Индивидуальный_проект 10

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Тверской области
Торопецкий муниципальный округ Тверской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Торопецкая гимназия имени святителя Тихона,
Патриарха Московского и всея России

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

На заседании
педагогического совета

Директор гимназии

________________________

Замыслова В.И.
Приказ №7
от «02» 07 2024 г.

________________________

Замыслова В.И.
Протокол №1
от «02» 07 2024 г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ТОРОПЕЦКАЯ
ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ
ТИХОНА, ПАТРИАРХА
МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ

Подписано цифровой подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТОРОПЕЦКАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ
СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА, ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ
DN: c=RU, st=Тверская область, street=Ул. Карла Маркса Зд. 59, l=Торопец,
title=ДИРЕКТОР МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ ТОРОПЕЦКОЙ ГИМНАЗИИ ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА, ПАТРИАРХА
МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТОРОПЕЦКАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ
СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА, ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ,
1.2.643.100.1=120D31323436393030303035313230,
1.2.643.100.3=120B3033393132383332313438,
1.2.643.100.4=120A36393030303039333831,
1.2.643.3.131.1.1=120C363931323037373137313530, email=perwaya2018@mail.ru,
givenName=Валентина Ивановна, sn=Замыслова, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТОРОПЕЦКАЯ ГИМНАЗИЯ
ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА, ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ
Дата: 2024.08.08 11:11:28 +03'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Индивидуальный проект»
для обучающихся 10 класса

Торопец, 2024
2

Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Индивидуальный проект» для 10
класса
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования, требований к результатам освоения основной
образовательной программы, с учетом примерной основной образовательной
программы среднего общего образования. «Индивидуальный проект» на уровне
среднего общего образования изучается в 10 классе, как полидисциплинарный курс.
Срок реализации программы: 1 год.
Цель:
– формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения
методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской
деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования;
– формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации
обучающимися результатов исследования, индивидуального проекта, направленного
на решение научной, личностно и (или) социальнозначимой проблемы
Задачи:
– сформировать
навыки
коммуникативной,
учебно-исследовательской
деятельности, критического мышления;
– выработать способность к инновационной, аналитической, творческой,
интеллектуальной деятельности;
– продолжить формирование навыков проектной и учебно-исследовательской
деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и
способов действий при решении различных задач, используя знания одного или
нескольких учебных предметов или предметных областей;
– развитие навыков постановки цели и формулирования гипотезы исследования,
планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации,
структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных
данных, презентации результатов;
– мониторинг личностного роста участников проектно-исследовательской
деятельности;

Индивидуальный проект - особая форма организации образовательной
деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под
руководством учителя (тьютера) в течение учебного времени, отведенного учебным
планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или
разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного,
инновационного, конструкторского, инженерного.
3

На уровне среднего общего образования роль учителя (тьютера) сводится к
минимуму. Старшеклассники сами определяют личностно-значимую проблему,
формулируют тему, ставят цели и задачи своего проектирования, выдвигают
гипотезу. Ставя практическую задачу, ученики ищут под эту конкретную задачу свои
средства и предлагают варианты практического использования проектного и
исследовательского продукта.
Место элективного курса в учебном плане
На изучение элективного курса «Индивидуальный проект» учебным планом
СОО отводится по 1 часу в неделю, 34 часа в год .
УМК
 Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов – технология
компетентностно-ориентированного образования: Методическое пособие для
педагогов /Под ред.проф.Е.Я.Когана. – Самара: Учебная литература, 2021. – 176с.
 Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности
школьника / Под ред.проф.Е.Я.Когана. – Самара: Учебная литература, 2021. –
224с.
Специфика программы
Особенности учебно-исследовательской деятельности и проектной работы
старшеклассников обусловлены, в первую очередь, открытостью образовательной
организации на уровне среднего общего образования. Исследование и проект
приобретают статус инструментов учебной деятельности полидисциплинарного
характера, необходимых для освоения социальной жизни и культуры. Процесс
становления проектной деятельности предполагает и допускает наличие проб в
рамках совместной деятельности обучающихся и учителя. На уровне среднего
общего образования проект реализуется самим старшеклассником.
Обучающиеся самостоятельно формулируют предпроектную идею, ставят цели,
описывают необходимые ресурсы и пр. Начинают использоваться элементы
математического моделирования и анализа как инструмента интерпретации
результатов исследования. Обучающийся сам определяет параметры и критерии
успешности реализации проекта. Кроме того, он формирует навык принятия
параметров и критериев успешности проекта, предлагаемых другими, внешними
по отношению к школе социальными и культурными сообществами.
На уровне среднего общего образования приоритетными направлениями
проектной и учебно-исследовательской деятельности являются:
– социальное;
– бизнес-проектирование;
– исследовательское;
– инженерное;
– информационное.
Основные требования к инструментарию оценки сформированности
универсальных
учебных действий при процедуре защиты реализованного проекта:
– оценке подвергается не только защита реализованного проекта, но и
динамика изменений, внесенных в проект от момента замысла (процедуры
защиты проектной идеи) до воплощения; при этом учитываются
целесообразность, уместность, полнота этих изменений, соотнесенные с
4

сохранением исходного замысла проекта;
– для оценки проектной работы создаетсяна экспертная комиссия, в
которую входят педагоги и представители администрации образовательных
организаций, где учатся дети, представители местного сообщества и тех сфер
деятельности, в рамках которых выполняются проектные работы;
– оценивание производится на основе критериальной модели;
– результаты оценивания универсальных учебных действий в формате,
принятом образовательной организацией доводятся до сведения
обучающихся.
Исследовательские проекты могут иметь следующие направления:
– естественно-научные исследования;
– исследования в гуманитарных областях (в том числе выходящих за
рамки школьной программы, например в психологии, социологии);
– экономические исследования;
– социальные исследования;
– научно-технические исследования.
Формы организации занятий:
– Индивидуальная;
– Парная;
– Групповая;
– Коллективная;
– Самостоятельная работа
Формы контроля освоения программы.
Оценка проектной/ исследовательской деятельности обучающихся проводится по
результатам представления продукта/учебного исследования. Публично должны быть
представлены два элемента проектной-исследовательской работы:
– защита темы проекта/исследования (идеи);
– защита реализованного проекта/исследования.
Форма промежуточной аттестации: защита проекта

5

II.
Планируемые результаты проектной деятельности обучающихся
Личностные результаты:
 Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к
своему здоровью, к познанию себя:
- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию
позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность,
готовность и способность к личностному самоопределению, способность
ставить цели и строить жизненные планы;
- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного
достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать
собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям
прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных
ценностей и достижений нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию
в соответствии с общечеловеческими ценностями;
 Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как
к Родине (Отечеству):
- российская идентичность, способность к осознанию российской
идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историкокультурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм,
готовность к служению Отечеству, его защите;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России;
- формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и
главным фактором национального самоопределения.
 Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону,
государству и к гражданскому обществу:
- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного
члена российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности,
уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические
ценности, готового к участию в общественной жизни;
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки
и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном
мире;
- готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии
решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных
формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно
значимой деятельности.
 Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с
6

окружающими людьми:
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире,
готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к
людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к
физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать
первую помощь;
- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том
числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и
поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных
чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
 Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к
окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение
достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве
мира и общества;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию,
на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности.
 Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в
сфере социально-экономических отношений:
- осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации
собственных жизненных планов;
- готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как
к возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
- потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым
достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к
разным видам трудовой деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по
7

которым можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на
соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для
достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее
целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые
(учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
– выходить за
рамки учебного предмета
и
осуществлять целенаправленный
поиск возможностей для широкого
переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами),
подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
Обучающийся (10 класс) научится:
– планировать
и
выполнять
учебное
исследование
и
учебный
проект, используя оборудование, модели, методы
и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
8

выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены
путём научного исследования; отбирать адекватные методы исследования,
формулировать вытекающие из исследования выводы;
– использовать
такие методы
и приёмы,
как
наблюдение, постановка
проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы»,
эксперимент, моделирование,
– использование
математических
моделей,
теоретическое обоснование, установление границ применимости
модели/теории;
– использовать некоторые методы получения знаний, характерные для
социальных и исторических наук: постановка проблемы, опрос, описание,
сравнительное историческое описание, объяснение, использование
статистических данных, интерпретация фактов;
– ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые
средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
– отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к
суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
– видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок,
моральных суждений при получении, распространении и применении
научного знания.
Обучающийся (10 класс) получит возможность научиться:
– самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование,
учебный и социальный проекты;
– использовать догадку, озарение, интуицию;
– использовать некоторые методы получения знаний, характерные для
социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск
исторических образцов;
– использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное
отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое
единство
– общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
– целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности,
осваивать новые языковые средства;
– осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний,
за качество выполненного проекта.
–
–

9

Содержание элективного курса «Индивидуальный проект»
10 класс

Модуль 1. Введение в проектную культуру - 4 ч
Основные подходы к определению понятия «проект»; структура и
характеристика основных элементов проекта. Понятие «индивидуальный
проект», проектная деятельность, проектная культура. Типология проектов:
волонтерские, социальной направленности, бизнес- планы, проекты - прорывы.
Проекты в современном мире проектирования. Цели, задачи проектирования в
современном мире, проблемы. Научные школы. Методология и технология
проектной деятельности.
Модуль 2. Инициализация проекта - 20 ч
Инициализация проекта, исследования. Конструирование темы и проблемы
проекта; определение жанра проекта. Утверждение тематики проектов и
индивидуальных планов. Определение цели, формулирование задач. Проектный
замысел. Критерии безотметочной самооценки и оценки продуктов проекта.
Критерии оценки курсовой и исследовательской работы. Презентация и защита
замыслов проектов, курсовых и исследовательских работ. Методические
рекомендации по написанию и оформлению курсовых работ, проектов,
исследовательских работ. Структура проекта, курсовых и исследовательских работ.
Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение,
сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом,
так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез,
индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования
(восхождение от абстрактного к конкретному и др.).
Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды переработки чужого
текста.
Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия.
Расчет календарного графика проектной деятельности. Эскизы и модели,
макеты проектов, оформлением курсовых работ. Коммуникативные барьеры при
публичной защите результатов проекта, курсовых работ. Главные предпосылки
успеха публичного выступления.
Применение информационных технологий в исследовании, проектной
деятельности, курсовых работ. Работа в сети Интернет. Что такое плагиат и как
его избегать в своей работе.
Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных
исследования. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление
таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка
литературы. Сбор и систематизация материалов.
Модуль 3. Управление завершением проектов, курсовых и
исследовательских работ - 4 ч
Основные процессы исполнения, контроля и завершения проекта. Мониторинг
выполняемых работ и методы контроля исполнения. Критерии контроля.
Компьютерная обработка данных исследования, проекта и курсовых работ.

Управление завершением проекта, курсовых работ. Корректирование критериев
оценки продуктов проекта и защиты проекта, курсовых работ. Консультирование
по проблемам проектной деятельности, по установке и разработке поставленных
перед собой учеником задач, по содержанию и выводам, по продуктам проекта, по
оформлению бумажного варианта проектов.
Модуль 4. Защита результатов проектной деятельности - 6ч
Публичная защита результатов проектной деятельности, курсовых работ.
Рефлексия проектной деятельности. Оформление отчетной документации.
Экспертиза действий и движения в проекте. Индивидуальный прогресс.
Стандартизация и сертификация. Защита интересов проектантов. Основные
положения Государственной системы стандартизации Российской Федерации и ее
правовые основы, установленные законами РФ «О стандартизации» и «О защите
прав потребителей», Государственная система стандартизации. Документы в
области стандартизации. Сертификат соответствия. Патентное право в России.
Тематическое планирование 10 класс
№
Раздел,
п/п
тема
1
2
3
4
5
6-7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Введение в курс «Индивидуальный проект». Что такое
проект?
Проектная деятельность и её особенности.
Типы проектов. Индивидуальный образовательный проект.
Типология проектов: исследовательские, творческие,
информационные, игровые и т.д.
Инициализация проекта, исследования.
Конструирование темы и проблемы проекта
Формулирование проектного замысла.
Определение жанра проекта. Определение цели,
формулирование
задач.
Проведение мини – выступления, посвященного
презентации и
защите замыслов проектов
Структура проекта, курсовых и исследовательских работ.
Анкетирование.
Логика действий и последовательность шагов при
планировании
индивидуальных проектов.
Методы исследования: наблюдение, сравнение, измерение,
эксперимент.
Методы исследования: абстрагирование, анализ и
синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.
Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект,
тезисы, реферат, аннотация, рецензия.
Разработка стратегии реализации, определение этапности и
точек
контроля.

Расчет календарного графика
Создание кейса
19-20 Индивидуальные и групповые консультации
21 Работа над эскизом проектов, оформлением курсовых работ
22 Библиография, справочная литература, каталоги
23 Компьютерная обработка данных исследования.
Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных
плакатов, ссылок, сносок, списка
литературы.
24 Коммуникативные барьеры при публичной защите
результатов проекта,
курсовых работ
25 Основные процессы исполнения, контроля и завершения
проекта,
курсовых работ.
26 Мониторинг выполняемых работ и методы контроля
исполнения.
27 Управление завершением проекта, курсовых работ
28 Консультирование по проблемам проектной деятельности.
29- Публичная защита результатов проектной деятельности
3031
32 Рефлексия проектной деятельности. Индивидуальный
прогресс в
компетенциях.
33 Экспертиза действий и движения в проекте.
34 Оформление отчетной документации.
18

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности
школьника / Под ред.проф.Е.Я.Когана. – Самара: Учебная литература, 2021. – 224с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».