МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Тверской области
Торопецкий муниципальный округ Тверской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Торопецкая гимназия имени святителя Тихона,
Патриарха Московского и всея России
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
На заседании
Директор гимназии
педагогического совета
________________________
________________________
Замыслова В.И.
Протокол №1
От «02» 07 2024 г.
Замыслова В.И.
Приказ №7
от «02» 07 2024 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Юный агроном»
5-8 класс
Разработала:
Уберская В.В.,
учитель биологии
г. Торопец
2024г.
Пояснительная записка.
Важной составляющей в образовательной и воспитательной работе школы является
внеурочная деятельность.
Программа курса “ Юный агроном ” предназначена для обучающихся основной школы.
Данная программа составлена с целью формирования экологической культуры и
получения знаний, умений и навыков по выращиванию овощных культур на пришкольном
участке. Все основные стороны сельскохозяйственной науки и практики в элементарном
плане будут изучены и практически выполнены на занятиях кружка.
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения обучающимся
предоставляется возможность выполнения практических работ на пришкольном участке,
огороде или в классе. Выращивать культурные растения, охранять природу - полезные и
необходимые занятия в жизни человека. Любовь к земле не приходит сама по себе: она
начинается вроде бы с малого - с любви к своей семье, к своему дому, к селу, к школе.
Приводит эта любовь к большому и великому – осознанию любви к Родине и исполнению
долга во имя Родины.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания
программы с требованиями жизни.
На занятиях кружка дети ознакомятся с историей выращивания сельскохозяйственных
культур, учатся самостоятельно ухаживать и применять агрономические методы,
позволяющие получать более высокие урожаи.
В ходе работ ребята овладеют навыками применения простейших орудий труда,
способами посадки, выращивания и сбора урожая, умением организовывать свою
деятельность, что поможет в дальнейшей трудовой деятельности.
Программа кружка рассчитана на 1 год (34 часов), из расчета 1 часа в неделю.
Цели программы:
-научить учащихся агрономическим и экологическим методам грамотно выращивать
основные овощные культуры, убирать, хранить собранный урожай.
-воспитывать ответственное отношение к здоровью, природе, жизни.
-воспитывать уважение к людям сельскохозяйственного труда, прививать желание растить
хлеб, выращивать овощи и фрукты - трудиться на Земле.
Задачи программы:
- освоение приёмов выращивания и сбора сельскохозяйственных культур;
-формирование и развитие экологически сообразного поведения у школьников.
Формы проведения занятий:
-занятия с элементами лекций;
-практические занятия;
-самостоятельная работа с литературой.
Ожидаемые результаты.
Личностные:
-появление интереса к экологии;
-развитие познавательной и творческой активности учащихся;
-привитие любви и уважения к профессии работников сельского хозяйства.
Метапредметные:
- Умение осознавать мотивы образовательной деятельности, определять ее цели и задачи.
- Умение участвовать в обсуждении учебных, творческих проблем.
- Выступать с результатами своих работ и участвовать в анализе работ своих товарищей.
-Владеть разнообразными средствами творческой (поисковой, экспериментальной,
исследовательской) работы.
Предметные:
- умение научно правильно выращивать сельскохозяйственные растения ;
-умение правильно убирать и хранить собранный урожай;
-умение проводить простейшие агрономические опыты;
-знание истории происхождения и выращивания сельскохозяйственных культур;
-знание правил и способов выращивания сельскохозяйственных культур;
-применение овощных культур в питании.
Содержание учебного курса
Введение (1 час)
Раздел 1. Понятие о земледелии. Основные виды земледелия (10 часов)
Почва - основное средство сельскохозяйственного производства. Почвоведение. Почва как
особое тело и экологическая среда. Типы почв. Состав и ее свойства.
Необходимые условия для роста и развития культурных растений. Влияние
продолжительности освещения на рост и развитие культурных растений.
Практическая работа № 1. « Изучение внешних признаков почвы. Определение
механического состава и влажности почвы в полевых условиях».
Практическая работа № 2. «Подготовка поля к осенней обработке почвы».
Практическая работа № 3. « Весенняя обработка почвы»
Внесение удобрений. Удобрения почв. Виды удобрений. Правила применения нормы
внесения удобрений.
Практическая работа № 4. « Определение кислотности почв».
Практическая работа «№ 5. Распознавание основных видов минеральных удобрений».
Севообороты. Их виды. Виды севооборотов. Требования к составлению севооборотов.
Сорняки на полях севооборота.
Практическая работа № 6.» Изучение сорняков на полях севооборота».
Раздел 2. Растениеводство (часов)
Понятие о растениеводстве. Происхождение культурных растений. Понятие о сорте.
Правила закладки полевого опыта.
Значение овощеводства. Краткая характеристика основных овощных культур. Общие
сведения о наиболее распространенных и ценных овощных культур. Лук репчатый. Сорта
лука репчатого. Особенности возделывания. Чеснок. Сорта чеснока. Особенности посадки
чеснока весной и осенью. Значение культуры и его свойства. Корнеплодные культуры.
Столовая свекла. Приемы выращивания столовой свеклы. Роль культуры и ее свойства.
Морковь. Сорта моркови. Приемы выращивания моркови. Роль моркови в питании , ее
свойства.
Болеют ли растения? Защита овощных растений от сорняков. Защита культурных
растений от вредителей.
Раздел 3. Полеводство (часов)
Значение полеводства.
Картофель. Сорта картофеля. Правила возделывания картофеля.
Агротехнические и биологические методы борьбы с вредителями картофеля. Колорадский
жук, его цикл развития; вред, наносимый им культуре; особенности борьбы с ним.
Практическая работа № 9. «Приготовление настоев из трав для защиты культурных
растений».
Практическая работа №10 «Подготовка к посадке и посадка чеснока».
Практическая работа № 11 «Подготовка и посадка лука репчатого».
Практическая работа №12 «Подготовка и посадка моркови».
Практическая работа № 13» Подготовка и посадка укропа, петрушки».
Практическая работа № 14 «Подготовка и посадка картофеля».
Практическая работа №15 «Уход за растениями: полив, прополка, окучивание».
Уход за растениями: полив, прополка, окучивание.
Подведение итогов работы за год, задачи на следующий учебный год. Составление плана
работы на лето.
Учебно – тематическое планирование
№
Наименование разделов и тем
п\п
Колво
часов
Введение (1 час)
Цели и задачи курса. Вводный инструктаж по ТБ.
1
Дата
Проведения
Раздел 1. Земледелие (10 часа)
1.1
Понятие о земледелии. Основные виды земледелия.
1
1.2
Почвоведение. Почва как особое тело и экологическая
среда.
1
1.3
Типы почв. Состав и ее свойства.
1
1.4
Факторы и условия почвообразования
1
1.5
Питательные вещества в почве и их доступность для
растений
1
1.6
Необходимые условия для роста и развития культурных
растений.
1
1.7
Влияние продолжительности освещения на рост и развитие
культурных растений.
1
1.8
Практическая работа № 1: « Изучение внешних признаков
почвы. Определение механического состава и влажности
почвы в полевых условиях».
1
1.9
Практическая работа № 2: «Подготовка поля к осенней
обработке почвы».
1
1.10
Практическая работа № 3: « Весенняя обработка почвы»
1
Раздел 2. Растениеводство (12 часов)
2.1
Понятие о растениеводстве. Происхождение культурных
растений.
1
2.2
Понятие о сорте. Правила закладки полевого опыта.
1
2.3
Значение овощеводства. Характеристика основных
овощных культур.
1
2.4
Общие сведения о наиболее распространенных и ценных
овощных культур.
1
2.5
Лук репчатый. Сорта лука репчатого. Особенности
возделывания.
1
2.6
Чеснок. Сорта чеснока. Особенности посадки чеснока
весной и осенью. Значение культуры и его свойства.
1
2.7
Корнеплодные культуры.
1
2.8
Столовая свекла. Приемы выращивания столовой свеклы.
Роль культуры и ее свойства.
1
2.9
Морковь. Сорта моркови. Приемы выращивания моркови.
1
2.10
Классификация вредителей
1
2.11
Методы защиты растений от вредителей
1
2.12
Практическая работа №8: «Определение вредителей по
изображениям»
1
Раздел 3. Полеводство (11часов)
3.13.2
Значение полеводства.
2
3.3
Мелиорация, как средство улучшения плодородия почв
1
3.4
Виды мелиорации
1
3.5
Оросительная мелиорация
1
3.6
Влияние производственной деятельности человека на
почвообразовательные процессы.
1
3.7
Охрана почв.
1
3.8
Картофель. Сорта картофеля. Технология возделывания
картофеля.
1
3.9
Агротехнические и биологические методы борьбы с
вредителями картофеля
1
3.10
Уход за растениями: полив, прополка, окучивание.
1
3.11
Заключительное занятие.
1
Итого:
34