Читательская грамотность 5

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Тверской области
Торопецкий муниципальный округ Тверской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Торопецкая гимназия имени святителя Тихона,
Патриарха Московского и всея России

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

На заседании
педагогического совета

Директор

гимназии

________________________
В.И.Замыслова
Приказ№7
от «02» 07 2024 г.

________________________
Замыслова В.И.
Протокол№1
от «02» 07 2024 г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ТОРОПЕЦКАЯ
ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ
ТИХОНА, ПАТРИАРХА
МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ

Подписано цифровой подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТОРОПЕЦКАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ
СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА, ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ
DN: c=RU, st=Тверская область, street=Ул. Карла Маркса Зд. 59, l=Торопец,
title=ДИРЕКТОР МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ ТОРОПЕЦКОЙ ГИМНАЗИИ ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА, ПАТРИАРХА
МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТОРОПЕЦКАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ
СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА, ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ,
1.2.643.100.1=120D31323436393030303035313230,
1.2.643.100.3=120B3033393132383332313438,
1.2.643.100.4=120A36393030303039333831,
1.2.643.3.131.1.1=120C363931323037373137313530, email=perwaya2018@mail.ru,
givenName=Валентина Ивановна, sn=Замыслова, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТОРОПЕЦКАЯ ГИМНАЗИЯ
ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА, ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ
Дата: 2024.08.07 14:18:05 +03'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по функциональной грамотности
«Читательская грамотность»
5 класс

Торопец, 2024

Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Читательская грамотность»
(Основы смыслового чтения и работы с текстом) предназначена
учащимся 5 класса общеобразовательной школы и является необходимым
дополнением к программам всех учебных дисциплин, так как
формирование навыков смыслового чтения является стратегической линией
школьного образования в целом. Рабочая программа курса «Читательская
грамотность» для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным
законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273ФЗ (ред. от 12.05.2019 г.), требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования , Федеральной
основной образовательной программы основного общего образования
МБОУ Торопецкая гимназия имени Патриарха Тихона, в соответствии с
методическими рекомендациями по формированию функциональной
грамотности обучающихся 5-9 классов
Цель программы
 формирование и развитие личности ребёнка на основе духовной и
интеллектуальной потребности в чтении;
 формирование и развитие основ читательской компетенции,
способствующей достижению результативности обучения по всем
предметам образовательной программы школы;
 формирование функциональной грамотности учащихся как элемента
общей культуры человека, живущего в открытом информационном
пространстве.
Задачи
 развивать в процессе чтения и осмысления текстов эстетические чувства,
формировать духовно-нравственные основы личности;
 вовлекать учащихся в активные формы деятельности, связанной с
чтением, активизировать потребность в чтении, в том числе досуговом;
 развивать интеллектуальную самостоятельность учащихся, формировать
навыки самоконтроля в процессе освоения способов деятельности;
 освоить базовый понятийный аппарат, связанный с чтением как
универсальным видом деятельности (названия видов чтения) и
инструментарий
формирования
видов
целевого
чтения
(просмотрового/поискового,
ознакомительного,
изучающего/углублённого) в работе с книгой и текстом как единицей
информации;
 учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания,
интерпретации и рефлексивной оценки информации на основе
– углубления базовых знаний по теории текста;
– использования приёмов поиска и извлечения информации в тексте;

– использования приёмов смыслового анализа и интерпретации текстов
разных стилей и жанров, соответствующих возрасту учащихся;
– использования приёмов обработки информации в зависимости от цели
её дальнейшего использования;
– использования приёмов организации рефлексивной деятельности после
чтения и осмысления текстов.
Формы и режим занятий
Программа внеурочной деятельности реализуется на занятиях,
отличающихся общей практической направленностью и деятельностным
характером. Теоретические основы программы даются дозированно и
постигаются через практическую деятельность, которая не только
обеспечит формирование основ читательской компетентности, но и
заинтересует учащихся, побудит к чтению. Поэтому формы проведения
занятий должны быть разнообразными, включающими игровые,
исследовательские и проектные технологии, технологии развития
критического мышления через чтение и письмо, технологии проблемного и
развивающего обучения и др.. Важно, чтобы методы и приёмы организации
деятельности учащихся были ориентированы на формирование и развитие
познавательной активности, интеллектуальное развитие, развитие
самостоятельности, навыков самоконтроля.
Формы проведения занятий – беседа, практикум, тренинг, игра,
состязание, аукцион, конкурс (фестиваль), наблюдение и исследование,
мониторинг, ролевая игра, библиотечные занятия.
Формы организации деятельности учащихся – индивидуальные и
коллективные (групповые, в парах) формы.
Режим занятий – программа рассчитана на 34 часа в течение учебного
года (1 раз в неделю). Время проведения занятия – 45 мин.
Результативность освоения программы
Задания для выполнения, предлагаемые в процессе внеурочной
деятельности, характеризуются не оценочной, а обучающей и развивающей
направленностью.
Достижениями
учащихся
являются
умения,
сформированные в процессе деятельности и выделенные в планируемых
результатах. Диагностика уровня результативности осуществляется в ходе
решения учебных задач и выполнения работ, указанных в разделе
«Содержание программы». Формой предъявления результата является
также участие школьников в мероприятиях, проведённых по этому
направлению внеурочной деятельности за год (целесообразно – в конце
каждой четверти).
Планируемые
результаты
освоения программы
Личностные
результаты:
учащиеся научатся

 осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом,
для достижения положительного результата учебной деятельности,
удовлетворения личностных познавательных интересов, развития и
обогащения эмоциональной сферы личности;
 использовать полученный опыт восприятия и понимания информации
для формирования собственной позиции, оценочного мнения на основе
прочитанных текстов.
Метапредметные
результаты:
учащиеся овладеют
 элементарными навыками работы с книгой;
 умениями ставить перед собой цель чтения и выбирать
соответствующий цели вид чтения (поисковый/просмотровый,
ознакомительный, изучающий/аналитический);
 элементарными навыками чтения текстов разных стилей и типов речи (в
первую очередь научно-учебных, научно-познавательных).
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут
осуществлять деятельность, направленную на поиск информации и
понимание прочитанного, на основе умений:
 определять главную тему, общую цель или назначение текста;
 предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на имеющийся
читательский и жизненный опыт;
 находить основные текстовые и внетекстовые компоненты (в
несплошных текстах);
 находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и
второстепенную, фактическую и иллюстративную, тезисную и
доказательную и т.п.;
 выделять термины, обозначающие основные понятия текста.
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут
осуществлять деятельность, направленную на понимание и интерпретацию
информации, на основе умений:
 понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных
видах текстов;
 выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий
содержанию и общему смыслу текста;
 формулировать тезис, выражающий общий смысл текста, передавать в
устной и письменной форме главное в содержании текста;
 объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;
 сопоставлять и объяснять основные текстовые и внетекстовые
компоненты (в несплошных текстах);
 интерпретировать содержание: сравнивать и противопоставлять
заключённую в тексте информацию разного характера, определять
причинно-следственные и логические связи, делать выводы из
сформулированных посылок о намерении автора / главной мысли
текста;






задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
прогнозировать содержание текста;
находить скрытую информацию в тексте;
использовать словари с целью уточнения непонятного значения слова.
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут
осуществлять деятельность, направленную на понимание и преобразование
информации, на основе умений:
 составлять план к тексту и структурировать текст, используя план;
 делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии
с коммуникативным замыслом;
 приводить аргументы/примеры к тезису, содержащемуся в тексте;
 преобразовывать (перекодировать) текст, используя новые формы
представления информации (опорные схемы, таблицы, рисунки и т.п.).
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут
осуществить деятельность, направленную на оценку информации и
рефлексию, на основе умений:
 откликаться на содержание текста: связывать информацию,
обнаруженную в тексте, со своими представлениями о мире;
 оценивать утверждения, находить доводы в защиту своей точки зрения
в тексте;
 использовать полученную из разного вида текстов информацию для
установления
несложных
причинно-следственных
связей
и
зависимостей, объяснения, обоснования утверждений / тезисов;
 оценивать не только содержание текста, но и его форму.
Предметные
результаты:
Учащиесяполучат возможность
 использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и работы с
текстом на уроках разных предметных дисциплин при совершении
интеллектуальных (познавательных) действий, для решения учебнопознавательных и учебно-практических задач, в ситуациях моделирования
и проектирования;
 обогатить, углубить знания, расширить общий культурный кругозор на
основе работы с информацией (текстами) в разных предметных областях.

Содержание
программы
Тема 1. Умеем ли мы читать? (Виды чтения)
Мониторинг качества чтения, анкетирование учащихся и выявление
трудностей, с которыми связан процесс чтения.
Анализ затруднений и совместное прогнозирование, как чтение текста
сделать более результативным.

Определение цели занятий на основе выявленных затруднений и
прогнозирования; обсуждение возможных результатов и формы предъявления
результата(создание портфолио-отчёта или портфолио достижений).
Знакомство с технологией сбора и анализа информации о результатах работы
для портфолио. Оформление первой страницы портфолио (результат работы с
текстом и анкетирования).
Беседа: выявление понимания учащимися, важно ли перед чтением
определять цель чтения книги, статьи, параграфа учебника и т.д. (чтобы
подготовиться к пересказу; потому что мне это интересно; чтобы
научиться чему-либо; чтобы узнать...; чтобы развлечься, получить
удовольствие и т. п.) Восприятие информации о видах чтения, которыми
пользуется человек, чтобы достичь своей цели (выборочное: просмотровое,
поисковое, ознакомительное, сканирующее, изучающее).
Тема 2. Как выбрать книгу? (Виды чтения: просмотровое,
ознакомительное)
Умение использовать чтение для поиска и извлечения нужной
информации, принятия решения о выборе книги на основе просмотра книги,
выборочного знакомства с информацией, прогнозирования. Умение пробегать
текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы
выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются
ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую
единицу информации в тексте.
Ориентация в книге на основе знания её структуры. (Занятие проводится
на базе школьной/районной библиотеки).
Турнир догадливых «Кто и зачем может читать эти книги?»
(Прогнозирование содержания книг по заглавию, известным авторам, догадке,
жизненному опыту).
Список (примерный) книг: Д.Р.Р. Толкин «Властелин колец», О.
Андреева «Учитесь быстро читать», К. Дойль «Приключения Шерлока
Холмса», А. Безруков «Занимательная география», Гомер «Илиада», Н. Носов
«Фантазёры», Р. Декарт «Метафизические размышления», Энциклопедия
этикета и т.п.)
Блиц-турнир «Из чего состоит книга?»: прогнозирование ответа на
вопрос: «Как выбрать нужную книгу?»;определение элементов структуры
книги и информации, которую несёт элемент.
Практикум: определение вида чтения для выбора книги, первичного
знакомства с книгой, статьёй учебника и т.п. Практическое освоение
способов/приёмов просмотрового чтения (незнакомого учебника, учебного
пособия, художественного произведения) с целью обнаружить нужную
информацию.
Вопросы и задания(зависят от выбранного материала и предполагают
обязательный вывод, например, о чём «рассказала» фамилия автора? Что
узнали из аннотации?):

•
•
•
•
•
•
•

прочитайте, кто автор книги, где и когда она издана;
прочитайте аннотацию;
обратите внимание на условные обозначения;
выделите заголовки и рубрики;
представьте заголовки (рубрики) в виде вопроса;
просмотрите первую и последнюю страницы.
Ответьте себе на вопросы: Нужно ли читать эту книгу? Для чего вы
читаете (будете читать) именно эту книгу?
Практикум:
практическое
освоение
способов/приёмов
ознакомительного чтения (в работе с отдельным текстом)с целью более
подробно уяснить какую-то определенную информацию.
Вопросы и задания:
• прочитайте, кто автор текста;
• прочитайте в каждом абзаце только первое и последнее предложения и
сделайте вывод, о чём говорится в абзаце, в тексте;
• бегло просмотрите весь текст и определите, о чём в нём идёт речь;
• поставьте вопросы к тексту, который предстоит прочитать: Что мне
известно по теме? Что мне нужно узнать? Чего жду от этой главы,
параграфа?
• найдите в тексте … (конкретную информацию)
Составление Памятки для просмотрового/ознакомительного чтения.
Работав малых группах (парах), коллективное обсуждение и корректирование
вариантов (Чтобы познакомиться с книгой, используйте приёмы
просмотрового и ознакомительного чтения: …)
Тема 3. Учимся ставить цель чтения («Знаю – хочу узнать –узнал»)
Теоретическое обоснование приёма «Знаю – хочу узнать – узнал».
Умение опираться на имеющиеся знания, сохранять интерес к получению
новой информации, ставить собственные цели (стадия вызова в технологии
РКМЧП), осмысленно подходить к получению новой информации (стадия
осмысления), размышлять и делать простые выводы (стадия рефлексии) в
графической (табличной) организации читаемого текста.
Практикум: освоение стратегий смыслового чтения с применением
технологий РКМЧП (приём «З-Х-У», Д. Огл). Комплексный подход к
содержанию текста из учебника истории (географии или научно-популярного
текста), тема которого частично знакома учащимся:
1) заполнение учащимися первого столбика таблицы «З-Х-У» до
знакомства с текстом,
2) заполнение с помощью учителя (на доске и в тетрадях) второго столбика
таблицы,
3) самостоятельное чтение текста и выявление информации,
4) совместное обсуждение: Можем ли мы ответить на вопросы, которые
сами поставили перед чтением?
5) заполнение с помощью учителя третьего столбика таблицы,

6) добавление источника информации (текст …) в дополнительный
столбик.
Подведение итогов, сопоставление содержания граф, ответы на вопросы:
Что осталось нераскрытым? Какие источники информации могут
помочь?
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Источники информации
Тема 4. Что и о чём? (Углубление понятия о тексте)
Выявление понимания термина текст на основе знания о
происхождении слова (от лат. tехtus — «ткань, сплетение, соединение») и
образного представления (ткань, сплетение); углубление понимания на основе
практического осмысления его признаков: выраженность (текст всегда
выражен в устной или письменной форме); ограниченность (текст имеет
начало и конец); членимость (текст состоит из двух или нескольких
предложений); связность (предложений и части текса связаны); цельность
(единое целое в отношении содержания и построения); упорядоченность (все
языковые единицы и содержательные, смысловые стороны определённым
образом упорядочены); смысловая цельность (текст отражает те связи и
зависимости, которые имеются в самой действительности); информативность
(содержание высказывания и отношение автора к содержанию, тема и главная
мысль/идея/позиция автора). Темы широкие и узкие, ведущая тема и подтемы,
микротемы (микротеме обычно соответствует абзац, который на уровне
смыслового анализа далее не членится).
Обучающий тренинг: сопоставление текстов на одну тему и выявление
различий. Анализ темы «осень» и авторского отношения к теме в
стихотворениях А.С. Пушкина («Октябрь уж наступил…»), А.А. Фета(«Когда
сквозная паутина…») – выявление групп тематических слов; в стихотворении
(«Унылая пора!») и прозе А.С. Пушкина («Это случилось осенью.» (отрывок
из «Станционного смотрителя») – выявление ритмико-интонационной
организации текстов. Подготовка выразительного чтения литературных
произведений.
Проект: организация проекта подготовки к конкурсу чтецов по
выбранной теме: утверждение темы, сроков, выстраивание процесса
подготовки, включающего поиск необходимого материала с помощью
приёмов просмотрового (поискового) чтения. Просмотр ресурсов интернета
через поисковые системы.
Примечание: Возможны другие варианты подборки текстов и другая
направленность мероприятия.
Тема 5. С чего начинается текст? (Роль заглавия)
Роль заглавия в текстах и его связь с темой и главной мыслью. Умение
предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на имеющийся

читательский и жизненный опыт. Предтекстовые вопросы и задания в
формировании умений.
Устное сочинение-миниатюра: «Как я понимаю высказывание Г.
Граник Заголовок – это „входная дверь“ текста». Выявление понимания
роли заглавия в тексте.
Беседа: «Как писатели выбирают заглавия».
Заголовок – краткое выражение главной мысли, в том числе ироническое
(«Любовь к жизни» Д. Лондона, «Не стреляйте в белых лебедей» Б. Васильева,
«Герой нашего времени», М. Лермонтова); заглавия-загадки («Всадник без
головы» М. Рида, «Голова профессора Доуэля» А. Беляева, «Мёртвые души»
Н. Гоголя); заглавия, выражающие отношение автора к героям, событиям
(«Униженные и оскорблённые» Ф. Достоевского, «Отверженные» В. Гюго,
«Кот-ворюга» К. Паустовского); заглавия «с сюрпризами» («Колотый сахар»,
«Корзина с еловыми шишками», «Тёплый хлеб» К. Паустовского) и др.
Турнир догадливых «О чём сообщает заглавие?» Анализ заглавий
текстов:
• Географические последствия землетрясений (отражает тему);
• Осень – любимое время года (отражает главную мысль);
• Принципы классификации частей речи (отражает, как построен текст);
• Умение читать правильно – это залог успеха на всех уроках (отражает
результат);
• Золотые пески Египта (рекламная функция);
• А вы верите в НЛО? (обращение к опыту, знаниям, интересам
читающего);
• Кто самый прожорливый? (привлечение внимания адресата).
Практикум: прогнозирование содержания текста по заглавию,
составление плана текста, сопоставление прогноза с содержанием текста (для
прогнозирования может быть предложен параграф или текст из учебника по
какому-либо предмету).
Проблемный вопрос: зачем обдумывать заголовок, если предположение
оказывается неверным?
Тема 6. Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа)
Умение понимать смысл и назначение текста, задачу автора, понимать
роль заглавия и эпиграфа, подбирать заглавие, соответствующее содержанию
и общему смыслу текста, прогнозировать содержание читаемого (изучаемого)
текста по заглавию и эпиграфу. Оформление эпиграфа на письме.
Предтекстовые вопросы и задания в формировании умений.
Обучающий тренинг «Как подобрать заголовок?»:
• содержательный анализ одного текста, определение темы и главной
мысли;
• выбор одного из предложенных заглавий и обоснование своей точки
зрения;

• подбор заглавий,
– характеризующих тему;
– характеризующих главную мысль, с формулировкой в форме вопроса,
утверждения;
– указывающих на событие, время, действующее лицо;
– заглавий-загадок, необычных заглавий и др.;
– выбор заголовка на основе языковых фрагментов текста;
– анализ пословиц (подготовленная подборка или из сборников/учебника
литературы) и побор эпиграфа
Письменное сочинение-миниатюра: «Как я понимаю высказывание М.
Шагинян Эпиграф не случаен – он необходим для автора, как «ключ» для
композитора, в котором будет звучать произведение». Выявление
понимания роли эпиграфа в книге, тексте.
«Бюро прогнозов»: прогнозирование содержания и главной мысли по
эпиграфам, данным в учебниках по разным предметам к темам, которые
изучаются в текущий период (УМК по географии, русскому языку).
В работе с текстами используются предтекстовые вопросы и задания:
• Как связано заглавие с содержанием изучаемой темы/раздела?
• Как называется параграф учебника? Каковы ваши предположения о его
содержании?
• Какую роль играет эпиграф к разделу/теме?
• Что вам уже известно по этой теме?
• Какой материал следует знать / повторить для понимания нового?
Задание для портфолио (на перспективу): поиск возможного названия
портфолио и подбор эпиграфа.
Тема 7. Внимание к слову
Слово и его лексическое значение. Понимание слова как речевой
единицы, несущей смысловую нагрузку. Умение видеть и оценивать состав
русских слов и значения, вносимые приставками и суффиксами; состав слов,
пришедших из других языков, по интернациональным морфемам. Роль
выразительных возможностей слов в контекстном употреблении.
Тренинговые упражнения «Учимся видеть слово» (проводятся с
использованием словарей, подготовленных текстов). (Дидактический
материал: к занятию 7.):
 Аукцион «Кто больше?»
 Игра «Правда ли, что .?.»
 Реши задачу
 В поисках слова
 Устное сочинение
Индивидуальные консультации: лексический анализ выбранных для
конкурса чтецов произведений с целью поиска всех непонятных слов и

выражений и выяснения их значения. Индивидуальная помощь в подготовке
выразительного чтения.
Тема 8. Тематический конкурс чтецов «Осенние страницы» (возможны
другие варианты тем)
Объектами проверки являются умения
– отбирать стихотворения и прозаические отрывки по теме,
– понимать смысловую, эстетическую стороны текстов,
– отражать это понимание в выразительном чтении.
Тема 9. Наши друзья и помощники (Словари и справочники)
Библиотечный урок (на базе школьной/районной библиотеки) или урок
с использованием сетевых образовательных ресурсов (http://www.slovari.ru
,http://ru.wikipcdia.org,
http://feb-web.rii/feb/slt/abc).
Роль
словарносправочной литературы и современных информационных источников в
формировании стратегий смыслового чтения.
Устное сочинение «Как я понимаю эпиграф к занятию»: «Словарь —
это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь
– это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь
их из него!» (Анатоль Франс)
Презентация словарей и справочников: информация о словарях
библиотекаря/учителя и/или представление интернет-ресурсов. Словари
энциклопедические
(Большая
советская
энциклопедия,
Большой
энциклопедический словарь, Литературная энциклопедия, Детская
энциклопедия и др.) и языковые (филологические, лингвистические).
Лингвистические словари – одноязычные и многоязычные (чаше двуязычные).
Одноязычные словари, включающие все слова данного языка (словари
thesaurus – от греч. «сокровищница, хранилище»), современного
литературного языка, языка того или иного писателя, языка отдельного
произведения,
исторические,
этимологические,
синонимов,
фразеологические, иностранных слов, орфографические, орфоэпические,
словообразовательные, сокращений; жаргонные, терминологические словари
(Словарь юного математика, Словарь литературоведческих терминов, Словарь
терминов по информатике и др.)
Практикум(работа в группах) «О чём рассказал словарь»: определение
назначения словаря на основе использования приёмов просмотрового чтения;
ознакомительное чтение и анализ словарных статей (два-три словаря разных
видов). Строение словарной статьи.
Подготовка группового проекта презентации словаря (отсроченное
задание к ролевой игре «Заседание Учёного совета лексикографов»):
обсуждение плана представления словаря, выбор словаря для представления и
подготовка материалов. Примерный план представления (презентации)
словаря: название словаря, выходные данные (автор (-ы), где и когда издан);
назначение словаря; строение словарной статьи; интересные примеры статей.

Тема 10. Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста)
Практическое освоение терминов учебного/учебно-познавательного
текстов. Понятие как логически оформленная общая мысль о предмете,
обозначенная с помощью слов или словосочетаний; частные и общие понятия,
часть и целое; классификация понятий. Признаки как свойства предметов;
существенные и несущественные признаки. Термин, определение термина
через общее (род) понятие ичастное (вид), указывающее на наиболее
существенный признак.
Интеллектуальный марафон: решение задач, выявляющих и
формирующих практические умения совершать интеллектуальные действия:
• подбирать к частному понятию общее (например: пчела, метр, плюс –
знак математических действий, … –насекомое, … –единица длины);
• ограничивать понятия (например: геометрическая фигура – квадрат;
небесное тело – планета – Земля);
• выделять существенные признаки слова (например: для слова квадрат
из слов сторона, углы, чертёж, бумага, карандаш; для слова
термометр из слов тепловые явления, шкала, температура, прибор);
• подбирать рядоположенные слова (термометр, весы – измерительные
приборы).
Игры:
 «Отгадай загадки»(определение понятия по признакам).
 «Чёрный ящик» (определение понятия по признакам начиная с
второстепенных и заканчивая существенными).
 «Установи закономерность» (подбор для каждого из понятий
обобщающего слова и наиболее существенного признака:
прилагательное – часть речи, обозначает признак предмета).
 «Третий лишний» (классификация понятий по определённым
признакам).
Выявление победителей и оформление результатов в портфолио.
Тема 11. Главное и неглавное в тексте (Виды информации в учебном
тексте)
Виды
информации
в
учебном
тексте:
главная
и
второстепенная/вспомогательная, фактическая и иллюстративная, тезисная и
доказательная, описания, примеры и др. Умение осуществлять поиск и
находить требуемую (нужную) информацию, применяя технологии
поискового (сканирующего) чтения.
Практикум «Учимся читать учебный текст»:
• Разминка на развитие внимания «Учимся запоминать прочитанное»
(Дидактический материал: к занятию 11.);

• Поисковое чтение главы учебника с целью обнаружения требуемой
информации (пробежать текст глазами, найти основные элементы
учебного текста – общую информацию, правила, термины, определения
понятий, примеры, факты; определить главную и вспомогательную
информацию, иллюстративную);
• упражнение на поиск конкретной информации в подборке текстов
(беглое чтение и обнаружение дат, имён, названий мест, единичных
фактов).
Мониторинг: упражнение на поиск конкретной информации и развитие
внимания, памяти, догадки
Тема 12. Учимся читать учебный текст (Маркировка информации)
Умение ориентироваться в тексте: поиск информации и понимание
прочитанного. Маркировка информации. Обсуждение системы условных
графических
символов
для
выделения
информации
(подчёркивание/выделение маркером слов, терминов; [правила/определения];
<вспомогательная информация>; «!» – особо важная информация; может
использоваться системная разметка ТРКМЧП: «v» – уже знал, «+» – новое, «» – думал иначе, «?» – не понял, есть вопросы).
Обучающий тренинг «Учимся читать учебный (научно-популярный)
текст»: чтение текста, маркирование информации
В работе с текстами используются притекстовые вопросы и задания:
• выделите (подчеркните) по ходу чтения ключевые слова, термины,
незнакомые слова;
• определите границы известной/неизвестной информации;
• выделите (подчеркните) слова, которыми передаётся главная мысль
текста/абзаца;
• найдите в тексте определения понятий (формулировки правил, примеры,
вспомогательную информацию и т.п.).
Оформление результатов в портфолио.
Тема 13. Практикум-диагностика (Тестовая работа по применению
умений работать с информацией и выделять главную мысль)
Мониторинг: выполнение тестовой работы, проверяющей умение
работать с информацией по заданным параметрам поиска и нахождения
нужной информации, совместная проверка результатов, анализ и рефлексия.
Оформление результатов в портфолио.
Тема 14. Как читать несплошной текст?(Поиск и обработка информации
в несплошных текстах)
Умение читать несплошной текст и воспринимать содержание,
извлекать информацию, интерпретировать её. Несплошные тексты (тексты, в
которых информация предъявляется невербальным или не только вербальным

способом) и их виды: графики, диаграммы, схемы (кластеры), таблицы,
географические карты и карты местности; планы (помещения, местности,
сооружения); входные билеты, расписание движения транспорта, карты
сайтов, рекламные постеры, меню, обложки журналов и др.. Значимость
умения работать с несплошной текстовой информацией на уроках и в жизни.
Турнир догадливых:
 «О чём рассказал билет на выставку/концерт/спектакль?»
Ознакомительное чтение и анализ несплошного текста. «О чём
объявляет объявление?» / «О чём рассказала реклама?» / «О чём
рассказал путеводитель?» и т.п.: Аналитическая работа с несплошными
текстами по извлечению информации.
Тема 15. Шифровка и дешифровка текста (Поиск и нахождение
информации в несплошных текстах)
Умение читать несплошной текст и воспринимать содержание,
извлекать информацию, интерпретировать её.
Обучающий тренинг «Учимся читать таблицы и схемы» (с
использованием материала учебников по разным предметам).
При ознакомительном чтении таблицы (схемы) могут использоваться
вопросы и задания:
• определите вид текста;
• выскажите предположения о содержании текста на основе
заглавия/озаглавьте текст;
• определите особенности структуры текста (сколько столбцов, строк и
др.);
• выделите ключевые слова (знаки, символы и т.д.);
• обратитесь к словарю/справочной литературе/учебнику для выяснения
значения всех незнакомых/непонятных слов (терминов, понятий);
• определите смысловые блоки – с главной и второстепенной
информацией;
• определите основное содержание;
вопросы при изучающем чтении
• проанализируйте структуру текста и обоснуйте её особенности;
• сформулируйте правило (определение, закономерность) на основе
несплошного текста;
• найдите неявную информацию.
Дополнительные вопросы
• Есть ли иллюстративный материал? Какова его роль (предположение о
содержании на основе рисунка, графика)?
• Есть ли в статье графические (шрифтовые, цифровые) выделения?
• Что и зачем выделено другим цветом (шрифтом, курсивом)?
• Почему, например, таблица представлена в разном цветовом решении?
• Просматривая текст, на что вы сразу обратите внимание?

Упражнение на формирование
недостающими данными
Оформление результатов в портфолио.

умения

дополнять

таблицу

Тема 16. Как построен текст? (Строение текстов разных типов речи)
Умение использовать знания о типологическом строении текста при
чтении и выявлении, понимании информации. Типы речи (повествование,
описание, рассуждение, оценка действительности) и их сочетание в текстах.
Приём фотографирования при определении типа речи. Связь с композицией
текста (деление текста на абзацы/микротемы). Способы связи между
предложениями (частями) в тексте: цепная, параллельная, комбинации
способов. Логика развёртывания информации: данное и новое в текстах с
разными способами связи. Средства связи. Примерный вариант таблицы:
Исследовательская задача:
1) спрогнозировать тему занятия по эпиграфу «Связь предложений в тексте
– это, прежде всего, связь смыслов» (Л.В. Щерба);
2)
доказать справедливость суждения академика, выполнив
задание на восстановление последовательности предложений в тексте.
3)
Составление таблицы/опорной схемы/опорного конспекта
по теории типов речи.
Упражнение на формирование умения переводить информацию в
другую форму: заменять готовую таблицу схемой или кластером (графическое
оформление текста в определённом порядке в виде «грозди»).
Практикум-исследование «Как построен текст?»: анализ строения
текста с точки зрения типа речи, установление смысловых и грамматических
связей предложений.
При ознакомительном и изучающем чтении текстов используются
вопросы и задания:
• Каким типом речи является данный текст? Докажите.
• Отметьте сочетание типов речи. Как это связано с композицией?
• Сколько микротем в тексте и как это связано с типом речи?
• Какова роль первого и последнего предложений в тексте?
• Объясните деление текста на абзацы?
• Какой способ связи между предложениями (частями) в тексте?
• Определите средства связи между … и …предложениями.
• Почему для связи предложений используется местоимение, а не речевой
повтор?
Тема 17. Ролевая игра «Заседание Учёного совета лексикографов».
Проводится как отчёт комиссий лексикографов о возможностях разных
словарей «Словари и справочники – спутники цивилизации»: защита

групповых проектов, представляющих определённые виды
Обсуждение и оценивание проектов.

словарей.

Тема 18. «Сцепления» в тексте (Смысловые связи в тексте)
Установление логических связей в тексте как важнейшее умение,
формирующее понимание того, о чём говорится в тексте, что говорится и как
говорится. Обучающий эффект игровых заданий на развитие
интеллектуальных умений выявлять и определять причинно-следственные
связи, устанавливать аналогии и сравнения и т.п.(Дидактический материал: к
занятию 18.)
Интеллектуальная разминка: установление оснований для
классификации и обобщения.
Интеллектуальные игры:
 «Как говорят пословицы»: изучающее чтение и определение
«сцеплений» мысли в пословицах (смысловые части соединены по
сходству, по противоположности, с элементами того и другого).
 «Угадай продолжение»: выявление смысловых связей в пословицах и
высказываниях (цитаты, крылатые выражения).
 «Собери предложение»: первый уровень – из «рассыпанных» слов,
второй уровень – из частей, которые связаны причинно-следственными
и другими смысловыми отношениями.
 «Построй текст»: достраивание сложных предложений по заданным
началу или концу, соединение предложений в смысловое единство.
 «Самое оригинальное сравнение»: придумывание сравнения.
Практикум-исследование учебного или научно-популярного текста:
выявление и маркировка информации по смысловому содержанию – причина,
цель, следствие, пояснение и т.д.
Практикум-исследование «Как связаны смысл и пунктуация?»:
выявление связи , смысла и пунктуации в текстах-«путаницах».
Тема 19. Погружение в текст (Логико-смысловой анализ текста
художественного или публицистического стиля речи)
Умение определять главную мысль текста и понимать, как автор
логически выстраивает текст, подчиняя замыслу композицию, выбирая
языковые средства.
Практикум на основе комплексного анализа текста. Обсуждение итогов
работы и фиксирование результатов деятельности в портфолио (результат
выполнения работы в раздаточном комплекте).
Дополнительные задания к практикуму:
• Коллективное составление плана текста, запись плана (выявление
затруднений).
• Устный пересказ текста по плану (с сохранением лица).

• Устное рассуждение «С чем ассоциируется для вас понятие родины?»
Тема 20. Погружение в текст (Выделение тезиса и аргументов/примеров в
тексте учебно-научного стиля речи)
Умение анализировать текст-рассуждение, один из востребованных
функциональных типов, являющийся фундаментальной образовательной
единицей. Выделение элементов рассуждения при ознакомительном и
изучающем чтении текстов.
Поиск информации в словарях о терминах тезис, аргумент, факт,
пример.
Составление граф-схемы по теории типа речи рассуждения,
учитывающей
виды
рассуждений
(доказательство,
объяснение,
размышление), строение текста-рассуждения (тезис, аргументы, вывод) и ход
развития мысли (дедуктивный: вступление – тезис-доказательства тезисавывод, индуктивный: вступление-факты и аргументы -тезис). Словапомощники (вопрос почему?, союзы потому что, так как).
Практикум-исследование учебного (научно-популярного) текста:
выявление и маркирование информации, отражающей строение текстарассуждения. Подбор собственных аргументов к тезису. Фиксирование
результата в портфолио.
Тема 21. Воображение и прогнозирование (Приёмы прогнозирования)
Прогнозирование как интеллектуальный мыслительный приём при
ознакомительном и изучающем чтении, который активизирует процесс
освоения и понимания содержания, развивает воображение, творческие
способности, формирует навык быстрого чтения, вырабатывает критическое
отношение к прочитанному.
Интеллектуальная разминка
• «Угадай слово»
• «Продолжи предложение»
Игра «Бюро прогнозов»: смысловое прогнозирование в тексте с
пропущенными буквами на конце слов, установление слова на основе связей,
смысловых ассоциаций; развитие навыков быстрого чтения.
Творческое упражнение «Сочинялки»: прогнозирование необычной
(смешной, неожиданной, парадоксальной) концовки по образцу
предложенных.
Оформление результатов деятельности в портфолио.
Тема 22. Воображение и прогнозирование (Прогнозирование содержания)
Умение задавать вопросы и прогнозировать развёртывание мысли, ход
развития замысла автора, необходимое при чтении как научного, так и
художественного текстов. Технология «чтение с остановками» и
прогнозирование дальнейшего развития действия.

Практикум «Сделай остановку и придумай продолжение»: творческое
чтение текста и придумывание (прогнозирование) продолжений. Слушание
прогнозов и комментарий в процессе работы, сравнение продолжений с
авторским вариантом. Сравнение прогнозов с авторским вариантом, вывод о
возможностях разных вариантов реализации мысли
Тема 23. Диалог с текстом (Вопросы к тексту)
Умение задавать вопросы как мыслительная операция, которая делает
процесс чтения активным, рефлексивным, помогает понять логику движения
и развития мысли в тексте. Разминка (в парах) «Сочиняем истории по
вопросам»: придумывание историй (сказок) по вопросам, которые задаются
поочерёдно друг другу и на которые так же в порядке очерёдности отвечают
оба участника.
Практикум «Учимся задавать вопросы»: приёмы обнаружения в тексте
скрытых вопросов, прогнозирование ответов на скрытые вопросы и вопросы,
заданные автором, проверка предположений и т.д.
Интеллектуальный
марафон
«Почемучки»:
использование
технологии РКМЧП и составление таблицы «Кто? Что? Когда? Где? Почему?»
при чтении текста.
Фиксирование результатов деятельности в портфолио.
Тема 24. Диалог с текстом («Толстые» и «тонкие» вопросы)
Умение задавать вопросы, требующие простого, односложного ответа
(«тонкие» вопросы), и вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа
(«толстые» вопросы). Ромашка Блума (технология РКМЧП). Шесть лепестков
― шесть типов вопросов: простые вопросы, отвечая на которые нужно назвать
какие-либо факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию;
уточняющие вопросы для установления обратной связи, выявления
подразумевающейся, но необозначенной информации («То есть ты говоришь,
что?..», «Если я правильно понял, то?..», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы
сказали о?..»); интерпретационные (объясняющие) вопросы, направленные на
установление причинно-следственных связей(«Почему …?»); творческие
вопросы, содержащие элементы условности, предположения, прогноза («Если бы…»;
«Как вы думаете, что (как) будет …?»); оценочные вопросы, направленные на
выяснение критериев оценки событий, явлений, фактов («Почему что-то хорошо, а
что-то плохо?»); практические вопросы, направленные на установление
взаимосвязи между теорией и практикой («В каких ситуациях мы можем
использовать?»)
Интеллектуальная разминка «Верите ли вы, что…?»: поиск ответов
на заданные по тексту вопросы ― для возникновения интереса, выяснения
общего понимания смысла учебного/познавательного текста.
Аукцион вопросов: пояснение технологии задавания «тонких» и
«толстых» вопросов, самостоятельная работа в парах и составление вопросов
по тексту, взаимообмен вопросами с другими парами, поиск ответов и выбор
лучших вопросов и оформление их в таблицу.

Оформление результатов деятельности в виде таблицы «тонких» и
«толстых» вопросов, которая вносится в портфолио.
Тема 25. Диалог с текстом (Выделение главной мысли)
Умение задавать вопросы к тексту и понимать логику развития мысли
автора, выделять в тексте главную мысль. Умение выявлять скрытые вопросы
в тексте и искать ответы на них в тексте или обдумывать свои ответы.
Интеллектуальный марафон «Почемучки»: составление вопросов в
группах, взаимообмен вопросами между группами и ответы на те из них,
которые не были учтены группой. Завершение марафона (финишная черта) –
обоснование и запись главной мысли текста.
Тема 26. Игра-состязание «Аукцион вопросов и ответов»
Проводится как командная игра, победителем в которой становится
команда, задавшая последний вопрос. Дидактическая цель – диагностировать
умение задавать вопросы к тексту, разные по характеру и форме.
Тема 27. Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте)
Умение осмыслять информацию, осуществляя мыслительные операции
анализа и выделения главной и второстепенной, явной и скрытой информации;
развитие воображения, умения прогнозировать. Выявление смыслов из всех
слов, словосочетаний, предложений, а также из их монтажа в тексте.
Обучающий тренинг «Словам тесно, а мыслям — просторно»: анализ текста
и выявление скрытой информации в тексте.
Игра (командная) «Моментальное фото»: актуализация фактора
времени при знакомстве с учебным (познавательным) текстом, решение
задачи — собрать коллективными усилиями максимум информации и
установить на этапе коллективного обсуждения фиксирование значимых для
данного текста информационных единиц. Игровой результат действия команд
определяется наличием именно этих единиц.
Фиксирование результатов деятельности (диплом/сертификат) в
портфолио.
Тема 28. Что помогает понять текст? (План текста)
Умение структурировать информацию во время чтения и после чтения,
перерабатывать и фиксировать сжатую информацию в форме плана. Виды и
формы плана: простой и сложный; назывной/номинативный (слово или
словосочетание
с
существительным
в
именительном
падеже),
вопросительный, тезисный.
Обучающий тренинг «Как составить план»: изучающее чтение
учебного текста, выявление главной мысли в каждом абзаце, параллельная
запись главной мысли в разных формах.

Во время чтения и анализа текста используются притекстовые вопросы
и задания:
• выделите по ходу чтения ключевые слова, термины, незнакомые слова;
• выделите в тексте определения понятий (формулировки правил,
примеры, вспомогательную информацию и т.п.);
• выясните значение незнакомых слов, терминов;
• выделите слова, которыми передаётся главная мысль каждого абзаца;
• запишите главную мысль абзаца кратко;
• откорректируйте запись и составьте план в одной форме (назывной,
вопросный и т.д.)
Тема 29. Что помогает понять текст (Перекодирование информации:
пометки, выписки, цитаты)
Умение делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в
соответствии с коммуникативным замыслом на этапе понимания и
преобразования текстовой информации.
Обучающий тренинг «Кто записывает, тот читает дважды»: изучающее
чтение учебного текста, составление и запись плана, выписки,
соответствующие пунктам плана (фактов, ключевых понятий, цитат).Формы
записи могут создаваться с использованием технологий РКМЧП (таблица
«Что? Где? Когда? Где? Почему?», приёма ведения двухчастного дневника).
Вариант задания: используя приёмы просмотрового чтения, отобрать
материал по определённой теме (предоставленный учащимся материал
должен быть избыточным и обязательно включать тексты, которые не связаны
с темой), сделать выписки; предложить варианты использования собранного
материала.
Тема 30. Шифровка и дешифровка текста (Обработка и
перекодирование информации)
Понимание и запоминание информации в результате её обработки.
Обучение базовым умениям обрабатывать информацию и фиксировать
результат обработки в разных формах графического оформления текста.
Мини-проект «Создаём и оформляем несплошной текст». Организация
проектной деятельности в группах:
• определение конечного продукта деятельности и предъявления его в
форме выбранного вида несплошного текста (таблица, схема, кластер,
опорный конспект) и устного сплошного текста;
• коллективное обсуждение этапов проектирования (выбор сплошных
текстов для работы; чтение текста и извлечение основной и
второстепенной
информации,
выделение
ключевых
слов,
озаглавливание; обсуждение результатов этапа; обсуждение структуры
несплошного текста, используемых технических средств; распределение
обязанностей при создании конечного продукта);

• реализация проекта в группах в соответствии с намеченными этапами;
• предъявление результатов деятельности и рефлексия.
Упражнение на развитие умения использовать полученную
информацию для решения учебной задачи: взаимообмен групп готовыми
продуктами деятельности и формулирование вопросов на основе содержания
созданного группой несплошного текста.
Вспомогательный материал для использования в самостоятельной
работе: глоссарий (словари), источники для уточнения характеристик видов
несплошных текстов и образцы оформления таблиц, схем, опорных
конспектов.
Оформление результатов деятельности в портфолио.
Тема 31. Когда текст прочитан (Обработка и предъявление информации:
план текста и пересказ)
Создание вторичного текста на базе другого (исходного текста):
пересказ (изложение) как средство формирования коммуникативных умений.
Использование умения анализировать композицию текста и отражать её в
плане. Изложения с элементами описания, с элементами рассуждения(по
характеру текстового материала); полное, подробное, близкое к тексту,
сжатое, выборочное, с элементами сочинения(по способу передачи
содержания).
Устное изложение: подготовка устного сжатого пересказа текста
повествовательного характера с элементами рассуждения (в качестве
исходного предлагается один из знакомых учащимся текстов, например, в
теме 13). Замена/расширение информации своими аргументами/примерами.
Тема 32. Когда текст прочитан (Оценка информации)
Умение соотносить прочитанную информацию со своим жизненным и
знаниевым опытом, выявлять, насколько она полезна, интересна, практически
значима, является важнейшим рефлексивным умением, формирующим понастоящему активное, деятельное, целевое чтение. Во время рефлексивной
работы с текстом используются послетекстовые вопросы и задания:
• Как соотносится то, что вы прочитали, с тем, что вы уже знали?
• Что для вас оказалось интересным (неожиданным) в тексте?
• Что нового и полезного вы узнали из текста?
• Как можно оценить информацию: каковы положительные и
отрицательные стороны информации?
• Возможны ли другие пути решения вопроса?
• Какая работа с этим материалом предстоит в дальнейшем?
• Где можно применить полученные знания?
• Над какими вопросами в процессе осмысления текста вы задумывались?
(при чтении данные вопросы адаптируются применительно к содержанию
конкретного текста)
Диспут «Прочитав текст»: выявление личностной позиции учащихся
после чтения проблемного публицистического текста.

Тема 33. Практикум-диагностика (Тестовая работа по комплексному
применению умений работать с информацией и текстом)
Тема 34. Чему я научился (Подведение итогов, оформление портфолио)
Заключительное занятие является подведением итогов, включает
самооценку учащихся и оценивание их деятельности учителем.
Создание Памятки «название подбирают учащиеся» (Внимательному
читателю/Учись читать/Советы помощника/Школа чтения): обобщение
теоретического и практического усвоения стратегий чтения и проверка
результативности на уровне понимания. Обсуждение в группах и
коллективное (индивидуальное) составление рекомендаций, помогающих
организовать процесс чтения. Включение Памятки в портфолио.
Оформление (индивидуальное)портфолио достижений как результата
работы и самоанализа.
Итоговый контроль: Представление портфолио «Мои достижения»

Тематическое
планирование
№ Наименование тем
п/п

Всего
часов

Характеристика
учащихся

деятельности

1. Умеем ли мы читать? 1
(Виды чтения)
2. Как выбрать книгу?
(Виды
чтения:
просмотровое,
ознакомительное)
Библиотечный урок
3. Учимся ставить цель
чтения («Знаю – хочу
узнать – узнал»)
4. Что
и
о
чём?
(Углубление понятия о
тексте)
5. С чего начинается
текст? (Роль заглавия)

1

1

1

1

6. Зачем нужен эпиграф? 1
(Роль
заглавия
и
эпиграфа)
7. Внимание к слову.
1

8. Тематический
1
конкурс чтецов
9. Наши
друзья
и 1
помощники (Словари и
справочники)
10. Учимся читать учебный 1
текст
(Элементы
учебного текста)

11. Главное и неглавное в 1
тексте
(Виды
информации в учебном
тексте)

Знакомство с технологией сбора и
анализа информации о результатах
работы для портфолио
Извлечение нужной информации из
текста; составление памятки,работа в
группах

Освоение
стратегий
смыслового
чтения с применением технологий
РКМЧП
Подготовка к конкурсу чтецов по
выбранной теме:
Прогнозирование содержания текста
по заглавию, составление плана текста,
сопоставление
прогноза
с
содержанием текста
Выявление понимания роли эпиграфа в
книге, тексте.
Лексический анализ выбранных для
конкурса чтецов произведений с целью
поиска всех непонятных слов и
выражений и выяснения их значения
Участие в конкурсе чтецов
Знакомство с словарями

Решение задач, выявляющих и
формирующих практические умения
совершать
интеллектуальные
действия:
Находить
требуемую
(нужную)
информацию, применяя технологии
поискового (сканирующего) чтения

12. Учимся читать учебный
текст
(Маркировка
информации)
13. Практикумдиагностика (Тестовая
работа по применению
умений работать с
информацией
и
выделять
главную
мысль)
14. Как читать несплошной
текст?.
15. Шифровка
и
дешифровка текста.
16. Как построен текст?
(Строение
текстов
разных типов речи)
17. Ролевая
игра
«Заседание
Учёного
совета
лексикографов»
18. «Сцепления» в тексте
(Смысловые связи в
тексте)

1

Поиск информации
прочитанного

1

Выполнение
тестовой
работы,
проверяющей умение работать с
информацией по заданным параметрам
поиска
и
нахождения
нужной
информации,совместная
проверка
результатов, анализ и рефлексия.

1

Поиск и обработка информации в
несплошных текстах
Поиск и нахождение информации в
несплошных текстах
Составление
таблицы/опорной
схемы/опорного конспекта по теории
типов речи
Ролевая игра

19. Погружение в текст.

1

20. Погружение в текст

1

21. Воображение
прогнозирование.
22. Воображение
прогнозирование.
23. Диалог с текстом.

1
1

1

и

понимание

и 1

Развитие интеллектуальных умений
выявлять и определять причинноследственные связи, устанавливать
аналогии и сравнения
Логико-смысловой анализ текста
художественного
или
публицистического стиля речи
Выделение тезиса и аргументов/
примеров в тексте учебно-научного
стиля речи
Изучение приёмов прогнозирования

и 1

Прогнозирование содержания

1

1

Составление вопросов к тексту

24. Диалог
с
текстом 1
(«Толстые и тонкие»
вопросы)
25. Диалог
с
текстом 1
(Выделение
главной
мысли)
26. Игра-состязание
1
«Аукцион вопросов и
ответов»
27. Учимся читать «между 1
строк»
(Скрытая
информация в тексте)

28. Что помогает понять 1
текст? (План текста)

29. Что помогает понять 1
текст
(Перекодирование
информации: пометки,
выписки, цитаты)
30. Шифровка
и 1
дешифровка текста.
31. Когда текст прочитан.
1
32. Когда
текст 1
прочитан(Оценка
информации)

33. Практикум1
диагностика (Тестовая
работа
по
комплексному
применению
умений
работать
с

Составление вопросов к тексту

Составление вопросов в группах,
взаимообмен
вопросами
между
группами и ответы на те из них,
которые не были учтены группой
Участие в командной игре

Осмысление
информации,
осуществляя мыслительные операции
анализа и выделения главной и
второстепенной,
явной
и
скрытойинформации
Структурирование информации во
время чтения и после чтения,
перерабатывание
и фиксирование
сжатой информации в форме плана
Структурирование информации во
время чтения и после чтения,
перерабатывание
и фиксирование
сжатой информации в форме плана
Обработка
и
перекодирование
информации
Обработка
и
предъявление
информации: план текста и пересказ)
Создание вторичного текста на базе
другого (исходного текста): пересказ
(изложение)
как
средство
формирования
коммуникативных
умений.
Работа с тестом

информацией
и
текстом)
34. Чему
я
научился 1
(Подведение
итогов,
оформление
портфолио)
34
Итого:

Создание памятки

Материально-техническое обеспечение
Методические рекомендации по формированию функциональной
грамотности обучающихся 5-9 классов
Интернет-ресурсы
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
Служба русского языка, словари, справочная литература
http://www.slovari.ru Библиотека http://lib.ru
Интерактивные ЦОР http://fcior.edu.ru; http://school-collection.edu.ru
https://infourok.ru/tehnologii-formirovaniya-chitatelskoj-gramotnostiobuchayushihsyakakuslovie-dostizheniya-vysokogo-kachestva-obrazovaniya5429709.html
http://mcbs.ru/chtenie/
http://www.openclass.ru/
https://prosv.ru/news/show/5747.html
Учебно-методические материалы для учителя
Банк заданий для формирования и оценки функциональной
грамотности обучающихся основной школы http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
Русский язык. Сборник задач по формированию читательской
грамотности. 5-8 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/В.В.
Федоров и др. – М.: Просвещение,2020.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».