Киноуроки в школах России 1-4 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Торопецкая гимназия имени святителя Тихона,
Патриарха Московского и всея России

Согласовано

УТВЕРЖДАЮ

На заседании педагогического совета
Протокол №1 от 02.07.2024

Приказ №7 от 02.07.2024
Директор гимназии В.И.Замыслова

Рабочая программа учебного курса внеурочной
деятельности
«Киноуроки в школах России»
для обучающихся 1-4 классов

г.Торопец,2024г

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Киноуроки в школах России» относится к духовнонравственномунаправлению и ориентирована на социально-культурное, духовно-нравственное и
гражданско-патриотическое воспитание детей.
Программа способствует развитию у детей духовности, ориентированной на доброту,
любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует
ценностям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно – нравственное его
совершенствование.
Программа составлена в соответствии с целями и задачами, обозначенными в
«Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» и
направлена на реализацию одной из важнейших задач - освоение детьми духовных ценностей,
накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается в
поведении,
которое контролируется внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями.
Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного
воспитания.
Новизна программы заключается в акценте на поддержку становления и развития
высоконравственного,
творческого, компетентного гражданина России.
Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного
воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего
школьника.
По окончанию курса, обучающиеся получат возможность сформировать отношение к
духовно-нравственным понятиям, принципам и ценностям, получат навыки организации
благотворительных, волонтерских, социальных практик через реализацию общественнополезного дела.
Цели программы:
• формирование нравственной
окружающему миру.

культуры, доброты, любви и уважения к себе и

• формирование
•
•
•
•
•

у учащихся
представлений
о чувстве долга, героизме,
самоотверженности;
формирование
основ российской
гражданской
идентичности,
становление
гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование
целостного,
социально ориентированного
взгляда на мир
в его органичном единстве и разнообразии;
формирование уважительного отношения к иному мнению, умения вести диалог.
формирование критического мышления, доказательной аргументации суждений;
формирование установки на самообразование и самовоспитание.

Задачи программы
Обучающие:

•

Сформировать первоначальные
представления
о
моральных
нормах и
правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье,
между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями
социальных групп;

• Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении,
дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
• Научить разрабатывать и реализовывать социальные практики.
Развивающие:
• Развивать навыки самостоятельного
анализа
и оценки
предполагаемой информации;
• Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между
людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
Воспитательные:

• Воспитание навыков сознательного поведения в обществе;
• Воспитание чувства товарищества, чувства личной ответственности.
Планируемые результаты
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как
направление духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать
присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальныхпредставлений, опыта
эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте
становления идентичности гражданина России.
В

результате прохождения программного
получатвозможность узнать:

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

материала

обучающиеся

Отличие понятий «этика» и «этикет».
Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.
Правила вежливости и красивых манер.
Заповеди и соответствующие притчи.
Источники наших нравственных знаний.
О совести как основе нравственности.
О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствия своих поступков.

Уметь:
1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это правои за
другими.
2. Вести себя достойно в общественных местах.
3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.
4. Быть доброжелательными.
5. Сострадать животным, не обижать их.
6. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.
7. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.
8. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.
9. Быть сострадательными к чужому горю.

Не обижать животных и птиц.
11. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев,
уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
12. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.
10.

У обучающихся появится возможность сформированы универсальные учебныедействия, а
именно:
Личностные универсальные учебные действия
-ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения;
эмпатия как понимание чувств других людей, и сопереживание им.
Обучающийся получит возможность для формирования:
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к
решениюморальных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации
на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим
требованиям;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей, и сопереживания им,
выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

-

Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающий получит возможность научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, в том числе во внутреннем плане;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей;
самостоятельно
планировать пути достижения целей, осознанно
выбиратьнаиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-

вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
выполнять учебные действия по алгоритму.

Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся получит возможность научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные,
цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом
пространстве Интернета;
строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;

Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся получит возможность научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства
для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание,
владеть диалогической формой коммуникации;

-

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и
взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,в том
числе в ситуации столкновения интересов;

-

Формы подведения итогов
Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и
приемы игрового обучения, тематические занятия, педагогические мастерские, практические
занятия, проектную деятельность, социальные практики и праздники.
Для диагностики результативности образовательного процесса используются следующие
методы: беседа, дискуссия, творческая работа, конкурсы рисунков, плакатов, диагностика,
тестирование, викторина.
Тематическое планирование
№ п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Тема учебного занятия

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Киноурок «Мандарин» (понятие: радость за
другого)
Киноурок «Не трус и не предатель» (понятие:
дружба)
Киноурок «Хорошие песни» (понятие:
доброжелательность)
Киноурок «Друг в беде не бросит»
(понятие: помощь вместо осуждения)
Киноурок «Мой танец» (понятие: честность)

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Киноурок «Песня ветра» (понятие:
дружелюбие)
Киноурок «Три солнца» (понятие: уважение)

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Киноурок «Трудный выбор» (понятие:
моральный выбор)
Киноурок «Первое дело» (понятие:
убежденность, идейность)
Киноурок «Пять дней» (понятие:
созидательный труд)

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Киноурок «Другой мир» (понятие: верность
идеалам)
Киноурок «Воин света» (понятие:
отзывчивость)
Киноурок «Шайба» (понятие: мужество)

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Киноурок «Новогодний подарок» (понятие:
добро)
Киноурок «Если бы не я» (понятие: сила воли,
сила духа)
Киноурок «Александр» (ответственность за
свои поступки перед другими)
Киноурок «Чистодей» (понятие: труд,
трудолюбие)
Киноурок «За руку с Богом» (понятие:
бескорыстие)
Киноурок «Музыка внутри» (понятие:
милосердие)
Киноурок «Дом» (понятие: коллективизм)

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Киноурок «Ванька-адмирал» (понятие: герой,
пример для подражания)
Киноурок «Честь имею» (понятие: честь)

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Киноурок «Навсегда» (понятие:
смелость и отвага)
Киноурок «8 марта» (понятие:
наблюдательность, внимательность)
Киноурок «Мой друг – единорог» (понятие:
воображение, фантазия)
Киноурок «Экзамен» (понятие: аккуратность)

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Киноурок «Когда небо улыбается»
(понятие: радость познания)
Киноурок «ЭРА» (понятие: мечта)

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Киноурок «Мой друг Дима Зорин» (понятие:
благородство)
Киноурок «Стеша» (понятие: экология
снаружи – экология внутри)
Киноурок «Наследники Победы» (понятие:
патриотизм)
Киноурок «Лошадка для героя» (понятие:
чувство долга)
Киноурок «Великий» (понятие:
справедливость)
Обобщающие занятие

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0

1

Содержание программы
Тема

Количество
часов
Киноурок «Мандарин»
1
(понятие: радость за
другого)

Содержание
Просмотр и обсуждение фильма «Мандарин». Обсуждение
вопросов: Откуда берётся радость за другого? Что является
источником такой силы? Какая награда тому, кого поглотило
небытие? Является ли вообще добром поступок, сделанный в
ожидании награды, быстрого эффекта?

Киноурок «Не трус и
не предатель»
(понятие: дружба)

1

Просмотр и обсуждение фильма «Не трус и не предатель».

Киноурок «Хорошие
песни» (понятие:
доброжелательность)

1

Киноурок «Друг в
беде не бросит»
(понятие: помощь
вместо осуждения)

1

Киноурок «Мой
танец» (понятие:
честность)

1

Киноурок «Песня
ветра» (понятие:
дружелюбие)

1

Просмотр и обсуждение фильма «Хорошие песни»,
работа над понятиями дружелюбие, сочувствие,
сопереживание, стремление понять ближнего;
формирование основ российской гражданской
идентичности; формирование уважительного отношение
к иному мнению, умение вести диалог.
Просмотр и обсуждение фильма «Друг в беде не бросит».
Человек слаб, и, возможно, именно твой пример, именно
твоё доброе дело будет решающим в его судьбе. Прежде
чем осудить, подай пример. Протяни руку. Испытай
грешника добром. Возможно, ещё не всё потеряно.
Просмотр и беседа на тему настоящая дружбапо фильму
«Мой танец», анализ фильма, труд души и танец, как
понять и простить другого человека, работа над понятиями
дружба, смелость, честность.
Просмотр и обсуждение фильма «Песня ветра». Надо, чтобы

Киноурок «Три
солнца» (понятие:
уважение)

1

Киноурок «Трудный
выбор» (понятие:
моральный выбор)

1

Киноурок «Первое
дело» (понятие:
убежденность,
идейность)
Киноурок «Пять
дней» (понятие:
созидательный труд)

1

1

Следует обратить внимание и на иерархию ценностей в голове
Вовки. Дружба, верность — превыше всего. Наказание пройдёт,
деньги можно отработать. Лишь честь нельзя купить.

ребята поняли верно: человек вынужденно уничтожает
миллионы живых существ каждый день. Мы не можем их ни
стыдиться, ни жалеть. На мясо, молоко и пр., мы животных
разводим специально. Но бабочка родом из дикой
природы, безвинная, летающая и несущая красоту сама по себе.
Убить её просто так, ради прихоти – преступление против
Жизни.
Просмотр и обсуждение фильма «Три солнца». Уважение.
Возможно ли оно без испытания в стерильной обстановке
школы? Нет. Чему учит Егора визит к дедушке, разве он
изменился благодаря его мудрым словам? Нет. Его изменил
труд и страдание. Помощь со спасением Бабочки и
сопереживание Малинке. Мы уважаем то, за что заплатили
высокую цену. Тогда мы открываем глаза. Мы испытываем
благоговение к чужому труду, когда способны хотя бы
примерно представить, насколько он был сложным. Когда сами
знакомы с трудом и его плодами
Просмотр и обсуждение фильма «Трудный выбор».
Моральный. Выбор. Важны оба слова. Моральный значит
опирающийся на понятия добра и зла, верного, истинного,
настоящего.
Просмотр и обсуждение фильма «Первое дело». Мир в
беде. И его надо спасать. И весь, и по частям. С чего начнем?
Вот где скрытое послание этого фильма. Вот к какому Первому
Делу он призывает.
Просмотр и обсуждение фильма «Пять дней». Труд,
созидательный, добровольный, творческий, а также
взаимопомощь — это то, что делает нас людьми. Любая другая
мотивация, труд ради денег, труд ради себя, чтобы заработать и

прокормиться, — доступна и животным

Киноурок «Другой
мир» (понятие:
верность идеалам)

1

Киноурок «Воин
света» (понятие:
отзывчивость)

1

Киноурок «Шайба»
(понятие: мужество)

1

Киноурок
«Новогодний подарок»
(понятие: добро)

1

Киноурок «Если бы
не я» (понятие: сила
воли, сила духа)

1

Киноурок
«Александр»
(ответственность за
свои поступки перед
другими)
Киноурок «Чистодей»
(понятие: труд,
трудолюбие)

1

1

Просмотр и обсуждение фильма «Чистодей». История

Киноурок «За руку с
Богом» (понятие:
бескорыстие)

1

Киноурок «Музыка
внутри» (понятие:
милосердие)

1

Просмотр и обсуждение фильма «За руку с Богом»,
знакомствос понятием бескорыстие, быть бескорыстным
– легко или сложно? Чувства доброжелательности и
эмоциональной отзывчивости, понимания,
сопереживания к окружающим, «Оранжевое
настроение», как сделать счастливым ближнего.
Просмотр и обсуждение фильма «Музыка внутри». Картина

Киноурок «Дом»
(понятие:
коллективизм)

1

Просмотр и обсуждение фильма «Другой мир»,
понятие «Верность идеалам», что такое преданность? не
забывай свою мечту, помощь людям с ограниченными
возможностями.
Просмотр и обсуждение фильма «Воин света».
Таинственные испытания, письма из Хогвартса, «избранность»
— это фантазии. Хочешь быть воином света — действуй. Здесь
и сейчас. Ты уже можешь быть героем. А ведь, казалось бы,
какое качество — «Отзывчивость». Всего-то? И этого
достаточно для Воина Света? Да. Не пройти мимо. Не
промолчать. Обратить внимание на беду ближнего, на
несправедливость, нарушение священного порядка. Это уже
очень много.

Просмотр и обсуждение фильма «Шайба». Совесть
отвечает за знание того, что нужно делать. Мужество — за
решимость довести нужное до конца. Не расплакаться, не
отчаяться, не переложить на других. Очень редко человек
лишён совести и на самом деле не ведает, как надо
поступить.
Просмотр и обсуждение фильма «Новогодний подарок».
Знакомство с понятиями дар, сопереживание, чувство
долга, умение сочувствовать, выход из конфликтных,
спорных ситуаций, формирование навыков
сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
различных ситуациях, добро делать просто.
Просмотр и обсуждение фильма «Если бы не я». Подняться,
когда упал почти на самое дно, это гораздо труднее, чем
никогда не падать. Найти силы, волю и мотив, когда все вокруг
тебя, кажется, одобряют твоё падение или молчат. Даже зовут за
собой. Тут впору говорить о чуде. И оно происходит.
Просмотр и обсуждение фильма «Александр». Ученикам
следует подчеркнуть, что «береги платье с нову, а честь — с
молоду». Лучше не доводить до ситуации, кода из-за твоей
безответственности могут пострадать другие.
Чистодея во многом мистична, подобна притче и волшебной
сказке. Многое остается за кадром, и мы сами должны понять,
подумать, поверить в раскрываемую истину.

посвящена тому, что милосердие — это не название чувства.
Это название действия. «Вера без дел мертва», как известно. И
порой самым настоящим человеком оказывается тот, кто лишён
самых простых и очевидных для остальных вещей.

Просмотр и обсуждение фильма «Дом». Коллективизм —
это человечность, одна из основ того, что делает нас
людьми в истинном смысле слова. Соединяет людей в
дружбу, товарищество, команду, нацию, в Человечество,
которое ещё только предстоит построить.

Просмотр и обсуждение фильма «Ванька – адмирал». Это

Киноурок «Ванькаадмирал» (понятие:
герой, пример для
подражания)

1

Киноурок «Честь
имею» (понятие:
честь)

1

Киноурок
«Навсегда»
(понятие:
смелость и отвага)
Киноурок «8 марта»
(понятие:
наблюдательность,
внимательность)

1

Киноурок «Мой друг –
единорог» (понятие:
воображение,
фантазия)

1

Киноурок «Экзамен»
(понятие:
аккуратность)

1

Просмотр и обсуждение фильма «Мой друг – Единорог»,
знакомство с понятиями фантазия, воображение,
творчество, понятия сопереживание, умение дружить,
учимся мечтать, как сделать совместный праздник себе и
другим детям.
Просмотр и обсуждение фильма «Экзамен». Полноценное

Киноурок «Когда
небо улыбается»
(понятие: радость
познания)

1

Просмотр и обсуждение фильма «Когда небо улыбается».

Киноурок «ЭРА»
(понятие: мечта)

1

Киноурок «Мой друг
Дима Зорин»
(понятие:
благородство)
Киноурок «Стеша»
(понятие: экология
снаружи – экология
внутри)

1

Просмотр и обсуждение фильма «Эра». Может показаться,
что картина осуждает поступок друзей. Что «таких не
берут в Космонавты». Нет ничего дальше от правды.
Финал служит полным оправданием их дерзновения. Из
«ошибки» вырос триумф.
Просмотр и обсуждение фильма «Мой друг Дима Зорин».

Киноурок
«Наследники Победы»
(понятие: патриотизм)
Киноурок «Лошадка
для героя» (понятие:
чувство долга)

1

1

1

1

тяжёлая правда, но усвоить её надо с малых лет. У всего есть
цена. Цена подвига высока. Но пока есть те, кто готов платить,
— есть смысл, есть русский народ, есть будущее. Любая победа
— это победа вопреки.
Просмотр и обсуждение фильма «Честь имею». Главная
мысль, которую мы должны донести до ребят, что честь — это
образ жизни. Это здесь и сейчас, а не только в особом
героическом случае. Это каждый день. Быть честным, помогать
другим, не оставаться в стороне, смотреть прямо и смело —
честь.

Просмотр и обсуждение фильма «Навсегда». Смелость и
отвага – это качества, необходимые не только в минуту
опасности, но и в момент защиты памяти о своих близких,
истории своей семьи, своего народа, своей страны.
Просмотр и обсуждение фильма «8 марта». Пешки
внимательности. Как много от них зависит! Сколь многие
считают себя королями и королевами добра, «хорошими
людьми», когда всё их качество заключается в том, что они не
делали зла и помогали близким. Этого бесконечно мало.

восприятие этой картины происходит на неочевидном уровне,
глубинным слоем, поэтому требует особого сопровождения
педагога.
О каком же познании идёт речь в картине? О самом главном. В
сущности, и на это следует обратить внимание, герои даже
толком не поняли историю как она есть — маленькие ещё. С
другой — они познали суть вещей.

Благородство как финальное звено венчает цепь из других
Благородных Качеств: ответственности, внимательности,
уважения и пр. Это царь-качество.

Просмотр и обсуждение фильма «Стеша», представление
об экологии, как основе жизни современного мира,
знакомство с понятиями героизм, самоотверженность,
верность идеалу, формирование установки на
безопасный, здоровый образ жизни, Эко – волонтёрство.
Просмотр и обсуждение фильма «Наследники Победы»,
работа с понятиями патриотизм, гордость за подвиг
предков, любовь к Родине, связь поколений.
Просмотр и обсуждение фильма «Лошадка для героя»,
знакомство с понятиями «героизм», «патриотизм»,
«чувстводолга», моя социальная роль, понятия
«Сострадание» и «сочувствие», историю забыть
нельзя.

Киноурок
«Великий»
(понятие:
справедливость)

1

Просмотр и обсуждение фильма «Великий». Мир

Обобщающие занятие

1

Викторина. Экспресс-диагностика.

несправедлив, говорит Скала. И она права. Мир вообще
никакой, пока мы не сделаем его по образу и подобию своему.
Хочешь справедливости — борись. Не жалуйся, не пеняй на
судьбу. Создай сам то, что желаешь. Пусть только здесь, только
сейчас, только для одного случая. Но это будет шаг к твоей
цели.

Материально-техническое оснащение занятий

•

Видеофильмы в рамках пособия «Киноуроки в современной школе: роль,значение,
перспективы»
• Комплект методических материалов к киноурокам, включающий методические
рекомендации для проведения занятий;

•
•
•

Тематические презентации, входящие в комплект УМК к киноурокам;
Проектор или интерактивная доска.
Компьютер.
Список литературы

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от
действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А.Володарская и
др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2015.- 151 с.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - 4-е изд. - Москва :
Просвещение, 2014. - 23 с.
3. Методическое пособие «Киноуроки в современной школе: роль, значение,
перспективы», Е.А. Бондаренко, Е.В.Дубровская/Москва, 2018
4. Методическое пособие «По меркам добра» /педагогические мастерские ценностносмысловой ориентации/. – Ковров, ООО "Медиа-Пресс", 2013.- 176 с.
5. Суслов В.Н. Этикет, учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические
задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.
6. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы
и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2015. 108 с.
Интернет ресурсы:
https://www.киноуроки.рф


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».