Читательская грамотность 7

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Тверской области
Торопецкий муниципальный округ Тверской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Торопецкая гимназия имени святителя Тихона,
Патриарха Московского и всея России

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

На заседании
педагогического совета

Директор гимназии
________________________
В.И.Замыслова
Приказ№7
от «02» 07 2024 г.

________________________
Замыслова В.И.
Протокол№1
от «02» 07 2024 г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ТОРОПЕЦКАЯ
ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ
ТИХОНА, ПАТРИАРХА
МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ

Подписано цифровой подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТОРОПЕЦКАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ
СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА, ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ
DN: c=RU, st=Тверская область, street=Ул. Карла Маркса Зд. 59, l=Торопец,
title=ДИРЕКТОР МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ ТОРОПЕЦКОЙ ГИМНАЗИИ ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА,
ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТОРОПЕЦКАЯ ГИМНАЗИЯ
ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА, ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ,
1.2.643.100.1=120D31323436393030303035313230,
1.2.643.100.3=120B3033393132383332313438,
1.2.643.100.4=120A36393030303039333831,
1.2.643.3.131.1.1=120C363931323037373137313530,
email=perwaya2018@mail.ru, givenName=Валентина Ивановна, sn=Замыслова,
cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ТОРОПЕЦКАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА, ПАТРИАРХА
МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ
Дата: 2024.08.08 10:14:00 +03'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по функциональной грамотности
«Читательская грамотность»
7 класс

Торопец, 2024

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Читательская грамотность» для 7 класса на
2024– 2025 учебный год составлена в соответствии с Федеральным законом
«Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред.
от 12.05.2019 г.), требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования , Федеральной
основной образовательной программы основного общего образования
МБОУ Торопецкая гимназия имени Патриарха Тихона, в соответствии с
методическими рекомендациями по формированию функциональной
грамотности обучающихся 5-9 классов

Планируемые результаты освоения учащимися программы курса
внеурочной деятельности:
Личностные результаты
освоения программы курса внеурочной деятельности отражают
формирование у обучающихся:
1. Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни
семьи, Организации, местного сообщества, родного края,
страны; неприятие любых форм экстремизма,
дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о
способах противодействия коррупции;
готовность
к
разнообразной совместной
деятельности,
стремление
к
взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном
самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности
(волонтерство, помощь людям,
нуждающимся в ней).
2.
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию
родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края,

народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому
и природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране.
3.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом
осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных
поступков, свобода и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства.
4.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и
других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации
и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового
искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства.
5.
Физического воспитания, формирования культуры
здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему
здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и
отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и
неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического
здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков
безопасного поведения в
интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и
меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том
числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение
принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение
управлять
собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка
рефлексии, признание своего права на ошибку и такого
же права другого человека.
6. Трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, Организации, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению
профессий и труда различного рода, в том числе
на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности
обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых
умений для этого; готовность адаптироваться в
профессиональной среде; уважение к труду и результатам
трудовой деятельности;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования и
жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и
потребностей.
7. Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук
для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков
и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение
уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное
неприятие действий, приносящих вред окружающей
среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в
практической деятельности экологической направленности.
8. Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение
языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности,
установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать
пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию
обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной
среды, включают:
освоение обучающимися
социального
опыта,
основных
социальных
ролей,

соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и
сообществах,
включая
семью,
группы,
сформированные
по
профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся во
неопределенности,
открытость опыту и знаниям других;

взаимодействии

в

условиях

способность действовать в условиях неопределенности, повышать
уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том
числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной
деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формирования
новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия,
гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных,
осознавать дефициты собственных знаний и
компетентностей, планировать свое развитие;
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным
признакам, выполнять операции в соответствии с определением и
простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами,
использовать понятие и его свойства при решении задач (далее оперировать понятиями), а также оперировать терминами и
представлениями в области концепции устойчивого развития; умение
анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду,
достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий.
Метапредметные результаты освоения программы курса внеурочной
деятельности отражают:
1. Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
1) базовые логические действия: выявлять и характеризовать
существенные признаки объектов (явлений);

устанавливать существенный признак классификации, основания для
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный
эксперимент,
оценивать на применимость и достоверность информации, полученной
в ходе исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами
оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и
их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
3) работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным
педагогическим работником или сформулируемую самостоятельно.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий
обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными
действиями:
1) общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать
эмоции в соответствии с
целями и условиями общения; выражать себя (свою точку
зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в

корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с
суждениями
других
участников
диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично
представлять
результаты выполненного опыта
(эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации
и особенностей аудитории.
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной
задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить,
выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной
работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей
всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами
команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнениями, "мозговые штурмы" и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с другими
членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена
команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.

Овладение системой универсальных учебных коммуникативных
действий обеспечивает сформированность социальных навыков и
эмоционального интеллекта обучающихся.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными
действиями:
1) самоорганизация: выявлять проблемы для решения в

жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения),
корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний
об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать
адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут
возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к
меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов
деятельности, давать оценку приобретенному опыту
3) эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и
эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и
намерения другого; регулировать способ выражения эмоций;

4) принятие себя и других: осознанно относиться к

другому человеку, его мнению; признавать свое право
на ошибку и такое же право другого; принимать себя и
других, не осуждая; открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий
обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя
позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой,
самодисциплины, устойчивого поведения).
Предметные результаты освоения программы курса внеурочной
деятельности:
осознание значимости чтения и изучения литературы для своего
дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом
чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего
эстетического и интеллектуального удовлетворения;
•
восприятие литературы как одной из основных культурных
ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие)
и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);
•
обеспечение
культурной
самоидентификации,
осознание
коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе
изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры
своего народа, мировой культуры;
•
воспитание квалифицированного читателя со сформированным
эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и
оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных
жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и
интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении
прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
•
развитие способности понимать литературные художественные
произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;
•
овладение процедурами эстетического и смыслового анализа
текста на основе понимания принципиальных отличий литературного
художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.,
формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать
и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину
•

жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только
эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Конкретизируя эти общие результаты, обозначим наиболее важные
предметные умения, формируемые у обучающихся в результате освоения
программы по литературе основной школы (в скобках указаны классы, когда
эти умения стоит активно формировать; в этих классах можно уже
проводить контроль сформированности этих умений):
•
определять тему и основную мысль произведения;
•
владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет;
выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу
;
•
характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные
характеристики; оценивать систему персонажей;
•
находить основные изобразительно-выразительные средства,
характерные для творческой манеры писателя, определять их
художественные функции; выявлять особенности языка и стиля писателя;
•
определять
родо-жанровую
специфику
художественного
произведения;
•
объяснять свое понимание нравственно-философской, социальноисторической и эстетической проблематики произведений;
•
выделять в произведениях элементы художественной формы и
обнаруживать связи между ними, постепенно переходя к анализу текста;
анализировать литературные произведения разных жанров;
•
выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий,
характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом
произведения (в каждом классе – на своем уровне);
•
пользоваться основными теоретико-литературными терминами и
понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными
в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации
художественного текста;
•
представлять развернутый устный или письменный ответ на
поставленные вопросы (в каждом классе – на своем уровне); вести учебные
дискуссии;
•
собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую
для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания
аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания
проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством
учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для
организации дискуссии (в каждом классе – на своем уровне);
выражать личное
отношение к
художественному
произведению,
аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);
•

выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты
произведений художественной литературы, передавая личное отношение к
произведению;
•
ориентироваться
в
информационном
образовательном
пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками,
специальной
литературой;
пользоваться
каталогами
библиотек,
библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (в каждом
классе – на своем уровне).
Результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по
трём уровням.
•

Результаты первого уровня (ознакомление школьников с конкретным
направлением, с социальной реальностью в повседневной жизни):
получение школьниками знаний о содержании трёх шагов технологии
продуктивного чтения, читательских умениях и способах разметки текстов
для ведения «диалога с автором».

1.

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения
школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной
реальности в целом): демонстрация навыков по применению читательских
умений и знаний о трёх этапах технологии работы с текстом в
коллективной деятельности под руководством взрослых. Осознание
содержания и структуры технологии; усвоение таких понятий технологии,
как «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение»,
и др. Способность самостоятельно мыслить в процессе обсуждения
прочитанного, проявлять интерес к чтению книг, любовь к добру, к
благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству.

2.

Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта
самостоятельного социального действия): приобретение опыта
использования в практике основных читательских умений, приёмов работы
с текстом, аргументирования своей точки зрения, ведения диалога с
автором, проявление способности уважать всякий честный труд, талант,
гений, сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной,
человечеством и желание быть им полезным. Демонстрация интереса и
мотивации к чтению книг.

3.

Способы определения результативности программы: беседа,
наблюдение, анализ работ учащихся, тестирование, участие в конкурсах.
2. Содержание программы курса внеурочной деятельности
Раздел I. Настоящий читатель (4 ч)
Настоящий читатель. Писатель-книга-читатель. Литературный герой и
читатель. Личность автора, её отражение в литературе.

Раздел II. Технология продуктивного чтения (23 ч)
Глубокое восприятие и понимание текста - основа продуктивного чтения.
Место мистики в мире художественной литературы. Жанровое
многообразие мистической литературы. Мистика как способ
художественного отражения действительности. Практическая работа с
текстом М.Метерлинка «Синяя птица» (в сокращении). Истинное и ложное
в жизни человека. Поиски счастья героями. Практическая работа с текстом
П.Мериме «Венера Илльская» (в сокращении). Философский смысл
новеллы и повести. «Вечные» темы в художественной литературе и разные
формы их воплощения. Роль сказки в жизни читателя. Нравственные
ценности в сказках для взрослых. Практическая работа с текстом В.Гауфа
«Маленький Мук». Сказка для детей и взрослых и её «недетские вопросы».
Построение сказки («рассказ в рассказе»). Практическая работа с текстом
Н.Д.Телешова «Белая цапля». Назначение человека и его ответственность
перед будущим. Многообразие реального и художественного мира.
Практическая работа с текстом К.Г.Паустовского «Старик в станционном
буфете». Многостороннее изображение человека в эпических
произведениях. Автор и его герои. Практическая работа с текстом А.Грина
«Четырнадцать футов». Изображение человека в рассказе. Практическая
работа с текстом О.Генри «Последний лист». Герои О.Генри. Размышление
о назначении художника и искусства вообще. Смешное в жизни и
литературе. Поучительная литература. Практическая работа с текстом
И.Ильфа, Е.Петрова «Любители футбола». Практическая работа с текстом
Джером К.Джером «Трое в одной лодке, не считая собаки» (главы).
Раздел III. Проект «Мир твоей литературы» (7 ч)
1Обсуждение общей темы «Мир твоей литературы». Уточнение, выбор
подтем проекта «Электронная книга будущего», «Самая фантастическая
книга», «Книги о детях» и т.д. 2Составлении плана работы над проектом.
Подготовка проекта. 3Сбор информации.
Работа с картотекой, с источниками. 4Выполнение проекта. Фиксация хода
работы над проектом. 5Плакат для защиты проекта. Подготовка
презентации к защите проекта. 6Защита проекта. 7Обобщение знаний в
ходе праздника «Я – настоящий читатель!».

Тематическое планирование
№

В том числе

п/п

Наименование
разделов
Настоящий читатель
Технология
продуктивного чтения
«Мир твоей
литературы»
Итого

1
2
3

Общее количество
учебных часов
4
23

Теоретических

7

2

34

12

4
6

Тематическое планирование курса
№

Тема занятия

Содержание

Формы

Раздел I. Настоящий читатель (4 ч)

1

Настоящий читатель.

Представление о настоящем читателе.
Читаем всё, что задано.

Расска

2

Писатель-книга-читатель. Экскурсия в библиотеку.

3

Литературный герой и
читатель.

4

Личность
автора,
её Личная библиотека. Корешки книг твоей
Иллюс
отражение в литературе. библиотеки. Члены семьи – собиратели книг.

«Лечен

Обложка любимой книжки. Книги-«калеки», Экскур
«лечение книг».

Раздел II. Технология продуктивного чтения (23 ч)
5

Глубокое восприятие
и понимание текста основа
продуктивного
чтения.

Особенности чтения текстов математических Творче
задач. Чтение текстов из учебника русского
языка и биологии.

6

Место мистики в мире

Выражение своей

Творче

художественной
литературы.

позиции в сообщении.

работа

7

Жанровое многообразие Выражение своей позиции в сообщении.
мистической литературы.

Творче

8

Мистика как способ
художественного
отражения
действительности.
Практическая работа с
текстом М.Метерлинка
«Синяя птица» (в
сокращении).
Истинное и ложное в
жизни
человека.
Поиски
счастья
героями.
Практическая работа с
текстом П.Мериме
«Венера Илльская» (в
сокращении).

Выражение своей позиции в сообщении.

Творче

Выражение своей позиции в проекте.

Творче

Выражение своей позиции в сочинении.

Творче

Глубокое восприятие и понимание текста.
Восприятие – активное включение человека
в чтение.

Беседа
Познав
«Вним

12

Философский смысл
новеллы и повести.

Выбор книги для чтения. Название, автор,
обложка, иллюстрации. Прогнозирование и
предвосхищение чтения.
Высказывание своих первоначальных
предположений.

Беседа
Познав
«Вним

13

«Вечные» темы в
художественной
литературе и разные
формы их воплощения.

Умение видеть незнакомые слова и уточнять Беседа
их смысл. Вопросы к автору текста. Познав
Читательские умения. Читаем и воображаем. «Вним
Читаем и чувствуем.

9

10

11

14

Роль сказки в жизни
читателя. Нравственные
ценности в сказках для
взрослых.

Вопросы к автору текста.
Беседа
Читательские умения. Читаем и воображаем.

Читаем и чувствуем.
15

Практическая работа с
текстом В.Гауфа
«Маленький Мук».

Чувства и эмоции читателя. Читаем и
Беседа
думаем, размышляем. Медленное вдумчивое
чтение.

16

Сказка для детей и
взрослых и её «недетские
вопросы». Построение
сказки («рассказ в
рассказе»).

Чтение во время чтения. Вопросы автору, Беседа
возникающие по ходу чтения. Ответы на
вопросы текста. Диалог с автором.
Комментирование
.

17

Практическая работа с
текстом Н.Д. Телешова
«Белая цапля».

Разметка текста. Умения настоящего
читателя: читать, мысленно рисовать,
представлять события и их героев. Слова в
круглых скобках – подсказки и
комментарии.

18

Назначение человека и его Знакомство с жизнью автора,
творчеством. История создания книги.
ответственность перед
будущим.

19

Многообразие реального
и художественного мира.

Творческая работа по развитию
читательских умений.

Беседа

20

Практическая работа с
текстом
К.Г.Паустовского «Ста
рик в станционном
буфете».

Творческая работа по развитию
читательских умений.

Беседа

Беседа

его Беседа

21

Знакомство с жизнью автора,
Многостороннее
творчеством. История создания книги.
изображение человека в
эпических произведениях.
Автор и его герои.

22

Практическая работа с
текстом А.Грина
«Четырнадцать футов
Изображение человека в
рассказе.

Творческая работа по развитию
читательских умений

Беседа

Творческая работа по развитию
читательских умений.

Беседа

24

Практическая работа с
текстом
О.Генри
«Последний
лист».
Герои О.Генри.

Чтение после чтения. Читательская работа
продолжается. Умение перечитать нужное,
интересное,..

Беседа

25

Размышление о
Знакомство с жизнью автора, его Беседа
назначении художника и творчеством
искусства вообще.
Смешное в жизни и
литературе.
Поучительная литература.
История создания книги.
Практическая работа с
Беседа
текстом И.Ильфа,
Е.Петрова «Любители
футбола».
Практическая работа с Придумать продолжение, помечтать, сделать Беседа
текстом Джером
выводы
К.Джером «Трое в одной
лодке, не считая собаки»
(главы).
Раздел III. Проект «Мир твоей литературы» (7 ч)

23

26

27

его Беседа

28

Обсуждение общей темы
«Мир твоей литературы».
Уточнение, выбор подтем
проекта
«Электронная книга
будущего», «Самая
фантастическая книга»,
«Книги о детях» и т.д.

29

Составлении плана работы Работа с картотекой, с источниками проекта Читате
над проектом. Подготовка
проекта.
Сбор информации. Работа Обсуждение общей темы. Фиксация хода
Читате
с картотекой, с
работы над проектом
источниками.

30

31

32

33
34

Обсуждение общей темы. Составление Читате
плана работы над проектом
конфер
Уточнение, выбор подтем, и т.д. Подготовка
проекта. Сбор информации.

Выполнение проекта.
Фиксация хода работы
над проектом.
Плакат для защиты
проекта. Подготовка
презентации к защите
проекта
Защита проекта.

Выполнение проекта

Конкурс сочинений «Я
тоже умею писать
рассказы».
Промежуточная
аттестация

Плакат для защиты проекта

Защит

Подготовка презентации к защите проекта

Защит

Конкурс сочинений.

Конку

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного
процесса
Методические рекомендации по формированию функциональной
грамотности обучающихся 5-9 классов
Интернет-ресурсы
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru

Служба русского языка, словари, справочная литература
http://www.slovari.ru Библиотека http://lib.ru
Интерактивные ЦОР http://fcior.edu.ru; http://school-collection.edu.ru
https://infourok.ru/tehnologii-formirovaniya-chitatelskoj-gramotnostiobuchayushihsyakakuslovie-dostizheniya-vysokogo-kachestva-obrazovaniya5429709.html
http://mcbs.ru/chtenie/
http://www.openclass.ru/
https://prosv.ru/news/show/5747.html
Учебно-методические материалы для учителя
Банк заданий для формирования и оценки функциональной
грамотности обучающихся основной школы http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
Русский язык. Сборник задач по формированию читательской
грамотности. 5-8 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/В.В.
Федоров и др. – М.: Просвещение,2020.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».