Русский язык 9

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Тверской области
Торопецкий муниципальный округ Тверской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Торопецкая гимназия имени святителя Тихона,
Патриарха Московского и всея России

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

На заседании
педагогического совета

Директор гимназии

________________________
Замыслова В.И.
Протокол №1
от «02» 07 2024 г.

________________________
Замыслова В.И.
Приказ №7
от «02» 07 2024 г.

АДАПТИРОВАННАЯ БАЗОВАЯ
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку 9 класса для обучающихся ЗПР 7.1.
основное общее образование
Срок реализации: 1 год (2024/2025 учебный год)

г. Торопец, 2024

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе федерального
компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья ( утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 19
декабря 2014 №1598) ,
учебного плана гимназии на 2024 – 2025 учебный год и примерной Программы по русскому языку к
учебнику для 8 класса общеобразовательной школы авторов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой
(М.: Просвещение, 2018 год), утвержденной Министерством образования и науки РФ.

Количество часов соответствует программным требованиям: 102 часов (3 часа в неделю).
Целью обучения учащихся с ОВЗ по адаптированной программе является создание условий, обеспечивающих
возможность получения качественного образования, социальной адаптации детей
с помощью
дифференцированного подхода к обучению, формирование социальной компетентности, необходимой для
самореализации
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностноориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку
учащихся с ОВЗ
• воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры,
основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание
интереса и любви к русскому языку;
• совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих
свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение
словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому
взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
• освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях
общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о
русском речевом этикете;
• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки
зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию
Преподавание ведётся по учебнику для 8 класса
( Л.А.Тростенцова, Ладыженская Т.А. Русский язык. 8 класс. - М., 2022 г).

Планируемые предметные результаты освоения учебного курса.
Личностные результаты:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа,
определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств
личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому
самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей
и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы
текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов
разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования
(выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации,
компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
• свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных
носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести
самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации,
полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических
особенностей и использованных языковых средств;
• говорение и письмо:

способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной),
последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и
письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план,
пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла,
адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы
построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно
выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному,
услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов
монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.;
сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических,
стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил
орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать
жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной
практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового
оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их;
совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом;
участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать
родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний,
умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка,
литературы и др.);
•

3) коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения,
совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение
национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального
межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
Представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа,
как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и
культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение,
речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный,
публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного,
публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи
(повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности
употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами
русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими,
пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных
и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление
языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический,
морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с
точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования
выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей, лексической и грамматической синонимии и
использование их в собственной речевой практике.

Преподавание ведется по учебнику:
Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов,
Л.А. Тростенцова, М.: «Просвещение», 2019
;
3. Содержание учебного курса
Международное значение русского языка Повторение пройденного в 5 — 8
классах
Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.
Сложное предложение. культура речи
Сложные предложения.
Союзные сложные предложения Сложносочиненные предложения
Сложносочиненное предложение и его особенности. Слож- носочиненные предложения с союзами
(соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями
сложносочиненного
предложения.
Синтаксические
синонимы сложносочиненных предложений,
их текстообразующая роль.
1.

Авторское употребление знаков препинания.
2. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.
3. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.
Сложноподчиненные предложения
Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы
и союзные слова как средство связи придаточного с главным. Указательные слова в главном предложении.
Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания, между
главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.
1.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.
Умение
использовать
в
речи
сложноподчиненные
предложения
и
простые с обособленными второстепенными членами как синтакси- ческие синонимы.
3. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на
лингвистическую тему.
2.

Деловые документы (автобиография, заявление).
Бессоюзные сложные предложения
I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями
бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
И. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями
бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными
сложными предложениями.
III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую
тему.
Сложные предложения с различными видами связи
Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки
препинания в них. Сочетание знаков препинания.
2. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.
3. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
1.

Общие сведения о языке
Роль
языка
в
жизни
общества.
Язык
как
развивающееся
явление.
Языковые контакты русского языка.
Русский язык — первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили.
Богатство, красота, выразительность, русского языка.

Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык
межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из
индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии
русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. Видные
ученые-русисты, исследовавшие русский язык.
Систематизация
изученного
правописанию, культуре речи

по

фонетике, лексике,

грамматике

и

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах
связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.
Сочинение публицистического характера на общественные, морально- этические и историколитературные темы.
Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).
Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.
Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Общие сведения о языке
1.1

Роль русского языка в Российской
Федерации

2

1.2

Русский язык в современном мире

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78

Итого по разделу

4

Раздел 2. Язык и речь

2.1

Речь устная и письменная, монологическая
и диалогическая (повторение). Виды
речевой деятельности: аудирование, чтение,
говорение, письмо

Итого по разделу

Библиотека ЦОК

4

https://m.edsoo.ru/7f419b78

4

Раздел 3. Текст

3.1

Текст и его признаки (обобщение).
Функционально-смысловые типы речи
(обобщение). Смысловой анализ текста
(обобщение). Информационная переработка
текста

Итого по разделу

Библиотека ЦОК

3

https://m.edsoo.ru/7f419b78

3

Раздел 4. Функциональные разновидности языка

4.1

Функциональные разновидности языка.
Язык художественной литературы и его
отличия от других функциональных
разновидностей современного русского
языка

2

4.2

Научный стиль

3

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78

5

Раздел 5. Система языка. Синтаксис. Культура речи. Пунктуация
5.1

Сложное предложение

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78

5.2

Сложносочинённое предложение

12

4

5.3

Сложноподчинённое предложение

27

5

5.4

Бессоюзное сложное предложение

16

8

5.5

Сложные предложения с разными видами
союзной и бессоюзной связи

9

2

5.6

Прямая и косвенная речь. Цитирование

4

1

Итого по разделу

69

Повторение пройденного материала

8

Итоговый контроль (сочинения, изложения,
контрольные и проверочные работы, диктанты)

9

9

102

9

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78

21

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/
п

Количество часов
Тема урока

Все
го

1

Русский язык —
национальный
язык русского
народа, форма
выражения
национальной
культуры

1

2

Русский язык —
государственны
й язык
Российской
Федерации

1

3

Русский язык в
современном
мире

1

4

Русский язык —
один из
наиболее
распространенн
ых славянских
языков

1

5

Повторение.
Правописание
корней и
приставок

1

6

Повторение.
[[Правописание
суффиксов слов
разных частей
речи

1

7

Повторение.
Средства связи в
предложении и
тексте

Контроль
ные
работы

Практичес
кие
работы

Дата
изучен
ия

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
aa2bae

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
aa2cc6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
aa2de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
aa2f00

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
aa300e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
aa3f9a

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/fb
aa415c

8

Повторение.
Пунктуация в
простом
осложненном
предложении

1

9

Контрольная
работа
«Основные
орфографически
еи
пунктуационные
нормы»

1

10

Виды речевой
деятельности:
говорение,
письмо,
слушание,
чтение

1

11

Виды речевой
деятельности.
Виды чтения

1

12

Виды речевой
деятельности.
Приёмы работы
с учебной
книгой

1

13

Виды речевой
деятельности.
Подготовка к
сжатому
изложению

1

14

Изложение
подробное/сжат
ое)

1

15

Текст как
речевое
произведение

1

16

Функциональносмысловые типы
речи
(обобщение)

1

17

Информационна
я переработка
текста

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
aa4346

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/fb
aa4472

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
aa459e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
aa47ce

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
aa48f0

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/fb
aa51f6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
aa4cec

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
aa4cec

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
aa4f30

18

Язык
художественной
литературы

19

Язык
художественной
литературы.
Основные
изобразительновыразительные
средства
русского языка

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/fb
aa5430

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/fb
aa558e

Библиотека ЦОК
20

Научный стиль

21

Основные
жанры научного
стиля.
Структура
реферата и
речевые клише

1

22

Информационна
я переработка
научного текста.
Практикум

1

23

Сочинениерассуждение на
тему

1

24

Понятие о
сложном
предложении.
Классификация
типов сложных
предложений

1

25

Понятие о
сложносочинённ
ом
предложении,
его строении

1

26

Сочинениерассуждение с
объяснением
значения слова

1

1

https://m.edsoo.ru/fb
aa57e6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
aa5b42

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/fb
aa5c96

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/fb
aa782a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
aa5dae

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
aa610a

1

27

Виды
сложносочинённ
ых предложений

28

Смысловые
отношения
между частями
сложносочинённ
ого
предложения

1

29

Виды
сложносочинённ
ых
предложений.
Смысловые
отношения
между частями
сложносочинённ
ого
предложения.
Практикум

1

30

Знаки
препинания в
сложносочинённ
ых
предложениях

1

31

Знаки
препинания в
сложносочинённ
ых
предложениях.
Пунктуационны
й анализ

1

32

Знаки
препинания в
сложносочинённ
ых
предложениях.
Практикум

33

Синтаксический
и
пунктуационны
й анализ
сложносочинённ

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
aa63bc

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
aa69a2

Библиотека ЦОК
1

1

https://m.edsoo.ru/fb
aa6d12

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/fb
aa71b8

ого
предложения

34

Синтаксический
и
пунктуационны
й анализ
сложносочинённ
ого
предложения.
Практикум

35

Особенности
употребления
сложносочинённ
ых предложений
в речи

1

36

Повторение
темы
«Сложносочинё
нное
предложение»

1

37

Повторение
темы
«Сложносочинё
нное
предложение».
Практикум

1

38

Контрольная
работа по теме
"Сложносочинё
нное
предложение"

1

39

Понятие о
сложноподчинё
нном
предложении

1

40

Союзы и
союзные слова в
сложноподчинё
нном
предложении

1

41

Знаки
препинания в
сложноподчинё

Библиотека ЦОК
1

1

https://m.edsoo.ru/fb
aa64d4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
aa6b46

1

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/fb
aa738e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
aa750a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
aa76a4

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/fb
aa90e4

нном
предложении

42

Сочинениерассуждение
(определение
понятия и
комментарий)

43

Классификация
сложноподчинё
нных
предложений

44

Сложноподчинё
нные
предложения с
придаточными
определительны
ми

1

45

Сложноподчинё
нные
предложения с
придаточными
определительны
ми. Практикум

1

46

Сложноподчинё
нные
предложения с
придаточными
изъяснительным
и

1

47

Сложноподчинё
нные
предложения с
придаточными
изъяснительным
и. Практикум

1

48

Группы
сложноподчинё
нных
предложений с
придаточными
обстоятельствен
ными

1

1

1

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/fb
aa7b5e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
aa7d16

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
aa7ea6

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/fb
aa813a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
aa82c0

49

Сложноподчинё
нные
предложения с
придаточными
времени

1

50

Сложноподчинё
нные
предложения с
придаточными
места

1

51

Сложноподчинё
нные
предложения с
придаточными
причины

1

52

Сложноподчинё
нные
предложения с
придаточными
цели

1

53

Сложноподчинё
нные
предложения с
придаточными
следствия

1

54

Сложноподчинё
нное
предложение с
придаточным
условия

1

55

Сложноподчинё
нные
предложения с
придаточными
уступки

1

56

Сложноподчинё
нные
предложения с
придаточными
образа действия

1

57

Сложноподчинё
нные
предложения с

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
aa8400

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
aa8518

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
aa8770

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
aa887e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
aa898c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
aa8b26

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
aa8d6a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
aa8e8c

придаточными
меры и степени

58

Сложноподчинё
нные
предложения с
придаточными
сравнительными

59

Сложноподчинё
нные
предложения с
несколькими
придаточными

1

60

Однородное,
неоднородное и
последовательно
е подчинение
придаточных
частей в
сложноподчинё
нном
предложении

1

61

Правила
постановки
знаков
препинания в
сложноподчинё
нных
предложениях

1

62

Пунктуационны
й анализ
сложноподчинё
нных
предложений.
Практикум

1

63

Синтаксический
анализ
сложноподчинё
нного
предложения

1

64

Особенности
употребления
сложноподчинё
нных

1

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/fb
aa8fae

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
aa92f6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
aa949a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
aa95a8

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/fb
aa99a4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
aa9b16

1

предложений в
речи. Практикум

65

Повторение
темы
«Сложноподчин
ённое
предложение»

1

66

Повторение
темы
«Сложноподчин
ённое
предложение».
Практикум

1

67

Контрольная
работа по теме
Сложноподчинё
нное
предложение"

1

68

Понятие о
бессоюзном
сложном
предложении

1

69

Смысловые
отношения
между частями
бессоюзного
сложного
предложения

1

70

Виды
бессоюзных
сложных
предложений

1

71

Виды
бессоюзных
сложных
предложений.
Практикум

1

72

Бессоюзные
сложные
предложения со
значением
перечисления

1

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/fb
aa9c38

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
aa9d50

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
aa9e5e

1

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/fb
aaa23c

73

Запятая и точка
с запятой в
бессоюзном
сложном
предложении.
Практикум

1

74

Бессоюзные
сложные
предложения со
значением
причины,
пояснения,
дополнения

1

75

Двоеточие в
бессоюзном
сложном
предложении.
Практикум

1

76

Бессоюзные
сложные
предложения со
значением
противопоставл
ения, времени,
условия и
следствия,
сравнения

1

77

Тире в
бессоюзном
сложном
предложении.
Практикум

78

Синтаксический
и
пунктуационны
й анализ
бессоюзного
сложного
предложения

79

Синтаксический
и
пунктуационны
й анализ
бессоюзного

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/fb
aaa354

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
aaa476

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/fb
aaa584

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
aaa7a0

Библиотека ЦОК
1

1

https://m.edsoo.ru/fb
aaa926

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/fb
aaac78

Библиотека ЦОК
1

1

https://m.edsoo.ru/fb
aaad86

сложного
предложения.
Практикум

80

Грамматическая
синонимия
бессоюзных
сложных
предложений и
союзных
сложных
предложений.
Практикум

81

Употребление
бессоюзных
сложных
предложений в
речи. Практикум

1

82

Повторение
темы
«Бессоюзное
сложное
предложение»

1

83

Повторение
темы
«Бессоюзное
сложное
предложение».
Практикум

1

84

Сжатое
изложение с
грамматическим
заданием (в
тестовой форме)

1

85

Сложное
предложение с
разными видами
союзной и
бессоюзной
связи

1

86

Типы сложных
предложений с
разными видами
связи

1

Библиотека ЦОК
1

1

https://m.edsoo.ru/fb
aaa016

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/fb
aaab60

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
aaae94

1

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/fb
aaaa52

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
aaafc0

87

Нормы
построения
сложных
предложений с
разными видами
связи

1

88

Правила
постановки
знаков
препинания в
сложных
предложениях с
разными видами
связи

1

89

Правила
постановки
знаков
препинания в
сложных
предложениях с
разными видами
связи.
Практикум

1

90

Синтаксический
анализ сложных
предложений с
разными видами
связи

1

91

Пунктуационны
й анализ
сложных
предложений с
разными видами
связи

1

92

Повторение
темы "Сложные
предложения с
разными видами
союзной и
бессоюзной
связи"

1

93

Повторение
темы "Сложные
предложения с

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
aab5d8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
aab0d8

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
aab3b2

1

разными видами
союзной и
бессоюзной
связи".
Практикум

94

Прямая речь.
Знаки
препинания при
прямой речи

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/fb
aab934

Библиотека ЦОК
95

Косвенная речь

96

Цитаты. Знаки
препинания при
цитировании

1

97

Повторение
темы «Прямая и
косвенная речь».
Практикум

1

98

Итоговая
контрольная
тестовая работа
(в формате
ГИА)

1

99

Повторение.
Правописание
НЕ со словами
разных частей
речи

1

100

Повторение.
Запятая в
простом и
сложном
предложении

1

101

Повторение.
Двоеточие в
простом и
сложном
предложении

1

102

Повторение.
Тире в простом
и сложном
предложении

1

https://m.edsoo.ru/fb
aaba4c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
aabdda

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/fb
aabef2

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
aac00a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
aac12c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
aac24e

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/fb
aac370

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

102

9

21

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ДЛЯ УЧЕНИКА
Русский язык, 9 класс/ Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. и
другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение» 2023 год

4. Содержание
Содержание

1.
Международное
значение
русского
языка
2.
Повторение
изученного в 5-8 классах

Количество часов
Всего Контроль Развитие
знаний
речи
1
-

7

1

2

3.Сложное предложение

4

4. Сложносочиненные
предложения

6

1

5.
Сложноподчиненные
предложения

23

1

5

6.
Бессоюзные
сложные предложения

8

1

2

1
1

7.Сложные
предложения
с
разными
видами связи

6

8.Общие
сведения
о языке и речи

3

9.Систематизация
изученного
по
фонетике,
лексике,
грамматике,
правописанию
и
культуре речи

8

68
мониторинг достижений
учащихся
Внутрипредметный модуль 34
ИТОГО

102

1

2

2

5
2

15

7

15

Учебно-методический комплекс

Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. «Русский язык. 9
класс». Учебник для общеобразовательных учреждений.» М. :Просвещение,
2022
2. «Обучение русскому языку в 9 классе: Методические
рекомендации к учебнику для 9 класса общеобразовательных учреждений».
Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов и др. – М.:Просвещение,
2019
3. М.В. Григорьева, Т.Н. Назарова. «Диктанты по русскому
языку.9класс. К учебнику Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской и др.
«Русский
язык. 9класс»».
М.:Экзамен,
Экзамен,
2021 языку.9 класс. К учебнику
Л.А.Тростенцовой
4. Е.В.Петрова.
и др.».М.:
«Тесты
по русскому
2016
1.

6. Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать

роль русского языка как национального языка русского народа,
государственного
языка
Российской
Федерации
и
средства
межнационального общения;
• смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог;
сфера и ситуация речевого общения;
• основные
признаки
разговорной
речи,
научного,
публицистического, официально-делового стилей, языка
художественной литературы;
• особенности основных жанров научного, публицистического,
официально- делового стилей и разговорной речи;
• признаки текста и его функционально-смысловых типов
(повествования, описания, рассуждения);
• основные единицы языка, их признаки;
• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические,
лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы
речевого этикета; уметь
• различать
разговорную
речь,
научный,
публицис
тический,
официально- деловой стили, язык художественной
литературы;
• определять тему, основную мысль текста, функциональносмысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые
особенности текста;
• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
• объяснять с помощью словаря значение слов с национальнокультурным компонентом;
•

аудирование и чтение
адекватно понимать информацию устного и письменного
сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и
скрытую
чтения (изучающее,
• информацию);
читать тексты
ознакомительное,
разных стилейпросмотровое);
и жанров; владеть разными видами
• извлекать информацию из различных источников, включая
средства массовой ин-формации; свободно пользоваться лингвистическими
словарями, справочной лите-ратурой;
•

говорение и письмо
пересказ,
• изложение,
воспроизводить
конспект);
текст с заданной степенью свернутости (план,
• создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация,
реферат,
письмо,
заявление);
соответствии
• выступление,
осуществлять
с темой, целями,
выбор сферой
ирасписка,
организацию
и ситуацией
языковых
общения;
средств в
• владеть различными видами монолога (повествование, описание,
рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями,
установление и регулирование межличностных отношений);
• свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной
форме,
соблюдать
нормы
построения
текста
(логичность,
последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно

выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей
действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• соблюдать
в
практике
речевого
общения
основные
произносительные, лексические, грамматические нормы современного
русского литературного языка;
• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
• соблюдать
нормы русского речевого этикета; уместно
использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки
зрения еѐ правильности, находить грамматические и речевые ошибки,
недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные
тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
творческих
человека
• иосознания
общества;
способностей
роли родного
личности;
языка
значения
в развитии
родного
интеллектуальных
языка в жизни
и
• развития
речевой культуры, бережного и сознательного
отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как
явления культуры;
• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных,
бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых
грамматических средств; развития способности к самооценке на основе
наблюдения за собственной речью;
• использования родного языка как средства получения знаний по
другим учебным предметам и продолжения образования.
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку для
учащихся с ОВЗ
«Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям,
умениям и навыкам учащихся с ОВЗ по русскому языку. В них устанавливаются:
1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной
формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной
грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания
высказывания);
2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;
3) объем различных видов контрольных работ;
4) количество отметок за различные виды контрольных работ.
Ученикам с ОВЗ предъявляются требования только к таким умениям и навыкам,
над которыми они работали или работают к моменту проверки.
На уроках русского языка проверяются:
1) знание полученных сведений о языке;

2) орфографические и пунктуационные навыки;
3) речевые умения.
Оценка устных ответов учащихся с ОВЗ
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета
учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять
собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему,
показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых
понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои
суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не
только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал
последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же
требованиям, что и для оценки «5», но допускает 2-3 ошибки, которые сам же
исправляет, и 2-3 недочета в последовательности и языковом оформлении
излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных
положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий
или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и
привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом
оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится (в дневник и тетрадь), если ученик обнаруживает
незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала,
допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их
смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает
такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным
препятствием к успешному овладению последующим материалом. Если ученик
обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда
на проверку подготовки ученика с ОВЗ отводится определенное время), но и за
рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на
протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе
урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка
его умения применять знания на практике.
Оценка диктантов
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной
грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты,
которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть
доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается:
для 5 класса – 80-90 слов,
для 6 класса – 90-100 слов,
для 7 класса – 100-110 слов,
для 8 класса – 110-135 слов,
для 9 класса – 140-150 слов.
(При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и
труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего
количества слов:
для 5 класса – 15 слов,
для 6 класса – 16-20 слов,
для 7 класса – 21-25 слов,
для 8 класса – 26-30 слов,
для 9 класса – 31-35 слов.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся с ОВЗ по
определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы
этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных
навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют
подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых
изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены
не менее 3-4 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм
включаются основные: они должны быть представлены 3-4 случаями.
В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать:

•

в 5 классе -10 различных орфограмм и 2-3 пунктограммы,

•

в 6 классе -14 различных орфограмм и 3-4 пунктограммы,

•

в 7 классе -18 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм,

•

в 8 классе -20 различных орфограмм и 8 пунктограмм,

•

в 9 классе -22 различных орфограмм и 10 пунктограмм.

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные
орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3
предыдущих уроках).
В диктантах должно быть
•

в 5 классе – не более 3 слов,

•

в 6-7 классах – не более 5 слов,

•

в 8-9 классах – не более 7 различных слов с непроверяемыми и
труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики
специально обучались.

До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия)
сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и
пунктуационные ошибки:
1.В переносе слов;
2.На правила, которые не включены в школьную программу;
3.На еще не изученные правила;
4.В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась
специальная работа;
5.В передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания,
искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает),
«дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок
следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для
характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за
одну. К негрубым относятся ошибки:
1.В исключениях из правил;
2.В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3.В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях,
образованных от существительных с предлогами, правописание которых не
регулируется правилами;
4.В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и
причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5.В написании ы и и после приставок;
6.В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он
ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не; не кто иной как;
ничто иное не…; не что иное как и др.);
7.В собственных именах нерусского происхождения;
8.В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9.В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их
последовательности.
10.Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если
ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то
она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора
правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют,
борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для
выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое
(опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить,
резкий – резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая
подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то
все они считаются за одну ошибку.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней
одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки
(0/0; 0/1).
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух
пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок
или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.
Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди
них есть однотипные (2/0; 1/3, 0/4).
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и
4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок

или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4
классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и
4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при
наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и
других имеются однотипные и негрубые ошибки (4/4; 3/5; 0/7).
Оценка «2» выставляется за диктант (в дневник и тетрадь), в котором допущено
до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8
пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок,
или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при
выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел,
превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом
является
•

для оценки «4» - 2 орфографические ошибки,

•

для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5
орфографических ошибок),

•

для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного
(фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания,
выставляются 2 оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется
руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее
половины заданий.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при
выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за
диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется
руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 2-3 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 4-5 ошибок.
Оценка «2» ставится (в дневник и тетрадь) за диктант, в котором допущено до 8
ошибок.
Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и
последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащих-ся.
Сочинения и изложения в 4-8 классах проводятся в соответствии с требованиями
раздела программы «Развития навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изложения:
•

в 5 классе – 100-150 слов,

•

в 6 классе – 150-200 слов,

•

в 7 классе – 200-250 слов,

•

в 8 классе – 250-350 слов,

•

в 9 классе – 350-450 слов.

Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классов
может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не
проводится подготовительная работа.
Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений:
•

в 5 классе – 0,5 – 1,0 страницы,

•

в 6 классе – 1,0 – 1,5 страницы,

•

в 7 классе – 1,5 – 2,0 страницы,

•

в 8 классе – 2,0 – 3,0 страницы,

•

в 9 классе – 3,0 – 4,0 страницы.

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному,
так как объем ученического сочинения зависит от многих об-стоятельств, в
частности от стиля и жанра сочинения, от почерка.
С помощью сочинений и изложений проверяются:
1) умение раскрывать тему;
2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и
задачей высказывания;
3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за
содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение
орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются
оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа,
проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за
содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
•

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

•

полнота раскрытия темы;

•

правильность фактического материала;

•

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
•

разнообразие словаря и грамматического строя речи;

•

стилевое единство и выразительность речи;

•

число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок –
орфографических, пунктуационных и грамматических.
При оценке сочинения необходимо учитывать:
1. Самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения,
уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального
замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за
сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих
нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для
отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке
грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2
грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3»
ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 –4, 4 – 4 – 6. При выставлении
оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3.Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не
раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано
удовлетворительно.
4.На оценку сочинения и изложения распространяются положения об
однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях,
приведенные в разделе «Оценка диктантов».
Оценка обучающих работ. Обучающие работы (различные упражнения и
диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем
контрольные работы.
При оценке обучающихся работ учитывается:
1) степень самостоятельности учащегося;
2) этап обучения;
3) объем работы;
4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4»
ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил,
но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне
грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи,
подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или
отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем
диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления
ошибок.
Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении
определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя
может не оцениваться. Самостоятельные работы, выполненные без
предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для
контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Оценка тестов При проведении тестовых работ критерии оценок следующие:
•

«5» - 80– 100 %;

•

«4» - 70 – 79 %;

•

«3» - 45 – 69 %;

•

«2»- 44 и менее %.

Выведение итоговых отметок
За учебную четверть и учебный год ставится итоговая отметка. Она является
единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика с ОВЗ
по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями,
речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.
Итоговая отметка не должна выводиться механически, как среднее
арифметическое предшествующих отметок. Решающим при ее определении
следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко
времени выведения этой отметки. Однако для того, чтобы стимулировать
серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года,
при выведении итоговых отметок необходимо учитывать результаты их текущей
успеваемости.
При выведении итоговой отметки преимущественное значение придается
отметкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими,
пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая от метка за грамотность не
может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство
контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую,
пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом «2» с учетом
работы над ошибками.
Организация учебного процесса: классно-урочная система

Организация текущего и промежуточного контроля знаний. Организация
текущего и промежуточного контроля знаний проводится в каждой теме, в
каждом разделе (указано в тематическом планировании).
38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».