МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Тверской области
Торопецкий муниципальный округ Тверской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Торопецкая гимназия имени святителя Тихона,
Патриарха Московского и всея России
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
На заседании
педагогического совета
Директор гимназии
________________________
Замыслова В.И.
________________________
Замыслова В.И.
Протокол №1
от «02» 07 2024 г.
Приказ №7
от «02» 07 2024 г.
АДАПТИРОВАННАЯ БАЗОВАЯ
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по литературе 8 класса для обучающихся ЗПР 7.1.
основное общее образование
Срок реализации: 1 год (2024/2025 учебный год)
г. Торопец, 2024 г
1. Пояснительная записка
1.1 Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Литература» для
учащихся с ОВЗ 8 класса составлена основе следующих документов:
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012
г. N 273-ФЗ в части ст. 79. п.1 «Содержание образования и условия организации
обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
определяются адаптированной образовательной программой».
2. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 "Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования" в части п. III
«Особенности организации образовательной деятельности для лиц с
ограниченными возможностями здоровья».
3. Приказ Минпросвещения России № 345 от 28 декабря 2018 г. «О федеральном
перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования»
1.2 Сведения о реализуемом УМК
1. Учебник для общеобразовательных организаций «Литература» 8 класс». В 2 ч. / Авт.сост. В. Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. - 3-е изд. - М.: «Просвещение», 2021.
1.3 Цели и задачи курса литературы:
Цель изучения литературы в 8 классе учащимися с ОВЗ – приобщение к идейнохудожественному богатству русской классической и современной литературы, освоение
образовательной области «Литература» посредством применения современных
образовательных технологий работы с обучающимися.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору,
от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX
веков, изучение произведений зарубежной литературы. В программе соблюдена
системная направленность: в 8 классе это освоение различных жанров фольклора,
стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными
сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя
(вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из
классов (горизонталь).
Адаптированная рабочая программа составлена с учетом преемственности программы
начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени
основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию
навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию
восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности,
воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной
литературы.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению
содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
-осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
2
-выразительное чтение художественного текста;
-различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами
комментария, с творческим заданием);
-ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
-заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
-составление планов и написание отзывов о произведениях;
-написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных
впечатлений;
-целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения
работать с ними.
Задачи изучения литературы в основной школе детьми с ОВЗ:
- развитие у обучающейся способности эстетического восприятия и оценки
художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;
- формирование представлений обучающейся о литературе как о социокультурном
феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;
- воспитание речевой культуры обучающейся;
- развитие у ребенка с ОВЗ интереса к чтению, любви к литературе;
- совершенствование навыка чтения;
- привитие первоначального умения анализировать произведения с целью углубления их
эстетического восприятия.
- коррекция отклонений в развитии познавательной деятельности обучающейся,
восполнение пробелов в знаниях, пропедевтика изучения трудных тем, обогащение и
расширение словаря и речевого развития в целом.
Данное планирование имеет практическую направленность, так как предназначается не
только для формирования круга знаний учащихся по литературе и для знакомства только
с самыми основными литературоведческими понятиями, сколько для развития их умений
и навыков. Эта цель должна быть предельно конкретной и направлена на активизацию
тех психических функций, которые будут максимально задействованы на уроке.
1.4. Актуальность планирования уроков литературы для работы с детьми с ОВЗ
Перед детьми с ОВЗ стоят те же цели и задачи обучения, которые заложены в
программах 5-9 классов общеобразовательной школы, так как коррекционное обучение
показано именно той части детей, уровень психофизического развития которых
соответствует или близок возрастной норме.
2. Место учебного предмета в учебном плане
В соответсвии с учебным планом количество часов в 8 классе по учебному плану на
2022-2023 учебный год 68 часов, из расчета 2 часа в неделю для обязательного изучения
учебного предмета «Литература» на этапе основного образования.
3. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Планируемые результаты освоения учебного предмета учащимися с ОВЗ:
Личностными результатами , формируемыми при изучении предмета «Литература»,
являются:
3
-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою родину, усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского
общества, воспитание чувства ответственности и долга перед родиной;
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию;
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, вере, традициям, языкам, ценностям народов России и мира,
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать с ними
взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам;
-формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со
старшими, сверстниками, младшими в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Предметные результаты состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и
фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских
писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление
заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их
современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к
одному из литературных родов и жанров; характеризовать его героев, сопоставлять
героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного
содержания произведения
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе
литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,
сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их
оценка;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
4
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и
адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием
образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по
прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические
высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой
изученных произведений.
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительновыразительных языковых средств в создании художественных образов литературных
произведений.
Восьмиклассники должны знать:
— авторов и содержание изученных художественных произведений;
— основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие
представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль,
аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм
художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический
герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип
в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия,
художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм
художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета
драматического произведения, авторское отступление как элемент композиции
(начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).
Восьмиклассники должны понимать:
-проблему изученного произведения;
-связь литературного произведения с эпохой его написания, вневременные нравственные
ценности, заложенные в нем;
-духовно-нравственные ценности русской литературы и культуры, отличие и общее с
духовно-нравственными ценностями других народов;
- образную природу литературы как явления словесного искусства, эстетически
воспринимать произведения литературы;
-эстетическую функцию русского слова, роль изобразительно-выразительных средств в
создании произведений.
Они научатся:
• Выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик
действующих лиц.
• Определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных
средств языка.
• Сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского
отношения к ним.
5
• Различать эпические и лирические произведения.
• Пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него.
• Создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому
произведению: развернутый ответ на вопрос и характеристику.
• Составлять план собственного устного или письменного высказывания.
• Уметь обосновывать свое суждение, давать характеристику героям,
аргументировать отзыв о прочитанном произведении.
• Уметь составлять простой план изучаемого произведения.
• Составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения.
• Давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.
• Пользоваться справочным аппаратом учебника-хрестоматии и прочитанных книг.
• Владеть монологической и диалогической речью.
• Письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную
темы.
• Выявлять авторское отношение к героям.
• Высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
4. Содержание учебного предмета «Литература»
Введение.
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому
своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
Устное народное творчество.
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни
народа в народной песне: «В темной лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная…»,
«Вдоль по улице метелица метет…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в
частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О
покорении Сибири Ермаком…». особенности содержания и формы народных
преданий.
Теория литературы.
Народная песня, частушка (развитие
представлений). Предание (развитие представлений).
Из древнерусской литературы.
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов
врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг
самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное
новшество литературы 17 века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие
сыновья. Сатира на судебные порядки. Комические ситуации с двумя плутами. Теория
литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как
жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр
древнерусской литературы (начальные представления).
Из литературы 18 века.
Д.И. Фонвизин.
Слово о писателе. «Недоросль» (сцены).
Сатирическая
направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина Теория
6
литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом
произведении.
Из литературы 19 века.
И.А. Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирики и баснописец. Краткий рассказ
о писателе. «Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.Ж.Руссо. Мораль басни. Критика вмешательства императора Александра 1 в стратегию
и тактику Кутузова В отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние
самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
К.Ф. Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум
современниками. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич –
главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских
земель. Текст думы К.Ф.Рылеева – основа песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
А.С. Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в
литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик
на десятилетие восстания декабристов.
К*** («Я помню чудное мгновенье…»). Обогащение любовной лирики мотивами
пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как
нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и
поправка Николая 1 («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более
точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном
произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное
восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт
«бессмысленный и беспощадный» (А .С. Пушкин).
Роман «Капитанская дочка». Гринев – жизненный путь героя, формирование
характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова – нравственная красота
героини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности
композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный
вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в
«Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные
представления).
Роман
(начальные
представления).
Реализм
(начальные
представления).
«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема
«человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и
закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести:
система предсказаний, намеков и символических соответствий.
Функции
эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического
планов,
значение
образа
Петербурга.
Идейно-композиционная
функция
7
фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в
философской концепции повести.
М.Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и
воплощение этих тем в его творчестве. «Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше,
вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный,
мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и
образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой
(начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Н.В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме
в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история
постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение
современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение
пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «все дурное в России»
(Н.В.Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до
конца вытекает их характеров» (В.И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная
интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие
представлений).
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием
Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя
надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ
вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной
силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном
произведении.
М.Е. Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. «История
одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные
писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии
народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные
исторические сочинения.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная
пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Н.С. Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Старый гений». Сатира на
чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как
средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь
(развитие представлений).
Л.Н. Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в
обществе. «После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между
сословиями
и
внутри
сословий.
Контраст
как
средство
раскрытия
конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о
воссоединении дворянства и народа.
8
Теория
литературы. Художественная
деталь.
Антитеза
(развитие
представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции
произведений.
Поэзия родной природы. А. С. Пушкин. «Цветы последние милей…», М. Ю.
Лермонтов «Осень»; Ф. И. Тютчев «Осенний вечер»; А. А. Фет «Первый ландыш»; А.
Н. Майков «Поле зыблется цветами…»
А.П. Чехов. Краткий рассказ о писателе. «О любви» (из трилогии). История о любви
и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие
представлений).
Из русской литературы 20 века.
И.А. Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Кавказ». Повествование о любви в
различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунинарассказчика. Психологизм прозы писателя.
А.И. Куприн. Краткий рассказ о писателе. «Куст сирени». Утверждение согласия и
взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной
героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
А.А Блок. Краткий рассказ о поэте. «Россия». Историческая тема в
стихотворении, его современное звучание и смысл.
С.А. Есенин. .Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Пугачев». Поэма на
историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания
в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина,
С.А.Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме
Есен..ина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
И.С. Шмелев. Краткий рассказ о писателе. «Как я стал писателем». Рассказ о пути
к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документальнобиографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Писатели улыбаются. Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А.
Аверченко.
«Всеобщая
история,
обработанная
«Сатириконом»
(отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы
создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.
М.Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного
чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.
М.А. Осоргин. Краткий рассказ о писателе. «Пенсне». Сочетание фантастики и
реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для
самостоятельного чтения.
А.Т. Твардовский. Краткий рассказ о писателе. «Василий Теркин». Жизнь народа
на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая
энциклопедия Великой отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский
характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина,
защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о
войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция
9
поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной
критике.
Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия) Авторские
отступления как элемент композиции (начальные представления).
А.П. Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя. «Возвращение». Утверждение
доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение
негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Традиции в
изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих
свою Родину: М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава.
«Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин.
«Дороги» и другие. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной
войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне
сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
В.П. Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Фотография, на которой меня
нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и
реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой – повествователь (развитие представлений).
Русские поэты о Родине, родной природе. И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский.
«Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец,
уголок…»; Н.Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…»
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.Оцуп. «Мне трудно без
России…» (отрывок); З.Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»;
И.Бунин. «У птицы есть гнездо…» Общее и индивидуальное в произведениях русских
поэтов.
Из зарубежной литературы.
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная
вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные
проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет
новизной…».
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере. «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением
отдельных сцен). 17 век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер –
великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на
дворянство
и
невежественных
буржуа.
Особенности
классицизма
в
комедии.
Комедийное
мастерство
Мольера.
Народные
истоки
смеха
Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятия).
Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе. «Путешествие Гулливера». Сатира на
государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.
Вальтер Скотт.
Краткий рассказ о писателе. «Айвенго».
Исторический
роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История,
10
изображенная «домашним образом: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму
домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
5. Тематическое планирование (68 часов)
№
Наименование разделов и тем
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
Всего часов
Введение.
1
Устное народное творчество.
Из древнерусской литературы.
Из Русской литературы 18века
2
2
4
Из русской литературы 19 века
32
Из русской литературы 20 века
Из зарубежной литературы
Итоговое повторение
Итого
20
6
1
68
11
Тематическое планирование.
№
урок
а
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Тема урока
ПРИМЕЧАНИЕ
Русская литература и история.
Русские народные песни.
Предания «О Пугачеве», «О
покорении Сибири Ермаком».
Житийная литература как особый
жанр.
«Житие
Александра
Невского» Люди Древней Руси.
«Шемякин суд» - сатирическое
произведение 17 века.
Д.И. Фонвизин «Недоросль»,
черты классицизма в комедии.
«Недоросль». Герои и события.
Образование и воспитание в
комедии.
Анализ отдельных сцен комедии.
И. А. Крылов – поэт и мудрец.
Басни «Обоз»,
«Лягушки, просящие царя».
К. Ф. Рылеев. Дума «Смерть
Ермака».
А.С.
Пушкин
«Капитанская
дочка».
Историческая основа
повести.
Формирование
характера
и
взглядов Петруши Гринева (анализ
1-2 глав).
Проблема чести, достоинства,
нравственного выбора. Гринёв и
Швабрин (анализ 3-5 глав).
Падение Белогорской крепости
(анализ 6-7 глав).
12
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Средства характеристики героев
повести (8-12 главы).
Образ Маши Мироновой. Смысл
названия повести.
Историческая
правда
и
художественный
вымысел
в
повести.
РР Подготовка к домашнему
сочинению.
В.Ч А.С. Пушкин. «Пиковая дама».
Проблема человека и судьбы.
А.С. Пушкин. Стихотворения
«Туча», «К***», «19 октября».
Основные темы и мотивы.
М.Ю. Лермонтов. Жизнь и
судьба.
Мотивы
вольной
кавказской природы.
Тема, идея, сюжет и композиция
поэмы «Мцыри».
Образ главного героя и средства
его создания.
РР Обучающее сочинение по
поэме «Мцыри».
Гоголь-сатирик.
Комедия
«Ревизор» История создания,
особенности композиции.
Разоблачение
пороков
чиновничества в комедии. Приёмы
сатирического изображения.
Мастерство Гоголя в создании
образа Хлестакова.
Хлестаков и хлестаковщина.
Чиновники
на
приеме
у
«ревизора».
Финал комедии, его идейнокомпозиционное значение.
Особенности
композиции
комедии.
РР. Сочинение по комедии Н.В.
Гоголя.
«Шинель». Образ «маленького
человека» в литературе.
М.
Е.
Салтыков-Щедрин
«История одного города» как
13
35.
36
37.
38.
39.
40
41
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
художественно-политическая
сатира.
Образы
градоначальников.
Средства создания комического.
Н. С. Лесков «Старый гений».
Сатира на чиновничество.
Л.Н. Толстой. О писателе.
История создания рассказа «После
бала».
Художественное
своеобразие
рассказа. Контраст как основной
художественный приём рассказа.
Поэзия родной природы в
творчестве А. С. Пушкина,
М. Ю. Лермонтова, А. А. Фета, Ф.
И. Тютчева.
А.П.
Чехов.
Знакомство
с
рассказом «О любви».
Психологизм рассказа.
И.А. Бунин. Проблема рассказа
«Кавказ».
А.И. Куприн. Рассказ «Куст
сирени», представление о любви и
счастье.
РР Подготовка к сочинению «Что
значит быть счастливым».
А.А. Блок «Россия», историческая
тема в творчестве.
С. А. Есенин «Пугачев» - поэма на
историческую тему.
Образ
Пугачева
в
русской
литературе.
И. С. Шмелев «Как я стал
писателем».
М.А.
Осоргин.
«Пенсне»
сочетание
реальности
и
фантастики.
Журнал «Сатирикон». Тэффи
«Жизнь и воротник».
М.
М.
Зощенко
«История
болезни».
14
52.
53.
54.
55.
5 6.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68
А.Т. Твардовский. Слово о поэте.
Поэма «Василий Теркин».
Героика и юмор в поэме.
Характеристика Василия Теркина.
Автор и герой в поэме.
РР Выразительное чтение наизусть
отрывков из поэмы.Композиция и
язык поэмы «Василий Тёркин».
Фольклорные мотивы.
ВЧ Повесть Б. Васильева «А зори
здесь тихие…»
А. П. Платонов «Возвращение».
Стихи и песни о Великой
Отечественной войне.
В. П. Астафьев «Фотография, на
которой меня нет». Простота и
глубина сюжета.
Непреходящая
историческая
память народа (образы бабушки и
учителя).
Русские поэты 20 века о родной
природе.
Внеурочная деятельность Урокконкурс. ВЧ Поэты русского
зарубежья о Родине.
У. Шекспир. «Вечные проблемы» в
трагедии «Ромео и Джульетта».
Конфликт как основа сюжета
драматического произведения.
Ж.-Б. Мольер «Мещанин во
дворянстве».
Сатира
на
дворянство и невежественных
буржуа.
Дж.
Свифт
«Путешествия
Гулливера»
как
сатира
на
государственное
устройство
общества.
Внеурочная деятельность. Урокконцерт.Сонеты У. Шекспира,
воспевание любви и дружбы.
В.
Скотт
«Айвенго»
как
исторический роман.
Итоговая контрольная работа
15
Приложение 2.
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе
для учащихся с ОВЗ
«Нормы оценки оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе для
учащихся с ОВЗ» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и
навыкам учащихся с ОВЗ по литературе. В них устанавливаются:
1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами
речи;
2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;
3) объем различных видов контрольных работ;
4) количество отметок за различные виды творческих работ.
Ученикам с ОВЗ предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над
которыми они работали или работают к моменту проверки.
Для поддержания интереса к обучению и созданию благоприятных и комфортных
условий для развития и восстановления эмоционально-личностной сферы обучающихся
осуществляется контроль устных и письменных работ по учебным предметам по
изменённой шкале оценивания. Рекомендуется не применять при оценивании знаний
обучающихся отметку «2», так как это влияет на мотивацию в изучении данного
предмета, а также является преодолением негативных особенностей эмоциональноличностной сферы, совершенствование учебной деятельности обучающихся с задержкой
психического развития, повышением их работоспособности, активизацией
познавательной деятельности. Отметка «2» может быть поставлена в дневник, тетрадь
учащегося.
Оценка устных ответов учащихся с ОВЗ
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по
литературе. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически
последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять
определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить
знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и
самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного
языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что
и для оценки «5», но допускает 2-3 ошибки, которые сам же исправляет, и 2-3 недочета в
последовательности и языковом оформлении излагаемого.
16
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных
положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или
формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести
свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении
излагаемого.
Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на
проверку подготовки ученика с ОВЗ отводится определенное время), но и за
рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на
протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не
только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения
применять знания на практике.
Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений:
в 5 классе – 0,5 – 1,0 страницы,
в 6 классе – 1,0 – 1,5 страницы,
в 7 классе – 1,5 – 2,0 страницы,
в 8 классе – 2,0 – 3,0 страницы,
в 9 классе – 3,0 – 4,0 страницы.
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как
объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и
жанра сочинения, от почерка.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и
речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических,
пунктуационных и языковых норм. По литературе - в этом случае первая оценка (за
содержание и речь) считается оценкой по литературе, вторая – по русскому языку.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли; полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала; последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
- разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и
выразительность речи; число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических,
пунктуационных и грамматических.
Примечание
При оценке сочинения необходимо учитывать
1. самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его
композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая
реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то
при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на
одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится
при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при
17
соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4
– 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во
внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта
тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и
негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе
«Оценка диктантов».
Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного
умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных
ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого
вида.
Техника чтения. Чтение незнакомого текста с 12 шрифтом вслух
100 слов и более – «5»
80 – 100 – «4»,
60-90 – «3»,
«Актерское» чтение, передача чувств и выделение голосом ключевых слов (игра голоса,
мимика, паузы и т.п.) – «5»,
Чтение предложений с правильной интонацией (понижение – повышение голоса,
перечислительная интонация, длинные паузы при тире, в конце предложений и т.п.) –
«4»,
Достаточный для понимания текста уровень выразительности – «3».
Оценка тестов по литературе
При проведении тестовых работ критерии оценок следующие:
«5» - 80– 100 %;
«4» - 70 – 79 %;
«3» - 45 – 69 %;
Выведение итоговых отметок
За учебную четверть и учебный год ставится итоговая отметка. Она является единой и
отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика с ОВЗ по литературе:
усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень
орфографической и пунктуационной грамотности.
18
Приложение 3.
Контрольно-измерительные материалы
1. Проверочная работа по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
1. Повествование в повести ведется от лица:
А) автора;
Б) повествователя;
В) Миши Мироновой;
Г) Петра Гринёва; Д)
Пугачёва;
2. Авторская позиция проявляется в произведении с помощью :
А) композиции; Б) эпиграфов; В) вставных элементов; Г) прямой авторской оценки;
Д) выбора героя;
3. Какие исторические личности упоминаются в повести:
А) Фридрих 2; Б) граф Миних; В) Григорий Орлов; Г) Екатерина 1; Д) Елизавета 1;
Е) Екатерина 2;
4.Назовите художественные приёмы, которые Пушкин не использовал для создания
образа Пугачёва:
А) прямая авторская оценка; Б) портрет; В) эпиграфы; Г) речевая характеристика; Д)
отношение других персонажей; Е) вставные элементы;
5. В чём заключается смысл названия повести? Маша Миронова –
А) единственный женский персонаж; Б) стоит в центре сюжета; В) носительница
высокой нравственности и чести; Г) дочь погибшего русского офицера;
6. Соотнесите элементы композиции и элементы развития любовного сюжета:
А) экспозиция
1) сцена дуэли со Швабриным, письмо отца
Б) завязка
2) освобождение Гринёва, женитьба на Маше
В) кульминация
3) детство Петруши в родовом имении
Г) развязка
4) знакомство Гринёва с главной героиней повести
7. С какой целью в повесть вводится сон Гринёва:
А) характеризует Гринёва; Б) предвещает развитие отношений двух персонажей; В)
характеризует Пугачёва; Г) подчёркивает кровожадность Пугачёва;
8. Кому принадлежит высказывание «Не приведи Бог увидеть русский бунт,
бессмысленный и беспощадный…»:
А) автору; Б) Екатерине 2; В) Петруше Гринёву; Г) Петру Андреевичу Гринёву –
автору мемуаров; Д) Савельичу;
9. Соотнесите пары героев, характеристика которых построена по принципу антитезы:
А) Пугачёв
1) оренбургские генералы
Б) Швабрин
2) Екатерина 2
В) «енералы» Пугачёва
3) Гринёв
10. Какие фольклорные жанры использует А.С.Пушкин для создания образа Пугачёва:
А) былины Б) загадки В) сказки Г) песни Д) пословицы Е) мифы
19
11. Какую главу предваряет собой эпиграф:
« В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп.
«Зачем пожаловать изволил в мой вертеп? – спросил он ласково» (А.Сумароков)
А) «Суд» Б) «Арест» В) «Приступ» Г) «Незваный гость» Д) « Мятежная слобода»
12. Какова основная проблематика повести «Капитанская дочка»:
А) проблема любви Б) проблема чести, долга, милосердия В) проблема роли народа в
развитии общества Г) проблема сопоставления родового и служивого дворянства
13. Каким показан в повести Савельич:
А) забитым, безгласным крепостным Б) послушным, рабски преданным своим господам
В) глубоким, наделённым чувством собственного достоинства Г) любящим, верным,
самоотверженным, заботливым помощником и советчиком
14. Отметьте верное суждение: Литературный характер – это…А) образ конкретного человека, в котором через индивидуальные качества выражаются
типические черты времени;
Б) художественное изображение человека; В) персональные черты, присущие герою;
15. Какие символические образы используются А.С.Пушкиным в повести «Капитанская
дочка»:
А) путь, дорога; Б) могила; В) буря, буран; Г) орёл, ворон; Д) кинжал; Е) виселица;
16.Какие черты русского национального характера показаны А.С.Пушкиным в образе
Пугачёва:
А) ум, сметливость; Б) лень, бездеятельность; В) удальство, широта натуры; Г)
склонность к пьянству;
17. Чей это портрет? «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке.
Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а
голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую…»
А) Марии Мироновой;
Б) Василисы Егоровны;
В) Екатерины 2; Г) Авдотьи
Васильевны;
2. Проверочная работа по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»
1. Из скольких глав состоит поэма Лермонтова М.Ю. «Мцыри»?
2. Что такое Тарханы? Как это слово связано с жизнью Лермонтова М.Ю.?
3. Определите жанр произведения «Мцыри»:
А) баллада Б) элегия В) поэма-исповедь Г) притча
4.К какому литературному направлению можно отнести поэму:
А) сентиментализм Б) реализм В) романтизм Г) классицизм
5. Что можно назвать символом свободы в поэме:
А) степь Б) Кавказ В) барса г) девушку-грузинку
6. Выделите черты романтизма в поэме:
А) бурная, неистовая природа Б) гибель героя В) герой одинок и не понят миром Г)
введение сна героя в сюжет поэмы
Д) мотив борьбы, мятежа
7. Какова роль описаний природы в поэме «Мцыри»:
А) природа противопоставлена монастырю как свобода неволе
Б) природа противопоставлена герою, вступает с ним в борьбу
20
В) природа обманывает героя, вновь направляя его к монастырю
Г) природа многопланова: противостоит герою, свободе, служит развитию сюжета
8. Какой момент в сюжете поэмы является центральным:
А) побег из монастыря Б) встреча с девушкой В) бой с барсом Г) гибель Мцыри
9. В исповеди Мцыри звучит:
А) гнев, негодование Б) смирение, покаяние В) грусть, размышление Г) утверждение
своей правоты
10. Почему местом действия поэмы выбран Кавказ:
А) проявляется любовь автора к Кавказу Б) природа Кавказа сродни натуре главного
героя
В) связь с историей России
Г) место действия отвечает романтической
направленности поэмы
11. В чём заключается основная идея произведения:
А) отрицание религиозной морали аскетизма и смирения Б) тоска по воле
В)
утверждение идеи верности идеалам перед лицом смерти
Г) призыв к борьбе с любым проявлением деспотизма.
3. Проверочная работа по теме: Н.В.Гоголь «Ревизор»
Вариант 1
1. Какой из вариантов происхождения сюжета комедии «Ревизор» - верный:
А) придуман Н.В.Гоголем
Б) подарен автору А.С.Пушкиным В) взят из других
источников (книг, газет и т.д.)
2. Отметить причины, по которым чиновники принимают Хлестакова за ревизора:
А) рассказы Хлестакова Б) страх В) недоразумение Г) известие о приезде ревизора
3. Отметить черты, характерные для чиновников – персонажей комедии:
А) взяточничество Б) халатность В) страх перед начальством Г) глупость
Д) гостеприимство Д) использование служебного положения в личных целях
4. Отметить, какой из видов комического жанра преимущественно использован в
комедии:
А) юмор Б) сарказм В)сатира Г) ирония
5. Отметить, какой приём использован автором в приведённом отрывке: «Он! И денег не
платит, и не едет. Кому же быть, как не ему? И подорожная прописана в Саратов»:
А) сравнение Б) гипербола В) алогизм Г) гротеск
6. Какому персонажу комедии принадлежат слова: « И странно: директор уехал – куда
уехал, неизвестно. Ну натурально, пошли толки: как, что, кому занять место? Многие из
генералов находились охотники и брались, но подойдут, бывало, - нет. Мудрено.
Кажется. и легко на вид, а рассмотришь – просто чёрт возьми! После видят, нечего делать,
- ко мне. И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры…. Можно представить
себе. Тридцать пять тысяч одних курьеров!»
А) Сквознику-Дмухановскому Б) Тряпичкину В) Хлестакову
7. Отметить одну из особенностей композиции комедии:
А) перезагруженность комическими ситуациями Б) частая смена действия В) две
развязки сюжета
21
8. Комедия как любая драма пишется в форме диалогов и монологов. Вспомните, что
называется диалогом, монологом, репликой. Приведите примеры из комедии Н.В.Гоголя
«Ревизор»
9. Вспомните. Какой эпиграф Н.В.Гоголь предпослал комедии «Ревизор». Как вы поняли
его смысл?
10. Почему пьеса завершается «немой сценой»? О чём, по вашему мнению, думают
участники?
Тест по литературе 8 класс (1 полугодие)
1. Исторические песни появились :
А. одновременно с былинами; Б. раньше былин;
В. позже былин;
2. Имя Сергия Радонежского в миру:
А. Варфоломей; Б. Владимир; В. Николай; Г. Григорий;
3. «Фелица» Державина:
А. послание;
Б. ода;
В.элегия; Г. идиллия;
4. Кто посетил Пушкина в период его ссылки в Михайловском:
А. И.И.Пущин; Б. Кюхельбекер; В. Данзас; Г. Горчаков;
5. Жанр стихотворения Пушкина «Мой первый друг, мой друг бесценный!»:
А. ода;
Б.элегия;
В.послание;
Г. идиллия;
6. Исторические персонажи, не представленные в пушкинском творчестве:
А. Пётр 1; Б. Емельян Пугачёв; В. Степан Разин; Г. Пётр Болотников;
7. Название крепости, в которой разворачиваются события «Капитанской дочки»:
А. Бердская; Б. Оренбургская; В. Белогорская; Г. Васильсурская;
8. Имя и отчество героя «Капитанская дочка»:
А. Пётр Авдеевич; Б. Пётр Андреевич; В. Пётр Александрович;
9. «Вкушая, я вкусил мало мёду, и вот я умираю» - это :
А.строка из поэмы «Мцыри»; Б. библейское изречение;
В. строка из стихотворения Лермонтова; Г. строка из «Корана»;
10. Юноша Мцыри пытается бежать из монастырского плена ради:
А. мести; Б.свободы; В. поиска родных и близких; Г. бегства за границу;
11. Пьеса Гоголя называется :
А. «Сорочинская ярмарка»; Б. «Вечера на хуторе близ Диканьки»;
В. «Нос»; Г. «Ревизор»;
12. Фамилия городничего в комедии Гоголя:
А. Ляпкин-Тяпкин; Б. Сквозник-Дмухановский; В. Добчинский;
13. Кто первым принял Хлестакова за ревизора и разнёс это известие по городу:
А. служащие гостиницы; Б. Бобчинский и Добчинский;
В. купцы; Г. Шпёкин;
14. Слова автора в тексте пьесы – это:
А. эпиграф; Б. ремарка; В. реплика; Г. монолог;
15. Городок, где развиваются события повести «Ася» И.Тургенева, расположен:
А. на Эльбе; Б. на Темзе; В. на Сене; Г. на Рейне;
16. Кто писал о том, что .. « пленён красотой и лёгкостью языка «Снегурочки»:
А. Добролюбов; Б. Тургенев; В. Чернышевский; Г. Достоевский;
22
17. Автор оперы «Снегурочка»:
А. Чайковский; Б. Глинка; В. Римский –Корсаков; Г. Даргомыжский;
18. Л.Н.Толстой в университете учился :
А.на историческом факультете; Б. на филологическом факультете;
В. на юридическом факультете; Г. на математическом факультете;
19. Какой художественный приём лежит в основе рассказа Толстого «После бала»:
А. эпитет; Б. контраст; В. олицетворение; Г. гипербола;
20. Родовое имение Л.Толстого Ясная Поляна расположено:
А. в Рязанской губернии; Б. в Тульской губернии;
В. в Орловской губернии; Г. в Московской губернии;
Контрольная работа по литературе за первое полугодие 8 класса
1. Описание автором своей собственной жизни называется…
2. Гипербола – это…
3. Определи размер стихотворения: ___/ ___ ___
4. Кому из литературных героев принадлежат слова, укажите автора и произведение:
А) « Казнить так казнить, миловать так миловать – таков мой обычай»?
Б) «Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это
совсем иное дело» ?
В) Я мало жил, и жил в плену…
Я никому не мог сказать
Священных слов «отец» и «мать»?
Г) «Береги платье снову, а честь смолоду»?
5. Узнай героев изученных вами произведений по описанию:
А) «Провинциальная кокетка, ещё не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на
романах и
альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей».
Б) «У окна старушка в телогрейке и с платком на голове. Она разматывала нитки.
Которые держал, распялив на руках, кривой старичок в офицерском мундире».
В) «Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми
волосами, гладко
зачёсанными за уши, которые у ней так и горели. С первого взгляда
она не очень мне понравилась. Я
смотрел на неё с предубеждением».
Г) «Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде её
показывалась проседь, живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение
довольно приятное, но
плутовское. Волоса были обстрижены в кружок. На нём был
оборванный армяк и татарские шаровары».
6. Кто из героев делал змея из географической карты?
7. Кого из героев приняли за высокопоставленного чиновника в губернском городе?
8. Где находился монастырь, в котором томился Мцыри?
9. Где находилась Белогорская крепость, куда приехал служить Пётр Гринёв?
10. Кто подарил Гоголю сюжет «Ревизора»?
Контрольная работа по трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта».
1. В каком городе происходит действие трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта»?
23
.В кого был влюблен Ромео до встречи с Джульеттой?
Назовите фамилию Ромео.
Где впервые встретились Ромео и Джульетта ?
Кто такой Меркуцио?
Какое событие явилось причиной изгнания Ромео?
Какой литературный прием (троп) используется в следующих выражениях: «Ночь
тушит свечи», «Радостное утро на цыпочках встает на горных кручах»?
8. Кто из героев сказал: « Что значит имя? Роза пахнет розой,/ Хоть розой назови ее,
хоть нет?»
9. Почему Ромео и Джульетта венчались тайно?
10.Сколько лет главным героям?
2.
3.
4.
5.
6.
7.
24