МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Тверской области
Торопецкий муниципальный округ Тверской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Торопецкая гимназия имени святителя Тихона, Патриарха
Московского и всея России
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
На заседании
педагогического совета
Директор гимназии
________________________
Замыслова В.И
Протокол №1 от «02» 07.
2024 г.
________________________
Замыслова В.И
Приказ №7 от «02» 07.
2024 г
АДАПТИРОВАННАЯ БАЗОВАЯ
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по литературе 7 класса для обучающихся ЗПР 7.1.
основное общее образование
Срок реализации: 1 год (2024/2025 учебный год)
г. Торопец, 2024 г
Пояснительная записка
1.1 Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Литература»
для учащихся с ОВЗ 7 класса составлена основе следующих документов:
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29
декабря 2012 г. N 273-ФЗ в части ст. 79. п.1 «Содержание образования
и условия организации обучения и воспитания обучающихся с
ограниченными
возможностями
здоровья
определяются
адаптированной образовательной программой».
2. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 "Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования" в части п. III «Особенности организации образовательной
деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья».
3. Приказ Минпросвещения России № 345 от 28 декабря 2018 г. «О
федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования»
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение
курса литературы в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
•
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою
принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим
мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством
патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения
к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира
школьников, их жизненного и эстетического опыта;
•
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование
читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду
других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной
литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных
текстов;
•
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и
эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей,
их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
•
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных
произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории
литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и
общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
На основании требований государственного образовательного стандарта
в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в
настоящее
время
компетентностный,
личностно-ориентированный,
деятельный подходы, которые определяют задачи обучения:
•
приобретение знаний по чтению и анализу художественных
произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и
необходимых сведений по истории литературы;
•
свободному владению монологической и диалогической речью в
объёме изучаемых произведений;
•
научиться развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном
герое, характеристике героя;
•
отзыву на самостоятельно прочитанное произведение;
•
способами свободного владения письменной речью;
•
освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной
компетенциями.
Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе - особенности труда
писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема
литературы.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Содержание рабочей программы направлено на освоение учащимися
знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует учебному
плану гимназии Она включает в себя все темы, предусмотренные
федеральным
компонентом
государственного
общеобразовательного
стандарта основного общего образования по литературе.
Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоение учебного предмета на конец учебного года
Личностными результатами освоения программы по литературе
являются:
Ученик научится:
•
формированию ответственного отношение к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учётом устойчивых познавательных интересов;
•
формированию осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности
и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
Ученик получит возможность научиться:
•
формированию основ экологической культуры на основе признания
ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного,
бережного отношения к окружающей среде;
•
осознанию значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;
•
развитию эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.
Метапредметные
результаты освоения
литературе проявляются в умениях:
Ученик научится:
программы
по
• самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности;
• самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
• соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий
и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
• оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
• владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
• определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
Ученик получит возможность научиться:
• создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё
мнение;
• осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической контекстной речью;
• формировать и развивать компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты освоения программы по литературе
состоят в следующем:
Ученик научится:
•
понимать ключевых проблем изученных произведений русского
фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы,
литературы XVIII в., русских писателей XIX- XX В.В., литературы
народов России и зарубежной литературы;
•
понимать связи литературных произведений с эпохой их написания,
выявление заложенные в них вневременных, непреходящих нравственных
ценностей и их современного звучания;
•
умению анализировать литературное произведение: определять его
принадлежность к одному из литературных родов и жанром; понимать и
формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного
произведения, характеризовать его героев, сопоставлять одного или
нескольких произведений
•
определять в произведении элементом сюжета, композиции,
изобразительно - выразительных средств языка, понимание их роли в
раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы
филологического анализа);
•
владеть элементарной литературоведческой терминологией при
анализе литературного произведения;
•
формулировать собственного отношения к произведениям русской
литературы, их оценка;
•
понимать авторскую позицию и свое отношение к ней;
•
восприятие на слух литературных произведений разных жанров,
осмысленное чтение и адекватное восприятие;
•
умению пересказывать прозаические произведения или их отрывки
с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;
отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;
создавать устные монологические высказывания разного типа; вести
диалог;
Ученик получит возможность научиться:
•
писать сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой
изученных произведений, классные и домашние творческие работы,
рефераты на литературные и общекультурные темы;
•
понимать образной природы литературы как явления словесного
искусства; эстетическое восприятие произведений литературы;
формирование эстетического вкуса;
•
понимать русского слова в его эстетической функции, роли
изобразительно-выразительных
языковых
средств
в
создании
художественных образов литературных произведений.
Содержание курса
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют
чтение и изучение художественных произведений, представляющих
золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация
базируются на системе историко- и теоретико-литературных знаний, на
определённых способах и видах учебной деятельности.
Основными критериями отбора художественных произведений для
изучения в 7 классе являются их высокая художественная ценность,
гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика,
соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также
культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного
образования.
Предлагаемый материал разбит на разделы согласно этапам развития
русской литературы.
Введение
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема
литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном
произведении. Труд человека, его позиция, отношение к несовершенству
мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.
Устное народное творчество
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об
исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного»,
«СорокиВедьмы», «Петр и плотник».
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок.
Выражение в них духа народного языка. Афористические жанры фольклора
Теория литературы. Устная народная проза. Предания (начальные
представления).
Афористические
жанры
фольклора
(развитие
представлений).
Развитие речи. Выразительное чтение. Устное рецензирование
выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану. Различные
виды пересказов.
Эпос
народов
мира. Былины. «Вольга
и
Микула
Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского
народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших
человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного
достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Киевский
цикл
былин. «Илья
Муромец
и
Соловейразбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество,
справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты
характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.)
Новгородский цикл былин. «Садко» (для самостоятельного чтения).
Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и
Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание
былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)
«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение
жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и
праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители
светлого и темного миров карело-финских эпических песен.
Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола
(развитие представлений). Героический эпос (начальные представления).
Общечеловеческое и национальное в искусстве (начальные представления).
Развитие речи. Выразительное чтение. Устное рецензирование
выразительного чтения (фонохрестоматия). Устный и письменный ответ на
проблемный вопрос
Сборники пословиц. Сборники пословиц. Собиратели пословиц.
Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и
переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и
различия
пословиц
разных
стран
мира
на
одну
тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры
фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).
Развитие речи. Выразительное чтение. Устное рецензирование
выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану. Различные
виды пересказов.
Из древнерусской литературы
«Поучение»
Владимира
Мономаха (отрывок), «Повесть
о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси.
Внимание к личности, гимн любви и верности. Народнопоэтические мотивы в повести.
Теория литературы. Поучение (начальные представления). Житие
(начальные представления).
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование
традиции уважительного отношения к книге. ПРОЕКТ.
Теория литературы. Русская летопись (развитие представлений).
Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов
(патриотизма, ума, находчивости).
Развитие речи. Устное рецензирование выразительного чтения.
Устные и письменные ответы на вопросы.
Из русской литературы 18 века
Михаил Васильевич Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода
на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни
Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность
Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к
миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой
гражданина.
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен
в своем стремленье...», «На птичку...», «Признание». Размышления о
смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
Теория
литературы. Понятие о жанре оды (начальные
представления). Особенности литературного языка XVIII столетия.
Развитие речи. Выразительное чтение. Устное рецензирование
выразительного чтения. Характеристика героев. Участие в коллективном
диалоге.
Из русской литературы 19 века
Александр Сергеевич Пушкин . Краткий рассказ о писателе.
«Медный
всадник» (вступление
«На
берегу
пустынных
волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России.
Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции.
Своеобразие
языка.
Основная
мысль
стихотворения.
Смысл
сопоставления
Олега
и
волхва.
Художественное
воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как
образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении
труда летописца для последующих поколений.
«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека»,
его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и
чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений). Повесть
(развитие представлений).
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов. Устное
рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.
Устный и письменный ответ на вопрос. Составление плана устного и
письменного рассказа о герое, сравнительной характеристики героев.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о жизни и творчестве
поэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого
купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины
быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл
столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита
Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду
до конца.
Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому.
Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка
героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
«Когда
волнуется
желтеющая
нива...»,
«Молитва»,
«Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной
гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание
блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее
проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность
ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим
ожидаемое счастье на земле.
Теория
литературы.
Фольклоризм
литературы
(развитие
представлений).
Развитие
речи. Выразительное
чтение
отрывков
поэмы,
стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в
коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворений.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о жизни и творчестве
писателя.
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение
предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищейзапорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление
Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос
повести. Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа
произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).
Литературный герой (развитие понятия).
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов. Устное
рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.
Устная и письменная характеристика героев (в том числе сравнительная).
Составление анализа эпизода.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о жизни и творчестве
писателя.
«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к
бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа.
Художественные особенности рассказа.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и
красоте русского языка. Родной язык как духовная опора
человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие
взаимоотношения.
Теория литературы. Стихотворения в прозе. Лирическая миниатюра
(начальные представления).
Развитие речи. Устный и письменный анализ текста. Участие в
коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на проблемные
вопросы.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа
поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за
осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности
исторических поэм Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа.
Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)
«Вчерашний день в часу шестом»
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные
размеры стиха (развитие понятия). Историческая поэма как разновидность
лироэпического жанра (начальные представления).
Развитие речи. Письменный ответ на вопрос проблемного характера.
Устный и письменный анализ отрывков. Устное рецензирование
выразительного чтения.
Алексей Константинович Толстой. Краткий рассказ о жизни и
творчестве поэта. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Князь
Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда
и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего
самовластию.
Теория литературы. Историческая баллада (развитие представления)
Развитие речи. Выразительное чтение исторических баллад. Устный
и письменный ответы на вопросы проблемного характера. Рецензирование
выразительного чтения.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть
о
том,
как
один
мужик
двух
генералов
прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов,
трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира
в «Повести...».
«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.
Теория литературы. Гротеск (начальные представления). Ирония
(развитие представлений)
Развитие речи. Решение тестов. Устная и письменная характеристика
героев. Составление викторины на знание текстов. Составление плана
письменного высказывания.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство,
юность, начало литературного творчества).
«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна»,
«Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств
героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Теория
литературы.
Автобиографическое
художественное
произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие
понятия).
Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Выразительное
чтение фрагментов повести. Различные виды пересказов. Составление
плана анализа эпизода. Анализ фрагмента эпического произведения.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и
угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как
средство юмористической характеристики.
«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в
рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического
(развитие представлений).
Развитие речи. Составление плана речевой характеристики героев.
Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов. Устная и
письменная характеристика героев.
«Край ты мой, родимый край…» (обзор)
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
В.
Жуковский. «Приход
весны»; И.
Бунин. «Родина»; А.
Фет. «Вечер», «Это утро...»; Ф. Тютчев. «Весенние воды», «Умом Россию
не понять...»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...»,
«Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение
авторского настроения, миросозерцания.
Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика
как жанр (развитие представлений)
Развитие речи. Составление плана письменного высказывания.
Устный и письменный анализ стихотворений.
Из русской литературы 20 в
Иван
Алексеевич
Бунин. Краткий
рассказ
о
писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность
взаимопонимания детей и взрослых.
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие
представлений). Портрет как средство характеристики героя (развитие
представлений).
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов рассказа.
Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение
«свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое
в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение
быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения
(развитие представлений). Портрет как средство характеристики героя
(развитие представлений).
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов рассказа.
Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.
«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим,
бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
Теория литературы. Герой эпического произведения (развития
представлений). Средства характеристики героя (развитие представлений)
Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Различные виды
пересказа. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ
эпизодов.
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским
летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества.
Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие,
бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя
стихотворения.
Теория
литературы.
Лирический
герой
(начальные
представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое
стихосложение (начальные представления).
Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Выразительное
чтение. Рецензирование выразительного чтения.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на
окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих
героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание
необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.
«В прекрасном и яростном мире»
Теория литературы. Лирический герой (начальное представление).
Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение
(начальные представления).
Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Различные виды
пересказа. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ
эпизода. Устная и письменная характеристика героев.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не
будет в доме...».Картины природы, преображенные поэтическим зрением
Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
Теория литературы. Сравнение. Метафора (развитие представлений).
Развитие
речи.
Выразительное
чтение.
Рецензирование
выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.
«Снега потемнеют синие.,.», «Июль — макушка лета...», «На дне
моей жизни...». Размышления поэта о неразделимости судьбы человека и
народа.
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
Развитие
речи.
Выразительное
чтение
стихотворений.
Рецензирование выразительного чтения. Устный и письменный анализы.
На дорогах войны
Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны.
Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет
войны в стихотворениях поэтов—участников войны. Теория литературы.
Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные
представления).
Развитие речи. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в
коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворений.
Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем
плачут
лошади». Эстетические
и
нравственно-экологические
проблемы, поднятые в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции.
Развитие речи. Устное рецензирование выразительного чтения.
Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на
проблемный вопрос.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.
«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной
красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности,
безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание
огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе.
Взаимосвязь природы и человека.
Теория литературы. Речевая характеристика героев (развитие
представлений).
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов рассказа.
Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.
Характеристика героев. Составление планов речевых характеристик.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.
«Тихое
утро». Взаимоотношения
детей,
взаимопомощь,
взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского
мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость
от собственного доброго поступка.
Теория литературы. Рассказ. Сюжет (развитие понятий). Герой
повествования (развитие понятия).
Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Составление плана
характеристики героев. Устный и письменный анализы эпизода.
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги).
Духовное напутствие молодежи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений).
Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).
Развитие речи. Выразительное чтение. Участие в коллективном
диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.
Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко
М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в
рассказах писателя.
Теория литературы. Юмор. Приёмы комического (развитие
представлений).
Развитие речи. Выразительное чтение отрывков. Комплексный анализ
эпизодов. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном
диалоге.
«Тихая моя Родина» (обзор)
Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии
окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н.
Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний
человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в
восприятии родной природы русскими поэтами.
Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства
(развитие понятий).
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворений. Устное
рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.
Песни на слова русских поэтов XX века
А.Н. Вертинский «Доченьки», И.А.Гофф «Русское поле», С.
Есенин. «Отговорила роща золотая...»; Н. Заболоцкий. «В этой роще
березовой...»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические
размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть
переживаний.
Теория литературы. Песня как синтетический жанр искусства
(начальные представления)
Из литературы народов России
Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.
«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не
верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».
Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости
собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к
окружающим
людям
разных
национальностей.
Особенности
художественной образности дагестанского поэта.
Теория литературы. Мировосприятие. Лирический герой. Средства
выразительности (развитие представлений).
Из зарубежной литературы
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни
человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года.
Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность
во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Теория
литературы.
Рождественский
рассказ
(развитие
представлений).
Развитие речи. Устный анализ эпизодов. Выразительное чтение.
Рецензирование выразительного чтения.
Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея
Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на
Земле. Мечта о чудесной победе добра.
Теория литературы. Фантастика в художественной литературе
(развитие представлений).
Развитие речи. Выразительное чтение отрывков. Рецензирование
выразительного чтения. Анализ эпизодов. Устный и письменный ответ на
проблемный вопрос.
Тематическое (поурочное планирование)
№ Тема урока
п/п
20
21
22
23
24
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема
литературы
Предания как поэтическая автобиография народа
Понятие о былине. Прославление мирного героя-труженика в былине
«Вольга и Микула Селянинович».
Былина «Садко». Своеобразие былины.
Карело-финский эпос «Калевала»: художественное своеобразие.
Французский эпос «Песнь о Роланде». Изображение жизни народа,
его традиций, обычаев.
«Повесть временных лет» как памятник древнерусской литературы.
«Из похвалы князю Ярославу и книгам». «Поучение Владимира
Мономаха» .
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» -гимн любви и верности.
Личность и судьба М.В. Ломоносова. Литературное творчество
М.В.Ломоносова.
Г.Р.Державин - поэт и гражданин. Своеобразие поэзии
Г.Р.Державина.
А. С. Пушкин и русская история. Мастерство Пушкина в
изображении Полтавской битвы
«Медный всадник». Историческая основа поэмы. Образ Петра I.
А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник.
Тема судьбы в балладе.
«Станционный смотритель» - повесть о «маленьком» человеке.
«Станционный смотритель» - повесть о «маленьком» человеке.
Административная контрольная работа №1
М.Ю. Лермонтов. Душа и лира поэта.
М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого
опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом
прошлом России.
Степан Калашников-носитель лучших качеств русского
национального характера. Нравственный поединок героев поэмы.
Основные мотивы лирики Лермонтова.
Н.В. Гоголь. Страницы биографии.
«Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести
Тарас Бульба и его сыновья.
Запорожская Сечь, её нравы и обычаи.
25
Анализ эпизода «Осада польского города Дубно».
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
Образ Тараса Бульбы как национального героя.
Сочинение по повести Гоголя «Тарас Бульба»
И.С. Тургенев «Бирюк» как произведение о бесправных и
обездоленных.
И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. История создания цикла
Н.А. Некрасов- поэт народной боли. Поэма «Русские женщины»:
«Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины
H.A. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за
судьбу народа.
А.К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и
«Михайло Репнин».
М. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух
генералов прокормил» как сатирическая сказка.
М. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух
генералов прокормил»: паразитизм генералов и трудолюбие простого
мужика.
Л.Н. Толстой «Детство». Автобиографичность повести. Сложность
взаимоотношений детей и взрослых
Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство», его чувства,
поступки, духовный мир.
А.П.Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов. Смысл названия
произведения.
Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник».
Административная контрольная работа № 2
И.А. Бунин. Судьба и творчество писателя. Рассказ «Цифры».
Рассказ «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых.
М.Горький «Детство» (главы). Автобиографический характер
повести
«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Характеристика
положительных героев.
«Свинцовые мерзости жизни», изображенные в повести. Анализ
эпизода «Пожар» из повести М. Горького «Детство».
«Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль».
Подвиг во имя людей.
Л.Н. Андреев «Кусака». Нравственные проблемы рассказа.
В.В. Маяковский. Ранние стихотворения Маяковского как отражение
души поэта. «Необычное приключение, бывшее с Владимиром
Маяковским летом на даче».
В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на
мир.
А. Платонов «Юшка». Призыв к состраданию и уважению человека.
А. Платонов «Юшка». Своеобразие языка Платонова.
51 А. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Вечные нравственные
ценности.
52 Поэзия А. Т. Твардовского. Философские проблемы в лирике поэта.
Развитие понятия о лирическом герое.
53
Е.И. Носов «Кукла». Нравственные проблемы рассказа.
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
Административная контрольная работа №3
Ф.Абрамов и его рассказ «О чем плачут лошади»
Ю.П. Казаков «Тихое утро». Взаимовыручка как мерило
нравственности человека.
Д.С. Лихачев «Земля родная» (главы) как духовное напутствие
молодежи.
Смешное и грустное в рассказе Михаила Зощенко «Беда».
«Тихая моя Родина». Стихотворения русских поэтов XX века о
Родине, родной природе.
Расул Гамзатов «Опять за спиной родная земля», «О моей Родине»,
«Я вновь пришел сюда...».
Японские хокку. Особенности жанра
Японские хокку. Особенности жанра
0. Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя
любви.
0. Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя
любви.
Р.Д. Брэдбери «Каникулы». Мечта о чудесной победе добра
Р.Д. Брэдбери «Каникулы». Мечта о чудесной победе добра
Р.Д. Брэдбери «Каникулы». Мечта о чудесной победе добра
Итоговая контрольная работа № 4
Учебно-методический комплекс
1. Коровина В.Я. Литература. 7 класс: учеб. Для общеобразоват.
Учреждений с прил. на электрон. носителе: в 2 ч. / В.Я.Коровина,
В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2023.
2. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией
В.Я.Коровиной. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват.
Учреждений / В.Я.Коровина (и др.); под ред. В.Я.Коровиной. – М.:
Просвещение, 2022.
3.
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе
для учащихся с ОВЗ
«Нормы оценки оценки знаний, умений и навыков учащихся по
литературе для учащихся с ОВЗ» призваны обеспечить одинаковые
требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся с ОВЗ по литературе. В
них устанавливаются:
1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной
формами речи;
2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;
3) объем различных видов контрольных работ;
4) количество отметок за различные виды творческих работ.
Ученикам с ОВЗ предъявляются требования только к таким умениям и
навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки.
Для поддержания интереса к обучению и созданию благоприятных и
комфортных условий для развития и восстановления эмоциональноличностной сферы обучающихся осуществляется контроль устных и
письменных работ по учебным предметам по изменённой шкале оценивания.
Рекомендуется не применять при оценивании знаний обучающихся отметку
«2», так как это влияет на мотивацию в изучении данного предмета, а также
является преодолением негативных особенностей эмоционально-личностной
сферы, совершенствование учебной деятельности обучающихся с задержкой
психического развития, повышением их работоспособности, активизацией
познавательной деятельности. Отметка «2» может быть поставлена в дневник,
тетрадь учащегося.
Оценка устных ответов учащихся с ОВЗ
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета
учащихся по литературе. Развернутый ответ ученика должен представлять
собой связное, логически последовательное сообщение на определенную
тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных
случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение
языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения,
применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по
учебнику, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм
литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же
требованиям, что и для оценки «5», но допускает 2-3 ошибки, которые сам же
исправляет, и 2-3 недочета в последовательности и языковом оформлении
излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание
основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий
или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и
привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом
оформлении излагаемого.
Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ
(когда на проверку подготовки ученика с ОВЗ отводится определенное время),
но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных
учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии,
если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и
осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений:
в 5 классе – 0,5 – 1,0 страницы,
в 6 классе – 1,0 – 1,5 страницы,
в 7 классе – 1,5 – 2,0 страницы,
в 8 классе – 2,0 – 3,0 страницы,
в 9 классе – 3,0 – 4,0 страницы.
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к
примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих
обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за
содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение
орфографических, пунктуационных и языковых норм. По литературе - в этом
случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе,
вторая – по русскому языку.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли; полнота раскрытия
темы; правильность фактического материала; последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
- разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и
выразительность речи; число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок –
орфографических, пунктуационных и грамматических.
Примечание
При оценке сочинения необходимо учитывать
1. самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения,
уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие
оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую
оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих
нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных
для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при
оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных
и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3»
ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении
оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если
не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано
удовлетворительно.
4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об
однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником
исправлениях, приведенные в разделе
«Оценка диктантов».
Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении
определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя
может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа
возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ
соответствующего или близкого вида.
Техника чтения. Чтение незнакомого текста с 12 шрифтом вслух
100 слов и более – «5»
80 – 100 – «4»,
60-90 – «3»,
«Актерское» чтение, передача чувств и выделение голосом ключевых слов
(игра голоса, мимика, паузы и т.п.) – «5»,
Чтение предложений с правильной интонацией (понижение – повышение
голоса, перечислительная интонация, длинные паузы при тире, в конце
предложений и т.п.) – «4»,
Достаточный для понимания текста уровень выразительности – «3».
Оценка тестов по литературе
При проведении тестовых работ критерии оценок следующие:
«5» - 80– 100 %;
«4» - 70 – 79 %;
«3» - 45 – 69 %;
Выведение итоговых отметок
За учебную четверть и учебный год ставится итоговая отметка. Она является
единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика с ОВЗ
по литературе:
усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие,
уровень орфографической и пунктуационной грамотности.