Юные туристы 2024-2025 уч.год

Информационная карта программы
общеобразовательная
Наименование программы дополнительная
общеразвивающая
программа
«Юные
туристы»
Направленность
туристско-краеведческая
Разработчики программы МБОУ Торопецкая гимназия имени
патриарха Тихона
Общий объем программы 272 часа
в часах
Форма реализации
очная
Целевая
категория обучающиеся в возрасте 7 – 17 лет
обучающихся
программа
направлена
на
социальную
Аннотация программы
адаптацию, профессиональную ориентацию,
физическое развитие обучающихся. Обучение
позволяет своевременно сформировать и
реализовать в той или иной степени
новообразования подросткового возраста:
становление мировоззрения, нравственных
убеждений, принципов и идеалов, потребность
в самоутверждении, в общении, формирование
самооценки и самоанализа, развитие волевых
качеств, стремление к самостоятельности
освоения
образовательной
Планируемые результаты результатом
программы
являются
качественные
и
реализации программы
количественные
изменения
параметров
личностного
развития,
включающего
когнитивный (наличие системы специальных
знаний
по
туризму
и
краеведению),
практический (техническая, тактическая и
физическая подготовка), коммуникативный
(способность
к
эффективному
межличностному
взаимодействию),
мотивационно-волевой (наличие мотивов к
занятиям, готовность к осуществлению
конкретного вида деятельности, моральноволевая
подготовка)
и
рефлексивный
компоненты (способность к личностной
рефлексии)

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

«Юные туристы» разработана в соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом
Минпросвещения России от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам», письмом Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г.
№ 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного
образования детей», письмом Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О
направлении информации» вместе
проектированию

дополнительных

с

методическими рекомендациями по

общеразвивающих

программ

(включая

разноуровневые программы).
Направленность программы – туристско-краеведческая. Программа
направлена на всестороннее формирование личности ребенка, совершенствование
его интеллектуального, духовного и физического развития. Обучение по данной
программе создает условия для вовлечения школьников в занятие массовыми
видами спорта, приобщения к здоровому образу жизни, развитию патриотических
настроений. Детско-юношеский туризм является одной из наиболее эффективных
оздоровительных технологий, способствующих формированию здорового образа
жизни человека и общества в целом, что имеет большое государственное значение
в воспитании подрастающего поколения.
Новизна

программы

обусловлена

тем,

что

дополнительная

общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные туристы» реализуемая
на базе ЧОУ Торопецкой гимназии имени патриарха Тихона, предоставляет
возможность организовать образовательный процесс на основе установленных
федеральным оператором требований, сохраняя основные подходы и технологии в
организации образовательного процесса. В тоже время, педагог может наполнять
программу содержанием в зависимости от имеющихся в Тверской области
возможностей.

Актуальность программы обусловлена тем, что туристско-краеведческая
деятельность является одним из направлений дополнительного образования,
выступает комплексным средством всестороннего развития личности, ее
эффективной самореализации в обществе. Сегодня очень высок уровень опасности
возникновения природных чрезвычайных ситуаций. Способность адекватно
взаимодействовать с окружающими людьми в различных, в том числе и
экстремальных ситуациях – важнейший навык не только для участника
туристического похода, но и для каждого гражданина. Кроме того, программа дает
начальные знания по профессии спасатель, пожарный, инженер по технике
безопасности, что может стать определяющим в выборе обучающимся своей
будущей профессии.
Разнообразные формы деятельности обеспечивают комплексный характер в
обучении, воспитании и оздоровлении детей, в ней заложены широкие
возможности

для

творческой

самодеятельности

-

спортивной,

научной,

художественной, технической, социальной и др.
Цель реализации программы: развитие личности ребенка посредством
туристской деятельности.
Задачи программы:
Обучающие:


освоение и совершенствование туристско-краеведческих знаний,

умений и навыков, в том числе и навыков безопасного проведения туристских
мероприятий;


формирование практических навыков жизнедеятельности в условиях

природной среды;


отработка оказания первой помощи пострадавшему;



формирование потребности и умения самостоятельно заниматься

физическими упражнениями и туристской деятельностью, сознательно их
применять для поддержания своего здоровья и здорового образа жизни;



приобретение необходимых знаний в области краеведения, географии,

туризма, истории Тверского края, организации туристских соревнований и
действий в экстремальных ситуациях.
Развивающие:


стимулирование профессионального самоопределения;



формирование

эмоционально-ценностного

отношения

к

окружающему миру (природа, животные, человек);


формирование культуры межличностного общения;



овладение рефлексивными навыками;



развитие чувства товарищества и взаимопонимания.

Воспитательные:


воспитание нравственных качеств личности;



формирование ценностей здорового образа жизни;



формирование экологической культуры;



воспитание гражданской идентичности.

Отличительной особенностью данной программы является использование
разнообразных методов работы, комплексность содержания. Занятия туристскокраеведческой деятельностью развивают у детей нравственные качества, такие как
коллективизм, честность, трудолюбие. Самостоятельная подготовка маршрута,
снаряжения и обработка походных материалов формирует чувство ответственности
перед коллективом за результаты своей работы. Изучение истории, природы и
культуры родного края – это важнейшее средство культурно- патриотического
воспитания.
Функции программы:
Образовательная функция заключается в организации обучения детей
основам туризма, проведения

туристских соревнований и поведению в

экстремальных ситуациях природного характера, в применении и развитии
полученных знаний для самосовершенствования и самопознания.

Компенсаторная

функция

программы

реализуется

посредством

чередования различных видов деятельности детей, характера нагрузок, темпов
осуществления деятельности.
Социально-адаптивная функция программы состоит в том, что в ходе ее
реализации ребенок отрабатывает навыки взаимодействия с другими участниками
программы, преодолевая проблемно-конфликтные ситуации, переживая успехи и
неудачи, вырабатывает индивидуальный способ самореализации, успешного
существования в реальном мире.
Адресат программы. Программа предназначена для детей в возрасте от 7 до
17 лет, без ограничений возможностей здоровья. Количество обучающихся в
группе:
1 группа – от 7 до 11 лет (23 человека)
2 группа – от 12 до 17 лет (22 человека)
При организации учебных занятий используются следующие методы
обучения:
По внешним признакам деятельности педагога и учащихся:


словесный – беседа, лекция, обсуждение, рассказ, анализ;



наглядный – просмотр видеофильмов, показ презентаций;



практический – самостоятельное выполнение заданий.

По степени активности познавательной деятельности учащихся:


объяснительно-иллюстративные

–

учащиеся

воспринимают

и

усваивают готовую информацию;


репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и

освоенные способы деятельности;


исследовательский

– овладение учащимися методами научного

познания, самостоятельной работы.
По логичности подхода:


аналитический – анализ этапов выполнения заданий.

По критерию степени самостоятельности и творчества в деятельности
обучающихся:



объяснительно-иллюстративный

– учащиеся получают знания в

«готовом» виде через лекции и учебную или методическую литературу;


частично-поисковый

–

учащиеся

самостоятельно

либо

под

руководством педагога ищут решения познавательных задач.
Возможные формы проведения занятий:


на этапе изучения нового материала – лекция, рассказ, демонстрация,



на этапе практической деятельности – беседа, дискуссия, мастер-

игра;
класс;


на этапе освоения навыков – практическое занятие, игра-путешествие;



на этапе проверки полученных знаний – соревнование, поход.

Режим занятий: занятия проводятся
1 группа – 2 часа в неделю
2 группа – 2 часа в неделю.
Ожидаемые результаты:
Личностные результаты:


формирование установки на здоровый образ жизни;



эмоционально-ценностное восприятие природы;



развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в

разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы
из спорных ситуаций;


освоение начальных форм личностной рефлексии и умения критически

оценивать продукты своей деятельности;


развитие самостоятельности и личной ответственности за свои

поступки.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:


соотнесение целей с возможностями;



умение ставить цель и организовывать её достижение;



освоение способов решения проблем в жизненных ситуациях;



распределение функций между участниками группы;



поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Познавательные универсальные учебные действия:


умение получать и структурировать необходимую информацию;



умение задавать вопросы;



умение получать помощь



умение устанавливать аналогии, причинно-следственные связи.

Коммуникативные универсальные учебные действия:


умение высказывать собственное мнение;



умение вести диалог;



умение разрешать конфликты;



умение

планировать

учебное

сотрудничество

с

педагогом

и

сверстниками.
Компетентностный подход реализации программы позволяет осуществить
формирование у обучающегося как личностных, так и профессиональноориентированных компетенций через используемые формы и методы обучения,
нацеленность на практические результаты.
В процессе обучения по программе у обучающегося формируются:
универсальные компетенции (SoftSkills):


умение работать в команде, обеспечивать эффективное распределение

задач;


наличие высокого познавательного интереса;



умение ориентироваться в информационном пространстве;



умение ставить вопросы, связанные с организацией соревнований,

слетов, выбирать наиболее эффективные решения задач в зависимости от
конкретных условий;


наличие критического мышления;



готовность и способность применения теоретических знаний в сфере

туризма и краеведения и реальном мире;


способность

правильно

организовывать

время

для достижения

поставленных целей.
предметные компетенции (HardSkills):
В результате освоения программы, обучающиеся должны знать:


особенности природы, историю и основные достопримечательности

региона, его географическое положение;


правила поведения на природе;



правила проведения туристских соревнований;



основы проведения спасательных работ.

В результате освоения программы, обучающиеся должны уметь:


применять на практике основы техники туризма;



применять

для

решения

учебных

задач

информационные

телекоммуникационные технологии;


организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей

учебно-познавательной деятельности.
В результате освоения программы, обучающиеся должны владеть:


техникой и тактикой пешеходного туризма;



навыками ориентирования на местности;



основными приемами, связанными с действиями и выживанием в

экстремальных условиях в природной среде.

и

Воспитательный компонент
Воспитательные:


воспитание нравственных качеств личности;



формирование ценностей здорового образа жизни;



формирование экологической культуры;



воспитание гражданской идентичности.

Туристско-краеведческое направление программы помогает воспитывать
любознательную,

ответственную,

целеустремлённую,

трудолюбивую

и

самостоятельную личность, чувство любви к родному краю, бережливого
отношения к природе.

Воспитательная работа
Учебно-воспитательный процесс требует от учащегося школы в основном
умственного напряжения, в то время как биологическая сущность ребенка
направлена на активную физическую деятельность и непосредственное познание
окружающего его мира. С этой точки зрения исключительно большими
потенциальными возможностями обладает специально организованная туристскокраеведческая образовательная деятельность.
Туристско-краеведческая

педагогическая

деятельность

предполагает

воспитание человека, ведущего здоровый образ жизни, обладающего общей
культурой, познавательной, творческой и социальной активностью, хорошими
коммуникативными качествами, психологической устойчивостью.
Одна из основных задач учреждений дополнительного образования личностное развитие детей.
Воспитательная

работа

направлена

на

формирование

патриотизма,

нравственных качеств в сочетании с волевыми, серьезное, грамотное отношение к
безопасности собственной и товарищей, экологическую грамотность, бережное

отношение и любовь к природе, эстетические чувства прекрасного, аккуратность,
трудолюбие.
Работа с детьми проводится как на учебном занятии, так и в походах
выходного дня, а на третьем году обучения в выездных палаточных лагерях, с
использованием воспитательных средств:
- атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;
- дружный коллектив;
- система морального стимулирования;
- личный пример и педагогическое мастерство педагога;
Основные воспитательные мероприятия:
- проведение тематических праздников, конкурсов, игр, викторин и т.д.;
- встречи с интересными людьми;
- трудовые сборы и субботники;
- привлечение учащихся к посильной помощи в проведении мероприятий;
- совместные экскурсии на выставки, в музеи, на предприятия города,
туристские походы и т. д.
- коллективный просмотр видеофильмов
Мониторинг образовательных результатов.
Система отслеживания, контроля и оценки результатов обучения по данной
программе имеет три основные критерия:
1. Надежность знаний и умений – предполагает усвоение терминологии,
способов и типовых решений ситуаций в ходе походной и соревновательной
деятельности.
2. Сформированность личностных качеств – определяется как совокупность
ценностных ориентаций в туристско-краеведческой деятельности, отношения к
выбранному виду деятельности, понимания значимости этой деятельности для
общества.
3. Готовность к продолжению обучения в сфере туризма определяется как
готовность к соревновательной и публичной деятельности.

Способы определения результативности реализации программы и
формы подведения итогов реализации программы.
В процессе обучения проводятся разные виды контроля результативности
усвоения программного материала.
Текущий контроль проводится на занятиях в виде наблюдения за успехами
каждого обучающегося, процессом

формирования

компетенций. Текущий

контроль успеваемости носит безотметочный характер и служит для определения
педагогических приемов и методов для индивидуального подхода к каждому
обучающемуся, корректировки плана работы с группой.
Периодический контроль проводится по окончании изучения каждой темы.
Конкретные задания разрабатывает педагог с учетом возможности проведения
анализа

процесса

формирования

компетенций.

Периодический

контроль

проводится в виде педагогического анализа результатов тестирования, зачетов,
опросов, выполнения учащимися диагностических заданий, участия обучающихся
в мероприятиях (соревнованиях, слетах), активности обучающихся на занятиях и
т.п.
Итоговый
результатов

контроль

выполнения

проводится
учащимися

в

виде

педагогического

диагностических

заданий,

анализа
участия

обучающихся в мероприятиях (соревнованиях, слетах). Формами оценивания
освоения программы являются результаты участия в соревнованиях различного
уровня.
Критерии оценивания приведены в таблицах 1, 2.

Таблица 1.
Критерии оценивания сформированности компетенций SoftSkills и
HardSkills
Уровень
1
уровень
недостаточный
2
уровень

Описание поведенческих проявлений
– Обучающийся не владеет навыком, не понимает его
важности, не пытается его применять и развивать
– Обучающийся находится в процессе освоения данного

развивающийся
3
уровень
опытный
пользователь
4
уровень
продвинутый
пользователь
5
уровень
мастерство

навыка. Обучающийся понимает важность освоения
навыков, однако не всегда эффективно применяет его в
практике
– Обучающийся полностью освоил данный навык.
Обучающийся эффективно применяет навык во всех
стандартный, типовых ситуациях
– Особо высокая степень развития навыка. Обучающийся
способен применять навык в нестандартных ситуациях
или ситуациях повышенной
сложности
– Уровень развития навыка, при котором обучающийся
становится авторитетом и экспертом в среде
сверстников. Обучающийся способен передавать
остальным необходимые знания и навыки для освоения
и развития данного навыка
Таблица 2.
Критерии оценивания уровня освоения программы

Уровни
освоения
программы
Высокий
уровень
освоения
программы

Результат

Обучающиеся
демонстрирую
высокую
заинтересованность в учебной, познавательной и
творческой деятельности, составляющей содержание
программы. На итоговом тестировании показывают
отличное
знание
теоретического
материала,
практическое применение знаний воплощается в
качественный продукт
Средний
уровень Обучающиеся
демонстрируют
достаточную
освоения
заинтересованность в учебной, познавательной и
программы
творческой деятельности, составляющей содержание
программы. На итоговом тестировании показывают
хорошее
знание
теоретического
материала,
практическое применение знаний воплощается в
продукт, требующий незначительной доработки
Низкий
уровень Обучающиеся
демонстрируют
низкий
уровень
освоения
заинтересованности в учебной, познавательной и
творческой деятельности, составляющей содержание
программы
программы. На итоговом тестировании показывают
недостаточное знание теоретического материала,
практическая работа не соответствует требованиям

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной
программы «Юные туристы».
1-й год обучения
№
п/п

Тема

1.
2
3
4
5

Основы туристкой подготовки
Топография и ориентирование
Краеведение
Основы гигиены и первая помощь
Общая и специальная физическая
подготовка
Спортивные походы
Итого

6

Количество часов
всего
В том числе
теория практика
32
8
24
10
4
6
10
2
8
6
2
4
6
0
6
4
68

1
17

3
51

2.2. Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной
программы «Юные туристы».
2-й год обучения
№
п/п

Тема

1
2
3
4
5

Основы туристкой подготовки
Топография и ориентирование
Краеведение
Основы медицинских знаний
Общая и специальная физическая
подготовка
Спортивные походы
Итого

6

Количество часов
Всего
В том числе
теория практика
30
6
24
10
4
6
10
2
8
4
2
2
6
0
6
8
68

2
16

6
52

2.3. Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной
программы «Юные туристы».
3-й год обучения
№
п/п

Тема

1
2
3
4
5

Туристская подготовка
Топография и ориентирование
Краеведение
Основы медицинских знаний
Общая и специальная физическая
подготовка
Спортивные походы
Итого

6

Количество часов
всего
В том числе
теория практика
30
6
24
10
4
6
10
2
8
4
2
2
6
0
6
8
68

2
16

6
52

2.4. Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной
программы «Юные туристы».
4-й год обучения
№
п/п

Тема

1
2
3
4
5

Туристская подготовка
Топография и ориентирование
Краеведение
Основы медицинских знаний
Общая и специальная физическая
подготовка
Спортивные походы
Итого

6

Количество часов
всего
В том числе
теория практика
28
10
8
4
8

4
4
2
2
0

24
6
6
2
8

10
68

3
15

7
53

3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
«ЮНЫЕ ТУРИСТЫ»
3.1. Материально-техническое обеспечение
Программа реализуется на базе ЧОУ Торопецкая гимназия имени патриарха
Тихона.
Помещение – спортивный зал, оформленный в соответствии с профилем
проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами,
спортивная площадка, тренажерная площадка.
Для реализации программы используется: жидкостные компасы, спортивные
и учебные карты, страховочные системы, каски туристические; обычное оснащение
спортивного зала (баскетбольный щит, стойки для волейбольной сетки,
гимнастическое бревно, скамейки, канат, шведская стенка). Для многодневных
соревнований, слетов и походов: палатки туристические с тентом (каркаснодуговая) четырехместная, палатка хозяйственная, рюкзаки объемом не менее 80
литров, коврики теплоизоляционные, спальные мешки, походная посуда, костровое
оборудование.

3.2. Информационное обеспечение
Список литературы

1.

Алексеев А.А. Питание в туристском походе. 11-е изд., М. Изд-во И.

Балабанова. 2012 г. 80 стр.
2.

Балабанов И.В. Узлы [Текст] / И.В. Балабанов. – М., 2006.

3.

Из истории детского туризма в России (1918 – 2008 гг.) [Текст] /

автор-составитель Ю. С. Константинов. – М.: ФЦДЮТиК, 2008.
4.

История Тверского края. Учебное пособие. Под общ. ред. В.М.

Воробьева. Тверь, 1996.
5.

Козлова Ю.В., Ярошенко В.В. В поход с классом. М.: ТЦ Сфера, 2004.

6.

Колесникова Л.В. Спортивное ориентирование. Рабочая тетрадь. М.:

ЦДЮТур МО РФ, 2002.
7.

Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм [Текст]: Учебно-

методическое пособие / Ю.С. Константинов. – ФЦДЮТиК. – М. , 2006.
8.

Константинов Ю.С. Туристские слёты и соревнования учащихся

[Текст]: Учебно-методическое пособие / Ю.С. Константинов. – М.: ЦДЮТиК МО
РФ, 2000.
9.

Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в

туристском путешествии. М.: ЦДЮТур МО РФ, 2001.
10.

Линчевский Э., Федотов Ю. Типология и психология туризма [Текст] /

Э.Э. Линчевский, Ю. Федотов. – М.: Советский спорт, 2008.
11.

Майр Р., Найрц П. Лавины. Практический учебник [Текст] / Р. Майр, П.

Найрц. – М.: ТВТ Дивизион, 2014.
12.

Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований учащихся

«Школа безопасности» [Текст] / А.Г. Маслов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
2000.

13.

Моргунова Т.В. Обучающие и контрольные тесты по спортивному

ориентированию [Текст]: Учебно-методическое пособие / Т.В. Моргунова. – М.:
ЦДЮТиК МО РФ, 2003.
14.

Новиков А.М. Основания педагогики [Текст]: Пособие для авторов

учебников и преподавателей / А.М. Новиков. – М.: Издательство «Эгвес», 2010.
15.

Новиков А.М. Методология образования [Текст] / А.М. Новиков. –

Издание второе. – М.: «Эгвес», 2006.
16.

Новиков А.Л. Учебно-познавательные игры с элементами топографии

[Текст]: Учебное пособие / А.Л. Новиков. – М.: ЦДЮТиК, 2002.
17.

Озеров А.Г. Историко-этнографические исследования учащихся

[Текст]: Учебно-методическое пособие / А. Г. Озеров. – М.: ФЦДЮТиК, 2007.
18.

Озеров А.Г. Исследовательская деятельность учащихся в природе

[Текст]: Учебно-методическое пособие / А.Г. Озеров. – М.: ФЦДЮТиК, 2005.
19.

Оказание первой помощи пострадавшим [Электронный ресурс].

Практическое пособие. – М.: МЧС России, 2010.
20.

Остапец А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой

деятельности учащихся [Текст] / А.А. Остапец. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М. :
ЦДЮТК МО РФ, 2001.
21.

Подготовка

судей

по

спортивному

туризму [Текст]: Учебно-

методическое пособие / Автор-составитель Ю.С. Константинов. – М.: ФЦДЮТиК,
2008.
22.

Положение о Единой всероссийской спортивной классификации

[Электронный ресурс]. Утверждено приказом Министерства спорта, туризма и
молодежной политики Российской Федерации от «21» ноября 2008 г. № 48.
23.

Положение о спортивных судьях [Электронный ресурс]. Утверждено

приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской
Федерации от 27 ноября 2008 г. № 56.
24.

Правила вида спорта «спортивное ориентирование» [Электронный

ресурс]. Утверждено приказом Минспортуризма России от 02.04.2010 г. № 278. –
М., 2010.

25.

Правила вида спорта «спортивный туризм» [Электронный ресурс]:

номер – код вида спорта 0840005411Я. – М., 2013.
26.

Расторгуев М. Узлы и оборудование дистанций [Текст] / М. Расторгуев.

– М., 2012.
27.

Садикова Н.Б. 1000 + 1 совет туристу: Школа выживания [Текст] / Н.Б.

Садикова. – Минск: Современный литератор, 2000.
28.

Сборник нормативно-правовых актов по туристско-краеведческой

работе, организации отдыха детей и молодежи [Текст] / Составители – Ю.С.
Константинов, С.В. Усков – М.: ФЦДЮТиК, 2006.
29.

Усыскин Г.С. Очерки истории российского туризма [Текст] / Г.С.

Усыскин. – СПб.: Издательский Торговый Дом «Герда», 2000.
30.

Энциклопедический справочник. Тверская область. Тверь, 1994.
Электронные образовательные ресурсы

1.

Условные

знаки

топографических

карт.

Режим

доступа:

http://hibaratxt.narod.ru/karty/indexsusl.html.
2.

Вестник детско-юношеского туризма и отдыха. Режим доступа:

https://tour-vestnik.ru/.

Нормативно-правовые документы
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации»;
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);

4. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана
мероприятий по ее реализации;
5. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года от 31
марта 2022 г. N 678-р;
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г.
№

196

«Об

утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685» (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и
режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»);
9. Устав ЧОУ Торопецкая гимназия имени Патриарха Тихона
10. Национальный проект «Образование» (Приказ от 24.12.18.г. № 14)
11. Федеральный проект «Успех каждого ребенка»
3.3. Методическое обеспечение
Особенности организации образовательной деятельности.
Работа с обучающимися носит преимущественно практический характер.
Практические занятия проводятся в 1 – 2-дневных учебно-тренировочных походах,
во время проведения туристских мероприятий, экскурсий, а также на местности (на
пришкольной территории, на территории Торопецкого района,) и в помещении (в
классе, спортзале). Одна из основных форм проведения занятий –

игровая (особенно на первом и втором году обучения), что способствует
привлечению большего числа школьников к занятиям туристской деятельностью.
Большое внимание на теоретических и практических занятиях уделяется
проблемной подаче материала.
Обязательным условием в реализации программы является участие
обучающихся в подготовке и проведении массовых мероприятий и соревнований
различного ранга, обучении младших школьников. Участие в течение года в
викторинах и соревнованиях расценивается не только как начальная судейская
подготовка, но и способ применения, закрепления и подведения результатов по
отдельным темам полученных знаний.
Методы образовательной деятельности.
В период обучения применяются такие методы обучения и воспитания,
которые позволят установить взаимосвязь деятельности педагога и обучающегося,
направленную на решение образовательно-воспитательных задач.
Приемы образовательной деятельности:


игра-квест (на развитие внимания, памяти, воображения);



соревнования, конкурсы;



наглядный (рисунки, плакаты, чертежи, фотографии, схемы).

Занятие состоит из теоретической (лекция, беседа) и практической части,
создаются все необходимые условия для развития обучающихся. Каждое занятие
строится в зависимости от темы и конкретных задач, которые предусмотрены
программой, с учетом возрастных особенностей обучающихся, их индивидуальной
подготовленности.
Основные формы деятельности:


учение – освоение способов управления вниманием и возможностями

организма;


общение – принятие правил, ответственности как за собственные, так

и за командные результаты;


игра – игра в команде, соревнования;



труд – усвоение позитивных установок к труду.

Форма организации учебных занятий:


беседа;



лекция;



соревнование;



экскурсия;



игра-квест.

Типы учебных занятий:


первичное ознакомление с материалом;



усвоение новых знаний;



комбинированный;



практическое занятие;



повторение;



итоговое.

Диагностика эффективности образовательного процесса осуществляется в
течение всего срока реализации программы. Это помогает своевременно выявлять
пробелы в знаниях, умениях обучающихся, планировать коррекционную работу,
отслеживать динамику развития обучающихся. Для оценки эффективности
образовательной программы выбраны следующие критерии, определяющие
развитие интеллектуальных способностей обучающихся: развитие памяти,
логического мышления.
Результатом усвоения обучающимися программы являются: устойчивый
интерес к занятиям туризмом, результаты достижений в массовых мероприятиях
различного уровня.
Учебно-методические средства обучения:


специализированная литература;



справочные материалы.

Педагогические технологии.
В

процессе

обучения

педагогические технологии:

по

программе

используются

разнообразные



технологии развивающего обучения, направленные на общее развитие

личности;


технологии личностно-ориентированного обучения, направленные на

развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка;


технологии

дифференцированного

обучения,

обеспечивающие

обучение каждого ребенка на уровне его возможностей и способностей;


технологии сотрудничества, реализующие демократизм и партнерство

в отношениях педагога и обучающегося;


кейс-технологии,

основанные

на

реальных или вымышленных

ситуациях, направленные на формирование у обучающихся новых качеств и
умений по решению проблемных ситуаций;


компьютерные

информацией.

технологии,

формирующие

умение

работать

с


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».