География 9 класс 7.1.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Тверской области
Торопецкий муниципальный округ Тверской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Торопецкая
гимназия имени святителя Тихона,
Патриарха Московского и всея России

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом совете

Директор гимназии

___________________
Замыслова В.И.
Протокол №1 от «02» 07 2024 г.

________________________
Замыслова В.И.
Приказ №7 от «02» 07 2024 г.

АДАПТИРОВАННАЯ БАЗОВАЯ
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по Географии 9 классов для обучающихся ЗПР 7.1.
основное общее образование
Срок реализации: 1 год (2024/2025 учебный год)

г. Торопец, 2024 г

1. Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа по географии для 9 класса с задержкой
психического развития (вариант 7.1) составлена в соответствии со следующими
нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
1.Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012
2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации (Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897)
4.Адаптированная образовательная программа основного общего образования
5.Учебный план на 2024-2025 учебный год.
6. Рабочие программы по учебникам географии для 5-9 классов под редакцией
О.А.Климановой, А.И.Алексеева сост. И.Г.Смирнова, разработанные в
соответствии с ФГОС, примерной образовательной программой по географии.
Издательство: «Учитель», Волгоград., 2018г.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
1.Учебник: А.И.Алексеев, В.А.Низовцев, Э.В.Ким. 9 класс. География России.
Хозяйство и географические районы. М., просвещение 2024 год. (с Приложением)
2.Методическое пособие к учебникам А.И. Алексеева, В.А. Низовцева, Э.В. Ким и
др. «География. География России. Природа и население. 8 класс» и «География
России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» под ред. А.И.Алексеева /
Э.В.Ким, В.И.Сиротин, А.И. Крылов. – М.: Просвещение, 2024
3.Контрольно- измерительные материалы 9 класс/ Сост. Е.А. Жижина М: ВАКО
2024
4.Географический атлас, 7,8, 9 класс– Просвещение 2024
Общая характеристика учебного предмета
Курс «География России» завершает базовое географическое образование, создает у
учащихся образ страны во всем ее многообразии и целостности. Его содержание
связано с ключевыми экономическими, экологическими, социальными проблемами,
решаемыми Россией на данном этапе ее развития, возрождением России как великой
евроазиатской державы. Курс «География России» служит одной из основ
формирования духовности, воспитания патриотизма, интернационализма будущих
граждан России, их уважения к культуре и истории своей Родины и населяющих ее
народов, экономического и эстетического образования школьников.
Основная цель курса – создать у учащихся целостное представление о своей
Родине, раскрыть разнообразие ее природных условий и ресурсов, населения,
познакомить учащихся с этапами заселения и освоения территории России,
разнообразными условиями жизни и деятельности людей в разных регионах страны.
Задачи программы:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических
особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине

— России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее
сохранения и рационального использования;
• овладение умениями использовать один из «языков» международного общения
— географическую карту, статистические материалы, современные
геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации
различных географических данных; применять географические знания для
объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения
географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране,
взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного
отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических
знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и
социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на
определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности
окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Практическая потребность и необходимость разработки адаптированной рабочей
программы по географии для обучающихся с ОВЗзаключается в том, что она
позволит в лучшей степени обеспечить социализацию детей этой категории, где
каждый ребенок сможет развиваться в своем собственном режиме и получит
доступное качественное образование с учетом индивидуальных потребностей и
собственных возможностей в условиях инклюзивного образования.
Основная цель - построение образовательного процесса для ребенка с ЗПР в
соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития
и образовательных потребностей.
Коррекционно – развивающие задачи курса «География 9 класс»:
- коррекция недостатков развития детей с ограниченными возможностями
здоровья с учетом их возможностей;
 формирование из ученика личность независимо от его возможностей здоровья
и развития;
 выстроить образовательную среду, которая позволит каждому ученику, а не
только с ЗПР, добиваться успехов, ощущать безопасность,
 ценность совместного пребывания в коллективе; предоставить каждому
ребёнку с ЗПР возможность включения в образовательную и социальную жизнь
школы по месту жительства;
 развитие у учащихся основных мыслительных операций (анализ, синтез,
сравнение, обобщение);
 нормализация взаимосвязи деятельности с речью;
 формирование приемов умственной работы (анализ исходных данных,
планирование
деятельности,
осуществление
поэтапного
и
итогового
самоконтроля);

- развитие речи, умения использовать при пересказе соответствующую
терминологию;
 развитие общеучебных умений и навыков.
Рабочая программа по географии рассчитана на учащихся, имеющих ЗПР,
влекущее за собой быструю утомляемость, низкую работоспособность,
повышенную отвлекаемость, а что, в свою очередь, ведет к нарушению внимания,
восприятия, абстрактного мышления. У таких детей отмечаются периодические
колебания внимания, недостаточная концентрация на объекте, малый объём памяти.
Учет особенностей таких учащихся требует, чтобы при изучении нового материала
обязательно происходило многократное его повторение; расширенное рассмотрение
тем и вопросов, раскрывающих связь с жизнью. Для эффективного усвоения
учащимися с ЗПР учебного материала по географии для изучения нового материала
используются готовые опорные конспекты, индивидуальные дидактические
материалы и тесты на печатной основе. При составлении рабочей программы по
географии учитывались следующие особенности детей: неустойчивое внимание,
малый объем памяти, затруднения при воспроизведении материала,
несформированность мыслительных операций, анализа, синтеза, сравнения, плохо
развиты навыки чтения, устной письменной речи. Процесс обучения таких
школьников имеет коррекционно–развивающий характер, направленный на
коррекцию имеющихся у обучающихся недостатков, пробелов в знаниях и
опирается на субъективный опыт школьников, связь изучаемого материала с
реальной жизнью. Часть материала, не включенного в «Требования к уровню
подготовки выпускников», изучается в ознакомительном плане, а некоторые,
наиболее сложные вопросы, исключены из рассмотрения. В ходе преподавания
географии по адаптированной программе, работы над формированием у учащихся
универсальных учебных действий следует обращать внимание на то, чтобы они
овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами
деятельности, приобретали опыт:
- планирования и осуществления алгоритмической деятельности;
 решения разнообразных задач из различных разделов курса, в том числе задач,
требующих поиска пути и способов решения; ясного изложения своих мыслей в
устной и письменной форме;
 поиска информации, использования разнообразных информационных
источников, включая учебную и справочную литературу, современные
информационные технологии.
Адаптированная рабочая программа составлена на основе ФГОС ООО второго
поколения и полностью отражает базовый уровень подготовки школьников.
Программа спланирована в соответствии с основными положениями системно –
деятельностного подхода в обучении географии, конкретизирует содержание тем
Стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Принцип работы с учащимися с ЗПР по адаптированным программам - это речевое
развитие, что ведет непосредственным образом к интеллектуальному развитию:
учащиеся должны проговаривать ход своих рассуждений, пояснять свои действия
при решении различных заданий. Похвала и поощрение - это тоже большая

движущая сила в обучении детей данной категории. Важно, чтобы ребенок поверил
в свои силы, испытал радость от успеха в учении
Место учебного предмета в учебном плане:
География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. На изучение географии в 9
классе согласно учебному плану гимназии отводится 68 ч (2 ч в неделю).
В связи с переходом на учебники линии УМК О. А. Климановой, А. И. Алексеева.
География (5-9) в 9 классе не хватает темы население России. Поэтому в рабочей
программе добавлено 7 часов на изучение этой темы в разделе введение за счет
резерва.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета:
1.Предметные результаты
Обучающийся научится:
Использовать различные источники географической информации
:(картографические, статистические, текстовые, фотоизображения, компьютерные
базы данных) для поиска и извлечения информации, для решения учебных и
практико-ориентированных задач;
-анализировать, обобщать географическую информацию;
-находить и формулировать по результатам наблюдений зависимости и
закономерности;
-определять и сравнивать качественные и количественные показатели,
характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в
пространстве по географическим картам разного содержания;
- выявлять в процессе работы с источниками географической информации
содержащуюся в них противоречивую информацию;
-составлять описания географических объектов, процессов и явлений с
использованием разных источников географической информации;
-представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для
решения учебных и практико-ориентированных задач.
-ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных
навигационных приборов;
-читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические
карты;
-строить простые планы местности;
-создавать простейшие географические карты различного содержания;
-моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных
программ.
-различать принципы выделения и устанавливать соотношения между
государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
-оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей
на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

-использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем времени для
решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном
времени территорий с контекстом из реальной жизни.
Обучающийся получит возможность научиться:
-оценивать возможные в будущем изменения географического положения России,
обусловленные
мировыми
геодемографическими,
геополитическими
и
геоэкономическими процессами, а также развитием глобальной коммуникационной
системы.
-различать географические процессы и явления, определяющие особенности
природы страны и отдельных регионов;
-сравнивать особенности природы отдельных регионов страны;
-оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных
территорий;
-описывать положение на карте и взаиморасположение географических объектов;
-объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
-оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных
территорий России;
-создавать собственные тексты и устные сообщения об особенностях компонентов
природы России на основе нескольких источников информации, сопровождать
выступление презентацией.
-оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий
страны, связанных с глобальными изменениями климата;
-делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате
изменения их компонентов.
2. Метапредметные результаты обучения
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
классифицировать информацию в соответствии с выбранными признаками;
сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;
систематизировать информацию;
структурировать информацию;
Обучающийся получит возможность научиться:
формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;
владеть навыками анализа и синтеза;
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
искать и отбирать необходимые источники информации;
использовать информационнокоммуникационные технологии на уровне общего
пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию
выполненных работ на основе умений безопасного использования
средствинформационнокоммуникационных технологий и сети Интернет;
представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах;
работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план,
выводы, конспект, тезисы выступления, переводить информацию из одного вида в
другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.);

использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;
Обучающийся получит возможность научиться:
создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными
задачами;
составлять рецензии, аннотации;
выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при
выступлении; вести дискуссию, диалог; находить приемлемое решение при наличии
разных точек зрения.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять
общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
-уметь воспринимать информацию на слух, задавать вопросы.
-уметь слушать учителя, извлекать информацию из различных источников.
Обучающийся получит возможность научиться:
- выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при
выступлении;
- вести дискуссию, диалог;
- находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.
Формирование ИКТ –компетентности
Обучающийся научится:
-подключать устройства ИКТ к электрическим и информационным сетям,
использовать аккумуляторы;
-соединять устройства ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер,
проектор, сканер, измерительные устройства и т. д.) с использованием
проводных и беспроводных технологий;
-правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную
систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными
объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение,
запоминание и вырезание);
- осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной
сети Интернет;
-входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе
через Интернет, размещать в информационной среде различные
информационные объекты;
- выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными
материалами;
- соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и
ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие
специфику работы с различными экранами.
Личностные результаты
У обучающегося будет сформировано:
- всесторонне образованной, инициативной и успешной личность, обладающая
системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций,
идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их
крупных районов и стран;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее
сохранения и рационального использования;
Обучающийся получит возможность для формирования:
-уважения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу
жизни других народов, толерантность;
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной
деятельности.
3. Содержание учебного курса
Введение. Население России (8 ч.)
Как изменялась численность населения России в 18-20 вв. Людские потери России
от войн, голода, репрессий. Демографические кризисы.
Понятие о воспроизводстве населения. Типы воспроизводства.
Графики изменения численности и естественного движения населения как один из
видов представления информации.
Соотношение мужчин и женщин в населении. Причины повышения смертности
мужчин. Факторы, влияющие на продолжительность жизни.
Половозрастная пирамида населения России. Факторы старении населения и
факторы сохранения высокой доли молодежи.
Диаграммы как источник географической информации. Их виды.
Виды миграций населения. Роль миграций в становлении и развитии России.
Факторы миграций. Влияние миграционной подвижности на традиции, характер и
поведение людей.
Внешние миграции населения: в Россию из нее.
Территориальная подвижность населения. Суточные, недельные, годовые циклы
передвижений населения.
Картограммы как вид географической информации.
Экономическая оценка жизни человека, экономическая связь поколений. Трудовые
ресурсы, их состав и использование. Рынок труда. География безработицы.
Что такое этнический состав населения? Этносы, их отличительные признаки.
Этнический состав населения России. Религии России. Роль религии в
формировании Российского государства. Преобладающие религии страны, связь
религиозного и этнического состава населения.
Плотность населения. Сопоставление плотности населения в разных регионах
России и других странах. Влияние плотности населения на хозяйство , жизнь людей,
на природную среду.
Расселение людей, типы населенных пунктов. Отличие города от села. Понятие
урбанизации, ее показатели.

РАЗДЕЛ 1. Хозяйство России. (14 часов.)
Тема 1.Общая характеристика хозяйства. Географическое
районирование. (2ч.)
Понятие хозяйства. Его структура. Отрасли и их группировки. Три сектора
хозяйства – первичный, вторичный, третичный. Изменение структуры хозяйства
России. Этапы развития хозяйства России. Циклические закономерности развития
хозяйства. Особенности индустриального пути развития России. Географическое
районирование. Его виды. Природное и экономическое районирование России.
Географические районы России. Административно – территориальное деление как
один из видов районирования.
Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы России. (12 ч.)
Агропромышленный комплекс. Состав, структура, проблема развития.
Сельское хозяйство, его основные особенности. Структура сельскохозяйственных
угодий. Отраслевой состав сельского хозяйства. Структура и география
растениеводства. Животноводство и его структура. География животноводства.
Лёгкая и пищевая промышленность в составе АПК. Особенности их развития
в настоящее время. География лёгкой и пищевой промышленности.
Лесной комплекс, его структура. Специфика лесного комплекса России.
Основные отрасли и закономерности их размещения. Представление о
лесопромышленном комплексе. Проблемы лесного комплекса.
Топливно – энергетический комплекс (ТЭК) и его значение в развитии
хозяйства
России
(нефтяная
и
газовая,
угольная)
промышленность.
Элекроэнергетика.
Металлургический комплекс его значение в хозяйстве. Чёрная металлургия и
цветная металлургия, их структура. Типы металлургических предприятий, факторы
их размещения. Современная география чёрной и цветной металлургии.
Машиностроительный комплекс, его роль и место в хозяйственной жизни
страны, отраслевой состав, связь с другими комплексами. География
машиностроения. Военно-промышленный комплекс (ВПК).
Химическая промышленность. Уникальность отрасли. Структура химической
промышленности. Производство миниральных удобрений. Химия полимеров.
Химическая промышленность и окружающая среда.
Инфраструктурный комплекс. Транспортный комплекс, его значение.
Сравнение различных видов транспорта. Проблемы транспортного комплекса.
Информационная инфраструктура. Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство.
Территориальное географическое разделение труда.
РАЗДЕЛ 2 Районы России. (44 ч.)
Тема 1. Европейская часть России. (27 ч.)
Районирование России. Общая характеристика Европейской России (состав,
историческое изменение, природные условия, ресурсы). Население и главные черты
хозяйства. Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион.
Географические особенности областей Центрального района. Волго-Вятский и

Центрально-Чернозёмные районы. Северо-Западная район. Санкт-Петербургский,
его основные этапы развития. Калининградская область. Европейский Север.
Географическое положение, природные условия и ресурсы. Население. Этапы
освоения и заселения территории. Поволжье. Географическое положение. Волга как
главная ось хозяйства и расселения и как природно хозяйственная граница.
Этническая и культурная неоднородность района. Крупнейшие города района.
(Казань, Самара, Волгоград), особенности их экономико – географического
положения и этапы развития. Северный Кавказ. Особенности географического
положения, и разнообразие природы. Внутренняя неоднородность территории.
Природно – хозяйственные зоны. Полезные ископаемые. Народы Северного
Кавказа. Чёрное, Азовское и Каспийское моря , их природа и хозяйственное
использование. Географическое положение, природные условия и ресурсы Урала.
Проблемы населения и трудовых ресурсов. География и проблемы современного
хозяйства.
Тема 2 Азиатская часть России. (17ч.)
Природа Сибири. Рельеф, климат, реки, ландшафты и условия ведения
хозяйства. Природа и ресурсы гор Южной Сибири. Полезные ископаемые. Климат и
горные реки. Арктические моря. Русские географические открытия. Особенности
морей. Северный морской путь и его значение. Население Сибири. Этнический
состав. Хозяйственное освоение Сибири. Общая характеристика Восточного
макрорегиона. Этапы, проблемы и перспективы развития экономики. Западная
Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток.
Тема. Россия в мире. (1ч.)
Внешние экономические связи России. Изменение места России в мировом
хозяйстве. Современная внешняя торговля России. Место России в мировой
политике в различные исторические периоды. Россия и сопредельные страны.
Итоговое повторение (1 ч.)
Тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4
5
6

Наименование
тем

разделов, Количес
тво
часов
Введение
1
Население России
7
Хозяйство России
14
Районы России
44
Россия в мире
1
Итоговое повторение
1
Итого
68

Практические
работы

Контрольные работы

1
9
6

1
1
1
1

Распределение часов по разделам
№
п/п

1

Тема раздела

Введение.

Количество Количество
часов по
часов по
авторской
рабочей
программе программе
1
1

2
3

Население России
Раздел I. Хозяйство России.

-

4

Тема 1. Общая характеристика хозяйства.
Географическое районирование.
Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые
комплексы России.
Раздел II. Районы России.

4
16

2
12

Тема 1. Европейская часть России. (24ч.)

26

27

Тема 2 Азиатская часть России. (15ч.)
Россия в мире.

16
1

17
1

4

5
6 Итоговое повторение
Итого:

1
64

68

4. Календарно-тематическое планирование
№
п/
п
1

2

3

4

56

7

Дата
проведения

Содержание темы (разделы, темы), тип
урока

Практические
работы

Знать роль экономической и социальной
географии в жизни современного общества.

Введение (1ч.)
Изучение нового материала
Население (7ч)
Численность населения России
Численность населения России и особенности
его размещения.
Изучение нового материала

Половой и возрастной состав населения
России.
Воспроизводство населения.
Демографическая ситуация в России.
Комбинированный
Народы и религии России.
Этногеграфическое положение России.
Россия многонациональное государство.
География религий.
Комбинированный
Территориальные особенности
размещения населения.
Размещение населения на территории России.
Функции поселений. Городские агломерации.
Урбанизация в России.
Комбинированный
Миграции населения.
Комбинированный

Требования к уровню подготовки
учащихся

Входной контроль

Пр.№1 Определение
по картам и статист.
материалам крупных
народов и
особенностей их
размещения,
сопоставление с
административнотерриториальным

Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь: объяснять значение понятий:
«естественное движение населения», «демографический кризис»,
«воспроизводство населения», «традиционный тип
воспроизводства», «современный тип воспроизводства»,
«половозрастная пирамида», «миграции», «внутренние миграции»,
«внешние миграции», «причины миграции», «главные
направления миграционных потоков», «территориальная
подвижность населения», «трудовые ресурсы», «качество
трудовых ресурсов», «рынок труда», «экономически активное
население», «этнос», «этнический состав», «этническое
самосознание», «религиозный состав», «традиционные религии»,
«плотность населения», «емкость территории», «главная полоса
расселения», «урбанизация», «городская агломерация», «типы
заселения территорий»;называть численность населения России,
сравнивать ее с другими крупнейшими странами мира по этому
показателю; читать учебные графики, объяснять изменения
численности населения и естественного движения населения
России в историческом плане; объяснять различие между
традиционным и современным типами воспроизводства,
используя для построения ответа текст и иллюстративный
материал учебника; объяснять влияние различных факторов на
продолжительность жизни населения страны; молодежи и лиц
старшего возраста; сравнивать свою местность с другими
районами по этим показателям, объяснять выявленные различия;
строить диаграммы и графики на основе статистических
материалов, читать и анализировать их, объяснять особенности
половозрастного состава населения России; объяснять причины и
основные направления миграций населения России; на основе
имеющихся знаний об изменении численности населения,
естественного движения и миграций оценивать изменение
демографической ситуации в России и своей местности (другой
вариант — объяснять современную демографическую ситуацию
страны);называть факторы, влияющие на территориальную
подвижность населения; объяснять усиление территориальной
подвижности на современном этапе развития общества; давать
описание особенностей территориальной подвижности населения
своей местности, выделять на схеме главные направления
суточного и недельного движения населения; характеризовать
состав и использование трудовых ресурсов своей страны и своей
местности на основе учебника и краеведческого материала;
приводить примеры народов России, относящихся к разным

Домашнее
задание

С.7-8

П.1,2,3

П.4,5

П.6,7,8

П.9,10

делением РФ.
8

Контрольная работа «Население России»
Повторительно-обобщающий

языковым семьям и группам, в том числе народов, живущих в
вашей местности; выделять на карте «Народы России» районы
проживания крупных народов и народов своего края; регионы, где
наблюдается пестрота национального состава; приводить примеры
республик в составе Российской Федерации, определять по
статистическим показателям долю титульной нации в населении
данных автономных образований; показывать по карте основные
районы распространения на территории России православия,
мусульманства, буддизма; приводить примеры этнического и
религиозного состава населения страны; определять на основе
работы с картой плотность населения отдельных районов страны,
в том числе своей местности; объяснять выявленную
контрастность в плотности населения России; отбирать
необходимые тематические карты учебника для построения
ответа; читать график изменения соотношения городского и
сельского населения страны; называть показатели процесса
урбанизации; объяснять разнообразие типов заселения территории
страны на основе анализа текстовых карт; давать характеристику
расселения своей местности; приводить примеры различных
функций городов, в том числе ближайших к своей местности;
называть способы отображения географической информации на
различных видах карт (текстовых, атласа,
демонстрационных);приводить примеры территориальных
различий в условиях жизни и хозяйственной деятельности в
различных типах поселений.
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь: планировать свою деятельность под
руководством учителя и самостоятельно; работать в соответствии
с поставленной учебной задачей, с предложенным или
составленным самостоятельно планом; участвовать в совместной
деятельности; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;
оценивать свою работу и работу одноклассников; выделять
главное, существенные признаки понятий; определять критерии
для сравнения фактов, явлений, событий, объектов; факты,
явления, события по заданным критериям; высказывать суждения,
подтверждая их фактами; классифицировать информацию по
заданным признакам; выявлять причинно-следственные связи;
решать проблемные задачи; анализировать связи соподчинения и
зависимости между компонентами объекта; искать и отбирать
информацию в учебных и справочных пособиях, выделять
главную мысль, искать определение понятий, составлять простой
и сложный план, искать ответы на вопросы, составлять вопросы к
текстам, составлять логические цепочки, составлять по тексту
таблицы, схемы; составлять качественное и количественное
описание объекта; классифицировать информацию; создавать
тексты разных типов (описательные, объяснительные) и т. д.;
создавать презентационные материалы.
Личностные результаты обучения
Учащийся должен обладать: целостным мировоззрением,
соответствующим современному уровню развития науки и
общественной практики, учитывающим социальное, культурное,
духовное многообразие современного мира; осознанным,
уважительным и доброжелательным отношением к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира;

Раздел 1. Хозяйство России.
Тема 1.
Общая характеристика хозяйства (2ч.)

готовности и способности вести диалог с другими людьми и
достигать в нем взаимопонимания; коммуникативной
компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками,
детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности; стетическим сознанием, развитым через
освоение художественного наследия стран и народов мира.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:объяснять значение понятий:
«экономическая география», «социальная география», «первичная,
вторичная и третичная сферы (сектора) хозяйства», «структура
хозяйства», «отрасль хозяйства», «технологические циклы
(Кондратьева)», «наукоемкое, трудоемкое, материалоемкое,
энерго- и водоемкое производства», «межотраслевые комплексы»,
«специализация», «кооперирование», «концентрация в
производстве», «внутри- и межотраслевые связи», «транспортная
магистраль», «инфраструктура», «географическое разделение
труда», «отрасль специализации», «экономический район»,
«экономическое районирование», «отрасли», «межотраслевые
комплексы», «АПК», «ТЭК», «факторы размещения
производства», «энергетическая система», «типы
электростанций», «транспортная инфраструктура»,
«информационная инфраструктура», «телекоммуникационная
сеть», «Интернет», «сотовая связь», «сфера услуг»,
«рекреационное хозяйство», «экологический туризм»;уметь
отбирать и пользоваться разнообразными источниками
географической информации; читать и анализировать графические
и статистические материалы, тематические (отраслевые) карты;
объяснять межотраслевые и внутриотраслевые связи, влияние
различных факторов на развитие и размещение производств,
взаимосвязи природы, населения и хозяйства на примере
отдельных отраслей и межотраслевых комплексов; называть
сферы (сектора) хозяйства и главные отрасли в их составе;
называть и объяснять основные этапы развития хозяйства России,
изменения в структуре хозяйства; называть отрасли, входящие в
состав тех или иных комплексов; объяснять изменения структуры
отрасли, их значение в экономике страны; называть и показывать
главные районы добычи природных ресурсов, главные районы и
центры отраслей промышленности; объяснять и приводить
примеры взаимосвязей между производствами внутри отрасли и
межотраслевые связи и особенности их размещения; объяснять
значение района своего проживания в производстве или
потреблении продукции той или иной отрасли, того или иного
производства; объяснять значение той или иной отрасли для
российской экономики; называть, показывать по карте и
приводить примеры крупнейших предприятий страны, объяснять
особенности их размещения и влияние различных факторов на
размещение; объяснять значение термина «межотраслевые связи»,
возникновение экологических проблем, связанных с различными
производствами; приводить примеры крупных магистралей
страны, выявлять особенности их географического положения,
показывать по карте; объяснять влияние природных условий на
работу отдельных видов транспорта и влияние транспорта на
состояние окружающей среды; приводить примеры современных
видов связи ;сравнивать уровень информатизации и развития

разных видов связи разных районов России; объяснять
территориальные различия в развитии отраслей третичной сферы,
значения географического разделение труда.
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь: ставить учебные задачи; вносить
изменения в последовательность и содержание учебной задачи;
выбирать наиболее рациональную последовательность
выполнения учебной задачи; планировать и корректировать свою
деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;
оценивать свою работу в сравнении с существующими
требованиями ;классифицировать в соответствии с выбранными
признаками; сравнивать объекты по главным и второстепенным
признакам; систематизировать информацию; структурировать
информацию; определять проблему и способы ее решения;
формулировать проблемные вопросы, искать пути решения
проблемной ситуации; владеть навыками анализа и синтеза;
искать и отбирать необходимые источники информации;
использовать информационно-коммуникационные технологии на
уровне общего пользования, включая поиск, построение и
передачу информации, презентацию выполненных работ на основе
умений безопасного использования средств информационнокоммуникационных технологий и сети Интернет; представлять
информацию в различных формах (письменной и устной) и видах;
работать с текстом и внетекстовым и компонентами: составлять
тезисный план, выводы, конспект, тезисы выступления,
переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу,
карту в текст и т. п.);использовать различные виды
моделирования, исходя из учебной задачи; создавать собственную
информацию и представлять ее в соответствии с учебными
задачами; составлять рецензии, аннотации; выступать перед
аудиторией, придерживаясь определенного стиля при
выступлении;вести дискуссию, диалог; находить приемлемое
решение при наличии разных точек зрения.
Личностные результаты обучения
Учащийся должен обладать: российской гражданской
идентичностью: патриотизмом, уважением к Отечеству, прошлому
и настоящему многонационального народа России; осознанием
своей этнической принадлежности, знанием истории, культуры
своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоением гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества; чувством ответственности и долга перед
Родиной; целостным мировоззрением, соответствующим
современному уровню развития науки и общественной практики;
гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью
и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания; коммуникативной компетентностью в общении
и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего
возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности; пониманием ценности здорового и безопасного
образа жизни, правилами индивидуального и коллективного
безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях; основами
экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления; эстетическим сознанием, развитым

через освоение художественного наследия народов России.

9
10

11
12

13

14
15

Понятие хозяйства. Его структура.
Изучение нового материала
Этапы развития хозяйства.
Комбинированный
Тема 2. Главные отрасли и
межотраслевые комплексы (12 ч.)
Сельское хозяйство. Растениеводство.
Комбинированный
Животноводство. Зональная специализация
сельского хозяйства.
Комбинированный

Агропромышленный комплекс. Легкая и
пищевая промышленность.
Комбинированный
Лесной комплекс.
Комбинированный
Топливно - энергетический комплекс.
Топливная промышленность.
Электроэнергетика
Комбинированный

16

Металлургический комплекс.
Комбинированный

17

Машиностроительный комплекс.

Пр. № 2. Объяснение
зональной
специализации
сельского хозяйства
на основе анализа и
сопоставления
тематических карт
(оценочная)

П.р. № 3.
Составление
характеристики
одного из угольных
бассейнов страны
(оценочная)
П.р. № 4. Объяснение
влияния различных
факторов на
размещение
металлургического
производства(оценочн
ая)
Пр..Изучение

Его структура. Что понимают под словами «экономика»,
«хозяйство»? Какова структура хозяйства? Что такое
межотраслевые комплексы
Какие этапы проходят страны мира в своем экономическом
развитии? Как меняется структура промышленности? Какие этапы
развития прошла экономика России?

П.1

В чем заключаются особенности сельского хозяйства? Какие
культуры относят к техническим?

П.3

П.2

П.4

В чем заключаются главные особенности животноводства? Каков
отраслевой состав животноводства?

Что такое агропромышленный комплекс? Почему возникли
проблемы 3-го звена АПК? Каковы основные особенности
пищевой промышленности? Какова география легкой
промышленности?

П.5

Какие отрасли входят в состав лесного комплекса? Кто является
основным потребителем древесины? Каковы задачи развития
лесного комплекса?
Топливная промышленность. Как изменяется роль отдельных
видов топлива? Каково значение угля в хозяйстве страны? Где
расположены главные угольные месторождения? Почему в
угольных районах обострились социальные проблемы? Каковы
особенности размещения нефтяной промышленности? Почему
газовая промышленность стала самой перспективной отраслью
промышленности? Какова роль нефти и газа во внешней торговле?

П.6

Почему металл называют «хлебом» экономики? В чем
особенности металлургического производства? Какие факторы
влияют на размещение предприятий черной металлургии? Где
размещены металлургические заводы? Каковы особенности
размещения предприятий цветной металлургии?

П.9

Каковы роль и место машиностроения в жизни страны? От чего

П.10

П.7

особенностей
внутриотраслевых
связей на примере
машиностроения.
( тренировочная)
Химическая промышленность.
П.р. № 5.Составление
Комбинированный
схемы межотраслевых
связей химической
промышленности.
(оценочная)
Транспорт. Информационная инфраструктура П.р. Сравнение
Комбинированный
транспортной
обеспеченности
отдельных районов
России ( тренировочная)

зависит размещение машиностроительных предприятий? Какое
значение имеют машиностроительные заводы в хозяйстве страны?

Сфера обслуживания. Рекреационное
хозяйство.
Комбинированный
Территориальное (географическое)
разделение труда.
Комбинированный

Комбинированный

18

19

20

21

П.р.а) Объяснение
возникновения
экологических проблем,
связанных с
промышленным
производством,
сельским хозяйством и
транспортом.
б) Выделение группы
отраслей, оказавших
наибольшее воздействие
на состояние
окружающей среды.
(тренировочная)

Пр. № 6. Выделение
на к/к главных
промышленных и с/х
районов страны,

Почему химическая промышленность является уникальной
отраслью народного хозяйства? Из каких отраслей состоит
химическая промышленность? Где производят минеральные
удобрения? Какие производства составляют основу химии
полимеров?

П.11

Каково значение транспорта в России? Каковы отличительные
черты транспортной сети страны? Каковы особенности развития
различных видов транспорта в России? Какие проблемы
необходимо решать транспортному комплексу страны?

П.12

Рекреационное хозяйство. Каков состав сферы услуг и
особенности размещения ее предприятий? Какие особенности
отличают рекреационное хозяйство от других отраслей?

П.14

Как возникает территориальное разделение труда? Какие условия
позволяют успешно развиваться территориальному разделению
районов? Как меняется территориальное разделение труда?

П.15

сравнение их
размещения с главной
полосой расселения и
благоприятным
положением
территорий по
условиям
22

Контрольная работа по теме: « Главные
отрасли и межотраслевые комплексы».
Повторительно-обобщающий
Раздел II. Районы России.
Тема 1. Европейская часть России (27 ч.)

Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
объяснять значение понятий: «экономико- и политикогеографическое положение», «территориальная структура
хозяйства», «территориально-хозяйственные связи», «уровень
развития региона», «региональная политика», «качество и уровень
жизни населения»;читать и анализировать комплексные карты
географических районов; оставлять комплексные географические
описания и географические характеристики территорий; отбирать
необходимые источники информации для работы; выявлять
особенности развития географических районов, показывать на
карте состав и границы экономического района; основные
природные объекты, определяющие своеобразие района
;перечислять факторы, определяющие ЭГП района; давать оценку
ЭГП; перечислять особенности, характеризующие современное
население и трудовые ресурсы района;объяснять влияние
природных факторов на хозяйственное развитие территории;
называть ведущие отрасли хозяйства района, показывать на карте
главные центры производств; объяснять сложившуюся
специализацию и особенности размещения хозяйства по
территории района; объяснять хозяйственные различия внутри
района; определять показатель специализации по статистическим
данным; сопоставлять показатели специализации географических
районов; называть и объяснять экологические проблемы
экономических районов; называть общие черты и проблемы
развития географических районов, оценивать перспективы
развития; объяснять природные и социально-экономические
особенности географических районов европейской части России;
называть отличительные особенности, характеризующие
своеобразие районов; объяснять роль европейской и азиатской
части России во внутригосударственном и межгосударственном
разделении труда; приводить примеры (и показывать на карте)
районов с различным географическим положением,
преобладающей специализацией и уровнем развития; объяснять
сложившееся различие в уровне развития географических районов
;объяснять роль России в мировой экономике и политике,
приводить примеры; оценивать современное состояние и
перспективы социально-экономического развития России.
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:ставить учебные задачи; вносить

изменения в последовательность и содержание учебной задачи;
выбирать наиболее рациональную последовательность
выполнения учебной задачи; планировать и корректировать свою
деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями
оценивать свою работу в сравнении с существующими
требованиями; классифицировать в соответствии с выбранными
признаками; сравнивать объекты по главным и второстепенным
признакам; систематизировать информацию с труктурировать
информацию; определять проблему и способы ее решения;
формулировать проблемные вопросы, искать пути решения
проблемной ситуации; владеть навыками анализа и синтеза;
искать и отбирать необходимые источники информации;
использовать информационно-коммуникационные технологии на
уровне общего пользования, включая поиск, построение и
передачу информации, презентацию выполненных работ на основе
умений безопасного использования средств информационнокоммуникационных технологий и сети Интернет; представлять
информацию в различных формах (письменной и устной) и видах
;работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять
тезисный план, выводы, конспект, тезисы выступления,
переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу,
карту в текст и т. п.);использовать различные виды
моделирования, исходя из учебной задачи; создавать собственную
информацию и представлять ее в соответствии с учебными
задачами; составлять рецензии, аннотации; выступать перед
аудиторией, придерживаясь определенного стиля при
выступлении; вести дискуссию, диалог; находить приемлемое
решение при наличии разных точек зрения.
Личностные результаты обучения
Учащийся должен обладать:российской гражданской
идентичностью: патриотизмом, уважением к Отечеству, прошлому
и настоящему многонационального народа России; осознанием
своей этнической принадлежности, знанием истории, культуры
своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоением гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества; чувством ответственности и долга перед
Родиной; ответственным отношением к учению, готовностью и
способностью к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования; целостным мировоззрением, соответствующим
современному уровню развития науки и общественной практики;
гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью
и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания; коммуникативной компетентностью в общении
и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего
возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности; пониманием ценности здорового и безопасного
образа жизни, правилами индивидуального и коллективного
безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях; основами
экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления; эстетическим сознанием, развитым
через освоение художественного наследия народов России.

23

Восточно-Европейская равнина. Волга
Изучение нового материала

24

Центральная Россия: состав, географическое
положение
Комбинированный
Центральная Россия: особенности населения
Комбинированный
Хозяйство Центрального района.
Комбинированный
Москва – столица России.
Комбинированный
Города Центрального района.
Комбинированный

25
26
27
28

29
30
31

32

Центрально-Черноземный район.
Комбинированный
Волго-Вятский район.
Комбинированный
Северо-Западный район Географическое
положение и природа.
Комбинированный
Древние русские города на старых водных
торговых путях.
Комбинированный

Какие формы рельефа наиболее характерны для ВосточноЕвропейской равнины? Чем отличается климат европейской части
России? Каковы главные особенности речной системы
Европейской России? Каковы наиболее характерные черты
современных ландшафтов Русской равнины?
Состав, географическое положение. Что такое Центральная
Россия? Почему территория, находящаяся на западной границе
страны, называется Центральной Россией?
Состав, географическое положение. Что такое Центральная
Россия? Почему территория, находящаяся на западной границе
страны, называется Центральной Россией?
Какие этапы в своем развитии прошло хозяйство района? Какие
изменения в хозяйстве района произошли в последние годы?

П.р.Составление
географических
маршрутов по
достопримечательным
местам Центральной
России ( памятники
природы, культурноисторические объекты,
национальные святыни
России)
(тренировочная)

Пр. № 7 Составление
географического
описания
«Путешествие от
Финского залива до
Рыбинска водным
путём» (оценочная)

П.16-17

П.18
П. 19
П.20

Какова роль Москвы как инновационного центра? В чем
заключаются столичные функции Москвы? Что такое Московская
агломерация?
Типы городов. Памятники истории и культуры. Современные
функции городов.

П.21

Какие этапы можно выделить в развитии района? В чем
особенности территориальной структуры и городов района?

П.23

В чем заключается специфика района? Чем интересен Нижний
Новгород?

П.24

Каковы природные особенности Балтийского моря? Почему
Ладожское озеро издавна привлекало к себе людей?

П.25

Какие города возникли на водных путях Северо-Запада? Каковы
современные проблемы старых городов Северо-Запада?

П.26

П.22

33

Санкт-Петербург – новый «хозяйственный
узел» России.
Комбинированный

34

35
36

37

Санкт-Петербург – «вторая столица» России
Комбинированный
Калининградская область.
Комбинированный
Европейский Север. Географическое
положение и природа.
Комбинированный
Этапы развития хозяйства.
Комбинированный

38

Роль Европейского Севера в развитии
русской культуры.
Комбинированный

39

Поволжье Географическое положение и
природа.
Комбинированный
Население и хозяйство.
Комбинированный

40

41

Европейский Юг. Крым.
Комбинированный

Как шло формирование нового крупнейшего промышленного
центра России? Как изменилась роль Санкт-Петербурга в
советское время? Какие новые хозяйственные задачи приходится
решать Санкт-Петербургу после распада СССР? Почему СанктПетербург называют городом-музеем?

П.27,28

Как Калининградская область стала субъектом Российской
Федерации? Какое значение имеет Калининградская область для
хозяйства России?
Как влияет северное положение на хозяйственную деятельность
людей? Каково влияние морей на жизнь района?

П.29

Почему XVII в. стал периодом расцвета хозяйства Севера? Как
Санкт-Петербург повлиял на хозяйственную активность Севера?
Какую новую роль стал играть Север в советский период? Какие
изменения происходят в хозяйстве Севера в новых хозяйственных
условиях? Какую роль играли монастыри в развитии русской
культуры? Какие художественные промыслы прославляли Север?
Может ли «топорная работа» вызывать восхищение у людей? Чем
отличались северные сельские избы и городской дом?

П.р. № 8. Нанесение
на к/к крупнейших
городов Поволжья.
Сравнительная оценка
двух городов (по
выбору) по
транспортногеографическому
положению, историкокультурной и
хозяйственной роли в
жизни страны
(оценочная)

П.30
П.31,32

Каковы особенности экономико-географического положения? В
чем проявляется своеобразие природных условий? Что из себя
представляют современные ландшафты Поволжья? Какими
природными ресурсами богато Поволжье?

П.33

Каковы основные этапы хозяйственного освоения территории?
Каковы особенности состава населения? Что представляет собой
современное хозяйство района? Какие основные факторы
способствовали становлению крупнейших городов Поволжья?
Чем может быть известен небольшой город?

П.34

Природные условия. Каковы особенности рельефа Крыма ? Чем
объясняется разнообразие климатических ресурсов? Каковы
особенности водных и почвенных ресурсов? Какие отрасли
промышленности и с/х являются ведущими на полуострове?

П.35

42
43

44
45
46
47

48

49

50
51
52
53
54

Природные условия Северного Кавказа.
Комбинированный
Хозяйство района.
Комбинированный

Народы Северного Кавказа
Комбинированный
Южные моря России.
Комбинированный
Урал. Географическое положение и природа.
Комбинированный
Этапы развития и современное хозяйство
Урала.
Комбинированный
Население и города Урала. Проблемы района
. Комбинированный
Контрольная работа по теме:
«Европейская часть России».
Повторительно-обобщающий
Тема 2. Азиатская часть России( 17 ч.)
Природа Сибири.
Изучение нового материала
Природа и ресурсы гор Южной Сибири.
Комбинированный
Арктические моря.
Комбинированный
Население Сибири.
Комбинированный
Хозяйственное освоение Сибири.

Пр. № 9. Сравнение
западной и восточной
частей Северного
Кавказа по природным
условиям, развитию
АПК и рекреационного
хозяйства (оценочная)

Природные условия. Каковы особенности рельефа Северного
Кавказа? Чем объясняется разнообразие климатических ресурсов?
Каковы особенности водных и почвенных ресурсов?
На развитие каких отраслей хозяйства влияют агроклиматические
ресурсы? Как используются рекреационные ресурсы? Развитию
каких отраслей способствовало богатство полезными
ископаемыми? Какие отрасли промышленности являются
ведущими в районе?

П.36

Каковы особенности населения Северного Кавказа?

П. 38

В чем заключается своеобразие Черного моря? Каковы проблемы
Азовского моря? Когда Каспийское море стали осваивать русские
купцы? Исчезнет ли когда-нибудь Каспийское море? Чем богато
Каспийское море?
В чем заключается специфика географического положения Урала?
Как образовались Уральские горы и их минеральные богатства? С
чем связано необычайное природное разнообразие Урала?
Как шло развитие горнозаводской промышленности Урала?
Какова была роль Урала в Великой Отечественной войне? Каковы
особенности современного этапа развития Уральского региона?

П.39

Проблемы района. Какие народы живут на Урале? Какова
особенность рисунка размещения городов Урала? Как рождались
города Урала? Какие проблемы отягощают Урал как
старопромышленный район России? Где наиболее «болевые
точки» в цепи экологических проблем региона?

П.42

Каков рельеф Сибири? Чем отличается климат Сибири? Каковы
условия хозяйственной деятельности в сибирских ландшафтах?
Какими природными особенностями характеризуются сибирские
реки?
Какими полезными ископаемыми богаты горы Южной Сибири?
Каковы особенности климата и горных рек? Чем характеризуется
растительный мир горных районов?
В чем проявляется суровость климата северных морей? Какое
значение имело освоение Северного морского пути? Чем
отличаются друг от друга арктические моря?
Как формировалась этническая карта Сибири? Как начиналось
русское заселение Сибири? Кто такие семейские? Чем старожилы
Сибири отличаются от новоселов?
Как осваивалась Сибирь? Как осваивалась Сибирь в советское
время? Каковы различия в освоенности территории Сибири?

П.43

П.37

П.40
П.41

П.44
П.45
П.46
П.47

55
56

Комбинированный
Западная Сибирь Природные условия и
ресурсы.
Комбинированный

58

Хозяйство района.
Комбинированный
Восточная Сибирь Природные условия и
ресурсы.
Комбинированный

59

Байкал.
Комбинированный

60

Хозяйство района.
Комбинированный

61

Дальний Восток. Формирование территории.
Комбинированный

62

Природные условия и ресурсы.
Комбинированный

63

Моря Тихого океана.
Комбинированный

57

П.48,49
Чем отличается природа Западной Сибири? Какие природнохозяйственные зоны представлены в районе? Почему в Западной
Сибири сосредоточены крупнейшие месторождения нефти и газа?
Какое значение имеет топливная промышленность района? Как
изменилось экономико-географическое положение сибирской
металлургии? Какие другие отрасли развиты в Западной Сибири?

П. р . Обозначение на
контурной карте и
комплексное описание
района Крайнего
Севера (тренировочная)

П.р. Сравнительная
характеристика
природных условий и
ресурсов морей
Дальнего Востока.

Почему Восточная Сибирь, расположенная на древней платформе,
имеет возвышенный характер рельефа? Какими полезными
ископаемыми богата Восточная Сибирь? Почему разрабатываются
не все угольные месторождения района? Почему реки Восточной
Сибири благоприятны для строительства ГЭС? В какой природной
зоне располагается большая часть Восточной Сибири?
Почему Байкал называют морем? Откуда же берется чистая вода
Байкала? Как образовалась озерная котловина? Какое влияние
оказывает озеро на окружающую территорию? Какие из
обитателей встречаются только в Байкале? Как ведется хозяйство
на берегах озера?
Какие условия способствовали развитию цветной металлургии
Восточной Сибири? Какова роль ВПК в хозяйстве Восточной
Сибири? Каковы особенности развития лесопромышленного
комплекса? Как развивается топливная промышленность
Восточной Сибири? Какое значение имеет сельское хозяйство
района?

П.50

Когда русские появились на Дальнем Востоке? Как возникла
Русская Америка? Как добирались до Русской Америки? Как
завершилась история Русской Америки? Какова предыстория
современной российско-китайской границы? Как русские снова
появились на Амуре? Как формировалась русско-японская
граница? Какие задачи решались Россией на Дальнем Востоке?
Каковы современные границы района
В чем заключается своеобразие природы Дальнего Востока?
Каковы природные различия на Дальнем Востоке? Каковы
минеральные ресурсы Дальнего Востока? Как проявляются
опасные природные явления?
Каковы отличительные особенности Берингова моря? Каковы
особенности природы и природных ресурсов Охотского моря?
Каковы характерные черты Японского моря?

П.53

Где расселялись люди на Дальнем Востоке? Чем отличается
национальный состав населения? Каковы отличительные
особенности современного населения?
Какие отрасли определяют «лицо» Дальневосточного региона?
Какие виды транспорта играют основную роль в районе?

П.56

П.51

П.52

П.54
П.55

( тренировочная)

64
65

Население района.
Комбинированный
Хозяйство района.

П.57

66

67

68

Комбинированный
Контрольная работа «Азиатская часть
России»
Повторительно-обобщающий
Тема. Россия в современном мире (1 ч)
Россия в мире. Чем богата Россия? Внешние
экономические связи.
Изучение нового материала
Итоговое повторение по курсу «География
России. Хозяйство и географические районы»
Повторительно-обобщающий

Чем богата Россия? Как изменялась роль
России в мировом хозяйстве? Какую роль
играла Россия в мировой политике?

С.308-311


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».