Киноуроки 11

Рабочая программа курса
внеурочной деятельности
«Киноуроки в школах России»
для обучающихся 10-11 классов

Пояснительная записка
Автономная некоммерческая организация «Центр развития интеллектуальных и
творческих способностей «Интелрост» с 2014 г. реализует Всероссийский народный
проект «Киноуроки в школах России» (далее – Проект).
Цель Проекта – создание инновационной системы воспитания гармонично
развитой и социально ответственной личности на основе нравственных ценностей.
Миссия Проекта – воспитание поколений выпускников школ 2030-2040 гг. со
сформированной широкой библиотекой этических качеств, высоким уровнем социальной
и интеллектуальной компетентности.
Предлагаемая система ориентирована на воспитание у школьников внутренних,
нравственных качеств личности, которые напрямую влияют на образ мышления,
формирование объективной оценки собственных и чужих поступков, а также их
последствий для человека, окружающей среды, государства.
Наиболее эффективное воздействие на современных детей сегодня оказывает
игровое кино. Кинематограф владеет широким спектром драматургических и
аудиовизуальных возможностей, обладающих суггестивным эффектом в восприятии
произведения. Фильмы, созданные в гуманистических принципах искусства специально
для школьников и с их непосредственным участием, способны дать мощный толчок к
развитию мотивации у детей.
Поскольку система воспитания Проекта ориентируется на формирование и
развитие этических качеств личности средствами различных направлений культуры и
искусства, киноуроки являются основополагающими в создании эмоционального отклика,
внутреннего конфликта как движущих сил к осуществлению практических действий,
направленных на положительные изменения личности.
При разработке идеи Проекта был использован системный подход, сформирована
таблица созидательных качеств личности, понятий и принципов, включающая 99 понятий
(качеств), в соответствии с количеством месяцев обучения в общеобразовательных
учреждениях с 1 по 11 классы.
Уровень сложности вводимых понятий (принципов, ценностей) увеличивается от
месяца к месяцу, от одного учебного года к другому, с учетом взросления школьников, их
готовности к восприятию более сложного и глубокого материала. Данная таблица
получила положительную экспертную оценку в СПбАППО и рекомендована для
использования в процессе создания сценариев фильмов.
Каждое
качество
раскрывается
в
идее
одного
профессионального
короткометражного игрового фильма, задача которого – вызвать эмоциональный интерес,
раскрыть образ героя, модель поведения. К каждому фильму создается методическое
пособие для учителя, предлагающего способ подачи учебно-воспитательного материала,
раскрывающего авторский замысел содержания, расставляя акценты при формировании
восприятия школьниками вводимого понятия, его значения и вариантов проявления в
жизни. Важный результат киноурока – возникшая у школьников потребность подражания
героям, обладающим рассматриваемым качеством.
Основой системы воспитания Проекта является проведение социальных практик,
реализуемых в соответствии с тематикой просмотренных киноуроков.
Социальная практика – общественно полезное дело, инициированное классом
после проведения киноурока, которое позволяет проявить раскрываемое в фильме

качество личности на практике.
Цель социальных практик – создание условий для развития у детей и подростков
понимания и принятия ценности созидательных качеств личности, формирования
потребности в проявлении продуктивной социальной активности.
Социальные практики популяризируют тему активного субъектного участия
молодежи в решении общественных проблем на местном, региональном, национальном
уровнях; освоения социальных практик участия в общественных процессах в контакте с
различными общественно-государственными структурами, включения в командные
формы социально ориентированной деятельности. Получение опыта социальных практик
детьми и подростками является важным условием укрепления гражданской идентичности
и нравственных ценностей наряду с традиционными формами обучения и воспитания.
Единым информационным банком социальных практик является сайт Проекта, где
формируется база данных о деятельности участников. Информация о результатах выполнения
социальных практик систематизируется и публикуется в ежемесячном журнале «Искусство
созидать», освещается в информационной программе «Искусство созидать».
Инновационная система воспитания школьников, создаваемая в рамках Проекта,
позволяет организовать воспитательный процесс в общеобразовательных учреждениях в
увлекательной интерактивной форме. Современная школа, как значимый социальный институт
развития подрастающего поколения, нуждается в качественном инновационном инструменте,
способном сформировать в школьниках стремления к высоким идеалам, побудить к скорейшей
реализации высоконравственных целей на практике.
Материалы Проекта рекомендованы к использованию в образовательных учреждениях
страны Министерством Просвещения РФ, имеют положительное экспертное заключение
ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования».
Настоящая Программа апробации системы воспитания Проекта (далее – Программа)
разработана в соответствии с Примерной программой воспитания (одобрена решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию; протокол от
2 июня 2020 г. № 2/20), предназначена для реализации в общеобразовательных учреждениях в
течение одного учебного года.
Апробация системы воспитания Проекта осуществляется с 2019-2020 учебного года в
десяти регионах РФ. В образовательных учреждениях отработана система проведения
киноуроков, накоплен первый опыт выполнения социальных практик.
В развитие системы воспитания Проекта разработана модель реализации социальных
практик, апробировать которую предлагается в 2020-2021 учебном году в работе педагогов с
обучающимися, имеющими, в основном, опыт реализации социальных практик школьного
уровня. Задача, стоящая ОУ при реализации настоящей Программы – увеличение числа
социальных практик, выполненных на внешкольном уровне с привлечением НКО,
деятельность которых направлена на развитие волонтерского движения, реализацию социально
значимых задач. Идеальные условия для реализации Программы будут обеспечены при
поддержке инициативы обучающихся органами местного самоуправления.

Особенности организуемого в школе воспитательного процесса
Обязательными требованиями к реализации системы воспитания Проекта является
системность и непрерывность работы с обучающимися по Программе с использованием
методических и дидактических материалов Проекта, нацеленных на популяризацию
нравственных качеств личности.
Процесс воспитания в образовательной организации основывается на следующих
принципах взаимодействия педагогов и школьников:
− неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения
конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка
при нахождении в образовательной организации;
− ориентир на создание в образовательной организации психологически
комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно
конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
− реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе
детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и
содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными
отношениями друг к другу;
− организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета
совместной заботы и взрослых, и детей;
− системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его
эффективности.
Основными традициями воспитания в образовательной организации являются
следующие:
− стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые
общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий
педагогов;
− важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для
воспитания других совместных дел педагогов и школьников является коллективная
разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ
их результатов;
− в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка
увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до
организатора);
− в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между
классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие
школьников, а также их социальная активность;
− педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках
школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на
установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
− ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель,
реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую,
организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
Особенности организуемого в школе воспитательного процесса в рамках системы
воспитания Проекта представлены в модели реализации социальных практик.

Модель реализации социальных практик
Гр'актовьіе '”
ВО.:3N Ы.ЖНОСТИ
УЖ ител ь

Уч ник

Роднтёл”и

.DргвНизациоіі вя, иtіформаqионііпR ііdддсрЖ}4 / Поощреt‹и
Нех@тим ересЇие”
”

о рганиаация

Муниципальное
обрааование Z

Инициатива
Организаци.онн •е

вззимеде1.:«ие

Муниципальное
•Браэованхе 1

’ ‘”’

Му”ниЦипально
обрааование п

Учреждения ДГЇО
Н ауч но-:метоДич ские центрьі

Цё.нтры
внешхольного развития

0 ОСПИТа НИЯ

О”ц нка эффехгивнаіпи

"С”йстема” тtë.От.йp”4вa йия

6

Для решения задач реализации социальных практик необходимо объединение
усилий гражданских институтов, институтов образования и власти, их заинтересованность
в согласованных действиях, направленных на воспитание подрастающего поколения.
Данная модель позволяет каждому участнику решать собственные задачи,
отвечающие существующим полномочиям и потребностям. При этом достигаются общие
цели воспитания нового поколения в развивающейся комфортной среде, где созданы
условия для формирования личной ответственности и социальной и интеллектуальной
компетентности.
В разработанной модели реализации социальных практик участниками выступают:
1. Образовательные учреждения (ОУ).
2. Учреждения дополнительного образования (УДО), центры внешкольного
развития и др.
3. Учреждения дополнительного профессионального образования (ДПО).
4. Органы местного самоуправления (администрация муниципальных образований
(МО).
5. Некоммерческие организации (НКО), деятельность которых направлена на
развитие волонтерского движения, реализацию социально значимых задач.
Описанный вариант реализации социальных практик является примерным и может
быть скорректирован в соответствии с существующими условиями и возможностями
участников.
1. Проведение киноурока.
1.1. Каждую социальную практику предваряет проведение киноурока. Киноурок
проводится педагогом ОУ или специалистами УДО. Система работы
выстраивается в соответствии с рабочей программой воспитания,
разработанной педагогом с учетом целей и задач организации воспитательной
работы в своем ОУ, особенностей возраста и развития обучающихся.
Ограничений для реализаций социальных практик не предусмотрено, если они
не противоречат существующим нормативно-правовым документам.
1.2. Обязательными требованиями к киноуроку являются:
1.2.1. Универсальная цель воспитательного занятия – формирование и развитие
общекультурных и личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок,
основанных на раскрытии значений вводимых понятий о нравственных качествах
личности человека. Принцип введения новых понятий – один киноурок – одно
понятие.
1.2.2. Обсуждение фильма, заложенного в киноурок, выстраивается с учетом
методических рекомендаций. Ключевым этапом киноурока является рефлексия
обучающихся, нацеленная на побуждение к действию и проявление инициативы к
созидательному действию.
1.3. Киноурок проводится на базе ОУ, УДО или в кинотеатрах, где возможно
обеспечить просмотр кинокартины в хорошем качестве на профессиональном
оборудовании для достижения максимального эффекта эмоционального
напряжения и суггестии. Организация регулярного проведения киноуроков в
кинотеатрах возможна при поддержке данной формы работы МО (п. 3.4.1).
1.4. Обсуждение детских инициатив проведения социальных практик организуется,
в том числе, с привлечением НКО, сотрудники которых доносят до
7

обучающихся информацию о вариантах социально значимой деятельности, об
участии в волонтерских движениях – по согласованию с педагогом ОУ.
2. Инициирование и выбор социальных практик.
2.1. Инициатива реализации социальных практик исходит от учащихся. Обсуждение
идей социальных практик проводится сразу после просмотра фильма и беседы о
проявленных героями качеств личности. Необходимо зафиксировать в сознании
детей возникшую потребность подражать положительному примеру,
выраженную в стремлении к конкретному действию. Завершением данного
этапа работы должен стать составленный примерный план выполнения
общественно полезных дел.
2.2. Типы и виды, уровень сложности социальных практик и уровни реализации
могут быть различными. Полноценная реализация системы воспитания
возможна при условии постепенного усложнения как вводимых понятий, так и
уровней социальных практик с расширением сфер деятельности обучающихся и
круга дополнительно привлекаемых участников.
2.2.1. Типы и виды социальных практик:
А) социально-педагогические – профилактические, развивающие, воспитательные
мероприятия;
Б) социально-культурные – культурно-массовые мероприятия (спортивные,
патриотические, развлекательные и т. д.); научно-просветительские мероприятия
(с посещением музеев, галерей, выставочных залов); культурно-досуговая
деятельность;
В) социально-бытовые – мероприятия по физическому и культурному развитию; по
оказанию волонтерской помощи ветеранам, пенсионерам, лицам с ОВЗ;
Г) социально-медицинские – профилактические оздоровительные мероприятия;
мониторинги знаний с помощью викторин, опросов, тренингов;
Д) социально-трудовые – волонтерская социально значимая трудовая деятельность;
профориентационные проекты.
2.2.2. Уровень сложности выполняемых проектов зависит от возраста и
особенностей развития обучающихся. Погружение в данный вид деятельности
начинается с выполнения простых социальных практик для усвоения алгоритма
действия в модели развития сознательного поведения. Усложнение социальной
практики происходит за счет увеличения времени, требуемого для ее реализации,
расширения способов действий, привлекаемых участников и др.
2.2.3. Уровни выполнения социальных практик не ограничены для любого
периода освоения данной формы работы. Содержание социальных практик может
быть реализовано на внешкольном, школьном, классном и групповом уровне.
Следует учитывать, что максимальный воспитательный эффект социальных
практик возникает при расширении условий ее реализации, то есть при выходе за
пределы школы и получении возможности установления контакта и опыта
социального взаимодействия в различных условиях.
2.3. Обсуждение и выбор социальной практики осуществляется, в том числе, с
привлечением сотрудников НКО, способных направить инициативу
обучающихся в русло социально значимых задач, потребность в решении
которых определена на уровне МО.
8

3. Реализация социальных практик.
3.1. На этапе введения социальных практик в систему воспитательной работы в ОУ
они могут выполняться силами детей и педагогов самостоятельно и с
привлечением дополнительных специалистов, в зависимости от выбранного
вида, типа и уровня сложности практики.
3.2. Развитие системы работы предполагает взаимодействие ОУ с НКО как с
соорганизаторами и соисполнителями социальных практик. Взаимодействие ОУ
и НКО выстраивается на постоянной (договорной) или краткосрочной основе –
разовое привлечение специалистов НКО к совместной реализации социальной
практики.
Работа НКО с ОУ на постоянной основе является наиболее приемлемой формой,
поскольку позволяет:
• ОУ – выстраивать систему воспитания с постоянным штатом специалистов,
владеющих информацией о формах работы ОУ, существующем у обучающихся
опыте волонтерской деятельности и др.; иметь постоянную поддержку в
организационных вопросах реализации социальных практик; получать
актуальную информацию о потребностях МО в решении социально значимых
задач силами волонтеров;
• НКО – выстраивать собственную систему работы в соответствии с целями и
задачами, обозначенными в Уставе организации; сформировать содержание
деятельности, подлежащее финансовой поддержке в виде грантов и субсидий,
выделяемых из федеральных и местных бюджетов, а также обеспечить
возможность участия в открытом конкурсе (тендере), проводимом МО в целях
реализации планов развития МО.
3.3. ОУ, активно включенные в реализацию системы воспитания, получают
возможность формирования внушительного портфолио и выстраивания
системной содержательной деятельности, ориентированной на решение
стратегических государственных задач, что является выигрышной основой для
получения грантов на реализацию намеченных планов.
3.4. Реализация социальных практик ОУ совместно с НКО обладает объективно
более высоким уровнем формирования и развития гражданской идентичности,
ответственности и сознательности обучающихся. Задачи, решаемые в ходе
выполнения социальных практик, лежат в плоскости задач государственного
значения, поскольку удовлетворяют запросам развития человеческого
потенциала МО, способствуют привлечению социально ориентированных
структур к решению общественно полезных задач по региональным и
муниципальным программам, объединению усилий МО, институтов
образования и гражданских институтов в деле социального развития региона,
укрепления межнациональных (межэтнических) культурных связей и др.
3.5. Роль МО в реализации социальных практик.
МО выполняют организационную, координирующую и стимулирующую функции
в реализации социальных практик:
А) организационная составляющая в социальных практиках проявлена:
• в организации проведения киноуроков перед выполнением социальных
практик на базе кинотеатров, расположенных на территории МО – заключает
9

договор с сетью кинотеатров на предмет проката фильмов Проекта для
школьников и приобретения билетов для последующего распространения их в
ОУ, расположенных на территории МО;
• в выстраивании взаимодействий с местными НКО, деятельность которых
направлена на решение социально значимых задач и организацию
молодежных волонтерских движений – МО предоставляют НКО актуальную
информацию о планах развития и текущих социальных потребностях МО
(благоустройство территорий, волонтерская адресная помощь ветеранам и
пенсионерам, проведение культурных, досуговых мероприятий для
различных групп населения, в том числе направленных на укрепление
межнациональных (межэтнических) отношений и др.);
• в обеспечении информационной поддержки процесса реализации социальных
практик местными СМИ;
Б) координируя решение поставленных социально значимых задач, МО оказывает
содействие ОУ и НКО при реализации социальных практик, согласовывает
проведение мероприятий, отвечающих задачам плана развития МО;
В) стимулируя ОУ к реализации социальных практик, администрация МО отмечает
деятельность наиболее активных обучающихся, педагогов, сотрудников НКО,
поощряя проявленную инициативу в решении социально значимых задач МО. Для
организации награждения МО, в том числе, производят закупку сувенирной
продукции Проекта, предназначенной для популяризации положительных образов
киногероев и продвижения смыслов фильмов, популяризирующих ценностные
качества личности человека.
4. Конкурс муниципальных образований.
4.1. В целях обмена опытом реализации системы воспитания в МО и
систематизации выполненных на территории МО социальных практик в рамках Проекта
проводится Конкурс МО. Критериями оценки результатов являются:
1) количество выполненных социальных практик (СП), соответствующих задачам
Конкурса (кол-во / %):
• количество школ, учителей, учащихся, вовлеченных в реализацию СП;
• количество НКО, волонтеров, привлеченных к реализации СП;
• количество реализованных СП по направлениям:
а) экология (охрана окружающей среды, обращение с отходами);
б) благоустройство территорий;
в) волонтерская помощь ветеранам, пенсионерам;
г) организация досуга;
д) развитие физкультуры и спорта;
е) профилактика употребления ПАВ;
ж) укрепление межнациональных (межэтнических) отношений.
(список может быть расширен / дополнен в соответствии с полномочиями МО)

2) международные связи, выстроенные при реализации СП.
3) освещение в СМИ:
• количество публикаций, сюжетов в региональных СМИ;
• количество публикаций, сюжетов в сети Интернет.
4) количество организованных киноуроков с привлечением УДО, учреждений
10

культуры (кинотеатры, дома культуры, центры воспитания и развития молодежи,
библиотеки и др.).
5) количество закрепленных на практике ценностных понятий (качеств).
Конкурс позволит определять рейтинг социальных достижений МО на уровне
субъекта и оценивать работу регионов РФ.
4.1.Направления конкурса МО, проводимого в рамках Проекта, коррелируют с
номинациями Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика», ежегодно
проводимым Правительством РФ. Практика организации в МО системной
воспитательной работы с молодежью, направленная работа с НКО в решении
социально значимых задач способствует повышению доверия граждан к органам
власти, достижению наилучших результатов в сферах муниципальной политики и
управления, формированию для населения комфортной среды, а в целом –
стабильному повышению рейтинга эффективности деятельности глав МО.
5. Фестиваль социальных практик.
5.1. Фестиваль социальных практик является ежегодным мероприятием, проводимым в
рамках Проекта, имеет статус всероссийского мероприятия. Участниками фестиваля
являются зарегистрированные на сайте ОУ. Для оценки членами жюри руководители
социальных практик размещают выбранный для участия в фестивале проект в едином
информационном банке с особой отметкой «Участник фестиваля».
5.2. Цели, задачи фестиваля, условия проведения, критерии оценки и информация о
награждении прописаны в Положении, публикуемом на сайте Проекта накануне даты
начала проведения.
5.3. Информационная поддержка фестиваля обеспечивается ресурсами Проекта и его
партнеров.
6. Единый информационный банк социальных практик.
6.1. Единый информационный банк социальных практик формируется на сайте Проекта в
разделе «Социальные практики». Каждый участник регистрируется на сайте, выбирая
соответствующую функцию, выполняемую в Проекте: педагог, родитель,
представитель НКО, МО.
6.2. Информация о социальной практике представляет собой единую систему
организационных
взаимоотношений
участников.
Существует
возможность
ознакомиться с существующими запросами и предложениями решений социально
значимых задач, а также с примерами выполнения социальных практик.
7. Подготовка кадров.
7.1. Подготовка педагогических кадров проводится на базе учреждений ДПО с выдачей

документа установленного образца. Содержание дополнительного образования
включает в себя лекции и практические занятия в области инновационной отрасли
науки – кинопедагогики; семинары и тренинги по психологии образования; мастерклассы, посвященные реализации социальных практик.
7.2. Региональные, муниципальные учреждения ДПО, научно-методические центры
предоставляют педагогам ОУ возможность повышения квалификации по
направлениям организации коллективно-творческой, проектной деятельности
школьников.
7.3. Консультационная поддержка педагогов осуществляется силами специалистов,
11

привлеченных к реализации Проекта (педагогов, психологов). Данное направление
работы носит адресный характер, направленный на удовлетворение возникающих
образовательных запросов от педагогов, реализующих Проект.
8. Оценка эффективности реализации Проекта.
8.1. Педагоги-психологи ОУ, реализующих систему воспитания Проекта, ежегодно

проводят тестирование школьников с целью определения динамики развития
ценностных ориентиров, эмоциональной и когнитивной сфер личности учащихся.
Данное тестирование проводится на материалах авторской методики, адаптированной
под цели и задачи Проекта. Результаты тестирования педагоги ОУ используют для
планирования и корректировки планов реализации системы воспитания.
Рекомендации, полученные по итогам тестирования, используют в работе с
родителями обучающихся.
8.2. Региональные, муниципальные учреждения ДПО, научно-методические центры
принимают участие в формировании критериев оценки эффективности системы
воспитания (в том числе с использованием итогов тестирования).
8.3. Специалисты учреждений ДПО и педагоги-практики, реализующие систему
воспитания, входят в состав Всероссийского экспертного совета национального
развития, в задачи которого входит анализ данных и формирование рекомендаций по
реализации социальных практик.
Опыт системной реализации социальных практик, накопленный детьми в период
обучения в ОУ, продолжает свой алгоритм действия в модели развития сознательного
поведения в течение всей жизни. Таким образом, Россия формирует созидательную
картину будущего в направлении развития цивилизации, подтверждая практической
деятельностью успехи развития в науке, культуре, искусстве и других областях
деятельности человека.

12

Цели и задачи воспитания
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою
личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны,
укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа
Российской Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для
общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура,
здоровье, человек), формулируется общая цель воспитания в общеобразовательной
организации – личностное развитие школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе
этих ценностей (то есть в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть
в развитии социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта
применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении
опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности
ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития
его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности
ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество,
партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям
школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, которым
необходимо уделять чуть большее внимание на разных уровнях общего образования.
В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего
образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для
усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций
того общества, в котором они живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего
школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном
статусе – статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к
носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы
и традиции задаются в школе педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и
традиции поведения школьника. Знание их станет базой для развития социально
значимых отношений школьников и накопления ими опыта осуществления социально
значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее
важным из них относятся следующие:
− быть любящим, внимательным к близким и отзывчивым; уважать старших и
заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребенка домашнюю
работу, помогая старшим;
− быть трудолюбивым, следуя принципу «делу – время, потехе – час» как в
учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;

13

− знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою
страну;
− беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или
дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных
в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором
улицы, леса, водоемы);
− проявлять миролюбие – не затевать конфликтов и стремиться решать спорные
вопросы, не прибегая к силе;
− стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
− быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
− соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
− уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться
устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать
слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно
относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного
имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
− быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чем-то
непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу,
отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание
важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку
облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему
общественных отношений.
В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего
образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития
социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:
− к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
− к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека,
залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в
завтрашнем дне;
− к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек
вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую
нужно оберегать;
− к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования,
нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
− к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой
дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания
благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
− к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека,
как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
− к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения
человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство,
театр, творческое самовыражение;
− к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего
настроения и оптимистичного взгляда на мир;
14

− к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как
равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость
общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
− к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для
личностного развития школьника, так как именно ценности во многом определяют его
жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного приоритета
в воспитании школьников, обучающихся на ступени основного общего образования,
связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя
как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте
особую значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной
позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее
удачный возраст для развития социально значимых отношений школьников.
В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования)
таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения
школьниками опыта осуществления социально значимых дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников юношеского
возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего
жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой
жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них
реальный практический опыт, который они могут приобрести, в том числе, и в школе.
Важно, чтобы опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет
гармоничному вхождению школьников во взрослую жизнь окружающего их общества.
Это:
− опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
− трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
− опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в
целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
− опыт природоохранных дел;
− опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на
улице;
− опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных
исследований, опыт проектной деятельности;
− опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества,
опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;
− опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
− опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях,
волонтерский опыт;
− опыт самопознания и самоанализа,
опыт социально приемлемого
самовыражения и самореализации.
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с
возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других
составляющих общей цели воспитания. Приоритет – это то, чему педагогам, работающим
15

со школьниками конкретной возрастной категории, предстоит уделять большее, но не
единственное внимание.
Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение поставленной цели,
позволит ребенку получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему
лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее
налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во
взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного
социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных
ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для
себя и окружающих его людей.
Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать
решение следующих основных задач:
1) реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел,
поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и
анализа в школьном сообществе;
2) реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников,
поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
3) вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения,
работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их
воспитательные возможности;
4) использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать
использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
5) инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне
школы, так и на уровне классных сообществ;
6) поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских
общественных объединений и организаций;
7) организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и
реализовывать их воспитательный потенциал;
8) организовывать профориентационную работу со школьниками;
9) организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный
потенциал;
10) развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее
воспитательные возможности;
11) организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными
представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития
детей.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе
интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным
способом профилактики антисоциального поведения школьников.

16

Виды, формы и содержание деятельности
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в
соответствующем модуле, содержание которого корректируется ОУ сообразно
организационным и кадровым условиям.
(В модуле необходимо выбрать конкретные формы работы, которые
используются в вашей школе. Дополнительно педагогам важно ориентироваться на
целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями воспитанников).
1. Инвариантные модули
1.1. Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала киноурока
предполагает следующее:
• установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих привлечению внимания последних к обсуждаемой на уроке
информации, доносимой в специально снятых для школы фильмах, нацеленных на
воспитание чувств и разговор о главных проблемах нашей жизни, активизации
познавательной деятельности учащихся;
• побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы
учебной дисциплины и самоорганизации;
• привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
понятий, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения
по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
• использование воспитательных возможностей киноуроков через демонстрацию
детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и
добросердечности, через специальные рассказы и фильмы Проекта, а также подобранные
по теме киноурока тексты для чтения, задачи для решения, проблемные ситуаций для
обсуждения в классе;
• применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных
игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают
учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми;
• включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в
классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время киноурока;
• организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
• инициирование и поддержка социально значимой деятельности школьников в
рамках реализации ими индивидуальных и групповых социальных практик, что даст
школьникам возможность приобрести навык самостоятельного генерирования и

17

оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям,
реализованным с общественно значимой деятельности.
1.2. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, педагог (классный руководитель, воспитатель,
куратор, наставник, тьютор и т.п.) организует работу с коллективом класса;
индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями,
преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными
представителями.
Работа с классным коллективом:
• поддержка инициативы класса участвовать в общешкольных ключевых делах,
оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
• создание условий для реализации школьниками полезных для личностного
развития совместных дел (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной,
духовно-нравственной, творческой направленности), позволяющие вовлечь детей с
разными потребностями дать им возможность самореализоваться; установить и упрочить
доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым,
задающим образцы поведения в обществе.
• проведение киноуроков как часов плодотворного и доверительного общения
педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности
ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления
школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме,
создания благоприятной среды для общения.
Индивидуальная работа с учащимися:
• изучение особенностей личностного развития учащихся класса через
наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально
создаваемых педагогических ситуациях, в беседах по темам киноуроков, раскрывающих
нравственные вопросы;
• коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или
законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в
проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя
ответственность за то или иное поручение в классе.
1.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности
осуществляется преимущественно посредством:
• вовлечения школьников в интересную и полезную для них деятельность,
которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально
значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально
значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
• создания в классном коллективе традиций, задающих их членам определенные
социально значимые формы поведения;
• поощрения педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Курсы внеурочной деятельности являются основами для выбора направлений
выполнения социальной практики, реализуемой после просмотра фильма.
Воспитательный потенциал курсов внеурочной деятельности раскрывается в рамках
следующих выбранных школьниками ее видов.
18

Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на
передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность,
позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим,
гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое
мировоззрение и научную картину мира.
Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности, создающие
благоприятные условия для просоциальной самореализации школьников, направленные
на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить
прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее
духовно-нравственное развитие.
Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности, направленные
на развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры
общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и
отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей.
Туристско-краеведческая деятельность. Курсы внеурочной деятельности,
направленные на воспитание у школьников любви к своему краю, его истории, культуре,
природе, на развитие самостоятельности и ответственности школьников, формирование у
них навыков самообслуживающего труда.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности,
направленные на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к
своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли,
ответственности, формирование установок на защиту слабых.
Трудовая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на
развитие творческих способностей школьников, воспитание у них трудолюбия и
уважительного отношения к физическому труду.
Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на
раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у
них навыков конструктивного общения, умений работать в команде.
1.4. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется
для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается
согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или
законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и
форм деятельности:
На групповом уровне:
• Общешкольный родительский комитет и Попечительский совет школы,
участвующие в управлении образовательной организацией и решении вопросов
воспитания и социализации их детей;
• родительские собрания, на которых родители получают информацию о
результатах социального и когнитивного развития личности их ребенка в рамках системы
воспитания Проекта; ценные рекомендации и советы от психологов, социальных
работников;
• родительские форумы при школьном интернет-сайте, на которых обсуждаются
интересующие родителей вопросы, связанные с реализацией программы воспитания, а
также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов.
19

На индивидуальном уровне:
• помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и
внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
• индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных
усилий педагогов и родителей.
2. Вариативные модули
2.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых
принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются,
готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Это не набор
календарных праздников, отмечаемых в школе, а комплекс коллективных творческих дел,
интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в
единый коллектив. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа
детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную
позицию к происходящему в школе. Введение ключевых дел в жизнь школы помогает
преодолеть мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий,
организуемых педагогами для детей.
Для этого в образовательной организации могут быть использованы формы работы,
выбранные для реализации социальных практик по итогам проведения киноуроков в
соответствии с календарно-тематическим планом.
На внешкольном уровне:
• социальные проекты – совместно разработанные и реализованные школьниками
и педагогами (в том числе с привлечением НКО) комплексы дел благотворительной,
экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на
преобразование окружающего школу социума;
• открытые дискуссионные площадки – открытые дискуссионные площадки
(детские, педагогические, родительские, совместные), на которые приглашаются
представители других школ, деятели науки и культуры, представители власти,
общественности и в рамках которых обсуждаются насущные поведенческие,
нравственные, социальные, проблемы, касающиеся жизни школы, города, страны;
• проводимые для жителей микрорайона и организуемые совместно с семьями
учащихся, представителями НКО спортивные состязания, праздники, фестивали,
представления, которые открывают возможности для творческой самореализации
школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих;
• участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным и
международным событиям.
На школьном уровне:
• разновозрастные сборы – ежегодные многодневные выездные события,
включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых
складывается особая детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными,
поддерживающими взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой
эмоционально-психологического комфорта, доброго юмора и общей радости;
• общешкольные
праздники
–
ежегодно
проводимые
творческие
(театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для
детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы.
20

2.2. Модуль «Волонтерство»
Волонтерство – это участие школьников в общественно полезных делах,
деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом.
Волонтерство позволяет школьникам проявить и закрепить на практике качества,
рассматриваемые в ходе проведения киноуроков (доброта, внимание, забота, уважение и
др.). Волонтерство позволяет развивать коммуникативную культуру, умение общаться,
слушать и слышать, эмоциональный интеллект, эмпатию, умение сопереживать.
Воспитательный потенциал волонтерства может быть реализован на внешкольном
и школьном уровнях.
Внешкольный уровень:
• участие школьников в организации культурных, спортивных, развлекательных
мероприятий, проводимых на базе школы, учреждений внешкольного развития (в том
числе городского и областного характера и с участием НКО);
• посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям, проживающим
в микрорайоне расположения школы;
• привлечение школьников к совместной работе с учреждениями социальной
сферы (детские сады, детские дома, дома престарелых, центры социальной помощи семье
и детям, учреждения здравоохранения) – в проведении культурно-просветительских и
развлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений, в помощи по
благоустройству территории данных учреждений, в том числе при участии НКО;
• включение школьников в общение (посредством электронных сетей) с детьми с
ограниченными возможностями здоровья, детьми, находящимися на лечении или
проживающих в интернатах или учреждениях здравоохранения;
• участие школьников в проведении благотворительных ярмарок, акций,
направленных на сбор средств для оказания помощи нуждающимся;
На школьном уровне:
• участие школьников в организации благотворительных
праздников,
мероприятий;
• участие школьников в работе с младшими ребятами: организация и проведение
мероприятий, привлечение к реализации общественно полезных дел;
• участие школьников в благоустройстве пришкольной территории.

21

Анализ воспитательной деятельности
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы в школе, являются:
• принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам,
реализующим воспитательный процесс;
• принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий
на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и
разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и
педагогами;
• принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий на
использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности
педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования
своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их
совместной с детьми деятельности.
Для оформления информации о реализации социальных практик предлагается
заполнение специальной формы, ежемесячное ведение которой позволит выстроить
целостную картину о системности и качестве проводимой работы, проанализировать
возникающие сложности и успешные аспекты, возникающие в процессе работы.
Дата проведения социальной практики
Фильм
Тема социальной практики
Класс
Школа
Населенный пункт
Классный руководитель
Количество
активных
участников в СП

просмотр
фильма

проведения
мероприятий по
теме фильма

предложены
учениками
(не менее 3х)

Выбраны к
исполнению

учащи
хся

родите
лей

Варианты
социальных практик (СП)

Количество
участников,
дополнительно
привлеченных
к СП

1

2

3

4

5

6

7

Даты

Краткое описание проведенной социальной практики:
Выявленные проблемы,
сложности
Достоинства, достигнутые
успехи
Общая оценка результата
социальной практики

Заполненные в течение учебного года формы с информацией о проведении
социальных практик направляются в адрес Проекта domiki@kinouroki.ru до 31 мая 2021
года для формирования единого отчета о результатах апробации системы воспитания
Проекта.
22

Календарно-тематическое планирование
Представленное календарно-тематическое планирование носит примерный
характер, может быть выстроено в соответствии с количеством часов, целями и задачами
воспитания ОУ, возрастными особенностями обучающихся. Киноуроки встраиваются в
систему воспитания ОУ, возможна их интеграция с Календарем образовательных
событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам Российской
Федерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры на 2020/21
учебный год, утвержденным Министерством просвещения РФ.
Педагог самостоятельно выбирает формируемое понятие о нравственном
качестве личности, используя соответствующий киноурок1 (предложенные в
календарно-тематическом планировании киноуроки носят рекомендательный
характер).
Важнейшим аспектом киноуроков является организация закрепляющих
воспитательных социальных практик, организованных в классах вашей школы. На каждое
понятие или качество, разбираемое на киноуроке, выполняется социальный проект,
направленный на закрепление этого понятия и применение его на практике.
Рекомендуем режим работы в течение месяца:
Первая неделя – проведение киноурока (просмотр фильма, обсуждение),
рефлексией которого становится инициирование школьниками социальной практики. Все
предложенные варианты фиксируются для дальнейшей проработки.
Вторая неделя – выбор общественно полезного дела по теме киноурока из
предложенных, определение сроков ее реализации.
Третья неделя – реализация выбранной общественно полезного дела по теме
киноурока, рефлексия – обсуждение результатов.
При условии введения ограничений и дистанционных форм образования киноуроки
возможно проводить в онлайн-режиме. С вариантом дистанционного киноурока можно
ознакомиться по ссылке https://youtu.be/upsfw3yUoyo.
В течение года: Год памяти славы в Российской Федерации
Образовательное
событие
2-8.09
Неделя
безопасности

Тема
фильм

качество

02.09
Социальная безопасность

Содержание
деятельности

Сентябрь
Вводное занятие.
Формирование основ
социальной
безопасности.
Знакомство с
программой работы на
год и ее особенностями.

Количество часов
теория

1

практика

всего

1

1

Проведение киноуроков предполагает использование фильмов и методических пособий к ним,
размещенных на электронной площадке Министерства просвещения РФ – «Российская
электронная школа» https://resh.edu.ru/special-course/kino и сайте проекта «Киноуроки в школах
России» https://kinouroki.ru/films/
23

08.09
Международный
день
распространения
грамотности

Организация просмотра
фильма, беседа о
нравственном понятии.

08.09
Киноурок
Например,
фильм
«Когда небо
улыбается»

Понятие
«радость
познания»

14.09
Социальная практика

Обсуждение инициатив
школьников, составление
плана социальной
практики.

21.09
Фестиваль социальных практик
(1 этап)

Знакомство с основами
волонтерской
деятельности, примерами
проектов, выполненных
на внешкольном и
школьном уровнях.
Участие в первом этапе
Всероссийского
фестиваля социальных
практик Проекта:
генерация идей
социальных практик;
формирование
собственного банка идей
социальных практик.
Участие в голосовании за
лучшую идею
социальной практики на
сайте Проекта.
Реализация социальной
практики, рефлексия.

28.09
Социальная практика

1

1

1

1

1

1

1

1

Октябрь
04.10
Всемирный день
защиты
животных

16.10
Всероссийский
урок «Экология
и энергосбережение»

05.10
Киноурок
Например,
фильм
«Стеша»

Понятие
«экология
снаружи –
экология внутри»

Организация просмотра
фильма, беседа о
нравственном понятии.

1

1

12.10
Социальная практика

Обсуждение инициатив
школьников, составление
плана социальной
практики.

1

1

16.10
Социальная практика

Реализация социальной
практики, рефлексия.

1

1

Ноябрь
02.11
Киноурок
Например,
фильм
«Ванькаадмирал»

Понятие «герой,
пример для
подражания»

Организация просмотра
фильма, беседа о
нравственном понятии.

1

1

24

Обсуждение инициатив
школьников, составление
плана социальной
практики.
Реализация социальной
практики, рефлексия.

09.11
Социальная практика

24.11
290-летие со Дня
рождения
А.В.Суворова

16-23.11
Социальная практика

1

1

2

2

Декабрь
Организация просмотра
фильма, беседа о
нравственном понятии.

01.12
Киноурок
Например,
фильмы:
- «Трудный
выбор»;
- «Музыка
внутри»;
- «Пять дней»
05.12
Международный
день
добровольца в
России

Понятия:

1

- «моральный
выбор»;
- «милосердие»;
- «созидательный
труд»
Обсуждение инициатив
школьников, составление
плана социальной
практики.

07.12
Социальная практика

14-21.12
Социальная практика
11.01
Киноурок
Понятие
Например,
«патриотизм»
фильм
«Наследники
Победы»
18.01
Социальная практика

27.01
День полного
освобождения
Ленинграда от
блокады

1

Реализация социальной
практики, рефлексия.
Январь
Организация просмотра
фильма, беседа о
нравственном понятии.

25.01
Социальная практика

1

1

2

2

1

1

Обсуждение инициатив
школьников, составление
плана социальной
практики.

1

1

Реализация социальной
практики, рефлексия.

1

1

Февраль
01.02
Киноурок
Понятие «честь»
Например,
фильм «Честь
имею»
08.02
Социальная практика

15.02
День Памяти
россиян,
исполнявших
служебный долг
за пределами
Отечества

15-22.02
Социальная практика

Организация просмотра
фильма, беседа о
нравственном понятии.

1

1

Обсуждение инициатив
школьников, составление
плана социальной
практики.

1

1

Реализация социальной
практики, рефлексия.

2

2

25

23.02
День защитника
Отечества
Март
Организация просмотра
фильма, беседа о
нравственном понятии.

01.03
Киноурок

08.03
Международный
женский день

Понятия:
Например,
- «справедлифильмы:
- «Великий»;
вость»;
- «Мой друг
- «благородство»;
Дима Зорин»;
- «БВ»
- «прощение»
08.02
Социальная практика

15.03
Социальная практика
23-29.03
Всероссийская
неделя детской и
юношеской
книги
Всероссийская
неделя музыки
для детей и
юношества
01.04
Киноурок

12.04
60-летие полета
в космос
Ю.А.Гагарина

12.04
Презентация проекта социальной
практики
19.04
Социальная практика
26.04
Киноурок
Например,
фильм
«Лошадка для
героя»

Обсуждение инициатив
школьников, составление
плана социальной
практики.
Реализация социальной
практики, рефлексия.
*участие в
мероприятиях,
организуемых во время
весенних каникул, в
рамках Всероссийских
образовательных
событий с содержанием
социальных практик по
темам киноуроков

Апрель
Организация просмотра
фильма, беседа о
нравственном понятии.
Понятие «мечта»

Например,
фильм «ЭРА»
05.02
Социальная практика

Понятие «чувство
долга»

1

Обсуждение инициатив
школьников, составление
плана социальной
практики.
Проведение презентации
проекта социальной
практики по теме
киноурока
Реализация социальной
практики, рефлексия.
Организация просмотра
фильма, беседа о
нравственном понятии.
Обсуждение инициатив
школьников, составление
плана социальной
практики.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Май
09.05
День Победы

04.05
Социальная практика

13.05
800 лет со Дня

11.05
Киноурок

Участие в мероприятиях,
посвященных
празднованию Дню
Победы.
Реализация социальной
практики, рефлексия.
Организация просмотра
фильма, беседа о

1

1

1

1

26

рождения
Александра
Невского

Например,
фильм
«Александр»

Понятие
«ответственность
за свои поступки
перед другими»

17.05
Социальная практика

нравственном понятии.
Обсуждение инициатив
школьников, составление
плана социальной
практики.
Реализация социальной
практики, рефлексия.

Итого

12
31.05
Фестиваль социальных практик
(2 этап)

15.06
Итоги работы

1

1

22

34

Популяризация
нравственных качеств
личности, развитие
социальной активности
школьников.
Презентация лучших
социальных практик
Проекта, выполненных в
течение 2020-2021
учебного года.
Голосование за лучшую
социальную практику,
определение
победителей членами
жюри.
Систематизация,
обобщение результатов
работы. Выдача
сертификатов педагогам
– участникам апробации.
Награждение
победителей
Всероссийского
фестиваля социальных
практик.

Перечень доступных фильмов и рассматриваемых нравственных качеств
(все фильмы обеспечены методическими разработками)
Фильм
Качество
Доступны на сайтах «Российская электронная школа» (https://resh.edu.ru/special-course/kino)
и «Киноуроки в школах России» (https://kinouroki.ru/films)
1.
Ванька-адмирал
Герой, пример для подражания
2.
Великий
Справедливость
3.
Воин света
Отзывчивость
4.
Друг в беде не бросит
Помощь вместо осуждения
5.
Другой мир
Верность
6.
За руку с богом
Бескорыстие
7.
Лошадка для героя
Чувство долга
8.
Мандарин
Радость за другого
9.
Мой друг единорог
Воображение, фантазия
10.
Мой танец
Честность
11.
Наследники Победы
Патриотизм
12.
Не трус и не предатель
Дружба
13.
Новогодний подарок
Добро

27

Фильм

14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.

Качество
Стеша
Уважительное отношение к природе
Трудный выбор
Моральный выбор
Хорошие песни
Доброжелательность
Честь имею
Честь
Шайба
Мужество
Доступны на сайте «Киноуроки в школах России» с сентября 2020 года
5 дней
Созидательный труд
Александр
Ответственность (за свои поступки перед другими)
БВ
Любовь, прощение
Дом
Коллективизм
Если бы не я
Сила воли, сила духа
Когда небо улыбается
Радость познания
Мой друг Дима Зорин
Благородство
Музыка внутри
Милосердие
Неанисия
ЗОЖ
Песня ветра
Дружба
Там, где мечтают медведи
Ответственность (перед миром и человечеством)
Экзамен
Аккуратность
ЭРА
Мечта

28

Литература
Основная литература:
1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – М.: Прогресс, 1974.
2. Баранов О. А. Экран становится прутом: из опыта работы учителя. – М.:
Просвещение, 1979.
3. Бондаренко Е. А. Диалог с экраном. – М. Аргус, 1995.
4. Бондаренко Е. А. Киноуроки в современной школе: роль, значение,
перспективы: методическое пособие / Е. А. Бондаренко, Е. В. Дубровская. – М., 2018.
5. Бондаренко Е. А. Путешествие в мир кино. – М: Олма-пресс гранд, 2003.
6. Бондаренко Е. А. Экскурсия в мир экрана. – М., Аргус, 1995.
7. Вайсфельд И. В. Поэзия педагогического поиска //Искусство кино.1976. № 5.
С. 120-132.
8. Вайсфельд И. В., Демин В. П. и др. Встречи с музой: беседы о киноискусстве.
Для учащихся ст. классов. Кн.1-2. М.: Просвещение, 1981.
9. Василюк Ф. Е. Психология переживания. – М., 1984.
10. Гращенкова И. Н. Кино как средство эстетического воспитания: социальноэстетический потенциал современного кинопроцесса: учебное пособие. – М.: Высшая
школа, 1986.
11. Дубровская Е. В. Маленькие истории с большим смыслом: дидактическое
пособие. – СПб, 2020.
12. Зримое слово: Кино и литература: диалектика взаимодействия / Отв. ред. Н. С.
Горняцкая. Л.: Искусство, 1985.
13. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., 1989.
14. Кино: от студии до зрительного зала / Сост. Е. Нагирняк, В. Петрова. – М.: Сов.
Россия, 1980.
15. Левшина И. С. Подросток и экран. – М.: Педагогика, 1939.
16. Методическое пособие по кинообразованию: пер. с англ. – М.: Ассоциация
деятелей кинообразования СССР, 1990.
17. Нечай О. Ф. Основы киноискусства: Учебное пособие для студентов
педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1989.
18. Пензин С. Кино – воспитатель молодежи: беседы о киноискусстве. – Воронеж:
Изд-во ВГУ, 1975. .
19. Поличко Г. А. Экспериментальная программа школьного факультатива
"Литература и кино": для 8-10 классов средней общеобразовательной школы. – М.: Мин.
просв. СССР, 1978.
20. Усов Ю. Н. В мире экранных искусств – М., 1996.
21. Усов Ю. Н. Методика использования киноискусства в идейно-эстетическом
воспитании учащихся 8-10 классов. – Таллинн: Министерство просвещения Эстонии,
1980.
22. Федоров А. В. Трудно быть молодым: Кино и школа. М.: Киноцентр, 1989.
23. Фрейлих С. Беседы о советском кино: кн. для учащихся ст. классов. – М.:
Просвещение, 1985.

29

Дополнительная литература
1. Актуальные проблемы социально-педагогического образования: сборник
статей – Директ-Медиа, 2015.
2. Рожков, М. И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Юногогика /
М.И. Рожков. - М.: Владос, 2016
3. Юзефавичус, Т. А. Проблемы социальной работы с молодежью / Т.А.
Юзефавичус. - М.: Academia, 2014.
4. История России. Учебник / А.С. Орлов и др. - М.: Юрайт, Проспект, 2016
Электронные и Internet-ресурсы
1. Официальный сайт «Киноуроки в школах России» https://kinouroki.ru
2. Российская электронная школа: проект
«Киноуроки в школах России»
https://resh.edu.ru/special-course/kino
3. Информационная
грамотность
и
медиаобразование
для
всех
http://www.mediagram.ru/
4. Журнал «Медиа. Информация. Коммуникация» http://mic.org.ru
5. Библиотека
«Медиаобразование»
http://mediaeducation.ucoz.ru/news/ehlektronnaja_nauchnaja_biblioteka_mediaobrazovanie/201
4-02-04-3
6. Научи хорошему - https://whatisgood.ru/
7. Общее дело - https://общее-дело.рф

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».