Рабочая программа Резьба по дереву

Пояснительная записка.
Данная программа рассчитана на пятигодичное обучение изготовлению
художественных изделий из дерева.
Цель:
Создание условий для максимально эффективного, целостного развития
личности ребенка. Совершенствование умений и навыков, полученных на
уроках технологии; повышение мастерства и развитие творческих
способностей учащихся. Ознакомить с видами художественной обработки
древесины; научить приемам выполнения различных видов резьбы.
Задачи:
-Обучение приемам выполнения контурной резьбы и ознакомление
учащихся с другими типами художественной обработки древесины.
-Ознакомление детей с различными традиционными ремеслами,
промыслами современными видами декоративно-прикладного искусства.
-Обучение детей знаниям, умениям, навыкам по заготовке и работе с
различными материалами.
-Формирование навыков самостоятельного выполнения всего
художественно-технологического процесса создания изделий.
-Содействие формированию и развитию у детей способности целостного
эстетического восприятия произведений декоративно-прикладного
творчества как части культуры народа.
-Предоставление детям возможности проявить свои творческие
способности, фантазию, художественный вкус, умение видеть и понимать
красоту труда.
-Создание условий для формирования и развития у детей интереса и
любви к народному творчеству.
-Развитие сознательного и уважительного отношения к труду других
людей, понимание значимости своего труда; формирование умения работать
в коллективе, творчески выполнять любую общественно-полезную работу.

-Создание на занятиях творческой атмосферы, предоставление учащимся
возможности для плодотворного общения друг с другом и с педагогом.
Художественная обработка древесины - древнейшее ремесло.
В деревянном зодчестве человек находил пользу и красоту. Он украшал. Он
украшал жилище резными деревянными изделиями: крышу коньком, окна
наличниками, двери резьбой, изготовлял игрушки, сувениры, деревянную
посуду.
В нашей стране, богатой лесами, дерево всегда было одним из самых
любимых материалов. Понимание его пластических качеств, красоты
текстуры развивалось в творческом опыте многих поколений народных
мастеров. В неразрывной связи с деревянным зодчеством развивалось
искусство деревянной утвари и посуды.
Высокий уровень исполнительского мастерства, образная и поэтическая
выразительность деревянных изделий всегда соединялась с утилитарным
назначением вещей. Это во многом определяло и способы художественной
обработки, и характер орнаментального декора сохраняющий единство как в
монументальных произведениях домовой резьбы или скульптуры, так им в
оформлении домашней утвари, начиная от ткацкого стана, прялки, рубеля и
кончая деревянной посудой и детской игрушкой.
Резьба по дереву - интересное, полезное и увлекательное занятие для
школьников всех возрастов. Кружок предназначен для начинающих
обучаться резьбе по дереву.
Из всех разновидностей резьбы по дереву для начинающих обычно
рекомендуется контурная резьба, как наиболее доступная и несложная в
исполнении.
При

выполнении

технологических
направленных

практических

приемов,
на

создание

должны

работ

ребята,

включаться

целостного

изделия,

функциональным, так и эстетическим требованиям.

в

кроме

освоения

решение
отвечающего

задач,
как

Художественная обработка материалов требует серьезных знаний и
умений в обращении с ручным инструментом, одновременно с этим она
предоставляет уникальную возможность соединения трудовой подготовки с
эстетическим воспитанием, без чего невозможно добиться высокой культуры
труда. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает
повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами
труда, возбуждает желание к последующей деятельности.
Программа кружка «Художественной резьбы по древесине» рассчитана
на проведение 2 часа в неделю т. есть 68 часов в год. Программа курса
предусматривает наряду с теоретическими занятиями проводить и
практические, хотя теоретические занятия не должны занимать от занятия
более 5-10 минут. Кружок рассчитан на детей 6-11 х классов.
Содержание теоретического обучения предусматривает: ознакомление
обучающихся с основами материаловедения для художественных работ, с
художественной обработкой материалов, основами композиции, народными
промыслами.
В процессе занятий обучающиеся знакомятся с литературой и
иллюстративным материалом, раскрывающими историю художественных
промыслов, творчества народных мастеров.
Теоретический материал усваивается в сочетании с упражнениями и
практическими работами, в процессе которых обучающиеся создают
собственные композиции художественных изделий.
Теоретическое и практическое обучение обучающихся проводится
одновременно, при некотором опережающем изучении теоретического
материала. Каждое практическое занятие начинается с инструктажей
(вводного, текущего и заключительного), направленных на правильное и
безопасное выполнение работ, бережное отношение к инструменту,
оборудованию, а также экономному расходованию материалов,
эффективному использованию времени занятий.
В процессе практического обучения обучающиеся осваивают виды
художественной обработки материалов в технике, свойственной конкретному
художественному народному промыслу или производству, и изготавливают
художественные изделия.
Творческий процесс по созданию резных изделий носит не только
воспитывающий, но и обучающий характер, позволяет обучающимся в ходе
подготовки режущего инструмента, подготовки материалов, практического

изготовления изделий приобрести общие трудовые и специальные трудовые
умения и навыки в области художественно - технической деятельности.
Занимаясь резьбой, обучающиеся на практике применяют знания и
развивают навыки не только по изобразительному искусству, черчению,
технологии, но и по другим школьным учебным дисциплинам - физике,
химии, биологии, географии, математике, экономике.
В программе уделяется особое внимание формированию общей культуры
труда. Она рассчитана на овладение графической грамотой при выполнении
рабочих чертежей и в процессе создания изделий, эскизов и их декора.
Программа ставит своей целью - развивать "чувство материала", его
художественных и технологических возможностей. Она нацелена на
формирование художественного вкуса, чувства прекрасного, эстетического
идеала, творческих начал в личности. Программа предусматривает
приобщение воспитанников к процессу создания резных изделий, попытки
изменения и улучшения условий той среды, в которой они живут, учатся.
Программой предусмотрено изучение и исследование свойств древесины.
В процессе обучения обращается внимание на особенности ручной и
механической обработки древесины, конструкцию режущих инструментов и
виды технологического оборудования. При организации творческого труда, в
процессе выполнения резьбы по дереву программой предусматривается
применение разнообразных приспособлений, позволяющих обучающимся
решать отдельные трудовые операции с соблюдением определённых
технологических требований: точности формы и размеров, параметров
шероховатости поверхности и др.
Структура программы предусматривает использование следующих разделов,
школьного курса, образовательной области "Технология":
материаловедение;
технология обработки древесины;
элементы машиноведения;
графика;
техническое творчество;
введение в художественное конструирование.
Учебный материал программы распределён с учётом возрастных
особенностей, по отдельным, тесно связанным между собой разделам.
В зависимости от этапа образования определены цели и задачи курса, а также
требования по теоретической и технологической подготовки воспитанников.
Предусмотрены различные формы организации усвоения знаний
воспитанниками. Для чего в работе используются:
учебники, справочники;
дидактический материал;
дополнительная литература.

На всех занятиях осуществляется неукоснительный контроль за соблюдением
санитарно - гигиенических требований, правил безопасности труда.

Первый год обучения
Теоретическое обучение.
Тема 1. Охрана труда, производственная санитарная и пожарная
безопасность при производстве художественных изделий из дерева.
Требования безопасности труда в учебных мастерских. Причины
травматизма и меры его предупреждения. Правила и инструкции по технике
безопасности труда, их выполнение. Основные правила электробезопасности.
Охрана труда и производственная санитария. Санитарный уход и
температурный режим в помещении для работающих.
Причины пожаров. Меры предупреждения пожаров, правила пользования
электроинструментом и работа с легковоспламеняющимися жидкостями.
Тема 2. Основы материаловедения для художественных работ из дерева.
Сведения о дереве и его свойства. Характеристика основных пород
древесины. Декоративные качества дерева. Подготовка древесины и её
обработка. Требования к качеству художественных изделий из дерева.
Основные виды клея. Оборудование и приспособления для склеивания
деталей художественных изделий из дерева. Подготовка поверхностей для
склеивания. Соединение деталей на клею. Требования к качеству склеивания
деталей художественных изделий.
Процесс облицовывания. Подготовка основы и набора шпона, процесс
склеивания. Оборудование для облицовывания художественных изделий из
дерева.
Подготовка поверхности древесины для отделки. Виды отделки: вощение,
лакирование, полирование. Зависимость выбора отделки от породы
древесины, способы декорирования. Подготовка поверхности древесины для
отделки. Шлифование плоских и рельефных поверхностей, выбор
шлифовальной шкурки, приёмы шлифования.
Требования к качеству отделки художественных изделий.
Тема 3. Основы композиции.
Основные понятия о композиции и её закономерностях в народном
декоративно-прикладном искусстве. Композиция как средство выражения
идеи произведения. Единство содержания и формы.
Взаимоотношения формы предмета и его декоративного оформления.
Упражнения по составлению простейших композиций декоративного
оформления.

Практическая работа.
Выполнение эскиза изделия на основе народных форм ( разделочная доска).
Тема 4. Ручная обработка дерева в процессе изготовления
художественных изделий.
Организация и оборудование рабочего места. Разметка. Назначение
разметки. Последовательность и приёмы разметки заготовки. Пиление.
Способы закрепления деталей при пилении. Строгание. Разметка заготовок
при строгании. Приёмы строгания заготовок вдоль и поперёк волокон.
Долбление и резание стамеской. Сверление. Свёрла и приспособления.
Тема 5. Художественное выжигание по дереву.
История возникновения и развития художественного выжигания по дереву.
Материалы, инструменты, приспособления. Приёмы и способы
декорирования изделий выжиганием. Безопасность труда в процессе
выжигания.

Практическое обучение.
Подготовка к работе деревообрабатывающих инструментов для
изготовления художественных изделий. Выполнение основных операций по
ручной обработке дерева при изготовлении художественных изделий.
Выполнение основных операций, применяемых в художественных работах
по дереву. Разметка, пиление, строгание.
Декорирование художественных изделий выжиганием. Организация рабочего
места. Правила техники безопасности. Подготовка изделия для выжигания.
Перевод композиции на изделие. Выполнение художественного выжигания.
Второй год обучения
Теоретическое обучение.
Тема 1. Основы композиции.
Понятие о простом и сложном ритмах, статике и динамике в произведениях
народного декоративного искусства. Виды чередования элементов
орнамента.
Тема 2. Столярные соединения в художественных изделиях из дерева.
Виды столярных соединений, используемых при изготовлении
художественных изделий. Особенности их конструкции. Столярные
соединения, характерные для изделий народных промыслов.
Тема 3. Технология изготовления художественных изделий из дерева
столярными способами.
Конструктивные части и элементы художественных изделий.
Технологическая карта. Сборка, склеивание, зачистка и подготовка
поверхности изделия для резьбы.

Тема 4. Технология изготовления художественных изделий из дерева
токарным способом.
Токарные станки, инструменты и приспособления для точения. Нанесение
орнамента на поверхность изделия.
Тема 5. Виды художественной резьбы по дереву.
История возникновения и развития художественной резьбы по дереву.
Разнообразие видов резьбы по дереву и их разделение на группы.
Рабочее место резчика. Верстаки. Крепление заготовок и изделий на
верстаке. Положение резчика за верстаком. Крепление заготовок для резьбы
с помощью струбцин. Инструменты для резьбы по дереву. Наладка и заточка
ручного инструмента. Правила техники безопасности при работе с режущим
инструментом.
Тема 6. Геометрическая резьба по дереву.
История возникновения и развития геометрической резьбы. Разнообразие
орнаментов геометрической резьбы. Способы вычерчивания орнамента
геометрической резьбы на поверхности изделий. Материалы, инструменты,
приспособления.
Правила техники безопасности при выполнении геометрической резьбы.
Практическое обучение.
Тема 1. Вводное занятие.
Организация рабочего места. Ознакомление с режимом работы, формами
организации труда.
Тема 2. Освоение приёмов выполнения геометрической резьбы.
Инструменты, используемые при выполнении геометрической резьбы.
Заточка и правка инструмента. Отработка приемов выполнения
геометрической резьбы по дереву: подготовка материала к резьбе,
вычерчивание элементов геометрической резьбы, выполнение резьбы.
Тема 3. Изготовление художественных изделий из дерева столярным
способом и декорирование его геометрической резьбой.
Правила техники безопасности. Организация рабочего места. Выбор
древесины. Заточка и правка необходимых инструментов. Освоение приёмов
основных столярных соединений, применяемых при изготовлении
художественных изделий.
Подбор инструмента по цвету и текстуре для изготовления изделий.
Определение размеров деталей изделия по проекту. Раскрой материала.
Сборка, склеивание, зачистка и подготовка поверхности изделия под резьбу.
Выполнение геометрической резьбы.
Тема 4. Изготовление простого художественного изделия из дерева
токарным способом и декорирование его геометрической резьбой.

Правила техники безопасности. Организация рабочего места.
Подбор материала по цвету и текстуре. Ознакомление с приёмами работы на
токарном станке. Вытачивание изделия по эскизу. Перевод рисунка на
изделие. Выполнение геометрической резьбы.
Третий год обучения
Теоретическое обучение.
Тема 1. Вводное занятие.
Понятие о трудовой и технической дисциплине, культуре труда рабочего,
экономии материалов. Качество изготовления художественных изделий.
Тема 2. Основы композиции.
Орнамент и его виды. Художественные особенности орнаментальных
композиций в искусстве деревообработки. Принципы творческой
переработки природных форм в орнаментальные мотивы и сюжетные
композиции. Своеобразие трактовки форм растений и фигур птиц, животных
в технике резьбы. Упражнения по выполнению зарисовок растений, птиц,
животных.
Тема 3. Контурная резьба по дереву.
История возникновения и развития контурной резьбы. Своеобразие
контурной резьбы. Подготовка изделия к резьбе. Перевод рисунка. Приёмы
выполнения контурной резьбы. Резьба косячком и стамеской.
Тема 4. Механическая обработка дерева в процессе изготовления
художественного изделия.
Виды и назначение деревообрабатывающих станков. Классификация станков.
Наладка. Правила техники безопасности.
Практическое обучение.
Тема 1.Вводное занятие.
Ознакомление с режимом работы, формой организации труда.
Тема 2. Организация рабочего места, охрана труда и пожарная
безопасность в учебной мастерской.
Организация рабочего места резчика по дереву. Правила пользования
инструментами и оборудованием.
Тема 3. Изготовление и декорирование художественных изделий.
Правила техники безопасности. Выбор древесины для резьбы. Отработка
приёмов заточки, правки и резания стамесками. Выбор дерева по цвету и
текстуре. Изготовление изделия из дерева по ранее составленному проекту.
Подготовка изделия под резьбу. Перевод рисунка. Выполнение контурной
резьбы.
Четвертый год обучения
Теоретическое обучение.
Тема 1. Основы композиции.

Композиция из декоративно-обобщенных природных форм для выполнения
плоскорельефной резьбы. Выполнение композиции. Составление эскиза.
Тема 2. Плоскорельефная резьба по дереву.
История возникновения и развития плоскорельефной резьбы. Виды
плоскорельефной резьбы. Материалы, инструменты, приспособления.
Приёмы выполнения различных видов плоскорельефной резьбы.
Безопасность труда при выполнении плоскорельефной резьбы.
Тема 3. Сочетание природного материала с плоскорельефной резьбой.
Перенос природных форм на эскиз изделия. Своеобразие трактовки
природных форм в технике резьбы. Передача форм, вида растений, животных
в ходе выполнения плоскорельефной резьбы.
Практическое обучение.
Тема 1. Вводное занятие.
Ознакомление с режимом работы, формой организации труда. Правила
техники безопасности.
Тема 2. Выполнение изделий с плоскорельефной резьбой.
Выбор древесины для резьбы. Заточка и правка инструментов. Зависимость
рельефа в резьбе от текстуры. Характерные зарисовки композиционного
построения рельефной резьбы. Подготовка деревянной пластины под резьбу.
Перевод рисунка. Надрезание и подрезание контуров. Моделирование
деталей резьбы.
Тема 3. Выполнение художественного изделия.
Выбор сюжета. Выполнение подготовительного рисунка. Исполнение
резного рельефа. Выполнение резьбы, коррекция.
Пятый год обучения
Теоретическое обучение.
Тема 1. Вводное занятие.
Правила техники безопасности. Организация рабочего места.
Тема 2. Основы композиции.
Орнамент его виды. Принципы творческой переработки природных форм в
сюжетную композицию. Упражнения по выполнению зарисовок растений,
птиц, животных.
Тема 3. Тверская резьба по дереву.
Подготовка изделия к резьбе. Перевод рисунка. Приёмы выполнения
тверской резьбы. Резьба косячком. Особенности выполнения орнамента,
способы достижения выразительности рисунка.
Тема 4. Механическая обработка дерева в процессе изготовления
художественных изделий.
Классификация станков по деревообработке( повторение). Подготовка
деревянной основы для тверской резьбы на деревообрабатывающем станке.

Практическое обучение.
Тема 1. Вводное занятие.
Демонстрация работ. Ознакомление с режимом работы, формой организации
труда и правила техники безопасности.
Тема 2. Изготовление и декорирование художественных изделий
тверской резьбой.
Выбор древесины для резьбы. Виды стамесок для тверской резьбы.
Отработка приёмов заточки, правки и резания стамесками.
Изготовление изделия из дерева по ранее составленному проекту.
Подготовка изделия под резьбу. Перевод орнамента на изделие. Выполнение
тверской резьбы.

Требования к уровню подготовки
Первый год обучения.
Обучающиеся должны знать:
1.Основы композиции: принципы декоративного оформления плоскости.
2.Виды и свойства материалов, применяемых в художественной обработке
дерева; инструменты, оборудование и приспособления.
3.Основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на
различных видах изделий.
4.Технологический процесс изготовления изделий и декорирования их
выжиганием.
5.Правила безопасности труда и пожарной безопасности, требования к
организации рабочего места.
Обучающиеся должны уметь:
1.Различать изделия разных видов искусства деревообработки по
характерным особенностям.
2.Делать зарисовки с образцов изделий.
3.Владеть инструментом и технологией художественной обработки дерева.
4.Выполнять элементы орнамента в технике выжигания.
5.Пектировать простое изделие и изготовлять его.
6.Самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания и выполнять их
на поверхности изделия.
7.организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасности труда.
Второй год обучения.
Обучающиеся должны знать:

1.Основы композиции: составление композиций с резьбой для разных видов
изделий( токарных, столярных).
2.Технологический процесс изготовления и декорирования резьбой разных
видов изделий.
3.Элементы геометрической резьбы.
4.Характер, особенности и приёмы выполнения геометрической резьбы.
5.Требования к качеству художественной резьбы по дереву.
6.Применяемый в работе инструмент, приемы его заточки и правки.
7.Нормы и правила по охране труда, требования к безопасности труда и
пожарной безопасности.
Обучающиеся должны уметь:
1.Делать зарисовки с образов изделий.
2.Выполнять элементы орнаментов в технике геометрической резьбы.
3.Разрабатывать самостоятельно композиции резьбы и выполнять их на
поверхности изделия.
4.Затачивать и править необходимый инструмент для резьбы.
5.Соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности.
Третий год обучения.
Обучающиеся должны знать:
1.Основы композиции: принципы переработки природных форм в
декоративные для контурной резьбы.
2.Приёмы выполнения контурной резьбы по дереву.
3.Применяемый инструмент для контурной резьбы, приемы его заточки и
правки.
4.Требования, предъявляемые к качеству резьбы.
5.Нормы и правила по охране труда.
6.Способы экономного расходования материалов, правила бережного
отношения к инструменту.
Обучающиеся должны уметь:
1.Создавать композиции для контурной резьбы.
2.Выполнять контурную резьбу.
3.Затачивать и править необходимый инструмент.
4.Соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности.
Четвертый год обучения.
Обучающиеся должны знать:
1.Основы композиции: принципы переработки природных форм в
декоративные для плоскорельефной резьбы.

2.Характер, особенности и приёмы выполнения плоскорельефной резьбы.
3.Инструменты, применяемые для плоскорельефной резьбы.
4.Правила безопасности труда.
Обучающиеся должны уметь:
1.Составить композиции для плоскорельефной резьбы.
2.Выполнять плоскорельефную резьбу.
3. Затачивать и править необходимый инструмент.
4.Соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности.
Пятый год обучения.
Обучающиеся должны знать:
1.Основы композиции: принципы переработки природных форм в
декоративные для тверской резьбы.
2.Приёмы выполнения тверской резьбы по дереву.
3.Применяемый инструмент для тверской резьбы, приемы его заточки и
правки.
4.Требования, предъявляемые к качеству резьбы.
5.Нормы и правила по охране труда.
Обучающиеся должны уметь:
1.Создавать композиции для тверской резьбы.
2.Выполнять тверскую резьбу по дереву.
3.Затачивать и править необходимый инструмент.
4.Соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности.

Тематическое планирование
5 класс
№

Колво
часов

Тема занятия

Тип
занятия

Планируемые
результаты

1

2

2

2

3

2

4

2

5

2

6

2

7

2

8

2

Охрана труда,
производственная
санитарная и пожарная
безопасность.
Подготовка к работе
деревообрабатывающих
инструментов для
изготовления
художественных
изделий и
использование их в
практической работе.
Использование
деревообрабатывающих
инструментов.

Введение новых
знаний.
Введение новых
знаний.

Знать правила техники безопас
ности.
Уметь использовать правила
техники безопасности.
Знать деревообрабатывающие
инструменты.
Уметь пользоваться
деревообрабатывающими
инструментами.

Комбинированный Знать деревообрабатывающие
инструменты.
Уметь пользоваться
деревообрабатывающими
инструментами.
Использование
Комбинированный Знать деревообрабатывающие
деревообрабатывающих
инструменты.
инструментов.
Уметь пользоваться
деревообрабатывающими
инструментами.
Использование
Комбинированный Знать деревообрабатывающие
деревообрабатывающих
инструменты.
инструментов.
Уметь пользоваться
деревообрабатывающими
инструментами.
Использование
Комбинированный Знать деревообрабатывающие
деревообрабатывающих
инструменты.
инструментов.
Уметь пользоваться
деревообрабатывающими
инструментами.
Композиция как
Введение новых Знать основы композиции:
средство выражения
знаний.
принципы декоративного офор
идеи произведения.
мления плоскости.
Единство содержания и
Уметь самостоятельно разраба
формы.
тывать композиции для выжига
ния и выполнять их на поверх
ности изделия.
Основные понятия о
Комбинированный Знать основы композиции:
композиции и её
принципы декоративного оформ
закономерностях в
ления плоскости.
народном декоративноУметь самостоятельно разраба
прикладном искусстве.
тывать композиции для выжига

9

2

10

2

11

2

12

2

13

2

14

2

15

2

Взаимоотношение
формы предмета и его
декоративного
оформления.
Упражнения по
составлению
простейших
композиций
декоративного
оформления.
Выполнение основных
операций по ручной
обработке дерева.

ния и выполнять их на поверх
ности изделия.
Комбинированный Знать основы композиции:
принципы декоративного оформ
ления плоскости.
Уметь самостоятельно разраба
тывать композиции для выжига
ния и выполнять их на поверх
ности изделия.

Комбинированный Знать технологический процесс
изготовления изделий, виды и
свойства материалов.
Уметь проектировать простое
изделие и изготовлять его.
Выполнение основных Комбинированный Знать технологический процесс
операций по ручной
изготовления изделий, виды и
обработке дерева.
свойства материалов.
Уметь проектировать простое
изделие и изготовлять его.
Выполнение основных Комбинированный Знать технологический процесс
операций по ручной
изготовления изделий, виды и
обработке дерева.
свойства материалов.
Уметь проектировать простое
изделие и изготовлять его.
Выполнение основных Комбинированный Знать технологический процесс
операций по ручной
изготовления изделий, виды и
обработке дерева.
свойства материалов.
Уметь проектировать простое
изделие и изготовлять его.
Выполнение основных Комбинированный Знать технологический процесс
операций по ручной
изготовления изделий, виды и
обработке дерева.
свойства материалов.
Уметь проектировать простое
изделие и изготовлять его.
Выполнение основных Комбинированный Знать о выполнении основных
операций применяемых
операций применяемых в
в художественных
художественных работах по
работах по дереву.
дереву.
Уметь выполнять основные
операции - применяемые в
художественных работах.

16

2

17

2

18

2

19

2

20

2

21

2

22

2

Выполнение основных Комбинированный Знать о выполнении основных
операций применяемых
операций применяемых в
в художественных
художественных работах по де
работах по дереву.
реву.
Уметь выполнять основные опе
рации - применяемые в
художественных работах.
Выполнение основных Комбинированный Знать о выполнении основных
операций применяемых
операций применяемых в
в художественных
художественных работах по де
работах по дереву.
реву.
Уметь выполнять основные опе
рации - применяемые в
художественных работах.
Выполнение основных Комбинированный Знать о выполнении основных
операций применяемых
операций применяемых в
в художественных
художественных работах по де
работах по дереву.
реву.
Уметь выполнять основные опе
рации - применяемые в
художественных работах.
Подбор древесины по
Введение новых Знать правила подбора древеси
цвету и текстуре.
знаний.
ны.
Уметь подбирать древесину по
цвету и текстуре.
Подбор древесины по
Комбинированный Знать правила подбора древеси
цвету и текстуре.
ны.
Уметь подбирать древесину по
цвету и текстуре.
Основы
Введение новых
Знать виды и свойства материа
материаловедения.
знаний.
лов, применяемых в художест
венной обработке дерева,
инструменты, оборудование и
приспособления.
Уметь различать изделия разных
видов искусства деревообработ
ки по характерным особенно
стям.
Художественное
Введение новых
Знать основные приёмы выжи
выжигание по дереву.
знаний.
гания, типовые композиции и их
выполнение на различных видах
изделий.
Уметь использовать приёмы
выжигания.

Декорирование
Введение новых
художественных
знаний.
изделий выжиганием.
Организация рабочего
места. Правила техники
безопасности.
Подготовка изделия для Комбинированный
выжигания.

23

2

24

2

25

2

Подготовка изделия для Комбинированный
выжигания

26

2

Перевод композиции на Комбинированный
изделие.

27

2

Выполнение
художественного
выжигания.

Комбинированный

28

2

Выполнение
художественного
выжигания.

Комбинированный

29

2

Выполнение
художественного
выжигания.

Комбинированный

30

2

Выполнение
художественного
выжигания.

Комбинированный

31

2

Выполнение
художественного
выжигания.

Комбинированный

32

2

Выполнение
художественного
выжигания.

Комбинированный

Знать правила безопасности
труда, требования к организа
ции рабочего места.
Уметь организовывать рабочее
место, соблюдать правила
безопасности труда.
Знать о правилах подготовки
изделия.
Уметь подготавливать изделие
для выжигания.
Знать о правилах подготовки
изделия.
Уметь подготавливать изделие
для выжигания.
Знать правила перевода компо
зиции на изделие.
Уметь переводить композиции
на изделие.
Знать основные приёмы выжига
ния, правила безопасности труда.
Уметь выполнять элементы ор
намента в технике выжигания.
Знать основные приёмы выжи
гания, правила безопасности
труда.
Уметь выполнять элементы ор
намента в технике выжигания.
Знать основные приёмы выжига
ния, правила безопасности труда.
Уметь выполнять элементы ор
намента в технике выжигания.
Знать основные приёмы выжига
ния, правила безопасности труда.
Уметь выполнять элементы ор
намента в технике выжигания.
Знать основные приёмы выжига
ния, правила безопасности труда.
Уметь выполнять элементы ор
намента в технике выжигания.
Знать основные приёмы выжига
ния, правила безопасности труда.
Уметь выполнять элементы ор
намента в технике выжигания.

33

2

Выполнение
художественного
выжигания.

34

2

Выполнение
художественного
выжигания.

Комбинированный Знать основные приёмы выжига
ния, правила безопасности труда.
Уметь выполнять элементы ор
намента в технике выжигания.
Комбинированный Знать основные приёмы выжига
ния, правила безопасности труда.
Уметь выполнять элементы ор
намента в технике выжигания.

Тематическое планирование 6 класс
№

1

КолТема занятия
во
часов
2
Основы композиции.

2

2

3

2

4

2

5

2

Понятие о простом и
сложном ритме,
статике и динамике в
произведениях
народного
декоративного
искусства.
Виды чередования
элементов орнамента.

Тип
занятия

Планируемые
результаты

Комбинированный Знать основы композиции:
составление композиций с резь
бой для разных видов резьбы.
Уметь самостоятельно разраба
тывать композиции резьбы.
Комбинированный Знать основы композиции:
составление композиций с резь
бой для разных видов резьбы.
Уметь самостоятельно разраба
тывать композиции резьбы.

Комбинированный Знать виды орнаментов.
Уметь различать виды орнамен
тов.
Организация рабочего Комбинированный Знать режим работы, формы
места. Ознакомление с
организации труда.
режимом работы,
Уметь организовывать своё ра
формами организации
бочее место.
труда.
Столярные
Введение новых
Знать виды соединения в изде
соединения в
знаний.
лиях.
художественных
Уметь выполнять столярные
изделиях из дерева.
соединения.

6

2

7

2

8

2

9

2

10

2

11

2

12

2

Технология
изготовления
художественных
изделий столярным
способом.
Виды художественной
резьбы по дереву.
История
возникновения и
развития
художественной
резьбы по дереву.
Рабочее место
резчика. Верстаки.
Крепление заготовок
и изделий на верстаке.
Положение резчика за
верстаком.
Инструменты для
резьбы по дереву.
Наладка и заточка
инструмента. Правила
техники безопасности
при работе с режущим
инструментом.
История
возникновения и
развития
геометрической
резьбы. Разнообразие
орнаментов. Способы
вычерчивания
орнаментов.
Инструменты,
используемые при
выполнении
геометрической
резьбы. Отработка
приёмов выполнения
геометрической
резьбы.
Отработка приёмов
выполнения
геометрической
резьбы, подготовка

Комбинированный

Знать технологию изготовления.
Уметь изготавливать художест
венные изделия столярным спо
собом.

Введение новых
знаний.

Знать виды художественной резь
бы по дереву, историю
возникновения.

Комбинированный Знать основные положения
подготовки рабочего места рез
чика.
Уметь организовывать своё рабо
чее место.

Комбинированный Знать применяемый в работе
инструмент, приёмы его заточки и
правки.
Уметь затачивать и править
необходимый инструмент для
резьбы.
Введение новых
знаний.

Знать историю возникновения
геометрической резьбы.
Уметь выполнять элементы
орнаментов в технике
геометрической резьбы.

Комбинированный Знать приёмы выполнения
геометрической резьбы.
Уметь выполнять геометричес
кую резьбу.

Комбинированный Знать приёмы выполнения
геометрической резьбы.
Уметь выполнять геометричес
кую резьбу.

13

2

14

2

15

2

16

2

17

2

18

2

19

2

20

2

21

2

материала к резьбе,
вычерчивание
элементов
геометрической
резьбы.
Отработка приёмов
выполнения
геометрической
резьбы.
Отработка приёмов
выполнения
геометрической
резьбы.
Отработка приёмов
выполнения
геометрической
резьбы.
Освоение приёмов
основных столярных
соединений,
применяемых при
изготовлении
художественных
изделий.
Подбор материала по
цвету и текстуре.
Раскрой материала.
Сборка. Опиливание,
зачистка и подготовка
поверхности изделий
для резьбы.
Декорирование
изделия из дерева
геометрической
резьбой.
Декорирование
изделия из дерева
геометрической
резьбой.
Выполнение
геометрической
резьбы.

Комбинированный Знать приёмы выполнения
геометрической резьбы.
Уметь выполнять геометричес
кую резьбу.
Комбинированный Знать приёмы выполнения
геометрической резьбы.
Уметь выполнять геометричес
кую резьбу.
Комбинированный Знать приёмы выполнения
геометрической резьбы.
Уметь выполнять геометричес
кую резьбу.
Комбинированный Знать приёмы основных столяр
ных соединений.
Уметь выполнять столярные
соединения.

Комбинированный Знать правила подбора материа
ла.
Уметь подбирать материал для
геометрической резьбы.
Комбинированный Знать правила разметки, основ
ные столярные приёмы.
Уметь применять разметку на
практике.
Комбинированный Уметь разрабатывать самостоя
тельно композиции резьбы и
выполнять их на поверхности
изделий.
Комбинированный Уметь разрабатывать самостоя
тельно композиции резьбы и
выполнять их на поверхности
изделий.
Введение новых
Знать приёмы выполнения
знаний.
геометрической резьбы.
Уметь выполнять геометричес

22

2

Выполнение
геометрической
резьбы.

23

2

Выполнение
геометрической
резьбы.

24

2

Выполнение
геометрической
резьбы.

25

2

26

2

27

2

28

2

29

2

Технология
изготовления
художественных
изделий из дерева
токарным способом.
Токарные станки,
инструменты и
приспособления для
точения. Нанесение
орнамента на
поверхность изделия.
Изготовление
простого
художественного
изделия из дерева
токарным способом и
декорирование его
геометрической
резьбой.
Правила техники
безопасности.
Организация рабочего
места. Подбор
материала по цвету и
текстуре.
Ознакомление с
приёмами работы на
токарном станке.
Вытачивание изделия
по эскизу.

кую резьбу.
Введение новых
Знать приёмы выполнения
знаний.
геометрической резьбы.
Уметь выполнять геометричес
кую резьбу.
Введение новых
Знать приёмы выполнения
знаний.
геометрической резьбы.
Уметь выполнять геометрическую
резьбу.
Комбинированный Знать приёмы выполнения
геометрической резьбы.
Уметь выполнять геометричес
кую резьбу.
Комбинированный Знать технологию изготовления
художественных изделий токар
ным способом.
Уметь изготовить изделие токар
ным способом.
Комбинированный Знать устройство токарного стан
ка, применяемый инструмент и
приспособления для точения.

Комбинированный Знать - как изготовить изделие
на токарном станке.
Уметь выполнять простое изде
лие на станке.

Комбинированный Знать как организовывать рабо
чее место.
Уметь организовывать своё рабо
чее место.
Комбинированный Знать правила вытачивания изде
лия по эскизу.
Уметь выполнять работы на
станке.

Перевод рисунка на
изделие. Выполнение
геометрической
резьбы.
Выполнение
геометрической
резьбы.

30

2

31

2

32

2

Выполнение
геометрической
резьбы.

33

2

Выполнение
геометрической
резьбы.

34

2

Выполнение
геометрической
резьбы.

Комбинированный Знать правила перевода рисунка
на изделие.
Уметь переводить рисунок на
изделие.
Комбинированный Знать приёмы выполнения
геометрической резьбы.
Уметь выполнять геометричес
кую резьбу.
Комбинированный Знать приёмы выполнения
геометрической резьбы.
Уметь выполнять геометричес
кую резьбу.
Комбинированный Знать приёмы выполнения
геометрической резьбы.
Уметь выполнять геометричес
кую резьбу.
Комбинированный Знать приёмы выполнения
геометрической резьбы.
Уметь выполнять геометрическую
резьбу.
Тематическое планирование 7-8 классы
3 год обучения

№

1

2

3

КолТема занятия
во
часов
2
Вводное занятие.
Ознакомление с
режимом работы,
формой организации
труда.
2
Основы композиции.
Орнамент и его виды.
Художественные
особенности
орнаментальных
композиций.
2
Принципы творческой
переработки
природных форм в
орнаментальные

Тип
занятия
Введение новых
знаний.

Планируемые
результаты
Знать режим работы, форму
организации труда.
Уметь организовывать свое
рабочее место.

Комбинированный Знать особенности орнаменталь
ных композиций.
Уметь создавать композиции.

Комбинированный Знать принципы творческой
переработки природных форм в
орнаменты.
Уметь создавать орнаменты.

4

2

5

2

6

2

7

2

8

2

9

2

10

2

11

2

12

2

13

2

мотивы и сюжетные
композиции.
Своеобразие трактовки
форм растений и фигур
птиц, животных в
технике резьбы.
Организация рабочего
места, охрана труда и
пожарная безопасность
в учебной мастерской.
История возникновения
и развития контурной
резьбы.
Подготовка изделия к
резьбе. Перевод
рисунка. Приёмы
выполнения контурной
резьбы. Резьба косяком
и стамесками.
Выбор древесины для
резьбы. Правила
техники безопасности.

Комбинированный Знать трактовку форм растений,
фигур птиц и животных в техни
ке резьбы.
Введение новых
знаний.
Введение новых
знаний.

Знать нормы и правила по охране
труда.
Уметь соблюдать требования
безопасности труда.
Знать историю возникновения и
развития контурной резьбы.

Комбинированный Знать правила подготовки изде
лия к резьбе, приёмы выполнения
контурной резьбы.
Уметь переводить рисунок.

Комбинированный Знать правила подборки древеси
ны к резьбе, правила техники
безопасности.
Уметь выбирать древесину для
резьбы.
Виды стамесок для
Комбинированный Знать применяемый инструмент
контурной резьбы.
для контурной резьбы, приёмы
Отработка приёмов
его заточки и правки.
заточки, правки и
Уметь затачивать и править
резание стамесками.
необходимый инструмент.
Выбор дерева по цвету Комбинированный Знать правила выбора дерева.
и текстуре.
Уметь подбирать дерево по цвету
и текстуре.
Изготовление изделия
Комбинированный Знать технологию изготовления
из древесины по ранее
изделия из древесины по ранее
составленному проекту.
составленному проекту.
Уметь изготовить изделие.
Изготовление изделия
Комбинированный Знать технологию изготовления
из древесины по ранее
изделия из древесины по ранее
составленному проекту.
составленному проекту.
Уметь изготовить изделие.
Изготовление изделия
Комбинированный Знать технологию изготовления
из древесины по ранее
изделия из древесины по ранее
составленному проекту.
составленному проекту.
Уметь изготовить изделие.

14

2

15

2

16

2

17

2

18

2

19

2

20

2

21

2

22

2

23

2

Изготовление изделия
Комбинированный Знать технологию изготовления
из древесины по ранее
изделия из древесины по ранее
составленному проекту.
составленному проекту.
Уметь изготовить изделие.
Изготовление изделия
Комбинированный Знать технологию изготовления
из древесины по ранее
изделия из древесины по ранее
составленному проекту.
составленному проекту.
Уметь изготовить изделие.
Подготовка изделия
Комбинированный Знать как подготовить изделие
под резьбу.
под резьбу.
Уметь подготавливать изделие
под резьбу.
Подготовка изделия
Комбинированный Знать как подготовить изделие
под резьбу.
под резьбу.
Уметь подготавливать изделие
под резьбу.
Подготовка изделия
Комбинированный Знать как подготовить изделие
под резьбу.
под резьбу.
Уметь подготавливать изделие
под резьбу.
Перевод рисунка.
Комбинированный Знать правила перевода рисунка.
Уметь переводить рисунок.
Изготовление и
Комбинированный Знать приёмы выполнения конту
декорирование изделия.
рной резьбы, правила техники
безопасности.
Уметь выполнять контурную
резьбу, соблюдать правила техни
ки безопасности.
Изготовление и
Комбинированный Знать приёмы выполнения кон
декорирование изделия.
турной резьбы, правила техники
безопасности.
Уметь выполнять контурную
резьбу, соблюдать правила
техники безопасности.
Изготовление и
Комбинированный Знать приёмы выполнения кон
декорирование изделия.
турной резьбы, правила техники
безопасности.
Уметь выполнять контурную
резьбу, соблюдать правила техни
ки безопасности.
Изготовление и
Комбинированный Знать приёмы выполнения кон
декорирование изделия.
турной резьбы, правила техники
безопасности.
Уметь выполнять контурную

24

2

25

2

26

2

27

2

28

2

29

2

30

2

31

2

резьбу, соблюдать правила тех
ники безопасности.
Изготовление и
Комбинированный Знать приёмы выполнения кон
декорирование изделия.
турной резьбы, правила техники
безопасности.
Уметь выполнять контурную
резьбу, соблюдать правила тех
ники безопасности.
Изготовление и
Комбинированный Знать приёмы выполнения кон
декорирование изделия.
турной резьбы, правила техники
безопасности.
Уметь выполнять контурную
резьбу, соблюдать правила тех
ники безопасности.
Механическая
Введение новых
Знать виды механической обра
обработка дерева в
знаний.
ботки дерева.
процессе изготовления
Уметь выполнять механическую
художественных
обработку дерева.
изделий.
Виды и назначение
Комбинированный Знать виды и назначение
деревообрабатывающих
деревообрабатывающих станков.
станков. Наладка.
Уметь произвести наладку стан
Правила техники
ков, соблюдать правила техники
безопасности.
безопасности.
Приёмы работы на
Комбинированный Знать приёмы работы.
токарном станке.
Уметь выполнять операции на
токарном станке.
Выполнение
Комбинированный Знать как правильно выполнять
художественных
художественные изделия на то
изделий на токарном
карном станке.
станке.
Уметь выполнять художествен
ные изделия на токарном станке.
Выполнение контурной Комбинированный Знать приёмы выполнения кон
резьбы.
турной резьбы, правила техники
безопасности.
Уметь выполнять контурную
резьбу, соблюдать правила тех
ники безопасности.
Выполнение контурной Комбинированный Знать приёмы выполнения кон
резьбы.
турной резьбы, правила техники
безопасности.
Уметь выполнять контурную
резьбу, соблюдать правила
техники безопасности.

32

2

Выполнение контурной
резьбы.

33

2

Выполнение контурной
резьбы.

34

2

Выполнение контурной
резьбы.

Комбинированный Знать приёмы выполнения кон
турной резьбы, правила техники
безопасности.
Уметь выполнять контурную
резьбу, соблюдать правила техни
ки безопасности.
Комбинированный Знать приёмы выполнения кон
турной резьбы, правила техники
безопасности.
Уметь выполнять контурную
резьбу, соблюдать правила техни
ки безопасности.
Комбинированный Знать приёмы выполнения кон
турной резьбы, правила техники
безопасности.
Уметь выполнять контурную
резьбу, соблюдать правила техник
безопасности.

Тематическое планирование 9 класс

№

1

Колво
часов
2

2

2

3

2

Тема занятия
Основы композиции

Композиция из
декоративнообобщенных
природных форм для
выполнения
плоскорельефной
резьбы.
Выполнение
композиции.

4 год обучения
Тип
занятия

Планируемые
результаты

Комбинированный Знать основы композиции: прин
ципы переработки природных
форм в декоративные для
плоскорельефной резьбы.
Уметь составить композицию.
Комбинированный Знать основы композиции: при
ципы переработки природны
форм в декоративные для
плоскорельефной резьбы.
Уметь составить композицию
Комбинированный Знать правила выполнения
композиции.
Уметь составлять композицию.

4

2

Составление эскиза.

5

2

6

2

7

2

История
возникновения и
развития
плоскорельефной
резьбы. Виды
плоскорельефной
резьбы.
Материалы,
инструменты,
приспособления.
Приёмы выполнения
различных видов
плоскорельефной
резьбы. Правила
техники безопасности.
Выполнение
плоскорельефной
резьбы.

8

2

9

2

10

2

11

2

Комбинированный Знать правила составления эскиза.
Уметь составлять эскиз.
Введение новых
Знать историю возникновения и
знаний.
развития плоскорельефной резьбы
Уметь распознать виды
плоскорельефной резьбы.

Введение новых
знаний.

Знать приёмы выполнения различ
ных видов плоскорельефной резь
бы, правила техники безопасности
Уметь выполнять различные виды
плоскорельефной резьбы.

Комбинированный Знать приёмы выполнения различ
ных видов плоскорельефной резь
бы, правила техники безопаснос
ти.
Уметь выполнять различные виды
плоскорельефной резьбы.
Выбор древесины для
Комбинированный Знать правила выбора древесины
резьбы. Заточка и
для резьбы, приёмы заточки и пра
правка инструмента.
вки инструментов.
Уметь затачивать и править
необходимый инструмент.
Зависимость рельефа в Комбинированный Знать характерные зарисовки
резьбе от текстуры.
композиционного построения.
Характерные зарисовки
Уметь выполнять зарисовки.
композиционного
построения рельефной
резьбы.
Подготовка деревянной Комбинированный Знать правила подготовки дерепластины под резьбу.
вянной пластины под резьбу.
Перевод рисунка.
Уметь подготавливать пластину
под резьбу, переводить рисунок.
Надрезание и
Комбинированный Знать приёмы надрезания и
подрезание контуров.
подрезания контуров.
Моделирование
Уметь моделировать детали резь
деталей резьбы.
бы.

12

2

Выполнение изделий с
плоскорельефной
резьбой.

13

2

Выполнение изделий с
плоскорельефной
резьбой.

14

2

Выполнение изделий с
плоскорельефной
резьбой.

15

2

Выполнение изделий с
плоскорельефной
резьбой.

16

2

Выполнение изделий с
плоскорельефной
резьбой.

17

2

Выполнение изделий с
плоскорельефной
резьбой.

18

2

Выполнение изделий с
плоскорельефной
резьбой.

19

2

Выполнение изделий с
плоскорельефной
резьбой.

20

2

Выполнение изделий с
плоскорельефной
резьбой.

Комбинированный Знать характер особенности и
приёмы выполнения плоскорель
ефной резьбы.
Уметь выполнять плоскорельеф
ную резьбу.
Комбинированный Знать характер особенности и
приёмы выполнения плоскорель
ефной резьбы.
Уметь выполнять плоскорелье
фную резьбу.
Комбинированный Знать характер особенности и
приёмы выполнения плоскорель
ефной резьбы.
Уметь выполнять плоскорельеф
ную резьбу.
Комбинированный Знать характер особенности и
приёмы выполнения плоскорель
ефной резьбы.
Уметь выполнять плоскорель
ефную резьбу.
Комбинированный Знать характер особенности и
приёмы выполнения плоскорель
ефной резьбы.
Уметь выполнять плоскорельеф
ную резьбу.
Комбинированный Знать характер особенности и
приёмы выполнения плоскорель
ефной резьбы.
Уметь выполнять плоскорельеф
ную резьбу.
Комбинированный Знать характер особенности и
приёмы выполнения плоскорель
ефной резьбы.
Уметь выполнять плоскорель
ефную резьбу.
Комбинированный Знать характер особенности и
приёмы выполнения плоскорель
ефной резьбы.
Уметь выполнять плоскорельеф
ную резьбу.
Комбинированный Знать характер особенности и
приёмы выполнения плоскорель
ефной резьбы.
Уметь выполнять плоскорельеф

Сочетание природных
материалов с
плоскорельефной
резьбой.
Перенос природных
форм на эскиз изделия.
Своеобразие трактовки
природных форм в
технике резьбы.
Передача форм, вида
растений, животных в
ходе выполнения
плоскорельефной
резьбы.
Выполнение
художественного
изделия. Выбор
сюжета.
Выполнение
подготовительного
рисунка. Исполнение
резного рельефа.
Выполнение
художественного
изделия.

21

2

22

2

23

2

24

2

25

2

26

2

27

2

Выполнение
художественного
изделия.

28

2

Выполнение
художественного
изделия.

29

2

Выполнение
художественного
изделия.

30

2

Выполнение
художественного
изделия.

Введение новых
знаний.
Введение новых
знаний.

Введение новых
знаний.

ную резьбу.
Знать о сочетании природного
материала с плоскорельефной
резьбой.
Знать своеобразие трактовки
природных форм в технике
резьбы.
Уметь переносить природные
формы на эскиз изделия.
Уметь передать форму, вид рас
тений, животных в ходе выполне
ния плоскорельефной резьбы.

Комбинированный Знать - как выбирать сюжет.
Уметь правильно подобрать
сюжет.
Комбинированный Знать как выполнять
подготовительный рисунок.
Уметь выполнять резной рельеф.
Комбинированный Знать приёмы выполнения
плоскорельефной резьбы.
Уметь выполнять плоскорельеф
ную резьбу.
Комбинированный Знать приёмы выполнения
плоскорельефной резьбы.
Уметь выполнять плоскорельеф
ную резьбу.
Комбинированный Знать приёмы выполнения
плоскорельефной резьбы.
Уметь выполнять плоскорелье
фную резьбу.
Комбинированный Знать приёмы выполнения
плоскорельефной резьбы.
Уметь выполнять плоскорелье
фную резьбу.
Комбинированный Знать приёмы выполнения
плоскорельефной резьбы.
Уметь выполнять плоскорель
ефную резьбу.

31

2

Выполнение
художественного
изделия.

32

2

Выполнение
художественного
изделия.

33

2

Выполнение
художественного
изделия.

34

2

Выполнение
художественного
изделия.

Комбинированный Знать приёмы выполнения
плоскорельефной резьбы.
Уметь выполнять плоскорельеф
ную резьбу.
Комбинированный Знать приёмы выполнения
плоскорельефной резьбы.
Уметь выполнять плоскорельеф
ную резьбу.
Комбинированный Знать приёмы выполнения
плоскорельефной резьбы.
Уметь выполнять плоскорель
ефную резьбу.
Комбинированный Знать приёмы выполнения
плоскорельефной резьбы.
Уметь выполнять плоскорелье
фную резьбу.

Тематическое планирование
5 год обучения 10-11 классы
№

1

2

3

4

КолТема занятия
во
часов
2
Вводное занятие.
Правила техники
безопасности.
Организация рабочего
места.
2
Основы композиции.
Орнамент и его виды.
Принципы творческой
переработки природных
форм в сюжетную
композицию.
2
Упражнения по
выполнению зарисовок
растений, птиц,
животных.
2
Упражнения по
выполнению зарисовок

Тип
занятия
Введение новых
знаний

Планируемые
результаты
Знать правила техники безопас
ности.
Уметь организовывать рабочее
место.

Комбинированный Знать принципы творческой
переработки природных форм в
сюжетную композицию.
Уметь перерабатывать природ
ные формы в сюжетную компози
цию.
Комбинированный Знать как выполнять зарисовки
растений, птиц, животных.
Уметь выполнять зарисовки рас
тений, птиц, животных.
Комбинированный Знать как выполнять зарисовки
растений, птиц, животных.
Уметь выполнять зарисовки

растений, птиц,
животных.
Демонстрация работ.
Ознакомление с
режимом работы,
формой организации
труда и правила
техники безопасности.
Тверская резьба по
дереву. Подготовка
изделия к резьбе.
Перевод рисунка.

растений, птиц, животных.
Введение новых
знаний.

Знать режим работы, форму
организации труда, правила тех
ники безопасности.
Уметь организовывать свою
работу.

Введение новых
знаний.

Знать характер, особенности и
приёмы выполнения тверской
резьбы.
Уметь выполнять тверскую
резьбу.
Знать характер, особенности и
приёмы выполнения тверской
резьбы.
Уметь выполнять тверскую
резьбу.
Знать характер, особенности и
приёмы выполнения тверской
резьбы.
Уметь выполнять тверскую резь
бу.
Знать характер, особенности и
приёмы выполнения тверской
резьбы.
Уметь выполнять тверскую
резьбу.
Знать особенности выполнения
орнамента.
Уметь достигать выразительно
сти рисунка.

5

2

6

2

7

2

Приёмы выполнения
Комбинированный
тверской резьбы. Резьба
косячком.

8

2

Приёмы выполнения
Комбинированный
тверской резьбы. Резьба
косячком.

9

2

Приёмы выполнения
Комбинированный
тверской резьбы. Резьба
косячком.

10

2

11

2

12

2

Особенности
Комбинированный
выполнения орнамента,
способы достижения
выразительности
рисунка.
Изготовление и
Комбинированный Знать правила декорирования
декорирование
художественных изделий твер
художественных
ской резьбой.
изделий тверской
Уметь изготавливать и декори
резьбой.
ровать изделия тверской резьбой.
Выбор древесины для
Комбинированный Знать правила выбора древесины д
резьбы. Виды стамесок
резьбы.
для кудринской резьбы.
Уметь правильно выбрать мате
риал.

13

2

14

2

15

2

16

2

17

2

18

2

19

2

20

2

21

2

22

2

23

2

Изготовление изделия
Комбинированный Знать правила изготовления изде
из дерева по ранее
лий из дерева.
составленному проекту.
Уметь изготавливать изделия
по ранее составленному проекту.
Изготовление изделия
Комбинированный Знать правила изготовления
из дерева по ранее
изделий из дерева.
составленному проекту.
Уметь изготавливать изделия
по ранее составленному проекту.
Изготовление изделия
Комбинированный Знать правила изготовления изде
из дерева по ранее
лий из дерева.
составленному проекту.
Уметь изготавливать изделия
по ранее составленному проекту.
Изготовление изделия
Комбинированный Знать правила изготовления
из дерева по ранее
изделий из дерева.
составленному проекту.
Уметь изготавливать изделия по
ранее составленному проекту.
Изготовление изделия
Комбинированный Знать правила изготовления
из дерева по ранее
изделий из дерева.
составленному проекту.
Уметь изготавливать изделия по
ранее составленному проекту.
Подготовка изделия
Комбинированный Знать правила подготовки из
под резьбу. Перевод
лия под резьбу.
орнамента на изделие.
Уметь переводить орнамент на
Выполнение тверской
изделие.
резьбы.
Изготовление изделий. Комбинированный Знать приёмы выполнения твер
ской резьбы по дереву.
Уметь выполнять тверскую резь
бу по дереву.
Изготовление изделий. Комбинированный Знать приёмы выполнения твер
ской резьбы по дереву.
Уметь выполнять тверскую резь
бу по дереву.
Изготовление изделий. Комбинированный Знать приёмы выполнения твер
ской резьбы по дереву.
Уметь выполнять тверскую
резьбу по дереву.
Изготовление изделий. Комбинированный Знать приёмы выполнения твер
ской резьбы по дереву.
Уметь выполнять тверскую резь
бу по дереву.
Изготовление изделий. Комбинированный Знать приёмы выполнения твер
ской резьбы по дереву.
Уметь выполнять тверскую резь

бу по дереву.
Знать приёмы выполнения твер
ской резьбы по дереву.
Уметь выполнять тверскую резь
бу по дереву.
Знать приёмы выполнения твер
ской резьбы по дереву.
Уметь выполнять тверскую резь
бу по дереву.
Знать приёмы выполнения твер
ской резьбы Уметь выполнять
тверскую по дереву.
Знать приёмы выполнения твер
ской резьбы по дереву.
Уметь выполнять тверскую резь
бу по дереву.
Знать приёмы выполнения твер
ской резьбы по дереву.
Уметь выполнять тверскую резь
бу по дереву.
Знать о механической обработке
древесины в процессе изготовле
ния художественных изделий.
Уметь изготавливать художест
венные изделия.
Знать классификацию станков.
Уметь подготавливать деревян
ную основу для резьбы на стан
ках.

24

2

Изготовление изделий.

Комбинированный

25

2

Изготовление изделий.

Комбинированный

26

2

Изготовление изделий.

Комбинированный

27

2

Изготовление изделий.

Комбинированный

28

2

Изготовление изделий.

Комбинированный

29

2

30

2

31

2

32

2

33

2

Механическая
Комбинированный
обработка древесины в
процессе изготовления
художественных
изделий.
Классификация станков Комбинированный
по деревообработке.
Подготовка деревянной
основы для тверской
резьбы на
деревообрабатывающем
станке.
Изготовление изделий. Комбинированный Знать приёмы выполнения твер
ской резьбы по дереву.
Уметь выполнять тверскую резь
бу по дереву.
Изготовление изделий. Комбинированный Знать приёмы выполнения твер
ской резьбы по дереву.
Уметь выполнять тверскую резь
бу по дереву
Изготовление изделий. Комбинированный Знать приёмы выполнения твер
ской резьбы по дереву.
Уметь выполнять тверскую резь
бу по дереву

34

Комбинированный Знать приёмы выполнения твер
ской резьбы по дереву.
Уметь выполнять тверскую резь
бу по дереву
Перечень программно-методического обеспечения

2

Изготовление изделий.

Литература для учителя:
Самородский П.С., Тищенко А.Т., Симоненко В.Д. Технический труд. 6
класс-Вентана-Граф.2008
Спенс У. Работы по дереву. – М.: ЭКСМО, 2006.
Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т. Б. Художественная резьба по
дереву, кости и рогу.— М.; Высшая школа. 1978.
Буриков В. Г., Власов В. Н. Домовая резьба. 1993
Афанасьев А. Ф. Резчику по дереву. --- М; « Московский рабочий» 1989г.
Яковлев И. И., Орлова Ю. Д. Резьба по дереву М., 1974.
Творческие проекты учащихся 5 – 9 классов общеобразовательных школ /
Под редакцией В.Д. Симоненко. – Брянск, 1996.
Матвеева Т. А. Мозаика и резьба по дереву. М., 1981.
Федотов Г. Волшебный мир дерева. --- М.; Просвещение.1987.
Нормативно-правовые документы
1. Конституция Российской Федерации
2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российский Федерации»
3. Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 14.07.2022 г.)
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации РФ от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»
6. Приказ Министерства образования Тверской области от 23.09.2022 г.
№939/ПК «Об утверждении Регламента проведения независимой оценки
качества дополнительных образовательных программ в Тверской области»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».