Вперёд, к знаниям

Программа «Вперед, к знаниям» разработана для в соответствии с новыми
требованиями ФГОС начального общего образования на 102 часа (3 часа в неделю).
Актуальность предлагаемой общеразвивающей программы определяется тем, что
в настоящее время является составной частью учебно-воспитательного процесса и
одной из форм организации свободного времени учащихся и понимается сегодня
преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для
удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в
самоуправлении и общественно полезной деятельности. Занятия должны направлять
свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и
востребованность.
В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на
человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и
поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные
ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому
от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние
общественного сознания и общественной жизни.
. Создание курса является ответом на социальный заказ - максимально раскрыть
индивидуальные способности обучающегося.
Режим занятий: 3 раза в неделю по 1 часу. Организация образовательного процесса
соответствует возрастным, психологическим возможностям и особенностям
обучающихся и предполагает корректировку времени и режима занятий при
необходимости.
Форма обучения: очная.
Возраст детей, участвующих в реализации данной общеобразовательной
программы: программа «Образовательная программа кружка «Вперед, к знаниям»
предназначена для детей 8-10 лет
Сроки реализации программы. Программа курса рассчитана на 1 год обучения. (3
час в неделю). 1 год обучения –102 часа.
Руководитель имеет возможность вносить коррективы в программу, изменять
количество часов на изучение отдельных тем, число практических работ.
Формы и режим занятий. Занятия проводятся во внеучебное время 3 раза в неделю.
1. Цель программы:
Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в
обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы
ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого
учащегося в свободное от учёбы время. Создание воспитывающей среды,
обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в
свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с
формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием,
подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально
значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Данная деятельность направлена на удовлетворение индивидуальных

потребностей учащихся, путем предоставления выбора широкого спектра занятий,
направленных на развитие детей. Часы могут быть использованы на ведение
учебных курсов, расширяющих содержание учебных предметов, обеспечивающих
различные интересы обучающихся.
2. Основными задачами программы являются:
-усилить педагогическое влияние на жизнь учащихся в свободное от учебы время;
-выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к
различным видам деятельности;
-оказать помощь в поисках «себя»;
-создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере
внеурочной деятельности;
-развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;
-создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
-развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
-расширить рамки общения с социумом;
-воспитывать культуру досуговой деятельности обучающихся.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса дополнительного
образования
Предлагаемый курс предназначен для развития математических и языковедческих
способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической
грамотности, коммуникативных умений обучающихся с применением коллективных
форм организации занятий и использованием современных средств обучения.
Содержание курса направлено на воспитание интереса к предмету, развитию
наблюдательности, орфографической и геометрической зоркости, умения
анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу
творчески.
Модуль «За страницам математики».
Математическое образование играет важную роль, как в практической, так и в
духовной жизни общества. Практическая сторона математического образования
связана с формированием способов деятельности, духовная — с интеллектуальным
развитием человека, формированием характера и общей культуры.
Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются
фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и
количественные отношения — от простейших, усваиваемых в непосредственном
опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и
технологических идей.
. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития
математической науки, с историей великих открытий, именами людей, творивших
науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.
Модуль «Занимательный родной язык».
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает
условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет
в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает
возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности,
которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие

речемыслительных способностей.
Модуль «Моя экология» направлен на:
✓ развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
✓ формирование представлений о природе как универсальной ценности;
✓ изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к
природе;
✓ развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
✓ развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру
природы;
✓ развитие представлений о различных методах познания природы (искусство
как метод познания, научные методы);
✓ формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного
исследования;
✓ вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего
природного окружения.
Модуль «В мире книг» создает возможность для воспитания грамотного читателя.
Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности, в
процессе общения с книгой у него развиваются память, внимание, воображение и, что
особенно важно, воспитывается человек, познающий литературу своей страны,
овладевающий русской литературной речью, готовый к восприятию литературы
народов других стран, овладевающий читательскими умениями.
Программа занятий - это создание условий для использования полученных
знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и
работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с
детскими книгами, рассматривать, читать, получать необходимую информацию о
книге из ее аппарата и других книг (справочных, энциклопедических).
Интересный блок составляют занятия библиографического характера, которые
познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят читательский
опыт, послужат развитию интеллекта и эрудиции читателя-школьника.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
курса дополнительного образования
Модуль «За страницами математики »
Личностными результатами изучения данного модуля являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных
заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности
любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления.
Метапредметные результаты
-Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения
конкретного задания.
- Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового

кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
- Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с
числовыми головоломками.
- Анализировать правила игры.
- Действовать в соответствии с заданными правилами.
- Включаться в групповую работу.
- Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение
и аргументировать его.
- Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
- Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
- Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
- Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
- Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения
задачи.
- Конструировать несложные задачи. .
- Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
В результате освоения программы курса "Занимательная математика" формируются
следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС
НОО:
- Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: - подробно пересказывать
небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или
небольшого текста);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать
тему (заголовок), ключевые слова;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и
общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Модуль «Занимательный родной язык»
Личностные результаты:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметне результаты

Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или
небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Модуль «Моя экология»
Освоение содержания курса «Моя первая экология» обеспечивает в
сфере личностных результатов ценностно-смысловые ориентации учащихся:
- понимание мотивов собственных поступков и поступков окружающих людей,
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
В сфере метапредметных результатов изучение курса способствует формированию
регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных
действий.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебные цели и задачи, выделенные при сотрудничестве с
учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- планировать свои действия в соответствии с условиями реализации поставленной
задачи;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения
поставленной задачи;
- организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее
безопасности;
результата.
Познавательные универсальные учебные действия:
- владеть начальными формами исследовательской деятельности — осуществлять
поиск, анализ, отбор и фиксацию (запись) необходимой информации для решения
задачи с использованием учебной и справочной литературы, электронных и
цифровых информационных ресурсов, интернет ресурсов;
- соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- выстраивать психологически комфортные взаимоотношения с окружающими
людьми независимо от их социальной и национальной принадлежности;
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, находить с ними
общий язык и общие интересы;
- владеть речевыми средствами коммуникации, адекватно коммуникативной ситуации
строить монологическое высказывание, вести диалог;
- соблюдать нормы этики и этикета в ситуациях общения и взаимодействия;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, находить
конструктивное решение в ситуации столкновения мнений и интересов;
- излагать собственное мнение и позицию в форме, понятной собеседнику,
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- использовать навыки коллективного общения и взаимодействия в процессе игровой,
творческой и практической деятельности, договариваться о распределении функций и
ролей в совместной деятельности.
Предметные результаты освоения учащимися содержания программы
В результате изучения курса обучающиеся на ступени начального общего
образования:
- овладеют основами практико-ориентированных знаний об элементарных
закономерностях развития природы и общества, экологических проблемах
современности и путях их разрешения;
- приобретут опыт эмоционально-чувственного, личностного отношения к
окружающему миру;
- начнут осваивать способы изучения природы и общества (наблюдения в природе,
экологические опыты).
Модуль «В мире книг»
В результате освоения формируются умения, соответствующие требованиям
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования.
Предметные умения:
осознавать значимость чтения для личного развития;
формировать потребность в систематическом чтении;
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное,
поисковое);
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной
информации.
Регулятивные умения:
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
уметь самостоятельно работать с новым произведением;
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности,
литературных играх;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата
книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным
фондом);
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать

свою точку зрения;
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую
позицию;
высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Универсальные учебные действия:
находить книгу в открытом библиотечном фонде;
выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной
книге и героях.
Содержание учебного курса дополнительного образования
Модуль «За страницами математики»
Содержание направлено на воспитание интереса к предмету, развитию
наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться,
рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание
может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний
и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых
определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и
необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания
отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать
в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать
изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе
формулировать выводы.
Модуль «Занимательный родной язык»
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с
младшими школьниками. Вместе с тем, широкое применение игровых элементов не
должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по
«Занимательному родному языку». Программа данного курса позволяет показать
учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской
грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных
интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики
школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова
достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к «Занимательному родному
языку» должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по
русскому языку, совершенствовать свою речь.
Модуль « В мире книг»
1.Малые фольклорные жанры
Вводное занятие. Знакомство с «читательским портфелем» Изучение содержания и
структуры «Читательского портфеля». Заполнение читательских анкет «Я и мои
любимые занятия», «Мои любимые детские книги», «Какой я читатель». Начальная
диагностика уровня сформированности читательских интересов и умений

первоклассников. Знакомство с малыми фольклорными жанрами. Народные песенки,
загадки, скороговорки, считалки.
2. В мире сказок
Путешествие в сказочный мир. Самостоятельное чтение сказок-миниатюр. Поиск
красочных выразительных средств языка сказок. «Сказки-загадки» .Слушание и
самостоятельное перечитывание народных сказок Обсуждение проблемного
вопроса. Работа над образом персонажем. Творческое задание: нарисуй портрет
героев сказки. Словесное и графическое рисование. Чтение по ролям. Первичная
характеристика образа автора.
3.Я расту
«Что со мною происходит, когда я расту?» Слушание стихотворений В. Лунина
«Утреннее настроение», «Целыми днями», «Что я вижу», стихотворения А. Барто «Я
расту». Игровые и занимательные задания, акцентирующие внимание на необычных
словах. Беседа. Самостоятельное чтение. Пробы выразительного чтения. «Игры со
словами» Графическое иллюстрирование, игровое задание на внимательность. Работа
с анаграммами, соревнование. Первичная характеристика персонажей по их словам и
поведению.
4. Кладовая природы»
«Маленькие открытия в природе». Антиципация, слушание и самостоятельное чтение
рассказов-миниатюр М. Пришвина «Поиск красочных выразительных средств языка
художественной прозы. Создание устных и изобразительных иллюстраций к
рассказам писателя. Пробы выразительного чтения. Творческое задание: нарисуй
иллюстрацию к стихотворению. Пробы выразительного чтения. Конкурс чтецов.
5. «Хочу все знать»
«История вещей» Антиципация и самостоятельное чтение рассказов из сборника М.
Шпагина «Что было до…». Индивидуальные самопрезентации по результатам
читательской деятельности в течение учебного года. Постановка задач на следующий
год «Лестница моих будущих успехов». Литературный праздник «Наши любимые
книги».. Выставки литературно-творческих работ учеников, выполненных в рамках
годового изучения программы
Модуль « Моя экология».
Программа кружка «Моя экология» способствует усвоению обучающимися
необходимых знаний, помогает обучающимся находить ответы на все вопросы,
интересующие ребят, а так же удовлетворить любопытство, формировать в
свободном общении у обучающихся интерес к естественнонаучным дисциплинам,
основам экологической культуры. Формирование представлений целостной картине
мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие
линии развития личности обучающегося средствами курса окружающего мира.

дат

№

7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Модуль «За страницами математики» (102ч)
Тема

а
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

Математика — это интересно. Математика - царица наук.
Танграм: древняя китайская головоломка
Путешествие точки.
Игры с кубиками.
"Спичечный" конструктор.
Волшебная линейка
Игры и фокусы с линейкой
Праздник числа 10
Игра-соревнование «Весёлый счёт»
Игры с кубиками
Конструкторы
Весёлая геометрия
Путешествие в страну Геометрию. Знакомство с Веселой
Точкой.
Цвета радуги. Их очередность.
«Дороги в стране Геометрии». Линии. Прямая линия и ее
свойства.
Отрезок. Имя отрезка.
Сравнение отрезков. Единицы длины.
Ломаная линия.
Ломаная линия. Длина ломаной.
«В городе треугольников». Треугольник.
Треугольник. Имя треугольника. Условия его построения.
Типы треугольников: прямоугольный, остроугольный,
тупоугольный.
Треугольник. Виды треугольников.
Конкурс «Загадки Весёлого Карандаша».
Шарады. Ребусы.
Задачи в стихах.

Модуль «Занимательная грамматика»
Дата

№п/п
Наименование разделов, тем
1
2
3
4

1. Секреты слова
Самые дорогие и добрые слова
Важные слова. Звукобуквенный анализ слов
Дорогие слова. Слово имя собственное.
Праздник «День Вежливости». .Игра –сказка « Пропавшие имена»

5
6
7
8
9
10
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

Чудесные превращения слов
Игры «Буква заблудилась», «Добавь букву»… Собираем слова.
Игры «Спрятавшееся слово», «Эхо»… Игры Деда Буквоеда
2. Волшебная страна «Фонетика»
Игры на превращения слов:« Буква заблудилась», «Замените одну
букву», « Какое слово задумано».
Скороговорка в ребусе. Зачем нужны звуки языка? Звуковая культура
речи. Загадки, скороговорки.
Считалки. «Грамматическое домино».
Конкурс скороговорок, считалок, поговорок
Игра «Слово или не слово» .Звонкие и глухие «Одиночки».
Игры «Составь слово», «Угадай-ка». Из чего строятся слова?
Многозначные слова
Разные значения слов. Слова, которые пишутся с большой буквы.
Игры.
Игры «Про хвосты и головы», «Два значения». Чтение и составление
текстов. Игры.
Викторина «Угадай значение слова». «А начинали все медведи…»
(Как обходились без письма).
Слова-близнецы
Омонимы. Игра «Кто вы?». Игры «Кто больше?», «Лишнее слово».
Игры «Узелки на память», «Про Фому и про Ерёму». « Грамотный
регулировщик». (Звуко-буквенный анализ слов)
Игры на превращения слов: «Буква заблудилась»
Игры на превращения слов: «Замените одну букву»
Игры на превращения слов: «Какое слово задумано»..
Синонимы. Игра «Незнайка».
Чтение и составление текстов. Игры.

Модуль «Моя экология»
Дат
а

№п/п
Наименование разделов, тем
1
2
3
4
5
6

Раздел. Удивительный мир растений
Деревья и кустарники. Как путешествуют растения?
Травянистые растения. Как живут растения зимой?
Загадки хвойных растений. Хвоя, что это?
Живые витамины.
Цветник на окне. Посадка комнатных растений
Раздел. Загадочная вода
Вода – чудо природы. Опыты с водой

7
8
9
10

11
12
13
14
15

16
17
18
19

20
21
22

Сколько воды на Земле? Куда текут реки?
Как падает дождевая капля?
Откуда берётся туман? изморозь Роса и град.
Выполнение творческого проекта.
Изготовление книжки-малышки "Загадки воды"
Раздел. Секреты животного мира
Загадки животного мира. Птицы нашего города Зачем птицам клюв?
Проект « Поможем птицам»
Загадки животного мира. Основные обитатели леса: белка, заяц, лось,
хищники – волк и лиса.
Изготовление коллажа «Дикие животные». Презентация работы
Рыбы – дети воды Жители наших водоёмов Аквариум и его обитатели
Природа моего края. Что такое Красная книга? Исчезающие животные
родного края.
Раздел. Тайны неба
О чем рассказывает глобус?
Загадочные планеты.
Звёзды, созвездия. Создание проекта.
Творческий проект «Будем беречь нашу планету»
Раздел Времена года
Приметы осени. Листопад.
Викторина «Осеннины»
Приметы зимы. Появление снежного покрова Викторина «Зимница»
. Приметы весны. Приметы лета.

Модуль «В мире книг»
Дат №
а
п/
п
1
2
3
4
5
6

Наименование разделов, тем
1.Малые фольклорные жанры
«Во поле береза стояла». Малые фольклорные жанры. Чтение учителем,
заучивание наизусть, игры и хороводы.
Где живут книги? Экскурсия в библиотеку школы.
Кто? Откуда? Почему?». Малые фольклорные жанры: загадки.
Отгадывание загадок, рисование или раскрашивание отгадок- букв.
«На дворе трава, на траве дрова». Малые фольклорные жанры: веселые
скороговорки, забавные считалки.
Из чего состоит книга? Книжки – малышки. Изготовление книжкималышки. Проект
Писатели-юбиляры. Подготовка рисунков по произведениям.

7

8
9
10
11
12
13

14

15
16

17
18

19

20
21

Игра – викторина по прочитанным книгам.

2. В мире сказок
Русские народные сказки Обсуждение сказок, выставка рисунков к сказкам
Поучительные рассказы. Рассказы В.А.Осеевой. Обсуждение прочитанных
рассказов, примеры из жизни.
Рассказы для детей Л.Н.Толстого. Чтение рассказов, беседа
Сказки К.Чуковского. Чтение сказок, беседа. Чтение по ролям, просмотр
мультфильмов
Стихи С.В.Михалкова. Беседа о писателе, чтение стихов. Просмотр
мультфильмов, обсуждение прочитанных стихов
Викторина по стихам С.В.Михалкова. Чтение дома рекомендованных
стихов, изготовление иллюстраций. Проведение викторины и выставки
рисунков
Сказки Г.Х.Андерсена. Беседа, чтение сказок. Просмотр мультфильмов по
сказкам Андерсена

3. Я расту
«Радостный мир детства». Стихотворения В. Лунина «Утреннее
настроение», «Что я вижу»
«Я расту». «Игры со словами»(Стихотворение А. Барто «Я расту». Пробы
выразительного чтения. Стихотворение В. Левина «Случайное
стихотворение», анаграммы. Графическое иллюстрирование
«Легко ли придумать свою сказку?» Главы из книги Р. Погодина «Книжка
про Гришку».
«Поэтическая разминка» «Удивительные стихи детских поэтов» («Рифмызагадки», «Играем в рифмы», «Я – поэт», «Рассыпавшиеся
строчки».Стихотворения Н. Кончаловской «Удивительный огород», В.
Орлова «Ворона». Творческие задания для фантазеров и знатоков слова
«Веселые и грустные стихи о детстве» Стихотворения Э. Мошковской
«Таблица умножения», «Какие бывают подарки», «Кислые стихи», «Я маму
мою обидел».
Творческое задание: нарисуй иллюстрацию к стихотворению. Пробы
выразительного чтения
Творческие задания «Вставь рифму», «Собери стихи».

4. Кладовая природы»
22 Маленькие открытия в природе» Рассказы-миниатюры М. Пришвина
«Разговор деревьев», «Последние грибы», «Берестяная трубочка»
23 Творческое задание: нарисуй иллюстрацию к рассказу. Пробы
выразительного чтения
24 «Веселые и грустные стихи о природе»(Стихотворения И. Токмаковой

25
26

27
28

«Туман», «Голубая страна», «Подарили собаку», «Ничья кошка», «Я
ненавижу Тарасова».
«Познавательные сказки о природе» Сказки Э. Шима «Полосы и
пятнышки». Творческое задание: нарисуй иллюстрацию к сказке
«Красота и душа природы» Рассказы Л. Толстого «Черемуха», Н. Сладкова
«Песенки подо льдом». Пробы выразительного чтения.
5. «Хочу все знать»
«История вещей» Рассказы сборника М. Шпагина «Что было до…». «Дырявое шило», «Как баклуши били», «Вилы и вилка».
Литературный праздник «Наши любимые книги».
Выставка литературно-творческих работ учеников

Итого 102 часа
8. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Материально- техническое обеспечение
1. Мультимедийное оборудование, компьютер, проектор, сканер, принтер,
документ-камера.
2. Интернет.
3. Цифровые образовательные ресурсы:
Список литературы для учителя
1. В. Г. Житомирский, Л. Н. Шеврин «Путешествие по стране геометрии». М.,
« Педагогика-Пресс», 1994
2. Т.В. Жильцова, Л.А. Обухова «Поурочные разработки по наглядной геометрии»,
М., «ВАКО», 2004
3. Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для
учителей и родителей. – М.: Знание, 1994. – 336 с.
4. Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», М., «Просвещение»,
1990
5. Т. Г. Рик « Здравствуйте, Имя Существительное!» - М.: ВАКО, 2014 – 144 с. –
(Занимательный учебник)
6. Т. Г. Рик « Доброе утро, Имя Прилагательное!» - М.: ВАКО, 2014 – 112 с. –
(Занимательный учебник)
9 Планируемые результаты изучения учебного курса дополнительного
образования.
Модуль «За страницами математики».
По окончанию курса дополнительного образования обучающийся получит
возможность научиться:
-быстро считать, применять свои знания на практике, приобретать навыки нестандартного мышления.

-мыслить, рассуждать, анализировать условия заданий;
-использовать рациональный способ решения зaдач;
-работать с чертежными инструментами;
-создавать творческие работы, доклады с помощью взрослых или самостоятельно;
-вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности
самостоятельно или с помощью взрослых.
Модуль «Занимательная грамматика».
По окончанию курса дополнительного образования обучающийся получит
возможность научиться:
- выявлять слова, значение которых требует уточнения, и уточнять их значение по
тексту или с помощью толкового словаря;
- использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
- различать слова, называющие предметы, действия и признаки; задавать вопросы к
словам;
- находить языковые закономерности;
- определять последовательность работы над словом.
Модуль «Моя экология».
По окончанию курса дополнительного образования обучающийся получит
возможность научиться:
- различать понятия «живая природа», «неживая природа»;
- определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в
предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения;
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в
практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
- ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
- наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков,
описаний, выводов;
- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.
Модуль «В мире книг ».
По окончанию курса дополнительного образования обучающийся получит
возможность научиться:
-осознавать значимость чтения для личного развития;
- читать вслух произведения разных жанров (рассказ, стихотворение, сказка) и отвечать на
вопросы по содержанию;
- правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие);
- понимать нравственное содержание прочитанного произведения;
- высказывать суждения о произведении и поступках героев;
- узнавать изученные произведения по отрывкам из них;
- иллюстрировать отдельные эпизоды произведения;

Нормативно-правовые основания для проектирования структуры
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
1. Конституция Российской Федерации
2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российский
Федерации»
3. Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации» (ред. от 14.07.2022 г.)
4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р)
5. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей и признании утратившим
силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р» (вместе с «Концепцией
развития дополнительного образования детей до 2030 года»)
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации РФ от 27.07.2022 г. №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
7. Приказ Минтруда России от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых»
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации РФ от 27.07.2022 г. №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
8. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 22 февраля 2023 г. N 197/129 "О внесении изменения в пункт 4
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой
форме реализации образовательных программ, утвержденного приказом Министерства
науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения
Российской Федерации от 5 августа 2020 г. N 882/391 "Об организации и осуществлении
образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных
программ"
9. Приказ Минтруда России от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых»

10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114
«Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества
условий
осуществления
образовательной
деятельности
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность
по
основным
общеобразовательным
программам,
образовательным
программам
среднего
профессионального образования, основным программам профессионального обучения,
дополнительным общеобразовательным программам»
11. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. № 28
12. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242
«Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)» разработанные Минобрнауки России
совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет»,
ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое
образование», 2015г.)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».