МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Тверской области
Торопецкий муниципальный округ Тверской области
Муниципальное бюджетное общеобразлвательное учреждение
Торопецкая гимназия имени святителя Тихона,
Патриарха Московского и всея России
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
На заседании
педагогического совета
Директор гимназии
________________________
В.И. Замыслова
Приказ № 7 от 02 07 2024
________________________
Замыслова В.И.
Протокол №1 от 02 07 2024
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ТОРОПЕЦКАЯ
ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ
ТИХОНА, ПАТРИАРХА
МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ
Подписано цифровой подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТОРОПЕЦКАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ
СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА, ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ
DN: c=RU, st=Тверская область, street=Ул. Карла Маркса Зд. 59, l=Торопец,
title=ДИРЕКТОР МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ ТОРОПЕЦКОЙ ГИМНАЗИИ ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА, ПАТРИАРХА
МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТОРОПЕЦКАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ
СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА, ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ,
1.2.643.100.1=120D31323436393030303035313230,
1.2.643.100.3=120B3033393132383332313438,
1.2.643.100.4=120A36393030303039333831,
1.2.643.3.131.1.1=120C363931323037373137313530, email=perwaya2018@mail.ru,
givenName=Валентина Ивановна, sn=Замыслова, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТОРОПЕЦКАЯ ГИМНАЗИЯ
ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА, ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ
Дата: 2024.08.07 14:08:56 +03'00'
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного курса
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
для обучающихся 5 класса
Торопец, 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ
КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (
ОДНКНР) для 5 классов образовательных организаций составлена в соответствии с:
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);
требованиями к результатам освоения программы основного общего образования (личностным,
метапредметным, предметным);
основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для
основного общего образования.
В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования, а также учитываются возрастные и
психологические особенности обучающихся на ступени основного общего образования,
необходимость формирования межпредметных связей. Также в программе учитывается, что данная
дисциплина носит культурологический и воспитательный характер, что позволяет утверждать, что
именно духовно-нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской
идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей —
важнейший результат обучения ОДНКНР.
Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой части
культурного и исторического наследия народов России — один из ключевых национальных
приоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и развитию
российского общества, формированию гражданской идентичности у подрастающих поколений.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена указом
Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, пункт 91), к традиционным
российским духовно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы
человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу,
высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над
материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и
взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Именно традиционные российские духовно-нравственные ценности объединяют Россию как
многонациональное и многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о
гражданской идентичности как ключевом ориентире духовно-нравственного развития
обучающихся.
Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны, который
формируется с учётом национальных и стратегических приоритетов российского общества,
культурно-исторических традиций всех народов России, духовно-нравственных ценностей,
присущих ей на протяжении всей её истории.
В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность систематизировать,
расширять и углублять полученные в рамках общественно-научных дисциплин знания и
представления о структуре и закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем родной
страны, находить в истории российского общества существенные связи с традиционной духовнонравственной культурой России, определять свою идентичность как члена семьи, школьного
коллектива, региональной общности, гражданина страны с опорой на традиционные духовнонравственные ценности.
Не менее важно отметить, что данный курс формируется и преподаётся в соответствии с
принципами культурологичности и культуросообразности, научности содержания и подхода к
отбору информации, соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии.
В процессе изучения курса обучающиеся получают представление о существенных взаимосвязях
между материальной и духовной культурой, обусловленности культурных реалий современного
общества его духовно-нравственным обликом. Изучаются основные компоненты культуры, её
специфические инструменты самопрезентации, исторические и современные особенности духовнонравственного развития народов России.
Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской
идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание
себя как гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти.
Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом как
многонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех законами,
общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) на микроуровне
(собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиций,
этнической и религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как личность).
Принцип культурологичности в преподавании означает важность культурологического, а не
конфессионального подхода, отсутствие культурной, этнической, религиозной ангажированности в
содержании предмета и его смысловых акцентах.
Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной дисциплины означает
важность терминологического единства, необходимость освоения основных научных подходов к
рассмотрению культуры и усвоению научной терминологии для понимания культурообразующих
элементов и формирования познавательного интереса к этнокультурным и религиозным
феноменам.
Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии включает отбор тем
и содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего развития, когнитивным
способностям и социальным потребностям обучающихся, содержанию гуманитарных и
общественно-научных учебных предметов.
Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской гражданской
идентичности обучающихся в процессе изучения курса предметной области ОДНКНР включает
осознание важности наднационального и надконфессионального гражданского единства народов
России как основополагающего элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине. Данный
принцип должен быть реализован через поиск объединяющих черт в духовно-нравственной жизни
народов России, их культуре, религии и историческом развитии.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
Целями изучения учебного курса являются:
формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение
культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов
этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного
сосуществования народов, религий, национальных культур;
создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных
российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к
многонациональному народу Российской Федерации;
формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных
национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других
культур и мировоззрений;
идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного, исторического
и цивилизационного развития страны.
Цели курса определяют следующие задачи:
овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для
формирования гражданской идентичности обучающегося;
приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как
основополагающих элементах духовной культуры современного общества;
развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для
достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству
и материнству;
становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности вести
межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении
собственной культурной идентичности;
формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и
представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства,
музыки;
обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие
навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;
воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и
культурному наследию народов России;
содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на
приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли
личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской
идентичности для процветания общества в целом.
Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит значительный
вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и духовных
традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении основ
религиозной культуры и светской этики, окружающего мира, литературного чтения и других
предметов начальной школы;
углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов России, их роли в
развитии современного общества;
формированию основ морали и нравственности, воплощённых в семейных, этнокультурных и
религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих поступков с нравственными
идеалами, на осознание своих обязанностей перед обществом и государством;
воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям
своего народа и других народов России, толерантному отношению к людям другой культуры,
умению принимать и ценить ценности других культур, находить в них общее и особенное,
черты, способствующие взаимному обогащению культур;
пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения, способности к
сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска общих культурных стратегий и идеалов;
осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей, проявляющейся в
преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов над потребительскими
и эгоистическими;
раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества, объединяющих
светскость и духовность;
формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих развитию общества в
целом;
получению научных представлений о культуре и её функциях, особенностях взаимодействия с
социальными институтами, а, следовательно, способности их применять в анализе и изучении
социально-культурных явлений в истории и культуре России и современном обществе, давать
нравственные оценки поступков и событий на основе осознания главенствующей роли духовнонравственных ценностей в социальных и культурно-исторических процессах;
развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе, использовании и
структурировании информации, а также возможностей для активной самостоятельной
познавательной деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНОНРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный курс "Основы духовно-нравственной культуры народов России" изучается в 5 классе не
менее одного часа в неделе, общий объем составляет 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОГО КУРСА
Тематический блок 1.
«Культура России- как диалог культур разных народов»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?
Что такое культура.
Тема 2.
Человек творец и носитель культуры
Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие культур
и его причины. Единство культурного пространства России.
Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь между
материальной культурой и духовно-нравственными ценностями общества.
Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность. Мораль, нравственность,
ценности. Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная культура как реализация
ценностей.
Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека.
Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России.
Тематический блок 2.
««Нравственные ценности российского народа»
Нравственная культура человека и общества.
Патриотизм- нравственное чувство гражданина.
Гуманизм- высшее нравственное чувство человека.
Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к
близким.
Тематический блок 3.
«. «Интеллектуальная культура Российского общества»
Что такое интеллектуальная культура.
Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация
ценностей в культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в
культуре.
Тематический блок 4. ««Эстетическая культура общества».
Эстетические ценности культуры.
Единство эстетических знаний, убеждений , навыков, нормы поведения и деятельности.
Эстетическая культура, рожденная религией.
ПЛАНИРУЕМЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевых
установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную
основу образовательной программы.
Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности.
Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской
идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к
целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции
личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
1. Патриотическое воспитание
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской
гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему
многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов
России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской
государственности.
2. Гражданское воспитание
Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего
народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных
норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов
России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении,
расточительном потребительстве; сформированность понимания и принятия гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества с
помощью
воспитания
способности
к
духовному
развитию,
нравственному
самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным
чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
3. Ценности познавательной деятельности
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира.
Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию
через
развитие способностей
к
духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным
чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
4. Духовно-нравственное воспитание
Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни;
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали,
нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность
на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном
потреблении.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися межпредметных
понятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные учебные действия
(познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной,
познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и
осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и
сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение
навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных
форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории.
1. Познавательные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия включают:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД);
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач (знаково- символические / моделирование);
смысловое чтение;
развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других
поисковых систем.
2. Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникативные универсальные учебные действия включают:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество);
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
(коммуникация);
формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ-компетентность).
3. Регулятивные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия включают:
умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые
задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности (целеполагание);
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
(планирование);
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией(контроль и коррекция);
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения (оценка);
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов
действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа
мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов.
Тематическое планирование
№
п/п
Наименование
разделов и тем
программы
Количество часов
Дата
Виды, Электронные
изучения формы (цифровые)
всего контр практич
контро образователь
ольны
еские
ля
ные ресурсы
е
работы
работ
ы
Тематический блок 1. «Культура России как диалог культур разных народов»
1.1.
Зачем изучать
1
курс «Основы
духовнонравственной
культуры
народов России»?
0
1
Устный
опрос;
Практи
ческая
работа;
http://scoolcoll
ection.edu.ru
https://resh.edu
.ru/specialcour
se/
http://www.td.
gov.ru
http://ihtik.lib.r
u
1.2.
В мире культуры
1
0
1
Устный
опрос;
Практи
ческая
работа;
http://scoolcoll
ection.edu.ru
https://resh.edu
.ru/specialcour
se/
http://www.td.
gov.ru
http://ihtik.lib.r
u
1.3.
В мире культуры
1
0
1
Устный
опрос;
Практи
ческая
работа;
http://scoolcoll
ection.edu.ru
https://resh.edu
.ru/specialcour
se/
http://www.td.
gov.ru
http://ihtik.lib.r
u
1.4.
В мире культуры
1
0
1
Практи
ческая
работа;
Диктан
т;
http://scoolcoll
ection.edu.ru
https://resh.edu
.ru/specialcour
se/
http://www.td.
gov.ru
http://ihtik.lib.r
u
1.5.
Человек- творец
и носитель
культуры
1
0
1
Устный
опрос;
Практи
ческая
http://scoolcoll
ection.edu.ru
https://resh.edu
.ru/specialcour
работа;
se/
http://www.td.
gov.ru
http://ihtik.lib.r
u
1.6.
Человек- творец
и носитель
культуры
1
0
1
Письме
нный
контрол
ь;
Практи
ческая
работа;
http://scoolcoll
ection.edu.ru
https://resh.edu
.ru/specialcour
se/
http://www.td.
gov.ru
http://ihtik.lib.r
u
1.7.
Человек- творец
и носитель
культуры
1
0
1
Устный
опрос;
Практи
ческая
работа;
http://scoolcoll
ection.edu.ru
https://resh.edu
.ru/specialcour
se/
http://www.td.
gov.ru
http://ihtik.lib.r
u
1.8.
Человек- творец
и носитель
культуры
1
0
1
Устный
опрос;
Практи
ческая
работа;
http://scoolcoll
ection.edu.ru
https://resh.edu
.ru/specialcour
se/
http://www.td.
gov.ru
http://ihtik.lib.r
u
1.9.
Нравственная
культура
человека и
общества.
1
0
1
Письме
нный
контрол
ь;
Практи
ческая
работа;
http://scoolcoll
ection.edu.ru
https://resh.edu
.ru/specialcour
se/
http://www.td.
gov.ru
http://ihtik.lib.r
u
1.10. Нравственная
культура
1
0
1
Практи
ческая
http://scoolcoll
ection.edu.ru
человека и
общества.
работа;
Тестиро
вание;
Самооц
енка с
использ
ование
м
«Оцено
чного
листа»;
https://resh.edu
.ru/specialcour
se/
http://www.td.
gov.ru
http://ihtik.lib.r
u
2.1.
Нравственная
культура
человека и
общества.
1
0
1
Устный
опрос;
Практи
ческая
работа;
http://scoolcoll
ection.edu.ru
https://resh.edu
.ru/specialcour
se/
http://www.td.
gov.ru
http://ihtik.lib.r
u
2.2.
Патриотизм нравственное
чувство
гражданина
1
0
1
Устный
опрос;
Практи
ческая
работа;
http://scoolcoll
ection.edu.ru
https://resh.edu
.ru/specialcour
se/
http://www.td.
gov.ru
http://ihtik.lib.r
u
2.3.
Патриотизм нравственное
чувство
гражданина
1
0
1
Устный
опрос;
Практи
ческая
работа;
http://scoolcoll
ection.edu.ru
https://resh.edu
.ru/specialcour
se/
http://www.td.
gov.ru
http://ihtik.lib.r
u
2.4.
Патриотизм нравственное
чувство
гражданина
1
0
1
Письме
нный
контрол
ь;
Практи
ческая
http://scoolcoll
ection.edu.ru
https://resh.edu
.ru/specialcour
se/
http://www.td.
gov.ru
работа;
http://ihtik.lib.r
u
2.5.
Патриотизм нравственное
чувство
гражданина
1
0
1
Устный
опрос;
Практи
ческая
работа;
http://scoolcoll
ection.edu.ru
https://resh.edu
.ru/specialcour
se/
http://www.td.
gov.ru
http://ihtik.lib.r
u
2.6.
Гуманизм –
1
высшее
нравственное
чувство человека.
0
1
Практи
ческая
работа;
Самооц
енка с
использ
ование
м
«Оцено
чного
листа»;
http://scoolcoll
ection.edu.ru
https://resh.edu
.ru/specialcour
se/
http://www.td.
gov.ru
http://ihtik.lib.r
u
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
3.1.
Гуманизм –
1
высшее
нравственное
чувство человека.
0
1
Устный
опрос;
Практи
ческая
работа;
http://scoolcoll
ection.edu.ru
https://resh.edu
.ru/specialcour
se/
http://www.td.
gov.ru
http://ihtik.lib.r
u
3.2.
Гуманизм –
1
высшее
нравственное
чувство человека.
0
1
Устный
опрос;
Практи
ческая
работа;
http://scoolcoll
ection.edu.ru
https://resh.edu
.ru/specialcour
se/
http://www.td.
gov.ru
http://ihtik.lib.r
u
3.3.
Нравственные
ценности
традиционных
религий России.
1
0
1
Устный
опрос;
Практи
ческая
работа;
http://scoolcoll
ection.edu.ru
https://resh.edu
.ru/specialcour
se/
http://www.td.
gov.ru
http://ihtik.lib.r
u
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
4.1.
Нравственные
ценности
традиционных
религий России.
1
0
1
Устный
опрос;
Практи
ческая
работа;
http://scoolcoll
ection.edu.ru
https://resh.edu
.ru/specialcour
se/
http://www.td.
gov.ru
http://ihtik.lib.r
u
4.2.
Нравственные
ценности
традиционных
религий России.
1
0
1
Устный
опрос;
Практи
ческая
работа;
http://scoolcoll
ection.edu.ru
https://resh.edu
.ru/specialcour
se/
http://www.td.
gov.ru
http://ihtik.lib.r
u
4.3.
Труд как
общечеловеческа
я ценность.
1
0
1
Устный
опрос;
Практи
ческая
работа;
http://scoolcoll
ection.edu.ru
https://resh.edu
.ru/specialcour
se/
http://www.td.
gov.ru
http://ihtik.lib.r
u
4.4.
Труд как
общечеловеческа
я ценность.
1
0
1
Письме
нный
контрол
ь;
Практи
ческая
http://scoolcoll
ection.edu.ru
https://resh.edu
.ru/specialcour
se/
http://www.td.
gov.ru
работа;
http://ihtik.lib.r
u
4.5.
Труд как
общечеловеческа
я ценность.
1
0
1
Устный
опрос;
Практи
ческая
работа;
http://scoolcoll
ection.edu.ru
https://resh.edu
.ru/specialcour
se/
http://www.td.
gov.ru
http://ihtik.lib.r
u
4.6.
Что такое
1
интеллектуальная
культура?
0
1
Практи
ческая
работа;
Тестиро
вание;
http://scoolcoll
ection.edu.ru
https://resh.edu
.ru/specialcour
se/
http://www.td.
gov.ru
http://ihtik.lib.r
u
4.7.
Что такое
1
интеллектуальная
культура?
0
1
Устный
опрос;
Практи
ческая
работа;
http://scoolcoll
ection.edu.ru
https://resh.edu
.ru/specialcour
se/
http://www.td.
gov.ru
http://ihtik.lib.r
u
4.8.
Что такое
1
интеллектуальная
культура?
0
1
Устный
опрос;
Практи
ческая
работа;
http://scoolcoll
ection.edu.ru
https://resh.edu
.ru/specialcour
se/
http://www.td.
gov.ru
http://ihtik.lib.r
u
4.9.
Эстетические
ценности
культуры.
0
1
Устный
опрос;
Практи
ческая
http://scoolcoll
ection.edu.ru
https://resh.edu
.ru/specialcour
se/
1
работа;
http://www.td.
gov.ru
http://ihtik.lib.r
u
4.10. Эстетические
ценности
культуры.
1
0
1
Письме
нный
контрол
ь;
Практи
ческая
работа;
http://scoolcoll
ection.edu.ru
https://resh.edu
.ru/specialcour
se/
http://www.td.
gov.ru
http://ihtik.lib.r
u
4.11. Эстетические
ценности
культуры.
( практическое
занятие )
1
0
1
Практи
ческая
работа;
Самооц
енка с
использ
ование
м
«Оцено
чного
листа»;
http://scoolcoll
ection.edu.ru
https://resh.edu
.ru/specialcour
se/
http://www.td.
gov.ru
http://ihtik.lib.r
u
4.12. Эстетическая
культура ,
рожденная
религией.
1
0
1
Практи
ческая
работа;
Самооц
енка с
использ
ование
м
«Оцено
чного
листа»;
http://scoolcoll
ection.edu.ru
https://resh.edu
.ru/specialcour
se/
http://www.td.
gov.ru
http://ihtik.lib.r
u
4.13. Эстетическая
культура ,
рожденная
религией.
1
0
1
Практи
ческая
работа;
Тестиро
вание;
http://scoolcoll
ection.edu.ru
https://resh.edu
.ru/specialcour
se/
http://www.td.
gov.ru
http://ihtik.lib.r
u
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
№
п/п
34
Тема урока
0
34
Количество часов
всего контрольные практические
работы
работы
Дата
Виды, формы
изучения контроля
1.
Зачем изучать курс
«Основы духовнонравственной
культуры народов
России»?
1
0
1
Устный опрос;
2.
В мире культуры.
1
0
1
Устный опрос;
Практическая
работа;
3.
В мире культуры.
1
0
1
Устный опрос;
Практическая
работа;
4.
В мире культуры.
0
1
Устный опрос;
Практическая
работа;
5.
Человек- творец и
носитель культуры
0
1
Письменный
контроль;
Практическая
работа;
6.
Человек- творец и
носитель культуры
0
1
Письменный
контроль;
Практическая
работа;
7.
Человек- творец и
носитель культуры
0
1
Письменный
контроль;
Практическая
работа;
8.
Человек- творец и
носитель культуры
0
1
Устный опрос;
Практическая
работа;
0
1
Устный опрос;
Практическая
работа;
10. Нравственная
культура человека и
общества.
0
1
Практическая
работа;
11. Нравственная
культура человека и
общества.
0
1
Устный опрос;
Практическая
работа;
12. Патриотизм
нравственное чувство
гражданина
0
1
Устный опрос;
Практическая
работа;
13. Патриотизм
нравственное чувство
гражданина
0
1
Устный опрос;
Практическая
работа;
14. Патриотизм нравственное чувство
гражданина
0
1
Устный опрос;
Практическая
работа;
15. Патриотизм
нравственное чувство
гражданина
1
1
Контрольная
работа;
16. Гуманизм –высшее
нравственное чувство
человека
0
0
Устный опрос;
Практическая
работа;
17. Гуманизм –высшее
нравственное чувство
человека
0
1
Устный опрос;
18. Гуманизм –высшее
нравственное чувство
человека
0
1
Устный опрос;
Практическая
работа;
19. Нравственные
ценности
традиционных
религий России.
0
1
Устный опрос;
Практическая
работа;
20. Нравственные
ценности
0
1
Устный опрос;
Практическая
9.
Нравственная
культура человека и
общества.
традиционных
религий России.
работа;
21. Нравственные
ценности
традиционных
религий России.
0
1
Устный опрос;
Практическая
работа;
22. Труд
как
общечеловеческая
ценность.
0
1
Письменный
контроль;
Практическая
работа;
23. Труд
как
общечеловеческая
ценность.
0
1
Устный опрос;
Практическая
работа;
24. Что
такое
интеллектуальная
культура?
0
1
Устный опрос;
Практическая
работа;
25. Что
такое
интеллектуальная
культура?
0
1
Устный опрос;
Практическая
работа;
26. Что
такое
интеллектуальная
культура?
0
1
Тестирование;
27. Эстетические
ценности культуры.
0
1
Устный опрос;
Практическая
работа;
28. Эстетические
ценности культуры.
0
1
Письменный
контроль;
Практическая
работа;
29. Эстетические
ценности культуры.
0
1
Устный опрос;
Практическая
работа;
30. Эстетическая
культура , рожденная
религией.
0
1
Устный опрос;
Практическая
работа;
31. Эстетическая
культура , рожденная
религией.
0
1
Практическая
работа;
32. Эстетическая
культура , рожденная
религией.
0
1
Устный опрос;
Практическая
работа;
33. Эстетическая
культура , рожденная
религией.
0
1
Письменный
контроль;
Практическая
работа;
1
1
0
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
34
2
32
34. Итоговая
контрольная
по курсу
работа
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Виноградова Н.Ф., Основы духовно-нравственной культуры народов России, 5 класс.
Акционерное общество «Издательство «Просвещение», 2023
Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс, рабочая тетрадь/Н.Ф.
Виноградова. - М. : Вента-Граф, 2022.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru__