СОДЕРЖАНИЕ.
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1.Пояснительная записка
Введение
Направленность программы
Актуальность программы
Отличительные особенности программы
Педагогическая целесообразность
Адресат программы
Срок освоения программы и её объем. Режим занятий.
Формы и методы реализации программы
- Формы обучения
- Формы занятий
- Формы организации занятий
- Методы
1.2.Цель и задачи программы
1.3.Содержание программы
Учебный план
Содержание учебного плана
1.4.Планируемые результаты и формы аттестации
1.4.1. Предполагаемые результаты реализации программы
1.4.2. Формы аттестации
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1.Календарный учебный график
2.2.Календарно-тематический план
2.3.Организационно-педагогические условия реализации программы
2.3.1. Кадровые
2.3.2. Материально-технические и методические материалы
2.4. Информационные источники и литература
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Введение
Программа вокального кружка «Церковное пение» реализует общекультурное
(художественно-эстетическое) и духовное направления в дополнительном
образовании в соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом образования второго поколения.
При создании этой программы учитывался возрастающий интерес современного
российского общества к непреходящим духовным ценностям, и, в частности, к
русской духовной музыке. Обиход церковного пения складывался в Русской
Православной Церкви не одно столетие, и в настоящее время он является
своеобразным сочетанием традиционных распевов, монастырских и местных
традиций, а также некоторых авторских сочинений, прочно вошедших в
богослужебную практику. Критерии отбора материала в данную программу –
соответствие духу богослужения; главенство слова, для выражения которого
церковные творцы разных эпох находили соответствующие мелодии. По словам
свт. Иоанна Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на
требования к его личностным и метапредметным результатам, направлена на
гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на
психологических особенностях развития школьников.
Программа составлена с учетом нормативных документов:
Приказа Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам
(Зарегистрировано в Минюсте России 26 сентября 2022 г. N 70226).
"Методических
рекомендаций
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ" (Письмо Министерства
образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 09-3242);
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
(Санитарные правила 2.4.3648-20).
Порядка
применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 18 сентября 2017 г., регистрационный №
48226).
Направленность программы
Данная программа имеет художественно-эстетическую и духовную
направленность и разработана в соответствии с актуальными нормативноправовыми документами (см. 2.4) с учетом основных направлений модернизации
общего образования Федерального проекта «Успех каждого ребенка»,
национального проекта «Образование».
Актуальность и новизна программы
Необходимость данного курса «Церковное пение» в православной гимназии
невозможно переоценить. Здесь обучаются дети из воцерковленных семей,
гимназисты регулярно посещают храмы и нередко участвуют в пении на клиросе
с одобрения настоятелей. Также, приветствуются любые желающие изучать
данный курс вне зависимости от места обучения. Изучение духовных традиций
русской православной церкви насущная и актуальная необходимость нашего
времени. Программа направлена на развитие вокальных, творческих
способностей детей.
Отличительные особенности программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
относится к базовому уровню обучения и ориентирована на вовлечение
обучающихся в активный творческий процесс. Программа отличается от обычных
хоровых практик изучением и освоением многовековых традиций церковного
пения, основанных на осьмогласии – восьми гласов – распевов, на изучении
церковных богослужебных жанров – тропаря, кондака, стихир, прокимнов и т.д.
Из занятия к занятию обучающиеся осваивают церковное гимнотворчество,
ведущее свои истоки из византийских традиций пения.
Новизна
образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс
осуществляется через различные направления работы: воспитание основ
зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности,
накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге,
взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у
воспитанников кружка.
Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает
запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает
совершенствование процесса развития и воспитания детей.
Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую
инертность, позволят развить их творческую активность, способность
сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к
ним.
Педагогическая целесообразность
Критерии отбора материала в данную программу – соответствие духу
богослужения; главенство слова, для выражения которого церковные творцы
разных эпох находили соответствующие мелодии. По словам свт. Иоанна 3
Златоуста, «ничто не возбуждает, не окрыляет так духа, ничто не отрешает его от
земли и уз телесных, как пение стройное, как песнь священная…». Выдающийся
регент и церковный композитор XIX в. Г. Ф. Львовский писал: «Задача церковных
певцов вовсе не в том, чтобы ласкать слух и действовать на чувственность, а в
том, чтобы при исполнении всякого песнопения обращать внимание
преимущественно на смысл и дух песнопений». Простые обиходные напевы легко
запоминаются детьми, глубоко проникая в душу и помогая понять молитвенный
язык богослужения.
Адресат программы
Данная программа предназначена для детей в возрасте 11-16 лет, желающих
освоить церковное пение и исполнительское вокальное творчество в храме,
познакомиться с его жанрами, участвовать в праздничных и будничных
богослужениях.
Противопоказаний по физическому здоровью и других причин отказа в
обучении ребенка (кроме выхода за рамки указанного в программе возраста) для
освоения программы нет.
Срок освоения программы и её объём. Режим занятий.
Полный курс программы рассчитан на 2 года обучения в объеме 68 часов (по 1
занятию в неделю)
Наполняемость группы 7 -15 человек.
Формы и методы реализации программы.
Спецификой программы является подход к выбору педагогических средств
реализации содержания программы, учитывающий действенно-познавательную,
эмоциональную природу учащихся среднего школьного возраста, личную
активность и заинтересованность каждого, готовность «звучать» в группе в
унисон или соло.
Формы обучения:
традиционная очная (дневная);
дистанционная (при необходимости)
комбинированная (сочетание традиционной и дистанционной)
В период карантина традиционная очная форма может быть заменена на
дистанционное обучение с внесением соответствующих изменений в календарнотематический план на требуемый период.
Формы занятий:
групповые занятия в аудитории
исполнительская деятельность в храме
хоровые или праздничные фестивали
конкурсы
спектакли (в качестве вспомогательного актерского состава)
праздники
Методы работы
Продвигаясь от простого к сложному, хористы смогут постичь древнии и
современные вокальные церковные традиции русского и др. православных
народов, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы.
Смогут почувствовать себя важной частью церковного богослужения. Важно,
что в кружке «Церковного пения» дети учатся коллективной работе, учатся
работе с текстами на церковно-славянском языке, постигают искусство
партесного пения и знаменного распева. Именно наши кружковцы становятся
доминантой православных праздников в гимназии: «Покрова», «Рождества
Христова», «Пасхи» и др.
Освоение программного материала происходит через теоретическую и
практическую части, в основном преобладает практическое направление.
Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую
части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, распевание.
Теоретическая часть предполагает краткое знакомство с историей произведения
или праздника и работу с текстом.
1.2. Цель и задачи образовательной программы.
Цель:
обеспечение духовного, эстетического, интеллектуального, нравственного
развития воспитанников; приобщение учащихся к духовным ценностям
Православия посредством церковного пения.
Задачи:
Задачи церковно-музыкального образования школьников:
воспитание интереса к православному богослужению, подготовка к
практическому участию в богослужебном пении;
овладение традицией духовных песнопений, их видами и жанрами в
соответствии с богослужебной практикой;
воспитание уважения к истории и традициям музыкальной культуры
России;
развитие вокально-хоровых навыков, музыкального слуха и певческого
голоса учащихся;
развитие творческих способностей и художественного вкуса
обучающихся.
Воспитательные:
-воспитать творчески активного ребёнка, ценящего в себе и других такие
качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.
1.3.Содержание программы
Занятия в кружке ведутся по программе, включающей несколько разделов.
Задача курса.
Подготовить учащихся к служению на клиросе - пению церковных песнопений,
понимая их смысл, которые употребляются в Божественной Литургии, молебнах,
панихиде.
В результате изучения курса
1. учащиеся должны знать:
• элементарную музыкальную грамоту;
• основные термины церковного пения;
• напевы восьми тропарных гласов;
• тропари Пасхи, Двунадесятых и Великих праздников;
• последовательность Литургических песнопений, их смысл;
• последовательность песнопений на молебнах.
2. учащиеся должны уметь петь:
• Общенародные молитвы: Отче наш, Символ Веры, Воскресение Христово
видевшее, Богородице, Дево, радуйся, Тело Христово, Достойно есть,
Взбранной Воеводе;
• Тропари и кондаки на указанный глас и величания к праздникам по церковному календарю, ирмоса канона Рождества Христова, ирмоса канона
Пасхи, тропарь Пасхи (несколько вариантов);
• Основные Литургические песнопения (Антофоны 1,2,3; Единородный Сыне;
Придите, поклонимся; Трисвятое; воскресные прокимены; опевы
Евангелия; Херувимскую песнь; Евхаристический канон; ектений (малую,
великую, просительную, сугубую));
• Отдельные песнопения молебнов;
• Акафисты на 8 глас и на распев;
• Духовные гимны и песни, Рождественские колядки.
3. учащиеся должны понимать духовные песнопения.
1 год обучения.
Цель года (первого года обучения):
Познакомить учащихся с церковными песнопениями:
1. Богослужебными (тропарями, кондаками и величаниями праздникам Пасхи
и Двунадесятым, а также Великим);
2. Духовными песнями (Рождественские колядки, гимны).
Задачи года:
•
•
•
•
Дать основы элементарной музыкальной грамоты;
Развивать осознанное пение церковных песнопений;
Научить различать на слух гласовые и негласовые церковные песнопения;
Научить реагировать учащихся на жест руки регента и самим уметь показать
вступление и снятие звука;
• Знать наизусть тропари Пасхи, Двунадесятых и Великих праздников;
• Развивать навык самостоятельного пения на 4,6,8, гласы тропарей и
кондаков
праздникам.
Содержание учебного курса 1 года обучения.
1 час в неделю, всего 34 часа в год
Нотная грамота с 1-по 11 уроки, одновременно разучивание тропарей, кондаков
и величаний к церковно-календарным праздникам в течение учебного года.
Знакомство с духовным песнопением и акафистом.
Тематическое планирование.
№
урока
Дата
проведения
урока
Название темы
1
Введение в церковное пение
2
Нотная грамота (длительности) Виды церковного
пения.
Нотная
(ритмические упражнения).
«Господи, грамота
помилуй» (обиходный)
Тропарь,
величание
Рождеству
Пресвятой
Нотная
грамота
(ноты
на
нотоносце).
Тропарь,
Богородицы, глас 4.
величание Воздвижению Честнаго и Животворящего
Креста, глас 1 .
3-4
5
6-7
8
9
10-11
12
13-14
15
16-1718
19-20
21
22
23
24
25
26-27
28
29
30
Нотная грамота. Тропарь, величание Сергию, игумену
Радонежскому, чдтв., глас 4.Духовный кант
Нотная
грамота.
Тропарь, величание Покрову
преподобному
Сергию.
Богородице, глас 4.
Повтор «Господи, помилуй». Трисвятое
(обиход). Тропарь Иверской иконе Божьей
Лад
(мажор,
Матери,
глас 1 минор). Тропарь, кондак, величание
Казанской иконе Божьей Матери, глас 4,8 соответств.
Песнопение «Царице моя»
Тропарь, кондак Собору Архангела Михаила, глас 4,3
соотв.
«Придите, поклонимся» (обиходный). Тропарь,
величание Введению во храм Богородицы, глас 4.
Тропарь, кондак, величание свт. Николаю, глас 4, 3
соответственно
Тропарь,
кондак
Рождеству
Христову.
Рождественские колядки. песнопения.
Повтор пройденного материала. Самостоятельная
работа.
Тропарь, кондак, величание Крещению Господню,
глас 1,4 соотв.
Тропарь, кондак, величание трем святителям, глас 4,2
соотв.
Тропарь, кондак, величание Сретению Господню, глас
1,1 соотв.
Тропарь,
кондак
Благовещению
Пресвятой
Богородицы, глас 4,8 соотв.
Тропарь, кондак Входа Господня в Иерусалим, глас 1,6
соотв.
Тропарь (обиходный и поскору), кондак Пасхи.
Тропарь, кондак, величание равноапостольным
Кириллу и Мефодию, глас 4,3 соответственно.
Тропарь, кондак Вознесению Господню, глас 4,6
соответственно
Тропарь, кондак Троице, глас 8,8 соответственно
31
Тропарь,
кондак,
величание
Господню, глас 7,7 соответственно.
32
Тропарь, кондак Успению Божией Матери, глас 1,1
соответственно
Распев акафиста (преп. Серафиму Саровскому) на 8
глас.
33
Преображению
Повтор пройденного материала.
34
2 год обучения.
Цель года (второго года обучения):
Научить ориентироваться учащихся (различать на слух и осознанно петь) в
тропарных напевах восьми гласов на примере воскресных тропарей. Знать
тропари 6 гласа на молебне и
Задачи года:
• Поддерживать и пополнять знания учащихся элементарной музыкальной
грамоты (длительность с точкой, интервалы);
• Разучить с учащимися тропарные напевы восьми гласов на примере
воскресных тропарей;
• Уметь различать тропарные напевы 8 гласов и петь их самостоятельно на
примере других тропарей или кондаков;
• Разучить тропари 6 гласа на Молебне;
• Познакомиться с «Херувимской» и «Милость мира»
Содержание учебного курса 2 года обучения.
1 час в неделю, всего 34 часа в год
Разучивание тропарных гласов, избранных песнопений Литургии. Песнопения
Рождества и Пасхи.
№
Уро
ка
1
Дата
проведения
урока
Тематическое планирование.
Название темы
Проверочная работа.
2-3
Длительность с точкой. Трисвятое (болгарский распев)
4-5
Клавиатура. Восемь гласов церковного пения.
Воскресный тропарь 1 гласа. Тропари на 1 глас.
Интервал. Тон, полутон. Воскресный тропарь 2 гласа.
Тропари на 2 глас.
Воскресный тропарь 3 гласа. Тропари на 3 глас.
Повтор пройденного материала.
Воскресный тропарь 4 гласа. Тропари на 4 глас.
6-7
8-9
10
1112
1314
Воскресный тропарь 5 гласа. Тропари на 5 глас.
15
Викторина на гласы. Проверочная работа.
1617
1819
2021
2223
24
Песнопения Рождества Христова (колядки).
2526
27
2829
3031
32
Последование молебна - славления. Тропари 6 гласа на
молебне.
Проверочная работа.
Песнопения Пасхи (тропари обиходный, поскору,
греческий).
Песнопение литургии верных «Херувимская».
33
34
Распев акафиста на 8 глас.
Повтор пройденного материала
Воскресный тропарь 6 гласа. Тропари на 6 глас.
Воскресный тропарь 7 гласа. Тропари на 7 глас.
Воскресный тропарь 8 гласа. Тропари на 8 глас.
Многолетие. Повтор гласов.
Песнопение литургии верных «Милость мира»
1.4. Планируемые результаты и формы аттестации
Результат реализации программы зависит от успешности решения
образовательных, воспитательных и развивающих задач. При решении
развивающих задач прослеживается линия развития обучающегося в процессе
освоения вида деятельности и основных показателей личностного развития.
Результаты воспитательной работы напрямую связаны с качествами характера
личности обучающихся, формируемых в процессе освоения вида деятельности и
нравственных ценностей, навыков поведения, которые могут обговариваться
индивидуально с каждым ребёнком.
Формы контроля
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды
контроля:
текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью
ребенка в процессе занятий;
промежуточный – участие в богослужебной практике, праздники,
фестивали, конкурсы;
итоговый – общая деятельность участников кружка «Церковного пения»
во всех перечисленных форматах исполнительства.
Формой подведения итогов считать: участие в богослужениях, выступления на
школьных праздниках, участие в школьных мероприятиях, тематических
мероприятиях.
1.4.1. Предполагаемые результаты реализации программы:
Обучающиеся должны знать
• Основы элементарной музыкальной грамоты (длительность с точкой,
интервалы)
• Тропарные напевы восьми гласов на примере воскресных тропарей;
• Уметь различать тропарные напевы 8 гласов и петь их самостоятельно на
примере других тропарей или кондаков;
• Разучить тропари 6 гласа на Молебне;
• Познакомиться с «Херувимской» и «Милость мира»
• Развивать осознанное пение церковных песнопений;
• Знать наизусть тропари Пасхи, Двунадесятых и Великих праздников;
• Развивать навык самостоятельного пения на все 8 гласов тропарей и
кондаков.
Обучающиеся должны уметь
• Различать на слух гласовые и негласовые церковные песнопения;
• Научиться реагировать на жест руки регента и самим уметь показать
вступление и снятие звука;
• Исполнять свою партию рядом со звучащей второй партией (в терцию) и не
сбиваться.
Предполагаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты работы по данной программе дополнительного
образования можно оценить по трём уровням.
Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных
знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение
социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия;
Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к
социальной реальности ): Получение школьником опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья,
Отечество, отечественная традиция, православная вера)
Результаты третьего уровня (получение школьником опыта
самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести
опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений,
опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми
и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со
сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с
общепринятыми нравственными нормами. В результате реализации программы у
обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты.
Первый уровень:
укорененность в православной традиции;
наличие исторической памяти как чувства сопричастности с
Отечеством;
уважительное отношение к культурному наследию;
Второй уровень:
ответственность и прилежание в учебе, усвоение таких качеств, как
добросовестность, трудолюбие, долг, доброжелательность;
развитие музыкально-эстетического чувства, умение видеть красоту
православного богослужения;
Третий уровень:
наличие и практическая реализация навыков совместного творчества
через участие в хоровом пении;
Метапредметные результаты характеризуют:
правильное понимание отношений знания и веры;
совершенствование умственных способностей через опыт учебы,
труда, творческой деятельности;
умение извлекать духовный и нравственный смысл из полученных
знаний;
умение сотрудничать со сверстниками при решении творческих задач;
овладение логическими действиями сравнения и обобщения в
процессе анализа церковно-музыкальных произведений.
Предметные результаты должны отражать:
Первый уровень:
формирование представления о значении церковного пения в духовнонравственном становлении и развитии человека;
овладение певческими основами осмогласия и основных
неизменяемых песнопений православного богослужения;
Второй уровень:
развитие вокально-хоровых навыков, музыкального слуха и
певческого голоса;
Третий уровень:
наличие навыков клиросного пения через осознанное участие в
богослужении.
По окончании курса выпускник средней школы должен:
отличать по слуху напевы разных гласов;
петь наиболее известные воскресные и праздничные гласовые
песнопения по тексту без нот;
петь основные неизменяемые песнопения церковных служб по нотам
или наизусть;
соблюдать правила орфоэпии при пении на церковнославянском
языке;
понимать смысл исполняемых песнопений;
владеть основными вокально-хоровыми навыками – дыхание, атака
звука, дикция, пение по руке регента;
знать и соблюдать правила поведения на клиросе.
1.4.2. Формы аттестации
Результативность усвоения программы с достижением поставленных цели и
задач проводится с помощью системы педагогической диагностики: входная,
промежуточная, итоговая.
Входная диагностика проводится в виде беседы или тестовых заданий,
выявляющих базовый уровень музыкального слуха, способностей к вокалу.
Формы промежуточного контроля:
подведение итогов теоретического занятия проводятся в форме рефлексии,
позволяющей выявить степень усвоения материала; практической
деятельности в форме отчета (изред. других форм);
подведение итогов по разделам программы проводится в форме
накопительного «рейтинга» отчетных форм деятельности на протяжении
всего учебного года и «замыкается» специальным символом при
завершении раздела. В конце учебного года в рамках итоговой
аттестационной работы предусмотрены задания по каждому разделу.
промежуточная аттестация за первое полугодие проводится в виде
тестирования по изученным темам согласно календарно-тематическому
плану (конец декабря или начало января).
Итоговая аттестационная работа и рейтинговый анализ деятельности
Подведение итогов реализации программы проводится на последнем в учебном
году итогово-обобщающем занятии в форме итоговой аттестационной работы и
рейтинговому анализу деятельности согласно тематическому плану.
Одним из показателей результативности реализации программы является
сохранность контингента детей.
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
Год
обучения
Дата
начала
занятий
Дата
Кол-во
Колокончания учебных во
занятий
недель
часов
1
год сентябрь
обучения
май
34
34
2
год сентябрь
обучения
май
34
34
Режим занятий (колво
и
продолжительность
занятий в неделю)
1 раз в неделю
по 45 минут
1 раз в
по 45 минут
неделю
2.2.Календарно-тематический план
2.3. Организационно-педагогические условия реализации
программы
Условия эффективной реализации образовательной программы:
2.3.1.Кадровые:
- педагог дополнительного образования, имеющий профильное
образование, систематически повышающий уровень профессиональной
квалификации
2.3.2. Материально-технические и методические материалы:
Для успешной реализации программы имеется следующее
техническое и методическое обеспечение программы:
материально-
Учебный кабинет для проведения занятий
Стационарный компьютер/ноутбук для демонстрации
образцов профессионального пения
Проектор/ принтер для демонстрации/ распечатки текстов
музыкальная фонотека;
Последование литургии для клироса
Учебно-методический комплекс
1. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до
реализации /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис- пресс, 2014. – 176 с. –
(Методика).
2. «Современное осмогласие» гласовые напевы московской традиции
(учебное пособие) автор-составитель Маркелов С.Ю.
3. «Тропарион» Издательство Московского Сретенского ставропигиального
мужского монастыря,Автор-составитель Е. Кустовский
4. Божественная литургия Иоанна Златоуста для клироса, издательство
живоносный источник, Москва
5. Последование на день Святой Пасхи. Полунощница, утреня,часы и
литургия. Для клироса
Нормативно-правовые документы
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации»;
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 г. и плана мероприятий по ее реализации;
5. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года от 31
марта 2022 г. N 678-р;
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г.
№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685» (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и
режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»);
9. Устав ЧОУ Торопецкая гимназия имени Патриарха Тихона
10.Национальный проект «Образование» (Приказ от 24.12.18.г. № 14)
11.Федеральный проект «Успех каждого ребенка»