Пояснительная записка
Кружок декоративно-прикладного творчества"Весёлый лоскуток"
1.1
Направленность
программы
–
художественная,
направление
–
декоративно- прикладное творчество.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая разноуровневая модульная
программа студии «Веселый лоскуток» создана для приобщения детей к декоративноприкладному и художественному творчеству, которое проводится в широком диапазоне
форм образовательной и досуговой деятельности, отличается многожанровостью
художественного образования, формирует эстетическое отношение к миру, а также служит
неизменным фактором социализации, связывая личность с обществом
ДООП "Весёлый лоскуток"
была разработана на основе Примерной
образовательной программы образовательного учреждения.
образовательная
программа
школа/(сост.Е.С.Савинов).
образовательного
основной
(Примерная основная
учреждения.
Основная
- М.: Просвещение, 2011.-342с. - (Стандарты второго
поколения); программ студии декоративно-прикладного творчества (Горнова Л.В. Студия
декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации. Волгоград: Учитель, 2008.- 250с.);
Нагель О.И. Художественное лоскутное шитье (основы лоскутного шитья и традиции
народного текстильного лоскута): Учебно-методическое пособие для учителя. – М., 2004.
Рабочая программа соответствует нормативно-правовым требованиям к внеурочной
деятельности, в том числе утверждённым СанПиН.
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического
направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами
искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с
различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного
опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.
Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту
интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных
образовательных стандартов». Основу декоративно - прикладного искусства составляет
творческий ручной труд. Раннее приобщение детей к практической художественной
деятельности способствует развитию в них творческого начала, требующего активности,
самостоятельности, проявления фантазии и воображения. Развитие сенсомоторных
навыков: тактильной, зрительной памяти, координации мелкой моторики рук - является
важнейшим средством коррекции психического развития ребёнка.
В.А.
Сухомлинский отмечал тесную связь в периоде детства мыслительных процессов с
наглядными предметами окружающего мира: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые
питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в
движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, тем сложнее
движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит это взаимодействие
руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами,
чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок ...» ( В. А. Сухомлинский
«Сердце отдано детям». Киев. 1969, с.220).
1.2Программа кружка разработана на 2 год занятий с детьми 7-11 лет и рассчитана
на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности.
Программа рассчитана на 170 часов (5часов в неделю).
Настоящая
программа носит художественно-эстетическую направленность и
ориентирована на приобщение учащихся к лоскутному шитью – старинному виду
рукоделия, имевшему прежде широкое распространение в России. Лоскутное шитьё творческий процесс, требующий воображения, интуиции, эмоционального самовыражения.
Лоскутное изделие, созданное своими руками, согревает, украшает и выражает
индивидуальность. Ассортимент изделий из лоскутков разнообразен. Это подушки,
коврики, прихватки, салфетки, грелки, скатерти, одеяла, куклы. Шитьё из лоскутков
способствует формированию и закреплению практических трудовых навыков, развитию
усидчивости, аккуратности, трудовой и творческой активности, художественного вкуса.
Лоскутное шитьё помогает воспитывать экологическую сознательность у детей. Ведь для
работы можно использовать отходы ткани – остатки, старую крепкую одежду, которая
вышла из моды.
Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у
детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в
содержании программы занимают вопросы композиции, цветоведения.
Основой её
является ориентация на личностный потенциал ребёнка и его самореализацию на занятиях
активным творчеством.
1.3
Актуальность программы заключается и в том, что структура программы
такова, что педагог через обучение ребенка рукоделию способствует формированию
и развитию у него художественного вкуса, пробуждает его творческую активность,
раскрывает возможности каждой отдельной личности. Этому способствует
воспитательная компонента программы, содержание которой соответствует
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации.
1.4
Отличительной
особенностью
программы
«Веселый
лоскуток»
является
использование регионального компонента и наличие непрерывного образовательного
процесса.
Цель:
создание
условий
индивидуальными
для
развития
личности
способностями
через
ребенка
занятия
в
соответствии
с
его
декоративно-прикладным
творчеством.
Программа способствует:
развитию разносторонней личности ребенка, воспитанию воли и характера;
помощи в его самоопределении;
освоению рациональных техник кроя и пошива лоскутных изделий, традиционных и
свободных техник лоскутного шить ;
обучению
практическим
навыкам
художественно-творческой
деятельности,
пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению
обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных
средств;
созданию
творческой
атмосферы
в
группе
воспитанников
взаимопонимания;
обучению навыкам и приемам работы с инструментами и материалом;
на
основе
знакомству с историей лоскутного шитья,
народными традициями в данных
областях.
Задачи:
Обучающие:
сформировать элементарные знания и умения в изучаемом виде декоративноприкладного творчества;
овладение практическими умениями обрабатывать текстильные материалы с целью
создания лоскутных изделий;
познакомить детей с историей лоскутного шитья.
Развивающие:
развивать память, внимание, фантазию, воображение, самостоятельное мышление,
мелкую моторику рук, глазомер;
пробудить интерес к познанию;
развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные:
воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность,
целеустремлённость, усидчивость;
воспитывать умение общаться со сверстниками и работать в коллективе.
Социальные:
создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлечённых
общим делом;
помочь ребёнку найти друзей и самореализоваться не только в творчестве, но и в
общении со сверстниками, педагогами;
научить детей интересно и полезно организовывать свой досуг, ориентироваться на
дальнейшее познание и творчество в жизни.
Программа строится на основе знаний возрастных, психолого-педагогических,
физических особенностей детей среднего школьного возраста.
Базовыми для программы являются разделы:"Лоскутное шитьё как вид декоративноприкладного творчества", "Основы цветовой грамоты", "Технологические основы
лоскутного шитья", "Выполнение творческого проекта". Каждый раздел программы
включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и
рекомендуемые объекты труда.
Основной формой работы является учебно-практическая деятельность учащихся. На
занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность
обучающихся.
Теоретическая часть дается в форме бесед, демонстрации наглядных пособий,
моделей и т.п. При выполнении практических работ дети учатся аккуратности,
экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия.
Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими
средствами.
1.5
Модульное и разноуровневое обучение способствует активной учебной деятельности
детей, освоению приемов, способствующих быстрому и качественному усвоению
содержания учебных тем и развитию у учащихся самопланирования, самоанализа,
самоконтроля. И, главное, позволяет выстроить свой личностный образовательный
маршрут, в зависимости от своих интересов и потребностей.
Используемые личностно-ориентированные технологии обучения позволяют педагогу
максимально адаптировать учебный процесс к возможностям и потребностям
воспитанников.
Блочно - модульное обучение результативнее и продуктивнее, способствует высокому
уровню специальных профессиональных навыков.
В ходе реализации модульной программы часть занятий – модульные.
Составляется модульное занятие по следующему алгоритму: формулировка темы
занятия;
определение и формулировка цели занятия и конечных результатов обучения;
деление учебного содержания на отдельные логически завершенные учебные элементы
(УЭ) и определение цели каждого из них;
подбор необходимого фактического материала; определение способов учебной
деятельности учащихся; отбор методов и форм преподавания и контроля; составление
модуля данного занятия.
При построении программы использовался принцип преемственности. Изучение
многих разделов происходит на протяжении всех лет обучения, но с каждым годом
изучаемый материал становится сложнее, дополняется. Ребенок получает более глубокие
знания. Каждая тема усложняется последовательно от простого к сложному. Используется
принцип последовательности и системности. Последний базируется на основе единых
социокультурных ценностей и технологий в области декоративно-прикладного искусства.
Принцип культуросообразности содействует обеспечению преемственности
отечественных социокультурных традиций, утверждению их в качестве основной
духовно- нравственной опоры и главных ценностных ориентиров в перспективе
личностного развития.
Но чтобы личность каждого ребенка развивалась гармонично необходимо четко
определить, что и как надо делать.
Принцип возрастного и индивидуального подхода в обучении и воспитании позволит
это осуществить.
Для достижения большей эффективности в реализации программы используется
несколько форм организации занятий: фронтальных или коллективных, групповых и
индивидуальных. Допускается смешение форм, как например, индивидуально-групповая
или фронтально-групповая форма организации занятия.
Фронтальная
используется чаще в теоретических занятиях и
предполагает одновременной взаимодействие всего коллектива с педагогом. Эта
форма позволяет эффективно использовать учебное время при разучивании нового
материала, показа презентации, фильма.
Групповая форма организации занятия предполагает разделение общего
коллектива на группы, что повышает эффективность практических занятий.
Индивидуальные занятия позволяют педагогу, учитывая личностные
особенности ребенка, вовремя вносить коррективы в учебно-воспитательный
процесс, тем самым повышая уровень ЗУН каждого воспитанника.
В программе применяются традиционные технологии процесса обучения в виде
лекций, бесед, викторин, конкурсов, зачетов, изучение детского творчества и т.д., а
также современные технологии с использованием ИКТ.
Образовательный процесс строится в соответствии с учебными планами в
сформированных в группы обучающихся одного возраста или разных возрастных
категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом
объединения, а также индивидуально.
Для достижения более тесной эмоционально-духовной связи педагога с
воспитанником, для получения возможности приобщить ребенка к культурному
наследию своего народа, воспитания творческой и исследовательской деятельности
в сфере декоративно-прикладного и художественного творчества необходимо
использование таких методов обучения, воспитания и типов познавательной
деятельности как:
Словесный – рассказ, беседа, инструктаж, лекция, объяснение.
Наглядный иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся.
Практический – упражнения, тренировки, практическое выполнение работы.
8
1
7
Работа с книгой – конспектирование, чтение, изучение.
1.7
Периодичность и продолжительность занятий устанавливается в зависимости от
возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки
обучающихся.
Продолжительность одного академического часа - 45 мин. Перерыв между
учебными занятиями – 10 минут.
2Обучение
2.1
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут
сформированы:
учебно- познавательный интерес к декоративно- прикладному творчеству,
как одному из видов изобразительного искусства;
навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении
практических творческих работ;
ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие,
организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность,
любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду
и результатам труда, культурному наследию.
Школьники получат возможность для формирования:
устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений
ориентаций на
искусство как значимую сферу человеческой жизни;
возможности реализовывать творческий потенциал в собственной
художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и
самоопределение личности на эстетическом уровне;
эмоционально- ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать
систему общечеловеческих ценностей.
В сфере регулятивных
научатся:
универсальных учебных действий
9
учащиеся
выбирать
художественные
материалы,
средства
художественной
выразительности для создания творческих работ. Решать художественные
задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах
действий;
учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать
свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой
деятельности;
адекватно воспринимать оценку своих работ;
навыкам работы с тканью и навыкам создания образов посредством
различных техник лоскутного шитья;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе
оценки и характере сделанных ошибок.
Школьники получат возможность научиться:
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и
вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и
в конце действия.
пользоваться средствами выразительности языка
декоративно –
прикладного искусства, художественного конструирования;
моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации
известного создавать новые образы средствами декоративно –
прикладного творчества.
осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств
массовой информации;
отбирать
и
выстраивать
оптимальную
технологическую
последовательность реализации собственного или предложенного
замысла.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся
научатся:
различать техники лоскутного шитья, представлять место и роль
лоскутного шитья в жизни человека и общества;
приобретать и осуществлять практические навыки и умения в
художественном творчестве;
осваивать особенности художественно- выразительных средств,
материалов и техник, применяемых в лоскутном шитье;
развивать художественный вкус как способность чувствовать и
воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
художественно
-образному,
эстетическому
типу
мышления,
формированию целостного восприятия мира;
развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
10
развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою
точку зрения по отношению к различным произведениям
изобразительного декоративно- прикладного искусства.
Школьники получат возможность научиться:
создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих
задач;
понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в
предметном мире, и уважать их;
более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в
изобразительно -творческой деятельности в целом.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся
научатся:
осуществлять совместную продуктивную деятельность;
сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и
уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
формировать собственное мнение и позицию.
Школьники получат возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной
позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную
позицию;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнером;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей
деятельности.
2.3Содержание программы170 часов
Учащиеся приобретают знания по материаловедению, основам цветоведения,
овладевают техникой шитья традиционных элементов лоскутного шитья и
знакомятся с историей его возникновения, выполняют простейшие декоративно –
художественные изделия, учатся организовывать своё рабочее место.
Раздел I.Введение: правила техники безопасности. Лоскутное шитьё как вид
декоративно-прикладного творчества (10ч).
Основные теоретические сведения
Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и
оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности. История
лоскутного шитья. Традиционное лоскутное шитьё в России. Пэчворк, квилт.
Учебно-наглядные пособия: лоскутные полотна, выполненные колористически
грамотно; фотографии, альбомы и прочие изображения изделий лоскутного шитья;
коллекции тканей, презентация.
11
Практическая работа: подбор образцов тканей для лоскутного шитья.
Раздел II. Основы цветовой грамоты (20).
Основные теоретические сведения
Изучение понятий: цвет, цветовой тон, насыщенность, светлота, хроматические и
ахроматические цвета, тёплые и холодные цвета, спектр, цветовой круг. Восприятие
цвета. Контрастные, родственные цвета. Гармония. Колорит. Цветовая гамма.
Учебно-наглядные пособия: лоскутные полотна, выполненные колористически
грамотно; фотографии, альбомы и прочие изображения изделий лоскутного шитья;
образец цветового круга, презентация.
Инструменты, приспособления, материалы: полоски тканей различных
цветов и тонов; клей; бумага; картон.
Практическая работа: с помощью разноцветных
полосок тканей
проиллюстрировать понятия цветовой тон, светлота, насыщенность.
Раздел III. Основные понятия об орнаменте (15ч).
Основные теоретические сведения
Орнамент. Ритм. Раппорт. Мотив. Орнаментальная композиция.
Учебно-наглядные пособия: орнаментальные лоскутные полотна; фотографии,
альбомы и другие изображения геометрических орнаментов; раздаточный материал
для практической работы.
Инструменты, приспособления, материалы: лоскуты ткани, различные по цвету,
рисунку, фактуре в виде квадратов и треугольников; клей, бумага, швейные
булавки, линейка, карандаш.
Практическая работа: составление орнамента.
Раздел IV. Технологические основы лоскутного шитья (80ч).
Основные теоретические сведения
Технология работы над лоскутным изделием. Материалы, инструменты и
оборудование. Организация рабочего места. Понятие о техниках лоскутного шитья.
Техники: «полоска», «квадрат», «треугольник», «ляпачиха».Изготовление блоков:
"Крылья мельницы", "Парус", "Квадрат в рамке", "Крылья в квадрате", "Лукошко с
цветами", "Цветочная корзина", "Крылья и звёзды", "Звезда на ветру", "Мозаичные
крылья", "Мозаика".
Замысел. Поиск композиционного решения. Выбор, подготовка и определение
расхода материала. Выполнение схемы. Выполнение рабочего чертежа. Стежка.
Учебно-наглядные пособия: орнаментальные лоскутные полотна, выполненные
колористически грамотно; фотографии, альбомы и прочие изображения изделий
лоскутного шитья; образцы, выполненные с использованием техник «полоска»,
«квадрат», «треугольник»; цветовой круг, технологические карты.
Инструменты, приспособления, материалы: лоскуты тканей различных цветов и
тонов; швейные булавки, мел (простой карандаш ТМ), ножницы, швейная машинка,
картон для изготовления шаблонов.
12
Практическая работа: изготовление образцов, сборка блоков.
Раздел V. Выполнение индивидуального творческого проекта (45ч).
Основные теоретические сведения
Выбор и обоснование проблемы, работа с журналами, разработка эскиза.
Технология выполнения изделия. Подбор материалов. Выбор оптимального
варианта выполнения проекта. Изготовление изделия.
Подготовительный этап: правила выбора темы проекта, обоснование
темы проекта, историческая и техническая справки, оформление списка
литературы, формулировка идеи проекта.
Конструкторский этап: требования к конструкции изделия, решение
конструкторских задач, выбор рациональной конструкции и материала изделия,
преобразование и новые формы, необходимая документация.
Технологический этап: выбор инструментов и технологии изготовления,
технологическая документация.
Этап изготовления изделия: организация рабочего места, выполнение
технологических операций, культура труда.
Заключительный этап: экономическое и экологическое обоснование,
рекламное объявление; выводы по итогам работы, письменный учёт по
проекту, защита проекта.
Практические работы:
1. Выбор и
обоснование темы проекта, сбор и обработка необходимой
информации, выбор исторической и технической справки.
2. Выбор рациональной конструкции изделия и материала, разработка формы
изделия. Разработка конструкторской документации, выполнение графического
изображения ((эскиз. рисунок или схема) проектируемого изделия.
3. Составление плана изготовления изделия.
4. Изготовление изделия.
5. Разработка рекламного проспекта изделия.
6. Выводы по итогам работы, оформление отчёта о проделанной работе, защита
проекта.
Нормативно-правовые основания для проектирования структуры
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
1. Конституция Российской Федерации
2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российский Федерации»
3. Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 14.07.2022 г.)
13
4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р)
5. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей и признании утратившим
силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р» (вместе с
«Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года»)
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации РФ от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»
8 Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 22 февраля 2023 г. N 197/129 "О внесении изменения в пункт 4
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой
форме реализации образовательных программ, утвержденного приказом
Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. N 882/391
"Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой
форме реализации образовательных программ"
9. Приказ Минтруда России от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых»
10 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019
№ 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки
качества условий осуществления образовательной деятельности организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность
по
основным
общеобразовательным программам, образовательным программам среднего
профессионального образования, основным программам профессионального
обучения, дополнительным общеобразовательным программам»
11 Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного
врача РФ от 28.09.2020 г. № 28
14
12. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242
«Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» разработанные
Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный
педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития
образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.)
Требования к уровню подготовки
В результате освоения программы кружка ученик должен
знать/понимать
теоретические основы декоративно- прикладного творчества; назначение
различных декоративных изделий; закономерности цветовых сочетаний,
построения орнамента; историю лоскутного шитья в России и других странах;
названия и назначение инструментов и приспособлений ручного труда,
приёмы и правила пользования ими;
названия и назначение тканей, их элементарные свойства, использование,
применение и доступные способы обработки;
понятия: цвет, цветовой круг, гармония, колорит, контраст цветов, орнамент,
ритм, раппорт, мотив, орнаментальная композиция.
простейшие правила организации рабочего места;
правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными
материалами;
приёмы разметки (линейка, циркуль, шаблон);
Уметь
правильно организовывать своё рабочее место;
пользоваться простейшими инструментами ручного труда;
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с
различными материалами и инструментами;
экономно размечать материалы с помощью шаблонов, линейки, угольника;
вырезать строго по разметке;
прочно соединять детали между собой, применяя нитки, клей, проволоку;
находить оптимальные композиционные решения;
разрабатывать орнаменты, учитывая закономерности цветовых сочетаний;
изготавливать изделия из ткани с использованием изученных техник
лоскутного шитья.
Использовать приобретённые умения и навыки в практической и
повседневной жизни для:
изготовления простейших декоративно-художественных изделий из текстильных
материалов с использованием простейших инструментов ручного труда,
контроля качества выполняемых работ с применением измерительных и
разметочных инструментов; обеспечения безопасности труда
15
Раздел 1. Лоскутное шитьё как вид декоративно-прикладного творчества.
( 2 часа) Групповая форма работы
Раздел 2 .Основы цветовой грамоты. (8 часов) Групповая форма работы
Раздел 3 .Основные понятия об орнаменте ( 4 часа) Групповая форма работы
Раздел
4 .Технологические основы лоскутного шитья.( 36 часов)
Индивидуальные занятия
Раздел 5 .Выполнение индивидуального творческого проекта. ( 16 часов )
Индивидуальные занятия
3. Тематическое планирование
Название разделов и тем
Номе
р
занят
ия
Раздел 1. Лоскутное шитьё как вид декоративно-прикладного творчества.
( 10 часов)
1-10
Введение: правила техники безопасности. Лоскутное шитьё как вид
декоративно-прикладного творчества.
Раздел 2 .Основы цветовой грамоты. (20 часов)
11-15 Хроматические и ахроматические цвета. Восприятие цвета. Цветовой
круг.
16-20 Восприятие цвета. Цветовой круг.
21-25 Гармония. Колорит..
26-30 Цветовая гамма. Контраст цветов
Раздел 3 .Основные понятия об орнаменте ( 15 часа)
31-37 Орнамент. Ритм. Раппорт.
38-46 Мотив. Орнаментальная композиция.
Раздел 4 .Технологические основы лоскутного шитья.( 80 часов)
46-49
50-53
54-57
58-61
62-69
70-73
74-77
Техника лоскутного шитья "полоска"
Техника лоскутного шитья "полоска"
Техника лоскутного шитья "квадрат"
Техника лоскутного шитья "квадрат"
Техника лоскутного шитья "треугольник"
Техника лоскутного шитья "треугольник"
Блоки "Крылья мельницы",
16
78-81 Блоки "Парус"
82-85 Блоки "Квадрат в рамке",
86-89 Блоки "Крылья в квадрате"
90-94 Блоки "Лукошко с цветами" ,
95-99 Блоки "Цветочная корзина"
100- Блоки "Крылья и звёзды",
104
105- Блоки "Звезда на ветру"
109
110- Блоки "Мозаичные крылья",
114
115- Блоки"Мозаика"
119
120- Лоскутная техника "Ляпачиха"
124
125- Лоскутная техника "Ляпачиха"
129
Раздел 5 .Выполнение индивидуального творческого проекта. ( 45) часов
130133
134138
139143
144148
149153
154158
159163
164170
Выбор и обоснование проблемы, работа с журналами, разработка
эскиза. Технология выполнения изделия. Подбор материалов. Выбор
оптимального варианта выполнения проекта.
Технологический этап выполнения творческого проекта
(конструирование, моделирование, работа с оформлением
технологической документации ).
Практическая работа«Изготовление проектируемого изделия».
Практическая работа«Изготовление проектируемого изделия».
Практическая работа«Изготовление проектируемого изделия».
Практическая работа«Изготовление проектируемого изделия».
Практическая работа«Изготовление проектируемого изделия».
Подготовка к защите проекта. Презентация проекта.
Итого:170 часов
.
3.Воспитание
Цель воспитания:
17
Формирование духовных, нравственных качеств, художественного вкуса и
эстетического чувства обучающегося путём создания декоративно- прикладных
изделий.
Задачи воспитания:
Воспитать интерес к творческой и исследовательской деятельности в сфере
декоративно-прикладного и художественного творчества.
Сформировать коммуникативные качества, умения работать коллективно,
интересоваться жизнью коллектива студии, а также Дома детского творчества.
Приобщать к культурному наследию своего народа через изучение народного
декоративно-прикладного искусства родного края.
Прививать целеустремленность и усидчивость.
Формировать гуманистические
ценности и идеалы, чувство
человеческого
достоинства, ответственность за свои поступки.
Воспитать и практически подготовить свободного, функционально грамотного
гражданина, способного к сотрудничеству
в интересах человека, общества,
государства.
Организация воспитательного процесса является составной
частью
дополнительной
общеобразовательной
программы
художественной
воспитание
всестороннего
общеразвивающей
направленности
духовного,
,
включающей
нравственного
и
интеллектуально развитого учащегося, воспитание в нём чувства
патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников
Отечества, старшему поколению и человеку труда.
Воспитательная
составляющая
дополнительной
общеобразовательной программы состоит в такой организации работы
с детско-подростковым объединением, когда в ходе образовательной и
18
внеучебной
деятельности
происходит
обеспечение
позитивных
межличностных отношений в группе, развитие и обогащение
совместной
деятельности,
оптимизация
общения
участников
сообщества рукодельниц.
Эффективность воспитательного процесса зависит от формы его организации.
Число воспитанников сказывается на реализации содержания, и особенно на
управлении
воспитательной
деятельности.
При
увеличении
числа
воспитанников качество воспитания обычно снижается. Сравнение в процессе
работы
эффективности
различных
форм
привело
к
предпочтению
индивидуальных и микрогрупповых форм воспитания. Их неоспоримое
преимущество – возможность очень быстро и прицельно пересматривать
формы организации воспитания, оперативно изменять педагогическую
тактику при изменении условий. Но, чтобы иметь возможность сплотитьдетей,
развить у них потребность в общении, умение корректно высказывать свое
мнение, не обижая других и получить в итоге дружный детский коллектив,
необходимо также применять в работе коллективные и массовые формы
организации воспитательного процесса.
Формы воспитания:
ИГРОВЫЕ
ЗАНЯТИЯ
-
используются
педагогом
студии
«Искусница» при проведении заключительных занятий в форме игр,
конкурсов, в ходе которых можно подвести итог и определить
степень полученных знаний, умений и навыков.
Массовые формы, такие как викторины и познавательные игры.
ВЕЧЕРА ОТДЫХА, помогают сильнее сплотить коллектив, дают
возможность
раскрыться
ребенку,
смекалку.
19
проявить
свое
творчество,
ВЫСТАВКИ - основная форма организации воспитательного
процесса в студии. Ежегодно устраивается районная демонстрация
детских работ, в которой дети участие. Ребята участвуют в областных
выставках по декоративно-прикладному и техническому творчеству.
ЭКСКУРСИИ – в выставочный зал, музей города стали для
коллектива
традиционными.
воспитательного
процесса
Эта
форма
имеет,
как
организации
познавательное,
учебнотак
и
воспитательнойзначение.
СОЦИАЛЬНЫЕ
АКЦИИ
-
участие
детей
в
различных
социальных акциях учит их милосердию, умению сопереживать,
общению, бережному отношению к вещам и окружающему миру.
Дает возможность лучше узнать историю Родины и гордиться
подвигом своего народа.
4 Список литературы
Основная литература
1. Примерная основная образовательная программа образовательного
учреждения. Основная школа/(сост.Е.С.Савинов). - М.: Просвещение, 2011.342с. - (Стандарты второго поколения).
2. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до
реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с. –
(Методика).
3. Нагель О.И. Художественное лоскутное шитье (основы лоскутного
шитья и традиции народного текстильного лоскута): Учебно-методическое
пособие для учителя. – М., 2004.
Дополнительная литература
4. Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно –
прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева,
В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. –
Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).
5. Каргина, З. А. Технология разработки образовательной программы
дополнительного образования детей / З. А. Каргина // Внешкольник. – 2006. № 5. – С. 11-15.
6. Кузнецова, Ю., Банакина, Л. Чудо- лоскут. / Ю. Кузнецова, Л. Банакина Мир женщины, 1987, № 3, 5, 9, 11, с. 64-65.
7. Маслова, Г. Орнамент русской народной вышивки./ Г. Маслова –
Москва, Школьная пресса, 1978
20
8. Нагель О.И. Организация коллективной работы на уроке // Школа и
производство. - 2003, №3, с. 36-39.
9. Нагель О.И. Лоскутное шитьё – технология или искусство? Элективный
курс// Предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов: Сборник программ
элективных курсов – М., ИПК и ПРНО МО, 2004.
10. Нагель О.И., Гречникова И.П. Рабочая тетрадь к теме «Орнамент» АСОУ, 2013.
11. Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в
технологическом образовании школьников: Пособие для учителя/ Под ред.
И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2003.
12. http://www.hnh.ru/handycraft/kvilt_books
13. http://loskutnoe.ru/
14. http://www.school-10-irbit.ru
15. http://www.orenklass.narod.ru
16. www.1september.ru
17. http://www.strana masterov.ru
18. http://www.mirsovetov.ru
19. http://www. Umelye Ruchki.ru
Список литературы для детей
1. Бриско Сьюзен. Японский квилт. - Издательство: АРТ-родник, 2007г.
2. Волкова Е.Н. Азбука лоскутного шитья. - Издательство: Астрель, 2011г.
3. Денисова Л.Ф. Лоскутное шитьё. - Издательство: АСТ- Пресс, 2013г.
4. Ландрум Шерри. Лоскутное шитьё. - Издательство: АСТ, 2010г.
5. Лоскутное шитьё, стёжка и аппликация. Под ред. Деревянко Т. Издательство: АСТ- Пресс, 2012г.
6. Лучшие узоры для лоскутного шитья. Под ред. Карпенко Т. Издательство: АСТ, 2010г.
7. Чернышёва Людмила. Лоскутное шитьё. 100 лучших образцов. Харвест, 2010г.
8. http://www.strana masterov.ru
9. http://loskutnoe.ru/
10. http://www.orenklass.narod.ru
11. http://www.mirsovetov.ru
21