Радуга 1 класс 2024 (1)

2

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Направленность дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы: художественная.
1.2 Характеристика обучающихся по программе
Ребенок

в

возрасте

семи–десяти

лет

становится

сильным,

выносливым и ловким, имеет потребность в регулярной нагрузке.
Понимает и принимает правила командных игр и требования тренера,
занимаясь спортом. Легко выполняет размашистые движения. Тонкие
движения становятся четче ближе к концу младшего школьного
возраста.
В этом возрасте дети уже успешно осваивают школьную программу.
В младших классах они учатся обобщению и знакомятся с различными
абстрактными понятиями, сравнивая и различая их между собой. Ближе
к концу периода младшего школьного возраста ребенок уже умеет
самостоятельно рассуждать, анализировать, делать выводы, становится
способен к рефлексии – оценке своего внутреннего состояния. Он может
усилием воли сосредоточиться на выполнении определенной задачи и
думать тогда, когда это нужно, а не только тогда, когда ему что-то
интересно или просто нравится.
1.3 Актуальность и педагогическая целесообразность программы
В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая
роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать
красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств,
развитию
активности,

художественно-эстетического
воспитывает

вкуса,

целеустремленность,

трудовой

и

творческой

усидчивость,

чувство

взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством
приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки
воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.
3

Педагогическая

целесообразность

программы

объясняется

формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый
ряд специальных

заданий на

наблюдение, сравнение,

домысливание,

фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то,
чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
1.4 Основные особенности программы
Основные особенности программы, состоят в том, что в процессе
обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения
формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции,
декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, а также о
наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте
природы и человеческих чувств.
1.5 Формы и технологии образования детей
Одно из главных условий успеха обучения детей и развития

их

творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и
принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание
коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях.
Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта
общения

и

чувства

коллективизма.

Результаты

коллективного

художественного труда обучающихся находят применение в оформлении
кабинетов, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные
работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и
труда. Общественное положение результатов художественной деятельности
школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Для качественного развития творческой деятельности юных художников
программой предусмотрено:
- Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, в выборе
способов работы, в выборе тем;

4

- Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами
сложности. Это обеспечивает овладение приемами творческой работы всеми
обучающимися;
- Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий.
Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия;
- Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса
деятельности;
- Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и
для общества.
Ребятам предоставляется возможность выбора художественной формы,
художественных

средств

выразительности.

Они

приобретают

опыт

художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна
«золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить
только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением
работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому,
традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых
первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Практические

занятия

и

развитие

художественного

восприятия

представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие
методы, как беседы, объяснения, лекции, игры, конкурсы, выставки, а также
групповые, комбинированные, чисто практические занятия.

Некоторые

занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов,
пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. Выходы на
экскурсии в музеи, на выставки и мастер классы. К самостоятельным
относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока,
полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено
теоретической

беседе,

завершается

занятие

просмотром

работ

и

их

обсуждением.
5

На протяжении трех лет обучения происходит постепенное усложнение
материала. Широко применяются занятия по методике «мастер-класс», когда
педагог

вместе

с

обучающимися

выполняет

живописную

работу,

последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и
контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические
ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым
прямым путем обучения в любой области, а особенно в изобразительном.
1.6 Объём и срок реализации программы
Программа рассчитана на 3 года обучения, 216 академических часов в год
- первый год обучения. Второй и третий год обучения – 216 академических
часов в год, из которых 2 часа отводится на индивидуальные занятия для
одаренных детей или для устранения пробелов в знаниях и умениях у
отстающих ребят.
1.7 Режим занятий
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 академическому часу,
количество часов в неделю 3 часов, 108 часов в год - первый год обучения.
Второй и третий год обучения – 3 раза в неделю по 2 академических часа,
количество часов в неделю 6 часов, 216 часов в год, из которых 2 часа
отводится на индивидуальные занятия для одаренных детей или для
устранения пробелов в знаниях и умениях у отстающих ребят
2.ОБУЧЕНИЕ
2.1 Цель и задачи обучения
Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие
эстетической

отзывчивости,

формирование

творческой

и

созидающей

личности, социальное и профессиональное самоопределение.
Задачи обучения:
обучающие:
- знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства
6

- знакомство с различными художественными материалами и техниками
- овладение основами перспективного построения фигур
- грамотно строить композицию
развивающие:
- развитие у детей фантазии, памяти, воображения, колористического
видения, внимания
-улучшения моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера
воспитательные:
-развитие художественного вкуса, способность видеть и понимать
прекрасное
-формирование уважительного интереса к искусству
- развитие коммуникативных умений и навыков
Принцип построения программы:
На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для
творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и
предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные
дидактические

принципы

последовательность

и

программы:

систематичность

доступность
обучения

и

и

наглядность,

воспитания,

учет

возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе
первого года обучения дети выполняют творческие задания, в группе второго
года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне,
оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети
проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному
материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже
существующих
ориентирована

в этой области
на

применение

заключается в том,
широкого

что

комплекса

программа
различного

дополнительного материала по изобразительному искусству.

7

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на
овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к
активной

познавательной

и

творческой

работе.

Процесс

обучения

изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных
методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний,
законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются
творческие начала.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной
программы 7-10 лет. Дети этого возраста способны на высоком уровне
усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства.
Сроки реализации образовательной программы рассчитана на 3 года обучения.
Первый год направлен на первичное знакомство с изобразительным
искусством.
Второй и третий год закрепляет знания, полученные на первом году
обучения, даёт базовую подготовку для использования этих знаний в
дальнейшем. В структуру программы входят разделы, каждый из которых
содержит несколько тем. В каждом разделе выделяют образовательную часть:
(первоначальные сведения о декоративно-прикладном и изобразительном
искусстве), воспитывающую часть: (понимание значения живописи, её
эстетическая оценка, бережное отношение к произведениям искусства),
практическая работа на занятиях, которая способствует развитию у детей
творческих способностей (это могут быть наблюдения, рисунок с натуры, по
представлению и т.д.).
2.2 Учебный план
Предмет

Живопись
Графика

1 год
теория практи
ка
10
9

18
10

все
го

тео
рия

28
19

12
15

2год
прак всего
тика
60
57

72
72

теор
ия
12
14

3год
практи все
ка
го
60
58

72
72

216
216
8

Лепка

11

Итого:

30

50
78

61
108

6
33

66
183

72

6

66

72

216

216

32

184

216

648

2.3 Содержание учебного плана
содержание
Начало учебного года
Окончание учебного
года
Продолжительность
учебного года
Количество учебных
недель
1 полугодие
2 полугодие
Количество учебных
дней
1 полугодие
2 полугодие

1 учебный
год
2.09.2024.
26.05.2025.

2 учебный
год
1.09.
28.05.

3 учебный
год
1.09.
28.05.

35 недель

36 недель

36 недель

16
19
169

17
19
216

17
19
216

79
84

102
114

102
114

2.4 Планируемые результаты освоения программы «Радуга»
Личностные

результаты

отражаются

в

индивидуальных

качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в
процессе освоения учебной программы:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Родине, осознание своей этнической принадлежности, знание
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающее культурное,
языковое и духовное многообразие современного мира;
9

-

формирование

коммуникативной

компетентности

в

общении

и

сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной и
творческой деятельности;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные

результаты

характеризуют

уровень

сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в
познавательной, практической и творческой деятельности:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения и самостоятельно
планировать пути достижения цели;
-

умения соотносить

свои действия с планируемыми

результатами,

осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
оценивать

правильность

выполнения

учебной

задачи

и

собственные

возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе.
Метапредметный
образовательного

подход

процесса

утверждает,

заключается

в

что

смысл

создании

организации
условий

для

формирования у детей опыта самостоятельного решения познавательных,
коммуникативных, организационных и нравственных проблем, которые и
составляют содержание образования.
Преподавание изобразительного искусства на основе метапредметных
технологий напрямую связано с работой по мировоззрению учащихся.
Метапредметный подход задаёт новые возможности и предъявляет более
строгие требования работы с мировоззрением детей, с их самоопределением, с
обретение ими самостоятельной активности и устремлений в понимании мира
вокруг нас, в самостоятельных их усилиях обретения смысла жизни.
10

Предметные

результаты

характеризуют

опыт

учащихся

в

художественно – творческой деятельности, который приобретается и
закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их
общей духовной культуры, как особого способа познания мира и средства
организации общения;
-

развитие

визуально

–

пространственного

мышления

как

эмоционально – ценностного освоения и видения окружающего

формы
мира,

развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной
памяти, художественного вкуса и творческого воображения;
- освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров
и стилей как материальное выражение духовных ценностей, воплощённых в
пространственных формах;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и
жанрах визуально – пространственных искусств;
-

развитие

индивидуальных

творческих

способностей

обучающихся,

формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
2.5 Способы и формы определения результатов обучения
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды
контроля:
- текущий - осуществляется посредствам наблюдения за деятельностью
ребёнка в процессе занятий;
- промежуточная – праздники, выставки,конкурсы.
1. ВОСПИТАНИЕ
3.1 Цели, задачи, целевые ориентиры воспитания детей
Цель и задачи воспитания обучающихся
Современный российский национальный воспитательный идеал —
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,
11

принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий
ответственность за настоящее и будущее страны, укоренённый в духовных и
культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами
Российской Федерации в сфере образования цель воспитания обучающихся:
развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на
основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в
российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
природе и окружающей среде.
Достижению поставленной цели воспитания школьников будет
способствовать решение следующих основных задач:
•

усвоение ими знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций,
которые выработало российское общество (социально значимых
знаний);

•

формирование и развитие личностных отношений к этим нормам,
ценностям, традициям (их освоение, принятие);

•

приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений, применения полученных знаний;

•

достижение личностных результатов освоения общеобразовательных
программ в соответствии с ФГОС.

Личностные результаты освоения обучающимися общеобразовательных
программ включают осознание российской гражданской идентичности,
12

сформированность ценностей самостоятельности и инициативы, готовность
обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению, наличие мотивации к целенаправленной социально
значимой деятельности, сформированность внутренней позиции личности как
особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации
планируется и осуществляется на основе аксиологического,
антропологического, культурно-исторического, системно-деятельностного,
личностно-ориентированного подходов и с учётом принципов воспитания:
гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей
и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной
жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.
Целевые ориентиры результатов воспитания
Требования к личностным результатам освоения обучающимися
образовательных программ начального общего образования установлены в
соответствующих ФГОС.
На основании этих требований в данном разделе представлены целевые
ориентиры результатов в воспитании, развитии личности обучающихся, на
достижение которых должна быть направлена деятельность педагогического
коллектива для выполнения требований ФГОС.
3.2 Формы и методы воспитания
Фронтальная работа - предполагает одновременное выполнение

общих

заданий всеми учащимися для достижения ими общей познавательной задачи.
Групповая форма - дети на определенном занятии делятся на группы для
решения

конкретных

учебных

задач.

Каждая

группа

получает

определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и
выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера
группы или педагога. Величина группы различна, в зависимости от
13

содержания и характера работы она колеблется от 7 до 15 человек.
Методы

стимулирования

деятельности:

а)

и

методы

мотивации

стимулирования

учебно-познавательной
интереса

к

учению

(познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоциональнонравственных

ситуаций);

б)

методы

стимулирования

долга

и

ответственности (убеждения, предъявление требований, «упражнения» в
выполнении требований, поощрения, порицания). 3. Методы контроля и
самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
а) методы устного контроля и самоконтроля; б) методы письменного
контроля и самоконтроля; в) методы практического контроля и
самоконтроля. К наглядным методам относятся: демонстрация, показ
образца, иллюстрация.
3.3 Условия воспитания, анализ результатов
Метапредметные результаты:
Метапредметные

результаты

освоения

курса

обеспечиваются

познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также
межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и
математикой.

Поскольку

художественно-творческая

изобразительная

деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности,
на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно
широкий спектр понятий, освоение которых поможет учащимся осознанно
включиться в творческий процесс.
В

результате

реализации

программы

предполагается

достижение

определённого уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети
будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и
жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными
материалами и инструментами изобразительного искусства.
Главным результатом реализации программы является создание каждым
ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки
ученика является не столько его талантливость, сколько его способность
14

трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата,
ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по
- настоящему желающий этого ребенок.
Личностные результаты освоения курса:
Формирование

у

ребенка

ценностных

ориентиров

в

области

изобразительного искусства;
- Воспитание уважительного отношения к творчеству как к своему, так и
к других людей;
- Формирование духовных и эстетических потребностей;
Предметные результаты освоения программы «Радуга»

К концу первого года обучения ученик будет знать:
- отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного
искусства;
- ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в
рисунке и в живописи, главные и дополнительные, холодные и теплые цвета;
- об основах цветоведения, манипулировать различными мазками,
усвоить азы рисунка, живописи и композиции.
Ученик будет уметь:
- передавать на бумаге форму и объем предметов, настроение в работе;
- понимать, что такое натюрморт, пейзаж, светотень (свет, тень, полутон,
падающая тень, блик, рефлекс), воздушная перспектива, освещенность, объем,
пространство, этюд с натуры, эскиз, дальний план, сюжет;
- понимать, что такое линейная перспектива, главное, второстепенное,
композиционный центр;
- передавать геометрическую основу формы предметов, их соотношения в
пространстве и в соответствии с этим – изменения размеров;
15

- выполнять декоративные и оформительские работы на заданные темы;
Ученик сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
- владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом,
использовать подручный материал;
Ученик способен проявлять следующие отношения:
- проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей;
- творчески откликаться на события окружающей жизни;
По завершении второго года обучения ученик будет знать:
-

Отдельные

произведения

выдающихся

мастеров

русского

изобразительного искусства прошлого и настоящего.
- Особенности художественных средств различных видов и жанров
изобразительного искусства.
- Закономерности конструктивного строения изображаемых предметов,
основные

закономерности

наблюдательной,

линейной

и

воздушной

перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции.
- Различные приёмы работы карандашом, акварелью, гуашью.
- Знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать
специфику их изобразительного языка.
- Роль

изобразительного

искусства

в

духовной

жизни

человека,

обогащение его переживаниями и опыт предыдущих поколений.
Ученик будет уметь:
- применять на практике законы цветоведения, правила рисунка,
живописи и композиции, чувствовать и уметь передать

гармоничное

сочетание цветов, тональные и цветовые отношения;
- правильно определять размер, форму, конструкцию и пропорции
предметов и грамотно изображать их на бумаге;
- передать в работе не только настроение, но и собственное отношение к
16

изображаемому объекту;
- передавать в рисунке, живописи и сюжетных работах объем и
пространственное положение предметов средствами перспективы и светотени;
- наблюдать в природе и передавать в сюжетных работах влияние
воздушной перспективы;
- в сюжетных работах передавать движение;
- искать наилучшее композиционное решение в эскизах, самостоятельно
выполнять наброски и зарисовки к сюжету;
- приобретет навыки творческого видения и корректного обсуждения
выполненных работ.
Ученик сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
- владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом,
использовать материал для лепки;
- выполнять рисунки, композиции, панно, аппликации;
- работать по репродукциям, картинам выдающихся художников и
рисункам детей;
- делиться своими знаниями и опытом с другими обучающимися,
прислушиваться к их мнению;
- понимать

значимость

и

возможности

коллектива

и

свою

ответственность перед ним.
Ученик способен проявлять следующие отношения:
- проявлять интерес к обсуждению выставок собственных работ.
- эмоционально

откликаться

на

красоту

времен

года,

явления

окружающей жизни, видеть красоту людей, их поступков.
- слушать собеседника и высказывать свою точку зрения;
- предлагать свою помощь и просить о помощи товарища;
17

- отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного
искусства;
- ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в
рисунке и в живописи, главные и дополнительные, холодные и теплые цвета;
- об основах цветоведения, манипулировать различными мазками,
усвоить азы рисунка, живописи и композиции.
-

Отдельные

произведения

выдающихся

мастеров

русского

изобразительного искусства прошлого и настоящего.
- Особенности художественных средств различных видов и жанров
изобразительного искусства.
- Закономерности конструктивного строения изображаемых предметов,
основные

закономерности

наблюдательной,

линейной

и

воздушной

перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции.
- Различные приёмы работы карандашом, акварелью, гуашью.
- Знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать
специфику их изобразительного языка.
- Роль

изобразительного

искусства

в

духовной

жизни

человека,

обогащение его переживаниями и опыт предыдущих поколений
К концу 3 года обучения ученик будет уметь:
- передавать на бумаге форму и объем предметов, настроение в работе;
- понимать, что такое натюрморт, пейзаж, светотень (свет, тень, полутон,
падающая тень, блик, рефлекс), воздушная перспектива, освещенность, объем,
пространство, этюд с натуры, эскиз, дальний план, сюжет;
- понимать, что такое линейная перспектива, главное, второстепенное,
композиционный центр;
- передавать геометрическую основу формы предметов, их соотношения в
18

пространстве и в соответствии с этим – изменения размеров;
- выполнять декоративные и оформительские работы на заданные темы;
Ученик сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
- владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом,
использовать подручный материал;
Ученик способен проявлять следующие отношения:
- проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей;
- творчески откликаться на события окружающей жизни
- применять на практике законы цветоведения, правила рисунка,
живописи и композиции, чувствовать и уметь передать

гармоничное

сочетание цветов, тональные и цветовые отношения;
- правильно определять размер, форму, конструкцию и пропорции
предметов и грамотно изображать их на бумаге;
- передать в работе не только настроение, но и собственное отношение к
изображаемому объекту;
- передавать в рисунке, живописи и сюжетных работах объем и
пространственное положение предметов средствами перспективы и светотени;
- наблюдать в природе и передавать в сюжетных работах влияние
воздушной перспективы;
- в сюжетных работах передавать движение;
- искать наилучшее композиционное решение в эскизах, самостоятельно
выполнять наброски и зарисовки к сюжету;
- приобретет навыки творческого видения и корректного обсуждения
выполненных работ.

Результативность обучения определяется путем мониторинга уровня
творческого роста учащихся, который проводится два раза в год:

по
19

окончанию первого и второго полугодий. При необходимости возможно
проведение

мониторинговых исследований

в течение

года, а также

анкетирований, промежуточных срезов знаний и просмотров творческих
работ.
Подведение

итогов

по

результатам

освоения

материала

данной

программы проводится в форме:
- контрольных занятий по изученным темам;
- конкурсы;
- выставка детских работ;
по программе:
В качестве форм подведения итогов применяются

зачетные итоговые

работы, открытые занятия, конкурсы, выставки, защиты творческих работ.
- выполнение итоговых работ по результатам усвоения каждого блока;
- выполнение конкурсных и выставочных работ;
- подведение итогов по результатам каждого полугодия.
Не каждый ребенок станет художником, но практические навыки и
теоретические знания приобретенные в процессе освоения данной программы,
помогут стать кому-нибудь грамотным, заинтересованным, разбирающимся в
искусстве зрителем.
3.4 Календарный план воспитательной работы
КАЛЕНДАРНЫЙПЛАНВОСПИТАТЕЛЬН
ОЙРАБОТЫОРГАНИЗАЦИИ
на2023–2024учебныйгод
Класс Сроки Ответственные
№ Дела,события,мероприятия
ы
1.Внеурочнаядеятельность
Кустова А.А.
Эколого-краеведческий фестиваль 1-4
Классные руководители
«Учитель! Слово-то какое!»
2.Основныешкольныедела
20

1 Международный день пожилых
людей
«Поделись теплом»

1-4

02.10.24

Елисеева А.И.
Классные руководители

2 День учителя
3 «День знаний»

1-4
1-4

05.10.24 ЕлисееваА.И.
02.09.2024 Елисеева А.И

4 «Святителю отче Тихоне, моли
Бога о нас»
5 «Покров» Православный
праздник;обрядовокалендарный праздник
русского народа, посвященный
окончанию сбора урожая
6 «За всё тебя благодарю
«Концерт,посвященный дню
матери»
7 «С днем рождения, наш небесный
Покровитель»

1-4

09.10.24

Классные руководители
Елисеева А.И.
Кустова А.А.
Классные руководители

1-4

1-4

27.09.23

1-4

01.02.2025

Елисеева А.И.
Классные руководители

2.ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
4.1 Методическое обеспечение программы
Видеозаписи, тематические подборки по занятию, аудиозаписи,
презентации, схемы, плакаты, рисунки, изготовление натюрморта, учебные
пособия.
4.2 Материально-техническое обеспечение программы
Для успешной реализации образовательной программы «Радуга» необходимо
в кабинете необходимо иметь натурный столик для учебных натюрмортов и
демонстрационную доску, на которой педагог будет показывать поэтапное
рисование, а также демонстрировать образцовые работы учащихся, учебного
материала, необходимо наличие видеосистемы или телевизора для показа
презентаций, видеоуроков , мастер-классов и т.д.
Натюрмортный фонд.
21

1. Предметы быта: Стеклянные (бутылки разной формы, вазы, чашки, вазы,
другая посуда). Деревянные (шкатулки, разделочные доски, коробочки,
тарелки). Металлические (самовары, чайники, кофейники, ложки, кастрюли).
Керамические (горшки, чайники, чашки, вазы, бутылки).
2. Предметы декоративно-прикладного искусства:
3. Природные элементы: Букеты из сухоцветов, искусственные цветы,
гербарий.
4. Драпировки.
5Гипсовые предметы: Орнаменты, гипсовые головы с античных слепков.
Художественные материалы.
- гуашь
- акварель- кисти
- бумага
Список литературы (для педагога)
1. Бесчастнов Н.П. Основы изображения растительных мотивов. М., 1998 г.
2. Бугамбаев М. Гончарное ремесло - Керамика. Терракота.; Ростов - на /Д.;
Феникс, 2000 г.
3. Герус Т.В «Мастерство и творчество» № 2 – Южно-Сахалинск, 2008 г.
4. Голубева О. Л. «Основы композиции» – Москва, 2004 г.
5. Горунович Л. Б. «Войди в мир рисунка», пособие для педагогов
дошкольных учреждений.
6. Даглдиян К.Г. Декоративная композиция/Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 321с.
(Высшее образование)
7. Искусство владения цветом / пер. с англ.К.И. Молькова. – М.: «Кристина Новый век», 2008. – 143с.
8.Концепция

духовно-нравственного

развития

и

воспитания

личности

гражданина России (проект/А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А.
Тишков.Рос.акад.образования. – М.: Просвещение, 2009. – 23с.).
22

9. Ломоносова М.Т.«Графика и живопись», учебное пособие.- Москва,2006 г.
12. Михейшина М. «Уроки рисования для младших школьников», 2005 г.
11.НеменскийБ.М.

Программы.

«Изобразительное

искусство

и

художественный труд». 1-9 класс. М., Просвещение, 2009 г.
13. Поверин А. Гончарное дело. Техника, приёмы, изделия; Москва. АСТ Пресс, 2007 г.
14. Щербаков В. С. «Изобразительное искусство, обучение и творчество». –
Москва, 1969 г.
Список литературы (для детей)
1. Лельчук А.М. Глина с характером. Изд. Санкт - Петербург. 2011 г.
2. Энциклопедия детского фольклора. Белый город. М. 2008 г.

Нормативно-правовые основания для проектирования
структуры дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ
1. Конституция Российской Федерации
2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российский Федерации»
3. Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 14.07.2022 г.)
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации РФ от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»
6. Приказ Министерства образования Тверской области от 23.09.2022 г.
№939/ПК «Об утверждении Регламента проведения независимой оценки
качества дополнительных образовательных программ в Тверской области».
23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».