История 6 с ОВЗ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Тверской области
Торопецкий муниципальный округ Тверской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Торопецкая гимназия имени святителя Тихона,
Патриарха Московского и всея России

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

На заседании

Директор гимназии

педагогического совета
________________________

________________________

Замыслова В.И.
Протокол №1
От «02» 07 2024 г.

Замыслова В.И.
Приказ №7
от «02» 07 2024 г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
для обучающихся с ОВЗ
6 класс
срок реализации 1 год (2024-2025 учебный год)

Торопец 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа для обучающихся 6 класса VII вида
составлена на основе требований ФГОС основного общего образования,
примерной программы основного общего образования по истории для 5-9
классов, рабочих программ по истории к системе учебников под редакцией
А.В. Торкунова и А.А. Сванидзе.
Адаптированная рабочая программа ориентирована на использование
учебников
• История России (в 2 частях), 6 класс/ Арсентьев Н.М., Данилов А.А.,
Стефанович П.С. и другие; под редакцией Торкунова А.В., Акционерное
общество
«Издательство
«Просвещение»
• История. Всеобщая история. История Средних веков : 6-й класс : учебник, 6
класс/ Агибалова Е. В., Донской Г. М. ; под ред. Сванидзе А. А., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
Программа составлена с учётом специфики обучающихся с ЗПР – вариант
7.1. Для данной категории обучающихся характерны:
1.Незрелость эмоционально-волевой сферы:
2. Сниженный уровень познавательной деятельности;
3. Недостаточная сформированность предпосылок к усвоению новых знаний
и предметных понятий;
4. Отсутствие у большинства обучающихся словесно-логической памяти;
5. Несовершенность мыслительных операций: мышление, память, внимание,
восприятие;
6. Отсутствие умения самостоятельно сравнивать, обобщать,
классифицировать новый учебный материал без специальной педагогической
поддержки;
7. Трудности при составлении письменных ответов. У многих обучающихся
недостаточно развиты навыки чтения, образно-эмоциональная речевая
деятельность.
8.Замедленный темп формирования обобщённых знаний.
9. Интеллектуальная пассивность детей.
10.Повышенная утомляемость в процессе интеллектуальной деятельности.
С учётом этих особенностей определены пути обучения:
 обучение в несколько замедленном темпе (особенно на начальном
этапе изучения нового материала)
 обучение с более широкой наглядной и словесной конкретизацией
общих положений
 обучение с большим количеством упражнений, выполнение которых
опирается на прямой показ приёмов решения
 постепенное сокращение помощи со стороны
 постепенное повышение трудности заданий
 постоянное уделять внимания мотивационно-занимательной стороне
обучения,

стимулирующей развитие познавательных интересов.
Основными методами обучения учащихся ЗПР вариант 7.1
являются объяснительно -иллюстративный и репродуктивный методы. Для
активизации мыслительной
деятельности спланировано использование метода проблемного изложения и
некоторые элементы развивающего обучения.
Основной тип урока - комбинированный, на котором ставится сразу
несколько дидактическихцелей. Новый материал подавать «малыми порциями",
предваряя его повторением ранее изученного,и закреплять, используя разные
виды деятельности учащихся: на каждом уроке ученики слушают,читают,
пишут, говорят.
Важное место в познавательной деятельности учащихся - работа с книгой и
работа с тетрадью.
Домашние задания к каждому уроку небольшие по объему и не требующими
усиленноймыслительной работы: заучить основные понятия и определения;
выписать из учебника задания и выполнить, начертить таблицу и заполнить
спояснениями, кратко пересказать, и т.д. По желанию, учащимся предлагаются
задания творческого характера - подготовка сообщений, составление
кроссвордов и т.д.
Программа направлена на решение коррекционно – развивающих задач, а
именно :
1. Целенаправленное развитие социально-нравственных качеств детей,
необходимых для успешной адаптации в школьных условиях, при
дальнейшем профессиональном обучении и в трудовой деятельности;
2. Формирование устойчивой учебной мотивации;
3. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности,
самостоятельности, познавательной активности;
4. Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций,
обеспечивающих учебную деятельность: зрительного анализа;
пространственной, количественной и временной ориентации, координации в
системе глаз-рука;
5. Формирование до необходимого уровня и последующее развитие учебных
умений, как общедеятельностных (умения выделять и осознавать учебную
задачу, строить план деятельности, осуществлять самоконтроль и
самооценку).
6. Обогащение кругозора и развитие речи до уровня, позволяющего
сознательно воспринимать учебный материал.
Индивидуализация обучения - важнейшая особенность работы с такими
детьми. Индивидуальная работа предполагает изучение личности школьника,
определение в соответствии с этим стратегии работы, выбор предлагаемых
учащемуся заданий, осуществление обратной связи и соответствующая
корректировка выбранной стратегии.


Для возникновения у школьников положительного самосознания в
реализации программы предусмотрены следующе правила:
 уделять внимание всем учащимся;
 находить время для личного контакта с каждым учеником;
 отмечать успехи учащихся и хвалить их справедливо;
 при общении учитывать индивидуальные особенности.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной
общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО
(2021) относятся следующие убеждения и качества:
в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры
Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение
к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к
символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране;
в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и
примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению
обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и
законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий,
наносящих ущерб социальной и природной среде;
в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовнонравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности
и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного
выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение
и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом
осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных
поступков;
в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории
как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и
нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками
познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и
сохранение интереса к истории как важной составляющей современного
общественного сознания;

в сфере эстетического воспитания: представление о культурном
многообразии своей страны и мира; осознание важности культуры как
воплощения ценностей общества и средства коммуникации; понимание
ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других
народов;
в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание
ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе – на основе
примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического
и духовного развития человека в исторических обществах (в античном мире,
эпоху Возрождения) и в современную эпоху;
в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории
значения трудовой деятельности людей как источника развития человека и
общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и
современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой
деятельности
человека;
определение
сферы
профессиональноориентированных интересов, построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов;
в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта
взаимодействия людей с природной средой; осознание глобального характера
экологических проблем современного мира и необходимости защиты
окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной
среды: представления об изменениях природной и социальной среды в
истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении
совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и
социальные вызовы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе
выражаются в следующих качествах и действиях.
В сфере универсальных учебных познавательных действий:
владение базовыми логическими действиями: систематизировать и
обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные
признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи
событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия;
формулировать и обосновывать выводы;

владение базовыми исследовательскими действиями: определять
познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор
исторического материала, объекта; систематизировать и анализировать
исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий;
соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять новизну
и обоснованность полученного результата; представлять результаты своей
деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат,
учебный проект и др.);
работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной
исторической информации (учебник, тексты исторических источников,
научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.) – извлекать
информацию из источника; различать виды источников исторической
информации; высказывать суждение о достоверности и значении информации
источника (по критериям, предложенным учителем или сформулированным
самостоятельно).
В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:
общение: представлять особенности взаимодействия людей в
исторических обществах и современном мире; участвовать в обсуждении
событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство
высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в
устном высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты
выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила
межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
осуществление совместной деятельности: осознавать на основе
исторических примеров значение совместной работы как эффективного
средства достижения поставленных целей; планировать и осуществлять
совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе
– на региональном материале; определять свое участие в общей работе и
координировать свои действия с другими членами команды; оценивать
полученные результаты и свой вклад в общую работу.
В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной
работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана
действий и определение способа решения);
владение приемами самоконтроля – осуществление самоконтроля,
рефлексии и самооценки полученных результатов; способность вносить
коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших
трудностей.
В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:

выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях
между людьми;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий
другого (в исторических ситуациях и окружающей действительности);
регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и
мнений других участников общения.
Задачи изучения истории в основной школе:
- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнической,
социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
формирование у учащихся целостного представления об историческом пути
России и о судьбах населяющих её народов, об основных этапах, о важнейших
событиях и крупных деятелях отечественной истории, о месте и роли России во
всемирно-историческом процессе;
- воспитание патриотизма, уважения к своему Отечеству, правам и свободам
другого
человека,
социальной
ответственности,
приверженности
к
гуманистическим и демократическим ценностям, убеждённости в необходимости
соблюдения моральных норм, принятых в обществе;
- развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных
источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего,
руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и
взаимообусловленности;
- формирование умений применять исторические знания для осмысления
сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в
современном обществе.
Задачи изучения курса «История России» в 6 классе:
- формирование первичных ориентиров для этнонациональной и культурной
самоидентификации на основе усвоения исторического опыта народов России;
- овладение учащимися основными знаниями по истории России с древнейших
времён до XVI в., понимание ими места и роли Древней, Новгородской,
Владимиро-Суздальской и Московской Руси во всемирно-историческом
процессе, значения наследия этого периода для современного общества;
- воспитание учащихся в духе уважения к своей древней истории и гордости за
героические свершения предков;
- развитие способности учащихся анализировать информацию, содержащуюся в
летописях), правовых документах, публицистических произведениях, записках
иностранцев и других источниках по истории Древней и Московской Руси.
- реализация основных положений нового Историко-культурного стандарта

Задачи изучения курса «История Средних веков» в 6 классе
- формирование морально-ценностных установок и ориентиров национальной и
культурной идентификации в процессе освоения историко-культурного опыта
народов зарубежных стран;
- овладение знаниями о социокультурном развитии народов в эпоху
Средневековья (преимущественно с позиции эволюции общественных взглядов);
овладение учащимися знаниями об истории отдельных стран Западной Европы в
V—XV веках в их социальном, экономическом, политическом и духовнонравственном контекстах, о месте и роли России во всемирно-историческом
процессе в период Средневековья и его значении для современного Отечества;
- воспитание толерантности, уважения к культуре и религии других народов в
процессе изучения истории и богатства культуры народов Европы, Азии, Африки
и Америки;
- развитие у учащихся способностей выявлять общее и различия в развитии
отдельных регионов мира в эпоху феодализма, выделять и группировать признаки
исторического явления, процесса;
- формирование способности применять усвоенные знания о взаимоотношениях
между людьми, сословиями, отдельными народами, о повседневной культуре и
куртуазности в эпоху Средневековья в процессе осмысления современной
реальности и общения с разными людьми.
Программа предполагает изучение культуры с позиции культурного
многообразия на основе христианского мировоззрения и исламской культуры, а
также с учётом особенностей эволюции средневековой личности.
Общая характеристика учебного предмета
Курс истории на ступени основного общего образования является частью
концентрической системы исторического образования. Изучая историю на
ступени основного общего образования, учащиеся приобретают
исторические знания, приведенные в простейшую пространственнохронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией
в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными
способами исторического анализа.
Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом
целей и задач истории в основной школе, его места в системе школьного
образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей
учащихся 5-9 классов, особенностей их социализации, а также ресурса
учебного времени, отводимого на изучение предмета.

Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные
линии:
1.Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.
2.Историческое пространство — историческая карта России и мира, ее
динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека,
общества и природы, основных географических, экологических, этнических,
социальных, геополитических характеристик развития человечества.
3.Историческое движение:
эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие
материального производства, техники;
 формирование и развитие человеческих общностей – социальных,
этнонациональных, религиозных и др.,
 образование и развитие государств, их исторические формы и типы;
 история познания человеком окружающего мира и себя в мире;
 развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями.
Главная (сквозная) содержательная линия курса – человек в истории. В связи
с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта
людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине
мира, ценностям.Содержание учебного предмета «История» для 5-9 классов
изложено в виде двух курсов «История России» (занимающего приоритетное
место по объему учебного времени) и «Всеобщая история».Курс «История
России» дает представление об основных этапах исторического пути
Отечества. Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии
как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с
ведущими процессами мировой истории. В курсе «Всеобщая
история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох,
существовавших в рамках цивилизации, прослеживаются линии
взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается
значение исторического и культурного наследия прошлого. Курсы «История
России» и «Всеобщая история» рекомендуется ежегодно изучать
последовательно: сначала всеобщая история, а затем отечественная история.
Некоторые темы могут изучаться синхронно.


В соответствии с базисным учебным планом предмет относится к учебным
предметам обязательным для изучения на ступени среднего полного общего
образования. Изучая историю в шестом классе, учащиеся впервые получают
представление об историческом пути России и судьбах населяющих ее
народов, знакомятся с основными этапами, важнейшими событиями и
крупными деятелями отечественной и мировой истории.

Требования к уровню подготовки обучающихся
Требования к уровню подготовки обучающихся 6 класса проектируется с
учетом и на основе государственных стандартов
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета "История"
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе
относятся:
 российская гражданская идентичность, патриотизм, любовь и уважение
к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое многонационального
народа России;
 осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего
народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;
 усвоение традиционных ценностей многонационального российского
общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации,
уважение прав и свобод человека;
 осмысление
социально-нравственного
опыта
предшествующих
поколений, способность к определению своей позиции и ответственному
поведению в современном обществе;
 понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего
и других народов, толерантность как норма осознанного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и мира.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе
выражаются в следующем:
 способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную
деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на
уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в
исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его
реализации;
 умение работать с учебной и внешкольной информацией, различными
логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление
причинно-следственных и родовидовых связей и др.);
 использование современных источников информации, в том числе
материалов на электронных носителях и ресурсов сети Интернет;

 способность решать творческие задачи, представлять результаты своей
деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и
др.);
 готовность к коллективной работе, к сотрудничеству с соучениками,
освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном
окружении;
 умение работать в группе, слушать партнера, формулировать и
аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и
координировать ее с партнерами, продуктивно разрешать конфликт на основе
учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки
альтернативных способов разрешения конфликтов.
Предметные результаты освоения курса отечественной истории
предполагают, что у учащегося сформированы:
 целостные представления о месте и роли России в мировой истории;
 базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях
развития России с древности до настоящего времени;
 способность применять понятийный аппарат исторического знания и
приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий
российской истории;
 способность применять исторические знания для осмысления
общественных событий и явлений прошлого России;
 умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать
историческую информацию из различных исторических и современных
источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную
ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
 умение работать с письменными, изобразительными и вещественными
историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в
них информацию;
 уважение к отечественному историческому наследию, культуре своего
и других народов России; готовность применять исторические знания для
выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей
страны, региона.
К концу изучения курсов истории средних веков и истории России в 6
классе ученики должны овладеть следующими умениями и навыками:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
· указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также
даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
· соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность
исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
· характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших
исторических событий;
· группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
· читать историческую карту с опорой на легенду;
· проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких
источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
· сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция):
· рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их
участниках;
· характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные
исторические эпохи;
· на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы,
макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
· различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
· соотносить единичные исторические факты и общие явления;
· называть характерные, существенные признаки исторических событий и
явлений;
· раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
· сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и
различия;
· излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:

· приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в
учебной литературе;
· определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее
значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности
современных событий;
использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в
общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в
поликультурной среде;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в
создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по
поиску и охране памятников истории и культуры).
Выпускник научится:
• локализовать во времени этапы становления и развития Российского
государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
• использовать историческую карту как источник информации о территории,
об экономических и культурных центрах Руси, о направлениях крупнейших
передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.;
• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных
исторических памятниках Средневековья;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и
социальных отношений, политического строя на Руси;
б) ценностей, господствовавших в средневековом российском обществе,
религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной истории
Средних веков;
• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья,
показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая
раздробленность», «централизованное государство» и др.);

• давать оценку событиям и личностям отечественной истории периода
Средних веков.
Выпускник получит возможность научиться:
• давать сопоставительную характеристику политического устройства
государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);
• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в
них общее и различия;
• составлять на основе учебника и дополнительной литературы описания
памятников средневековой культуры Руси, объяснять, в чем заключаются их
художественные достоинства и значение.
Основные виды контроля знаний
 тестовые работы
 устные ответы учащихся
 письменные самостоятельные работы
 работа в группах
 анализ исторического источника
 характеристика исторической личности
 защита мини-проектов
Контрольные работы по курсу не предусмотрены.
Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая,
проектная, игровая, исследовательская, проблемная, группового обучения,
программированного обучения, музейная педагогика, тестового контроля.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный план «История России» 6 класс относится к образовательной
области «История», входит в обязательную часть учебного плана ЧОУ
Торопецкой гимназии имени Патриарха Тихона.
В учебном плане на 2023-2024 учебный год для обязательного изучения
учебного предмета «Истории Отечества» на уровне основного общего
образования в 6 классе предусмотрено 68 часов (из расчета 34 недели в год, 2
часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
6 КЛАСС

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Введение
Средние века: понятие, хронологические рамки и периодизация
Средневековья.
Народы Европы в раннее Средневековье
Падение Западной Римской империи и образование варварских
королевств. Завоевание франками Галлии. Хлодвиг. Усиление королевской
власти. Салическая правда. Принятие франками христианства.
Франкское государство в VIII–IX вв. Усиление власти майордомов. Карл
Мартелл и его военная реформа. Завоевания Карла Великого. Управление
империей. «Каролингское возрождение». Верденский раздел, его причины и
значение.
Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная
Римская империя. Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны:
общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства.
Возникновение Венгерского королевства. Христианизация Европы. Светские
правители и папы.
Византийская империя в VI–ХI вв.
Территория, население империи ромеев. Византийские императоры;
Юстиниан. Кодификация законов. Внешняя политика Византии. Византия и
славяне. Власть императора и церковь. Церковные соборы. Культура
Византии. Образование и книжное дело. Художественная культура
(архитектура, мозаика, фреска, иконопись).
Арабы в VI–ХI вв.
Природные условия Аравийского полуострова. Основные занятия
арабов. Традиционные верования. Пророк Мухаммад и возникновение ислама.
Хиджра. Победа новой веры. Коран. Завоевания арабов. Арабский халифат,
его расцвет и распад. Культура исламского мира. Образование и наука. Роль
арабского языка. Расцвет литературы и искусства. Архитектура.
Средневековое европейское общество
Аграрное
производство.
Натуральное
хозяйство.
Феодальное
землевладение. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни. Замок
сеньора. Куртуазная культура. Крестьянство: зависимость от сеньора,
повинности, условия жизни. Крестьянская община.
Города – центры ремесла, торговли, культуры. Население городов. Цехи
и гильдии. Городское управление. Борьба городов за самоуправление.
Средневековые города-республики. Развитие торговли. Ярмарки. Торговые
пути в Средиземноморье и на Балтике. Ганза. Облик средневековых городов.
Образ жизни и быт горожан.

Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и
православие. Борьба пап за независимость церкви от светской власти.
Крестовые походы: цели, участники, итоги. Духовно-рыцарские ордены.
Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков.
Государства Европы в ХII–ХV вв.
Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословнопредставительная монархия. Образование централизованных государств в
Англии, Франции. Столетняя война; Ж. Д’Арк. Священная Римская империя в
ХII–ХV вв. Польско-литовское государство в XIV–XV вв. Реконкиста и
образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.
Итальянские государства в XII–XV вв. Развитие экономики в европейских
странах в период зрелого Средневековья. Обострение социальных
противоречий в ХIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера). Гуситское
движение в Чехии.
Византийская империя и славянские государства в ХII–ХV вв. Экспансия
турок-османов.
Османские
завоевания
на
Балканах.
Падение
Константинополя.
Культура средневековой Европы
Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни
человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный
характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и
крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной
культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее
Возрождение: художники и их творения. Изобретение европейского
книгопечатания; И.Гутенберг.
Страны Востока в Средние века
Османская империя: завоевания турок-османов (Балканы, падение
Византии), управление империей, положение покоренных народов.
Монгольская держава: общественный строй монгольских племен, завоевания
Чингисхана и его потомков, управление подчиненными территориями. Китай:
империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в
Средние века: образование государства, власть императоров и управление
сегунов. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман,
Делийский султанат.
Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные
искусства и ремесла.
Государства доколумбовой Америки в Средние века
Цивилизации майя, ацтеков и инков: общественный строй, религиозные
верования, культура. Появление европейских завоевателей.

Обобщение
Историческое и культурное наследие Средних веков.
ИСТОРИЯ РОССИИ. ОТ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ
Введение
Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации
российской истории. Источники по истории России.
Народы и государства на территории нашей страны в древности.
Восточная Европа в середине I тыс. н. э.
Заселение территории нашей страны человеком. Палеолитическое
искусство. Петроглифы Беломорья и Онежского озера. Особенности перехода
от присваивающего хозяйства к производящему. Ареалы древнейшего
земледелия и скотоводства. Появление металлических орудий и их влияние на
первобытное общество. Центры древнейшей металлургии. Кочевые общества
евразийских степей в эпоху бронзы и раннем железном веке. Степь и ее роль
в распространении культурных взаимовлияний. Появление первого в мире
колесного транспорта.
Народы, проживавшие на этой территории до середины I тыс. до н. э.
Скифы и скифская культура. Античные города-государства Северного
Причерноморья. Боспорское царство. Пантикапей. Античный Херсонес.
Скифское царство в Крыму. Дербент.
Великое переселение народов. Миграция готов. Нашествие гуннов.
Вопрос о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян,
их разделение на три ветви – восточных, западных и южных. Славянские
общности Восточной Европы. Их соседи – балты и финно-угры. Хозяйство
восточных славян, их общественный строй и политическая организация.
Возникновение княжеской власти. Традиционные верования.
Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока.
Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария.
Русь в IX – начале XII в.
Образование государства Русь. Исторические условия складывания
русской государственности: природно-климатический фактор и политические
процессы в Европе в конце I тыс. н. э. Формирование новой политической и
этнической карты континента.
Первые известия о Руси. Проблема образования государства Русь.
Скандинавы на Руси. Начало династии Рюриковичей.
Формирование территории государства Русь. Дань и полюдье. Первые
русские князья. Отношения с Византийской империей, странами Центральной,
Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей. Русь в

международной торговле. Путь «из варяг в греки». Волжский торговый путь.
Языческий пантеон.
Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси.
Русь в конце X – начале XII в. Территория и население государства
Русь/Русская земля. Крупнейшие города Руси. Новгород как центр освоения
Севера Восточной Европы, колонизация Русской равнины. Территориальнополитическая структура Руси, волости. Органы власти: князь, посадник,
тысяцкий, вече. Внутриполитическое развитие. Борьба за власть между
сыновьями Владимира Святого. Ярослав Мудрый. Русь при Ярославичах.
Владимир Мономах. Русская церковь.
Общественный строй Руси: дискуссии в исторической науке. Князья,
дружина. Духовенство. Городское население. Купцы. Категории рядового и
зависимого населения. Древнерусское право: Русская Правда, церковные
уставы.
Русь в социально-политическом контексте Евразии. Внешняя политика и
международные связи: отношения с Византией, печенегами, половцами
(Дешт-и-Кипчак), странами Центральной, Западной и Северной Европы.
Херсонес в культурных контактах Руси и Византии.
Культурное пространство. Русь в общеевропейском культурном
контексте. Картина мира средневекового человека. Повседневная жизнь,
сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание.
Календарь и хронология.
Культура Руси. Формирование единого культурного пространства.
Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Письменность. Распространение
грамотности, берестяные грамоты. «Новгородская псалтирь». «Остромирово
Евангелие». Появление древнерусской литературы. «Слово о Законе и
Благодати». Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет».
Первые русские жития. Произведения Владимира Мономаха. Иконопись.
Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строительства: Десятинная
церковь, София Киевская, София Новгородская. Материальная культура.
Ремесло. Военное дело и оружие.
Русь в середине XII – начале XIII в.
Формирование системы земель – самостоятельных государств.
Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей:
Черниговская, Смоленская, Галицкая, Волынская, Суздальская. Земли,
имевшие особый статус: Киевская и Новгородская. Эволюция общественного
строя и права; внешняя политика русских земель.
Формирование региональных центров культуры: летописание и
памятники литературы: Киево-Печерский патерик, моление Даниила

Заточника, «Слово о полку Игореве». Белокаменные храмы Северо-Восточной
Руси: Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли,
Георгиевский собор Юрьева-Польского.
Русские земли и их соседи в середине XIII – XIV в.
Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его
потомков. Походы Батыя на Восточную Европу. Возникновение Золотой
Орды. Судьбы русских земель после монгольского нашествия. Система
зависимости русских земель от ордынских ханов (так называемое ордынское
иго).
Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского
государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные
земли: Новгородская и Псковская. Политический строй Новгорода и Пскова.
Роль вече и князя. Новгород и немецкая Ганза.
Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах
Руси. Александр Невский. Взаимоотношения с Ордой. Княжества СевероВосточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние
Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Дмитрий Донской.
Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских
князей.
Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Роль Православной церкви в
ордынский период русской истории. Святитель Алексий Московский и
преподобный Сергий Радонежский.
Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII–
XV вв. Золотая орда: государственный строй, население, экономика, культура.
Города и кочевые степи. Принятие ислама. Ослабление государства во второй
половине XIV в., нашествие Тимура.
Распад Золотой Орды, образование татарских ханств. Казанское ханство.
Сибирское ханство. Астраханское ханство. Ногайская Орда. Крымское
ханство. Касимовское ханство. Народы Северного Кавказа. Итальянские
фактории Причерноморья (Каффа, Тана, Солдайя и др.) и их роль в системе
торговых и политических связей Руси с Западом и Востоком.
Культурное пространство. Изменения в представлениях о картине мира в
Евразии в связи с завершением монгольских завоеваний. Культурное
взаимодействие цивилизаций. Межкультурные связи и коммуникации
(взаимодействие и взаимовлияние русской культуры и культур народов
Евразии). Летописание. Литературные памятники Куликовского цикла.
Жития. Епифаний Премудрый. Архитектура. Каменные соборы Кремля.
Изобразительное искусство. Феофан Грек. Андрей Рублев.
Формирование единого Русского государства в XV в.

Борьба за русские земли между Литовским и Московским государствами.
Объединение русских земель вокруг Москвы. Междоусобная война в
Московском княжестве второй четверти XV в. Василий Темный. Новгород и
Псков в XV в.: политический строй, отношения с Москвой, Ливонским
орденом, Ганзой, Великим княжеством Литовским. Падение Византии и рост
церковно-политической роли Москвы в православном мире. Теория «Москва
– третий Рим». Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация
зависимости от Орды. Расширение международных связей Московского
государства. Принятие общерусского Судебника. Формирование аппарата
управления единого государства. Перемены в устройстве двора великого
князя: новая государственная символика; царский титул и регалии; дворцовое
и церковное строительство. Московский Кремль.
Культурное пространство. Изменения восприятия мира. Сакрализация
великокняжеской власти. Флорентийская уния. Установление автокефалии
Русской церкви. Внутрицерковная борьба (иосифляне и нестяжатели). Ереси.
Геннадиевская Библия. Развитие культуры единого Русского государства.
Летописание: общерусское и региональное. Житийная литература. «Хожение
за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура. Русская икона как феномен
мирового искусства. Повседневная жизнь горожан и сельских жителей в
древнерусский и раннемосковский периоды.
Наш край с древнейших времен до конца XV в. (Материал по истории
своего края привлекается при рассмотрении ключевых событий и процессов
отечественной истории).
Обобщение

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной
общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО
(2021) относятся следующие убеждения и качества:
в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры
Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение
к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к
символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране;
в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и
примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению
обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и
законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий,
наносящих ущерб социальной и природной среде;
в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовнонравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности
и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного
выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение
и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом
осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных
поступков;
в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории
как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и
нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками
познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и
сохранение интереса к истории как важной составляющей современного
общественного сознания;
в сфере эстетического воспитания: представление о культурном
многообразии своей страны и мира; осознание важности культуры как
воплощения ценностей общества и средства коммуникации; понимание
ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных

традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других
народов;
в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание
ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе – на основе
примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического
и духовного развития человека в исторических обществах (в античном мире,
эпоху Возрождения) и в современную эпоху;
в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории
значения трудовой деятельности людей как источника развития человека и
общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и
современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой
деятельности
человека;
определение
сферы
профессиональноориентированных интересов, построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов;
в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта
взаимодействия людей с природной средой; осознание глобального характера
экологических проблем современного мира и необходимости защиты
окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной
среды: представления об изменениях природной и социальной среды в
истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении
совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и
социальные вызовы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе
выражаются в следующих качествах и действиях.
В сфере универсальных учебных познавательных действий:
владение базовыми логическими действиями: систематизировать и
обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные
признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи
событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия;
формулировать и обосновывать выводы;
владение базовыми исследовательскими действиями: определять
познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор
исторического материала, объекта; систематизировать и анализировать
исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий;
соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять новизну

и обоснованность полученного результата; представлять результаты своей
деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат,
учебный проект и др.);
работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной
исторической информации (учебник, тексты исторических источников,
научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.) – извлекать
информацию из источника; различать виды источников исторической
информации; высказывать суждение о достоверности и значении информации
источника (по критериям, предложенным учителем или сформулированным
самостоятельно).
В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:
общение: представлять особенности взаимодействия людей в
исторических обществах и современном мире; участвовать в обсуждении
событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство
высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в
устном высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты
выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила
межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
осуществление совместной деятельности: осознавать на основе
исторических примеров значение совместной работы как эффективного
средства достижения поставленных целей; планировать и осуществлять
совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе
– на региональном материале; определять свое участие в общей работе и
координировать свои действия с другими членами команды; оценивать
полученные результаты и свой вклад в общую работу.
В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной
работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана
действий и определение способа решения);
владение приемами самоконтроля – осуществление самоконтроля,
рефлексии и самооценки полученных результатов; способность вносить
коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших
трудностей.
В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:
выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях
между людьми;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий
другого (в исторических ситуациях и окружающей действительности);

регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и
мнений других участников общения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
6 КЛАСС
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
 называть даты важнейших событий Средневековья, определять их
принадлежность к веку, историческому периоду;
 называть этапы отечественной и всеобщей истории Средних веков, их
хронологические рамки (периоды Средневековья, этапы становления
и развития Русского государства);
 устанавливать длительность и синхронность событий истории Руси и
всеобщей истории.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
 указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты
важнейших событий отечественной и всеобщей истории эпохи
Средневековья;
 группировать, систематизировать факты по заданному признаку
(составление систематических таблиц).
3. Работа с исторической картой:
 находить и показывать на карте исторические объекты, используя
легенду карты; давать словесное описание их местоположения;
 извлекать из карты информацию о территории, экономических и
культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о
направлениях крупнейших передвижений людей – походов,
завоеваний, колонизаций, о ключевых событиях средневековой
истории.
4. Работа с историческими источниками:
 различать основные виды письменных источников Средневековья
(летописи, хроники, законодательные акты, духовная литература,
источники личного происхождения);
 характеризовать авторство, время, место создания источника;
 выделять в тексте письменного источника исторические описания
(хода событий, действий людей) и объяснения (причин, сущности,
последствий исторических событий);
 находить в визуальном источнике и вещественном памятнике
ключевые символы, образы;

характеризовать позицию автора письменного и визуального
исторического источника.
5. Историческое описание (реконструкция):
 рассказывать о ключевых событиях отечественной и всеобщей
истории в эпоху Средневековья, их участниках;
 составлять
краткую характеристику (исторический портрет)
известных деятелей отечественной
и всеобщей истории
средневековой эпохи (известные биографические сведения, личные
качества, основные деяния);
 рассказывать об образе жизни различных групп населения в
средневековых обществах на Руси и в других странах;
 представлять описание памятников материальной и художественной
культуры изучаемой эпохи.
6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:
 раскрывать существенные черты: а) экономических и социальных
отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б)
ценностей, господствовавших в средневековых обществах,
представлений средневекового человека о мире;
 объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе
отечественной и всеобщей истории, конкретизировать их на примерах
исторических событий, ситуаций;
 объяснять причины и следствия важнейших событий отечественной и
всеобщей истории эпохи Средневековья: а) находить в учебнике и
излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий; б)
соотносить объяснение причин и следствий событий, представленное
в нескольких текстах;
 проводить синхронизацию и сопоставление однотипных событий и
процессов отечественной и всеобщей истории (по предложенному
плану), выделять черты сходства и различия.
7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего
отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого:
 излагать оценки событий и личностей эпохи Средневековья,
приводимые в учебной и научно-популярной литературе, объяснять,
на каких фактах они основаны;
 высказывать
отношение к поступкам и качествам людей
средневековой эпохи с учетом исторического контекста и восприятия
современного человека.
8. Применение исторических знаний:






объяснять значение памятников истории и культуры Руси и других
стран эпохи Средневековья, необходимость сохранения их в
современном мире;
выполнять учебные проекты по истории Средних веков (в том числе
на региональном материале).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Контрольные
работы

Всего

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Раздел 1. Всеобщая история. История Средних веков
1.1

Введение

1

0

1.2

Народы Европы в раннее
Средневековье

4

0

1.3

Византийская империя в VI—XI вв.

2

0

1.4

Арабы в VI—ХI вв.

2

0

1.5

Средневековое европейское общество

3

0

1.6

Государства Европы в XII—XV вв.

4

0

1.7

Культура средневековой Европы

2

1

1.8

Страны Востока в Средние века

3

0

1.9

Государства доколумбовой Америки в
Средние века

1

0

1.10

Обобщение

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414c04

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414c04

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414c04

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414c04

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414c04

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414c04

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414c04

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414c04

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414c04

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414c04

Итого по разделу

23

Раздел 2. История России. От Руси к Российскому государству
2.1

Введение

1

0

2.2

Народы и государства на территории
нашей страны в древности. Восточная
Европа в середине I тыс. н. э.

5

0

2.3

Русь в IX — начале XII в.

13

1

2.4

Русь в середине XII — начале XIII в.

6

1

2.5

Русские земли и их соседи в середине
XIII — XIV в.

10

1

2.6

Формирование единого Русского
государства в XV в.

8

0

2.7

Наш край с древнейших времен до
конца XV в.

1

0

2.8

Обобщение

1

1

Итого по разделу

45

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414a6a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414a6a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414a6a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414a6a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414a6a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414a6a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414a6a

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Контрольные
работы

Всего

1

Средние века: понятие,
хронологические рамки и периодизация
Средневековья

1

0

2

Падение Западной Римской империи и
возникновение варварских королевств

1

0

3

Франкское государство в VIII—IX вв.

1

0

4

Государства Западной Европы,
Британия и Ирландия в раннее
Средневековье

1

0

5

Ранние славянские государства

1

0

6

Византия в VI-XI вв.

1

0

7

Культура Византии

1

0

8

Аравийский полуостров: природные
условия, основные занятия жителей,
верования. Арабский халифат: его
расцвет и распад

1

0

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88647fa4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886480bc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886481d4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886482ec

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864840e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886485bc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886486e8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864880a

9

Культура исламского мира

1

0

10

Феодалы и крестьянство в средние века

1

0

11

Средневековые города — центры
ремесла, торговли, культуры

1

0

12

Церковь и духовенство в средневековом
обществе

1

0

13

Усиление королевской власти в странах
Западной Европы

1

0

14

Реконкиста и образование
централизованных государств на
Пиренейском полуострове

1

0

15

Обострение социальных противоречий в
ХIV в. (Жакерия, восстание Уота
Тайлера). Гуситское движение в Чехии

1

0

16

Византийская империя и славянские
государства в XII—XV вв.

1

0

17

Религия и культура средневековой
Европы

1

0

18

Гуманизм. Раннее Возрождение

1

1

19

Османская империя и Монгольская
держава в Средние века

1

0

20

Китай и Япония в Средние века

1

0

21

Индия в Средние века

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864892c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88648a44

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88648b5c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88648c7e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88648e36

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88648f62

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88649070

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864919c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886492be

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886493d6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886494f8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88649872

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88649a5c

22

Цивилизации майя, ацтеков и инков

1

0

23

Историческое и культурное наследие
Средних веков

1

1

24

Роль и место России в мировой истории

1

0

25

Заселение территории нашей страны
человеком

1

0

26

Народы и государства на территории
нашей страны в древности

1

0

27

Хозяйство, быт и верования восточных
славян

1

0

28

Великое переселение народов

1

0

29

Страны и народы Восточной Европы,
Сибири и Дальнего Востока

1

0

30

Образование государства Русь.
Исторические условия складывания
русской государственности

1

0

31

Формирование государства Русь

1

0

32

Внешняя политика Руси в IX-XI вв.

1

0

33

Принятие христианства и его значение

1

0

34

Русь в конце X — начале XII в.

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88649b92

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88649cd2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17efa2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17f31c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17f448

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17f66e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17f560

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17f790

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17f916

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17fad8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17ff2e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a180140

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a18030c

35

Территориально-политическая
структура Руси

1

0

36

Внутренняя и внешняя политика
русских князей в конце X — первой
трети XII в.

1

0

37

Русская церковь в X- начале XII в.

1

0

38

Древнерусское право: Русская Правда,
церковные уставы

1

0

39

Внешняя политика и международные
связи Руси

1

0

40

Культурное пространство: повседневная
жизнь, сельский и городской быт

1

0

41

Формирование единого культурного
пространства.

1

0

42

Художественная культура и ремесло
Руси

1

1

43

Формирование системы земель —
самостоятельных государств

1

0

44

Важнейшие земли, управляемые
ветвями княжеского рода Рюриковичей:
Черниговская, Смоленская, Галицкая,
Волынская, Суздальская

1

0

45

Земли, имевшие особый статус:
Киевская и Новгородская

1

0

46

Эволюция общественного строя и права;
внешняя политика русских земель

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1804f6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1806a4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a180848

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a180c26

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a180e06

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a180fd2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a181194

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a18134c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a181518

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1816e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a181d1a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1821b6

47

Формирование региональных центров
культуры

1

0

48

Белокаменные храмы Северо-Восточной
Руси

1

1

49

Возникновение Монгольской империи и
ее завоевательные походы

1

0

50

Борьба Руси против монгольского
нашествия.

1

0

51

Южные и западные русские земли

1

0

52

Северо-западные земли: Новгородская и
Псковская

1

0

53

Ордена крестоносцев и борьба с их
экспансией на западных границах Руси

1

0

54

Княжества Северо-Восточной Руси.

1

0

55

Дмитрий Донской. Куликовская битва

1

0

56

Роль Православной церкви в ордынский
период русской истории

1

0

57

Народы и государства степной зоны
Восточной Европы и Сибири в XIII–XV
веках

1

0

58

Культурное пространство Руси в XIIIXIV вв.

1

1

59

Объединение русских земель вокруг
Москвы

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a18230a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a182436

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a182562

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a182954

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a182c92

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a182e5e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a183002

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1831d8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1835b6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1837d2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a183994

60

Новгород и Псков в XV в :
политический строй, отношения с
Москвой, Ливонским орденом, Ганзой,
Великим княжеством Литовским

1

0

61

Падение Византии и рост церковнополитической роли Москвы в
православном Мире

1

0

62

Присоединение Новгорода и Твери.
Ликвидация зависимости от Орды

1

0

63

Формирование системы управления
единого государства при Иване III

1

0

64

Культурное пространство Русского
государства в XV веке

1

0

65

Развитие культуры единого Русского
государства: летописание и житийная
литература

1

0

66

Искусство и повседневная жизнь
населения Руси

1

0

67

Наш край с древнейших времен до
конца XV в.

1

0

68

Обобщение по теме "От Руси к
Российскому государству"

1

1

68

6

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a183e76

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a18402e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1841c8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a184358

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1844de

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a18466e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a184dda

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a185154

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• История России (в 2 частях), 6 класс/ Арсентьев Н.М., Данилов А.А.,
Стефанович П.С. и другие; под редакцией Торкунова А.В., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
• История. Всеобщая история. История Средних веков : 6-й класс : учебник,
6 класс/ Агибалова Е. В., Донской Г. М. ; под ред. Сванидзе А. А.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://russianclassicalschool.ru/
https://education.yandex.ru/main/
https://uchi.ru/

0


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».