Учебный план внеурочной деятельноти

1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Торопецкая гимназия имени святителя Тихона,
Патриарха Московского и всея России

Согласовано

Утверждаю

На заседании педагогического совета
Протокол №1 от 02.07.2024

Приказ №7 от 02.07.2024
Директор гимназии В.И.Замыслова

Учебный план внеурочной деятельности
для обучающихся 1-11 классов
Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
Торопецкой гимназии имени святителя
Тихона, Патриарха Московского
и всея России
на 2024/2025 учебный год

г. Торопец, 2024.г

2

Содержание:

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Пояснительная записка
Содержательное наполнение внеурочной деятельности
Планирование внеурочной деятельности
Цель и идеи внеурочной деятельности
Отличительные особенности программы
Направления воспитания
Формы внеурочной деятельности
Ожидаемые результаты
Промежуточная аттестация обучающихся и контроль за посещаемостью
Режим внеурочной деятельности
Тематическое планирование и содержание деятельности
План-сетка внеурочной деятельности

3
4
5
9
12
12
13
14
15
15
16
17

3

I Пояснительная записка
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность,
направленную на достижение планируемых результатов освоения ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС
СОО (предметных, метапредметных и личностных), осуществляемую в формах, отличных от
урочной.
План внеурочной деятельности определяет содержательное наполнение направлений
внеурочной деятельности, учебное время, отводимое на реализацию внеурочной деятельности,
общий объем нагрузки обучающихся в классах, реализующих ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС
СОО.
Внеурочная деятельность организуется в соответствии со следующими нормативными
документами и методическими рекомендациями:
• Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской
Федерации».
• Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования»
(Зарегистрировано
в
Минюсте
России
05.07.2021
№
64101)
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389560/.
• Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022г.
№ТВ–1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (Информационно- методическое
письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных
федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного
общего образования).
• Письмо Минпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об организации занятий
«Разговоры о важном».
• Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся –
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/.
• Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28 (далее – СП 2.4.3648-20).
• Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее – СанПиН 1.2.3685-21).
• Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р) и Плана мероприятий по её
реализации в 2021 — 2025 годах (Распоряжение Правительства Российской Федерации от
12.11.2020 № 2945-р).
• Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской
Федерации от 02.07.2021 № 400).
• Федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС) начального общего
образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286), основного общего
образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287), среднего общего
образования (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413).

4

• Приказом МОиН РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» - ФГОС НОО.
• Приказом МОиН РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования» - ФГОС ООО.
• Приказом МОиН РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении Федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования» - ФГОС СОО.
• Приказом Министерства Просвещения РФ от 11.12.2020 №712 «О внесении изменений в
некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по
вопросам воспитания обучающихся».
• Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.03.2021 г № 115 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования».
• Письмом МОиН РФ от 18.08.2017 №09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по
уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных
общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности».
• Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 05.09.2018 г. №03-ПГ-МП42216
«Об участии учеников муниципальных и государственных школ Российской Федерации во
внеурочной деятельности».
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 г. № 732 «О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17.05.2012 г. № 413».
• Уставом муниципального общеобразовательного учреждения Торопецкая гимназия имени
Патриарха Тихона
• Основной образовательной программой муниципального общеобразовательного учреждения
Торопецкая гимназия имени Патриарха Тихона.
II.
Содержательное наполнение внеурочной деятельности
План основывается на единстве и преемственности образовательного процесса всех уровней
НОО, ООО, СОО.
План внеурочной деятельности представляет собой описание целостной системы
функционирования школы в сфере внеурочной деятельности и может включать в себя:
-внеурочную деятельность по учебным предметам образовательной программы (учебные курсы,
учебные модули по выбору обучающихся, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие углубленное изучение
учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в
физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы,
особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ;
-внеурочную деятельность по формированию функциональной грамотности (читательской,
математической, естественно-научной, финансовой) обучающихся (интегрированные курсы,
метапредметные кружки, факультативы, научные сообщества, в том числе направленные на
реализацию проектной и исследовательской деятельности);
‒ внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворения
образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных,

5

через организацию социальных практик (в том числе волонтерство), включая общественно
полезную деятельность, профессиональные пробы, развитие глобальных компетенций,
формирование предпринимательских навыков, практическую подготовку, использование
возможностей организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных
организаций и социальных партнеров в профессионально-производственном окружении;
‒ внеурочную деятельность, направленную на реализацию комплекса воспитательных
мероприятий на уровне образовательной организации, класса, занятия, в том числе в творческих
объединениях по интересам, культурные и социальные практики с учетом историко-культурной и
этнической специфики региона, потребностей обучающихся, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся;
‒ внеурочную деятельность по организации деятельности ученических сообществ (подростковых
коллективов), в том числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам,
клубов; детских, подростковых и юношеских общественных объединений, организаций и т. д.;
- внеурочную деятельность, направленную на организационное обеспечение учебной
деятельности (организационные собрания, взаимодействие с родителями по обеспечению успешной
реализации образовательной программы и т. д.);
‒ внеурочную деятельность, направленную на организацию педагогической поддержки
обучающихся (проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, работа тьюторов,
педагогов-психологов);
‒ внеурочную деятельность, направленную на обеспечение благополучия обучающихся в
пространстве школы (безопасности жизни и здоровья школьников, безопасных межличностных
отношений в учебных группах, профилактики неуспеваемости, профилактики различных рисков,
возникающих в процессе взаимодействия школьника с окружающей средой, социальной защиты
учащихся).
III.
Планирование внеурочной деятельности
С целью обеспечения преемственности содержания образовательных программ начального общего,
основного общего
и образования при формировании плана внеурочной деятельности
образовательной организации предусмотрена часть, рекомендуемая для всех обучающихся:
1 час в неделю – на информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и
экологической направленности «Разговоры о важном» (понедельник, первый урок);
1 час в неделю – на занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и
потребностей обучающихся (в том числе основы предпринимательства, в 6-11 кл. Это курс «Россия
- мои горизонты» на платформе «Билет в будущее»).
Кроме того, в вариативную часть плана внеурочной деятельности включены: часы, отведенные на
занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей
обучающихся (в том числе для сопровождения изучения отдельных учебных предметов на
углубленном уровне, проектно-исследовательской деятельности, исторического просвещения);
часы, отведенные на занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей
обучающихся в творческом и физическом развитии (в том числе организация занятий в школьном
театре, школьном музее, школьном спортивном клубе).
Основное содержание рекомендуемых занятий внеурочной деятельности отражено в таблице:
Направление
внеурочной деятельности

Основное содержание занятий
Количество
часов
в неделю
Часть, рекомендуемая для всех обучающихся

6

Информационнопросветительские занятия
патриотической,
нравственной и
экологической
направленности
«Разговоры о важном»

1

Занятия,
направленные на
удовлетворение
профориентационных
интересов и потребностей
обучающихся

1

Занятия, направленные на
формирование семейных
ценностей у
представителей молодого
поколения,
приверженности
традиционным российским
духовно-нравственным

Основная цель: развитие ценностного отношения
обучающихся к своей Родине – России, населяющим ее
людям, ее уникальной истории, богатой природе и
великой культуре.
Основная
задача:
формирование
соответствующей внутренней позиции личности
школьника, необходимой ему для конструктивного и
ответственного поведенияв обществе.
Основные темы занятий связаны с важнейшими
аспектами жизни человека в современной России:
знанием родной истории и пониманием сложностей
современного мира, техническим прогрессом и
сохранением природы, ориентацией в мировой
художественной культуре и повседневной культуре
поведения,
доброжелательным
отношением
к
окружающим и ответственным отношением к
собственным поступкам
Основная
цель:
развитие
ценностного
отношения обучающихся к труду как основному
способу достижения жизненного благополучия и
ощущения уверенности в жизни.
Основная
задача:
формирование
готовности
школьников к осознанному выбору направления
продолжения своего образования и будущей профессии,
осознание важности получаемых в школе знаний для
дальнейшей профессиональной и внепрофессиональной
деятельности.
Основные
организационные
формы
профориентационные беседы, деловые игры, квесты,
решение
кейсов,
изучение
специализированных
цифровых
ресурсов,
профессиональные
пробы,
моделирующие
профессиональную
деятельность,
экскурсии,
посещение
ярмарок
профессий
и
профориентационных парков.
Основное содержание: знакомство с миром профессий
и
способами
получения
профессионального
образования;
создание
условий
для
развития
надпрофессиональных навыков (общения, работы в
команде, поведения в конфликтной ситуации и т.п.);
создание условий для познания обучающимся самого
себя, своих мотивов, устремлений, склонностей как
условий для формирования уверенности в себе,
способности адекватно
оценивать свои силы и
возможности.
Цель курса: введение молодых людей в традиционную
для нашего Отечества систему семейных ценностей и
формирование просемейных ценностно-смысловых
установок: брачности, многодетности, целомудрия.
Основные задачи: осознание семьи и традиционных
семейных отношений как ценности в жизни
современного человека; приобщение к системе
традиционных
духовно-нравственных
ценностей;

7

ценностям, включая
ценности крепкой семьи,
укрепляющие гражданское
единство российского
общества

формирование у обучающихся культуры семейных
отношений, уважения к старшим поколениям;
приобретение обучающимися опыта выстраивания
моделей поведения и межличностных отношений в
семье, соответствующих принятым в российском
обществе
традиционным
духовно-нравственным
ценностям.
Программа
предусматривает
организацию
разнообразной деятельности обучающихся с целью
применения получаемых знаний для анализа жизненных
ситуаций и решения проблем, возникающих в сфере
семейных отношений. Приоритетное внимание в
программе
придается
современным
научнопедагогическим подходам, которые обеспечивают
открытый диалог с учетом возрастных особенностей
обучающихся.
Вариативная часть

Занятия, связанные с
реализацией особых
интеллектуальных и
социокультурных
потребностей
обучающихся

3

Занятия, направленные на
удовлетворение интересов
и потребностей
обучающихся в
творческом и
физическом развитии,
помощь в
самореализации,
раскрытии и развитии
способностей и

2

Основная цель: интеллектуальное и общекультурное
развитие обучающихся, удовлетворение их особых
познавательных,
культурных,
оздоровительных
потребностей и интересов.
Основная
задача:
формирование
ценностного
отношения обучающихся к знаниям, как залогу их
собственного будущего, и к культуре в целом, как к
духовному
богатству
общества,
сохраняющему
национальнуюсамобытность народов России.
Основные направления деятельности: занятия по
дополнительному или углубленному изучению учебных
предметов
или
модулей;
занятия
в
рамках
исследовательской и проектной деятельности; занятия,
связанные с освоением регионального компонента
образования или особыми этнокультурными интересами
участников
образовательных
отношений;
дополнительные
занятия
для
школьников,
испытывающих затруднения в освоении учебной
программы или трудности в освоении языка обучения;
специальные
занятия
для
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья
или
испытывающими
затруднения
в
социальной
коммуникации
Основная цель: удовлетворение интересов и
потребностей
обучающихся
в
творческом
и
физическом развитии, помощь в самореализации,
раскрытии и развитии способностей и талантов.
Основные
задачи:
раскрытие
творческих
способностей школьников, формирование у них
прекрасное, формирование
ценностного отношения
к культуре; физическое развитие обучающихся,
привитие им любви к спорту , к здоровому
образу
жизни, воспитание силы воли, ответственности,

чувс

8

формирование установок на защиту слабых;
оздоровление школьников, привитие им
любви
своему краю, его истории, культуре, природе,
развитие их самостоятельности, ответствен
ности,
формирование навыков
самообслуживающего труда.
Основные организационные формы: занятия
школьников в
различных
творческих
объединениях (музыкальных, хоровых или
танцевальных студиях, театральных кружках
или кружках художественного творчества,
занятия школьников в спортивных
объединениях
(секциях и клубах, организация спортивных
турниров и
соревнований);
занятия
школьников
в
объединениях
туристско-краеведческой
направленности
(экскурсии, развитие школьных музеев); занятия по
Программе
развития
социальной
активности
обучающихся начальных классов «Орлята России».

талантов

Занятия, направленные на
удовлетворение
социальных интересов и
потребностей
обучающихся, на
педагогическое
сопровождение
деятельности социально
ориентированных
ученических сообществ,
детских общественных
объединений, органов
ученического
самоуправления, на
организацию совместно с
обучающимися комплекса
мероприятий
воспитательной
направленности

2

Основная цель: развитие важных для жизни
подрастающего
человека
социальных
уменийзаботиться о других и организовывать свою
собственную деятельность, лидировать и подчиняться,
брать на себя инициативу и нести ответственность,
отстаивать свою точку зрения и принимать другие
точки зрения.
Основная задача: обеспечение психологического
благополучия обучающихся в образовательном
пространстве школы, создание условий для развития
ответственности за формирование макро и микро
коммуникаций, понимания зон личного влияния на
уклад школьной жизни.
Основные организационные формы:педагогическое
сопровождение деятельности Российского движения
школьников и Юнармейских отрядов; волонтерских,
трудовых, экологических отрядов, создаваемых для
социально ориентированной работы; выборного
Совета обучающихся, создаваемого для учета мнения
школьников по вопросам управления образовательной
организацией; Совета старост, объединяющего старост
классов для облегчения распространения значимой для
школьников информации и получения обратной связи
от классных коллективов; постоянно действующего
школьного актива, инициирующего и организующего
проведение личностно значимых для школьников
событий( соревнований, конкурсов, фестивалей,
флешмобов); творческих советов, отвечающих за
проведение тех или иных конкретных мероприятий,
праздников, вечеров, акций; созданной из наиболее
авторитетных
старшеклассников
группы
по
урегулированию конфликтных ситуаций в школе и т.п.

к

9

IV.
Цель и идеи внеурочной деятельности
Современный российский национальный воспитательный идеал — высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную,
осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укоренённый в духовных и
культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской Федерации в
сфере образования цель воспитания обучающихся в общеобразовательной организации: развитие
личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных,
духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев
Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения,
бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа
Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Цели внеурочной деятельности:
- создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе
социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей;
- создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных,
интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески
растущей личности, сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием,
подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую
практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив;
- создание условий для многогранного развития и социализации каждого обучающегося в
свободное от учѐбы время.
Задачи воспитания обучающихся в общеобразовательной организации: усвоение ими знаний
норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество
(социально значимых знаний); формирование и развитие личностных отношений к этим нормам,
ценностям, традициям (их освоение, принятие); приобретение соответствующего этим нормам,
ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных
отношений, применения полученных знаний; достижение личностных результатов освоения
общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС. Личностные результаты освоения
обучающимися общеобразовательных программ включают осознание российской гражданской
идентичности, сформированность ценностей самостоятельности и инициативы, готовность
обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению, наличие
мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности, сформированность внутренней
позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в
целом.
Задачи внеурочной деятельности:
Обучающие
Развитие познавательного интереса, включение учащихся в разностороннюю деятельность.
Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.
Приобретение определенных знаний, умений по видам деятельности, предусмотренных данной
программой.
Развитие мотиваций к следующим видам деятельности: спортивной, интеллектуальной,
эстетической, патриотической, социальной.

10

Освоение основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной
картины мира, и опыта его применения и преобразования в условиях решения жизненных задач.
Воспитательные
Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками,
старшими, родителями в решении общих проблем.
Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности
и
настойчивости в достижении результата.
Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество,
природа, мир, знания, труд, культура) для формирования здорового образа жизни.
Воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного
отношения к себе и окружающим, интереса к учению.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям
человека; воспитание нравственных чувств и этического сознания; воспитание трудолюбия,
творческого отношения к учению, труду, жизни; воспитание ценностного отношения к природе,
окружающей среде (экологическое воспитание);
Развивающие
Развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности.
Развитие личности школьника, его творческих способностей.
Формирование потребности в самопознании.
Организационные
Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ
различного уровня, реализуемых во внеурочное время.
Организация общественно-полезной и досуговой
деятельности учащихся совместно
с
общественными организациями, спортивной школой, школой искусств, библиотеками, семьями
учащихся.
Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы в школе.
Организация информационной поддержки учащихся.
Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.
Задачи внеурочной деятельности совпадают с задачами духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся, направлены на достижение воспитательного результата
и воспитательного эффекта.
Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовнонравственное приобретение ребенка, благодаря его участию в том или ином виде внеурочной
деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовнонравственного приобретения на процесс развития личности ребенка (последствие результата).
Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и осуществляется
на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системнодеятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учётом принципов воспитания:
гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых,
следования
нравственному
примеру,
безопасной
жизнедеятельности,
инклюзивности,
возрастосообразности.
Уровни воспитательных результатов:
Первый уровень результатов – приобретение обучающимися социальных знаний (об

11

общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах
поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений обучающегося к
базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура),
ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня,
результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие обучающихся в защищенной,
дружественной им социальной среде.
Третий уровень результатов – получение обучающимся опыта самостоятельного
социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет его
взаимодействие с социальными субъектами за пределами образовательного учреждения, в открытой
общественной среде.
Внеурочная деятельность педагогически целесообразна, так как способствует более
разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся
рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию
активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению
самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности:
творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного
взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой
воспитательный эффект.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека,
общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего
общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового
самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к
успешной социализации в обществе.
Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу,
в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и
способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание
детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание
осуществлять в свободное от обучения время.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и
направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы
обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций,
диспутов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, олимпиад, соревнований,
поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно
адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже
изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности,
как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном
развитии подростков.
Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он
мог ощутить свою уникальность и востребованность.
В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека
играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей
формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми
руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы
воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.

12

Воспитательная парадигма школы требует от педагогического коллектива максимального
содействия развитию потенциальных возможностей личности ребёнка, способности к творческой
мысли, стремящемуся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством
собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за
свои поступки.
V. Отличительные особенности программы
В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:
• непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности
образования в целом;
• развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального
самоопределения в системе внеурочной деятельности;
• единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного
образования;
• системная организация управления учебно-воспитательным процессом;
• включение учащихся в активную деятельность;
• доступность и наглядность;
• связь теории с практикой;
• учёт возрастных особенностей;
• сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;
• целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
VI. Направления воспитания
Программа
реализуется
в
единстве
учебной
и
воспитательной
деятельности
общеобразовательной организации по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС:
гражданское воспитание — формирование российской гражданской идентичности,
принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику
власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности,
уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической
культуры;
патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу,
уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского
национального исторического сознания, российской культурной идентичности;
духовно-нравственное воспитание —воспитание на основе духовно-нравственной культуры
народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских
семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и
взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;
эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на основе российских
традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового
искусства;
физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального
благополучия — развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья,
навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и
других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное

13

самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение
выдающихся результатов в профессиональной деятельности;
экологическое воспитание — формирование экологической культуры, ответственного, бережного
отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных
ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;
ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и других людей,
природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных
интересов и общественных потребностей.
VII. Формы внеурочной деятельности:
• организация подвижных игр, «Весёлых стартов», «Дней здоровья», внутришкольных
спортивных соревнований;
• проведение бесед по охране здоровья;
• применение на уроках игровых моментов, физкультурных минуток, зарядок для глаз;
• участие во всероссийских, городских и районных соревнованиях.
• организация экскурсий, Дней музея, Дней музыки и др.;
• работа кружков, секций;
• проведение предметных недель;
• организация конкурсов, олимпиад, конференций, экскурсий;
• участие в вахте памяти;
• участие в социально-направленных акциях;
• организация показательных выступлений;
• проведение тематических классных часов;
• встречи с ветеранами ВОВ и труда, с сотрудниками полиции, «Уроки мужества»;
• встреча с интересными людьми;
• разработка проектов к урокам.
• организация конкурсов, олимпиад, КТД;
• участие в профессиональных пробах и др.
В реализации программы участвуют:
• педагоги гимназии, реализующие программу;
• библиотекарь;
• работники ДО;
• советник по воспитанию.
На содержание программы оказали влияние следующие факторы:
• традиции гимназии;
• особенности возраста, класса, индивидуальности детей;
• особенности руководителей кружков и секций, их интересы,
склонности,
установки;
• материально-техническая база гимназии.
VIII. Ожидаемые результаты
Личностные:
• готовность и способность к саморазвитию;

14

•

сформированность мотивации к познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие
индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции личностных качеств;
• сформированность основ гражданской идентичности.
Предметные:
• получение нового знания и опыта его применения.
Метапредметные:
• освоение универсальных учебных действий;
• овладение ключевыми компетенциями.
Воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное духовно-нравственное
приобретение обучающегося благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности - влияние (последствие) того или иного
духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности обучающегося.
Все виды внеурочной деятельности учащихся на уровне основного общего образования строго
ориентированы на воспитательные результаты.
Внеурочная деятельность способствует тому, что школьник самостоятельно действует в
общественной жизни, может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного
выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с
другими детьми.
Эффективность внеурочной деятельности и дополнительного образования зависит от качества
программы по её модернизации и развитию и уровня управления этой программой. Управление
реализацией программой осуществляется через планирование, контроль и корректировку
действий. Управление любой инновационной деятельностью идёт по следующим направлениям:
- организация работы с кадрами;
- организация работы с ученическим коллективом;
-организация работы с родителями, общественными организациями, социальными партнёрами;
- мониторинг эффективности инновационных процессов.
Контроль результативности и эффективности будет осуществляться путем проведения
мониторинговых исследований, диагностики обучающихся, педагогов, родителей.
Результаты обучения учащихся могут быть отслежены через участие детей в общешкольных,
районных, городских, республиканских, всероссийских мероприятиях; участия обучающихся, в
конкурса различного уровня, в школьной научно-исследовательской конференции.
IX. Промежуточная аттестация обучающихся и контроль за посещаемостью
Промежуточная аттестация обучающихся, осваивающих программы внеурочной
деятельности, не проводится.
Текущий контроль за посещением обучающимися класса занятий внеурочной деятельности и
занятий в организациях дополнительного образования осуществляется классным руководителем и
преподавателем, ведущим курс.
Данный план внеурочной деятельности вступает в действие с 02 сентября 2024 года.
Результаты могут быть учтены в форме защиты проектной работы, выполнения норматива,
выполнения индивидуальной или коллективной работы, отчета о выполненной работе и т.п., в
соответствии с рабочей программой учителя и с учетом особенностей реализуемой программы.
Учет занятости обучающихся в организациях дополнительного образования детей
(спортивных школах, музыкальных школах и др. организациях) осуществляется классным
руководителем.

15

Посещаемость ежедневно отмечается в журнале посещаемости и в электронном журнале.
X.Режим внеурочной деятельности
В 2024-2025 учебном году внеурочная деятельность реализуется в 1-4, 5-9, 10-11 классах в
соответствие с требованиями обновленного ФГОС.
В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами организован
перерыв между последним уроком и началом занятий внеурочной деятельности не менее 30 минут.
Продолжительность занятий внеурочной деятельности зависит от возраста и вида деятельности,
составляет 40 минут, но не более полутора часов в день. (СанПиН 2.4.2.3648-20). Перерыв между
занятиями внеурочной деятельности 10 минут. Домашние задания не предусмотрены.
Занятия внеурочной деятельности проводятся в гимназии в течение учебного дня с группой
обучающихся, сформированной с учетом интересов детей, выбора родителей .
Обучающиеся в группах имеют возможность заниматься видами деятельности по интересам.
Реализация часов внеурочной деятельности осуществляется за счет оптимизации внутренних
ресурсов учреждения или за счет бюджетного финансирования и привлечения дополнительного
образования, а также деятельность классного руководителя, педагога-организатора, педагогов
гимназии, педагогов дополнительного образования, педагога-психолога, библиотекаря.
Для обучающихся, посещающих занятия в организациях дополнительного образования
(спортивных школах, музыкальных школах и др. организациях) количество часов внеурочной
деятельности может быть сокращено.
Расписание внеурочных занятий составляется отдельно от расписания уроков.
Максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности (в
академических часах) не более 10 часов в неделю.
Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении
обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.
Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, составляет за 5 лет обучения на
этапе основной школы не более 1750 часов, в год — не более 350 часов. Для недопущения
перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки, реализуемой через
внеурочную деятельность, на периоды каникул, но не более 1/2 количества часов. Внеурочная
деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках тематических программ
(лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной организации, в походах, поездках,
экскурсиях и т. д.).
Реализация курсов внеурочной деятельности проводится без балльного оценивания
результатов.
Внеурочная деятельность осуществляется непосредственно в гимназии. Основное
преимущество организации внеурочной деятельности непосредственно в образовательной
организации заключается в создании условий для полноценного пребывания ребёнка в
образовательной организации в течение дня, содержательном единстве учебной, воспитательной и
развивающей деятельности в рамках основной образовательной программы гимназии.
Часть, формируемая участниками образовательного процесса, включает в себя внеурочную
деятельность, которая осуществляется через классных руководителей, педагога-психолога,
заместителя директора по воспитательной работе и учителей-предметников.
При реализации плана внеурочной деятельности в гимназии предусмотрена вариативность
содержания внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей и интересов
обучающихся.

16

XI. Тематическое планирование и содержание деятельности
Основой для современной организации воспитательной работы с детьми младшего и
подросткового возраста является сама цель обучения и воспитания – общее развитие ребёнка, где
важным фактором воспитания является освоение учениками системы общечеловеческих ценностей:
Земля – планета, человек и его здоровье, труд, образование и культура (на основе принципа
деятельностного подхода к воспитанию).
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего
воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в
любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в
свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность школьников должна быть
направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно- нравственный потенциал,
высокий уровень самосознания дисциплины, способности сделать правильный нравственный
выбор.
Для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования в
гимназии созданы необходимые условия. Вся система работы гимназии по данному направлению
призвана предоставить возможность:
- свободного выбора детьми программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают их
внутренним потребностям;
- помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и
развить свои таланты, способности;
- стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести ответственность за
свой выбор;
- быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь природу, занимающим
активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, понимающим и
принимающим экологическую культуру.
В современных условиях всё больше требуются активные волевые личности, умеющие
организовывать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно
преодолевать трудности. В этой связи возникла необходимость акцентировать внимание:
- на регуляции социального поведения ребёнка;
- привитие детям аккуратности в обращении с учебными принадлежностями;
- сохранение положительного отношения к учению;
- воспитание здорового образа жизни;
- интегрирование усилий учителя и родителей;
- привлечение учащихся к творческим конкурсам вне школы.
13.

Направление
деятельности
Спортивнооздоровительная
деятельность

Кол-во
часов в
неделю
1

План - сетка внеурочной деятельности
1 класс
Вид деятельности
«Подвижные игры»

Ф.И.О.
учителя
Кустова А.А.

17

Проектноисследовательская
деятельность
Коммуникативная
деятельность

Социальная
деятельность

Интеллектуальная
деятельность
Итого

Кустова А.А.

1

Проектная деятельность
«Юный цветовод»

1

«Орлята России»

Кустова А.А.

1

«Разговоры о важном»

Кустова А.А.

1
1

«Моя семья»
Добротолюбие»

Кустова А.А.

1
1

Киноуроки в школах России
Мир шашек и шахмат

Кустова А.А.
Кустова А.А.

8 часов

2 класс
Направление
деятельности

Кол-во
часов в
неделю
1

«Подвижные игры

Иванова Т.В.

Проектноисследовательская
деятельность

1

Проектная деятельность
«Я- исследователь»

Иванова Т.В.

Коммуникативная
деятельность

1

«Разговоры о важном»

Иванова Т.В.

1

«Орлята России»

Иванова Т.В.

Спортивнооздоровительная
деятельность

Социальная
деятельность
« Учение с
увлечением!»
Итого

1
1
1
1

Вид деятельности

Ф.И.О.
учителя

«Моя семья»
Иванова Т.В.
«Добротолюбие»
«Киноуроки в школах России»
« Мир шахмат и шашек»»
Иванова Т.В.

8 часов
3 класс

Направление

Кол-во

Вид деятельности

Ф.И.О.

18

деятельности
Спортивнооздоровительная
деятельность

часов в
неделю
1
1

учителя
«Подвижные игры»
«Мир шашек и шахмат»

Иванова З.С.
Иванова З.С.

Проектноисследовательская
деятельность

1

Проектная деятельность
«Я все смогу»»

Иванова З.С.

Коммуникативная
деятельность

1

«Орлята России»

Цветкова С.Ю.

1

«Разговоры о важном»

Иванова З.С.

«Моя семья»
«Добротолюбие»
«Киноуроки в школах России»

Иванова З.С.

Социальная
деятельность
Итого

1
1
1
8 часов

4 класс
Направление
деятельности

Кол-во
часов в
неделю
1
1

Вид деятельности

Ф.И.О.
учителя

«Подвижные игры»
«Мир шашек и шахмат»

Фролова О.Е.
Белавина Е.В.

Проектноисследовательская
деятельность

1

Проектная деятельность
«Занимательный русский язык»

Белавина Е.В.

Коммуникативная
деятельность

1

«Разговоры о важном»

Белавина Е.В.

1

«Орлята России»

Белавина Е.В.

1
1
1

«Моя семья»
«Добротолюбие»
«Киноуроки в школах России»

Спортивнооздоровительная
деятельность

Социальная
деятельность

Итого

Белавина Е.В.

8 часов
5 класс

Направление
деятельности

Кол-во
часов в
неделю

Вид деятельности

Ф.И.О.
учителя

19

Спортивная
деятельность
Коммуникативная
деятельность

1

Социальная
деятельность

1
1

1

1
Итого

«Русская лапта»

«Разговоры о важном»

Фролова О.Е.

«Моя семья»
«Я, ты,он, она -вместе целая
страна»
Киноуроки в школах России

Фролова О.Е.

Фролова О.Е.

5 часов
6 класс

Направление
деятельности
Художественноэстетическая
творческая
деятельность
Коммуникативная
деятельность
Социальная
деятельность
Проектноисследовательская
деятельность

Итого
Направление
деятельности
Художественноэстетическая
творческая
деятельность

Проектноисследовательская
деятельность

Кол-во
часов в
неделю
1
1

Вид деятельности

Ф.И.О.
учителя

«Россия – мои горизонты»
«Билет в будущее»

Елисеева А.И.

1

«Разговоры о важном»

Елисеева А.И.

1

«Моя семья»

Елисеева А.И.

1

Киноуроки в школах России

Елисеева А.И.

1

Проектная деятельность
«В мире математики»

6 часов
7 класс
Вид деятельности

Кол-во
часов в
неделю
1

Ф.И.О.
учителя

"Россия – мои горизонты»

Никитина В.Н.

1

«Билет в будущее»

Никитина В.Н.

1

«Юный агроном»

Уберская В.В.

20

Коммуникативная
деятельность
Социальная
деятельность
Итого

1
1

«Разговоры о важном»
«Семьеведение»

Никитина В.Н.
Никитина В.Н.

1

Киноуроки в школах России

Никитина В.Н.

6 часов

8 класс
Направление
деятельности
Художественноэстетическая
творческая
деятельность

Коммуникативная
деятельность
Социальная
деятельность

Проектноисследовательская
деятельность
Итого

Кол-во
часов в
неделю
1

Вид деятельности

Ф.И.О.
учителя

"Россия – мои горизонты»

Мирон П.П.

1

«Билет в будущее»

Мирон П.П.

1
1

«Разговоры о важном»
«Семьеведение»»

Мирон П.П.
Мирон П.П.

1

Киноуроки в школах России

Мирон П.П.

1

Проектная деятельность
«Знаменательные даты России»

Мирон П.П.

6 часов
9 класс

Направление
деятельности
Художественноэстетическая
творческая
деятельность
Коммуникативная
деятельность
Социальная
деятельность

Кол-во
часов в
неделю
1

Вид деятельности

Ф.И.О.
учителя

"Россия – мои горизонты»

Гаврилов Т.В.

1
1

«Разговоры о важном»
«Семейные ценности»»

Гаврилов Т.В.
Гаврилов Т.В.

1

«Киноуроки в школах России»

21

Внеурочная
деятельность по
предмету
Итого

1

(«Задания повышенной
сложности по русскому языку»)

Никитина В.Н.

6 часов
10 класс

Направление
деятельности
Художественноэстетическая
творческая
деятельность

Коммуникативная
деятельность
Социальная
деятельность

Внеурочная
деятельность
попредмету
Итого

Кол-во
часов в
неделю
1

Вид деятельности

Ф.И.О.
учителя

"Россия – мои горизонты»

Уберская В.В.

1

«Билет в будущее»

Уберская В.В.

1

«Разговор о важном»

Уберская В.В.

1

«Семьеведение»

Уберская В.В.

1

«Киноуроки в школах России»

1

« Русский язык .От простого к
сложному»

Никитина В.Н.

5 часов
11 класс

Направление
деятельности
Художественноэстетическая
творческая
деятельность

Коммуникативная
деятельность
Социальное
направление

Кол-во
часов в
неделю
1

Вид деятельности

Ф.И.О.
учителя

"Россия – мои горизонты»

Иванова Н.Н.

1

«Билет в будущее»

Иванова Н.Н.

1

«Разговоры о важном»

Иванова Н.Н.

1

«Семейные ценности»

Иванова Н.Н.

1

Киноуроки в школах России

Иванова Н.Н.

22

Внеурочная
деятельность
попредмету
Итого

1
6 часов

«Решаем задания повышенной
сложности по русскому языку»

Иванова Н.Н.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».