1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Торопецкая гимназия имени святителя Тихона,
Патриарха Московского и всея России
Согласовано
Утверждаю
На заседании педагогического совета
Протокол №1 от 02.07.2024
Приказ №7 от 02.07.2024
Директор гимназии В.И.Замыслова
Учебный план внеурочной деятельности
для обучающихся 1-11 классов
Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
Торопецкой гимназии имени святителя
Тихона, Патриарха Московского
и всея России
на 2024/2025 учебный год
г. Торопец, 2024.г
2
Содержание:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Пояснительная записка
Содержательное наполнение внеурочной деятельности
Планирование внеурочной деятельности
Цель и идеи внеурочной деятельности
Отличительные особенности программы
Направления воспитания
Формы внеурочной деятельности
Ожидаемые результаты
Промежуточная аттестация обучающихся и контроль за посещаемостью
Режим внеурочной деятельности
Тематическое планирование и содержание деятельности
План-сетка внеурочной деятельности
3
4
5
9
12
12
13
14
15
15
16
17
3
I Пояснительная записка
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность,
направленную на достижение планируемых результатов освоения ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС
СОО (предметных, метапредметных и личностных), осуществляемую в формах, отличных от
урочной.
План внеурочной деятельности определяет содержательное наполнение направлений
внеурочной деятельности, учебное время, отводимое на реализацию внеурочной деятельности,
общий объем нагрузки обучающихся в классах, реализующих ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС
СОО.
Внеурочная деятельность организуется в соответствии со следующими нормативными
документами и методическими рекомендациями:
• Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской
Федерации».
• Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования»
(Зарегистрировано
в
Минюсте
России
05.07.2021
№
64101)
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389560/.
• Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022г.
№ТВ–1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (Информационно- методическое
письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных
федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного
общего образования).
• Письмо Минпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об организации занятий
«Разговоры о важном».
• Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся –
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/.
• Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28 (далее – СП 2.4.3648-20).
• Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее – СанПиН 1.2.3685-21).
• Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р) и Плана мероприятий по её
реализации в 2021 — 2025 годах (Распоряжение Правительства Российской Федерации от
12.11.2020 № 2945-р).
• Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской
Федерации от 02.07.2021 № 400).
• Федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС) начального общего
образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286), основного общего
образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287), среднего общего
образования (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413).
4
• Приказом МОиН РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» - ФГОС НОО.
• Приказом МОиН РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования» - ФГОС ООО.
• Приказом МОиН РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении Федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования» - ФГОС СОО.
• Приказом Министерства Просвещения РФ от 11.12.2020 №712 «О внесении изменений в
некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по
вопросам воспитания обучающихся».
• Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.03.2021 г № 115 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования».
• Письмом МОиН РФ от 18.08.2017 №09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по
уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных
общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности».
• Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 05.09.2018 г. №03-ПГ-МП42216
«Об участии учеников муниципальных и государственных школ Российской Федерации во
внеурочной деятельности».
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 г. № 732 «О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17.05.2012 г. № 413».
• Уставом муниципального общеобразовательного учреждения Торопецкая гимназия имени
Патриарха Тихона
• Основной образовательной программой муниципального общеобразовательного учреждения
Торопецкая гимназия имени Патриарха Тихона.
II.
Содержательное наполнение внеурочной деятельности
План основывается на единстве и преемственности образовательного процесса всех уровней
НОО, ООО, СОО.
План внеурочной деятельности представляет собой описание целостной системы
функционирования школы в сфере внеурочной деятельности и может включать в себя:
-внеурочную деятельность по учебным предметам образовательной программы (учебные курсы,
учебные модули по выбору обучающихся, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие углубленное изучение
учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в
физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы,
особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ;
-внеурочную деятельность по формированию функциональной грамотности (читательской,
математической, естественно-научной, финансовой) обучающихся (интегрированные курсы,
метапредметные кружки, факультативы, научные сообщества, в том числе направленные на
реализацию проектной и исследовательской деятельности);
‒ внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворения
образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных,
5
через организацию социальных практик (в том числе волонтерство), включая общественно
полезную деятельность, профессиональные пробы, развитие глобальных компетенций,
формирование предпринимательских навыков, практическую подготовку, использование
возможностей организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных
организаций и социальных партнеров в профессионально-производственном окружении;
‒ внеурочную деятельность, направленную на реализацию комплекса воспитательных
мероприятий на уровне образовательной организации, класса, занятия, в том числе в творческих
объединениях по интересам, культурные и социальные практики с учетом историко-культурной и
этнической специфики региона, потребностей обучающихся, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся;
‒ внеурочную деятельность по организации деятельности ученических сообществ (подростковых
коллективов), в том числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам,
клубов; детских, подростковых и юношеских общественных объединений, организаций и т. д.;
- внеурочную деятельность, направленную на организационное обеспечение учебной
деятельности (организационные собрания, взаимодействие с родителями по обеспечению успешной
реализации образовательной программы и т. д.);
‒ внеурочную деятельность, направленную на организацию педагогической поддержки
обучающихся (проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, работа тьюторов,
педагогов-психологов);
‒ внеурочную деятельность, направленную на обеспечение благополучия обучающихся в
пространстве школы (безопасности жизни и здоровья школьников, безопасных межличностных
отношений в учебных группах, профилактики неуспеваемости, профилактики различных рисков,
возникающих в процессе взаимодействия школьника с окружающей средой, социальной защиты
учащихся).
III.
Планирование внеурочной деятельности
С целью обеспечения преемственности содержания образовательных программ начального общего,
основного общего
и образования при формировании плана внеурочной деятельности
образовательной организации предусмотрена часть, рекомендуемая для всех обучающихся:
1 час в неделю – на информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и
экологической направленности «Разговоры о важном» (понедельник, первый урок);
1 час в неделю – на занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и
потребностей обучающихся (в том числе основы предпринимательства, в 6-11 кл. Это курс «Россия
- мои горизонты» на платформе «Билет в будущее»).
Кроме того, в вариативную часть плана внеурочной деятельности включены: часы, отведенные на
занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей
обучающихся (в том числе для сопровождения изучения отдельных учебных предметов на
углубленном уровне, проектно-исследовательской деятельности, исторического просвещения);
часы, отведенные на занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей
обучающихся в творческом и физическом развитии (в том числе организация занятий в школьном
театре, школьном музее, школьном спортивном клубе).
Основное содержание рекомендуемых занятий внеурочной деятельности отражено в таблице:
Направление
внеурочной деятельности
Основное содержание занятий
Количество
часов
в неделю
Часть, рекомендуемая для всех обучающихся
6
Информационнопросветительские занятия
патриотической,
нравственной и
экологической
направленности
«Разговоры о важном»
1
Занятия,
направленные на
удовлетворение
профориентационных
интересов и потребностей
обучающихся
1
Занятия, направленные на
формирование семейных
ценностей у
представителей молодого
поколения,
приверженности
традиционным российским
духовно-нравственным
Основная цель: развитие ценностного отношения
обучающихся к своей Родине – России, населяющим ее
людям, ее уникальной истории, богатой природе и
великой культуре.
Основная
задача:
формирование
соответствующей внутренней позиции личности
школьника, необходимой ему для конструктивного и
ответственного поведенияв обществе.
Основные темы занятий связаны с важнейшими
аспектами жизни человека в современной России:
знанием родной истории и пониманием сложностей
современного мира, техническим прогрессом и
сохранением природы, ориентацией в мировой
художественной культуре и повседневной культуре
поведения,
доброжелательным
отношением
к
окружающим и ответственным отношением к
собственным поступкам
Основная
цель:
развитие
ценностного
отношения обучающихся к труду как основному
способу достижения жизненного благополучия и
ощущения уверенности в жизни.
Основная
задача:
формирование
готовности
школьников к осознанному выбору направления
продолжения своего образования и будущей профессии,
осознание важности получаемых в школе знаний для
дальнейшей профессиональной и внепрофессиональной
деятельности.
Основные
организационные
формы
профориентационные беседы, деловые игры, квесты,
решение
кейсов,
изучение
специализированных
цифровых
ресурсов,
профессиональные
пробы,
моделирующие
профессиональную
деятельность,
экскурсии,
посещение
ярмарок
профессий
и
профориентационных парков.
Основное содержание: знакомство с миром профессий
и
способами
получения
профессионального
образования;
создание
условий
для
развития
надпрофессиональных навыков (общения, работы в
команде, поведения в конфликтной ситуации и т.п.);
создание условий для познания обучающимся самого
себя, своих мотивов, устремлений, склонностей как
условий для формирования уверенности в себе,
способности адекватно
оценивать свои силы и
возможности.
Цель курса: введение молодых людей в традиционную
для нашего Отечества систему семейных ценностей и
формирование просемейных ценностно-смысловых
установок: брачности, многодетности, целомудрия.
Основные задачи: осознание семьи и традиционных
семейных отношений как ценности в жизни
современного человека; приобщение к системе
традиционных
духовно-нравственных
ценностей;
7
ценностям, включая
ценности крепкой семьи,
укрепляющие гражданское
единство российского
общества
формирование у обучающихся культуры семейных
отношений, уважения к старшим поколениям;
приобретение обучающимися опыта выстраивания
моделей поведения и межличностных отношений в
семье, соответствующих принятым в российском
обществе
традиционным
духовно-нравственным
ценностям.
Программа
предусматривает
организацию
разнообразной деятельности обучающихся с целью
применения получаемых знаний для анализа жизненных
ситуаций и решения проблем, возникающих в сфере
семейных отношений. Приоритетное внимание в
программе
придается
современным
научнопедагогическим подходам, которые обеспечивают
открытый диалог с учетом возрастных особенностей
обучающихся.
Вариативная часть
Занятия, связанные с
реализацией особых
интеллектуальных и
социокультурных
потребностей
обучающихся
3
Занятия, направленные на
удовлетворение интересов
и потребностей
обучающихся в
творческом и
физическом развитии,
помощь в
самореализации,
раскрытии и развитии
способностей и
2
Основная цель: интеллектуальное и общекультурное
развитие обучающихся, удовлетворение их особых
познавательных,
культурных,
оздоровительных
потребностей и интересов.
Основная
задача:
формирование
ценностного
отношения обучающихся к знаниям, как залогу их
собственного будущего, и к культуре в целом, как к
духовному
богатству
общества,
сохраняющему
национальнуюсамобытность народов России.
Основные направления деятельности: занятия по
дополнительному или углубленному изучению учебных
предметов
или
модулей;
занятия
в
рамках
исследовательской и проектной деятельности; занятия,
связанные с освоением регионального компонента
образования или особыми этнокультурными интересами
участников
образовательных
отношений;
дополнительные
занятия
для
школьников,
испытывающих затруднения в освоении учебной
программы или трудности в освоении языка обучения;
специальные
занятия
для
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья
или
испытывающими
затруднения
в
социальной
коммуникации
Основная цель: удовлетворение интересов и
потребностей
обучающихся
в
творческом
и
физическом развитии, помощь в самореализации,
раскрытии и развитии способностей и талантов.
Основные
задачи:
раскрытие
творческих
способностей школьников, формирование у них
прекрасное, формирование
ценностного отношения
к культуре; физическое развитие обучающихся,
привитие им любви к спорту , к здоровому
образу
жизни, воспитание силы воли, ответственности,
чувс
8
формирование установок на защиту слабых;
оздоровление школьников, привитие им
любви
своему краю, его истории, культуре, природе,
развитие их самостоятельности, ответствен
ности,
формирование навыков
самообслуживающего труда.
Основные организационные формы: занятия
школьников в
различных
творческих
объединениях (музыкальных, хоровых или
танцевальных студиях, театральных кружках
или кружках художественного творчества,
занятия школьников в спортивных
объединениях
(секциях и клубах, организация спортивных
турниров и
соревнований);
занятия
школьников
в
объединениях
туристско-краеведческой
направленности
(экскурсии, развитие школьных музеев); занятия по
Программе
развития
социальной
активности
обучающихся начальных классов «Орлята России».
талантов
Занятия, направленные на
удовлетворение
социальных интересов и
потребностей
обучающихся, на
педагогическое
сопровождение
деятельности социально
ориентированных
ученических сообществ,
детских общественных
объединений, органов
ученического
самоуправления, на
организацию совместно с
обучающимися комплекса
мероприятий
воспитательной
направленности
2
Основная цель: развитие важных для жизни
подрастающего
человека
социальных
уменийзаботиться о других и организовывать свою
собственную деятельность, лидировать и подчиняться,
брать на себя инициативу и нести ответственность,
отстаивать свою точку зрения и принимать другие
точки зрения.
Основная задача: обеспечение психологического
благополучия обучающихся в образовательном
пространстве школы, создание условий для развития
ответственности за формирование макро и микро
коммуникаций, понимания зон личного влияния на
уклад школьной жизни.
Основные организационные формы:педагогическое
сопровождение деятельности Российского движения
школьников и Юнармейских отрядов; волонтерских,
трудовых, экологических отрядов, создаваемых для
социально ориентированной работы; выборного
Совета обучающихся, создаваемого для учета мнения
школьников по вопросам управления образовательной
организацией; Совета старост, объединяющего старост
классов для облегчения распространения значимой для
школьников информации и получения обратной связи
от классных коллективов; постоянно действующего
школьного актива, инициирующего и организующего
проведение личностно значимых для школьников
событий( соревнований, конкурсов, фестивалей,
флешмобов); творческих советов, отвечающих за
проведение тех или иных конкретных мероприятий,
праздников, вечеров, акций; созданной из наиболее
авторитетных
старшеклассников
группы
по
урегулированию конфликтных ситуаций в школе и т.п.
к
9
IV.
Цель и идеи внеурочной деятельности
Современный российский национальный воспитательный идеал — высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную,
осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укоренённый в духовных и
культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской Федерации в
сфере образования цель воспитания обучающихся в общеобразовательной организации: развитие
личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных,
духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев
Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения,
бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа
Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Цели внеурочной деятельности:
- создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе
социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей;
- создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных,
интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески
растущей личности, сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием,
подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую
практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив;
- создание условий для многогранного развития и социализации каждого обучающегося в
свободное от учѐбы время.
Задачи воспитания обучающихся в общеобразовательной организации: усвоение ими знаний
норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество
(социально значимых знаний); формирование и развитие личностных отношений к этим нормам,
ценностям, традициям (их освоение, принятие); приобретение соответствующего этим нормам,
ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных
отношений, применения полученных знаний; достижение личностных результатов освоения
общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС. Личностные результаты освоения
обучающимися общеобразовательных программ включают осознание российской гражданской
идентичности, сформированность ценностей самостоятельности и инициативы, готовность
обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению, наличие
мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности, сформированность внутренней
позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в
целом.
Задачи внеурочной деятельности:
Обучающие
Развитие познавательного интереса, включение учащихся в разностороннюю деятельность.
Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.
Приобретение определенных знаний, умений по видам деятельности, предусмотренных данной
программой.
Развитие мотиваций к следующим видам деятельности: спортивной, интеллектуальной,
эстетической, патриотической, социальной.
10
Освоение основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной
картины мира, и опыта его применения и преобразования в условиях решения жизненных задач.
Воспитательные
Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками,
старшими, родителями в решении общих проблем.
Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности
и
настойчивости в достижении результата.
Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество,
природа, мир, знания, труд, культура) для формирования здорового образа жизни.
Воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного
отношения к себе и окружающим, интереса к учению.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям
человека; воспитание нравственных чувств и этического сознания; воспитание трудолюбия,
творческого отношения к учению, труду, жизни; воспитание ценностного отношения к природе,
окружающей среде (экологическое воспитание);
Развивающие
Развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности.
Развитие личности школьника, его творческих способностей.
Формирование потребности в самопознании.
Организационные
Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ
различного уровня, реализуемых во внеурочное время.
Организация общественно-полезной и досуговой
деятельности учащихся совместно
с
общественными организациями, спортивной школой, школой искусств, библиотеками, семьями
учащихся.
Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы в школе.
Организация информационной поддержки учащихся.
Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.
Задачи внеурочной деятельности совпадают с задачами духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся, направлены на достижение воспитательного результата
и воспитательного эффекта.
Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовнонравственное приобретение ребенка, благодаря его участию в том или ином виде внеурочной
деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовнонравственного приобретения на процесс развития личности ребенка (последствие результата).
Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и осуществляется
на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системнодеятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учётом принципов воспитания:
гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых,
следования
нравственному
примеру,
безопасной
жизнедеятельности,
инклюзивности,
возрастосообразности.
Уровни воспитательных результатов:
Первый уровень результатов – приобретение обучающимися социальных знаний (об
11
общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах
поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений обучающегося к
базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура),
ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня,
результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие обучающихся в защищенной,
дружественной им социальной среде.
Третий уровень результатов – получение обучающимся опыта самостоятельного
социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет его
взаимодействие с социальными субъектами за пределами образовательного учреждения, в открытой
общественной среде.
Внеурочная деятельность педагогически целесообразна, так как способствует более
разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся
рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию
активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению
самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности:
творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного
взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой
воспитательный эффект.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека,
общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего
общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового
самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к
успешной социализации в обществе.
Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу,
в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и
способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание
детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание
осуществлять в свободное от обучения время.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и
направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы
обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций,
диспутов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, олимпиад, соревнований,
поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно
адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже
изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности,
как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном
развитии подростков.
Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он
мог ощутить свою уникальность и востребованность.
В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека
играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей
формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми
руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы
воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.
12
Воспитательная парадигма школы требует от педагогического коллектива максимального
содействия развитию потенциальных возможностей личности ребёнка, способности к творческой
мысли, стремящемуся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством
собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за
свои поступки.
V. Отличительные особенности программы
В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:
• непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности
образования в целом;
• развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального
самоопределения в системе внеурочной деятельности;
• единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного
образования;
• системная организация управления учебно-воспитательным процессом;
• включение учащихся в активную деятельность;
• доступность и наглядность;
• связь теории с практикой;
• учёт возрастных особенностей;
• сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;
• целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
VI. Направления воспитания
Программа
реализуется
в
единстве
учебной
и
воспитательной
деятельности
общеобразовательной организации по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС:
гражданское воспитание — формирование российской гражданской идентичности,
принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику
власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности,
уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической
культуры;
патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу,
уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского
национального исторического сознания, российской культурной идентичности;
духовно-нравственное воспитание —воспитание на основе духовно-нравственной культуры
народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских
семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и
взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;
эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на основе российских
традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового
искусства;
физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального
благополучия — развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья,
навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и
других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное
13
самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение
выдающихся результатов в профессиональной деятельности;
экологическое воспитание — формирование экологической культуры, ответственного, бережного
отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных
ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;
ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и других людей,
природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных
интересов и общественных потребностей.
VII. Формы внеурочной деятельности:
• организация подвижных игр, «Весёлых стартов», «Дней здоровья», внутришкольных
спортивных соревнований;
• проведение бесед по охране здоровья;
• применение на уроках игровых моментов, физкультурных минуток, зарядок для глаз;
• участие во всероссийских, городских и районных соревнованиях.
• организация экскурсий, Дней музея, Дней музыки и др.;
• работа кружков, секций;
• проведение предметных недель;
• организация конкурсов, олимпиад, конференций, экскурсий;
• участие в вахте памяти;
• участие в социально-направленных акциях;
• организация показательных выступлений;
• проведение тематических классных часов;
• встречи с ветеранами ВОВ и труда, с сотрудниками полиции, «Уроки мужества»;
• встреча с интересными людьми;
• разработка проектов к урокам.
• организация конкурсов, олимпиад, КТД;
• участие в профессиональных пробах и др.
В реализации программы участвуют:
• педагоги гимназии, реализующие программу;
• библиотекарь;
• работники ДО;
• советник по воспитанию.
На содержание программы оказали влияние следующие факторы:
• традиции гимназии;
• особенности возраста, класса, индивидуальности детей;
• особенности руководителей кружков и секций, их интересы,
склонности,
установки;
• материально-техническая база гимназии.
VIII. Ожидаемые результаты
Личностные:
• готовность и способность к саморазвитию;
14
•
сформированность мотивации к познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие
индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции личностных качеств;
• сформированность основ гражданской идентичности.
Предметные:
• получение нового знания и опыта его применения.
Метапредметные:
• освоение универсальных учебных действий;
• овладение ключевыми компетенциями.
Воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное духовно-нравственное
приобретение обучающегося благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности - влияние (последствие) того или иного
духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности обучающегося.
Все виды внеурочной деятельности учащихся на уровне основного общего образования строго
ориентированы на воспитательные результаты.
Внеурочная деятельность способствует тому, что школьник самостоятельно действует в
общественной жизни, может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного
выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с
другими детьми.
Эффективность внеурочной деятельности и дополнительного образования зависит от качества
программы по её модернизации и развитию и уровня управления этой программой. Управление
реализацией программой осуществляется через планирование, контроль и корректировку
действий. Управление любой инновационной деятельностью идёт по следующим направлениям:
- организация работы с кадрами;
- организация работы с ученическим коллективом;
-организация работы с родителями, общественными организациями, социальными партнёрами;
- мониторинг эффективности инновационных процессов.
Контроль результативности и эффективности будет осуществляться путем проведения
мониторинговых исследований, диагностики обучающихся, педагогов, родителей.
Результаты обучения учащихся могут быть отслежены через участие детей в общешкольных,
районных, городских, республиканских, всероссийских мероприятиях; участия обучающихся, в
конкурса различного уровня, в школьной научно-исследовательской конференции.
IX. Промежуточная аттестация обучающихся и контроль за посещаемостью
Промежуточная аттестация обучающихся, осваивающих программы внеурочной
деятельности, не проводится.
Текущий контроль за посещением обучающимися класса занятий внеурочной деятельности и
занятий в организациях дополнительного образования осуществляется классным руководителем и
преподавателем, ведущим курс.
Данный план внеурочной деятельности вступает в действие с 02 сентября 2024 года.
Результаты могут быть учтены в форме защиты проектной работы, выполнения норматива,
выполнения индивидуальной или коллективной работы, отчета о выполненной работе и т.п., в
соответствии с рабочей программой учителя и с учетом особенностей реализуемой программы.
Учет занятости обучающихся в организациях дополнительного образования детей
(спортивных школах, музыкальных школах и др. организациях) осуществляется классным
руководителем.
15
Посещаемость ежедневно отмечается в журнале посещаемости и в электронном журнале.
X.Режим внеурочной деятельности
В 2024-2025 учебном году внеурочная деятельность реализуется в 1-4, 5-9, 10-11 классах в
соответствие с требованиями обновленного ФГОС.
В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами организован
перерыв между последним уроком и началом занятий внеурочной деятельности не менее 30 минут.
Продолжительность занятий внеурочной деятельности зависит от возраста и вида деятельности,
составляет 40 минут, но не более полутора часов в день. (СанПиН 2.4.2.3648-20). Перерыв между
занятиями внеурочной деятельности 10 минут. Домашние задания не предусмотрены.
Занятия внеурочной деятельности проводятся в гимназии в течение учебного дня с группой
обучающихся, сформированной с учетом интересов детей, выбора родителей .
Обучающиеся в группах имеют возможность заниматься видами деятельности по интересам.
Реализация часов внеурочной деятельности осуществляется за счет оптимизации внутренних
ресурсов учреждения или за счет бюджетного финансирования и привлечения дополнительного
образования, а также деятельность классного руководителя, педагога-организатора, педагогов
гимназии, педагогов дополнительного образования, педагога-психолога, библиотекаря.
Для обучающихся, посещающих занятия в организациях дополнительного образования
(спортивных школах, музыкальных школах и др. организациях) количество часов внеурочной
деятельности может быть сокращено.
Расписание внеурочных занятий составляется отдельно от расписания уроков.
Максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности (в
академических часах) не более 10 часов в неделю.
Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении
обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.
Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, составляет за 5 лет обучения на
этапе основной школы не более 1750 часов, в год — не более 350 часов. Для недопущения
перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки, реализуемой через
внеурочную деятельность, на периоды каникул, но не более 1/2 количества часов. Внеурочная
деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках тематических программ
(лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной организации, в походах, поездках,
экскурсиях и т. д.).
Реализация курсов внеурочной деятельности проводится без балльного оценивания
результатов.
Внеурочная деятельность осуществляется непосредственно в гимназии. Основное
преимущество организации внеурочной деятельности непосредственно в образовательной
организации заключается в создании условий для полноценного пребывания ребёнка в
образовательной организации в течение дня, содержательном единстве учебной, воспитательной и
развивающей деятельности в рамках основной образовательной программы гимназии.
Часть, формируемая участниками образовательного процесса, включает в себя внеурочную
деятельность, которая осуществляется через классных руководителей, педагога-психолога,
заместителя директора по воспитательной работе и учителей-предметников.
При реализации плана внеурочной деятельности в гимназии предусмотрена вариативность
содержания внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей и интересов
обучающихся.
16
XI. Тематическое планирование и содержание деятельности
Основой для современной организации воспитательной работы с детьми младшего и
подросткового возраста является сама цель обучения и воспитания – общее развитие ребёнка, где
важным фактором воспитания является освоение учениками системы общечеловеческих ценностей:
Земля – планета, человек и его здоровье, труд, образование и культура (на основе принципа
деятельностного подхода к воспитанию).
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего
воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в
любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в
свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность школьников должна быть
направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно- нравственный потенциал,
высокий уровень самосознания дисциплины, способности сделать правильный нравственный
выбор.
Для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования в
гимназии созданы необходимые условия. Вся система работы гимназии по данному направлению
призвана предоставить возможность:
- свободного выбора детьми программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают их
внутренним потребностям;
- помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и
развить свои таланты, способности;
- стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести ответственность за
свой выбор;
- быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь природу, занимающим
активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, понимающим и
принимающим экологическую культуру.
В современных условиях всё больше требуются активные волевые личности, умеющие
организовывать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно
преодолевать трудности. В этой связи возникла необходимость акцентировать внимание:
- на регуляции социального поведения ребёнка;
- привитие детям аккуратности в обращении с учебными принадлежностями;
- сохранение положительного отношения к учению;
- воспитание здорового образа жизни;
- интегрирование усилий учителя и родителей;
- привлечение учащихся к творческим конкурсам вне школы.
13.
Направление
деятельности
Спортивнооздоровительная
деятельность
Кол-во
часов в
неделю
1
План - сетка внеурочной деятельности
1 класс
Вид деятельности
«Подвижные игры»
Ф.И.О.
учителя
Кустова А.А.
17
Проектноисследовательская
деятельность
Коммуникативная
деятельность
Социальная
деятельность
Интеллектуальная
деятельность
Итого
Кустова А.А.
1
Проектная деятельность
«Юный цветовод»
1
«Орлята России»
Кустова А.А.
1
«Разговоры о важном»
Кустова А.А.
1
1
«Моя семья»
Добротолюбие»
Кустова А.А.
1
1
Киноуроки в школах России
Мир шашек и шахмат
Кустова А.А.
Кустова А.А.
8 часов
2 класс
Направление
деятельности
Кол-во
часов в
неделю
1
«Подвижные игры
Иванова Т.В.
Проектноисследовательская
деятельность
1
Проектная деятельность
«Я- исследователь»
Иванова Т.В.
Коммуникативная
деятельность
1
«Разговоры о важном»
Иванова Т.В.
1
«Орлята России»
Иванова Т.В.
Спортивнооздоровительная
деятельность
Социальная
деятельность
« Учение с
увлечением!»
Итого
1
1
1
1
Вид деятельности
Ф.И.О.
учителя
«Моя семья»
Иванова Т.В.
«Добротолюбие»
«Киноуроки в школах России»
« Мир шахмат и шашек»»
Иванова Т.В.
8 часов
3 класс
Направление
Кол-во
Вид деятельности
Ф.И.О.
18
деятельности
Спортивнооздоровительная
деятельность
часов в
неделю
1
1
учителя
«Подвижные игры»
«Мир шашек и шахмат»
Иванова З.С.
Иванова З.С.
Проектноисследовательская
деятельность
1
Проектная деятельность
«Я все смогу»»
Иванова З.С.
Коммуникативная
деятельность
1
«Орлята России»
Цветкова С.Ю.
1
«Разговоры о важном»
Иванова З.С.
«Моя семья»
«Добротолюбие»
«Киноуроки в школах России»
Иванова З.С.
Социальная
деятельность
Итого
1
1
1
8 часов
4 класс
Направление
деятельности
Кол-во
часов в
неделю
1
1
Вид деятельности
Ф.И.О.
учителя
«Подвижные игры»
«Мир шашек и шахмат»
Фролова О.Е.
Белавина Е.В.
Проектноисследовательская
деятельность
1
Проектная деятельность
«Занимательный русский язык»
Белавина Е.В.
Коммуникативная
деятельность
1
«Разговоры о важном»
Белавина Е.В.
1
«Орлята России»
Белавина Е.В.
1
1
1
«Моя семья»
«Добротолюбие»
«Киноуроки в школах России»
Спортивнооздоровительная
деятельность
Социальная
деятельность
Итого
Белавина Е.В.
8 часов
5 класс
Направление
деятельности
Кол-во
часов в
неделю
Вид деятельности
Ф.И.О.
учителя
19
Спортивная
деятельность
Коммуникативная
деятельность
1
Социальная
деятельность
1
1
1
1
Итого
«Русская лапта»
«Разговоры о важном»
Фролова О.Е.
«Моя семья»
«Я, ты,он, она -вместе целая
страна»
Киноуроки в школах России
Фролова О.Е.
Фролова О.Е.
5 часов
6 класс
Направление
деятельности
Художественноэстетическая
творческая
деятельность
Коммуникативная
деятельность
Социальная
деятельность
Проектноисследовательская
деятельность
Итого
Направление
деятельности
Художественноэстетическая
творческая
деятельность
Проектноисследовательская
деятельность
Кол-во
часов в
неделю
1
1
Вид деятельности
Ф.И.О.
учителя
«Россия – мои горизонты»
«Билет в будущее»
Елисеева А.И.
1
«Разговоры о важном»
Елисеева А.И.
1
«Моя семья»
Елисеева А.И.
1
Киноуроки в школах России
Елисеева А.И.
1
Проектная деятельность
«В мире математики»
6 часов
7 класс
Вид деятельности
Кол-во
часов в
неделю
1
Ф.И.О.
учителя
"Россия – мои горизонты»
Никитина В.Н.
1
«Билет в будущее»
Никитина В.Н.
1
«Юный агроном»
Уберская В.В.
20
Коммуникативная
деятельность
Социальная
деятельность
Итого
1
1
«Разговоры о важном»
«Семьеведение»
Никитина В.Н.
Никитина В.Н.
1
Киноуроки в школах России
Никитина В.Н.
6 часов
8 класс
Направление
деятельности
Художественноэстетическая
творческая
деятельность
Коммуникативная
деятельность
Социальная
деятельность
Проектноисследовательская
деятельность
Итого
Кол-во
часов в
неделю
1
Вид деятельности
Ф.И.О.
учителя
"Россия – мои горизонты»
Мирон П.П.
1
«Билет в будущее»
Мирон П.П.
1
1
«Разговоры о важном»
«Семьеведение»»
Мирон П.П.
Мирон П.П.
1
Киноуроки в школах России
Мирон П.П.
1
Проектная деятельность
«Знаменательные даты России»
Мирон П.П.
6 часов
9 класс
Направление
деятельности
Художественноэстетическая
творческая
деятельность
Коммуникативная
деятельность
Социальная
деятельность
Кол-во
часов в
неделю
1
Вид деятельности
Ф.И.О.
учителя
"Россия – мои горизонты»
Гаврилов Т.В.
1
1
«Разговоры о важном»
«Семейные ценности»»
Гаврилов Т.В.
Гаврилов Т.В.
1
«Киноуроки в школах России»
21
Внеурочная
деятельность по
предмету
Итого
1
(«Задания повышенной
сложности по русскому языку»)
Никитина В.Н.
6 часов
10 класс
Направление
деятельности
Художественноэстетическая
творческая
деятельность
Коммуникативная
деятельность
Социальная
деятельность
Внеурочная
деятельность
попредмету
Итого
Кол-во
часов в
неделю
1
Вид деятельности
Ф.И.О.
учителя
"Россия – мои горизонты»
Уберская В.В.
1
«Билет в будущее»
Уберская В.В.
1
«Разговор о важном»
Уберская В.В.
1
«Семьеведение»
Уберская В.В.
1
«Киноуроки в школах России»
1
« Русский язык .От простого к
сложному»
Никитина В.Н.
5 часов
11 класс
Направление
деятельности
Художественноэстетическая
творческая
деятельность
Коммуникативная
деятельность
Социальное
направление
Кол-во
часов в
неделю
1
Вид деятельности
Ф.И.О.
учителя
"Россия – мои горизонты»
Иванова Н.Н.
1
«Билет в будущее»
Иванова Н.Н.
1
«Разговоры о важном»
Иванова Н.Н.
1
«Семейные ценности»
Иванова Н.Н.
1
Киноуроки в школах России
Иванова Н.Н.
22
Внеурочная
деятельность
попредмету
Итого
1
6 часов
«Решаем задания повышенной
сложности по русскому языку»
Иванова Н.Н.