Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Торопецкая гимназия имени святителя Тихона,
Патриарха Московского и всея России
Согласовано
Утверждаю
На заседании педагогического совета
Протокол №1 от 02.07.2024
Приказ №7 от 02.07.2024
Директор гимназии В.И.Замыслова
Рабочая программа учебного курса
внеурочной деятельности
«Добротолюбие»
для обучающихся 1-4 классов
г.Торопец,2024г
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с
межведомственным планом реализации Стратегии духовно-нравственного
воспитания детей в Тверской области на 2018 - 2027 годы.
Стратегия духовно-нравственного воспитания детей в Тверской
области на 2018 - 2027 годы (далее – Стратегия) является основополагающим
документом в сфере региональной воспитательной политики, определяющим
общий социокультурный вектор и приоритетные направления развития
системы воспитания детей в Тверской области на 2018 - 2027 годы [п. 1
Cтратегии].
Цель Стратегии – создание и реализация в Тверской области системы
духовно-нравственного воспитания детей на основе базовых национальных
ценностей, духовных традиций и приоритетов развития Тверской области,
отвечающей требованиям общества и основанной на взаимодействии всех
субъектов социализации подрастающего поколения [п. 17 Cтратегии].
В настоящее время перед педагогическим сообществом стоит задача
духовно-нравственного воспитания детей и подростков. Целью духовнонравственного развития и социализации обучающихся
является воспитание высоконравственного,
творческого,
компетентного
гражданина России, принимающего судьбу своей страны как свою личную,
осознающего ответственность за ее настоящее и будущее, укорененного в
духовных и культурных традициях многонационального народа Российской
Федерации, подготовленного к жизненному самоопределению.
Курс рассчитан на 17 часов занятий с группой учащихся младших
классов (1-4-й класс).
Основная цель – формирование у детей духовно-нравственных
ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений,
основ мировоззрения и самовоспитания, чувства истинной соразмерности и
гармонии всего сущего на примерах житий святых, прославленных Русской
православной церковью.
2
Задачи воспитания:
•
содействовать созданию обогащенной среды для становления
духовно-нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь;
•
стимулировать стремление к пониманию нравственных образцов,
духовных значений и смыслов, подлинного назначения человеческой жизни;
•
пробудить внимание к духовной жизни, содействовать развитию
высших чувств: любви, благоговения, покаяния, благодарности, восхищения;
•
научить ребенка ценить и любить красоту нравственных
поступков и формировать умение делать самостоятельный нравственный
выбор, развивая способности отличать плохое от хорошего;
•
знакомить детей с правилами доброй, совестливой жизни с
людьми и миром, воспитывая доброжелательность, добросердечность и
потребность жить по совести;
•
способствовать выработке позиции непринятия лукавства, лжи,
зависти, цинизма, жестокости, пошлости, равнодушия, безответственности и
т. п.;
•
формировать и расширять знания и представления детей об
основных духовно-нравственных законах и категориях, этических понятиях:
добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие –
лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость, правдивость –
лицемерие, ответственность – предательство, кротость – гнев, скромность –
тщеславие; милосердие – жестокость, сорадование – зависть, благодарность –
гордость, терпение – малодушие, отзывчивость – равнодушие и т. д.;
•
научить ценить личные отношения, связывающие ребенка с
родителями, с другими членами семьи (воспитание почтения и любви к
родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим);
•
воспитывать послушание и благодарность по отношению к
родителям и педагогам;
•
развивать
способность
к
сорадованию,
сопереживанию
и
адекватному проявлению этих чувств;
•
воспитывать душевную чуткость, уважение, милосердие и
3
внимательное отношение к ближним;
•
содействовать развитию коммуникативных навыков и взаимной
помощи в процессе совместной деятельности со взрослыми и сверстниками;
•
развивать навыки миролюбивого общения, умения улаживать
ссоры;
•
воспитывать любовь, верность и уважение к Родине, ее народу,
культуре, языку, святыням;
•
формировать уважительное отношение к иному мнению и
культуре других народов;
•
формировать
неравнодушное,
бережное
отношение
к
окружающему миру, заботливое отношение к растениям и животным;
•
способствовать формированию готовности к самостоятельности,
самоанализу и саморефлексии;
•
научить высказывать свои мысли, способствовать обогащению
словарного запаса и образного строя речи.
Структура, содержание и задачи курса
Курс состоит из 17 тем, равноценных по своему внутреннему смыслу и
значению, в совокупности образующих теоретическую и практическую
части.
Содержание курса ориентировано на игровые, творческие формы,
проектную, исследовательскую, самостоятельную деятельность, работу с
художественной литературой, театрализацию. Это позволяет в яркой форме
довести до сознания ребенка представления о внутреннем мире человека: его
переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся
двигателями поступков.
Человек по природе – творец. Но у детей в начале школьного обучения
еще слишком небольшой жизненный опыт, не развит личностный подход ни
к искусству, ни к человеку, ни к духовному миру, поэтому, чтобы помочь
раскрыться детскому таланту, необходимо прежде увидеть способности
4
каждого ученика – внутренний потенциал его эстетической и нравственной
позиции.
Содержание тем курса «Добротолюбие»
Содержание тем курса определено основной задачей, во-первых,
научить ребенка сначала различать добро и зло, во-вторых, – чувствовать,
ценить и любить красоту нравственных поступков, в-третьих, указать на сам
источник добра.
Каждая тема курса содержит в равном количестве теорию и
практические занятия, которые в силу раннего возраста обучающихся не
разбиваются, но используются в комплексном подходе для лучшего уяснения
курса школьниками.
Для
проведения
занятий,
согласно
календарно-тематическому
планированию курса, можно приглашать священнослужителей РПЦ, заранее
согласовав
время
и
тему
(ответственного
за
взаимодействие
с
образовательными организациями от прихода (религиозной организации),
благочиния, епархии).
Планируемые результаты
Реализация курса должна обеспечить ориентацию обучающихся на
ценности гражданского общества, нравственные и духовные приоритеты,
гармонизацию отношений с окружающим социумом, самим собой, Богом;
формирование у школьников готовности к самостоятельному выбору в
пользу здорового образа жизни, образования, самореализации в общественно
и личностно значимой творческой деятельности, таких ценностей, как семья,
отечество, культура; уважения к прошлому и настоящему своего народа,
традициям и культуре, старшим поколениям, родителям; толерантности,
ответственности за будущее своей страны.
5
УЧЕБНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Тема
Количество часов
1.
1-й класс
17
1.
Путешествие в Страну доброты
1
2.
Город добра
1
3.
Это великое слово «дружба»
1
4.
Хочу быть миротворцем
1
5.
Счастье семьи
1
6.
Добрая сила
1
7.
Святые и животный мир
1
8.
Мир твоей души
1
9.
Что на свете самое главное
1
10. Воспитание человечности
1
11. Тайна милосердия
1
12. Любовь и сострадание
1
13. Чистота сердца
1
14. Жертвенное сердце
1
15. Птица счастья
1
16. День Победы – величие народного подвига
1
17. Миролюбие
1
6
2-й класс
17
1.
Лестница добрых качеств души
1
2.
Голос совести
1
3.
Послушание
1
4.
Бережливость
1
5.
Уважение
1
6.
Благодарность
1
7.
Щедрость
1
8.
Бескорыстие
1
9.
Дружелюбие
1
2.
10. Отзывчивость
1
11. Единство
1
12. Терпение (воздержание)
1
13. Трудолюбие
1
14. Правдолюбие (честь и достоинство)
1
15. Самоотверженность (храбрость)
1
16. Скромность
1
17. Мудрость
1
3.
1.
3-й класс
17
Трудолюбие
1
7
2.
Бескорыстие
1
3.
Честность
1
4.
Ум
1
5.
Умение видеть хорошее
1
6.
Умение прощать
1
7.
Умение сотрудничать
1
8.
Храбрость
1
9.
Упорство
1
10. Чуткость
1
11. Щедрость
1
12. Почтительность
1
13. Забота
1
14. Взаимопомощь
1
15. Верность
1
16. Гордость
1
17. Дружба
1
4-й класс
17
1.
Дружелюбие
1
2.
Гостеприимство
1
3.
Мастерство
1
4.
8
4.
Нежность
1
5.
Любовь к природе
1
6.
Любовь
1
7.
Красота души
1
8.
Любовь к родине
1
9.
Любовь к маме
1
10. Заботливость
1
11. Жертвенность
1
12. Любознательность
1
13. Судьба
1
14. Упорство
1
15. Храбрость
1
16. Чуткость
1
17. Мир
1
Описание материально-технического и учебно-методического
сопровождения:
• тематический реквизит;
• карандаши, краски, кисти;
• бумага формата А4, А5 (пол-листа А4);
• крепежные устройства;
• репродукции, фотографии, альбомы;
• презентации, аудио- и видеоматериалы;
9
• компьютер;
• мультимедийное оборудование;
• магнитная доска, магниты.
10