программа храмоведение

Содержание
Пояснительная записка………………………………………………..…..3стр
Содержание программы…………………………………………………….6стр
Нормативно-правовые основания для проектирования структуры
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ…7стр
Тематическое планирование…………………………………………….....9стр
Воспитание………………………………………………………………….11стр
Форма контроля и оценки достижений……………………………………12стр
Список литературы…………………………………………………………13стр

2

Пояснительная записка
«Устройство православного храма и богослужение. Храмоведение»
1.1Социально-гуманитарной направленности
1.2 Программа кружка разработана на 2 год занятий с детьми 7-10лет и рассчитана
на поэтапное освоение материала на занятиях ДО
1.3 Актуальность программы связана с острой необходимостью духовнонравственного воспитания современных детей, начиная с младшего школьного
возраста
1.4 Программа по курсу «Устройство православного храма и богослужение»
разработана на основе «Стандарта учебно-воспитательной деятельности,
реализуемой в православных гимназиях и воскресных школах Русской Православной
Церкви, на территории РФ», является одним из предметов ДО в начальной школе.
Рекомендовано Отделом религиозного образования и катехизации Русской
Православной Церкви.
Программа составлена на основе УМК «Вертоград» и на основе учебнометодического комплекта «Вертоград», автор Захарова Л.А.
Задача курса- не просто сообщение знаний о Боге и Церкви, а прежде всего
введение ребенка в храм,в жизнь Церкви как одной большой семьи.
Данная программа рассчитана на обучающихся начальной ступени и
реализуется за два год обучения.
1.5 Формы.
Для активизации познавательной деятельности используются нетрадиционные
формы проведения занятий: игра, путешествие, практические занятия в
библиотеке,

исследование,

экскурсия,

праздники,

конкурсы,

викторины;

следующие формы работы: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
Методы.
Для реализации программы используются следующие методы:
3

методы активного обучения (проблема, проблемный вопрос, проблемная
ситуация, дискуссия, мозговой штурм);
словесные (беседа, рассказ, сообщение, объяснение,
диалог); наблюдения (зарисовки, записи, фотографирование,
экскурсии); исследовательский (проведение исследования, оформление
результатов);информационные (работа с библиотечным фондом и электронными
носителями, посещение библиотеки, поиск материала в Интернете);
практические (оформление документов, таблиц, буклетов, презентаций);
наглядность (фотографии, презентации, схемы, таблицы)
оценивания процесса выполнения (формирующее оценивание, подведение итогов
работы над проектом);
стимулирования и мотивации (убеждение, пример, поощрение размещение работ
учеников на сайте класса, в сетевых региональных проектах, публикации в СМИ).
режим занятий.

2. Цели преподавания курса «Богослужения и устройство православного
храма»
Преподавание курса «Богослужения и устройство православного храма»
направлено на достижение следующих целей:
- формирование основ православного мировоззрения, осмысление жизни

в

свете Божественного откровения
-

привитие навыков личной духовной

жизни через обучение

молитве,

христианскому благочестию, участие в Таинствах.
- введение детей в жизнь Церкви, привитие навыков общественной духовной
жизни через участие в богослужениях, посильных храмовых послушаниях.
- формирование представлений о добре и зле

4

-

воспитание любви к ближнему, уважению и послушанию родителям,

патриотизма

как

любви

к

Отечеству

земному, бережному

отношению

к

окружающему миру как творению Божию.
Результаты изучения «Устройство православного храма и богослужение»:
предметные результаты:
–– свободно ориентироваться и действовать в храмовом пространстве во время
богослужений и вне богослужебного времени;
–– отличать облачение священнослужителей, знать название священных сосудов и
церковной утвари;
–– знать смысл некоторых Церковных Таинств;
–– осознавать важность поста какдобродетельного пути к Богу;
–– уметь рассказывать о церковных праздниках;
–– объяснять следующие понятия: мир как творение Божие, Бог – Троица, Церковь
как семья, храм, Евангелие (значение слова), Таинства, двунадесятые праздники,
благословение священника, родителей;
–– осознанно приступать к Таинству Исповеди;
–– оценивать свои поступки и поступки людей, исходя из понятий христианской
нравственности.
личностные результаты изучения:
–– приобретение начального опыта личного аскетизма и добродетели (Богообщения
и жертвенного служения людям);
–– любовь к Родине, её святыням и культуре, формирование исторической памяти;
–– благоговейное отношение к святыням Православной Церкви;
–– отношение к миру как дару Божьему, который нужно беречь и преумножать;
–– осознание присутствия Божия в собственной жизни и в мире;
–– усвоение норм христианской нравственности на уровне поступка и поведения.
Метапредметные
-умение извлекать духовный и нравственный смысл из общих знаний;

5

-развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере
в контексте православного мировосприятия;
-умение анализировать и духовно осмысливать прочитанные тексты.
- осмысленное участие в Богослужении
2.2 По данной программе проводится по два занятия в неделю продолжительностью
45 минут
Расписание занятий составляется с учетом климатических условий, режима работы
общеобразовательного учреждения. Наполняемость группы не превышает 20
человек
2.3 Содержание программы всего 136 часов
Форма работы на уроках групповая
1. Основные понятия о Боге,
о молитве.- 10 часов
2. Церковный год (Годовой
круг богослужения).- 40 часов
3. Церковная жизнь.-20часов
О посте.
Церковь. Храм. Соборная молитва.
О священниках, благословении,
священнических облачениях.
Наши Небесные покровители: АнгелХранитель и тезоименитый святой.
4. Устройство храма.-20часов
5. Богослужение -25 часва
Краткий разбор вечерни, утрени, Литургии.
6. Таинства -15часа
7.Наши небесные покровители -6 часов
6

Нормативно-правовые основания для проектирования структуры
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
1. Конституция Российской Федерации
2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российский
Федерации»
3. Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (ред. от 14.07.2022 г.)
4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р)
5. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей и признании утратившим
силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р» (вместе с
«Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года»)
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации РФ от 27.07.2022 г. №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
11. Приказ Минтруда России от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых»
13. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114
«Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества
условий
осуществления
образовательной
деятельности
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность
по
основным
общеобразовательным программам, образовательным программам среднего
профессионального образования, основным программам профессионального
обучения, дополнительным общеобразовательным программам»
14. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного
врача РФ от 28.09.2020 г. № 28
15. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242
«Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» разработанные
Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный
7

педагогический университет», ФГАУ «Федеральный
образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.)

институт

развития

18. Приказ Министерства образования Тверской области от 23.09.2022 г. №939/ПК
«Об утверждении Регламента проведения независимой оценки качества
дополнительных образовательных программ в Тверской области».
Тематическое планирование
№

Тема урока

Количество часов

Раздел 1. Основные понятия

10

1-5

Бог есть Любовь. Иисус Христос Спаситель мира.

5

6-10

Молитва – беседа с Богом

5

Церковный год

40

11-14

Богородичные праздники

4

15-18

Рождество Христово. Стретение
Господне

4

19-22

Крещение Господне

4

23-26

Преображение Господне

4

27-30

Вход Господень в Иерусалим. Страстная
седмица. Тайная вечеря

4

31-34

Воскресение Христово (Пасха). Кто
может жить в раю?

4

35-38

Вознесение Господне. Сошествие Святого 4
Духа на апостолов. Рождение церкви.

39-42

Успение Пресвятой Богородицы.

4

43-46

Воздвижение Креста.

4

47-50

Покров Пресвятой Богородицы

4
8

Раздел 3. Церковная жизнь

20

51-55

Пост- к святой жизни мост

5

56-60

Церковь.Храм .Соборная молитва

5

61-65

Священники – приемники апостолов

5

Благословение.
66-70

Ризы спасения. Одежды веселия
Раздел 4.

Устройство храма

71-74- Внешнее устройство храма

5
20
4

75-78

Внутреннее устройство храма

4

79-82

Икона

4

83-86

Иконостас – священная история в
красках

4

87-90

В алтаре:
престол,жертвенник,богослужебные
предметы.

4

Раздел 5. Богослужение

25 часов

91-98

Всенощное бдение. Вечерня.

8

99107

Всенощное бдение. Утреня

9

108115

Литургия

8

Раздел 6. Таинства

15

116120

Таинства Крещения и Миропомазания.

5

121125

Таинства Покаяния и Причащения.

5

126130

Таинства Священства, Венчания,
Соборования.

5

9

Наши небесные покровители

6

131133

Святитель Тихон и Торопецкие
новомученики.

3

134136

Церкви города Торопца. Какие они?

3

3. Воспитание
Курс «Храмоведение» призван помочь в достижении следующих воспитательных
целей: - заложить основы православного мировоззрения и мировосприятия; привить воспитанникам навыки христианского благочестия: научить правильно и
благоговейно совершать крестное знамение, брать благословение священника,
благоговейно держать себя в храме; - пробудить в воспитанниках стремление
применять полученные знания и навыки в повседневной жизни
Цель внедрения Стандарта учебно-воспитательной деятельности –
систематизировать учебно-воспитательную деятельность в школах имеющих
религиозный компонент при
приходах Русской Православной Церкви, повысить качество религиозного
образования и воспитания.
Задачи Стандарта учебно-воспитательной деятельности:
организация системного изучения православной веры, религии и культуры;•
воцерковление, привитие навыков христианского благочестия;•
формирование духовной и нравственной ответственности у подрастающего
поколения;
формирование таких добродетелей, как послушание, терпение, целомудрие,•
смирение и др.;
воспитание православного сознания и поведения человека, отношения к Богу,•
миру и социуму;
изучение, сохранение и развитие национальных культурно-исторических•
10

традиций;
формирование уважительного отношения к представителям другой культуры,•
национальности, религии;
воспитание человека, способного к благотворительности, милосердию и•
состраданию;
воспитание жертвенного служения и любви на примере жизни и подвига•
святых;
формирование сознания единства прав, обязанностей и нравственного•
достоинства человека; взаимосвязи духовного, нравственного, гражданского и
патриотического воспитания;
раскрытие понятия свободы как неподвластности греху, в соотношении•
понятий свободы выбора и свободы от зла (из «Основ Социальной Концепции
Русской Православной Церкви» о достоинстве, свободе и правах человека);
повышение педагогической компетентности родителей (законных
представителей детей), стремящихся воспитывать своих детей в православной
традиции, содействие сплочению родителей (законных представителей детей) и
педагогов в процессе воспитания детей.

Форма контроля и оценки достижений
Для получения промежуточных и итоговых результатов по вероучительному
предмету «Устройство православного храма и богослужение» используются такие
формы контроля и оценки, как собеседование, тестирование после изучения курса, а
также защита подготовленных воспитанниками творческих работ (презентаций,
проектов).

4Список литературы
Для педагога
11

Богослужение и устройство православного храма. Захарова Л.А Книга для

1.

чтения. Рекомендовано Отделом религиозного образования и катехизации Русской
Православной Церкви. Номер ОРОиК РПЦ 15-025-001.

Допущено к

распространению Издательским советом РПЦ ИС Р19-834-3616.
Богослужение и устройство православного храма. Рабочая тетрадь. Захарова

2.

Л.А. Рекомендовано Отделом религиозного образования и катехизации Русской
Православной Церкви. Номер ОРОиК РПЦ 15-025-001.

Допущено к

распространению Издательским советом РПЦ ИС Р19-834-3616.
Богослужение и устройство православного храма. Захарова Л.А.

3.

Методическое пособие для учителя. . Рекомендовано Отделом религиозного
образования и катехизации Русской Православной Церкви. Номер ОРОиК РПЦ 15025-001.

Допущено к распространению Издательским советом РПЦ ИС Р19-834-

3616.
Для учащихся и родителей
4.

УМК «Вертоград» рабочая тетрадь Храмоведение. Допущено к

распространению Издательским Советом РПЦ ИС 12-202-0081. Допущено Отделом
религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви ОРОиК
РПЦ 11-014-014
5.

УМК «Вертоград» рабочая тетрадь Православный иконостас. Допущено к

распространению Издательским Советом РПЦ ИС 12-202-0081. Допущено Отделом
религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви ОРОиК
РПЦ 11-014-014
6.

Православные святыни Тверской земли (3части)

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».