ДО Риторика 2024-2025уч.г. (3)

1

Информационная карта программы
Название

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая модифицированная программа
«РИТОРИКА»

Направленность

Социально-гуманитарная

Общий объем

203 ч

программы в часах
Целевая категория

Дети 7-10 лет (1-4 кл.)

обучающихся
Аннотация программы

Данная

образовательная

социально-гуманитарной

программа
направленности

ориентирована на детей в возрасте от 7-10 лет, срок
её реализации – 4 года. Программа составлена на
основе авторской программы курса «Речь и
культура

общения»

Г.И.Сорокиной,

Т.А.

Ладыженской,

Р.И.Никольской

с

учетом

федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования и
адаптирована Г.В.Русиной. Программа адресована
учащимся МБОУ Торопецкая гимназия имени
Патриарха Тихона.
Риторика восполняет очень важную область
школьного

образования,

лингвистическими

ученики

понятиями,

овладевают
обучаются

общаться в разных ситуациях (в школе и вне
школы). Формами подведения итогов реализации
программы являются участие в конкурсах,
создание проектов, выступления.

2

Форма проведения занятий – групповая с учётом
индивидуальных особенностей обучающихся.
Планируемые

Создать условия для социального, культурного

результаты

самоопределения,
личности

ребенка,

творческой

самореализации

мотивации

личности

к

познанию, творчеству и коммуникации;
Воспитанники освоят правила общения, научатся
вежливому речевому этикету, разовьют свою
устную и письменную речь

3

Оглавление
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей
программы
1.1. Пояснительная записка
1.2.

Цель, задачи, ожидаемые результаты

1.3.

Содержание программы

1.4.

Календарно-тематическое планирование

1.5.

Формы реализации программы

2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.

Календарный учебный график

2.2.

Условия реализации программы

2.3.

Формы аттестации

2.4.

Оценочные материалы

2.5.

Методические материалы

2.6.

Список литературы

4

1. Комплекс

основных

характеристик

дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы (общий
1.1. Пояснительная записка
Нормативные правовые основы разработки ДООП:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
 Концепция

развития

дополнительного

образования

детей

(Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р).
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству».
 Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
 Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»

(вместе

проектированию

с

«Методическими

дополнительных

рекомендациями

общеразвивающих

по

программ

(включая разноуровневые программы)».
 Положение

о

дополнительной

общеобразовательной

(общеразвивающей) программе ОУ (приказ №170 от 30.08.2021)
Актуальность:
В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому
риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает
решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном
уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих
требованиям

информационного

общества,

инновационной

экономики,

задачам построения демократического гражданского общества на основе

5

толерантности, диалога культур и уважения многонационального <…>
состава российского общества»1
Обучение включает в себя следующие основные предметы:
Литературное чтение, русский язык, окружающий мир
Вид программы: модифицированная, составлена на основе авторской
программы «Речь и культура общения» (автор Т.А.Ладыженская)
Направленность программы: социально-гуманитарная
Адресат программы: данная образовательная программа ориентирована на
детей в возрасте 7-10 лет (1-4 класс), проявляющих интерес к общению, слову,
русскому языку. В группе – до 18 человек;
Срок и объем освоения программы:
4 года, 203 педагогических часов, из них:
1 класс- 33 часа
2 класс- 34часа
3 класс- 68 часа
4 класс- 68 часа
Форма обучения: очная
Особенности

организации

образовательной

деятельности:

группы

одновозрастные.
Режим занятий: 1 педагогический час в неделю, 34 часа в год (1 и 2 классы)
2 часа в неделю, 68 часов в год ( 3 и 4 классы)

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Вестник
образования России. – 2009. – № 2. – С. 47.)
1

6

1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
Цель: формирование у детей коммуникативных речевых умений и
навыков; развитие устной и письменной речи
Задачи
Образовательные (обучающие) - помочь детям осмыслить их речевую
практику, осмысливают значение речи в жизни человека и постепенно
начинают

овладевать

определенными

умениями,

помогающими

им

пользоваться речью во всех ее функциях
Развивающие – развивать интерес к речи, творческое воображение и
литературно-творческие способности, чувство уместности высказывания.
Воспитательные – воспитывать культуру речи, вежливое общение.
Ожидаемые результаты:
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы
следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса «Риторика» в 1-м классе
является формирование следующих умений:
– осознавать роль речи в жизни людей;
– оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их
уместности, тактичности в данной ситуации;
– объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей
при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
– соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и
внеурочной деятельности;
– реализовывать простое высказывание на заданную тему;
– ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного
и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;
7

– самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника,
осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые
словари;
– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в
совместной деятельности;
– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы
класса.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» в 1-м классе
является формирование следующих умений:
– различать устное и письменное общение;
– различать словесное и несловесное общение, осознавать роль
несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования
различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных
ситуациях;
– уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;
– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров
приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях
общения;
– продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия,
прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям
общения;
– распознавать и вести этикетный диалог;
– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
– находить по абзацным отступам смысловые части текста;
– выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов,
придумывать заголовки к маленьким текстам;
– осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
– выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать
их роль как важных составляющих текста;
– сочинять несложные сказочные истории на основе начальных
8

предложений, рисунков, опорных слов;
– сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в
стихотворном тексте;
– оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых
ситуациях общения.
2-й класс
Личностными результатами изучения курса риторики во 2-м классе
является формирование следующих умений:
– осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий
общения;
– осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных
ситуациях;
– оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их
эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;
– анализировать тактичность речевого поведения в семье;
– объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт
особенностей разных коммуникантов.
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является
формирование следующих учебных действий:
– формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное,
изучающее);
– пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к
заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;
– отличать подробный пересказ от краткого;
– знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации
краткого пересказа;
– пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого
пересказа;
– пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок),
ключевые слова;
9

– реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов
определённой

структуры,

определять

цель

рассуждения

(доказать,

объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и
приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;
– реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо
знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли,
анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;
– при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток
информации, использовать дополнительные сведения из словарей;
– делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» является
формирование следующих умений:
– характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения
решения поставленной коммуникативной задачи;
–

определять

вид

речевой

деятельности,

характеризовать

её

особенности;
–

планировать

адекватный

для

данной

ситуации

вид

речевой

деятельности;
– осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных
средств устного общения;
– уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для
реализации задачи своего высказывания;
– оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам)
орфоэпических,

грамматических,

лексических

норм,

обращаться

к

нормативным словарям за справкой;
– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров
просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;
– продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого
отказа, применительно к разным ситуациям общения;
– определять тему, основную мысль несложного текста;
10

– определять структурно-смысловые части текста (начало, основную
часть, концовку);
– подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в
соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);
– анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить
речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;
– разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;
– сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных
историй;
– давать оценку невежливому речевому поведению.
3- й класс

Личностными результатами изучения курса «Риторика» является
формирование следующих умений:
– оценивать свою вежливость;
– определять степень вежливости при общении людей (вежливо –
невежливо – грубо);
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для
успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
– осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное
слово;
– понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является
формирование следующих универсальных учебных действий:
– формулировать тему урока после предварительного обсуждения;
– определять степень успешности выполнения своей работы и работы
всех, исходя из имеющихся критериев;
– критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и
неудач при взаимодействии;
– осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для
решения коммуникативных задач;
11

– учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
– анализировать информацию, представленную в разных формах (текст,
таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения
коммуникативных задач сведения;
– продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от
задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или
параллельной структуры;
– перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и
выборочный пересказ текста;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста:
составлять его план;
–

анализировать

структуру

рассуждения,

выявлять

уместность

приводимых аргументов, правомерность выводов;
–

аргументировать

свою

точку

зрения,

используя

в

качестве

доказательства правила, цитаты;
– продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы,
вывод;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать
компоненты

речевой

ситуации,

записывать

ключевые

слова,

план;

представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с
графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные
правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» является
формирование следующих умений:
– приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;
– отличать подготовленную и неподготовленную речь;
– знать особенности неподготовленной речи;

12

– осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических,
грамматических) для успешного общения;
– знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
–

реализовывать

жанры

комплимента,

поздравления

с

учётом

коммуникативной ситуации;
– знать особенности диалога и монолога;
– анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в
учебных текстах;
– использовать различные выделения в продуцируемых письменных
текстах;
– знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний,
предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);
– пользоваться основными способами правки текста.
4- й класс

Личностными результатами изучения курса «Риторика» является
формирование следующих умений:
– объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни
человека, общества;
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как
выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним
людям;
– отличать истинную вежливость от показной;
– адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё
высказывание в зависимости от условий взаимодействия;
– учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять
эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
– осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и
других общественных местах;
– анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих
привычек;
13

– поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является
формирование следующих универсальных учебных действий:
– формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;
– оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из
имеющихся критериев;
– анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении;
– осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной
форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и
этикета;
– анализировать рассуждение, в структуре которого представлены
несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;
– классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные
(житейские), обобщённые и конкретные;
– реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в
себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение),
соблюдая нормы информационной избирательности;
– признавать возможность существования разных точек зрения и права
каждого иметь свою;
– различать описания разных стилей – делового и художественного;
–

продуцировать

описания

разных

стилей

в

зависимости

от

коммуникативной задачи;
– анализировать словарные статьи;
– реализовывать словарные статьи к новым словам;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста:
составлять опорный конспект прочитанного или услышанного;
– воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;
– анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую
и эмоциональную составляющие;
– слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе
14

обсуждения темы, проблемы;
– редактировать текст с недочётами.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» является
формирование следующих умений:
– различать общение для контакта и для получения информации;
– учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации
высказывания;
– уместно использовать изученные несловесные средства при общении;
– определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;
– называть основные признаки текста, приводить их примеры;
– называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые
людьми для решения коммуникативных задач;
– продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;
– вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах,
изученных в начальной школе;
– анализировать типичную структуру рассказа;
– рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;
– знать особенности газетных жанров: хроники, информационной
заметки;
– продуцировать простые информационные жанры (типа что–где–когда
и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации;
–

объяснять значение фотографии в газетном тексте;

– реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом
коммуникативной ситуации.

15

1.3. Содержание программы
«РИТОРИКА»
Программа каждого класса состоит из трех разделов: «Речь и ее значение
в жизни», «Текст», «Культура общения».
«Речь и ее значение в жизни».
Перед учащимися в доступной форме раскрываются основные функции
речи:
- речь является важнейшим средством общения, средством обмена
чувствами и мыслями между людьми;
- речь является средством передачи и усвоения определенной
информации, коллективного опыта человечества, служит целям познания
мира;
- речь является средством организации и планирования деятельности
людей;
- речь является средством воздействия на мысли, чувства и поведение
людей.
Таким образом, дети осмысливают значение речи в жизни человека и
постепенно начинают овладевать определенными умениями, помогающими
им пользоваться речью во всех ее функциях.
«Текст».
Речевые понятия в программе даются в определенной системе.
Центральным понятием является понятие «текст», так как конечная цель
работы по развитию речи в школе — научить детей выражать связно свои
мысли в устной и письменной форме, то есть научить создавать текст, речевое
произведение, высказывание. К осознанию понятия «текст» учащиеся
подводятся на протяжении всего периода обучения в начальных классах. В
начале обучения на первый план выдвигаются такие признаки текста, как
тематическое единство, целенаправленность. На этой базе дается понятие о
структурной целостности текста. Далее дети получают представление о типах

16

текста, о смысловых и структурных особенностях этих текстов, а также об их
жанровых разновидностях.
В программу введены понятия о речевых произведениях малых форм:
считалке, скороговорке, загадке. Учащиеся знакомятся с данными типами
текстов и учатся самостоятельно создавать подобного рода речевые
произведения.
«Культура общения».
Формирование навыков речевого этикета- неотъемлемая часть общей
работы по развитию речи учащихся. Основным направлением работы является
обогащение речи ребенка такими словами, оборотами, конструкциями,
которые необходимы в повседневном общении между людьми. Это языковые
средства, служащие для выражения приветствия, благодарности и так далее.
Введение в речь школьников формул речевого этикета обогащает их
словарный запас, воспитывает внимательное, вдумчивое отношение к
употреблению данных форм в речи, умение выбирать языковые средства,
более всего уместные в конкретной речевой ситуации.
Уроки

речевой

культуры

предоставят

учителю

возможность

формировать личность человека, который в общественной жизни, в
межличностном общении способен правильно воспринимать информацию,
осмысливать ее, воздействовать на мысли и чувства окружающих, отстаивать
свою точку зрения и считаться с мнением других.
Речь и ее значение в жизни.
Речь нужна, чтобы делиться своими мыслями и чувствами, общаться,
что бы организовывать дружную работу, передавать знания, влиять на чувства
и поступки людей.
Устная и письменная речь. Вывески на улицах города. Речь газет,
журналов, радио, телевидения, письменные объявления, афиши, школьные
рекламы. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп. Мимика
и жесты в устной речи. Разговорная речь. Художественная речь.
Скороговорки, считалки, загадки, рассказ.
17

Текст.
Тема текста. Заглавие текста. Опорные слова в тексте. Основная мысль
текста. Структура текста. Связь между предложениями текста. План текста.
Правила изложения. Типы текстов. Рассуждение. Описание. Сравнение.
Сжатое изложение. Отзыв о прочитанном произведении. Письмо. Заметка в
стенгазету. Репортаж. Цитата. Биография и автобиография.
Культура общения.
Выражения приветствия и прощания. Благодарность. Разговор по
телефону.

Выражение

просьбы.

Знакомство.

Устное

и

письменное

приглашение. Поздравление. Извинение и отказ. Спор, но не ссора.
1 класс (33 часа)
ОБЩЕНИЕ. Значение речи в жизни человека, общества.
Для чего люди общаются. Слово веселит, огорчает, утешает. С помощью
слова люди могут договориться о выполнении совместной работы,
организовать игру.
Виды общения. Устное и письменное общение (чем различаются).
Словесное и несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной
речи.
Виды

речевой

деятельности.

Слушание. Правила для слушающего.
Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп устной речи. Правила для
собеседников. (Не говори долго; говори то, что хорошо знаешь и т.д.)
Письменная

речь.

Графическая

структура

письменного

текста:

шрифтовые выделения. (О чём нам говорят шрифт, иллюстрации.)
Словесная

вежливость,

речевой

этикет.

Способы

выражения

(этикетные формы) приветствия, прощания, благодарности, извинения.
Правила разговора по телефону.
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ.

18

Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль
текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка
и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста.
Вывеска как информационный текст.
Приветствие, прощание, благодарность, извинение как разновидности
текста (жанры). Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по
телефону).
Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: скороговорки,
чистоговорки, считалки, загадки; их произнесение с учётом особенностей этих
текстов.
2 класс (34 часа)
ОБЩЕНИЕ. Чему учит риторика. Что такое успешное общение.
Речевая (коммуникативная) ситуация. Кто (адресант) говорит (пишет)
– кому (адресат) – что – с какой целью. Речевые роли (в семье, школе и т.д.).
Виды общения. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение
личное: один – один (два – три).
Речевая деятельность. Четыре вида речевой деятельности. Говорить –
слушать, их взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь.
Слушание. Приёмы слушания: фиксация темы (заголовка) высказывания
и непонятных слов.
Говорение. Основной тон, смысловое ударение, темп, громкость
высказывания; их соответствие речевой задаче.
Чтение. Изучающее чтение. Приёмы чтения учебного текста: постановка
вопроса к заголовку и от заголовка, выделение ключевых слов (в связи с
пересказом).
Письменная речь. Способы правки текста. Вычеркивание ненужного
(лишнего), замена слов (словосочетаний и т.д.), вставка необходимого и т.д.

19

Правильная и хорошая эффективная речь. Речь правильная и
неправильная (с нарушением норм литературного языка). Речь хорошая
(успешная, эффективная).
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Тематическое единство как признак
текста. Типы заголовков. Основная мысль текста. Структурно-смысловые
части в разных текстах.
Типы текстов.
Рассуждения с целью объяснения или доказательства. Основная мысль
(тезис) в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в
рассуждении.
Описание в учебной речи, его цель, основные части. Описание в
объявлении. Описание-загадка.
Невыдуманный рассказ (о себе).
Вторичные тексты.
Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ
(устный). Способы сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме,
телепередаче.
Речевой этикет. Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства
в устной и письменной речи.
Этикетные речевые жанры. Просьба. Скрытая просьба. Приглашение.
Согласие. Вежливый отказ.
3-й класс (68 часов)
ОБЩЕНИЕ.
Речевые (коммуникативные) задачи.
Речевая деятельность.
Говорение.

Неподготовленная

и

подготовленная

устная

Особенности неподготовленной (спонтанной) речи. Приёмы подготовки.

20

речь.

Слушание. Приёмы слушания: запись опорных (ключевых) слов,
составление плана-схемы услышанного и т.д. Словесные и несловесные
сигналы внимательного слушания (повторение).
Чтение учебного текста, особенности восприятия этого текста. Абзацные
отступы, шрифтовые, цветовые и др. выделения. Постановка вопросов к
отдельным частям текста; к непонятным словам; составление плана как приём
чтения.
Письменная речь. Способы правки текста: замена слов, словосочетаний,
предложений,

изменение

последовательности

изложения,

включение

недостающего и т.д.
Речевой этикет. Вежливая речь. Вежливо–невежливо–грубо. Добрые
слова – добрые дела.
Правильная и хорошая (эффективная) речь. Нормы – что это такое.
Зачем

они

нужны.

Нормы

произносительные,

орфоэпические,

словоупотребления. Нормативные словари.
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Разнообразие текстов, реализуемых
людьми в общении.
Диалог и монолог как разновидности текста, их особенности.
Этикетные жанры: похвала (комплимент), поздравление (устное и
письменное).
Структура поздравления. Средства выражения поздравления в устной и
письменной речи.
Вторичные речевые жанры.
Сжатый (краткий) пересказ, два способа сжатия исходного текста.
(Повторение.) Правила пересказа. Выборочный пересказ как текст,
созданный на основе выборки нужного материала из исходного текста.
Цитата в пересказах, её роль.
Аннотация. Сжатое изложение содержания книги в аннотации.
Типы текстов.

21

Рассуждение, его структура, вывод в рассуждении. Правило в
доказательстве (объяснении). Цитата в доказательстве (объяснении).
Сравнительное описание с задачей различения и сходства. Правила
сравнения.
Сравнительное

высказывание,

два

способа

его

построения.

Сравнительное описание как завязка (начало) в развитии действия в сказках,
рассказах и т.д.
Рассказ по сюжетным рисункам.
4 класс (68 часов)
ОБЩЕНИЕ.
Разнообразие

речевых

ситуаций.

Важность

учёта

речевой

(коммуникативной) ситуации для успешного общения. (Повторение и
обобщение.)
Виды общения. Общение для контакта и общение для получения
информации.
Особенности употребления несловесных средств.
Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь.
Слушание. Опорный конспект как кодирование услышанного и
прочитанного с использованием рисунков, символов.
Говорение. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи.
Письменная речь. Редактирование и взаиморедактирование.
Речь правильная и хорошая (успешная, эффективная). Толковый
словарь. Словарь синонимов. Словарь языка писателей. Словарь эпитетов и
др.
Речевой этикет. Вежливая речь (повторение). Речевые привычки.
Способы выражения вежливой оценки, утешения.
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ.
Основные признаки текста. Смысловая цельность и связность текста.

22

Сжатый пересказ сказанного собеседником в процессе обсуждения
(темы, проблемы).
Этикетные речевые жанры. Вежливая оценка. Утешение.
Типы текстов.
Рассуждение: тезис и вывод. Вступление и заключение, их роль.
Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты.
Несколько доказательств в рассуждении.
Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с
элементами художественного стиля.
Словарные статьи в толковом и в других словарях. Особенности
словарных статей как разновидностей текста.
Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о
памятных событиях своей жизни.
Газетные информационные жанры.
Хроника. Фотография в газетном тексте, подпись к фотографии.
Информационная заметка.
Основные риторические умения:
Первый тип ( У-1). Умение анализировать и оценивать общение:
(1-2 классы)
корректность речевого поведения в ситуациях, обозначенных в разделах
«Речевой этикет», «Слушание», « Говорение» и т.д.;
уместность использования несловесных (невербальных) средств общенияжестов, мимики, телодвижений, интонации в устных высказываниях;
(3-4 классы)
эффективность и соответствие речевой ситуации;
правильность речи, её соответствие нормам литературного языка;
особенности типов текстов и речевых жанров.
Второй тип ( У-2). Умение общаться при решении риторических задач:
(1-2 классы)

23

ориентироваться в ситуации общения, вступая в контакт и поддерживая
его;
использовать уместные словесные и несловесные средства общения;
(3-4 классы)
создавать тексты , речевые жанры в пределах, обозначенных в программе.
Риторические умения

Понятийные и инструментальные
знания

ОБЩЕНИЕ
Для чего люди общаются.
Понятие о риторике.
Виды общения
У-1. Определять, в какой мере Устное и письменное общение
учтены особенности устной и (чем различаются).
письменной

речи

для Словесное и несловесное общение.

эффективности

общения

(в Жесты, мимика, темп, громкость в
устной речи.

изученных пределах).
У-2.

Уместно

использовать

изученные средства несловесного
общения

в

устных

высказываниях.
Речевая деятельность
У-1.

Слушать

учителя,

его Слушание.

объяснения.

Правила для слушающего.

У-2. Быть хорошим слушателем.

Говорение.

Голос,

его

окраска,

У-1. Анализировать и оценивать громкость, темп устной речи. Правила
устную речь с точки зрения таких для собеседников. (Не говори долго;
ее свойств, как окраска голоса, говори то, что хорошо знаешь, и т.д.)
24

громкость, темп, их соответствие Вывеска.
Скороговорка.

ситуации общения.
У-1.

речь Чистоговорка.

Анализировать

говорящего

использованием Считалка.

с

Загадка.

изученных правил.
У-2.

умело Чтение. Ознакомительное чтение (мы

Уместно,

знакомимся

использовать

с

книгой,

журналом,

громкость, темп речи в устных газетой).
Некоторые приемы ознакомительного

высказываниях.

У-1. Произносить жанры малых чтения.
форм, учитывая их особенности.
У-2. Сочинять считалки, загадки.
У-1.

Определять,

уместен

насколько

избранный

ознакомительного

прием

чтения

для

данной ситуации.
У-2. Пользоваться подходящими
приемами

ознакомительного

чтения.
У-1. Анализировать шрифтовые

Письменная речь. Графическая

выделения (в том числе и цветом) структура письменного текста:
в текстах учебников.

шрифтовые выделения (о чем нам
говорят шрифт, иллюстрации).

Речь правильная и хорошая (эффективная)
У-1. Замечать разные недочеты в Недочеты в речи.
Правильная и неправильная речь.

речи говорящего.
У-2.

Исправлять

замеченные

ошибки.
Речевой этикет

25

У-1.

Определять

степень В чем состоит вежливость. Вежливая

вежливого поведения, оценивать речь (словесная вежливость).
его, учитывая ситуацию общения. Способы выражения (этикетные формы)
У-1.

Оценивать

уместность приветствия, прощания, благодарности,

использования

выбранного извинения.

способа выражения приветствия, Разговор по телефону.
прощания,
извинения

благодарности,
с

точки

Нормы- что это такое. Зачем они нужны.

зрения

ситуации общения.
У-2.

Вступать

в

поддерживать

контакт

его,

и

используя

соответствующие этикетные
формы.
Этикетные речевые жанры
У-2.

Использовать

уместно Приветствие.

различные средства выражения Прощание.
вежливости в этикетных жанрах.
У-1.

Оценивать

похвалу

с

правдивости

точки
и

Благодарность.

высказанную Извинение.
зрения

её Похвала.

отобранных Поздравления.

средств выражения.
У-2. Поздравить с праздником и
ответить на устное поздравление.
У-2. Вести этикетный диалог, Этикетные диалог, его особенности (на
пользуясь этикетными формами

примере разговора по телефону).

вежливости.
ТЕКСТ
Речевые жанры
У-1.

Отличать

тематическое

и

текст

как Что такое текст.

смысловое Тема и основная мысль текста.
26

единство от набора предложений, Текст и заголовок текста.
записанных как текст.

Ключевые (опорные) слова.

У-1. Определять тему и основную Красная строка и абзацные отступы как
мысль текста.

смысловые сигналы частей текста.

У-1. Определять по заголовку, о Типы текстов.
чем говорится в тексте; выделять Диалог и монолог.
в тексте ключевые (опорные) Пересказ.
слова; определять по абзацным Цитата в пересказах и её роль.
отступам

части Аннотация.

смысловые

текста. Определять тип текста.
У-2.

Выбирать

заголовок

из

данных вариантов и подбирать
заголовок к тексту; cоблюдать
красную

строку

в

записях

текстов.
У-1. Анализировать диалог и
монолог с точки зрения речевого
поведения коммуникантов.
У-1. Определять необходимость
и

уместность

использования

цитаты в пересказе.
У-2. Создавать выборочный
(подробный и сжаты) пересказ на
основе произведенной выборки
частей текста.
У-1. Определять в аннотации те
части, в которых сжато говорится
об авторе, событиях и героях
книги.

27

1.4. Календарно-тематическое планирование и основные виды
деятельности учащихся
1 класс
(33 часа из расчёта 1 час в неделю)

Тема урока

Дата

Количество

Основные

виды

учебной

часов

деятельности учащихся: (Н) – на
необходимом уровне, (П) – на
программном уровне

ОБЩЕНИЕ (I часть – 16 часов)
Речь

в

жизни

Объяснять

1

человека.

значение

речи,

общения в жизни людей (Н).

Знакомство

с

Познакомиться с учебником (Н).

учебной
Оценивать

тетрадью.
Учимся

использования

2

словесных

и

несловесных форм приветствия в

вежливости.
Приветствуем
зависимости

уместность

разных ситуациях (П).

в

Моделировать

от

своё

речевое

адресата,

поведение в ситуации приветствия

ситуации

в зависимости от условий общения

общения.

(П).
Объяснять, зачем нужны вывески

Вывески,

их

(Н).

1

информационная

Различать вывески – слова и

роль.

вывески-рисунки (Н).
Обозначать вывески некоторых
магазинов, кафе и т.д. (Н).

28

РЕЧЬ КАК СРЕДСТВО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МЫСЛИ, ЧУВСТВА
Слово

веселит.

Слово

огорчает.

Анализировать примеры общения,

Слово

утешает.

когда слово по-разному влияет на

2

Удивляемся,

людей, их мысли, чувства (Н).

радуемся,

Объяснять, что словом можно

огорчаемся.

влиять

Давайте

на

людей

–

поднять

настроение, огорчить,

утешить

(Н).

1

договоримся
Объяснять, что с помощью слова
можно

договариваться

об

организации игры, совместной
работы.
РЕЧЬ: УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ
Говорим

–

Называть

1

виды

речевой

слушаем, читаем

деятельности (Н).

– пишем.

Различать устную и письменную
речь (П).

Устная

речь.

Оценивать

2

уместность

Громко–тихо.

использования громкости, темпа

Быстро–

устной речи в разных ситуациях

медленно.

(Н).

1

Узнай по голосу.

Демонстрировать

уместное

использование громкости, темпа в
Правила
разговора

некоторых
по

высказываниях:

скороговорках, чистоговорках,

1

телефону.

считалках и т.д. (Н).
29

Оценивать

использование

этикетных

формул

при

Несловесные

телефонном разговоре (Н).

средства устного

Моделировать

общения: мимика

разговор

и жесты.

условиями общения (Н).

в

телефонный
соответствии

с

Называть средства несловесного
Прощаемся

в

общения

1

(Н),

объяснять

их

разных ситуациях

значение при устном общении (Н).

общения.

Демонстрировать

уместное

использование

изученных

несловесных средств при решении
Правила

риторических задач (Н).

1

Оценивать

вежливого
поведения

использования

во

уместность
словесных

и

несловесных форм прощания в

время разговора.

разных ситуациях (П).
Моделировать
Благодарим

за

своё

речевое

поведение в ситуации прощания в

1

зависимости от условий общения

подарок, услугу.

(П).
Оценивать степень вежливости

1

собеседника при разговоре (Н).
Повторение

Называть правила вежливости при

и

разговоре (Н).

обобщение.

Объяснять, почему их следует
соблюдать (Н).
Оценивать
использования

30

уместность
словесных

и

несловесных форм благодарности
в разных ситуациях (П).
Моделировать вежливое речевое
поведение как ответ на подарок,
помощь и т.д. в зависимости от
условий общения (П).
Составлять рассказы и сказочные
истории по картинкам.
Исполнять

эти

речевые

произведения,
полученные

используя
сведения

о

речи,

этикетных жанрах, несловесных
средствах и т.д.
ТЕКСТ (II часть – 17 часов)
Текст – что это

Различать

4

текст

и

набор

такое? О ком? О

предложений (Н).

чём?

Определять тему текста (Н).

(Тема

текста).

Объяснять роль заголовка (Н).

Заголовок. Разные

Озаглавливать текст (Н).

заголовки.
Извинение.

Оценивать

1

использования

уместность
словесных

и

несловесных форм извинения в
разных случаях (П).
Очень

важные

Моделировать

1

своё

речевое

поведение в зависимости от

слова.

ситуации извинения (П).
Знакомые

Определять

1

по

ключевым

словам, о чём говорится в тексте

незнакомцы.

31

(Н). Называть ключевые слова в
Ключ

к

тексту

сказках, сказочных историях (Н).

1

(основная мысль

Выделять незнакомые слова в

текста).

тексте (Н).
Выяснять значение непонятных
слов (Н).
Определять основную

мысль

текста (Н).
Оформление

2

текста на письме.

Объяснять

Знаки в тексте.

препинания, абзацев в тексте

Абзацы.

(Н).

Как

построен

знаков

2

текст.

Выделять

Обращение.

роль

начало,

основную

часть, конец текста (Н).

2

Оценивать уместность речевых
средств обращения в разных
ситуациях (Н).
Повторение

и

Моделировать

2

обобщение.

уместные

средства

обращения

при

решении

риторических

задач

(П).
Называть изученные признаки
текста (Н).
Различать

разновидности

текстов, с которыми ученики
познакомились в течение года
(Н).

32

Объяснять роль речи, вежливого
общения в жизни людей
(Н).

2 класс
(34 часа из расчёта 1 час в неделю)

Тема урока

Дата
п

ф

пр

ла ак им
н

т

Коли

Основные

честв

деятельности учащихся: (Н) – на

о

необходимом уровне, (П) – на

еча часов

виды

учебной

программном уровне

ни
е
ОБЩЕНИЕ (I часть – 17 часов)
Проверь

себя.

(Повторение

Приводить

примеры

важности

общения в жизни людей (Н).

1

изученного в 1-м

Разыгрывать этикетные диалоги

классе.)

приветствия,

прощания,

благодарности, извинения (П).
ЧЕМУ УЧИТ РИТОРИКА
Наука риторика.
Компоненты

Давать определение риторики как
науки, которая учит успешному

3

речевой

общению (Н).

ситуации:

кто

(адресант)

–

кому

Называть

адресанта,

адресата

высказывания (Н).
Характеризовать

(адресат)

что

высказывания

(содержание

достижения

высказывания)

взаимодействия) (Н).
33

(с

успешность
точки

зрения
задачи

Говорит–пишет.

Оценивать

Твои

использования

словесных

и

несловесных

средств

в

речевые

роли.

уместность

риторических заданиях (Н).
Называть свои речевые роли в
разных ситуациях общения (П).
КАК МЫ ГОВОРИМ
Темп.

Называть

Громкость.

несловесные

средства

общения (Н).

4

(Повторение.)

Оценивать

То же слово, да

использования

не

бы

средств общения: громкости, темпа

(тон

тона, мимики, взгляда, жестов, позы

так

молвить

уместность
несловесных

речи).

в разных ситуациях (Н).

Настроение,

Демонстрировать

чувства

и

использование

тон

уместное
изученных

говорящего.

несловесных средств при решении

Мимика, жесты,

риторических задач (Н).

поза. Говорящий
взгляд.
УЧУСЬ СЛУШАТЬ
Мы слушаем –
нас слушают.

Объяснять важность слушания в
разных ситуациях общения (Н).

5

Сигнал принят,

Называть словесные и несловесные

слушаю!

сигналы

Слушаем

(средства),

которые

показывают собеседнику, что его

и

внимательно слушают (Н).

стараемся
понять,

34

выделяем

Моделировать использование этих

непонятное.

средств

Слушаем,

как

разных

ситуациях

общения (Н).

говорят.
Слушаем

в

Выделять
на

непонятное

слушании,

при

спрашивать

уроке, слушаем

незнакомых

целый день!

выражениях(Н).

словах,

Демонстрировать
приёмов,

о

использование

помогающих

понять

звучащий текст (Н).
Анализировать

несловесные

средства, используемые говорящим
(Н).
Оценивать себя как слушателя в
учебной и внеучебной деятельности
(Н).
ВЕЖЛИВАЯ ПРОСЬБА
Вежливая
просьба.

Объяснять,
можно

2

какими

правилами

пользоваться,

Скрытая

просьбу выполнили (П).

просьба.

Называть

речевые

чтобы
формулы

вежливой просьбы (П).
Характеризовать

особенности

скрытой просьбы (П).
Моделировать просьбу (и скрытую
просьбу) в различных ситуациях
общения (П).
УЧУСЬ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ

35

О

чём

нам

говорит шрифт.

Объяснять

роль

шрифтовых

выделений в учебных текстах (Н).

2

Рисунки,

Анализировать

иллюстрации,

представленную

таблицы,

схемах и т.д. (Н).

схемы…

Приводить
рисунков,

информацию,
на

рисунках,

примеры
иллюстраций,

удачных
схем,

таблиц, помогающих понять текст
(из разных учебников для 2-го
класса) (Н).
ТЕКСТ (II часть – 17 часов)
ТЕМА И ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ
Тема,

основная

мысль,

Определять тему и основную мысль
текста (Н).

3

заголовок.

Озаглавливать текст (Н).

(Повторение.)

Выделять опорные слова в тексте

Опорные слова.

(Н).
Моделировать текст (устный ответ)
по записанным ранее опорным
словам (Н).

ПЕРЕСКАЗ
Подробный
пересказ.

Различать подробный и краткий
пересказ (П).

3

Краткий

Пересказывать текст подробно (Н).

пересказ.

Реализовывать краткий пересказ,

План.

пользуясь правилами сокращения
исходного текста (Н).

36

Объяснять, почему план можно
сравнить с кратким пересказом
текста (Н).
Составлять план текста (сказки,
рассказа) по сюжетным картинкам
(Н).
Составлять

план

текста

для

пересказа (Н).
ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ
Согласие

или

отказ.
Отказывай,

Приводить примеры ситуаций, в
которых можно согласиться или

2

отказать в выполнении просьбы

не

обижая.

(Н).

Ответы на отказ.

Называть слова, которыми можно
выразить согласие или отказ (П).
Называть словесные и несловесные
средства, смягчающие отказ (П).
Оценивать

степень

вежливости

отказа (П).
Моделировать этикетный диалог:
просьба–согласие–ответ

на

согласие (Н).
Моделировать этикетный диалог:
просьба–отказ–ответ на отказ (Н).
Типы текстов

Различать

повествование,

описание, рассуждение (П).

1

Объяснять, чем они отличаются
(Н).

37

РАССУЖДЕНИЕ
Рассуждение.

Определять задачу рассуждения:

Примеры

в

объяснить, доказать (П).

3

рассуждении.
Ссылка

Называть части рассуждения (Н).
на

Вводить

правило, закон.
Точные

в

рассуждение

убеждающие примеры (Н).
и

Вводить в рассуждение ссылку на

неточные

правило, закон (Н).

объяснения.

Моделировать текст рассуждения
на темы, связанные с учебной и
внеучебной

деятельностью

учеников (Н).
Различать

точные

и

неточные

рассуждения (Н).
ОПИСАНИЕ
Описание,

Определять тему, основную мысль

признаки

описания (Н).

2

предмета.
Описание

Описывать
в

предмет,

хорошо

знакомый

животное,

подчиняя

объявлении,

описание его основной мысли (Н).

загадки-

Определять

описания,

описательный фрагмент (Н).

сочини

Сочинять загадку, в основе которой

загадку.

лежит описание (Н).

НЕВЫДУМАННЫЙ РАССКАЗ
Было
придумано,

или
2

38

в

тексте

его

части рассказа.

Анализировать

Хочу

рассказ

вам

рассказать.

о

невыдуманный
случае,

который

произошёл с рассказчиком (Н).
Определять

части

рассказа,

соответствие его содержания и
речевого

оформления

речевой

задаче рассказчика (Н).
Реализовывать рассказ о случае из
своей жизни (Н).
ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ
Чему

мы

Реализовывать

научились на

изученные

типы

текстов, речевые жанры (П).

1

уроках

Разыгрывать риторические игры

риторики?

(П).

3 класс
(68 часов из расчёта 2 часа в неделю)

Тема урока

Дата

Количес Основные виды учебной деятельности

пла фак тво
н

т

учащихся:

часов

(Н)

–

на

необходимом

уровне, (П) – на программном уровне

ОБЩЕНИЕ (I часть – 34 часов)
НАУКА РИТОРИКА
Проверь

себя.

Рассказывать

8

о

науке

риторике,

её

Что мы помним о

задачах, значении в жизни людей и т.д.

речевой

(П).

ситуации. Твои

Называть свои речевые роли в разных
ситуациях общения (П).
39

речевые

роли.

Приводить примеры успешного общения

(Повторение.)

в жизни

людей и в

литературных

С какой целью?

произведениях (П).

Зачем?

Анализировать свою и чужую речь (в

(Задачи

летний период) с помощью анкеты (П).

общения.)

Называть задачи общения (Н).
Называть некоторые коммуникативные
профессии (Н).
Анализировать высказывание с точки
зрения его соответствия речевой задаче
(Н).
Реализовывать высказывание с учётом
коммуникативной задачи (Н).

УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ
Неподготовленн
ая

Различать

10

речь.

подготовленную

и

неподготовленную речь (П).

Подготовленная

Анализировать

примеры

речь.

неподготовленной речи (Н).

Приёмы

Называть приёмы подготовки устного

подготовки.

высказывания (П).

Говорим

Демонстрировать

подробно,

использование

кратко.

которые

уместное
приёмов

важны

с

подготовки,

точки

зрения

достижения задачи высказывания (Н).
Приводить примеры ситуаций, когда
следует говорить подробно, а когда –
кратко (П).
ПОХВАЛА (КОМПЛИМЕНТ)
40

Похвала

Оценивать похвалу с точки зрения её

2

(комплимент).

правдивости

и

отобранных

средств

выражения (П).
Выразить похвалу и ответить на неё в
соответствии с коммуникативной
ситуацией (П).
СЛУШАЕМ, ВДУМЫВАЕМСЯ
Слушаем,

Называть задачи слушания (П).

4

вдумываемся.
Слушаем

Формулировать
по-

свою

задачу

как

слушателя в конкретной ситуации (П).

разному.

Демонстрировать

уместное

использование сигналов внимательного
слушателя (П).
Демонстрировать использование приёмов
слушания, эффективных в предложенных
риторических задачах (Н).
Оценивать

свои

особенности

как

слушателя (Н).
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ПИСАТЬ
Читаем учебные

Анализировать

6

роль

различных

тексты.

выделений в учебных текстах (П).

Учимся писать,

Перерабатывать прочитанный учебный

редактировать.

текст, определяя его тему, основную

Как

мысль, составляя план (П).

исправить

текст?

Объяснять, зачем нужно исправлять текст

(Правка текста.)

(П).
Называть

некоторые

приёмы

редактирования (вставка; замена слова,

41

словосочетания

и

т.д.;

исключение

ненужного и т.д.).
Вносить правку в свой и чужой текст,
пользуясь изученными приёмами (Н).
ВЕЖЛИВОЕ ОБЩЕНИЕ
Что

такое

Давать определение вежливости (П).

4

вежливость.

Анализировать свою и чужую степень

Добрые дела –

вежливости (вежливо–невежливо–грубо)

добрые слова.

в разных ситуациях (П).
Оценивать соответствие вежливых слов
добрым делам (П).

ТЕКСТ (II часть – 34 часов)
РАЗНЫЕ ТЕКСТЫ
Проверь
Тексты

себя.

Называть признаки текста, типы текстов

4

(Н).

разные

Объяснять, чем отличаются устные и

нужны.
Диалог

письменные тексты (П).

и

монолог.

Характеризовать разные тексты с точки
зрения их коммуникативных задач, сферы
употребления (Н).
Различать диалог и монолог (П).
Анализировать диалог и монолог с точки
зрения

речевого

коммуникантов (П).
ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
Пиши

6

правильно!

42

поведения

Произноси

Объяснять, как нарушение норм мешает

правильно!

взаимопониманию, успешному общению

Употребляй

(П).

слова

Определять,

правильно!

характеризует говорящего или пишущего

как

нарушение

норм

(Н).
Демонстрировать умение пользоваться
орфографическим, орфоэпическим и
толковым словарём (Н).
ПРАВИЛА УСПЕШНОГО ПЕРЕСКАЗА
Пересказ.

8

Выбери нужное.
(Выборочный
пересказ.)
Цитата

в

пересказе.
Кратко о книге
(аннотация).
ПОЗДРАВЛЯЮ ТЕБЯ … ВАС…
Поздравляю

Анализировать структуру поздравления –

4

кого?
С

чем?

Желаю

устного и письменного (П).
Как?

Оценить поздравление с точки зрения его

кому?

соответствия

Чего? Как?
С

речевой

ситуации

(П).

Реализовывать поздравление в устной и
днём

письменной форме с праздником (с днём

рождения!

рождения, успехом и т.д.) и отвечать на

С Новым годом!

устное поздравление (П).

С праздником 8
Марта!
43

УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ
Рассуждение,
вывод

Анализировать

4
в

известные

структуры

рассуждений, в том числе рассуждение с

рассуждении.

выводом (П).

Правило

и

Объяснять роль правила и цитаты в

цитата

в

рассуждении (П).

доказательстве.

Моделировать рассуждения, пользуясь
правилами

и

цитатами

как

доказательствами (П
ЧТО ОБЩЕГО – ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ
Сравни и скажи.

Анализировать сравнительные описания,

6

их структуру (Н).

Правила
сравнения.

Называть правила сравнения (П).

Как

строятся

Реализовывать сравнительные описания

сравнительные

сходных предметов, понятий с учётом

тексты.

задачи сравнения (П).
Определять

способ

сравнительного
последовательное

построения
описания:

или

параллельное

сравнение (П).
Реализовывать сравнительное описание
разными способами
(П).
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
Риторический

Реализовывать изученные типы текстов,

2

праздник.

речевые жанры (П).
Разыгрывать риторические игры (П).

44

4 класс
(68 часов из расчёта 2 часа в неделю)

Тема урока

Дата

Коли

Основные виды учебной деятельности

-

учащихся: (Н) – на необходимом уровне,

честв (П) – на программном уровне
о
часов
ОБЩЕНИЕ
Речевая

4

Называть компоненты речевой ситуации

ситуация.

(П).

Учитывай, с кем,

Объяснять, почему их нужно учитывать для

почему, для чего

того, чтобы общение было успешным (П).

…ты общаешься.

Анализировать и оценивать свои и чужие
успехи и неудачи в общении (П).
Определять вид общения по его основной
задаче: сообщить, запросить информацию,
обменяться информацией; поддержать
контакт и т.д. (П).

Улыбнись

Объяснять значение улыбки как средства

улыбкою своею

для установления и поддержания контакта,

(улыбка

выражения

как

45

доброжелательного

и

важное

внимательного отношения к собеседнику

несловесное

(П).

средство

Демонстрировать уместное использование

общения).

улыбки в разных ситуациях общения (П).

Особенности

4

Называть

словесные

и

несловесные

говорения.

средства устной речи (П).

Речевые отрезки

Объяснять роль пауз, логических ударений

и паузы.

(П).
Определять

уместность

употребления

несловесных средств при устном общении
(П).
Демонстрировать уместное употребление
несловесных средств (П).
Успокоить,

4

Называть этикетные формулы утешения

утешить словом.

(П).

Утешить

Реализовывать этикетный жанр утешения в

–

помочь, утешить

зависимости от речевой ситуации (П).

– поддержать.

Определять ситуации, необходимость и
возможности утешения не только словом,
но и делом (П).

Какой

я

2

Оценивать себя как слушателя (П).

2

Оценивать себя как читателя (П).

6

Моделировать

слушатель.
Я – читатель.
ТЕКСТ
Типы текстов.

рассуждение,

Яркие признаки

повествование, описание на одну и ту же

текста.

тему в зависимости от предложенных

Абзацные

начальных и конечных предложений –

отступы,

абзацев (П).
Называть признаки текста (П).
46

завершающий

Подбирать

абзац.

(абзацы) к незавершённым текстам (П).

Запрет-

2

завершающие

Анализировать

жанр

предложения

запрета,

его

предостережени

соответствие речевой ситуации (П).

е,

–

Реализовывать жанр строгого и мягкого

и

запрета в зависимости от ситуации общения

запрет

строгий
мягкий.
Знаки
нас,

(П).
вокруг

4

дорожные

Объяснять

значение

школьникам

знаков,

известных

роль

знаков

в

знаки.

современной жизни (П).

Знаки-символы и

Различать знаки-символы и знаки-копии

знаки-копии.

(П).

Опорные

4

Называть языковые знаки (П).

конспекты.

Составлять

опорный

Составляем

услышанного и прочитанного в форме

опорный

таблицы,

схемы;

конспект.

принятых

и

с

конспект
использованием

придуманных

символов,

рисунков (Н).
Воспроизводить по опорному конспекту
услышанное и прочитанное (Н).
Описание

–

2

Различать описания разных стилей (П).

деловое и

Реализовывать

художественное.

стилей (П).

Вежливая

Анализировать оценочное высказывание с

оценка.

точки

зрения

вежливости (П).

47

описания

его

двух

разных

убедительности

и

Вежливо и убедительно оценивать чужую
работу, характер и т.д. (П).
Скажи

мне,

6

Выделять

вступление,

тезис,

почему;

доказательства, вывод, заключение (если

аргументы

все эти части есть) в рассуждении (П).

(рассуждение).

Анализировать

Во-первых,

во-

рассуждении,

убедительность

в-

доказательств

(П).

вторых,

и

вывод

в

Реализовывать рассуждение с несколькими

третьих …
Вступление

факты

доказательствами (П).

и

заключение.
РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ
Словарная

4

статья.

Анализировать словарную статью (П).
Реализовывать словарную статью к новым
словам (Н).

Рассказ.

4

Хочу рассказать.

Анализировать

типичную

структуру

рассказа (П).
Рассказывать

(устно

и

письменно)

о

памятных событиях жизни (П).
Служба
новостей,

8
что

Отделять информацию о самом событии и
отношение

автора

к

особенности

событию

такое

Называть

информация.

речевого

Газетная

жанров

информация,

Анализировать информационные жанры,

факты, события

их соответствие речевой задаче и жанровым

и отношение к

особенностям

ним.

Реализовывать хронику, информационную

оформления

содержания

(П).
и

информационных
(П).

(П).

заметку в газету, подпись под фотографией
48

Информационны

в зависимости от коммуникативной задачи,

е

адресата и т.д. (П).

жанры:

хроника,
заметка.
Подпись

под

фотографией.
ОБОБЩЕНИЕ
Говорю,

пишу,

8

Приводить примеры связи используемых

читаю, слушаю.

людьми видов речевой деятельности (П).

Речевые жанры.

Называть изученные речевые жанры (П).

Этикетные

Приводить примеры жанров и ситуаций, в

жанры и слова

которых они используются (П).

вежливости.

Называть этикетные речевые жанры (П).

Этикетные

Разыгрывать этикетные диалоги по всем

диалоги,

изученным в 1–4-м классах жанрам (П).

речевые

Оценивать свои речевые привычки (П).

привычки.

Формулировать

правила

эффективного

общения (П).
Объяснять роль вежливого, тактичного
взаимодействия

для

решения

коммуникативных задач (П).

Формы реализации программы
Форма

организации

работы:

индивидуальная
Теоретические занятия:
- Беседы
- Сообщения
- Просмотр видеоматериала
Практические занятия:
49

коллективная,

групповая

и

- Конкурсы
- Праздники
- Викторины
- Игры

2. Комплекс организационно - педагогических условий

2.2. Условия реализации программы
Таблица 2.2.1.
Аспекты

Характеристика (заполнить)
Учебный кабинет площадью 48м2 , компьютер,
мультимедийный

Материально-техническое
обеспечение

проектор,

проекционный;
аудиторная доска;
Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в
рассказах

и

рисунках:

рекомендации.
-аудио
Информационное

- видео

обеспечение

- фото
- интернет источники

Кадровое обеспечение

Учитель начальных классов

2.3. Формы аттестации
Формами аттестации являются:


Творческая работа



Соревнования



Конкурс

экран

50

Методические



Выставка



Выступления

2.4. Оценочные материалы
Таблица 2.4.1.
Показатели

качества Методики

реализации ДООП
Уровень

развития

творческого Методика «Креативность личности» Д.

потенциала учащихся
Уровень

развития

Джонсона
социального Тест «Уровень социализации личности»

опыта учащихся

(версия Р.И.Мокшанцева)
«Организация

и

Уровень сохранения и укрепления здоровьесберегающей
здоровья учащихся

оценка
деятельности

образовательных учреждений» под ред.
М.М. Безруких
теоретической Беседа. тестирование

Уровень

подготовки учащихся
Уровень

удовлетворенности Изучение удовлетворенности родителей

родителей

предоставляемыми работой образовательного учреждения

образовательными услугами
Оценочные

материалы

конкретно

по

соответствии

(указать

предметам
с

(методика Е.Н.Степановой)

в Творческие работы, участие в выставках,

формами конкурсах

аттестации)
2.5. Методические материалы
Методы обучения:


Словесный



Наглядный



Объяснительно-иллюстративный



Репродуктивный
51



Частично-поисковый



Исследовательский



Игровой



Проектный

Формы организации образовательной деятельности:


Индивидуальная



ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность - диалоги;



Индивидуально-групповая



Групповая



Практическое занятие



Беседа



Выставка



Игра

Педагогические технологии:


Технология индивидуального обучения



Технология группового обучения



Технология коллективного взаимодействия



Технология модульного обучения



Технология дифференцированного обучения



Технология проблемного обучения



Здоровьесберегающая технология

Дидактические материалы:


Раздаточные материалы



Инструкции
2.6. Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального

общего образования.
2. Журнал «Начальная школа»
52

3. Г.С. Ковалева, О.Б. Логинова. Планируемые результаты начального

общего образования.
4. А. Г. Асмолов. Как проектировать универсальные учебные действия в

начальной школе. От действия к мысли.
5. Т.А. Ладыженская , Т.А. Сорокина , Р.И. Никольская. Программа

курса «Речь и культура общения»
 Ладыженская

Т.А.,

Ладыженская

Н.В.

Детская

риторика.

Методические рекомендации для учителя. – М. : Баласс; Ювента, 2012.
 Речевые уроки. Книга для учителя начальных классов / Т.А.
Ладыженская, Р.И.Никольская, Г.И.Сорокина и др/. – М. : просвещение, 1994.
6. Л. Е. Стрельцова, Н. Д. Тамарченко. Мастерская слова.
7. В. В. Волина. Занимательное азбуковедение.
8. О. В. Джежелей. Хрестоматия для начальной школы.

53


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».