «02» 07 2024 г.
Замыслова В.И.
Приказ №7
от «02» 07 2024 г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ТОРОПЕЦКАЯ
ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ
ТИХОНА, ПАТРИАРХА
МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ
Подписано цифровой подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТОРОПЕЦКАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ
СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА, ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ
DN: c=RU, st=Тверская область, street=Ул. Карла Маркса Зд. 59, l=Торопец,
title=ДИРЕКТОР МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ ТОРОПЕЦКОЙ ГИМНАЗИИ ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА,
ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТОРОПЕЦКАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ
СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА, ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ,
1.2.643.100.1=120D31323436393030303035313230,
1.2.643.100.3=120B3033393132383332313438,
1.2.643.100.4=120A36393030303039333831,
1.2.643.3.131.1.1=120C363931323037373137313530, email=perwaya2018@mail.ru,
givenName=Валентина Ивановна, sn=Замыслова, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТОРОПЕЦКАЯ ГИМНАЗИЯ
ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА, ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ
Дата: 2024.08.08 09:49:15 +03'00'
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 3248633)
учебного предмета «Изобразительное искусство»
для обучающихся 7 класса
Торопец, 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа основного общего образования по изобразительному
искусству составлена на основе требований к результатам освоения
программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, а
также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного
развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в
федеральной рабочей программе воспитания.
Основная цель изобразительного искусства – развитие визуальнопространственного мышления обучающихся как формы эмоциональноценностного, эстетического освоения мира, формы самовыражения и
ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Изобразительное искусство имеет интегративный характер и включает в
себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живописи,
графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративноприкладного искусства, фотографии, функции художественного изображения
в зрелищных и экранных искусствах. Важнейшими задачами программы по
изобразительному искусству являются формирование активного отношения к
традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой
ценности, воспитание гражданственности и патриотизма, уважения и
бережного отношения к истории культуры России, выраженной в её
архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах
предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты
человека.
Программа по изобразительному искусству направлена на развитие
личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности,
творческого развития и формирования готовности к саморазвитию и
непрерывному образованию.
Программа по изобразительному искусству ориентирована на
психовозрастные особенности развития обучающихся 11–15 лет.
Целью изучения изобразительного искусства является освоение
разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики,
скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного
искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах (вариативно).
Задачами изобразительного искусства являются:
освоение художественной культуры как формы выражения в
пространственных
формах
духовных
ценностей,
формирование
представлений о месте и значении художественной деятельности в жизни
общества;
формирование у обучающихся представлений об отечественной и
мировой художественной культуре во всём многообразии её видов;
формирование у обучающихся навыков эстетического видения и
преобразования мира;
приобретение опыта создания творческой работы посредством
различных художественных материалов в разных видах визуальнопространственных искусств: изобразительных (живопись, графика,
скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне, опыта
художественного творчества в компьютерной графике и анимации,
фотографии, работы в синтетических искусствах (театр и кино) (вариативно);
формирование пространственного мышления и аналитических
визуальных способностей;
овладение
представлениями
о
средствах
выразительности
изобразительного искусства как способах воплощения в видимых
пространственных формах переживаний, чувств и мировоззренческих
позиций человека;
развитие наблюдательности, ассоциативного мышления и творческого
воображения;
воспитание уважения и любви к культурному наследию России через
освоение отечественной художественной культуры;
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного
искусства, формирование активного отношения к традициям художественной
культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.
Общее число часов, рекомендованных для изучения изобразительного
искусства в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
7 КЛАСС
Модуль № 3 «Архитектура и дизайн».
Архитектура и дизайн – искусства художественной постройки – конструктивные искусства.
Дизайн и архитектура как создатели «второй природы» – предметно-пространственной среды жизни людей.
Функциональность предметно-пространственной среды и выражение в ней мировосприятия, духовноценностных позиций общества.
Материальная культура человечества как уникальная информация о жизни людей в разные исторические
эпохи.
Роль архитектуры в понимании человеком своей идентичности. Задачи сохранения культурного наследия и
природного ландшафта.
Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития. Единство
функционального и художественного – целесообразности и красоты.
Графический дизайн.
Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности. Основы формальной
композиции в конструктивных искусствах.
Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква, текст и изображение.
Формальная композиция как композиционное построение на основе сочетания геометрических фигур, без
предметного содержания.
Основные свойства композиции: целостность и соподчинённость элементов.
Ритмическая организация элементов: выделение доминанты, симметрия и асимметрия, динамическая и
статичная композиция, контраст, нюанс, акцент, замкнутость или открытость композиции.
Практические упражнения по созданию композиции с вариативным ритмическим расположением
геометрических фигур на плоскости.
Роль цвета в организации композиционного пространства. Функциональные задачи цвета в конструктивных
искусствах.
Цвет и законы колористики. Применение локального цвета. Цветовой акцент, ритм цветовых форм,
доминанта.
Шрифты и шрифтовая композиция в графическом дизайне. Форма буквы как изобразительно-смысловой
символ.
Шрифт и содержание текста. Стилизация шрифта.
Типографика. Понимание типографской строки как элемента плоскостной композиции.
Выполнение аналитических и практических работ по теме «Буква – изобразительный элемент композиции».
Логотип как графический знак, эмблема или стилизованный графический символ. Функции логотипа.
Шрифтовой логотип. Знаковый логотип.
Композиционные основы макетирования в графическом дизайне при соединении текста и изображения.
Искусство плаката. Синтез слова и изображения. Изобразительный язык плаката. Композиционный монтаж
изображения и текста в плакате, рекламе, поздравительной открытке.
Многообразие форм графического дизайна. Дизайн книги и журнала. Элементы, составляющие конструкцию
и художественное оформление книги, журнала.
Макет разворота книги или журнала по выбранной теме в виде коллажа или на основе компьютерных
программ.
Макетирование объёмно-пространственных композиций.
Композиция плоскостная и пространственная. Композиционная организация пространства. Прочтение
плоскостной композиции как «чертежа» пространства.
Макетирование. Введение в макет понятия рельефа местности и способы его обозначения на макете.
Выполнение практических работ по созданию объёмно-пространственных композиций. Объём и
пространство. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
Структура зданий различных архитектурных стилей и эпох: выявление простых объёмов, образующих
целостную постройку. Взаимное влияние объёмов и их сочетаний на образный характер постройки.
Понятие тектоники как выражение в художественной форме конструктивной сущности сооружения и логики
конструктивного соотношения его частей.
Роль эволюции строительных материалов и строительных технологий в изменении архитектурных
конструкций (перекрытия и опора – стоечно-балочная конструкция – архитектура сводов, каркасная каменная
архитектура, металлический каркас, железобетон и язык современной архитектуры).
Многообразие предметного мира, создаваемого человеком. Функция вещи и её форма. Образ времени в
предметах, создаваемых человеком.
Дизайн предмета как искусство и социальное проектирование. Анализ формы через выявление сочетающихся
объёмов. Красота – наиболее полное выявление функции предмета. Влияние развития технологий и материалов на
изменение формы предмета.
Выполнение аналитических зарисовок форм бытовых предметов.
Творческое проектирование предметов быта с определением их функций и материала изготовления.
Цвет в архитектуре и дизайне. Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре.
Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна.
Конструирование объектов дизайна или архитектурное макетирование с использованием цвета.
Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека.
Образ и стиль материальной культуры прошлого. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни,
изменения мировоззрения людей и развития производственных возможностей. Художественно-аналитический
обзор развития образно-стилевого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной
культуры разных народов и эпох.
Архитектура народного жилища, храмовая архитектура, частный дом в предметно-пространственной среде
жизни разных народов.
Выполнение заданий по теме «Архитектурные образы прошлых эпох» в виде аналитических зарисовок
известных архитектурных памятников по фотографиям и другим видам изображения.
Пути развития современной архитектуры и дизайна: город сегодня и завтра.
Архитектурная и градостроительная революция XX в. Её технологические и эстетические предпосылки и
истоки. Социальный аспект «перестройки» в архитектуре.
Отрицание канонов и сохранение наследия с учётом нового уровня материально-строительной техники.
Приоритет функционализма. Проблема урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного
города.
Пространство городской среды. Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом
жизни людей.
Роль цвета в формировании пространства. Схема-планировка и реальность.
Современные поиски новой эстетики в градостроительстве. Выполнение практических работ по теме «Образ
современного города и архитектурного стиля будущего»: фотоколлажа или фантазийной зарисовки города
будущего.
Индивидуальный образ каждого города. Неповторимость исторических кварталов и значение культурного
наследия для современной жизни людей.
Дизайн городской среды. Малые архитектурные формы. Роль малых архитектурных форм и архитектурного
дизайна в организации городской среды и индивидуальном образе города.
Проектирование дизайна объектов городской среды. Устройство пешеходных зон в городах, установка
городской мебели (скамьи, «диваны» и прочие), киосков, информационных блоков, блоков локального озеленения
и другое.
Выполнение практической работы по теме «Проектирование дизайна объектов городской среды» в виде
создания коллажнографической композиции или дизайн-проекта оформления витрины магазина.
Интерьер и предметный мир в доме. Назначение помещения и построение его интерьера. Дизайн
пространственно-предметной среды интерьера.
Образно-стилевое единство материальной культуры каждой эпохи. Интерьер как отражение стиля жизни его
хозяев.
Зонирование интерьера – создание многофункционального пространства. Отделочные материалы, введение
фактуры и цвета в интерьер.
Интерьеры общественных зданий (театр, кафе, вокзал, офис, школа).
Выполнение практической и аналитической работы по теме «Роль вещи в образно-стилевом решении
интерьера» в форме создания коллажной композиции.
Организация архитектурно-ландшафтного пространства. Город в единстве с ландшафтно-парковой средой.
Основные школы ландшафтного дизайна. Особенности ландшафта русской усадебной территории и задачи
сохранения исторического наследия. Традиции графического языка ландшафтных проектов.
Выполнение дизайн-проекта территории парка или приусадебного участка в виде схемы-чертежа.
Единство эстетического и функционального в объёмно-пространственной организации среды
жизнедеятельности людей.
Образ человека и индивидуальное проектирование.
Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа и индивидуальности человека, его
вкуса, потребностей и возможностей.
Образно-личностное проектирование в дизайне и архитектуре.
Проектные работы по созданию облика частного дома, комнаты и сада. Дизайн предметной среды в
интерьере частного дома. Мода и культура как параметры создания собственного костюма или комплекта одежды.
Костюм как образ человека. Стиль в одежде. Соответствие материи и формы. Целесообразность и мода. Мода
как ответ на изменения в укладе жизни, как бизнес и в качестве манипулирования массовым сознанием.
Характерные особенности современной одежды. Молодёжная субкультура и подростковая мода. Унификация
одежды и индивидуальный стиль. Ансамбль в костюме. Роль фантазии и вкуса в подборе одежды.
Выполнение практических творческих эскизов по теме «Дизайн современной одежды».
Искусство грима и причёски. Форма лица и причёска. Макияж дневной, вечерний и карнавальный. Грим
бытовой и сценический.
Имидж-дизайн и его связь с публичностью, технологией социального поведения, рекламой, общественной
деятельностью.
Дизайн и архитектура – средства организации среды жизни людей и строительства нового мира.
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ
ИСКУССТВУ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ПО
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ
Личностные результаты освоения рабочей программы основного общего образования по изобразительному
искусству достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности.
В центре программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС общего образования находится
личностное развитие обучающихся, приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям,
социализация личности.
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов, указанных во ФГОС
ООО: формирование у обучающихся основ российской идентичности, ценностные установки и социально
значимые качества личности, духовно-нравственное развитие обучающихся и отношение обучающихся к
культуре, мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально
значимой деятельности.
1) Патриотическое воспитание.
Осуществляется через освоение обучающимися содержания традиций, истории и современного развития
отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, прикладном и изобразительном искусстве.
Воспитание патриотизма в процессе освоения особенностей и красоты отечественной духовной жизни,
выраженной в произведениях искусства, посвящённых различным подходам к изображению человека, великим
победам, торжественным и трагическим событиям, эпической и лирической красоте отечественного пейзажа.
Патриотические чувства воспитываются в изучении истории народного искусства, его житейской мудрости и
значения символических смыслов. Урок искусства воспитывает патриотизм в процессе собственной
художественно-практической деятельности обучающегося, который учится чувственно-эмоциональному
восприятию и творческому созиданию художественного образа.
2) Гражданское воспитание.
Программа по изобразительному искусству направлена на активное приобщение обучающихся к
традиционным российским духовно-нравственным ценностям. При этом реализуются задачи социализации и
гражданского воспитания обучающегося. Формируется чувство личной причастности к жизни общества.
Искусство рассматривается как особый язык, развивающий коммуникативные умения. В рамках изобразительного
искусства происходит изучение художественной культуры и мировой истории искусства, углубляются
интернациональные чувства обучающихся. Учебный предмет способствует пониманию особенностей жизни
разных народов и красоты различных национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы, а
также участие в общих художественных проектах создают условия для разнообразной совместной деятельности,
способствуют пониманию другого, становлению чувства личной ответственности.
3) Духовно-нравственное воспитание.
В искусстве воплощена духовная жизнь человечества, концентрирующая в себе эстетический,
художественный и нравственный мировой опыт, раскрытие которого составляет суть учебного предмета. Учебные
задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и развитие его эмоционально-образной,
чувственной сферы. Развитие творческого потенциала способствует росту самосознания обучающегося,
осознанию себя как личности и члена общества. Ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность на
занятиях по изобразительному искусству способствует освоению базовых ценностей – формированию отношения
к миру, жизни, человеку, семье, труду, культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения
человеком полноты проживаемой жизни.
4) Эстетическое воспитание.
Эстетическое (от греч. aisthetikos – чувствующий, чувственный) – это воспитание чувственной сферы
обучающегося на основе всего спектра эстетических категорий: прекрасное, безобразное, трагическое,
комическое, высокое, низменное. Искусство понимается как воплощение в изображении и в создании предметнопространственной среды постоянного поиска идеалов, веры, надежд, представлений о добре и зле. Эстетическое
воспитание является важнейшим компонентом и условием развития социально значимых отношений
обучающихся. Способствует формированию ценностных ориентаций обучающихся в отношении к окружающим
людям, стремлению к их пониманию, отношению к семье, к мирной жизни как главному принципу человеческого
общежития, к самому себе как самореализующейся и ответственной личности, способной к позитивному
действию в условиях соревновательной конкуренции. Способствует формированию ценностного отношения к
природе, труду, искусству, культурному наследию.
5) Ценности познавательной деятельности.
В процессе художественной деятельности на занятиях изобразительным искусством ставятся задачи
воспитания наблюдательности – умений активно, то есть в соответствии со специальными установками, видеть
окружающий мир. Воспитывается эмоционально окрашенный интерес к жизни. Навыки исследовательской
деятельности развиваются в процессе учебных проектов на уроках изобразительного искусства и при выполнении
заданий культурно-исторической направленности.
6) Экологическое воспитание.
Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем,
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, формирование нравственно-эстетического
отношения к природе воспитывается в процессе художественно-эстетического наблюдения природы, её образа в
произведениях искусства и личной художественно-творческой работе.
7) Трудовое воспитание.
Художественно-эстетическое развитие обучающихся обязательно должно осуществляться в процессе личной
художественно-творческой работы с освоением художественных материалов и специфики каждого из них. Эта
трудовая и смысловая деятельность формирует такие качества, как навыки практической (не теоретиковиртуальной) работы своими руками, формирование умений преобразования реального жизненного пространства
и его оформления, удовлетворение от создания реального практического продукта. Воспитываются качества
упорства, стремления к результату, понимание эстетики трудовой деятельности. А также умения сотрудничества,
коллективной трудовой работы, работы в команде – обязательные требования к определённым заданиям
программы.
8) Воспитывающая предметно-эстетическая среда.
В процессе художественно-эстетического воспитания обучающихся имеет значение организация
пространственной среды общеобразовательной организации. При этом обучающиеся должны быть активными
участниками (а не только потребителями) её создания и оформления пространства в соответствии с задачами
общеобразовательной организации, среды, календарными событиями школьной жизни. Эта деятельность
обучающихся, как и сам образ предметно-пространственной среды общеобразовательной организации, оказывает
активное воспитательное воздействие и влияет на формирование позитивных ценностных ориентаций и
восприятие жизни обучающихся.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными познавательными действиями
У обучающегося будут сформированы следующие пространственные представления и сенсорные
способности как часть универсальных познавательных учебных действий:
сравнивать предметные и пространственные объекты по заданным основаниям;
характеризовать форму предмета, конструкции;
выявлять положение предметной формы в пространстве;
обобщать форму составной конструкции;
анализировать структуру предмета, конструкции, пространства, зрительного образа;
структурировать предметно-пространственные явления;
сопоставлять пропорциональное соотношение частей внутри целого и предметов между собой;
абстрагировать образ реальности в построении плоской или пространственной композиции.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и исследовательские действия как
часть универсальных познавательных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки явлений художественной культуры;
сопоставлять, анализировать, сравнивать и оценивать с позиций эстетических категорий явления
искусства и действительности;
классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей;
ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
вести исследовательскую работу по сбору информационного материала по установленной или выбранной
теме;
самостоятельно формулировать выводы и обобщения по результатам наблюдения или исследования,
аргументированно защищать свои позиции.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть универсальных
познавательных учебных действий:
использовать различные методы, в том числе электронные технологии, для поиска и отбора информации
на основе образовательных задач и заданных критериев;
использовать электронные образовательные ресурсы;
уметь работать с электронными учебными пособиями и учебниками;
выбирать,
анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию,
представленную в произведениях искусства, в текстах, таблицах и схемах;
самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему в различных видах её
представления: в рисунках и эскизах, тексте, таблицах, схемах, электронных презентациях.
Овладение универсальными коммуникативными действиями
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных
универсальных учебных действий:
понимать искусство в качестве особого языка общения – межличностного (автор – зритель), между
поколениями, между народами;
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями
общения, развивая способность к эмпатии и опираясь на восприятие окружающих;
вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять
свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно, доказательно отстаивая свои
позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления, находить общее решение и разрешать конфликты
на основе общих позиций и учёта интересов;
публично представлять и объяснять результаты своего творческого, художественного или
исследовательского опыта;
взаимодействовать, сотрудничать в коллективной работе, принимать цель совместной деятельности и
строить действия по её достижению, договариваться, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться, ответственно относиться к задачам, своей роли в достижении общего результата.
Овладение универсальными регулятивными действиями
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как часть универсальных
регулятивных учебных действий:
осознавать или самостоятельно формулировать цель и результат выполнения учебных задач, осознанно
подчиняя поставленной цели совершаемые учебные действия, развивать мотивы и интересы своей
учебной деятельности;
планировать пути достижения поставленных целей, составлять алгоритм действий, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных, познавательных, художественно-творческих задач;
уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем
пространстве и бережно относясь к используемым материалам.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как часть универсальных
регулятивных учебных действий:
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в
процессе достижения результата;
владеть основами самоконтроля, рефлексии, самооценки на основе соответствующих целям критериев.
У обучающегося будут сформированы следующие умения эмоционального интеллекта как часть
универсальных регулятивных учебных действий:
развивать способность управлять собственными эмоциями, стремиться к пониманию эмоций других;
уметь рефлексировать эмоции как основание для художественного восприятия искусства и собственной
художественной деятельности;
развивать свои эмпатические способности, способность сопереживать, понимать намерения и
переживания свои и других;
признавать своё и чужое право на ошибку;
работать индивидуально и в группе; продуктивно участвовать в учебном сотрудничестве, в совместной
деятельности со сверстниками, с педагогами и межвозрастном взаимодействии.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 7 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам
программы по изобразительному искусству:
Модуль № 3 «Архитектура и дизайн»
характеризовать архитектуру и дизайн как конструктивные виды искусства, то есть искусства
художественного построения предметно-пространственной среды жизни людей;
объяснять роль архитектуры и дизайна в построении предметно-пространственной среды жизнедеятельности
человека;
рассуждать о влиянии предметно-пространственной среды на чувства, установки и поведение человека;
рассуждать о том, как предметно-пространственная среда организует деятельность человека и представления
о самом себе;
объяснять ценность сохранения культурного наследия, выраженного в архитектуре, предметах труда и быта
разных эпох.
Графический дизайн:
объяснять понятие формальной композиции и её значение как основы языка конструктивных искусств;
объяснять основные средства – требования к композиции;
уметь перечислять и объяснять основные типы формальной композиции;
составлять различные формальные композиции на плоскости в зависимости от поставленных задач;
выделять при творческом построении композиции листа композиционную доминанту;
составлять формальные композиции на выражение в них движения и статики;
осваивать навыки вариативности в ритмической организации листа;
объяснять роль цвета в конструктивных искусствах;
различать технологию использования цвета в живописи и в конструктивных искусствах;
объяснять выражение «цветовой образ»;
применять цвет в графических композициях как акцент или доминанту, объединённые одним стилем;
определять шрифт как графический рисунок начертания букв, объединённых общим стилем, отвечающий
законам художественной композиции;
соотносить особенности стилизации рисунка шрифта и содержание текста, различать «архитектуру» шрифта
и особенности шрифтовых гарнитур, иметь опыт творческого воплощения шрифтовой композиции (буквицы);
применять печатное слово, типографскую строку в качестве элементов графической композиции;
объяснять функции логотипа как представительского знака, эмблемы, торговой марки, различать шрифтовой
и знаковый виды логотипа, иметь практический опыт разработки логотипа на выбранную тему;
иметь творческий опыт построения композиции плаката, поздравительной открытки или рекламы на основе
соединения текста и изображения;
иметь представление об искусстве конструирования книги, дизайне журнала, иметь практический творческий
опыт образного построения книжного и журнального разворотов в качестве графических композиций.
Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека:
иметь опыт построения объёмно-пространственной композиции как макета архитектурного пространства в
реальной жизни;
уметь выполнять построение макета пространственно-объёмной композиции по его чертежу;
выявлять структуру различных типов зданий и характеризовать влияние объёмов и их сочетаний на образный
характер постройки и её влияние на организацию жизнедеятельности людей;
знать о роли строительного материала в эволюции архитектурных конструкций и изменении облика
архитектурных сооружений;
иметь представление, как в архитектуре проявляются мировоззренческие изменения в жизни общества и как
изменение архитектуры влияет на характер организации и жизнедеятельности людей;
иметь знания и опыт изображения особенностей архитектурно-художественных стилей разных эпох,
выраженных в постройках общественных зданий, храмовой архитектуре и частном строительстве, в организации
городской среды;
характеризовать архитектурные и градостроительные изменения в культуре новейшего времени,
современный уровень развития технологий и материалов, рассуждать о социокультурных противоречиях в
организации современной городской среды и поисках путей их преодоления;
знать о значении сохранения исторического облика города для современной жизни, сохранения
архитектурного наследия как важнейшего фактора исторической памяти и понимания своей идентичности;
определять понятие «городская среда»; рассматривать и объяснять планировку города как способ
организации образа жизни людей;
знать различные виды планировки города, иметь опыт разработки построения городского пространства в
виде макетной или графической схемы;
характеризовать эстетическое и экологическое взаимное сосуществование природы и архитектуры, иметь
представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры и школах ландшафтного дизайна;
объяснять роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в установке связи между человеком и
архитектурой, в «проживании» городского пространства;
иметь представление о задачах соотношения функционального и образного в построении формы предметов,
создаваемых людьми, видеть образ времени и характер жизнедеятельности человека в предметах его быта;
объяснять, в чём заключается взаимосвязь формы и материала при построении предметного мира, объяснять
характер влияния цвета на восприятие человеком формы объектов архитектуры и дизайна;
иметь опыт творческого проектирования интерьерного пространства для конкретных задач
жизнедеятельности человека;
объяснять, как в одежде проявляются характер человека, его ценностные позиции и конкретные намерения
действий, объяснять, что такое стиль в одежде;
иметь представление об истории костюма в истории разных эпох, характеризовать понятие моды в одежде;
объяснять, как в одежде проявляются социальный статус человека, его ценностные ориентации,
мировоззренческие идеалы и характер деятельности;
иметь представление о конструкции костюма и применении законов композиции в проектировании одежды,
ансамбле в костюме;
уметь рассуждать о характерных особенностях современной моды, сравнивать функциональные особенности
современной одежды с традиционными функциями одежды прошлых эпох;
иметь опыт выполнения практических творческих эскизов по теме «Дизайн современной одежды», создания
эскизов молодёжной одежды для разных жизненных задач (спортивной, праздничной, повседневной и других);
различать задачи искусства театрального грима и бытового макияжа, иметь представление об имидж-дизайне,
его задачах и социальном бытовании, иметь опыт создания эскизов для макияжа театральных образов и опыт
бытового макияжа, определять эстетические и этические границы применения макияжа и стилистики причёски в
повседневном быту.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС. МОДУЛЬ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН»
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Количество часов
Всего
1
Архитектура и дизайн –
конструктивные виды искусства
1
2
Графический дизайн
8
3
4
5
Макетирование объемнопространственных композиций
Дизайн и архитектура как среда жизни
человека
Образ человека и индивидуальное
проектирование
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
7
10
8
34
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№ п/п
Тема урока
Количество
часов
Всего
1
Архитектура и дизайн – конструктивные виды искусства
1
2
Основы построения композиции
1
3
Прямые линии и организация пространства
1
4
Цвет – элемент композиционного творчества
1
5
Свободные формы: линии и тоновые пятна
1
6
Буква — изобразительный элемент композиции
1
7
Логотип как графический знак
1
8
Основы дизайна и макетирования плаката, открытки
1
9
Практическая работа «Проектирование книги /журнала»
1
10
От плоскостного изображения к объемному макету
1
11
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете
1
12
Здание как сочетание различных объёмных форм
1
13
Важнейшие архитектурные элементы здания
1
14
Вещь как сочетание объемов и образа времени
1
15
Роль и значение материала в конструкции
1
16
Роль цвета в формотворчестве
1
17
Обзор развития образно-стилевого языка архитектуры
1
18
Образ материальной культуры прошлого
1
19
Пути развития современной архитектуры и дизайна
1
20
Практическая работа «Образ современного города и архитектурного стиля будущего»
1
21
Проектирование дизайна объектов городской среды
1
22
Дизайн пространственно-предметной среды интерьера
1
23
Организация архитектурно-ландшафтного пространства
1
24
Интерьеры общественных зданий. Роль вещи в образно-стилевом решении интервьюера
1
25
Дизайн-проект территории парка
1
26
Дизайн-проект территории парка
1
27
Функционально-архитектурная планировка своего жилища
1
28
Проект организации пространства и среды жилой комнаты
1
29
Дизайн-проект интерьере частного дома
1
30
Мода и культура. Стиль в одежде
1
31
Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды
1
32
Дизайн современной одежды: творческие эскизы
1
33
Грим и причёска в практике дизайна
1
34
Имидж-дизайн
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Изобразительное искусство: 7-й класс: учебник, 7 класс/ Питерских А.
С., Гуров Г. Е.; под ред. Неменского Б. М., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»,2023
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Алехин А.Д., Когда начинается художник. М 2021 г.
2.Виноградова Г.Г. Изобразительное искусство в школе, 2020
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК;
РЭШ