Вокально-хоровое-пение ДО (1)

1

Пояснительная записка.
Дополнительная
общеразвивающая программа «Вокальнохоровое пение» реализует художественную направленность.
В программе сделан акцент на приобретение обучающимися опыта
музыкально- творческой деятельности, на воспитание их духовной
культуры.
Программа
составлена на основе программ: «Хор» под
редакцией
Т.Н. Овчинниковой и«Вокальный ансамбль» под
редакцией С.С. Кутелевой.
Программа составлена с учетом нормативных документов:
Приказа Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 № 629
"Об
утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам (Зарегистрировано в Минюсте
России 26 сентября 2022 г. N 70226).
"Методических
рекомендаций
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ" (Письмо Министерства
образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 09-3242);
Санитарно-эпидемиологическими
требованиями
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи" (Санитарные правила 2.4.3648-20).
Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных
программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 18 сентября 2017 г.,
регистрационный № 48226).
Актуальность программы. Программа создана по запросу
обучающихся и их родителей МБОУ Торопецкой гимназии имени
Патриарха Тихона.
Хоровое пение является весьма действенным средством воспитания и
развития личности ребенка. Пение - спутник определенного
эмоционального состояния. Занятия пением снимают нервнопсихические перегрузки детей, восстанавливают положительный
эмоциональный тонус обучающихся, поддерживают эмоциональнопсихическое здоровье. Пение является весьма действенным методом
эстетического воспитания. В процессе изучения вокала дети осваивают
основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус,
расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый
короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия
зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению –
это путь через игру, фантазирование.
Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к
2

творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть
умениями и навыками вокального искусства, научиться голосом
передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана эта
программа.
Новизна программы. Особенность программы в том, что она
разработана для детей общеобразовательной школы, которые сами
стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только
разного возраста, но и имеют разные стартовые способности. Новизна
программы в том, то в ней представлена структура педагогического
воздействия на формирование певческих навыков обучающихся
последовательности, сопровождающая систему практических занятий.
Педагогическая целесообразность программы. В настоящее время
вокальное пение – наиболее массовая форма активного приобщения к
музыке. Петь может каждый ребенок, и пение для него естественный и
доступный способ выражения художественных потребностей, чувств,
настроений. Поэтому в руках умелого руководителя пение – действенное
средство музыкально-эстетического воспитания. В пении соединены
такие многогранные средства музыкально-эстетического развития
человека, как слово и музыка.
Наблюдения педагогов и специальные исследования показали, что пение
– это одно из эффективных средств физического воспитания и развития
детей. В процессе пения укрепляется певческий аппарат, развивается
дыхание, положение тела во время пения способствует формированию
хорошей осанки. Все это положительно влияет на общее состояние
здоровья, а так же развивает у детей внимание, наблюдательность,
дисциплинированность, ускоряет рост клеток, отвечающих за интеллект
человека, повышает умственную активность мозга.
Данная программа помогает понять и осознать, какое место и какую роль
играет предмет вокала. Занятия по вокалу дают возможность активно
участвовать в исполнительском процессе, развивают музыкальные
способности, воспитывают музыкальный слух, вкус, помогают
обучающимся более полно раскрыть образ избранного им персонажа.
Ребенок с помощью средств музыкальной выразительности
(звуковедения, артикуляции, штрихов, нюансов) доносит до зрителя
характер своего героя, его эмоции. Однако прежде, чем все это увидит
зритель, предстоит огромная совместная работа педагога и
обучающихся.
На современном этапе развития общества программа отвечает запросу
обучающихся и их родителей.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей, уровня
обучающихся, отражает основные дидактические принципы.
Формы, методы и приемы, используемые в ходе реализации данной
программы, подобраны в соответствии с её целью, задачами и
способствуют эффективной организации образовательного процесса.
Содержание программы нацелено на активизацию познавательной
творческой деятельности каждого обучающегося. Большое внимание
уделяется развитию и повышению мотивации обучающихся,
приобретению практических умений и навыков в области хорового
3

пения, в умении владеть своим голосом. Пение является одним из
средств разностороннего развития обучающихся: музыкальнотворческого и личностного. Это практическая работа над развитием
музыкальных
способностей
детей.
Программа
способствует
формированию нравственных качеств личности.
Правильное обучение пению с детства есть наиболее действенная форма
охраны голоса, тренировки голосового аппарата. Наряду с
традиционными формами музыкальной работы с детьми программа
предусматривает
использование,
ритмотерапии,
фольклорной
арттерапии, интегрированных с музыкой сказкотерапии и драматерапии.
Основные принципы обучения и воспитания:
1.
-

Общедидактические принципы:
наглядность,
системность и последовательность,
сознательность и активность,
связь теории с практикой,
научность,
доступность.

Принципы воспитания:
Принципы воспитания отражают основные требования к организации
воспитательной деятельности в процессе обучения, указывают её
направление, помогают творчески подойти к построению процесса
воспитания.
Реализуются принципы воспитания:
принцип гуманистической направленности воспитания
принцип природосообразности,
принцип культуросообразности,
принцип эффективности социального взаимодействия,
принцип ориентации воспитания на развитие социальной и
культурной компетенции.
2.

Цель программы: развитие музыкально - творческих способностей
обучающихсяв процессе пения хором, в ансамбле и в сольном
исполнении, охрана и развитие детского голоса.
Задачи:
Образовательные:
формирование способности самостоятельного
освоения
художественных ценностей,
расширение музыкального кругозора,
развитие вокальных данных,
овладение вокально-хоровыми навыками,
изучение элементов музыкальной грамотности,
развить умение перевоплощаться в сценический образ
посредством музыкального исполнительства;
Воспитательные:
формировать положительное отношение к музыкальным
4

занятиям, интерес к отдельным видам музыкально-практической
деятельности;
развивать
эмоциональное восприятие образов родной природы, отраженных в
музыке, чувство гордости за русскую народную музыкальную культуру;
- формировать уважение к чувствам и настроениям другого
человека, представление о дружбе, доброжелательном
отношении к людям.
- укрепление внутренней позиции школьника через освоение позиции
слушателя и исполнителя музыкальных сочинений;
- формирование первоначальной ориентации ребенка на оценку
результатов
собственной
музыкально-исполнительской
деятельности;
-воспитание личностных качеств (трудолюбие, умение работать в
сотрудничестве с другими, личная и взаимная ответственность и др.)
Развивающие:
-развитие
коммуникативной
компетенции,
включая
умение
взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
-развитие выразительного и смыслового исполнения музыкального
произведения, включая умение определять характер музыки,
содержание текста по ключевым словам, выделять основную мысль,
делать осознанную кульминацию произведения;
-осуществление
регулятивных
действий
самонаблюдения,
самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности.
Адресат программы. Возраст детей 7-10 лет.
Краткая характеристика обучающихся по программе
Дети младшего школьного возраста (7-10 лет)
Этот возраст является чрезвычайно важным для психического и
социального развития ребенка. Кардинально изменяется его социальный
статус - он становится учеником, что приводит к перестройке всей
системы жизненных отношений ребенка. Ведущей деятельностью для
детей младшего школьного возраста становится учебная, игровая
отходит на второй план. В силу своей динамичности мотивационная
сфера ребенка данного возраста представляет большие возможности для
формирования и развития у него мотивов, необходимых для
эффективного обучения.
Характерной
особенностью
младшего
школьника
является
эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на все яркое,
необычное, красочное. В этот возрастной период у ребенка активно
развиваются социальные эмоции, такие как самолюбие, чувство
ответственности, чувство доверия к людям и способность ребенка к
сопереживанию, стремление к превосходству и признанию
сверстниками. Самооценка младших школьников зависит от мнения
взрослых, от оценки педагогов.
Программа разработана на основе современных научно-педагогических
идей и предполагает использование как традиционных, так и новых
педагогических технологий.
5

В «Концепции содержания образовательной области «Искусство» в 12летней школе» определена одна из основных задач как на занятиях
музыкой, во внеклассной работе: снимать нервно-психические
перегрузки, восстанавливать положительный эмоциональный тонус
обучающихся.
Современное развитие российского общества, обостряющее процессы
поиска человеком смысла существования и своего места в нем, приводит
к необходимости гуманизации образования и возрастанию ценности
эстетического образования России. Это обстоятельство носит
социальный характер и состоит в том, что в условиях идеологического
вакуума именно через искусство происходит в основном передача
духовного опыта человечества, способствующая развитию детей.
Эстетическое воспитание начинается с создания определенного запаса
элементарных эстетических впечатлений и знаний, без которых не могут
возникнуть склонность и интерес к эстетически значимым предметам и
явлениям, их звуковым, колористическим качествам. На основе
полученных впечатлений и знаний эстетическое воспитание формирует
разносторонние способности эмоционально-чувственной жизни и
ценностного отношения к миру. В процессе эстетического воспитания
формируются индивидуальные эстетические творческие способности.
Сформированная
эстетическая
культура
личности
снимает
противоречия между чувствами и разумом, эмоциями и интеллектом,
материальным и духовным, объективным и субъективным.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что
эстетическое воспитание, развитие музыкальных способностей,
формирование музыкальной культуры нужно начинать в детстве.
Приобщение детей к миру прекрасного в сфере жизни и искусства
осуществляется посредством ознакомления их с художественными
произведениями, особое место, среди которых занимают музыка, театр,
хореография, фольклор.
Особенностью программы является то, что ее комплексный характер
способствует
объединению
нескольких
видов
музыкальной
деятельности. Необходимость создания программы вызвана:
а) недостаточным отражением этой темы в
существующих программах; б) необходимостью
организации досуга детей в ОУ;
в) воспитанием творческого начала и интереса к искусству.
Данная программа является лишь одним звеном в работе всего
педагогического коллектива, которая направлена на развитие детей
путем музыкальной деятельности.
Срок реализации программы – 1 год.
Объем учебных часов140ч
Форма обучения – очная,
Язык обучения – русский
Место проведения занятий: на базе МБОУ Торопецкая гимназия имени
Патриарха Тихона

6

Особенности
организации
образовательного
процесса:
образовательный процесс осуществляется в соответствии с
индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам,
сформированных в группы обучающихся разных возрастных категорий
(разновозрастные
группы),
являющиеся
основным
составом
объединения.
Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально
или всем составом объединении) в соответствии с тем, что на концертах
или конкурсах можно выступать как хором (как одного возраста
исполнителей, так и сводным составом, т.е. разновозрастным), так и
ансамблем (разного количества детей, - от 1 до 15 чел. или же в качестве
солистов (до трех человек).
Режим занятий:
Занятия проводятся два раза в неделю по одному академическому часу с
перерывом
Санитарно-гигиенические нормы, нормы пожарной безопасности.
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
(Санитарные правила 2.4.3648-20).
Планируемый результат программы:
На уровне педагога:
участие в разного рода конкурсах,
развитие новых форм учебно-воспитательной работы,
проведение открытых мероприятий,
участие в городских семинарах, в курсах повышении квалификации
На уровне обучающихся:
а) предметные результаты, которые должен приобрести обучающийся
в процессе занятий по программе обучающиеся:
- овладели навыками правильной певческой установки,
- умеют петь, вместе ориентируясь на дирижёрский жест,
- знают элементы музыкальной грамоты,
- владеют навыком пения без сопровождения,
- знают все музыкальные произведения, изученные по программе,
- умеют исполнить выразительно, артистично, интонационно
чисто несложную в мелодическом отношении песню,
- размышляют и рассуждают о характере музыкальных
произведений, о чувствах, передаваемых в музыке;
- владеют средствами выразительности в пении, движении, импровизациях.
- умеют пользоваться микрофоном и другими техническими средствами.
б) личностные результаты, которые могут быть сформированы и
развиты у детей в результате занятий по программе:У обучающегося
будут сформированы:– восприятие музыкального произведения,
определение основного настроения и характера;
– эмоциональное
восприятие образов родной природы,
отраженных в музыке, чувство гордости за русскую народную
музыкальную культуру;
– положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес
7

к отдельным видам музыкально-практической деятельности;
– основа для развития чувства прекрасного через знакомство с
доступными для детского восприятия музыкальными произведениями;
– уважение к чувствам и настроениям другого человека,
представление о дружбе, доброжелательном отношении к
людям.
Обучающийся получит возможность для формирования:– понимания
значения музыкального искусства в жизни человека;– начальной стадии
внутренней позиции школьника через освоение позиции слушателя и
исполнителя музыкальных сочинений;– первоначальной ориентации на
оценку результатов собственной музыкально- исполнительской
деятельности;– эстетических переживаний музыки, понимания роли
музыки в собственной жизни.
в) метапредметные результаты, которые приобретет обучающийся по
итогам освоения программы: Обучение вокалу в учебной деятельности
обеспечивает
личностное,
социальное,
познавательное,
коммуникативное развитие обучающихся. У школьников обогащается
эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации,
умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается
художественный вкус, развивается воображение, образное и
ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально
значимой деятельности, в художественных проектах школы, конкурсах
и фестивалях вне школы и др.
В формировании вокальной культуры детей играет опыт концертных
выступлений. Он помогает преодолевать психологические комплексы –
эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям
опыт самопрезентации.
В результате освоения содержания программы происходит
гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности
обучающегося, формируется целостное представление о мире,
развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и
освоение способов творческого самовыражения осуществляется
познание и самопознание.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
видеозапись, грамота, диплом, журнал посещаемости, портфолио, фото,
отзыв детей и родителей.

8

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
конкурс, концерт, научно-практическая конференция, отчет итоговый,
портфолио, праздник.
Критерии оценки знаний и умений обучающихся:
- выразительность исполнения,
- артистизм,
- пластика,
- певческая установка,
- звучание,
- знание музыкальной терминологии.
Учебно-тематический план.
№

Название раздела

Кол-во часов
Всег
о

Теори
я

Практ
ика

1

1

-

Беседа,
виктор
ина

I.

Введение.
безопасности.

II.

ОБДД.

15

10

5

Беседа,
виктор
ина

III.

Вокально – ансамблевая работа.

70

5

65

Выступле
ния
в
классных
и
школьных
концертах

IV.

Основ
ы
ритми
ки.

и 15

4

11

Беседа,
игра.

V.

Основы актерского мастерства.

9

4

5

Беседа,
игра.

VI.

Музыкальные игры.

15

12

Беседа,
игра.

VII
.

Концерты, выступления.

15

12

Участи
е
конкур

сценическ
ого

Техника

Формы
аттестации/
контроля

движен
ия

9

3
3

в

сах,
концер
тах
ИТОГО:

140

30

110

Содержание программы:
I.
Введение. Техника безопасности. ОБДД.
Теория: Введение в предмет. Информация о программе.
Вводный (повторный) инструктаж по ОТ и ТБ. ППБ. Техника
безопасности на занятиях.
II.
ОБДД: Азбука дорожного движения. Пешеходная азбука:
улица, тротуар, проезжая часть перекресток. Опасные места на дорогах.
Дорожные знаки и дополнительные средства информации. Светофор.
Регулирование дороги инспектором ГИБДД. Правила поведения
пешехода. Правила поведения пассажира. Техника безопасности в
транспорте. Техника безопасности при езде на велосипеде. Требования
к движению велосипедов, мопедов. Дорога
– не место для игр.
Практика: Беседа. Игра.
III.
Вокально - ансамблевая работа.
Теория. Понятие о певческой установке, об основных свойствах
певческого детского голоса. О гигиене и охране голоса. Певческая
установка (сидя, стоя). Положение корпуса, рук, ног, головы, шеи во
время пения.
Практика. Правильное звукообразование (мягкая атака); сохранение
устойчивого положения гортани; спокойный вдох без поднятия плеч,
спокойно-активный, экономный выдох. Формирование у всех детей
звонкости, полетностизвука, ровности по тембру, пения с вибрато,
обучение умению петь активно, но не форсированно по силе звучания.
Правильное формирование гласных и обучение четкому, быстрому
произнесению согласных.
а) Высота звука, длительность
звучания. Теория. Звуковысотное
расположения звука.
Практика. Определение движения мелодии вверх-вниз, сравнение
звуков различной высоты и длительности в мелодии песен и в вокальных
упражнениях.
б) Дыхание и дикция.
Теория. Понятие правильного вдоха – выдоха. Атака звука Дикция.
Артикуляция и артикуляционный аппарат.
10

Практика. Упражнения на дыхание и дикцию. Работа над четким
произношением гласных и согласных в слогах, умение выделить главное
в тексте. Использование всех правил вокальной орфоэпии.
в) Движение мелодии.
Теория. Подъем и спад мелодии.
Мелодическая линия.
Понятие
кульминации.
Мелодия: плавная, ровная, медленная, быстрая, скачкообразная, отрывистая.
Практика. Разбор мелодических рисунков на песенном репертуаре.
г) Звуковедение.
Теория.Напевность. Диапазон. Унисон.
Практика. Обучение правильному формированию гласных и согласных
звуков с помощью небольших попевок.Выравнивание гласных при
пении упражнений в сочетании с различными согласными, а также
выравнивание и округление их в конкретных вокальных произведениях.
Пение нефорсированным звуком. Обучение умению анализировать и
кратко характеризовать исполняемое произведение. Обучение
осмысленному, выразительному, художественному исполнительству.
д) Динамический рисунок.
Теория.
Понятия:
динамический
рисунок
звука,
средства
выразительности,
музыкальная
форма,
фразировкой,
стиль
произведения. Динамические оттенки: f - громко, р - тихо, ff - очень
громко, рр — очень тихо; акценты - ударение, выделение, подчеркивание
звука или аккорда и т.д.
Практика: Подбираются произведения для изучения данных тем,
отрабатываются в ходе их разучивания.
е) Пение учебно-тренировочного материала.
Теория. Образное, доступное раскрытие каждого нового упражнения и его
роли для музыкального певческого развития каждого ребенка.
Рассказ о распеваниях и специальных упражнениях для развития
дыхания, гибкости голоса, ровности звучания по тембру и т.д.
Практика: Разучивание и выпеваниеупражнений
ж) Пение произведений.
Теория.
Фольклор.
Классическая музыка.
Современные формы
исполнительства.
Практика. Народная песня.Беседы о фольклоре — устном коллективной
народном творчестве, о его многожанровости. Специфические качества
русской народной песни - переменный лад, подголосочность,
многоголосие, импровизационность.
Современная песня. Сообщение о композиторе, об авторе слов.
Раскрытие содержания музыки и текста, актуальности песни,
11

особенности художественного образа, музыкально-выразительных и
исполнительских средств, разбор замысла интерпретации исполнения
песни.
Классика.Краткая образная беседа об исторической эпохе, в которую
жил и творил композитор. Его биографические данные и рассказ о
творчестве. Сообщение об авторе поэтического текста. Анализ
произведения и его интерпретация.
Показ - исполнение песни. Доведение исполнения песни до уровня,
пригодного для публичного исполнения.
з) Слушание музыки.
Теория. Особенности музыкально-выразительных средств.
Практические занятия. Прослушивание музыкальных произведений.
Формирование культуры восприятия. Формирование умения грамотно
оценивать музыкальные произведения.
и) Основы музыкальной грамоты.
Теория. Музыкальный звук и его свойства (высота, сила,
длительность, тембр). Лад. Мажор и минор.
Термины обозначения темпа и динамики. Основные средства
музыкальной выразительности (мелодия, лад, гармония, темп, метр,
ритм, динамика, регистр, тембр); с музыкальными инструментами и
типами певческого голоса. Формы музыкального произведения
(одночастная, куплетная, вариации и т.д.); простейшие жанры: песня,
танец, марш.
Практика. Овладение теоретическим материалом в процессе
исполнения произведений.
IV.
Основы сценического движения и ритмики.
Теория. Характер музыки. Динамические оттенки. Темп. Строение
музыкальных произведений (музыкальное вступление, различные части,
заключение). Артистизм. Особенности ритмов изучаемых элементов
танцев. Сценическая культура.
Практика. Упражнения на воспитание ритмичности, детской
импровизации и элементов театрализации предложенной песни, сказки
через игру.
V.
Основы актерского мастерства.
Теория. Основы сценического движения, перевоплощения. Особенности
сценического воображения и поведения в предлагаемых условиях.
Практика. Музыкальные игры «Разыграй песню», «А кто у нас лучший»
и т.д. Сценическое действие как действие в вымышленных условиях - в
«предлагаемых обстоятельствах».
Этюды на осознанность и оправданность действия: «Почему я это
делаю?», «Зачем я это делаю?».
12

Знакомство с танцевальными ритмами и элементами движений
современных танцев.
VI.
Музыкальные игры.
Теория. Формирование определенной творческой задачи игры и
правильное ее отображение в самом процессе игры.
Практика.
Упражнения на развитие образных представлений,
сочинение небольшого рассказа и участие в нем в
качестве главного героя и исполнителя.
Музыкальные этюды - импровизации на темы шуточных и игровых
народных
песен.
VII.
Концерты, выступления.
Теория. Правила работы с микрофоном.
Практика. Репетиции. Художественное и музыкальное оформление
вокальных произведений. Концертные выступления. Праздники. Работа
с фонограммой. Работа с микрофоном.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение.
Занятия проводятся в хорошо и регулярно проветриваемом учебном классе;
Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для
реализации программы, в расчете на 30 человек количество обучающихся по
15 человек в группе:
- аудиозаписи и фонохрестоматии;
- компьютер;
- проектор;
- микрофоны и динамики;
- диски видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся композиторов;
видеозаписи фрагментов выступлений известных певцов, хоровых,
оркестровых коллективов;
- поэтический текст гимна России;
- портреты композиторов.
Компьютер, доступ к сети Internet.
Кадровое обеспечение Занятия проводятся учителем первой категории
МБОУ Торопецкой гимназии и педагогом дополнительного образования
Елисеевой А.И., педагогический стаж 6 лет..
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:
Методы обучения: При проведении занятий используются словесный,
наглядно –
практический, частично-поисковый, игровой, и др.
Методы
воспитания:
убеждение,
поощрение,
стимулирование,
13

мотивирование на результат.
Формы организации образовательного процесса:
Образовательный процесс осуществляется через учебное занятие.
Учебные занятия
с обучающимися проводятся в группе с учетом
принципов личностно-ориентированного и дифференцированного
обучения
Учебное занятие строится с учетом следующих требований:
- создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и
активности детей;
- целесообразное расходование времени занятия;
- применение разнообразных форм, методов и средств обучения;
- высокий уровень межличностных отношений между педагогом и детьми;
- практическая значимость полученных знаний и умений.
Форма организации образовательного процесса может быть:
индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая; категории
обучающихся – обучающиеся 1-4 классов.
Формы организации учебного занятия: игра, концерт, конкурс,
беседа, посиделки, праздник, практическое занятие ( «концертные
прогоны»).
Педагогические технологии:
1.
Технология
личностно-ориентированного
и
дифференцированного обучения (авт. И.С. Якиманская) позволяет
выбрать формы, средства и методы, способствующие максимальному
развитию индивидуальных познавательных способностей детей.
Технология позволяет создать условия для адаптации ребенка в
коллективе и обучения с учетом личностных возможностей в ситуации
успеха.
2.
Игровые технологии (авт. П.И. Пидкасистый, Д.Б. Эльконин)
позволяют активизировать творческую и познавательную деятельность
обучающихся, расширить их кругозор, воспитать самостоятельность и
коммуникативность.
Дидактические и творческие игры используются для организации
учебного процесса и коллективных творческих дел: мероприятий,
конкурсов, концертов и т.д.
3.
Технология коллективной творческой деятельности(авт.
И.П. Волков; И.П. Иванов) позволяет научить детей способам
планирования, подготовки, осуществления и проведения коллективного
творческого дела; сформировать навыки совместной творческой
деятельности.
4.
ИКТ (авт. Г.Р. Громов, Б. Хантер) позволяет применять на
практике звуковые, текстовые, фото- и видео-редакторы, активно
использовать интернет-ресурсы; сокращается время на демонстрацию
14

наглядных пособий, оптимизируется процесс подведения итогов и
контроля знаний обучающихся. Мультимедийные устройства,
презентации, видеоматериалы используются для технического
оформления мероприятий и подведения итогов. Применение ИКТ
позволяет оптимизировать и систематизировать документооборот.
Использование интернет-ресурсов дает доступ к современным
оригинальным учебным материалам, усиливает индивидуализацию
обучения и воспитания, развивает самостоятельность, а также
обеспечивает новой информацией.
Алгоритм учебного занятия
Основные этапы занятия:
I.
Вводная часть (организационная часть: приветствие;
проверка присутствия обучающихся; инструктаж по ТБ; инструктаж по
ТБ; объявление темы, задач и плана занятия).
II.
Основная часть (основное содержание занятия зависит от
типа занятия (комбинированное, усвоение новых знаний, закрепление
изучаемого материала, повторение, систематизация и обобщение нового
материала, проверка и оценка знаний и т.д.)
Основная часть занятия имеет практическую направленность, которая
способствует развитию навыков овладение самим ребенком своим
голосом и его возможностями.
III.
Заключительная часть (подведение итогов учебного занятия
(позитивная оценка деятельности обучающихся); при необходимости
рекомендации для самостоятельной подготовки дома или повторение
разученного на занятии (например, разучивание слов песни). Много и
громко петь дома, вне контроля со стороны педагога, не рекомендуется,
т.к. есть риск перенапряжения (срыва) голосовых возможностей ребенка,
что может весьма плачевно сказаться на его дальнейшем вокальном
развитии. Голос ребенка в столь юном возрасте не обладает большой
силой. Она набирается в результате длительных вокальных занятий.
Охрана голоса – основная забота педагога по вокалу. Достаточно будет
дома попросить выучить слова песни или же прослушать небольшой
музыкальный отрывок по желанию.
Занятия проводятся как в традиционном, так и в нетрадиционном
режиме и предполагают различные формы проведения: игры, беседы,
концертные выступления. Программа предусматривает занятия
комбинированного характера, так как музыка относится к группе
практико-ориентированных предметов.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые
иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами,
наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.
15

Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту,
разучивают
песни
композиторов-классиков,
современных
композиторов.
Занятие-постановка, репетиция- отрабатываются концертные номера,
развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт.
Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
Выездное занятие – посещение концертов, праздников, конкурсов,
фестивалей
Структура проведения теоретического занятия:

Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности
обучающихся.

Первичное усвоение новых знаний.

Первичная проверка понимания.

Первичное закрепление.

Рефлексия (подведение итогов занятия).
Структура проведения практического занятия:

комплекс упражнений для работы над певческим дыханием;


речевые упражнения ;



упражнение для развития певческого голоса;



применение теоретических знаний на практике;



работа над произведением;



рефлексия.

Пение - сложный процесс звукообразования, в котором очень важна
координация слуха и голоса. При правильном обучении дети должны
точно воспроизводить мелодию. Примером всегда служит
выразительное, правильное пение педагога, за которым поет ребенок,
как бы «подравниваясь» к вокальной интонации. Так постепенно
вырабатывается устойчивость слухового внимания и впоследствии
развивается ладо - высотный слух.
Занятия строятся в соответствии с возрастными психологическими
возможностями и способностями обучающихся.
Этапы реализации программы.
I
ЭТАП- развитие мелодического слуха, чувства ритма,
устранение характерных недостатков в пении - крикливости, грубости
звучания, фальши, неправильной певческой установки. Основная задача
- воспитание интереса к музыке и развитие музыкальных способностей
детей, умение петь в унисон с включением элементов двухголосия.
Большое внимание на занятиях уделяется музыкальным играм.
II
ЭТАП- развитие гармонического слуха, музыкальной памяти,
16

диапазона. Продолжаются самые разнообразные музыкальные игры.
Воспитанники все чаще выступают в роли солистов. Это позволяет
сочетать индивидуальный подход к каждому ребенку с работой в
ансамбле. Солистом может быть каждый, кто способен эмоционально и
выразительно пропеть небольшой запев. Создание детского эстрадного
ансамбля. Участие в концертах, в городских, зональных конкурсах и
фестивалях.
Начинаются занятия с 15-20 минутного распевания, в процессе которого
происходит соответствующая эмоциональная настройка, постепенное
включение и разогрев голосового аппарата. В некоторых случаях (начало
учебного года, длительный перерыв в занятиях) время, отводимое для
распевания, может быть увеличено.
Работа над репертуаром - наиболее сложная, трудоемкая и
продолжительная часть занятия. Переключение внимания обучающихся
на разные по характеру произведения активизирует их восприятие,
улучшает результаты творческой деятельности. В первый час обычно
идет разучивание по голосам. При этом «эмоциональное и сознательное
начало является основным решающим фактором».
Во второй час занятий продолжается разучивание нового репертуара,
идет отработка ранее выученных песен. Полезно проводить
индивидуальные
прослушивания,
что
заметно
повышает
ответственность каждого.
Работа по постановке голоса является особенно сложной и трудной, т.к.
голос ребенка требует очень бережного к себе отношения. Раскрывая
творческую индивидуальность исполнителя, прививать ему культуру
пения, оберегать его от манерничанья и подражательства.
Специальное время следует уделять на занятиях расширению
музыкального кругозора, формированию слушательской культуры
обучающихся. Они должны получить достаточные знания о музыке, ее
языке, музыкально - выразительных средствах и средствах
исполнительских. Воспитанники должны научиться не только слушать,
понимать и исполнять музыкальные произведения, но и оценивать их
исполнение.
Во время занятий реализуются основные принципы работы:
Минимум селекции - максимум развития. Отказ от традиционной
селекции и переход к вокальному всеобучу. Пение, вокализация - это не удел
избранных, а такой же навык, как чтение, счет, письмо и т.д.
Равные возможности для всех. Каждый воспитанник пройдет
посильный для него участок пути, но, одухотворенный общей идеей,
каждый поднимется гораздо выше, чем при одиночном восхождении.
Смена традиционных приоритетов. Голос ребенка первичен это цель развития, репертуар - вторичен, он - средство развития.
Репетиция вокальной группы– коллективное занятие (постановка
голоса).
Воспитывать не только талант, но и личность, достойную
17

таланта.
В объединение принимаются все желающие. При приеме проверяется
музыкальный слух, голос, чувство ритма, музыкальная память.
Специфика работы, особенно на начальном этапе, предполагает
индивидуальную работу по постановке голоса.
Материально-техническая база должна соответствовать современным
требованиям.
Помещение для занятий должно быть достаточно просторным и
звукоизолированным, с хорошей акустикой, и вентиляцией.
Инструмент (рекомендуется фортепиано) должен быть всегда
настроенным. В классе должны быть : компьютер, шкафы для учебных
пособий.
Для
усиления
голоса
желательно
иметь
специальную электроусилительную аппаратуру с
микрофонами на стойке. Детей следует научить пользоваться
усилительной аппаратурой и соблюдать технику безопасности.
Обучение в дистанционной форме может использоваться как при
обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, так и при
обучении с целью углубления и расширения знаний обучающихся.
Дистанционные образовательные технологии могут использоваться при
непосредственном взаимодействии педагогического работника с
обучающимся для решения задач персонализации образовательного
процесса.
Дидактические материалы:
Для обучающихся необходим печатный раздаточный материал (текст
слов исполняемой песни).
Информационное обеспечение.
1.
Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»
2.
Мультимедийная программа «Соната»Лев Залесский и компания
(ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и
содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
3.
Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
4.
Мультимедийная программа «Шедевры музыки»
издательства «Кирилл и Мефодий»
5.
Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки»
«Коминфо»
6.
Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
7.
Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
8.
Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия
2009г.»
9.
Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
10.
Мультимедийная программа «Уроки музыки в школе без проблем»
11.
Единая
коллекция
http://collection.cross18

edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76- f453-552f31d9b164
12.
Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
13.
Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
Интернет источники - для педагога:

http://www.vocalvoice.narod.ru В.В. Емельянов. Фонопедический метод
развития голоса
.
Рекомендуемые произведения для ребенка (для
слушания дома): Народная песня:

«Ходила младешенька» - русская народная песня;

«Ай на горе» обр. Римского-Корсакова;

«Сел комарик на дубочек» обр. С.
Полонского. Классика:

«За рекою старый дом» И.С. Бах;

«Осень» Ц. Кюи.

П.И.Чайковский «Детский альбом»,

М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»,

К. Сен–Санс «Карнавал
животных». Современная музыка:

«Пришла зима» М. Парцхаладзе;

«Старая кукла» Л. Марченко;

«Мой парус» Е. Сокольская;

«Собака» Л. Вихарева;

«Ручей» М. Парцхаладзе;

«Гном» Г. Струве;

«Пополам» В. Шаинский;

«Бегемот» Л. Марченко.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА.
Нормативные документы
Государственная программа Московской области "Образование
Подмосковья" на 2017-2025 годы (утв. постановлением Правительства
Московской области от 25.10.2016 г. № 784/39).
2.
Конвенция ООН "О правах ребенка" (одобрена Генеральной
Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.).
3.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г.).
4.
Концепция развития дополнительного образования детей до
1.

19

2030 г. (утверждена Распоряжением Правительства РФ № 678-р от
31.03.2022.
5.
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки
России от 18.11.2015 № 09- 3242).
6.
Национальный проект "Образование" (утвержден Президиумом
Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и
национальным проектам (протокол от 03.09.2018 №10).
7.
Письмо Министерства просвещения РФ от 17.06.2022 г. "О
примерном календарном плане воспитательной работы".
8.
Порядок применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных
программ, утвержденные приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 18 сентября 2017 г.,
регистрационный № 48226).
9.
Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам
(Зарегистрировано в Минюсте России 26 сентября 2022 г. N 70226).
10.
Программа Российской Федерации "Развитие образования" до 2030
года.
11.
Распоряжение правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р "Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей".
12.
Распоряжение правительства РФ от 29.05.2015 № 995-р "Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации
на период до 2025 года.
13.
Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
(Санитарные правила 2.4.3648-20)
14.
Федеральный закон от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ (ред.от
18.12.2018) "О защите детей от информации, причиняющей вред их
здоровью и развитию".
15.
Федеральный
закон
от
29.12.2012
г.
№
273-ФЗ
(ред.от21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации".
16.
Федеральный проект "Патриотическое воспитание граждан РФ"
национального проекта "Образование"
Психолого-педагогическая литература
1.

Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – М.: Перспектива,
20

2018.- 224 с.
2.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. Учебник.
– М.: Педагогика- пресс, 1999. – 536 с.
3.
Педагогика: учеб. пособие /Под редакцией П.И. Пидкасистого
– 2-ое изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2011.-502 с.
4.
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии
/Под редакцией С.А. Смирнова - М: Академия, 2008 г. – 512 с.
5.

Подласый И.П. Педагогика - М: Просвещение, 2007 г. – 576 с.

6.
Селевко
Г.К.
Энциклопедия
образовательных
технологий: В 2 т.- М: НИИ школьных технологий, 2006.- 816 с.
Литература по профилю программы
Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г./М-во
образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с.
2.
Примерные программы по учебным предметам. Начальная
школа. В 2 ч. Ч. 1. – 5-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011. – 400 с.
3.
Планируемые результаты начального общего образования/
[Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова, М.З.Биболетова и др.]; под ред.
Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
4.
Программы начального общего образования. Система
Л.В.Занкова / Сост. Н.В.Нечаева, С.В.Бухалова. – Самара: Издательский
дом «Фёдоров», 2011. – 224 с. Алиев Ю.Б. Настольная книга, школьного
учителя-музыканта. - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос»,
2000.
5.
Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. - М.,
1983.
6.
Добровольская Н.Н., Орлова Н.Д. Что надо знать о детском голосе. М., 1972.
7.
Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль, 1997.
8.
Программа «Хор». / Под ред. Овчинниковой Т.Н. - М.,
Просвещение, 1986. / Сб. Программы для внешкольных учреждений.
9.
Программа «Вокально - инструментальный ансамбль» ВИА. /
Под ред. С.С. Кутелева. - М., Просвещение. 1986. / Сб. Программы для
внешкольных учреждений.
10.
Работа с детским хором. / Под ред. В.Г. Соколова. М., 1981.
11.
Сафарова Н.Э. Игры для организации пианистических
движений. -Екатеринбург, 1994
12.
Спутник учителя музыки./ Сост. Т.В. Челышева. - М., 1981.
13.
Струве Г.А. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое
сольфеджио. -СПб.: Изд-во «Лань». 1997.
1.

21

14.
15.

Струве Г.А. Хоровое сольфеджио. - М., Советский композитор, 1988.
Юдина Е.И. Азбука музыкально- творческого саморазвития. - М.,

1994.
СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ
1.
1.Менабени А.Г. «Методика обучения сольному пению». –
М. «Просвещение», 1987
2.
Садников В.И. «Орфоэпия в пении». – М. «Просвещение», 1958.
3.
3.Дмитриев Л.Б. «Основы вокальной методики». – М. 1968.
4.
4.Луканин А., Перепелкина А. «Вокальные упражнения
на уроках пения в общеобразовательной школе» - М. 1964
5.
Малинина Е.М. «Вокальное воспитание детей» - М.-Л. 1967.
6.
6.Струве Г.А. «Школьный хор» М. «Просвещение», 1981
7.
7.Вендрова Т.Е. «Воспитание музыкой» М. «Просвещение», 1991
8.
Далецкий О. Н. «Обучение эстрадных певцов», 2010
9.
Далецкий О. Н. «О пении»,2010
10.
Павлищева О.П. «Практическое овладение певческим дыханием»,2013
11.
Павлищева О.П. «Высокая позиция звука», 2013
12.
Усова И.М. «Старшая группа детского хора», 2000
13.
Жарова Л.М. «Начальный этап обучения хоровому пению», 2011
14.
Кудрявцева Т.С. «Исцеляющее дыхание по Стрельниковой А.Н.» ООО
«ИД
«РИПОЛ классик», 2006
Интернет –ресурсы:
http://muzruk.info/?p=727 – «Хоровое пение в начальной школе»;
http://festival.1september.ru/articles/618991/ - «Влияние пения на здоровье
человека»;
http://www.dolgushin.com/downloads/students/04_children%27schorus.htm
–
«Детский
хор»;
http://vugi10art.ru/index.php?option=com_kunena&func=view&catid=9&id
=144&Itemid=516 –
«Хоровое пение – это полезно! Влияние занятий хорового пения на
развитие детей младшего школьного возраста».
Литература для детей:
1.
Барабошкина Л., Боголюбова Н. Музыкальная грамота для
детей, кн. 1. Изд. 6-е. Ленинград: Музыка, 1972.
2.
Гульянц Е.И. Детям о музыке. М.: Аквариум, 1996.
3.
Дейнс Э. Первая энциклопедия музыки. М.: Махаон, 1999.
4.
Журавленко Н.И. Уроки пения 1 - 3 классы.
Минск:
Полиграфмаркет, 1998.
5.
Королева Е.А. Музыка в сказках, стихах и картинках: Книга
для обучающихсяи учителей. М.: Просвещение, 1994.
6.
Петрушин В.И. Слушай. Пой. Играй. Пособие для
22

музыкального самообразования. М.: «Владос», 2000.
7.
Рыцарева М.Г. Музыка и я: Популярная энциклопедия для детей.
М.: Музыка,
1994.
8.
Шакирова И. Музыка в сказке. М.: Лист, 2000.
9.
Финкельштейн Э. Музыка от А до Я. Ленинград: Советский
композитор, 1991.
10.
Володин Н. Энциклопедия для детей. — М., 1998
Интернет - ресурсы:
http://www.dolgushin.com/downloads/students/04_children%27s-chorus.htm
«Детский хор»;

23

–

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1
Календарно тематический план - график на 2024/2025 учебный
год Дополнительная общеразвивающая программа «Вокально –
хоровое пение» (стартовый уровень)
ФИО педагога дополнительного образования Елисеева Анна
Игоревна
год обучения: 1
группа: 1
Место проведения занятий: МБОУ Торопецкая гимназия имени Патриарха Тихона
№
п/п

Тема
занятия

1. Вводный инструктаж по технике безопасности на
занятиях объединения «Вокально-хоровой кружок».
Вводное занятие.
ОБДД: Азбука дорожного движения.
2. Знакомство с детьми. Вступительная беседа.
Прослушивание детей (определение слуха, голоса).
Разучивание песни «Веселая песенка», беседа о
характере времени года, разучивание слов и мелодии 1
куплета).
3. Продолжение работы по разучиванию песни. Чистота
мелодического рисунка, умение слушать мелодию и
друг друга
4. Продолжение разучивания песни, разбор 2 куплета.
Работа над дикцией.

Кол
Форма
-во
занятия
часо
1
Беседа, обсуждение.

Опрос

1

Беседа, исполнение песен,
Диагностика.

Слуховой
контроль
педагога.
Опрос

1

Практическое занятие.

1

Практическое занятие.

Слуховой
контроль педагога
и самоконтроль.
Совместный
словесный анализ
занятия.
Опрос.

24

5. Музыкально-ритмическая игра «Осенняя прогулка»
(дождик – убежать!). Интонационные трудности,

Форма
контроля

1

Игровые импровизации,
работа над

При
меч
ани

заучивание слов, мелодии.
Музыкальная игра «Угадай мелодию».
5
Закрепление (слов и мелодии) в разучивании
всей песни. Игра
«Выберем солиста» (покуплетное исполнение
песни детьми по отдельности).
Беседа о значении слуха, выразительности 5
исполнения, правильности проговаривания
слов, красоты мелодии.
Разучивание песни «Кошка беспородная».
5

произведением.
Практическое
занятие.
Игровые
импровизации.

9.

Слушание в исполнении учителя, беседа о
характере. Разбор слов, мелодии (значение
пауз)

5

10

Продолжаем
знакомиться
с
песней.
Интонационные сложности в мелодии.
Следим дыханием. Атака звука.. Ритмо слоговые особенности.

5

Практическое занятие. Слуховой
контроль
педагога
и
самоконтроль.
Практическое занятие. Опрос.

6.

7.

8.

11

5

12

Исполняем по группам в несколько человек. 5
Работа над дикцией.

13

Игра «Кто поет лучше: мальчики или
девочки». Доучиваем 2, 3 куплет

14

Работа над выразительностью
чистотой мелодии,

5

исполнения, 5

Беседа, обсуждение.

Слуховой
контроль
педагога
и
самоконтроль.
Диалог –
размышление.

Практическое занятие. Опрос.

Практическое занятие. Слуховой
контроль
педагога
и
самоконтроль.
Практическое
Совместный
занятие.
Беседа,
словесный
обсуждение.
анализ занятия
Игровые
Слуховой
импровизации,
контроль
работа
над
педагога
и
произведением.
самоконтроль.
Практическое занятие. Опрос.

25

Работа
над
ясностью
окончаний,
фразировкой, дыханием. Беседа о умении
вести себя на сцене, выходить и уходить
со сцены
Первые «концертные» построения.

5

Практическое
занятие. Беседа.

Диалог –
размышление.

5

Пение, на сцене.

17

Исполнение обеих разученных песен в
классе, обобщение.

5

Практическое
занятие. Беседа.

18

ОБДД: Дорожные знаки и дополнительные 5
средства информации. Разбор слов, мелодии.
«Разыграй песню» - игра. Заучивание 1-2
куплета.
Разучивание песни «Маленький кораблик»
5
(беседа о море, показ песни).

Совместный
словесный
анализ занятия.
Слуховой
контроль
педагога
и самоконтроль.
Диалог –
размышление.

15

16

19

20

Продолжение заучивание песни (3,4 куплеты).
Умение слышать друг друга, чистота
исполнения мелодии.

5

21

Игра «Песенная эстафета» (по 1 куплету 4
человека поют).

5

22

Показ песни «В сыром бору тропина». Разучить 5
текст 1- 2 куплета, мелодию.
Беседа «Какие бывают песни?».
5
Знакомство с творчеством русского
народа.

23

Практическое
занятие.
Беседа,
обсуждение.
Игровые
импровизации,
работа
над
произведением.
Практическое занятие

Совместный
словесный
анализ занятия.
Слуховой
контроль
педагога
и самоконтроль.
Опрос.

Игровые
импровизации,
работа
над
произведением.
Практическое занятие. Опрос.
Беседа, обсуждение,
слушание
новой
музыки.
26

Диалог –
размышление.

24

Обыгрывание песни (все участвуют по
очереди). Музыкально-ритмические игры.

25

Продолжение разучивание песни (слова 3-4
5
куплета). Повторение
песни
«Веселая
песенка».
Работа
над
чистотой
интонации, 5
выговариванием всех слов (окончаний), разбор
непонятных, новых слов.
Работа
над
выразительностью,
артистичностью. Музыкально-ритмические
движения во время пения.
Отработка одновременности движений,
5
четкости, ясности в окончаниях фраз (в обеих
песнях).
Музыкальная игра «Угадай мелодию знакомой
песни».

26

27

28

5

Умение петь группами и по одному. Повторение5
всех 4-

Игровые
импровизации.

Слуховой
контроль
педагога
и
самоконтроль.
Практическое занятие. Опрос.
Практическое
занятие.
Игровые
импровизации.

Игровые
импровизации.
Исполнение
песен.
Беседа, обсуждение.

Слуховой
контроль
педагога
и
самоконтроль.

Слуховой
контроль
педагога
и
самоконтроль.
Совместный
словесный
анализ занятия.
Практическое занятие, Слуховой

27

х песен, разученных ранее.

29

30

Построение на сцене, навыки умения быть
5
на сцене (выход, уход). Музыкальная игра
«Кто лучше споет любимую песню».
Музыкально-ритмические, пластические игры: «Я 5
– снежинка», «Я – зайчик, лисичка» и т. д.
Вырабатывание умения петь и двигаться
одновременно. Пение (повторение) новогодних
песен, их разыгрывание.

работа
над
произведени
ем.
Игровые
импровизации.

контроль
педагога
и
самоконтроль.
Диалог –
размышление.

Практическое
занятие.
Игровые
импровизации.

Слуховой
контроль
педагога
и
самоконтроль.
Опрос.
Слуховой
контроль
педагога
и
самоконтроль.
Диалог
–
размышление.
Совместный
словесный
анализ занятия.
Совместный
словесный
анализ занятия.
Диалог –
размышление.

31

Следить за улучшением пения мелодии, умением 5
петь без поддержки (в пении) учителя. Игра
«Лучший певец». Прослушивание вокальных
произведений, раскрытие содержания музыки и
текста, особенностей выразительных средств
исполнителя.

Игровые
импровизации.
Практическое
занятие. Слушание
фрагментов
классической
музыки.

32

Повторение новогодних песен (в качестве
распевки). Разучивание распевок.

33

Музыкальная игра «Угадай, кто это?». Работа 5
над словами, выразительностью, формой всех
4-х куплетов всех разученных песен.
Работа над сценическим исполнением. Игра 1
«Спой, Дедушка Мороз» - пробует каждый.
Музыкально- танцевальные движения

Практическое
занятие, работа над
произведением.
Практическое
занятие.
Игровые
импровизации.
Игровые
импровизации.

34

5

28

Слуховой
контроль
педагога
и
самоконтроль.

35

36

37

38

39

Игра «Ручеек» (услышать неожиданное
окончание музыки). Выработать внимание,
слышать различный характер предлагаемых
отрывков музыки.
ОБДД: Светофор. Регулирование дороги
инспектором ГИБДД. Сценические «прогоны».

1

Практическое занятие. Опрос.
Слуховой
самоконтроль.

1

Беседа,
обсуждение.
Исполнение
песен.

Работа над выразительным исполнением
характера
произведения.
Рождественские
беседы, песни, слушаем записи фрагментов
классической музыки.
Разучивание песни «Далеко от мамы», разбор
сложных, новых слов, мелодии. Различие
мелодических окончаний во фразах.
Следим за чистотой исполнения. 1-3
куплеты.
(Рождественское
празднование).

1

Исполнение
песен. Слуховой
контроль
Беседа, обсуждение.
педагога
и
самоконтроль.
Практическое занятие. Опрос.

1

1

40

Продолжение разучивания песни, работа над 1
дикцией.

41

Работа над характером исполнения.
Работа над динамикой (p,f).

1

42

Выразительное пение – основа успеха.
Добиваемся
создания
убедительного
сценического образа.

1

Диалог
–
размышление.
Опрос.
Слуховой
самоконтроль.

Практическое занятие. Слуховой
контроль
педагога
и
самоконтроль.
Практическое
Совместный
занятие, работа над
словесный
произведением.
анализ занятия.
Практическое занятие. Опрос.
Слуховой
самоконтроль.
Опрос.
Практическое
Слуховой
занятие.
Беседа,
контроль
обсуждение.
педагога
и
самоконтроль.
29

43

Учимся петь под фонограмму. Доучиваем текст и 1
мелодию песни. Различие (учимся отличать)
междузвучанием фортепиано и фонограммой.

44

Учимся правильно начинать петь. Пробуем петь 1
под фонограмму самостоятельно.

45

Продолжаем петь под фонограмму. Разбираем 1
песню
«Бибика».

46

Песня-шутка (беседа об эстрадной музыке)
– каков характер. Заучивание слов, мелодии.
Музыкальноритмические
движения
(попасть в такт, запомнить последование
движений).
Отработать правильность движений, их

47

48

1

1

одновременность, четкость. Игра «Кто лучше
покажет».
Работа над чистотой интонации мелодии,
1
четкостью слов.

49

Работа над динамикой (от f к p и наоборот).
Беседа
о характере,
выразительности
исполнения.

1

50

Игра «Выбираем солистов». ОБДД: Правила
поведения пассажиров. Техника безопасности в
транспорте.

1

Опрос.
Слуховой
контроль
педагога
и
самоконтроль.
Слуховой
контроль
педагога
и
самоконтроль.
Опрос.
Практическое занятие. Слуховой
контроль
педагога
и
самоконтроль.
Игровые
Диалог –
импровизации.
размышление.
Беседа, обсуждение.
Практическое
занятие. Беседа.

Игровые
импровизации.

Диалог –
размышление.

Практическое занятие. Совместный
словесный
анализ занятия.
Практическое
Слуховой
занятие, работа над
контроль
произведением.
педагога
и
самоконтроль.
Игровые
Слуховой
импровизации.
самоконтро
Беседа, обсуждение.
ль.
Опрос.
30

51

Беседа о празднике «Масленица» (дети
рассказывают). Музыкально-ритмические игры
(«Ручеек» - игра).

1

52

Исполнение песен-закличек, беседа о
русских традициях.

1

53

Разучивание песни «Раз, ладошка…» (беседа о
весне), мелодии, текста. Выдерживание пауз.
Разучивание 2, 3 куплетов.

1

54

Музыкально-ритмические игры (на внимание 1
слуха).
Продолжение разучивания песни. Дикция,
1
дыхание, ясные окончания, разбор сложных
слов. Работа над звуковедением.
Беседа и работа над характером. Вспоминаем 1
песни
« Далеко от мамы» и др.

55

56

57

Концертное исполнение песни. Работа
чистотой мелодии, характером песни.

над 1

58

Учимся петь «как на концерте» (выход-уход со
сцены, поведение). Музыкально-ритмические
игры.

1

Игровые
импровизации.
Беседа, обсуждение.

Слуховой
самоконтроль.
Диалог
– размышление.
Практическое занятие. Слуховой
самоконтроль.
Совместный
словесный
анализ занятия.
Практическое занятие Слуховой
контроль
педагога
и
самоконтроль.
Игровые
Опрос.
импровизации.
Практическое
Диалог –
занятие, работа над
размышление.
произведением.
Практическое занятие. Слуховой
контроль
педагога
и
самоконтроль.
Практическое занятие. Совместный
словесный
анализ занятия.
Практическое занятие. Опрос.

31

Продолжение: беседы о весне. разучивание
«Пасхальной песни» (2 куплета) – мелодия, слова,
характер.
ОБДД: Техника безопасности при езде на
велосипеде. Требования
к
движению
велосипедов, мопедов.
«Праздник Пасхи»: традиции, объяснение
значения
Доучить «Пасхальную песню» (чистота мелодии,
крепко заученные слова, исполнение в характере.
Музыкально-ритмические игры («Дождик», «Я
гуляю») и т. д. Повторение прошлых песен
(праздник Весны).

1

Практическое занятие. Диалог –
размышление.

1

Беседа, обсуждение.

1

Практическое занятие. Опрос.

1

Разучивание песни «Ай, будет круто» (беседа о
дне рождении). Разучивание 1, 2 куплетов.
ОБДД: Дорога – не место для игр.
Разучивание 1, 2 куплетов – мелодия,
слова, ритм, дикция в подвижном темпе.
Продолжение разучивание песни (З, 4 куплеты).
Работа над мелодией, текстом, оттачиваем
работу артикуляционного аппарата (в темпе).

1

Практическое занятие. Слуховой
контроль
педагога
и самоконтроль.
Практическое
Совместный
занятие, работа над
словесный
произведением.
анализ занятия.
Практическое занятие. Опрос.

66

Работа над характером, настроением. Игра
«Кто лучше споет?».

1

67

Работа над песней (дикция, характер). Пение
под фонограмму (умение слышать свое пение
и современную обработку).

1

59

60

61
62

63

64
65

1
1

Диалог –
размышление.

Практическое занятие. Слуховой
контроль
педагога
и
самоконтроль.
Исполнение песен.
Опрос.
Игровые
импровизации.
Практическое занятие. Совместный
словесный
анализ занятия.

32

68

Музыкально-ритмические движения под музыку 1
песни. Уметь сочетать пение и движение

69

Повторение всех разученных песен (за год), всех 1
музыкальных игр, музыкально-ритмических
движений.

70

Музыкально - ритмические движения под
пение песни (четкость движений, их
правильность, одновременность).

71

Игра «Кто лучше станцует?». Повторение всех 1
знакомых песен.

72

Повторение всех разученных песен (за год), всех 1
музыкальных игр, музыкально-ритмических
движений

1

Исполнение песен.
Игровые
импровизации.

Слуховой
контроль
педагога
и
самоконтроль.
Опрос.
Практическое занятие. Слуховой
контроль
педагога
и
самоконтроль.
Совместный
словесный
анализ занятия.
Беседа, обсуждение.
Игровые
импровизации,
работа
над
произведением.
Практическое
занятие.
Игровые
импровизации.
Практическое
занятие.
Игровые
импровизации

33

Опрос.

Слуховой
контроль
педагога
и
самоконтроль.
Слуховой
контроль
педагога
и
самоконтроль.
Совместный
словесный
анализ занятия.

Примечание №2
Объединение « Вокально – хоровой кружок» (педагог Елисеева Анна Игоревна)
Программа «Вокально – хоровое пение»
Группа 1. Расписание: пн.15.00 – 16.00, ср. 15:00-16;00

(Приложени
е 3)
Календарно-тематический план - график воспитательной работы на 2024/2025 учебный год
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Вокально-хоровое пение» Тема воспитательной работы: "Развитие
социальной компетентности детей и подростков"
Направления воспитательной работы:
Дата
Название мероприятия
сентябр Родительское собрание.
ь
Беседа "Моя малая Родина"

Направление
Духовно-нравственное

октябрь День Учителя. Концерт.

Культурологическое

Беседа
"Государственные
символы Духовно-нравственное
России"
ноябрь День народного единства.
Гражданско-патриотическое
Викторина "Россия -Родина
моя"
декабрь Родительское собрание. Спортивная Физическое
эстафета
Культурологическое
январь Рождество

32

Модуль
Работа
родителями»

Примечание
с

«Выставки,
концерты,
спектакли»
«Детские объединения»
«Ключевые дела»
«Работа
с
родителями»
«Выставки,
концерты,
спектакли».

феврал
ь

День
защитника
Духовно-нравственное
Отечества.
Урок
мужества
март
Международный женский
Культурологическое
день. Праздник
"День
Мамы"
апрель День экологии.
Экологическое воспитание
Субботник "Приведи в порядок свою
планету"
май
День Победы.
Гражданско-патриотическое
Беседа "Чтобы помнили..."
 Духовно-нравственное
 Культурологическое
 Экологическое воспитание
 Физическое
 Гражданско-патриотическое

33

«Ключевые дела»
«Выставки,
концерты,
спектакли».
«Ключевые дела»
«Ключевые дела»

Модуль
1. Модуль «Ключевые дела» ( главные традиционные дела, коллективные
творческие дела, мероприятия духовно-нравственной и патриотической
направленности)
2. Модуль «Детские объединения».
3. Модуль «Выставки, концерты, спектакли, соревнования».
4. Модуль «Работа с родителями».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».