Проект Добротолюбие 1-4 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Торопецкая гимназия имени святителя Тихона,
Патриарха Московского и всея России

Согласовано

Утверждаю

На заседании педагогического совета
Протокол №1 от 02.07.2024

Приказ №7 от 02.07.2024
Директор гимназии В.И.Замыслова

Рабочая программа учебного курса
внеурочной деятельности
«Добротолюбие»
для обучающихся 1-4 классов

г.Торопец,2024г

Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с
межведомственным планом реализации Стратегии духовно-нравственного
воспитания детей в Тверской области на 2018 - 2027 годы.
Стратегия духовно-нравственного воспитания детей в Тверской
области на 2018 - 2027 годы (далее – Стратегия) является основополагающим
документом в сфере региональной воспитательной политики, определяющим
общий социокультурный вектор и приоритетные направления развития
системы воспитания детей в Тверской области на 2018 - 2027 годы [п. 1
Cтратегии].
Цель Стратегии – создание и реализация в Тверской области системы
духовно-нравственного воспитания детей на основе базовых национальных
ценностей, духовных традиций и приоритетов развития Тверской области,
отвечающей требованиям общества и основанной на взаимодействии всех
субъектов социализации подрастающего поколения [п. 17 Cтратегии].
В настоящее время перед педагогическим сообществом стоит задача
духовно-нравственного воспитания детей и подростков. Целью духовнонравственного развития и социализации обучающихся
является воспитание высоконравственного,

творческого,

компетентного

гражданина России, принимающего судьбу своей страны как свою личную,
осознающего ответственность за ее настоящее и будущее, укорененного в
духовных и культурных традициях многонационального народа Российской
Федерации, подготовленного к жизненному самоопределению.
Курс рассчитан на 17 часов занятий с группой учащихся младших
классов (1-4-й класс).
Основная цель – формирование у детей духовно-нравственных
ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений,
основ мировоззрения и самовоспитания, чувства истинной соразмерности и
гармонии всего сущего на примерах житий святых, прославленных Русской
православной церковью.
2

Задачи воспитания:
•

содействовать созданию обогащенной среды для становления

духовно-нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь;
•

стимулировать стремление к пониманию нравственных образцов,

духовных значений и смыслов, подлинного назначения человеческой жизни;
•

пробудить внимание к духовной жизни, содействовать развитию

высших чувств: любви, благоговения, покаяния, благодарности, восхищения;
•

научить ребенка ценить и любить красоту нравственных

поступков и формировать умение делать самостоятельный нравственный
выбор, развивая способности отличать плохое от хорошего;
•

знакомить детей с правилами доброй, совестливой жизни с

людьми и миром, воспитывая доброжелательность, добросердечность и
потребность жить по совести;
•

способствовать выработке позиции непринятия лукавства, лжи,

зависти, цинизма, жестокости, пошлости, равнодушия, безответственности и
т. п.;
•

формировать и расширять знания и представления детей об

основных духовно-нравственных законах и категориях, этических понятиях:
добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие –
лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость, правдивость –
лицемерие, ответственность – предательство, кротость – гнев, скромность –
тщеславие; милосердие – жестокость, сорадование – зависть, благодарность –
гордость, терпение – малодушие, отзывчивость – равнодушие и т. д.;
•

научить ценить личные отношения, связывающие ребенка с

родителями, с другими членами семьи (воспитание почтения и любви к
родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим);
•

воспитывать послушание и благодарность по отношению к

родителям и педагогам;
•

развивать

способность

к

сорадованию,

сопереживанию

и

адекватному проявлению этих чувств;
•

воспитывать душевную чуткость, уважение, милосердие и
3

внимательное отношение к ближним;
•

содействовать развитию коммуникативных навыков и взаимной

помощи в процессе совместной деятельности со взрослыми и сверстниками;
•

развивать навыки миролюбивого общения, умения улаживать

ссоры;
•

воспитывать любовь, верность и уважение к Родине, ее народу,

культуре, языку, святыням;
•

формировать уважительное отношение к иному мнению и

культуре других народов;
•

формировать

неравнодушное,

бережное

отношение

к

окружающему миру, заботливое отношение к растениям и животным;
•

способствовать формированию готовности к самостоятельности,

самоанализу и саморефлексии;
•

научить высказывать свои мысли, способствовать обогащению

словарного запаса и образного строя речи.
Структура, содержание и задачи курса
Курс состоит из 17 тем, равноценных по своему внутреннему смыслу и
значению, в совокупности образующих теоретическую и практическую
части.
Содержание курса ориентировано на игровые, творческие формы,
проектную, исследовательскую, самостоятельную деятельность, работу с
художественной литературой, театрализацию. Это позволяет в яркой форме
довести до сознания ребенка представления о внутреннем мире человека: его
переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся
двигателями поступков.
Человек по природе – творец. Но у детей в начале школьного обучения
еще слишком небольшой жизненный опыт, не развит личностный подход ни
к искусству, ни к человеку, ни к духовному миру, поэтому, чтобы помочь
раскрыться детскому таланту, необходимо прежде увидеть способности
4

каждого ученика – внутренний потенциал его эстетической и нравственной
позиции.
Содержание тем курса «Добротолюбие»
Содержание тем курса определено основной задачей, во-первых,
научить ребенка сначала различать добро и зло, во-вторых, – чувствовать,
ценить и любить красоту нравственных поступков, в-третьих, указать на сам
источник добра.
Каждая тема курса содержит в равном количестве теорию и
практические занятия, которые в силу раннего возраста обучающихся не
разбиваются, но используются в комплексном подходе для лучшего уяснения
курса школьниками.
Для

проведения

занятий,

согласно

календарно-тематическому

планированию курса, можно приглашать священнослужителей РПЦ, заранее
согласовав

время

и

тему

(ответственного

за

взаимодействие

с

образовательными организациями от прихода (религиозной организации),
благочиния, епархии).

Планируемые результаты
Реализация курса должна обеспечить ориентацию обучающихся на
ценности гражданского общества, нравственные и духовные приоритеты,
гармонизацию отношений с окружающим социумом, самим собой, Богом;
формирование у школьников готовности к самостоятельному выбору в
пользу здорового образа жизни, образования, самореализации в общественно
и личностно значимой творческой деятельности, таких ценностей, как семья,
отечество, культура; уважения к прошлому и настоящему своего народа,
традициям и культуре, старшим поколениям, родителям; толерантности,
ответственности за будущее своей страны.
5

УЧЕБНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п

Тема

Количество часов

1.

1-й класс

17

1.

Путешествие в Страну доброты

1

2.

Город добра

1

3.

Это великое слово «дружба»

1

4.

Хочу быть миротворцем

1

5.

Счастье семьи

1

6.

Добрая сила

1

7.

Святые и животный мир

1

8.

Мир твоей души

1

9.

Что на свете самое главное

1

10. Воспитание человечности

1

11. Тайна милосердия

1

12. Любовь и сострадание

1

13. Чистота сердца

1

14. Жертвенное сердце

1

15. Птица счастья

1

16. День Победы – величие народного подвига

1

17. Миролюбие

1

6

2-й класс

17

1.

Лестница добрых качеств души

1

2.

Голос совести

1

3.

Послушание

1

4.

Бережливость

1

5.

Уважение

1

6.

Благодарность

1

7.

Щедрость

1

8.

Бескорыстие

1

9.

Дружелюбие

1

2.

10. Отзывчивость

1

11. Единство

1

12. Терпение (воздержание)

1

13. Трудолюбие

1

14. Правдолюбие (честь и достоинство)

1

15. Самоотверженность (храбрость)

1

16. Скромность

1

17. Мудрость

1

3.
1.

3-й класс

17

Трудолюбие

1

7

2.

Бескорыстие

1

3.

Честность

1

4.

Ум

1

5.

Умение видеть хорошее

1

6.

Умение прощать

1

7.

Умение сотрудничать

1

8.

Храбрость

1

9.

Упорство

1

10. Чуткость

1

11. Щедрость

1

12. Почтительность

1

13. Забота

1

14. Взаимопомощь

1

15. Верность

1

16. Гордость

1

17. Дружба

1

4-й класс

17

1.

Дружелюбие

1

2.

Гостеприимство

1

3.

Мастерство

1

4.

8

4.

Нежность

1

5.

Любовь к природе

1

6.

Любовь

1

7.

Красота души

1

8.

Любовь к родине

1

9.

Любовь к маме

1

10. Заботливость

1

11. Жертвенность

1

12. Любознательность

1

13. Судьба

1

14. Упорство

1

15. Храбрость

1

16. Чуткость

1

17. Мир

1

Описание материально-технического и учебно-методического
сопровождения:
• тематический реквизит;
• карандаши, краски, кисти;
• бумага формата А4, А5 (пол-листа А4);
• крепежные устройства;
• репродукции, фотографии, альбомы;
• презентации, аудио- и видеоматериалы;
9

• компьютер;
• мультимедийное оборудование;
• магнитная доска, магниты.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».