МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Тверской области
Торопецкий муниципальный округ Тверской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Торопецкая гимназия имени святителя Тихона,
Патриарха Московского и всея России
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
На заседании
Директор гимназии
педагогического совета
________________________
________________________
Замыслова В.И.
Протокол №1
От «02» 07 2024 г.
Замыслова В.И.
Приказ №7
от «02» 07 2024 г.
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
для обучающихся 11 класса
« Решаем задания повышенной сложности.
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»
.
Торопец, 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности « Решаем задания повышенной сложности.
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» направлена на развитие и совершенствование
коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой
компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и
основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования
языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам,
психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о
языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и
функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными
нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического
строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых
явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения
национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной
специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой
межнационального общения.
С целью овладения представленными компетенциями используются групповая,
индивидуальная и парная формы деятельности. Прием «Карусель» позволяет
обучающимся в сотрудничестве решать проблемные вопросы. Для погружения в текст и
выполнения заданий, связанных с текстом, на занятиях используется технология
проблемного анализа текста, анализ развития сюжета, анализ художественных образов,
стилистический анализ текста.
Оптимальным долгосрочным вариантом подготовки учащихся является частичное
включение контрольно-измерительных материалов выпускного экзамена в проверочные
работы на протяжении всего школьного курса. Так учащиеся постепенно знакомятся с
требованиями и структурой экзаменационных материалов в тестовой форме, привыкают к
формулировке заданий и типам тестов.
Тестовая форма заданий ЕГЭ обязывает преподавателей обучить выпускников
оптимальной стратегии работы с тестами:
1. Самоконтроль времени, поскольку важно иметь резерв время для решения более
сложных заданий.
2. Оценка объективной трудности заданий и, соответственно, разумный выбор этих
заданий для первоочередного решения.
3. Прикидка границ результатов и подстановка как прием проверки, проводимой
сразу после решения задания.
4.
Прием спирального движения по тесту.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Патриотическое воспитания:
осознание
российской
гражданской
идентичности
в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного
языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской
Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета
«Русский язык»; ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины
— России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том
числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России,
государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам,
традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Гражданское воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в
сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных
на русском языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных
социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и
обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на
основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в
гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство).
Духовно-нравственное воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение
и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и
ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетическое воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов; понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности
художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; осознание
важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; понимание
ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и
народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Ценность научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с
природной и социальной средой; закономерностях развития языка; овладение языковой и
читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира; овладение
основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного
языкового образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и
стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий
и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие
вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для
физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе
навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного языкового
образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не
осуждая; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние
других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в
том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском
языке; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого
же права другого человека.
Трудовое воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы,
города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе
применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов,
журналистов, писателей; уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных
планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о
своих планах на будущее.
Экологическое воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды; умение точно, логично выражать свою
точку зрения на экологические проблемы; повышение уровня экологической культуры,
осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное
неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное
при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические
проблемы; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание
своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая
семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках
социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; потребность во
взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из
опыта других; необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы,
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее
неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование
своего развития; умение оперировать основными понятиями, терминами и
представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять
взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния
на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт;
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать
ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и
оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в
сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Овладение универсальными познавательными действиями
Базовые логические действия:
➢ выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц,
языковых явлений и процессов;
➢ устанавливать существенный признак классификации языковых единиц
(явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого
анализа;
➢ классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
➢ выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях;
➢ предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
➢ выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной
учебной задачи;
➢ выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов;
➢ делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
➢ самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными
типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и
выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.
Базовые исследовательские действия:
➢ использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом
образовании;
➢ формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и
желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и
данное;
➢ формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других, аргументировать свою позицию, мнение;
➢ составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
➢ проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой;
➢ оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
лингвистического исследования (эксперимента);
➢ самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, исследования;
➢ владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и
обобщений;
➢ прогнозировать возможное дальнейшее развитие языковых процессов, событий
и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
➢ применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
➢ выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать
информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
➢ использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки
зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и
усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;
➢ использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации
информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных
целей;
➢ находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту
же идею, версию) в различных информационных источниках;
➢ самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации
(текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи
несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в
зависимости от коммуникативной установки;
➢ оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
➢ эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Общение:
➢ воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
условиями и целями общения;
➢ выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной
монологической речи и в письменных текстах;
➢ распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков;
➢ знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты, вести переговоры;
➢ понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику
и в корректной форме формулировать свои возражения;
➢ в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
➢ сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
➢ публично представлять результаты проведённого языкового анализа,
выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
➢ самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и
письменные тексты с использованием иллюстративного материала.
Совместная деятельность (сотрудничество):
➢ понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения
групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
➢ принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы;
➢ уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
➢ планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять
задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы
(обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и иные);
➢ выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему
направлению и координировать свои действия с действиями других членов
команды;
➢ оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать
результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
представлению отчёта перед группой.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
➢ выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
➢ ориентироваться в различных подходах к
принятию решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
➢ самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений;
➢ самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы
в ходе его реализации;
➢ делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
➢ владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого),
самомотивации и рефлексии;
➢ давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
➢ предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
➢ объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности;
понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их,
давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать
собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать соответствие
результата цели и условиям общения.
Эмоциональный интеллект:
➢ развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
➢ выявлять и анализировать причины эмоций;
➢ понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую
ситуацию;
➢ регулировать способ выражения собственных эмоций.
Принятие себя и других:
➢
➢
➢
➢
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать своё и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
➢ осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Предметные результаты
В результате изучения учебного предмета "Русский язык" на уровне среднего общего
образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
- использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
- использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие,
народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
- создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические
тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание,
повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления,
лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
- выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
- подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и
выбранного профиля обучения;
- правильно использовать лексические и грамматические средства связи
предложений при построении текста;
- создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с
функционально-стилевой принадлежностью текста;
- сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при
создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
- использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое,
ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием
текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
- анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
- извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в
текстовый формат;
- преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
- выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного
выступления;
- соблюдать культуру публичной речи;
- соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические,
грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского
литературного языка;
- оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
- использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и
письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть
взаимосвязь между ними;
- анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства,
использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
- комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о
богатстве и выразительности русского языка);
- отличать язык художественной литературы от других разновидностей
современного русского языка;
- использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного
выражения мысли и усиления выразительности речи;
- иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского
языкознания;
- выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с
правилами ведения диалогической речи;
- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и
неизвестную информацию в прослушанном тексте;
- проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать
и анализировать полученную информацию;
- сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального
стиля;
- владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные
тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
- создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
- соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
- соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в
том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебнонаучной и официально-деловой сферах общения;
- осуществлять речевой самоконтроль;
- совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе
знаний о нормах русского литературного языка;
- использовать основные нормативные словари и справочники для расширения
словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
- оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том
числе художественной литературы).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение (2 ч.)
Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной
(итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому
языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия.
Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.
Языковые нормы. (1 ч.)
Литературный язык. Нормы речи. Словари русского языка.
Орфоэпические нормы (1 ч.)
Основные правила орфоэпии. Орфография. Ударение.
Лексические нормы (3 ч.)
Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое многообразие лексики
русского языка.. Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых
связей между словами. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная
лексика, лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и
новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их
предупреждение.
Грамматические нормы (3 ч.)
Грамматические нормы: словообразовательные, морфологические, синтаксические.
Словообразовательные нормы (2 ч.)
Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок.
Морфологические нормы (9 ч.)
Морфологические нормы русского языка. Правила и нормы образования форм слов
разных частей речи. Части речи. Грамматическое значение, морфологические признаки и
синтаксическая роль. Варианты падежных окончаний. Грамматические и речевые ошибки
на морфологическом уровне, их предупреждение. Средства связи предложений в тексте.
Синтаксические нормы (13 ч.)
Словосочетание. Виды словосочетаний. Нормы согласования, управления, примыкания.
Построение словосочетаний.
Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая основа
предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их
выражения. Простое и сложное предложения.
Построение предложений с однородными членами. Построение сложносочинённых и
сложноподчиненных предложений. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования
прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их
предупреждение.
Орфографические нормы (4 ч.) Принципы русской орфографии. Правописание корней.
Безударные гласные корня. Правописание приставок. Гласные и, ы после приставок.
Правописание падежных окончаний. Правописание личных окончаний и суффиксов
глаголов и глагольных форм. Правописание суффиксов. Слитные, раздельные и дефисные
написания. Н – нн в различных частях речи. Слитное и раздельное написание не с
различными частями речи. Правописание служебных слов.
Пунктуационные нормы (4 ч.)
Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи
пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с
однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки
препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными
с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном
предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном
предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами
связи.
Текст (7 ч.)
Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста.
Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логикосмысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте.
Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка
письменных текстов различных стилей и жанров.
Функционально-смысловые типы речи. (5 ч.)
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение
ошибок при определении типов речи.
Функциональные стили речи (6 ч.)
Функциональные стили, их характеристика. Признаки стилей речи Предупреждение
ошибок при определении стиля текста..
Изобразительно-выразительные средства языка. (4 ч.)
Речь. Языковые средства выразительности. Тропы, их характеристика. Стилистические
фигуры.
Коммуникативная компетенция (4 ч.)
Информационная обработка текста. Употребление языковых средств.
Жанровое многообразие сочинений. Структура письменной экзаменационной работы.
Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.
Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте.
Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила
использования аргументов. Источники аргументации.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические
ошибки, их характеристика и предупреждение.
Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их
предупреждение.
Точность и выразительность речи. Соблюдение орфографических, пунктуационных,
языковых, речевых, этических, фактологических норм.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК В ФОРМАТЕ ЕГЭ»
№
П/П
ТЕМАТИКА КУРСА
КОЛ- ТЕОРЕТ. ПРАКТИЧ.
ВО
ЧАСТЬ
ЧАСТЬ
ЧАСОВ
10 класс
1 Введение. Нормативно-правовое обеспечение
ЕГЭ
2
1
1
2 Литературный язык. Языковые нормы.
1
1
-
3 Орфоэпические нормы русского языка
1
-
1
4 Лексические нормы
3
1
2
5 Грамматические нормы
3
1
2
6 Словообразовательные нормы
2
1
1
7 Морфологические нормы.
9
2
7
8 Синтаксические нормы и пунктуация
13
2
11
9 Орфографические нормы
7
3
4
10 Пунктуационные нормы
4
1
3
11 Текст
3
1
2
12 Функционально-смысловые типы речи
5
1
4
13 Функциональные стили речи
6
1
5
14 Изобразительно-выразительные средства языка
3
1
2
15 Коммуникативная компетенция.
5
2
3
68
16
52
Итого
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК В ФОРМАТЕ ЕГЭ» 10-11 класс
(68 часов)
№
п/п
Тема занятия
К-во
Дата
час. проведения
10 -11 класс – 68 часов
I
Введение
1. Нормативные и методические документы по подготовке и
проведению государственной (итоговой) аттестации в форме
ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку.
2.
Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор.
Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых
заданий и сочинения
II Языковые нормы
3
Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. Словари
русского языка.
2
1
1
1
1
III Орфоэпические нормы
1
4. Основные правила орфоэпии. Орфография. Ударение.
1
IV Лексические нормы
3
5. Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое
многообразие лексики русского языка.
1
6.
Деление лексики русского языка на группы в зависимости от
смысловых связей между словами. Омонимы, синонимы,
антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика, лексика
ограниченного употребления; заимствованная лексика,
устаревшие и новые слова.
1
7. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их
предупреждение.
1
V Грамматические нормы
3
8. Грамматические нормы.
1
9. Грамматические нормы. словообразовательные,
морфологические, синтаксические.
1
10. Грамматические ошибки и их предупреждение.
1
VI Словообразовательные нормы
2
11. Словообразовательные нормы. Способы словообразования.
Ошибочное словообразование.
1
12. Предупреждение ошибок при словообразовательном анализе.
1
VII Морфологические нормы
9
13. Морфологические нормы.
1
14. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи.
1
15. Морфология и орфография. Морфологические нормы русского
языка. Варианты падежных окончаний
1
16. Самостоятельные части речи. Грамматическое значение,
морфологические признаки и синтаксическая роль.
1
17. Служебные части речи.
1
18. Междометия. Звукоподражательные слова.
1
19.
Морфология. Средства связи предложений в тексте.
20. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне.
21.
Грамматические и речевые ошибки на морфологическом
уровне.
VIII Синтаксические нормы.
22. Словосочетание, виды словосочетаний, их построение.
Лексическая сочетаемость слов.
23.
Предложение. Порядок слов в предложении. Грамматическая
(предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое
как главные члены предложения, способы их выражения.
1
1
1
13
1
1
24. Простые и сложные предложения.
1
25. Односоставные предложения. Неполные предложения.
Интонационная норма.
1
26. Нормы согласования
1
27. Нормы управления.
1
28. Нормы примыкания.
1
29. Синтаксическая синонимия.
1
30. Знаки препинания в простом предложении. Преобразование
прямой речи в косвенную.
1
31. Предложения со словами и конструкциями, грамматически не
связанными с членами предложения
1
32. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях.
1
33. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях.
1
34. Знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях.
1
IX Орфографические нормы
7
35 Принципы русской орфографии. Трудные случаи русской
орфографии: правописание корней и приставок.
1
36 Правописание корней. Безударные гласные корня.
1
37 Гласные и, ы после приставок.
1
38 Правописание падежных окончаний. Правописание личных
окончаний и суффиксов глаголов и глагольных форм.
1
39 –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание
суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-);
1
40 Слитное и раздельное написание не с различными частями речи.
Правописание служебных слов.
1
41 Слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и
сочетаний слов.
1
X Пунктуационные нормы
4
42 Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм.
Трудные случаи пунктуации.
1
43 Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм.
Трудные случаи пунктуации.
1
44 Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями,
грамматически не связанными с членами предложения.
1
45 Пунктуация в сложных предложениях: Сложное предложение с
разными видами связи.
1
XI Текст
4
46 Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная
целостность текста.
1
47 Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный
анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями
микротекста.
1
48 Средства связи предложений в тексте.
1
49
Основная и дополнительная информация микротекста.
Информационная обработка письменных текстов различных
стилей и жанров.
1
XII Функциональные стили речи
6
50 Функциональные стили речи, их основные особенности:
назначение каждого из стилей, сфера использования.
1
51 Разговорный стиль речи. Его особенности.
1
52 Официально-деловой стиль речи. Его основные признаки,
назначение, сфера использования, своеобразие лексики,
синтаксиса и построения текста.
1
53 Публицистический стиль, его особенности. Средства
эмоциональной выразительности. Жанры публицистического
стиля.
1
54 Научный стиль, его особенности.
1
55 Художественный стиль речи. Предупреждение ошибок при
определении стиля текста.
1
XIII Функционально-смысловые типы речи
5
56 Функционально-смысловые типы речи, их отличительные
признаки.
1
57 Повествование.
1
58 Описание.
1
59 Рассуждение.
1
60 Предупреждение ошибок при определении типов речи.
1
XIV Изобразительно-выразительные средства языка
3
61 Речь. Изобразительно-выразительные средства языка.
Выразительные средства лексики и фразеологии.
1
62 Тропы, их характеристика. Умение находить их в тексте.
1
63 Стилистические фигуры, их роль в тексте.
1
XV Коммуникативная компетенция
5
64 Коммуникативный уровень выполнения экзаменационной
работы. Требования к письменной работе выпускника (критерии
содержания, композиция, речевое оформление, грамотность)
1
65 Исходные тексты, их жанровое многообразие. Структура
письменной экзаменационной работы. Формулировка проблем
исходного текста. Виды проблем. Комментарий к
сформулированной проблеме исходного текста. Авторская
позиция. Отражение авторской позиции в тексте.
1
66 Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы
аргументации. Правила использования аргументов. Источники
аргументации. Смысловая цельность, речевая связность и
последовательность изложения. Логические ошибки, их
характеристика и предупреждение.
1
67 Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении
письменной работы, их предупреждение. Точность и
выразительность речи. Соблюдение орфографических,
пунктуационных, языковых, речевых, этических,
фактологических норм.
1
68 Требования к точности и выразительности речи
экзаменационной работы. Речевые ошибки и недочёты.
Фактические и фоновые ошибки. Психологическая подготовка к
ЕГЭ.
1