ООП ДО

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Тверской области
Администрация Торопецкого муниципального округа
МБОУ Торопецкая гимназия имени Патриарха Тихона

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

На заседании педагогического совета

Директор гимназии

Протокол №1 от 02.07.2024

________________________

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ТОРОПЕЦКАЯ
ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ
ТИХОНА, ПАТРИАРХА
МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ

Замыслова В.И.
Приказ №7 от 02 07.2024 г.
Подписано цифровой подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТОРОПЕЦКАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ
ТИХОНА, ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ
DN: c=RU, st=Тверская область, street=Ул. Карла Маркса Зд. 59, l=Торопец,
title=ДИРЕКТОР МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ ТОРОПЕЦКОЙ ГИМНАЗИИ ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА, ПАТРИАРХА
МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТОРОПЕЦКАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ
ТИХОНА, ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ,
1.2.643.100.1=120D31323436393030303035313230,
1.2.643.100.3=120B3033393132383332313438, 1.2.643.100.4=120A36393030303039333831,
1.2.643.3.131.1.1=120C363931323037373137313530, email=perwaya2018@mail.ru,
givenName=Валентина Ивановна, sn=Замыслова, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТОРОПЕЦКАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ
ТИХОНА, ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ
Дата: 2024.07.23 10:56:33 +03'00'

Образовательная программа
дополнительного образования

г.Торопец, Торопецкий муниципальный округ, Тверская область 2024

СОДЕРЖАНИЕ
1.
Целевой раздел образовательной программы
дополнительного образования…………………………………………стр. 3
1.1. Пояснительная записка……………………………………………стр. 3
1.2. Цели и задачи дополнительного образования………………….стр. 5
1.3. Концептуальная основа дополнительного образования……….стр. 5
2.
Содержательный радел образовательной программы
дополнительного образования………………………………………….стр. 7
2.1. Содержание дополнительного образования……………………стр. 7
2.2. Условия реализации дополнительного образования…………..стр. 10
2.3. Планируемые результаты освоения программы……………….стр. 12
3.
Организационный раздел образовательной
программы дополнительного образования…………………………...стр. 13
3.1. Учебный план по реализации образовательной программы дополнительного
образования
на
2024
–
2025
учебный
год……………………………………………………………….………..стр. 13

2

1.

Целевой раздел образовательной программы дополнительного
образования
1.1.

Пояснительная записка

Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания,
развития личности и обучения посредством реализации дополнительных
общеразвивающих программ, оказания дополнительных образовательных услуг и
информационно – образовательной деятельности за пределами основных
образовательных программ в интересах человека, государства.
Реализация дополнительного образования обучающихся МБОУ Торопецкой
гимназии имени Патриарха Тихона (далее - Учреждение) по общеразвивающим
программам осуществляется на основе следующих нормативно-правовых
документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки РВ от 29 августа 2013 г. № 1008
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726 р);
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06 – 1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172 – 14
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей»;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996 – р;
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны
здоровья обучающихся, воспитанников, утвержденные приказом Минобрнауки от 28
декабря 2010 г. № 2106;
- Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных
общеобразовательных (общеразвивающих) программ;
- Устав МБОУ Торопецкой гимназии имени Патриарха Тихона.
Дополнительное образование в соответствии с частью 1 статьи 75 Федерального
закона № 273 – ФЗ направлено на формирование и развитие творческих способностей
детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном,
духовно-нравственном, физическом совершенствовании, формирование культуры
здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию
их свободного времени.
3

Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в
обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей,
проявивших выдающиеся способности. Программы дополнительного образования
составлены с учетом возрастных и индивидуальных способностей детей.
Дополнительное образование позволяет создавать условия для оптимального
развития личности и наиболее полного удовлетворения образовательных
потребностей детей и их родителей, что особенно важно, поскольку не все дети
обладают способностями к академическому учению.
Дополнительное образование в Учреждении создано в целях реализации
процесса становления личности, разностороннего развития личности в
разнообразных развивающихся средах. Дополнительное образование детей является
равноправным,
взаимодополняющим
компонентом
базового
образования,
удовлетворяющим потребности детей в самообразовании.
Образовательная деятельность по дополнительным программам направлена на:
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
удовлетворение
индивидуальных
потребностей
обучающихся
в
интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном
развитии, а также занятиях физической культурой и спортом;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление
здоровья обучающихся;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военнопатриотического и трудового воспитания обучающихся;
- выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц,
проявивших выдающиеся способности;
- профессиональную ориентацию обучающихся;
- социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
- формирование общей культуры обучающихся;
- удовлетворение образовательных потребностей и интересов обучающихся.
1.2. Цели и задачи дополнительного образования
Основные цели и задачи дополнительного образования обучающихся
Учреждения соответствуют Концепции развития дополнительного образования
обучающихся.
Целью дополнительного образования является формирование и развитие
творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в
интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование
культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, организация
их свободного времени.
Эта цель реализуется на основе введения в процесс дополнительного
образования программ, имеющих техническую, естественнонаучную, физкультурноспортивную,
художественную,
туристско-краеведческую
и
социальнопедагогическую направленности, и внедрения современных методик обучения и
воспитания детей, развития их умений и навыков.
4

Основными задачами дополнительного образования обучающихся являются:
- изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном
образовании детей;
- обеспечение гарантий права ребенка на получение дополнительного
образования по общеразвивающим программам;
- обеспечение необходимых условий для личностного, духовно-нравственного,
трудового развития и воспитания обучающихся;
- формирование условий для создания единого образовательного пространства;
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
- формирование общей культуры личности обучающихся, их социализации и
адаптации к жизни в обществе;
- формирование культуры здорового образа жизни, укрепление здоровья
обучающихся;
- создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и
культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего народа.
1.3. Концептуальная основа дополнительного образования Учреждения
Актуальность и педагогическая целесообразность организации дополнительного
образования в Учреждении заключается в том, что оно, дополняя возможности и
потенциалы общего образования, помогает обеспечивать непрерывность образования,
развивать и осуществлять в полной мере технологии и идеи личностноориентированного образования.
Деятельность гимназии по дополнительному образованию детей строится на
следующих принципах:
- природосообразности: принятие ребенка таким, каков он есть. Природа
сильнее, чем воспитание. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, и его
надо найти. Не бороться с природой ребенка, не переделывать, а развивать то, что
уже есть, выращивать то, чего пока нет;
- гуманизма: через систему мероприятий обучающиеся включаются в различные
виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха каждого ребенка;
- демократии: совместная работа гимназии, семьи, других социальных
институтов, учреждений культуры направлена также на обеспечение каждому
ребенку максимально благоприятных условий для духовного, интеллектуального и
физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных
потребностей;
- творческого развития личности: каждое дело, занятие (создание проекта,
исполнение песни, роли в спектакле, спортивная игра и т.д.) – творчество
обучающегося (или коллектива обучающихся) и педагогов;
- свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности: свобода
выбора объединений по интересам - не неформальное общение, отсутствие жесткой
регламентации
делают дополнительное образование привлекательным для
обучающихся любого возраста;
5

- дифференциация образования с учетом реальных возможностей каждого
обучающегося: существующая система дополнительного образования обеспечивает
сотрудничество обучающихся разных возрастов и педагогов. Особенно в
разновозрастных объединениях ребята могут проявить
свою инициативу,
самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая
интересы других.
Функции дополнительного образования:
образовательная
–
обучение
ребенка
по
дополнительным
общеобразовательным программам, получение им новых знаний;
- воспитательная – обогащение культурного слоя Учреждения, формирование в
школе культурной среды, определение на этой основе четких нравственных
ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;
- информационная – передача педагогом ребенку максимального объема
информации (из которой последний берет столько, сколько хочет и может усвоить);
- коммуникативная – это расширение возможностей, круга делового и
дружеского общения ребенка со сверстниками и взрослыми в свободное время;
- рекреационная - организация содержательного досуга как сферы
восстановления психофизических сил ребенка;
- интеграционная – создание единого образовательного пространства школы;
- компенсаторная – освоение ребенком новых направлений деятельности,
углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих
эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования,
предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им
сферах творческой деятельности;
- социализация – освоение ребенком эмоционального опыта, приобретение им
навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых
для жизни;
- самореализация – самоопределение ребенка в социально и культурно значимых
формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное
саморазвитие.
Перечисленные позиции составляют концептуальную основу дополнительного
образования детей, которая соответствует главным принципам гуманистической
педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на
самореализацию,
личностно-равноправная
позиция
педагога
и
ребенка,
ориентированность на его интересы, способность видеть в нем личность, достойную
уважения.
2.

Содержательный раздел образовательной программы дополнительного
образования
2.1. Содержание дополнительного образования

Дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее
удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно
6

- нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не
сопровождается повышением уровня образования.
Дополнительное образование – целенаправленный процесс воспитания, развития
личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных
программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно
образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в
интересах человека, государства. Дополнительное образование по праву
рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства,
сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано,
требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как
образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие
личности ребенка. Особенность дополнительного образования - дать растущему
человеку возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха. Обучение детей
осуществляется на основе общеобразовательных общеразвивающих программ,
разработанных, как правило, самими педагогами. Все программы дополнительного
образования предлагаются ребятам по выбору, в соответствии с их интересами,
природными склонностями и способностями. Этот момент чрезвычайно важен для
любого школьника, а особенно для обучающихся, неуверенных в себе, страдающих
теми или иными комплексами, испытывающих трудности в освоении школьных
дисциплин. Используя разнообразные культурно-досуговые программы, педагоги
обучают воспитанников интересно и содержательно проводить свой досуг. Участие
школьников в творческих коллективах по интересам позволяет каждому ребенку
реализовать себя в иных, не учебных сферах деятельности, где-то непременно
добиться успеха и на этой основе повысить собственную самооценку и свой статус в
глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость обучающихся во внеучебное
время способствует укреплению самоорганизованности, самореализации,
саморазвитию, самовоспитанию, самодисциплины, умению планировать свое время.
Роль таких занятий необычайно высока в общем процессе воспитания и образования
школьников. Организованные детские коллективы, не связанные напрямую с
учебной деятельностью, создают благоприятную возможность для расширения поля
межличностного взаимодействия обучающихся разного возраста, сплачивают
узнавших друг друга детей в единый школьный коллектив. Проводимая во время
занятий подготовка к массовому участию обучающихся в регулярно проводимых в
школе мероприятиях приобщает их к процессу появления школьных традиций,
формированию корпоративного духа «своей» школы, чувства гордости за нее.
Целью дополнительного образования является создание условий для самореализации
и развития талантов детей, а также воспитание высоконравственной, гармонично
7

развитой и социально ответственной личности; выявление и развитие способностей
каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой,
творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями,
ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на
участие в развитии общества.

Основными задачами дополнительного образования являются:
• организация

воспитательной деятельности на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей российского общества и государства, а также
формирование у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности,
патриотизма и гражданской ответственности; расширение возможности для
использования в образовательном и воспитательном процессе культурного и
природного наследия народов России;
• формирование и развитие творческих способностей, обучающихся;
• удовлетворение индивидуальных потребностей, обучающихся в интеллектуальном,
художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также
в занятиях физической культуры и спортом;
• формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление
здоровья обучающихся;
• организация свободного
времени, содержательного досуга обучающихся;
• обеспечение
духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового
воспитания обучающихся;
• выявление, развитие и поддержка одаренных детей, а также детей, проявивших
выдающиеся способности;
• профессиональная ориентация обучающихся;
• создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития,
укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда
обучающихся;
• создание на базе общеобразовательного учреждения технологических кружков для
подготовки нового поколения технологических лидеров, инженеров и ученых, а
также школьных спортивных клубов и школьных спортивных лиг по видам спорта
для формирования здорового спортивного образа жизни обучающихся, школьных
музеев, театров;
• социализация и адаптация обучающихся к жизни в обществе: реализация
современных
образовательных
моделей,
обеспечивающих
применение
обучающимися полученных знаний и навыков в практической деятельности
(хакатоны, волонтерство, социальные проекты, дискуссионные и проектноисследовательские клубы и др.);
8

• удовлетворение

иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не
противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за
пределами федеральных государственных образовательных стандартов и
федеральных государственных требований.

Принципы дополнительного образования
1. Принцип гуманизма – утверждение непреходящей ценности общекультурного
человеческого достоинства, внимания к историческим ценностям, их значимости
для развития искусства, науки, культуры; 2. Принцип демократизма – свободный
выбор видов и сфер деятельности; 3. Принцип дифференциации образования –
ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка; 4.
Принцип системности – преемственность знаний;
5.
Принцип единства обучения, воспитания, развития;
6.
Реализация
практико-деятельностной
основы
образовательного
процесса.
7.
Принцип сотрудничества – признание ценности совместной
деятельности детей и взрослых;
8.
Принцип природосообразности – учёт возрастных и индивидуальных
особенностей, задатков, возможностей, обучающихся при включении их в
различные виды деятельности;
9.
Принцип культуросообразности – ориентация на потребности общества
и личности обучающегося, единство человека и социокультурной среды, адаптацию
детей к современным условиям жизни общества.
Реализация дополнительного образования осуществляется по следующим
направленностям:
Техническая направленность
Целью технической направленности дополнительного образования является развитие
интереса детей к технике как объекту творчества, формирование стремления к
познанию, учению и выбору профессии, обогащение личности, содействие
приобретению практических умений, творческих способностей талантливой
молодежи.
В рамках реализации программ технической направленности создаются условия для
вовлечения детей в создание искусственно-технических и виртуальных объектов,
построенных по законам природы, в приобретение навыков в области обработки
материалов, электротехники и электроники, системной инженерии, 3Dпрототипирования, цифровизации, работы с большими данными, освоения языков
9

программирования, машинного обучения, автоматизации и робототехники,
технологического предпринимательства, содействовать формированию у
обучающихся современных знаний, умений и навыков в области технических наук,
технологической грамотности и инженерного мышления.
Художественная направленность
Целью данного направления является: нравственное и художественно - эстетическое
развитие личности ребенка в системе дополнительного образования.
В ходе достижения этой цели задачами кружков являются:
- развитие способности эстетического восприятия прекрасного, вызывание чувства
радости и удовлетворения от выполненной работы, развитие творческих
способностей;
- развитие эстетического восприятия произведений музыкальной культуры,
произведений искусства, природы;
- способствование социальной адаптации обучающихся посредством приобретения
профессиональных навыков и развитие коммуникабельности при общении в
коллективе;
- формирование художественно-эстетических знаний, умений и навыков.
В рамках реализации программ данной направленности необходимо: содействовать
эстетическому, нравственному, патриотическому, этнокультурному воспитанию
детей путем приобщения к искусству, народному творчеству, художественным
ремеслам и промыслам, а также сохранению культурного наследия народов
Российской Федерации; создавать условия для вовлечения детей в художественную
деятельность по разным видам искусства и жанрам художественного творчества при
сохранении традиций классического искусства.
Физкультурно-спортивная направленность
Целью физкультурно-спортивной направленности дополнительного образования
является воспитание и привитие навыков физической культуры обучающихся,
формирование потребности здорового образа жизни.
Работа с обучающимися предполагает решение следующих задач:
-создание условий для развития физической активности с соблюдением
гигиенических норм и правил;
- формирование ответственного отношения к ведению честной игры к победе и
проигрышу;
- организация межличностного взаимодействия на принципах успеха.
В области
физической культуры и спорта создаются условия для вовлечения детей, в
мероприятия, содержащие элементы различных видов спорта, развивать командные,
индивидуальные и игровые виды деятельности, способствующие физическому,
10

духовному, интеллектуальному, здоровьесберегающему и патриотическому
воспитанию детей.
Туристко-краеведческая направленность
В рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ данной
направленности создаются условия для вовлечения детей в туристскую и
краеведческую деятельность в целях изучения как малой Родины, так и России в
целом посредством организации походноэкспедиционных, экскурсионных,
проектно-исследовательских и других профильных форм работы (походы,
экспедиции, слеты, выездные школы и профильные смены и др.), обеспечивается
междисциплинарный подход в части интеграции с различными областями знаний
(биология, география, геоэкономика, регионалистика, геология, культурология,
литература, урбанистика и планирование городской среды, экология и др.),
принимается участие в формировании у обучающихся знаний, умений и навыков,
связанных с безопасным пребыванием в условиях природной и городской среды,
создаются условия для воспитания и развития личности, а также для социализации
обучающихся.
Деятельность объединений данной направленности способствует организации
деятельности школьных музейных формирований.
Социально – гуманитарная направленность
В рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ социальногуманитарной направленности создаются условия для вовлечения детей в практику
глобального, регионального и локального развития общества, развития культуры
межнационального общения, лидерских качеств, финансовой, правовой и медиаграмотности, предпринимательской деятельности, в том числе с применением
игровых форматов и технологий, использования сетевых коммуникаций в реальной
и виртуальной среде, формирования у обучающихся навыков, связанных с
эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека.
Социальное самоопределение детей и развитие детской социальной инициативы
является одной из главных задач социально- гуманитарной направленности, которая
актуальна, прежде всего, потому, что сейчас на передний план выходит проблема
воспитания личности, способной действовать универсально, владеющей культурой
социального самоопределения. А для этого важно сформировать опыт проживания в
социальной системе.
С учётом возрастных, психологических особенностей обучающихся на каждом этапе
обучения меняются задачи дополнительного образования:
I. Уровень (начальная школа).
11

Расширение познавательных возможностей детей, диагностика уровня их общих и
специальных способностей, создание условий для последующего выбора
дополнительного образования.
II.
Уровень (средняя школа).
Формирование теоретических знаний и практически навыков, раскрытие творческих
способностей личности в избранной области деятельности.
III.
Уровень (старшая школа).
Достижение повышенного уровня знаний, умений, навыков в избранной области,
создание условий для самореализации, самоопределения личности, её
профориентации.
Естественно-научная направленность
Программы естественно-научной направленности дополнительного образования
нацелены на решение следующих задач:
сформировать у учеников научную картину окружающего мира;
развить познавательную активность в сфере естественных наук;
вызвать интерес к изучению объектов природы, особенностей их функционирования
и взаимодействия с другими элементами окружающей среды; на практике
продемонстрировать рациональное использование даров природы и их охрану;
экологическое воспитание.
Программы естественно-научной направленности предполагают развитие
познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем,
сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации;
формирование познавательных действий, становление сознания; развитие
воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об
объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего
мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и
следствиях и др.). Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности,
способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные
признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать
простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения
устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты
Земля. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование
понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и
защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во
12

многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вести себя в
природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.

Планируемые результаты
О результатах образования детей судят, прежде всего, по итогам их участия в
конкурсах, смотрах, олимпиадах; получению спортивных разрядов, награждению
грамотами и другими знаками отличия. Каждому педагогу необходимо выявлять
результаты образовательной деятельности детей. Поскольку образовательная
деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только
обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие
многообразных личностных качеств обучающихся о ее результатах необходимо
судить по двум группам показателей:
- предметным (фиксирующим приобретенные ребенком в процессе освоения
образовательной программы предметные и общеучебные знания, умения, навыки);
- личностным (выражающим изменения личностных качеств ребенка под влиянием
занятий в данном кружке, студии, секции). Таким образом, обучающиеся,
прошедшие обучение по дополнительным общеразвивающим программам:
- обладают способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в
нем, осознавать свою роль и уметь выбирать целевые и смысловые установки для
своих действий и поступков, принимать решения;
- знают особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовнонравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов,
культурологические основы социальных явлений и традиций;
- умеют
самостоятельно
искать,
анализировать и
отбирать
необходимую информацию, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
- умеют применять коммуникативные навыки, необходимые для общения в учебной,
повседневно-бытовой, деловой сферах, сферах досуга и развлечения;
- овладевают способами духовного и интеллектуального саморазвития;
- овладевают способами деятельности в собственных интересах и возможностях с
точки зрения здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.
Для ребенка большое значение имеет оценка его труда родителями, поэтому
педагоги продумают систему работы с родителями. В частности, контрольные
мероприятия совмещают с «днем открытых дверей», чтобы родители могли по
итоговым работам видеть рост своего ребенка в течение года.

13

Формы проведения аттестации воспитанников по программе могут быть самыми
разнообразными: зачет, соревнование, турнир, открытое итоговое занятие, выставка,
олимпиада, конкурс, концертное прослушивание, защита творческой работы, сдача
нормативов, конференция, полевая практика, зачетный поход и т.п.
Главные требования при выборе формы – она должна быть понятна детям; отражать
реальный уровень их подготовки; не вызывать у них страха и чувства
неуверенности, не формировать у ребенка позицию неудачника, не способного
достичь определенного успеха.
Организация дополнительного образования
Дополнительное образование призвано наполнить досуг детей социально значимым
содержанием. На это нацелены обе его составляющие – образовательная, культурнодосуговая деятельность. При этом образовательная деятельность выполняет, прежде
всего, познавательную и ориентационную функции, культурно-досуговая
деятельность – рекреационную и коммуникативную. В то же время оба вида
деятельности создают реальные возможности и для самопознания, самоопределения,
самореализации ребенка. Педагогический коллектив школы предлагает
обучающимся свободный выбор дополнительных образовательных программ, в
соответствии с их интересами, склонностями и способностями. Образовательный
процесс в МБОУ Торопецкая гимназия имени Патриарха Тихона строится с учётом
индивидуального развития личности ребёнка. В ходе образовательного процесса
реализуются принципы педагогики сотрудничества и сотворчества, что позволяет
достаточно рано выявить природные наклонности и способности конкретного
ребёнка и создать условие для развития личности. Образовательная деятельность в
дополнительном образовании осуществляется через различные объединения детей
по интересам. Это кружки, студии, секции, клубы, отряды и др. При этом основным
способом организации деятельности является их объединение в группы, т.е. группы
обучающихся с общими интересами, которые совместно обучаются по единой
образовательной программе в течение учебного года. Группа (в той или иной ее
разновидности) является основным способом организации деятельности
школьников практически в любом из видов детских объединений. В них могут
заниматься обучающиеся от 6 до 18 лет. Каждый ребенок имеет право заниматься в
нескольких объединениях разного профиля, однако, в соответствии с СанПиН,
посещение ребенком занятий более чем в 2-х объединениях (секций, студий и т.д.)
не рекомендуется. Предпочтительно совмещение занятий спортивного и
неспортивного профиля. Кратность посещения занятий одной направленности
14

рекомендуется не более 2 раз в неделю. Занятия в системе дополнительного
образования могут проводиться в любой день недели, включая воскресные дни.
Дополнительное образование осуществляется круглогодично («образование без
каникул»), поскольку в летний период в его рамках организуются экспедиции
туристические походы, самостоятельная исследовательская, творческая
деятельность детей. Этим обеспечивается отсутствие строго фиксированных сроков
его завершения, своего рода перманентность образовательного процесса. Обычно
учебные занятия в группах объединений дополнительного образования начинается 1
сентября и заканчивается 31 мая текущего года. В период школьных каникул
занятия могут:
• проводиться по специальному расписанию с переменным составом обучающихся;
• проводиться на базе специальных учебных заведений и предприятий с целью
профориентации подростков.
По необходимости, проведение занятий возможно с применением дистанционных
образовательных технологий.
При реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий, возможно, организовывать
деятельность обучающихся с использованием:
1.
Образовательных технологий (мастер-классы, развивающие занятия,
консультации, тренировки, тематические классные часы, конференции и другие
активности, проводимые в режиме реального времени при помощи
телекоммуникационных систем);
2.
Возможностей электронного обучения (формирование подборок
образовательных, просветительских и развивающих материалов, онлайнтренажеров, представленных на сайте Министерства просвещения Российской
Федерации по адресу https://edu.gov.ru/distance для самостоятельного использования
обучающимися);
3.
Бесплатных интернет-ресурсов, сайтов учреждений культуры и спорта,
открывших трансляции спектаклей, концертов, мастер-классов, а также
организаций, предоставивших доступ к музейным, литературным, архивным
фондам;
4.
Ресурсов средств массовой информации (образовательные и научнопопулярные передачи, фильмы и интервью на радио и телевидении);
5.
Образовательных и развивающих материалов на печатной основе
(демонстрационные варианты олимпиадных и диагностических заданий, печатные
учебные издания).
15

При любом уровне предшествующей подготовки ребенок может включиться в
интересующее его направление деятельности. Дополнительно образовываться –
никогда не поздно, и это делает данную сферу существенным фактором
непрерывного образования личности.
В работе объединений могут принимать участие родители, без включения в
списочный состав и по согласованию с педагогом. Численный состав детских
объединений определяется Уставом гимназии и, соответственно, программой
педагога в зависимости от возраста обучающихся.
В случае снижения фактической посещаемости в течение года группы должны быть
объединены или расформированы. Высвобожденные в этом случае средства могут
быть использованы на открытие новых объединений Учебные группы создаются для
обучающихся одного возраста или разных возрастов. Продолжительность занятий в
объединениях дополнительного образования не должна превышать: в учебные дни –
1,5 часа; в выходные и каникулярные дни – 3 часа. В зависимости от специфики
объединений возможно уменьшение или увеличение продолжительности одного
занятия, что должно особо оговариваться в программе педагога. «Санитарноэпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования…»
рекомендуют разный режим занятий детей в объединениях различного
направленности. Заканчиваются занятия в системе дополнительного образования
детей не позднее 20.00 часов.
Содержание образовательных программ соответствует:
 достижениям мировой культуры, российским традициям;
 определенному уровню образования;
 направленностям дополнительных общеразвивающих программ;
 современным образовательным технологиям, которые отражены:
- в принципах обучения;
- в формах и методах обучения;
- в методах контроля и управления образовательной деятельностью;
- в средствах обучения.
Используемые методы организации образовательной деятельности в системе
дополнительного образования Учреждения:
 практические (упражнения, самостоятельные задания)
 наглядные (наглядные пособия, технические средства обучения)
 демонстрационные (экскурсии, посещение культурологических учреждений)
 дидактические (использование обучающих пособий)
 иллюстративные (использование иллюстративного материала художественной
и периодической печати)
 словесные (объяснение, рассказ, беседа, описание, разъяснение)
16

 игровые (основаны на игровой деятельности воспитанников)
 ассоциативные (основаны на ассоциациях – высших корковых функций
головного мозга)
 технологические (использование различных педагогических технологий в
организации работы с детьми)
 репродуктивные
(форма
овладения
материалом,
основанная
на
воспроизводящей функции памяти). Используются при повторении,
закреплении.
 Объяснительно-иллюстративные (объяснение, описание на иллюстративном
фактическом материале)
 проблемные (проблемная ситуация, научный поиск)
 частично-поисковые (предположения, самостоятельность рассуждения,
постановка отдельных проблемных вопросов)
 исследовательские (самостоятельные наблюдения, исследовательские задания)
Формы занятий: индивидуальные, групповые, фронтальные
Виды занятий:
 Игры (познавательные, творческие, диагностические, ролевые и т.д.)
 Конкурс
 Фестиваль
 Соревнование
 Экскурсия
 Концерт
 Выставка
 Викторина и т.д.
2.2.Условия реализации образовательной программы дополнительного
образования
Развитие системы дополнительного образования детей зависит от успешности
решения целого ряда задач организационного, кадрового, материально-технического,
программно-методического, психологического характера.
Организационно-педагогические условия направлены на развитие системы
дополнительного образования детей в Учреждении и способствуют созданию
единого воспитательного и образовательного пространства. Для этого ежегодно
анализируется социокультурная ситуация, учитываются интересы и потребности
детей и их родителей (законных представителей) в дополнительном образовании.
Важно также учесть особенности Учреждения, его приоритетные направления
работы, основные задачи, которые оно призвано решать, а также сложившиеся
традиции, материально-технические и кадровые возможности.
Данные условия способствуют возможности взаимопроникновения, интеграции
основного и дополнительного образования детей.
Занятиями по программам дополнительного образования охвачены дети в
возрасте от 6,5 до 18 лет. Каждый ребенок может заниматься в одной или нескольких
17

группах. Однако в соответствии с СанПиН, посещение ребенком занятий более чем в
2-х объединениях (секций, студий и т.д.) не рекомендуется. Предпочтительно
совмещение занятий спортивного и неспортивного профиля.
Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 40 – 45 минут.
Учебный год в объединениях дополнительного образования начинается с 02
сентября и заканчивается 31 мая текущего года.
Занятия проходят в следующих формах организации образовательного процесса
(в зависимости от содержания программы): индивидуальные, групповые, массовые.
Виды занятий по программе определяются содержанием программы и могут
предусматривать лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы,
круглые столы, мастер-классы, мастерские, деловые и ролевые игры, тренинги,
выполнение самостоятельной работы, концерты, выставки, творческие отчеты,
соревнования и другие виды учебных занятий и учебных работ.
Срок освоения программы (количество недель, месяцев, лет) определяется
содержанием программы и обеспечивает возможность достижения планируемых
результатов. Периодичность и продолжительность занятий определяется
содержанием программы.
Прием детей в объединения осуществляется по желанию обучающихся
(родителей (законных представителей)).
Обучение ведется в соответствии с календарным ученым графиком и учебным
планом дополнительного образования.
В МБОУ Торопецкая гимназия имени Патриарха Тихона созданы необходимые
условия для организации дополнительного образования:
Кадровые условия – направлены на профессиональный рост педагогов
дополнительного образования. Поддерживается творческое сотрудничество
педагогов дополнительного образования с учителями-предметниками, классными
руководителями, совместное обсуждение волнующих всех проблем (воспитательных,
дидактических, общекультурных).
Психологические условия направлены на создание комфортной обстановки, и, в
частности, в рамках дополнительного образования детей, способствующей
творческому и профессиональному росту педагога. Об успехах в области
дополнительного образования Учреждения информируются все участники
образовательных отношений.
Материально-технические условия обеспечивают:
1)
возможность
достижения
обучающимися
определенных
результатов;
2)
соблюдение санитарно-гигиенических норм, требований пожарной
и электробезопасности, охраны здоровья обучающихся и охраны труда
работников.
Кабинеты Учреждения оборудованы интерактивными досками, экранами,
обеспечивающими информационную среду для эксперимента и наглядной
деятельности, имеющие выход в сеть «Интернет».

18

Для занятий по художественной направленности имеется музыкальная
аппаратура, мультимедийное оборудование, музыкальные центры, компьютер с
выходом в сеть «Интернет», фонотека, швейные машинки.
Спортивный зал включает набор спортивного инвентаря: мячи волейбольные,
мячи баскетбольные, скакалки, сетка волейбольная, маты, канат, скамейки, а также
спортивные комплексы для лазания, подтягивания.
Имеется оборудование для проведения массовых мероприятий: микрофоны,
колонки, ноутбук, микшерный пульт, микрофонные стойки.
2.3. Планируемые результаты освоения программы
Одним из ключевых элементов дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы являются планируемые результаты ее освоения
обучающимися, которые представляют собой систему ведущих целевых установок
освоения всех элементов, составляющих содержательно-деятельностную основу
программы, письменную формулировку предполагаемых достижений обучающегося,
которые он сможет продемонстрировать. При проектировании и реализации
дополнительных программ необходимо ориентироваться на метапредметные,
предметные и личностные результаты.
Метапредметные результаты означают усвоенные обучающимися способы
деятельности, применяемые ими как в рамках образовательного процесса, так и при
решении жизненных ситуаций; могут быть представлены в виде совокупности
способов универсальных учебных действий и коммуникативных навыков, которые
обеспечивают способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых
знаний и умений.
Личностные результаты выключают готовность и способность обучающихся к
саморазвитию и личностному самоопределению, могут быть представлены
следующими
компонентами:
мотивационно-ценностными
(потребность
в
самореализации, саморазвитии, самосовершенствовании, мотивация достижения,
ценностные ориентации); когнитивными (знания, рефлексия деятельности);
эмоционально-волевыми (уровень притязаний, самооценка, эмоциональное
отношение к достижению, волевые усилия).
Предметные результаты содержат в себе систему основных элементов знаний,
которая формируется через усвоение учебного материала, и систему формируемых
действий, которые преломляются через специфику предмета и направлены на их
применение и преобразование; могут включать теоретические знания по программе и
практические умения, предусмотренные программой.
Оценка образовательных результатов обучающихся по дополнительной
общеразвивающей программе носит вариативный характер. Инструменты оценки
достижений детей и подростков способствуют росту их самооценки и
познавательных интересов в дополнительном образовании, а также возможности
диагностировать мотивацию достижений личности.
Согласно Федеральному закону № 273 – ФЗ итоговая аттестация по
дополнительным общеразвивающим программам не предусматривает проведение
19

итоговой аттестации. Промежуточная аттестация может проводиться в формах,
определенных учебным планом (выставки, фестиваль достижений, концерт и т.д.)
Реализация дополнительной общеразвивающей программы гимназии позволит
достичь следующих результатов:
1.
Нормативно-правовое обеспечение:
– сохранить государственные гарантии доступности дополнительного
образования детей;
– совершенствовать нормативную правовую базу, способствующую развитию
дополнительного образования.
2.
Ресурсное обеспечение:
– создать единое информационно-образовательное пространство основного и
дополнительного образования детей;
улучшить материально-техническое оснащение дополнительного
образования детей;
- создать условия для поддержки профессионального развития
педагогических кадров;
- создать условия, стимулирующие развитие разных видов направленности
дополнительных общеразвивающих программ.
3. Обеспечение качества и непрерывности дополнительного образования
детей:
- организовать дополнительное образование в соответствии с социальным
заказом;
- содействовать развитию инновационного движения в дополнительном
образовании детей;
- внедрять интегрированные программы дополнительного образования,
направленные на социально-педагогическую поддержку детей.
3.

3.1.

Организационный раздел образовательной программы дополнительного
образования
Учебный план МБОУ Торопецкой гимназии имени Патриарха Тихона по
реализации образовательной программы дополнительного образования
на 2024 – 2025 учебный год

Учебный план по реализации образовательной программы дополнительного
образования Учреждения направлен на обеспечение доступности, эффективности и
качества дополнительного образования, создание максимально благоприятных
условий для раскрытия природных способностей ребенка, индивидуализации
обучения, развития творческого потенциала личности школьников.
Учебный план ориентирован на пятидневную рабочую неделю и составлен с
учетом кадрового, программно-методического и материально- технического
обеспечения образовательного процесса.
20

Содержание учебного плана дополнительного образования детей включает в
себя следующие направленности:
1. Туристско-краеведческая
2. Техническая направленность
3. Естественно-научная направленность
4. Художественная направленность
5. Физкультурно-спортивная направленность
6. Социально-гуманитарная направленность по 18 объединениям:
Учебный план по реализации образовательной программы дополнительного
образования на 2024 – 2025 учебный год

Ф.И.О. педагога

Количес
тво
групп

Мирон П.П.

1

Кустков А.Н.

3

3

102

Никитина В.Н.

2

2

68

Белавина Е.В.
Гаврилов Т.В.

1
1

1
1

34
34

Кустова А.А..

1

1

34

«Весёлый лоскуток » Белавина Е.В.

4

4

136

4

1

102

1

1

34

1

1

33

1

1

34

3

6

204

1

1

34

1

1

34

Направленность

Название
объединения

Социальногуманитарное

«Церковное пение»
«Основы
православной веры»
Театральная студия
«Бенефис»
Храмоведение

Техническое

«Медиа тайм»
«Азбука оригами»

Художественное

«Вокально-хоровое
пение»
Декоративноприкладное
творчество «Радуга
талантов»
«Очень умелые
ручки»

Елисеева А.И.

«Золотая бусинка»

Козлова Т.Г.

«Резьба по дереву»

Естественнонаучное

Всего
часов по
Количес
програм
тво часов
ме в год
в неделю
(34
недели)
34
1

«Юные умники и
умницы»
«Я – исследователь»

Кустова А.А.

Белавина Е.В.

Новиков В.Н.
Иванова З.С.

Иванова Т.В.

21

Физкультурно –
спортивное

«Эрудит»

Иванова З.С.

2

2

68

Пионербол

Фролова О.Е.

2

2

68

1

1

34

1

1

34

Волейбол

Фролова О.Е.
Фролова О.Е.

Туристскокраеведческое

Юные туристы

3.2.Организационно-педагогические условия
Условия реализации программы
Гимназия обладает современной материально-технической базой,
обеспечивающей необходимые условия для учебной деятельности, развития
способностей и интересов обучающихся.
Материально-техническое обеспечение:
- материалы для оформления творчества детей,
- оборудование для проведения опытов и экспериментов (цифровые лаборатории по
химии, физике и биологии),
- интерактивный комплекс,
- компьютеры и ноутбуки,
- спортивный зал, спортивный инвентарь.

22

Характеристика кадрового состава.
Работу с детьми по дополнительному образованию осуществляют 10 педагогами дополнительного образования

№
п/п

Ф.И.О.

Занимаем
ая
должност
ь

Уровень
образова
ния

Квалифик
ация

Наименование
направления
подготовки и
(или)
специальности

Ученая
степень
(при
наличи
и)

Ученое
звание
(при
наличи
е)

Повышение
квалификации
и (или)
профессиональ
ная
переподготовка

Общий
стаж
работы

1

Никитина
Валентина
Николаевна

Учитель
русского
языка и
литератур
ы

высшее

Учитель
русского
языка и
литературы
средней
школы

Русский язык
и литература

-

«Заслу
женны
й
учител
ь РФ»

2021 ООО
«РЦПК» г.Рязань
«Современные
подходы и
технологии в
преподавании
русского языка и
литературы в
условиях
реализации ФГОС"

50

Педагог
ДО

2022 ООО
«РЦПК» г.Рязань
Современное
содержание,
формы и методы
обучения русскому
языку и литературе
в рамках
реализации
обновленных
ФГОС» 72 ч

Стаж по
Преподаваем
специальн ые учебные
ости
предметы,
курсы,
дисциплины
(модули)
Русский язык
50
Литература
Родной
(русский) язык
Родная
(русская)
литература

Театральная
студия
«Бенефис»

2023 ООО РЦПК
«Современное
содержание,
формы и методы
обучения русскому
языку, литературе,
родному языку,
родной русской
литературе в
рамках реализации
обновленных
ФГОС» 72 ч.

2021 год, 72 ч
«Дополнительн
ое образование
социальнопедагогической
направленности
»
50

5

Педагог
дополнит
ельного
образован
ия

2

Белавина
Елена

Учитель
начальны

дополнитель
ная
общеобразов
ательная
программа
«театральная
студия
«Бенефитс»
Дополнительно
е образование в
направлении
социальногуманитарного
образования

высшее

Менеджер

Менеджмент
организации

-

-

Переквалифика
ция

21

14

Начальные
классы
24

Владимиров
на

х классов

Педагог
ДО

Учитель
Учитель
начальных начальных
классов
классов

«Методика
организации
образовательно
го процесса в
начальном
общем
образовании»
2020 г

«Храмоведен
ие»
«Веселый
лоскуток»

2021 год, 72 ч
Современное
содержание,
формы и методы
обучения в
начальной школе в
рамках реализации
ФГОС
2023 ООО РЦПК
г. Рязань
«Современное
содержание,
формы и методы
обучения в
начальной школе в
рамках реализации
обновленных
ФГОС» 72 ч.

2021 год, 72 ч
«Дополнительн
ое образование
художественноэстетической
направленности 20

4

дополнитель
ная
общеобразов
ательная
программа
«Храмоведен
ие » «Юный

25

Педагог
дополнит
ельного
образован
ия

3

Елисеева
Анна
Игоревна

Учитель
математи
ки
Педагог
ДО

»

цветовод »
дополнительное
образование в
направлении
художественноэстетического и
социальногуманитарного
образования

Среднее
специаль
ное

Учитель
Преподавание
начальных в начальных
классов
классах
(углубленная
подготовка)

-

-

2021 год, 72 ч

5

5

Современное
содержание,
формы и методы
обучения в
начальной школе в
рамках реализации
ФГОС

Математика
5-7 кл
Вокальнохоровое
пение

2023 ООО
«РЦПК»
Рязань
«Современное
содержание,
формы и методы
обучения
математики в
рамках реализации
обновленных
ФГОС» 72 ч.

2021 год, 72 ч
«Дополнительн
ое образование
художественноэстетической
направленности

5

5

Дополнительно
е образование в
направлении
художественно-

26

»

4

Иванова
Татьяна
Васильев
на

Педагог
дополнит
ельного
образован
ия
Учитель
начальны
х классов

Среднее
специаль
ное

Высшее

5

Иванова
Зарина

Педагог
дополнит
ельного
образован
ия
Учитель

Учитель
Преподавание
начальных в начальных
классов
классах

Документ
овед

-

-

2021 год, 72 ч

эстетического
образования

31

Документовед
ение и
документацио
нное
обеспечение
управления»

2021 год, 72 ч
«Дополнительн
ое образование
художественноэстетической
31
направленности
» 72 ч

высшее

Менеджер

Государственн -

31

Современное
содержание,
формы и методы
обучения в
начальной школе в
рамках реализации
ФГОС
2023 ООО РЦПК
г. Рязань
«Современное
содержание,
формы и методы
обучения в
начальной школе в
рамках реализации
обновленных
ФГОС» 72 ч.

-

Переквалифика

11

Начальные
классы

дополнитель
ная
общеобразов
ательная
программа
«Я
исследовател
ь

5

5

«Радуга
талантов»
Дополнительно
е образование в
направлении
художественноэстетического
образования

Начальные

27

Сергеевна

начальны
х классов

ое и
муниципально
е управление»

ция
«Методика
организации
образовательно
го процесса в
начальном
общем
образовании»
2020 г

классы

2021 год, 72 ч
Современное
содержание,
формы и методы
обучения в
начальной школе в
рамках реализации
ФГОС
2022 ООО
«РЦПК» г.Рязань
Современное
содержание,
формы и методы
обучения в
начальной школе в
рамках реализации
обновленных
ФГОС» 72 ч

Педагог
дополнит
ельного
образован

2021 год, 72 ч
«Дополнительн
ое образование
художественно- 11
эстетической
направленности

дополнитель
ная
общеобразов
ательная
программа
«Юные
умники и
умницы»
5

Дополнительно
е образование в
направлении
художественно-

28

ия
6

Гаврилов
Тимур
Владимиров
ич

Учитель
физики

»
высшее

Ученый
агрономэколог

«Агроэкологи
я»

-

-

ООО «РЦПК»
«Теория и
методика
преподавания
физики и
астрономии в
условиях
реализации
ФГОС»

эстетического
образования

19

5

Физика и
астрономия

2022 год 254 ч

Педагог
ДО

7

Фролова
Ольга
Евгеньевна

Учитель
физическ
ой
культуры
и ОБЖ

«Медиа
тайм»

2023 ООО РЦПК г.
Рязань
«Современное
содержание,
формы и методы
обучения физике,
истории,
обществознанию,
индивидуальному
проекту,
информатике в
рамках реализации
обновленных
ФГОС» 72 ч.

высшее

Учитель
физическо
го
воспитани
я средней
школы

Физическое
воспитание

-

-

2021 год, 72 ч
Современное
содержание,
формы и методы
обучения
физической
культуры и ОБЖ в
рамках реализации
ФГОС

40

40

Физическая
культура и
ОБЖ

29

2023 ООО
«РЦПК» г.Рязань
Современное
содержание,
формы и методы
обучения
физической
культуры в рамках
реализации
обновленных
ФГОС»

2021 год, 72 ч
«Дополнительн
ое образование
спортивнотуристической
40
направленности
» 72 ч

Педагог
ДО

8

Мирон
Павлина
Павловна

Учитель
искусства
истории

Среднее
специаль
ное

Учитель
музыкальной
теории и
литературы,
сольфеджио и
игры на
фортепьяно

-

-

2021 год, 72 ч

14

Дополнитель
ная
общеобразов
ательная
программа
«Волейбол»
«Юный
турист»
«Пионерболл
»

5

Дополнительно
е образование в
направлении
спортивнотуристического
образования

14

Искусство

Современное
содержание,
формы и методы
обучения
искусства в рамках
реализации ФГОС
2022 ООО
«РЦПК» г.Рязань
Современное
содержание,
формы и методы
обучения истории,
обществознания,
искусства в рамках

30

реализации
обновленных
ФГОС» 72 ч

Педагог
ДО

9

Новиков
Виктор
Николаевич

Учитель
Среднее
технологи специаль
и
ное
Професси
онального
обучения

Прикладн
ое
искусство

Художествен-ная
резьба по дереву

-

-

Дополнитель
ная
общеобразов
ательная
программа
«Церковное
пение»

2021 год, 72 ч
«Дополнительн
ое образование
спортивнотуристической
направленности
5
» 72 ч

5

Дополнительно
е образование в
направлении
художественноэстетического
образования

2021 год, 72 ч

40

Технология

40

Современное
содержание,
формы и методы
обучения
технологии а в
рамках реализации
ФГОС
2023 ООО РЦПК
г. Рязань
«Современное
содержание,
формы и методы
обучения
технологии в
рамках реализации
обновленных
ФГОС» 72
2023 ООО РЦПК
г. Рязань
«Реализация

Дополнитель

31

ная
общеобразов
ательная
программа
«Резьба по
дереву»

программ
профессиональног
о обучения в
рамках среднего
общего
образования» 72 ч.

2021 год, 72 ч
«Дополнительн
ое образование
спортивнотуристической
направленности 5
» 72 ч

Педагог
ДО
10

Кустков
Александр
Николаевич

Педагог
ДО

высшее

Учитель
истории и
обществоз
нания и
советског
о права
средней
школы

История

-

-

Переподготовка 8
Бакалавр
Богословия
2016
2019
ООО «Инфоурок»
Методика
преподавания
основ
православной
культуры на
уровне основного
общего
образования
108 ч.

Дополнительно
е образование в
направлении
художественноэстетического
образования

5
8

Дополнитель
ная
общеобразов
ательная
программа
«Божий
мир», ОПВ
Дополнитель
ное
образование
вероучительн
ые курсы

2023 ООО РЦПК
«Современное
содержание,
формы и методы

32

обучения ОРКСЭ и
ОДНКНР ОБЖ в
рамках реализации
обновленных
ФГОС» 72 ч.

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».