Русский язык 7

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Тверской области
Торопецкий муниципальный округ Тверской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Торопецкая гимназия имени святителя Тихона,
Патриарха Московского и всея России

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

На заседании
педагогического совета

Директор гимназии

________________________

Замыслова В.И.
Приказ №7
от «02» 07 2024 г.

Замыслова В.И.
Протокол №1
от «02» 07 2024 г.

________________________

АДАПТИРОВАННАЯ БАЗОВАЯ
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку 7 класса для обучающихся ЗПР 7.1.
основное общее образование
Срок реализации: 1 год (2024/2025 учебный год)

г. Торопец, 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена
на основе Федерального компонента государственного стандарта основного
общего образования (базовый уровень); Программы по русскому языку для 5-9
классов (авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и
др.); учебного
плана
гимназии. Адаптированная
рабочая
программа
ориентирована на учебник «Русский язык. 7 класс» учеб. для общеобразоват.
организаций. В 2 ч. / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. –
4-е изд. – М.: Просвещение, 2023. Программа рассчитана на 136 часов. .
Целью обучения учащихся с ОВЗ по адаптированной программе является
создание условий, обеспечивающих возможность получения качественного
образования, социальной адаптации детей с помощью дифференцированного
подхода к обучению, формирование социальной компетентности, необходимой
для самореализации
Целями и задачами обучения учащихся с ОВЗ в основной школе
являются:
- воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с
развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания,
человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык как
основное средство общения, средство получения знаний в различных сферах
человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм,
принятых в обществе;
- овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками,
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными
действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности,
самообразования;
- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерности её
функционирования, развитие способности опознавать, анализировать,
сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение
активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма
используемых в речи грамматических средств, совершенствование
орфографической и пунктуационной грамотности;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся,
развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования
языка в разных ситуациях общения, воспитание стремления к речевому
самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
- совершенствование коммуникативных способностей, формирование
готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести
диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Содержание курса русского (родного) языка в 5 классе обусловлено общей
нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и
предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного
подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной,
языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами
речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,
базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для
данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная
компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации,
оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения и
способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии
коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного
речевого поведения.
Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает
совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования
(слушания), чтения и письма) и осуществляется в трёх направлениях,
составляющих единое целое.
Первое направление в развитии речи учащихся – овладение нормами
русского литературного языка: литературного произношения, образования форм
слов, построения словосочетаний и предложений, употребление слов в
соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью.
Овладение
нормами
русского
литературного
языка
предполагает
систематическую работу по устранению из речи учащихся диалектизмов и
жаргонизмов.
Второе направление – обогащение словарного запаса и грамматического
строя речи учащихся. Обогащение словарного запаса слов на уроках русского
языка обеспечивается систематической словарной работой. Обогащение
грамматического строя речи детей достигается постоянной работой над
синонимией словосочетаний и предложений, наблюдениями над формой,
значением и особенностями употребления языковых единиц.
Третье направление в развитии речи учащихся – формирование умений и
навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие
связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым
оформлением высказывания, которая осуществляется при выполнении
специальных упражнений и при подготовке изложений и сочинений. Она
включает формирование и совершенствование умений анализировать тему,
составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно
отбирать языковые средства.
Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков
выразительного чтения. Занятиям по выразительному чтению предшествует и
сопутствует работа над развитием речевого слуха учащихся (умение различать
звуки в слове, отчётливо произносить слова, различать ударные и безударные
слоги, определять границы предложения, повышать и понижать голос,
убыстрять и замедлять темп речи, выделять слова, на которые падает логическое
ударение).
Языковая и лингвистическая компетенции формируются на основе
овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и
общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
приобретениях необходимых знаний о лингвистике как о науке; освоение

основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и
грамматического строя речи учащихся; совершенствования орфографической и
пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами
лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка
как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и
истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение
норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения;
способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
В рабочей программе реализован коммуникативно-деятельностный
подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в
деятельностной форме. Направленность курса русского (родного) языка на
формирование
коммуникативной,
языковой,
лингвистической
и
культуроведческой компетенции нашла отражение в структуре программы.
Использование личностно ориентированных технологий (проблемного
обучения, проектных технологий, интерактивных форм обучения) позволяет
реализовывать
системно-деятельностный
подход. Главный
принцип
деятельностного подхода – научить учиться. Такой подход предполагает, что
знания приобретаются и проявляются только в деятельности, что за умениями,
навыками, развитием и воспитанием ученика всегда стоит действие. Проблемное
обучение может быть реализовано в уроке-исследовании. Проектные технологии
в применении метода проектов с использованием ИКТ. На таких занятиях
учитель предъявляет школьникам ту или иную проблему для самостоятельного
исследования, хорошо зная ее результат, ход решения и те черты творческой
деятельности, которые требуются в ходе ее решения. Тем самым построение
системы таких проблем позволяет предусматривать деятельность учащихся,
постепенно приводящую к формированию необходимых черт творческой
личности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
1. понимание русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа, определяющей роли родного
языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных
качеств личности; его значения в процессе получения школьного
образования;
2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное
отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить
чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление
к речевому самосовершенствованию;
3. достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических
средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого
общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной
речью.

Ученик получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к
учению;
• готовности к самообразованию и самовоспитанию;
• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других,
выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение
благополучия.
Предметные результаты:
Речь и речевое общение
Ученик научится:
• использовать различные виды монолога и диалога в различных ситуациях
общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
Ученик получит возможность научиться:
• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять
минипроект; публично защищать свою позицию;
• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать
собственную позицию, доказывать её, убеждать;
• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность
Аудирование
Ученик научится:
• различным видам аудирования (с пониманием основного содержания
аудиотекста, с выборочным извлечением информации); передавать содержание
аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной
форме;
• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу,
основную мысль, логику изложения учебно-научного, разговорного,
художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную
информацию, комментировать её в устной форме;
• передавать содержание учебно - научного, разговорного, художественного
аудиотекстов в форме плана, ученического изложения.
Ученик получит возможность научиться:
• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию текста,
анализировать и комментировать её в устной форме.
Чтение
Ученик научится:
• понимать содержание прочитанных учебно-научных, художественных текстов
и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а
также в форме ученического изложения, в форме плана (в устной и письменной
форме);
• использовать практические умения ознакомительного, изучающего,
просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной
коммуникативной задачей;
• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;

• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими
информационными источниками;
• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать
отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной
коммуникативной задачей.
Ученик получит возможность научиться:
• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую)
информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой
принадлежности;
• извлекать информацию по заданной проблеме из различных источников
высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение
Ученик научится:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания на учебные
темы в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой
доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии,
история, участие в беседе, споре);
• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной
деятельности, распределение частей работы;
• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать
материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом
заданных условий общения;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические,
лексические, грамматические нормы современного русского литературного
языка; стилистически корректно использовать лексику, правила речевого
этикета.
Ученик получит возможность научиться:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных
типов и жанров в учебно-научной сфере общения;
• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать мини- проект;
• участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебнонаучного общения;
• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их
успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Ученик научится:
• создавать письменные монологические высказывания (ученические сочинения)
разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения;
• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно,
сжато, выборочно) в форме ученического изложения и плана;
• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические,
орфографические и пунктуационные нормы современного русского
литературного языка; стилистически корректно использовать лексику.
Ученик получит возможность научиться:
• писать сочинения, изложения;

• составлять планы, доклады.
Текст
Ученик научится:
• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей с точки
зрения смыслового содержания и структуры, а также требований,
предъявляемых к тексту как речевому произведению;
• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание
в виде плана, тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей с
учётом требований к построению связного текста.
Ученик получит возможность научиться:
• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (тезисы,
конспект, участие в беседе, дискуссии),
Функциональные разновидности языка
Ученик научится:
• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера,
учебно-научные, тексты художественной литературы;
• различать и анализировать тексты разных стилей: учебно-научного,
разговорной речи (сообщение, доклад, выступление; рассказ, беседа, спор как
жанры разговорной речи);
• создавать устные и письменные высказывания разных стилей и типов речи
• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной
функциональной направленности с точки зрения соответствия их
коммуникативным требованиям и языковой правильности;
• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными
сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Ученик получит возможность научиться:
• различать и анализировать тексты разговорного характера, учебно - научные,
тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в
них лексических и синтаксических средств;
• создавать тексты различных функциональных стилей, участвовать в
дискуссиях на учебно-научные темы; готовить выступление, сочинениерассуждение; принимать участие в беседах, разговорах, спорах, соблюдая нормы
речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские
письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в
соответствии со спецификой употребления языковых средств;
Общие сведения о языке
Ученик научится:
• характеризовать основные функции русского языка, место русского языка
среди других языков;
• оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Ученик получит возможность научиться:
• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие языка.
Фонетика и орфоэпия. Графика

Ученик научится:
• проводить фонетический анализ слова;
• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского
литературного языка;
• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и
справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических
словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование
Ученик научится:
• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и
словообразовательного анализа слова;
• различать изученные способы словообразования;
• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и
словообразовательные цепочки слов;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике
правописания.
Ученик получит возможность научиться:
• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные
гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
• опознавать основные выразительные средства словообразования в
художественной речи и оценивать их;
• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и
этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
Лексикология и фразеология
Ученик научится:
• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение,
принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая
прямое и переносное значение слова, а также указывая сферу употребления и
стилистическую окраску слова;
• группировать слова по тематическим группам;
• подбирать к словам синонимы, антонимы;
• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
• использовать лексическую синонимию как средство исправления
неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
• опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова
(метафора, эпитет, олицетворение);
• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём,
словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и
использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского
языка;

• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
• опознавать омонимы разных видов;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;
• опознавать основные выразительные средства лексики в художественной речи
и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в
текстах разных стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа
(толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов,
иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том
числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах
деятельности.
Морфология
Ученик научится:
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы,
служебные части речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части
речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами
современного русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в
различных видах анализа;
Ученик получит возможность научиться:
• опознавать основные выразительные средства морфологии в художественной
речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических
средств в текстах разных стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей,
в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах
деятельности.
Синтаксис
Ученик научится:
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их
виды;
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения
структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного
русского литературного языка;
• применять синтаксические знания и умения в практике правописания.
Ученик получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства синтаксиса;
• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в художественной
речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических
конструкций в текстах разных стилей речи;

• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки
зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности
речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Ученик научится:
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в
объёме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной
форме (с помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и
справочников; использовать её в процессе письма.
Ученик получит возможность научиться:
• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой
стороны речи;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических
словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в
процессе письма.
Язык и культура
Ученик научится:
• выявлять единицы языка в произведениях устного народного творчества, в
художественной литературе;
• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше
узнать историю и культуру страны;
• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной
деятельности и повседневной жизни.
Ученик получит возможность научиться:
• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и
истории народа — носителя языка.
Метапредметными результатами являются:
Регулятивные результаты:
- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и
стараться искать способы их преодоления;
- выполнять учебное задание в соответствии с целью, определять
последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с
учетом конечного результата;
- уметь ориентироваться на образец и правило выполнения задания;
- следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам,
описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника);
- вносить необходимые дополнения и корректировать план и способ действия в
случае расхождения с эталоном;
- составлять план и последовательность действий, создавать алгоритмы
деятельности при решении проблем различного характера;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы, уметь оценивать результаты выполненного задания
по учебнику;
- уметь выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного
и неизвестного, осознавать качество и уровень усвоения;
- формулировать и удерживать учебную цель, задачи, применять установленные
правила в планировании способа решения;
- самостоятельно искать средства осуществления цели;
- владеть волевой саморегуляцией как способностью к мобилизации сил и
энергии;
- уметь прогнозировать результат;
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения
учебной задачи;
- организовывать своё рабочее место и работу; сопоставлять свою работу с
образцом; оценивать её по критериям, выработанным в классе;
- самостоятельно ставить новые учебные задачи и цели;
- находить и исправлять свои ошибки;
- оценивать результат конечной работы, необходимость дальнейшей работы
(свои индивидуальные проблемы), оценивать результаты урока в целом.
Познавательные результаты:
- определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение;
различать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске и
обосновывать своё суждение;
- давать определение понятиям;
- работать со словарями, находить в них нужную информацию;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий; строить объяснение в устной форме по
предложенному плану; строить логическую цепь рассуждений; владеть
основами смыслового чтения текста, подводить языковой факт под понятия
разного уровня обобщения;
- владеть основами смыслового чтения текста;
- работать с учебным текстом, задавать вопросы в случае непонимания,
оформлять в тетради письменные работы в соответствии с принятыми нормами;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
- уметь осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- определять последовательность действий для решения предметной задачи;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
- самостоятельно формулировать предположение о том, как искать недостающий
способ действия; уметь выделять из представленной информации ту, которая
необходима для решения поставленной задачи;
- уметь искать и выделять необходимую, существенную информацию;

- уметь структурировать знания;
- осуществлять синтез как составление целого из частей (составление текстов);
- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем
творческого и поискового характера;
- уметь формулировать правило на основе выделения существенных признаков;
- уметь классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал
по плану, по таблице;
- уметь делать выводы на основе наблюдений;
- использовать знаково-символические средства, в том числе схемы для решения
языковых задач;
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
Коммуникативные результаты:
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
- сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве, строить понятные высказывания;
- грамотно задавать вопросы, в том числе уточняющие, адекватно использовать
средства устного общения для решения коммуникативных задач;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других,
договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности;
- уметь строить монологическое высказывание с учётом речевой ситуации,
владеть диалогической формой речи;
- уметь аргументировать свою точку зрения;
- быть готовым к обсуждению разных точек зрения и выработке общей
(групповой) позиции;
- уметь осуществлять рефлексию своих действий;
- уметь с полнотой и ясностью выражать свои мысли в устной и письменной
форме в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.
Содержание программы (136 часов)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
7 КЛАСС
Общие сведения о языке
Русский язык как развивающееся явление. Взаимосвязь языка, культуры и
истории народа.
Язык и речь
Монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование.

Виды диалога: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос
информации, сообщение информации.
Текст
Текст как речевое произведение. Основные признаки текста (обобщение).
Структура текста. Абзац.
Информационная переработка текста: план текста (простой, сложный;
назывной, вопросный, тезисный); главная и второстепенная информация текста.
Способы и средства связи предложений в тексте (обобщение).
Языковые средства выразительности в тексте: фонетические (звукопись),
словообразовательные, лексические (обобщение).
Рассуждение как функционально-смысловой тип речи.
Структурные особенности текста-рассуждения.
Смысловой анализ текста: его композиционных особенностей, микротем и
абзацев, способов и средств связи предложений в тексте; использование
языковых средств выразительности (в рамках изученного).
Функциональные разновидности языка
Понятие о функциональных разновидностях языка: разговорная речь,
функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой),
язык художественной литературы.
Публицистический стиль. Сфера употребления, функции, языковые
особенности.
Жанры публицистического стиля (репортаж, заметка, интервью).
Употребление
языковых
средств
выразительности
в
текстах
публицистического стиля.
Официально-деловой стиль. Сфера употребления, функции, языковые
особенности. Инструкция.
СИСТЕМА ЯЗЫКА
Морфология. Культура речи. Орфография.
Морфология как раздел науки о языке (обобщение).
Причастие
Причастия как особая форма глагола. Признаки глагола и имени
прилагательного в причастии. Синтаксические функции причастия, роль в речи.
Причастный оборот. Знаки препинания в предложениях с причастным
оборотом.
Действительные и страдательные причастия.
Полные и краткие формы страдательных причастий.

Причастия настоящего и прошедшего времени. Склонение причастий.
Правописание падежных окончаний причастий. Созвучные причастия и имена
прилагательные (висящий — висячий, горящий — горячий). Ударение в
некоторых формах причастий.
Морфологический анализ причастий.
Правописание гласных в суффиксах причастий. Правописание н и нн в
суффиксах причастий и отглагольных имён прилагательных.
Слитное и раздельное написание не с причастиями.
Орфографический анализ причастий (в рамках изученного).
Синтаксический и пунктуационный анализ предложений с причастным
оборотом (в рамках изученного).
Деепричастие
Деепричастия как особая группа слов. форма глагола. Признаки глагола и
наречия в деепричастии. Синтаксическая функция деепричастия, роль в речи.
Деепричастный оборот. Знаки препинания в предложениях с одиночным
деепричастием и деепричастным оборотом. Правильное построение
предложений с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами.
Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Постановка ударения
в деепричастиях.
Морфологический анализ деепричастий.
Правописание гласных в суффиксах деепричастий. Слитное и раздельное
написание не с деепричастиями.
Орфографический анализ деепричастий (в рамках изученного).
Синтаксический и пунктуационный анализ предложений с деепричастным
оборотом (в рамках изученного).
Наречие
Общее грамматическое значение наречий. Синтаксические свойства
наречий. Роль в речи.
Разряды наречий по значению. Простая и составная формы сравнительной
и превосходной степеней сравнения наречий. Нормы постановки ударения в
наречиях, нормы произношения наречий. Нормы образования степеней
сравнения наречий.
Словообразование наречий.
Морфологический анализ наречий.
Правописание наречий: слитное, раздельное, дефисное написание; слитное
и раздельное написание не с наречиями; н и нн в наречиях на -о (-е);
правописание суффиксов -а и -о наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-;
употребление ь после шипящих на конце наречий; правописание суффиксов
наречий -о и -е после шипящих.

Орфографический анализ наречий (в рамках изученного).
Слова категории состояния
Вопрос о словах категории состояния в системе частей речи.
Общее грамматическое значение, морфологические признаки и
синтаксическая функция слов категории состояния. Роль слов категории
состояния в речи.
Служебные части речи
Общая характеристика служебных частей речи. Отличие самостоятельных
частей речи от служебных.
Предлог
Предлог как служебная часть речи. Грамматические функции предлогов.
Разряды предлогов по происхождению: предлоги производные и
непроизводные. Разряды предлогов по строению: предлоги простые и составные.
Морфологический анализ предлогов.
Нормы употребления имён существительных и местоимений с предлогами.
Правильное использование предлогов из – с, в – на. Правильное образование
предложно-падежных форм с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки,
наперерез.
Правописание производных предлогов.
Союз
Союз как служебная часть речи. Союз как средство связи однородных
членов предложения и частей сложного предложения.
Разряды союзов по строению: простые и составные. Правописание
составных союзов. Разряды союзов по значению: сочинительные и
подчинительные. Одиночные, двойные и повторяющиеся сочинительные союзы.
Морфологический анализ союзов.
Правописание союзов.
Знаки препинания в сложных союзных предложениях (в рамках
изученного). Знаки препинания в предложениях с союзом и, связывающим
однородные члены и части сложного предложения.
Частица
Частица как служебная часть речи. Роль частиц в передаче различных
оттенков значения в слове и тексте, в образовании форм глагола. Употребление
частиц в предложении и тексте в соответствии с их значением и стилистической
окраской. Интонационные особенности предложений с частицами.

Разряды частиц по значению и употреблению: формообразующие,
отрицательные, модальные.
Морфологический анализ частиц.
Смысловые различия частиц не и ни. Использование частиц не и ни в
письменной речи. Различение приставки не- и частицы не. Слитное и раздельное
написание не с разными частями речи (обобщение). Правописание частиц бы,
ли, же с другими словами. Дефисное написание частиц -то, -таки, -ка.
Междометия и звукоподражательные слова
Междометия как особая группа слов.
Разряды междометий по значению (выражающие чувства, побуждающие к
действию, этикетные междометия); междометия производные и непроизводные.
Морфологический анализ междометий.
Звукоподражательные слова.
Использование междометий и звукоподражательных слов в разговорной и
художественной речи как средства создания экспрессии. Интонационное и
пунктуационное выделение междометий и звукоподражательных слов в
предложении.
Омонимия слов разных частей речи. Грамматическая омонимия.
Использование грамматических омонимов в речи.

5.Тематическое планирование по русскому языку

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№
п/
п

Количество часов
Тема урока

Все
го

Контроль
ные
работы

Практиче
ские
работы

Дата
изуче
ния

Электронные
цифровые
образовательны
е ресурсы

1

Русский язык
как
развивающееся
явление.
Взаимосвязь
языка, культуры
и истории
народа

2

Повторение.
Орфография.
Правописание
гласных в корне
слова
(повторение
изученного в 5 6 классах)

1

0

0

3

Повторение.
Орфография.
Правописание
приставок в
слове
(повторение
изученного в 5 6 классах)

1

0

0

4

Повторение.
Морфология.
Имя
существительно
е, имя
прилагательное,
имя
числительное.
Правописание

1

0

0

5

Повторение.
Морфология.
Местоимение.
Глагол.
Правописание

1

0

0

6

Контрольная
работа / диктант
с
грамматическим
заданием

1

1

0

Библиотека ЦОК
1

0

0

https://m.edsoo.ru/fa
275a2c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa
275e00

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa
2760da

Библиотека ЦОК

7

Монолог и его
виды

1

0

0

8

Диалог и его
виды

1

0

0

9

Сочинение на
лингвистическу
ю тему

1

1

0

10

Текст как
речевое
произведение

1

0

0

11

Текст как
речевое
произведение.
Виды
информации в
тексте

1

0

0

12

Тезисный план
текста

1

0

0

13

Тезисный план
текста.
Практикум

1

0

1

14

Рассуждение
как
функциональносмысловой тип
речи

1

0

0

15

Рассуждение
как
функциональносмысловой тип
речи.
Практикум

1

0

1

16

Основные виды
текстарассуждения

1

0

0

17

Основные виды
текстарассуждения.
Практикум

1

0

1

https://m.edsoo.ru/fa
27640e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa
27659e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa
2766fc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa
276d96

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa
276a4e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa
276c06

18

Сочинениерассуждение на
тему

1

1

0

19

Функциональны
е разновидности
языка

1

0

0

20

Публицистическ
ий стиль

21

Основные
жанры
публицистическ
ого стиля

1

0

0

22

Основные
жанры
публицистическ
ого стиля.
Практикум

1

0

0

23

Официальноделовой стиль

24

Основные
жанры делового
стиля.
Инструкция

1

0

0

25

Сочинение на
тему

1

1

0

26

Морфология как
раздел науки о
языке. Система
частей речи в
русском языке.

27

Понятие о
причастии.
Причастие как
особая форма
глагола

28

Признаки
глагола и
прилагательног
о у причастия

1

0

0

29

Причастный
оборот

1

0

0

Библиотека ЦОК
1

0

0

https://m.edsoo.ru/fa
2775f2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa
27771e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa
277976

Библиотека ЦОК
1

0

0

https://m.edsoo.ru/fa
277bf6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa
278042

Библиотека ЦОК
1

0

0

https://m.edsoo.ru/fa
2781aa

Библиотека ЦОК
1

0

0

https://m.edsoo.ru/fa
2782d6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa
27840c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa
27893e

30

Причастный
оборот. Знаки
препинания в
предложениях с
причастным
оборотом

1

0

0

31

Действительные
и страдательные
причастия

1

0

0

32

Полные и
краткие формы
причастий

1

0

0

33

Причастия
настоящего и
прошедшего
времени

1

0

0

34

Образование
действительных
причастий
настоящего и
прошедшего
времени

1

0

0

35

Образование
действительных
причастий
настоящего и
прошедшего
времени.
Практикум

1

0

1

36

Образование
страдательных
причастий
настоящего и
прошедшего
времени

1

0

0

37

Образование
страдательных
причастий
настоящего и
прошедшего
времени.
Практикум

1

0

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa
278b96

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa
278cc2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa
278fc4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa
2790f0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa
27921c

38

Правописание
гласных перед н
и нн в полных
причастиях

1

0

0

39

Правописание
гласных перед н
и нн в полных и
кратких
страдательных
причастиях.
Практикум

1

0

1

40

Правописание
гласных перед н
и нн в полных и
кратких
страдательных
причастиях и
отглагольных
прилагательных

1

0

0

41

Правописание н
и нн в полных
страдательных
причастиях и
отглагольных
прилагательных

1

0

0

42

Правописание н
и нн в кратких
страдательных
причастиях и
кратких
прилагательных

1

0

0

43

Морфологическ
ий анализ
причастия

1

0

0

44

Сочинение/изло
жение

1

1

0

45

Правописание
не с
причастиями

1

0

0

46

Буквы е и ё
после шипящих
в суффиксах
страдательных

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa
2796b8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa
279942

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa
279564

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa
278a74

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa
279bae

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa
279d98

причастий
прошедшего
времени

47

Повторение
темы
"Причастие как
особая форма
глагола".
Практикум

48

Диктант
/Диктант с
продолжением

1

1

0

49

Понятие о
деепричастии.
Деепричастие
как особая
форма глагола

1

0

0

50

Понятие о
деепричастии.
Признаки
глагола и
наречия в
деепричастии

51

Деепричастный
оборот

1

0

0

52

Деепричастный
оборот. Знаки
препинания в
предложениях с
деепричастным
оборотом

1

0

0

53

Правописание
не с
деепричастиями

1

0

0

54

Правописание
не с
деепричастиями
. Практикум

1

0

1

55

Деепричастия
совершенного и
несовершенного
вида

1

0

0

Библиотека ЦОК
1

0

1

https://m.edsoo.ru/fa
279ec4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa
279ffa

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa
27a11c

Библиотека ЦОК
1

0

0

https://m.edsoo.ru/fa
27a356

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa
27a7ca

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa
27a694

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa
27b03a

56

Деепричастия
совершенного и
несовершенного
вида.
Практикум

1

0

1

57

Деепричастия
совершенного и
несовершенного
вида в тексте.
Подготовка к
сочинению

1

0

0

58

Сочинениеописание
картины

1

1

0

59

Морфологическ
ий анализ
деепричастия

1

0

0

60

Морфологическ
ий анализ
деепричастия.
Практикум

1

0

1

61

Синтаксический
и
пунктуационны
й анализ
предложений с
деепричастным
оборотом.
Практикум

1

0

1

62

Повторение
темы
"Деепричастие
как особая
форма глагола".
Нормы
употребления
деепричастий

1

0

0

63

Повторение
темы
"Деепричастие
как особая
форма глагола".
Практикум

1

0

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa
27aec8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa
27abf8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa
27b792

64

Контрольная
работа по темам
"Причастие" и
"Деепричастие"

65

Наречие как
часть речи

1

0

0

66

Разряды
наречий по
значению

1

0

0

67

Разряды
наречий по
значению.
Практикум

1

0

1

68

Степени
сравнения
наречий

1

0

0

69

Степени
сравнения
наречий.
Практикум

1

0

1

70

Словообразован
ие наречий

1

0

0

71

Морфологическ
ий анализ
наречия

72

Слитное и
раздельное
написание не с
наречиями на -о
(-е)

1

0

0

73

Слитное и
раздельное
написание не с
наречиями на -о
(-е). Практикум

1

0

1

74

Дефис между
частями слова в
наречиях

1

0

0

75

Слитное и
раздельное
написание
наречий,

1

0

0

1

1

0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa
27b8f0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa
27ba62

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa
27c3d6

Библиотека ЦОК
1

0

0

https://m.edsoo.ru/fa
27c6ba

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa
27ca02

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa
27cb6a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa
27cd90

образованных
от
существительны
хи
количественных
числительных

76

Слитное и
раздельное
написание
наречий,
образованных
от
существительны
хи
количественных
числительных.
Практикум

77

Одна и две
буквы н в
наречиях на -о
(-е)

1

0

0

78

Одна и две
буквы н в
наречиях на -о
(-е). Практикум

1

0

1

79

Буквы о и е
после шипящих
на конце
наречий

1

0

0

80

Буквы о и е
после шипящих
на конце
наречий.
Практикум

1

0

1

81

Буквы о и а на
конце наречий

1

0

0

82

Буквы о и а на
конце наречий.
Практикум

1

0

1

83

Мягкий знак
после шипящих
на конце
наречий

1

0

0

1

0

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa
27d088

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa
27d5a6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa
27d83a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa
27d9c0

84

Мягкий знак
после шипящих
на конце
наречий.
Практикум

85

Повторение
темы «Наречие»

1

0

0

86

Диктант с
грамматическим
заданием

1

1

0

87

Слова категории
состояния в
системе частей
речи

1

0

0

88

Слова категории
состояния и
наречия

1

0

0

89

Служебные
части речи в
русском языке

1

0

0

90

Предлог как
часть речи

1

0

0

91

Предлоги
производные и
непроизводные

1

0

0

92

Предлоги
производные и
непроизводные.
Практикум

93

Предлоги
простые и
составные

1

0

0

94

Предлоги
простые и
составные.
Практикум

1

0

1

95

Правописание
предлогов

1

0

0

96

Правописание
предлогов.
Практикум

1

0

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa
27dc36

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa
27dd9e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa
27df1a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa
27e262

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa
27e5b4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa
27e866

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa
27edf2

Библиотека ЦОК
1

0

1

https://m.edsoo.ru/fa
27ef3c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa
27eb0e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa
27ec44

Библиотека ЦОК
1

0

1

https://m.edsoo.ru/fa
27f19e

97

Употребление
предлогов в
речи

1

0

0

98

Употребление
предлогов в
речи.
Практикум

1

0

1

99

Морфологическ
ий анализ
предлога

100

Повторение
темы «Предлог»

1

0

0

101

Повторение
темы
«Предлог».
Практикум

1

0

1

102

Союз как часть
речи

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa
27f450

Библиотека ЦОК
1

0

0

https://m.edsoo.ru/fa
27f586

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa
27f6b2

Библиотека ЦОК
1

0

0

https://m.edsoo.ru/fa
27f978

Библиотека ЦОК
103

Разряды союзов

1

0

0

104

Разряды союзов.
Практикум

1

0

1

105

Сочинительные
союзы

1

0

0

106

Подчинительны
е союзы

1

0

0

107

Правописание
союзов

1

0

0

108

Правописание
союзов.
Практикум

109

Союзы и
союзные слова

1

0

0

110

Союзы в
простых и

1

0

0

https://m.edsoo.ru/fa
27faa4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa
27fbd0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa
27fd60

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa
27fe82

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa
2803b4

Библиотека ЦОК
1

0

1

https://m.edsoo.ru/fa
2804ea

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
a94310

сложных
предложениях
Библиотека ЦОК

111

Морфологическ
ий анализ союза

112

Повторение
темы «Союз»

1

0

0

113

Повторение
темы «Союз».
Практикум

1

0

1

114

Частица как
часть речи

1

0

0

115

Разряды частиц

1

0

0

116

Разряды частиц.
Практикум

1

0

1

117

Правописание
частиц

118

Правописание
частицы не

1

0

0

119

Правописание
частицы не.
Практикум

1

0

1

120

Разграничение
частиц не и ни

1

0

0

121

Разграничение
частиц не и ни.
Практикум

1

0

1

122

Морфологическ
ий анализ
частицы

1

0

0

123

Повторение
темы «Частица»

124

Повторение
темы
«Частица».
Практикум

1

0

0

https://m.edsoo.ru/fa
280634

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
a948f6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
a94d6a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
a9510c

Библиотека ЦОК
1

0

0

https://m.edsoo.ru/fb
a95a26

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
a95918

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
a9562a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
a95b3e

Библиотека ЦОК
1

0

0

https://m.edsoo.ru/fb
a95d6e

Библиотека ЦОК
1

0

1

https://m.edsoo.ru/fb
a95e86

125

Повторение
темы
«Служебные
части речи».
Практикум

1

0

1

126

Междометия и
звукоподражате
льные слова в
системе частей
речи

1

0

0

127

Междометия и
звукоподражате
льные слова.
Практикум

1

0

1

128

Морфологическ
ий анализ
междометия

1

0

0

129

Междометия и
звукоподражате
льные слова в
разговорной и
художественной
речи.
Практикум

1

0

1

130

Омонимия слов
разных частей
речи

1

0

0

131

Омонимия слов
разных частей
речи.
Практикум

1

0

1

132

Контрольная
итоговая работа
за курс 7 класса

133

Повторение.
Правописание
не с
причастиями,
деепричастиями
, наречиями

1

0

0

134

Повторение.
Правописание н
и нн в
причастиях,

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
a9612e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
a96516

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
a96340

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
a9696c

Библиотека ЦОК
1

1

0

https://m.edsoo.ru/fb
a97c0e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
a9702e

отглагольных
прилагательных
, наречиях

135

Повторение.
Слитное,
раздельное,
дефисное
написание
наречий

1

0

0

136

Повторение.
Правописание
служебных
частей речи

1

0

0

136

10

36

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку
для учащихся с ОВЗ
«Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям,
умениям и навыкам учащихся с ОВЗ по русскому языку. В них
устанавливаются:
1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной
формами русского языка (критерии оценки орфографической и
пунктуационной грамотности, языкового оформления связного
высказывания, содержания высказывания);
2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;
3) объем различных видов контрольных работ;
4) количество отметок за различные виды контрольных работ.
Ученикам с ОВЗ предъявляются требования только к таким умениям и
навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки.
На уроках русского языка проверяются:
1) знание полученных сведений о языке;
2) орфографические и пунктуационные навыки;
3) речевые умения.
Оценка устных ответов учащихся с ОВЗ
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета
учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен
представлять собой связное, логически последовательное сообщение на
определенную тему, показывать его умение применять определения, правила
в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими
критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение
языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать
свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые
примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3)

излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм
литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же
требованиям, что и для оценки «5», но допускает 2-3 ошибки, которые сам же
исправляет, и 2-3 недочета в последовательности и языковом оформлении
излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание
основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий
или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и
привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом
оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится (в дневник и тетрадь), если ученик обнаруживает
незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала,
допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их
смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает
такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным
препятствием к успешному овладению последующим материалом. Если
ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ
(когда на проверку подготовки ученика с ОВЗ отводится определенное
время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов,
данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при
условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося,
но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка диктантов
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и
пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать
связные тексты, которые должны отвечать нормам современного
литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного
класса.
Объем диктанта устанавливается:
для 5 класса – 80-90 слов,
для 6 класса – 90-100 слов,
для 7 класса – 100-110 слов,
для 8 класса – 110-135 слов,

для 9 класса – 140-150 слов.
(При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные
слова.)
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми
и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего
количества слов:
для 5 класса – 15 слов,
для 6 класса – 16-20 слов,
для 7 класса – 21-25 слов,
для 8 класса – 26-30 слов,
для 9 класса – 31-35 слов.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся с ОВЗ по
определенной теме, должен включать основные орфограммы или
пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее
приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти
и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным
темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых
изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы
представлены не менее 3-4 случаями. Из изученных ранее орфограмм и
пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 3-4
случаями.
В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать:
•

в 5 классе -10 различных орфограмм и 2-3 пунктограммы,

•

в 6 классе -14 различных орфограмм и 3-4 пунктограммы,

•

в 7 классе -18 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм,

•

в 8 классе -20 различных орфограмм и 8 пунктограмм,

•

в 9 классе -22 различных орфограмм и 10 пунктограмм.

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные
орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3
предыдущих уроках).
В диктантах должно быть
•

в 5 классе – не более 3 слов,

•

в 6-7 классах – не более 5 слов,

•

в 8-9 классах – не более 7 различных слов с непроверяемыми и
труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики
специально обучались.

До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия)
сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и
пунктуационные ошибки:
1.В переносе слов;
2.На правила, которые не включены в школьную программу;
3.На еще не изученные правила;
4.В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась
специальная работа;
5.В передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания,
искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает),
«дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди
ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного
значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две
негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
1.В исключениях из правил;
2.В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3.В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях,
образованных от существительных с предлогами, правописание которых не
регулируется правилами;
4.В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и
причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5.В написании ы и и после приставок;
6.В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда
он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не; не кто иной
как; ничто иное не…; не что иное как и др.);
7.В собственных именах нерусского происхождения;
8.В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9.В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении
их последовательности.

10.Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок.
Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных
слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора
правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще;
колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного
слова.
Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для
выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое
(опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный –
грустить, резкий – резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая
следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более
ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в
ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной
ошибки (0/0; 0/1).
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и
двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х
пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии
орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х
орфографических ошибках, если среди них есть однотипные (2/0; 1/3, 0/4).
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4
орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5
пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии
орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за
диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3»
может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6
пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и
негрубые ошибки (4/4; 3/5; 0/7).
Оценка «2» выставляется за диктант (в дневник и тетрадь), в котором
допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6
орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9
пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных
ошибок.
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при
выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел,

превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким
пределом является
•

для оценки «4» - 2 орфографические ошибки,

•

для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5
орфографических ошибок),

•

для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и
дополнительного (фонетического, лексического, орфографического,
грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется
руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее
половины заданий.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при
выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки
за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется
руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 2-3 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 4-5 ошибок.
Оценка «2» ставится (в дневник и тетрадь) за диктант, в котором допущено
до 8 ошибок.
Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и
последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащих-ся.
Сочинения и изложения в 4-8 классах проводятся в соответствии с
требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изложения:
•

в 5 классе – 100-150 слов,

•

в 6 классе – 150-200 слов,

•

в 7 классе – 200-250 слов,

•

в 8 классе – 250-350 слов,

•

в 9 классе – 350-450 слов.

Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классов
может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не
проводится подготовительная работа.
Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений:
•

в 5 классе – 0,5 – 1,0 страницы,

•

в 6 классе – 1,0 – 1,5 страницы,

•

в 7 классе – 1,5 – 2,0 страницы,

•

в 8 классе – 2,0 – 3,0 страницы,

•

в 9 классе – 3,0 – 4,0 страницы.

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к
примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка.
С помощью сочинений и изложений проверяются:
1) умение раскрывать тему;
2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и
задачей высказывания;
3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая
ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е.
за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе
оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев,
когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В
этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по
литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
•

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

•

полнота раскрытия темы;

•

правильность фактического материала;

•

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
•

разнообразие словаря и грамматического строя речи;

•

стилевое единство и выразительность речи;

•

число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок –
орфографических, пунктуационных и грамматических.
При оценке сочинения необходимо учитывать:
1. Самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения,
уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие
оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить
первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в
настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов,
увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы.
Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2
пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 –
2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 –4, 4 – 4 – 6. При
выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во
внимание.
3.Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если
не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно
написано удовлетворительно.
4.На оценку сочинения и изложения распространяются положения об
однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником
исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
Оценка обучающих работ. Обучающие работы (различные упражнения и
диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем
контрольные работы.
При оценке обучающихся работ учитывается:
1) степень самостоятельности учащегося;
2) этап обучения;
3) объем работы;
4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и
«4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или
допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при
одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью
аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а
также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по
количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4»
допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении
определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя
может не оцениваться. Самостоятельные работы, выполненные без
предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для
контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Оценка тестов При проведении тестовых работ критерии оценок
следующие:
•

«5» - 80– 100 %;

•

«4» - 70 – 79 %;

•

«3» - 45 – 69 %;

•

«2»- 44 и менее %.

Выведение итоговых отметок
За учебную четверть и учебный год ставится итоговая отметка. Она является
единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика с
ОВЗ по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение
умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной
грамотности. Итоговая отметка не должна выводиться механически, как
среднее арифметическое предшествующих отметок. Решающим при ее
определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем
показателям ко времени выведения этой отметки. Однако для того, чтобы
стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении
всего учебного года, при выведении итоговых отметок необходимо
учитывать результаты их текущей успеваемости.
При выведении итоговой отметки преимущественное значение придается
отметкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими,
пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая от метка за грамотность не
может быть положительной, если на протяжении четверти (года)
большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за
орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались
баллом «2» с учетом работы над ошибками.
Организация учебного процесса: классно-урочная система
Организация текущего и промежуточного контроля знаний. Организация
текущего и промежуточного контроля знаний проводится в каждой теме, в
каждом разделе (указано в тематическом планировании).
38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».