Пояснительная записка
Детский досуг – это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня,
ибо именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские
годы, зависит наполненность всей его жизни. Изобразительное творчество
является одним из древнейших направлений искусства. Занятия являются
благоприятной почвой для испытания детьми фундаментальных человеческих
потребностей. Особая ценность занятий заключается в том, что, имея ярко
выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты, они
помогут помочь реализовать то лучшее, что в них есть.
Основной целью современной системы дополнительного образования
является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели
невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью
«Искусство», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Целью
художественного образования становится воспитание человека - творца, богатого
духовными интересами и запросами, способного к творческому труду в любом
виде деятельности.
Немалыми возможностями располагает художественно-творческая
деятельность в кружке для профессиональной ориентации обучающихся. Участие
в тематических конкурсах, выставках разного уровня может стать началом
творческого пути становления будущего художника, архитектора, скульптора,
дизайнера, учителя рисования. И, хотя, не всякий ребенок, прошедший
«рисовальную школу», выбирает профессию художника или скульптора, но
всякий становится творческой личностью, то есть приобретает умение думать и
выражать свои мысли и чувства в достаточно оригинальной форме.
В процессе занятий изобразительным искусством педагог имеет возможность
обратиться к художественному слову, музыке, познакомить детей с
произведениями изобразительного искусства, живописи, графики, раскрывать
такие понятия, как пейзаж, натюрморт, портрет, представления, о которых
обучающиеся закрепляют в своей практической деятельности. И это очень важно,
так как цель кружка изобразительного искусства – приобщение к прекрасному.
Успех коллективной деятельности, общая радость зависят от личного
участия каждого. И в конце таких занятий у ребят настоящий праздник.
Следующая задача, которую я считаю актуальной, - возвращение к национальным
культурно-историческим традициям. Важная задача – развивать любовь и
уважение к произведениям народных мастеров.
Образовательная программа «Акварель» позволит ребятам глубже
изучить основы и развития изобразительного искусства Руси их композиции,
законы цветоведения. Работы с натуры, предусмотренные программой, научат
реально отображать формы предметов, а беседы на темы искусства расширят
кругозор обучающихся, их познание окружающего мира искусств
Русскокультурного наследия в области живописи, архитектуры, скульптуры.
Данная программа направлена на развитие у детей изобразительных
способностей,
художественного
вкуса,
творческого
воображения,
пространственного мышления, эстетических чувств и понимания прекрасного, на
воспитание интереса и любви к искусству, на формирование духовной культуры
личности. Занятия рисованием должны сформировать у детей способность
нестандартно трактовать ту или иную тему, развить творческое восприятие и
самостоятельность мышления, научить ребенка творчески подходить к решению
любых проблем.
Общий срок реализации программы - 3 года. Данная программа
ориентирована на детей среднего школьного возраста (10 – 13 лет).
Программа первого и последующих лет обучения предусматривает 34
учебных часа в год: по часу 1 раз в неделю.
Тематическое планирование составлено с учетом возрастных особенностей и
базовых знаний кружковцев. Программа ориентирована на выявление и
дальнейшее развитие талантливых, одаренных детей. В нее включены задания
повышенной сложности, контрольные и конкурсные задания, персональные
выставки. Большое внимание уделено индивидуальной работе с детьми и поиску
творческих решений.
Цель программы: – раскрывать и развивать потенциальные способности
ребенка, приобщать его творческие данные к условиям современной жизни.
Достижению этой цели способствует решение следующих задач:
Обучающие:
– приобретение технических знаний, умений и навыков, необходимых для
творческих процессов в изобразительной деятельности: работа над цветом,
фоном, формой, композицией рисунка, использование художественных
различных материалов и т.д.
- формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению
- ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и
народного
искусства, лепки и аппликации.
Воспитывающие:
– формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству;
– воспитание культуры восприятия произведений изобразительного и
декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
– расширение представлений об окружающем мире;
- приобщение детей к истокам культуры разных стран;
формирование художественного вкуса, способности видеть,
чувствовать красоту и гармонию, эстетически ее оценивать.
Развивающие:
– развитие художественно-творческих способностей, образного и
ассоциативного
мышления,
фантазии,
зрительно-образной
памяти,
эмоционально-эстетического восприятия действительности;.
- расширение представлений об окружающем мире;
- приобщение детей к истокам народной культуры;
- формирование художественного вкуса, способности видеть, чувствовать
красоту и гармонию, эстетически ее оценивать.
Ожидаемые результаты
Первый год обучения:
К концу первого года обучения дети должны:
владеть грамотой изобразительного искусства, выполнять наброски в
различной технике;
уметь передавать тональные и световые грани при передаче объема
предмета;
умело подбирать колорит, передавать в рисунке светотень, рефлекс,
перспективу;
владеть средствами художественной выразительности;
знать законы перспективы;
уметь анализировать жанры изобразительного искусства;
знать особенности языка изобразительного искусства - живописи,
графики, скульптуры;
участвовать в поисковой работе;
уметь работать коллективно, выставляться творчески.
Второй год обучения
К концу второго года обучения дети должны:
хорошо владеть грамотой изобразительного искусства и средствами
художественной выразительности;
уметь рисовать пейзаж – картину;
в портрете передавать эмоциональное состояние человека (выражение
лица, взгляд);
творчески работать над всеми жанрами изобразительного искусства;
оформлять уголки.
усвоить понятия: «жанр», «пейзаж», «натюрморт», «портрет»,
«автопортрет», «пропорции»,
«профиль», «анфас»;
знать
названия
центров
традиционных
народных
художественных промыслов.
Методика отслеживания результатов:
выставки;
конкурсы;
викторины;
тестирование;
беседы с детьми и родителями;
коллективные творческие работы.
наблюдение за детьми в процессе работы;
использование методов специальной диагностики, тестирования;
конкурсы внутри коллектива и учреждения;
После изучения каждой темы и в конце полугодий проводится
промежуточная или итоговая аттестация с использованием критериев
оценки знаний, умений и навыков.
Критерии оценки ЗУН учащихся
1й го
д об
учен
ия
2й го
д об
учен
ия
Высокий уровень
Самостоятельно
подбирает колорит;
грамотно передает в
рисунке светотень,
рефлекс.
Знает и применяет
на практике законы
перспективы.
Владеет средствами
художественной
выразительности.
Создает творческие
композиции в
различных жанрах
(пейзаж, портрет,
натюрморт,
декоративноприкладное
творчество), при
этом
самостоятельно
выбирает технику
выполнения.
Средний уровень
Допускает
незначительные
ошибки в подборе
колорита.
Поверхностно
передает в рисунке
светотень, рефлекс.
Нечетко знает
законы
перспективы.
Средства
художественной
выразительности
применяет под
руководством
педагога.
Умеет работать в
различных жанрах,
но техника
выполнения не
отличается
разнообразием.
Основы
композиции,
рисунка,
цветоведения знает
поверхностно.
Ниже среднего
Не умеет
самостоятельно
подбирать колорит.
Неуверенно передает
в рисунке светотень.
Не знает законов
перспективы.
Не владеет
средствами
художественной
выразительности.
При создании
композиции и
выборе материалов
жестко следует
рекомендациям
педагога.
Работы выполняет
неаккуратно.
Умеет работать с
различными
материалами;
прекрасно знает
основы композиции,
рисунка,
цветоведения.
Работы выполняет
тщательно, но в
них нет творческой
индивидуальности.
Условия реализации программы:
Организационно-методическое обеспечение:
Наличие
специальной
методической
литературы
по
изобразительному искусству, педагогике и психологии.
Методическая поддержка специалистов МКОУДОД ЦДОД.
Возможность повышения профессионального мастерства: участие в
методических объединениях, семинарах, конференциях, конкурсах;
прохождение курсов.
Разработка собственных методических пособий, дидактического и
раздаточного материала.
Обобщение и распространение собственного опыта работы.
Совершенствование форм и методов организации учебновоспитательного процесса.
1.
Материально-техническое обеспечение:
Кабинет, оборудованный столами, стульями, общим освещением,
шкафом для дидактического и раздаточного материалов, классной доской,
стендами, мольбертами, магнитофоном.
Материалы и инструменты: фартуки, нарукавники, аудиозаписи,
палитры, кисти, акварельные краски, гуашь, тушь, карандаши, ластики,
стаканы для воды, ветошь, цветная бумага, картон, альбомы, клей,
природные материалы, пластилин, стеки, мел, восковые мелки, пастель,
поролон, ножницы, магниты, мячи, скакалки.
Учебно-тематический план
1 год обучения
2.
№
п\п
1
1.1
1.2
2.0
2.1
Тема
Цветоведение
«В гостях у осени» - изображение с натуры ветки рябины.
«Поздняя осень» - пейзаж
Линия и рисунок
«Волшебник – простой карандаш» - секреты света и тени,
изображение шара
Количество
часов
4
2
2
6
2
2.2
2.3
3.0
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
3.9
3.10
3.11
3.12
«Что помогает нам видеть» - объемная композиция
«Дальше или ближе» - законы перспективы
Русские промыслы
«Сказочная гжель» - виды росписи «Масленка»
«Хохломская роспись» - виды росписи
«Городецкая роспись» - виды росписи (дощечка)
«Полх-Майдан» - сахарница
«Жостовское чудо» - виды росписи (поднос)
«Русские сувениры» - кувшин
Мозайка. История возникновения, развития. Виды мозайки.
Выполнение декоративной композиции по теме «Славянские
образы» мозайкой.
Летняя монотопия «Букет для мамы».
Витраж. История возникновения, развития. Техника
выполнения.
Создание имитации витража по теме «Растительные мотивы».
« Ярмарка» - выставка (коллективная работа)
2
2
ИТОГО:
34
2
3
3
2
3
1
1
2
2
1
2
2
Критерии оценки ЗУН учащихся
1й год обучения
Высокий уровень
Самостоятельно
подбирает колорит;
грамотно передает в
рисунке светотень,
рефлекс.
Знает и применяет на
практике законы
перспективы.
Владеет средствами
художественной
выразительности.
Средний уровень
Допускает
незначительные
ошибки в подборе
колорита.
Поверхностно
передает в рисунке
светотень, рефлекс.
Нечетко знает законы
перспективы.
Средства
художественной
выразительности
применяет под
руководством
педагога.
Ниже среднего
Не умеет
самостоятельно
подбирать
колорит.
Неуверенно
передает в
рисунке
светотень.
Не знает законов
перспективы.
Не владеет
средствами
художественной
выразительности.
к
Содержание программы
1 год обучения
Введение.
Знакомство с различными художественными материалами (акварель, гуашь
,пастель)
Приемы работы с ними.
Выявление уровня подготовленности вновь поступивших ребят.
Цветоведение.
Знакомство с основными и дополнительными цветами. Смешивание цветов.
Холодные и теплые цвета. Колорит. Цветовой тон. Гармония цветовых
отношений.
Знакомство с творчеством художников-пейзажистов.
Демонстрация репродукций картин великих художников
Линия и рисунок.
Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, точка.
Роль рисунка в творческой деятельности.
Линейная перспектива.
6. Русские промыслы
Беседа о народных промыслах.
Особенности росписи, техника выполнения.
Демонстрация работ прикладного искусства, красиво оформленных предметов
быта, знакомство с народными традициями, с росписями нашей страны.
Учебно-тематический план
2-3 год обучения
№ п\п
1.0
1.1
1.2
1.3
1.4
Тема
Жанр пейзажа
«Осень в лесу» - пейзаж (пастель)
«Осень в родном краю» - пейзаж (акварель)
« Краски осени» - пейзаж (гуашь)
«Морской пейзаж» - пейзаж (акварель)
Кол-во
часов
14
2
2
2
1
1.5
1.6
1.7
«Красавица зима» - пейзаж (акварель)
«Зимняя ночь» - пейзаж (пастель)
«Весеннее утро»- пейзаж (акварель по-сырому)
2
2
3
2.0
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
Жанр натюрморта
«Осенние цветы» - натюрморт
«Дары осени» - натюрморт
Осенний натюрморт
«Мир художника» - натюрморт
«Букет цветов» - натюрморт (карандаш)
«Рябина» - натюрморт (пастель)
18
3
3
3
3
3
3
3.0
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
Жанр портрета
Портрет и образ
Портрет девочки – профиль, фас
«Другое лицо» - портрет
Портреты природы
«Моя мама» - портрет мамы
Костюмы сказочных героев
Портрет близкого человека
18
1
2
3
3
3
3
3
4.0
Иллюстрации к русским сказкам
4.1
«Хозяйка медной горы» Бажов
4.2
«Аленький цветочек» Аксаков
4.3
Пушкин «Сказка о царе Салтане»
4.4
«У лукоморья дуб зеленый»
4.5
Царевна лягушка»
5.0
Декоративно-оформительская работа
5.1
Шрифт, его виды
5.2
Книга. Слово и изображение
5.3
Плакат и его виды
5.4
Оформление плакатов, открыток
5.5
Оформление персональной выставки
Итоговое занятие. Награждение лучших учащихся.
Вручение свидетельств об окончании курса
кружка «Ирида».
ИТОГО:
Содержание программы
2-3 год обучения
1. Жанр пейзажа
20
4
4
4
4
4
15
2
4
1
4
2
2
64
Демонстрация репродукций картин знаменитых художников, их анализ.
Цветовой круг, контрастные цвета спектра, выделение композиционного центра
цвета
(повторение и закрепление).
Понятия «жанр», «пейзаж».
2. Жанр натюрморта
Знакомство с жанром натюрморта.
Демонстрация репродукций картин известных художников.
Правила композиции в натюрморте.
Понятие фронтальной и угловой перспективы, законы ее изображения.
Правила изображения натюрморта в карандаше и цвете, выбор цветовой гаммы.
Свет. Тень - падающая, собственная.
Цвет и колорит в натюрморте.
3. Жанр портрета
Знакомство с жанром портрета на примере репродукций картин известных
художников. Беседа.
Понятия: «пропорции лица», «мимика»; термины: «три четверти», «анфас»,
«профиль».
Понятие «автопортрет». Портрет близкого человека, особенности изображения.
Костюмы сказочных героев, их смысл и назначение
6. Декоративно-оформительская работа
Беседа о средствах художественного оформления.
Шрифт, его виды.
Демонстрация образцов шрифта.
Построение шрифта, основные требования.
Оформительская работа и шрифт.
Методическое обеспечение программы
В ходе реализации настоящей программы используются различные методы
обучения, которые можно разделить на две основные группы
По преимущественному источнику получения знаний:
словесные (рассказ, беседа, работа с книгой);
наглядные (рассматривание
картин,
иллюстраций,
рисунков;
использование экспонатов, подлинных вещей; демонстрация технологических
карт последовательности выполнения работы и т.д.);
практические.
По характеру мыслительной деятельности и познавательной
активности:
репродуктивные (выполнение рисунка);
объяснительно-иллюстративные (педагог,
проводя
беседу,
рассказывает и показывает на схемах, чертежах, моделях и таблицах новый
материал);
проблемно- поисковые (кружковцы совместно с педагогом проводят
поиск новых решений; это может быть новая технология, новые материалы,
применяемые в практической работе);
диалогические (предусматривает диалог между педагогом и детьми,
обеспечивающий более прочное усвоение знаний путем обсуждения
возникающих проблем при изображении или постройке, изготовлении
поделки).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога:
1. Н.М. Сокольникова «Основы композиции» - Издательство «Титул» 1996
2. Н.М. Сокольникова «Основы рисунка» - Издательство «Титул» 1996
3. Н.М. Сокольникова «Основы Живописи» - Издательство «Титул» 1996
4. Т.Я. Шпикалова «Дымковская игрушка» - Издательство «Мозайка-синтез»
1998
5. Ю.Д. Дорожин « Сказочная Гжель» - Издательство «Мозайка-синтез» 1998
6. Рабочие тетради по ИЗО - Издательство «Тригон» 2000
7. Ю.Б. Гомозова «Калейдоскоп чудесных ремесел» - Издательство «Академия
развития» 1999
8. В.И.Колякина «Методика организации коллективного творчества» Издательство «Владос» 2002
9. «Деревянная игрушка» - Издательство «Околица» 1998
10. А.К. Тер-Акопян «Приглашение к столу» - Издательство «Малыш» 1987
11. В.С.Кузин – Издательство «Дрофа» 1998
12. Т.Я.Шпикалова – Издательство «Просвещение» 1995
13. В.С. Горичева «Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок» Издательство
«Академия
развития» 2000
14.Трофимова М.В. И учеба, и игра: изобразительное искусство: Популярное
пособие для
родителей и педагогов. –«Академия развития» 2001 г.
15.Уотт Ф. Я умею рисовать. – Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003 г.
16.Алексеев С.С. О цвете и красках. – 1964 г.
17.Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению. – 1985
18.Ильченко М., Мишин С. Методическое пособие по Городецкой росписи.
– Издательство
«ГРААЛЬ», 2002 г.
19.Казнева М. Энциклопедия живописи для детей. Сказка в русской живописи. –
Издательство
«Белый город», 2002 г.
20. Королева И.А. Давай учиться рисовать. – Заочный народный университет
искусств,
21. Бялик В. Энциклопедия живописи для детей. Пейзаж. – Издательство «Белый
город», 2001 г
22.Вохринцева С. Раскраски: гжель, хохлома, городецкая роспись, дымковская
игрушка. –
Издательство «Страна фантазий», 2002 г.
23.Методическое пособие к демонстрационному материалу «Репродукции картин
русских
художников: Васнецов, Репин, Левитан, Шишкин». /Сост. Барановская З.- М.:
Издательство
«Айрис – Пресс», 2004 г.
Для детей:
1. Н.М. Сокольникова «Основы композиции» - Издательство «Титул» 1996
2. Н.М. Сокольникова «Основы рисунка» - Издательство «Титул» 1996
3. Н.М. Сокольникова «Основы Живописи» - Издательство «Титул» 1996
4. Т.Я. Шпикалова «Дымковская игрушка» - Издательство «Мозайка-синтез»
1998
5. Ю.Д. Дорожин « Сказочная Гжель» - Издательство «Мозайка-синтез» 1998
6. Рабочие тетради по ИЗО - Издательство «Тригон» 2000
7. Ю.Б. Гомозова «Калейдоскоп чудесных ремесел» - Издательство «Академия
развития» 1999
8.Простые узоры и орнаменты. Рабочая тетрадь по основам народного искусства.
/ Сост. Дорожин
Ю.Г. – М.: Издательство «Мозаика – синтез», 1999 г.
9. Ю.Б. Гомозова «Калейдоскоп чудесных ремесел» - Издательство «Академия
развития» 1999
10. В.И.Колякина «Методика организации коллективного творчества» Издательство «Владос»
2002
11. «Деревянная игрушка» - Издательство «Околица» 1998
12. А.К. Тер-Акопян «Приглашение к столу» - Издательство «Малыш» 1987
13. В.С.Кузин – Издательство «Дрофа» 1998
14. Т.Я.Шпикалова – Издательство «Просвещение» 1995
15. В.С. Горичева «Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок» Издательство
«Академия»
Нормативно-правовые основания для
проектированияструктуры дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих
программ
1. Конституция Российской Федерации
2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российский Федерации»
3. Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от
14.07.2022 г.)
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации РФ
от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»
6. Приказ Министерства образования Тверской области от 23.09.2022
г.
№939/ПК «Об утверждении Регламента проведения независимой
оценки качества дополнительных образовательных программ в
Тверской области».