МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Тверской области
Торопецкий муниципальный округ Тверской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Торопецкая гимназия имени святителя Тихона,
Патриарха Московского и всея России
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
На заседании
Директор гимназии
педагогического совета
________________________
________________________
Замыслова В.И.
Протокол №1
От «02» 07 2024 г.
Замыслова В.И.
Приказ №7
от «02» 07 2024 г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Геометрия»
для обучающихся 7 класса
Торопец 2024 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная
рабочая
программа
по геометрии
7
класса
для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ)
разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от
31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 05.07.2021 г., рег. номер 64101) (далее – ФГОС ООО), примерной
адаптированной основной образовательной программы основного общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее –
ПАООП ООО ОВЗ), примерной рабочей программы основного общего
образования по предмету «Геометрия», примерной программы воспитания, с
учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам
освоения адаптированной основной образовательной программы основного
общего образования обучающихся с ОВЗ,
основной образовательной
программы основного общего образования муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения Торопецкой гимназии имени святителя
Тихона, Патриарха Московского и всея России. В рабочей программе учтены
идеи и положения Концепции развития математического образования в
Российской Федерации.
Программа соответствует учебнику «Программа соответствует учебнику
«Геометрия. 7-9 класс. Учебник - Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б.
и др. – М.: Просвещение, 2023».
Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
7 КЛАСС
Начальные понятия геометрии. Точка, прямая, отрезок, луч. Угол. Виды
углов.
Вертикальные
и
смежные
углы.
Биссектриса
угла.
Ломаная,
многоугольник. Параллельность и перпендикулярность прямых.
Симметричные фигуры. Основные свойства осевой симметрии . Примеры
симметрии в окружающем мире.
Основные построения с помощью циркуля и линейки.
Треугольник. Высота, медиана, биссектриса, их свойства. Равнобедренный и
равносторонний треугольники. Неравенство треугольника.
Свойства и признаки равнобедренного треугольника. Признаки равенства
треугольников.
Свойства и признаки параллельных прямых. Сумма углов треугольника.
Внешние углы треугольника.
Прямоугольный
треугольник.
Свойство
медианы
прямоугольного
треугольника, проведённой к гипотенузе. Признаки равенства прямоугольных
треугольников. Прямоугольный треугольник с углом в 30о.
Неравенства в геометрии: неравенство треугольника, неравенство о длине
ломаной,
теорема
о
большем
угле
и
большей
стороне
треугольника.
Перпендикуляр и наклонная.
Геометрическое место точек. Биссектриса угла и серединный перпендикуляр
к отрезку как геометрические места точек.
Окружность и круг, хорда и диаметр, их свойства. Взаимное расположение
окружности и прямой. Касательная и секущая к окружности. Окружность,
вписанная в угол. Вписанная и описанная окружности треугольника.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ГЕОМЕТРИЯ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Освоение учебного курса «Геометрия» на уровне основного общего
образования
должно
обеспечивать
достижение
следующих
предметных
образовательных результатов:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
мотивация к обучению геометрии и целенаправленной познавательной
деятельности;
повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность,
требующую математических знаний, в том числе умение учиться у других людей;
способность осознавать стрессовую ситуацию, быть готовым действовать в
отсутствие гарантий успеха;
способность обучающихся с ОВЗ к осознанию своих дефицитов и
проявление стремления к их преодолению;
способность к саморазвитию, умение ставить достижимые цели;
умение различать учебные ситуации, в которых можно действовать
самостоятельно,
и
ситуации,
где
следует
воспользоваться
справочной
информацией или другими вспомогательными средствами;
способность переносить полученные в ходе обучения знания в актуальную
ситуацию (при решении житейских задач, требующих математических знаний);
способность ориентироваться в требованиях и правилах проведения
промежуточной и итоговой аттестации;
овладение основами финансовой грамотности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
устанавливать причинно-следственные связи в ходе усвоения материала;
выявлять дефицит данных, необходимых для решения поставленной задачи;
с помощью учителя выбирать способ решения задачи (сравнивать
возможные варианты решения);
применять и преобразовывать знаки и символы в ходе решения
геометрических задач;
устанавливать искомое и данное при решении геометрической задачи;
понимать и интерпретировать информацию различных видов и форм
представления;
иллюстрировать решаемые задачи графическими схемами;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
понимать и использовать математические средства наглядности (графики,
диаграммы,
таблицы,
схемы
и
др.)
для
иллюстрации,
интерпретации,
аргументации.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками в процессе решения задач;
взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций
и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и
отстаивать своё мнение;
прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек
зрения и разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех
участников;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями
партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата и
координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных
математических проблем;
планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач
исследовательского характера.
формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и
последовательность действий;
осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной
задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью
обнаружения отклонений и отличий от эталона.
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи;
понимать причины, по которым не был достигнут требуемый результат
деятельности, определять позитивные изменения и направления, требующие
дальнейшей работы;
регулировать способ выражения эмоций.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 7 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты:
Распознавать изученные геометрические фигуры, определять их взаимное
расположение, изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по
условию задачи. Измерять линейные и угловые величины. Решать задачи на
вычисление длин отрезков и величин углов.
Делать грубую оценку линейных и угловых величин предметов в реальной
жизни, размеров природных объектов. Различать размеры этих объектов по
порядку величины.
Строить чертежи к геометрическим задачам (с использованием смысловой
опоры: наводящие вопросы и/или алгоритма учебных действий).
Пользоваться признаками равенства треугольников, использовать признаки
и свойства равнобедренных треугольников при решении задач.
Проводить доказательства несложных геометрических теорем.
Пользоваться
признаками
равенства
прямоугольных
треугольников,
свойством медианы, проведённой к гипотенузе прямоугольного треугольника, в
решении геометрических задач (с использованием зрительной наглядности и/или
вербальной опоры).
Определять параллельность прямых с помощью углов, которые образует с
ними секущая. Определять параллельность прямых с помощью равенства
расстояний от точек одной прямой до точек другой прямой.
Решать задачи на клетчатой бумаге.
Проводить вычисления и находить числовые и буквенные значения углов в
геометрических задачах с использованием суммы углов треугольников и
многоугольников,
свойств
углов,
образованных
при
пересечении
двух
параллельных прямых секущей. Решать практические задачи на нахождение
углов.
Иметь представление о понятие геометрического места точек.
Формулировать определения окружности и круга, хорды и диаметра
окружности, пользоваться их свойствами. Уметь применять эти свойства при
решении задач.
Ориентироваться в понятиях: описанная около треугольника окружность,
центр описанной окружности. Оперировать на базовом уровне фактами о том, что
биссектрисы углов треугольника пересекаются в одной точке, и о том, что
серединные перпендикуляры к сторонам треугольника пересекаются в одной
точке.
Ориентироваться в понятиях и оперировать на базовом уровне: касательная
к
окружности,
теорема
о
перпендикулярности
касательной
и
радиуса,
проведённого к точке касания.
Иметь представление о простейших геометрических неравенств, их
практическом смысле.
Проводить основные геометрические построения с помощью циркуля и
линейки.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
1
Простейшие геометрические фигуры и
их свойства. Измерение геометрических
величин
14
1
0
2
Треугольники
22
1
0
3
Параллельные прямые, сумма углов
треугольника
14
1
0
4
Окружность и круг. Геометрические
построения
14
1
1
5
Повторение, обобщение знаний
4
1
0
68
5
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415e2e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415e2e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415e2e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415e2e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415e2e
ПОУРОЧНОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ7 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
1
Простейшие геометрические
объекты
1
0
0
2
Многоугольник, ломаная
1
0
0
3
Смежные и вертикальные углы
1
0
0
4
Смежные и вертикальные углы
1
0
0
5
Смежные и вертикальные углы
1
0
0
6
Смежные и вертикальные углы
1
0
0
7
Смежные и вертикальные углы
1
0
0
8
Смежные и вертикальные углы
1
1
0
9
Измерение линейных и угловых
величин, вычисление отрезков и
углов
1
0
0
10
Измерение линейных и угловых
величин, вычисление отрезков и
углов
1
0
0
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866b724
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866cb6a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866c5c0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866c7be
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866c3ea
11
Измерение линейных и угловых
величин, вычисление отрезков и
углов
1
0
0
12
Измерение линейных и угловых
величин, вычисление отрезков и
углов
1
0
0
13
Периметр и площадь фигур,
составленных из
прямоугольников
1
0
0
14
Периметр и площадь фигур,
составленных из
прямоугольников
1
0
0
15
Понятие о равных
треугольниках и первичные
представления о равных
фигурах
1
0
0
16
Три признака равенства
треугольников
1
0
0
17
Три признака равенства
треугольников
1
0
0
18
Три признака равенства
треугольников
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
19
20
21
Три признака равенства
треугольников
Три признака равенства
треугольников
Три признака равенства
треугольников
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866ce80
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866d1fa
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866d34e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866e01e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866e88e
22
Признаки равенства
прямоугольных треугольников
Признаки равенства
прямоугольных треугольников
1
0
0
1
0
0
24
Свойство медианы
прямоугольного треугольника,
проведённой к гипотенузе
1
0
0
25
Свойство медианы
прямоугольного треугольника,
проведённой к гипотенузе
1
0
0
26
Равнобедренные и
равносторонние треугольники
1
0
0
1
0
0
1
0
0
23
27
28
Признаки и свойства
равнобедренного треугольника
Признаки и свойства
равнобедренного треугольника
29
Признаки и свойства
равнобедренного треугольника
1
0
0
30
Неравенства в геометрии
1
0
0
31
Неравенства в геометрии
1
0
0
32
Неравенства в геометрии
1
0
0
33
Неравенства в геометрии
1
0
0
34
Прямоугольный треугольник с
углом в 30°
1
0
0
35
Прямоугольный треугольник с
углом в 30°
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866e9ec
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866d6fa
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866d880
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866d880
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866e26c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866e3a2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866eb22
36
37
Контрольная работа по теме
"Треугольники"
Параллельные прямые, их
свойства
1
1
0
1
0
0
38
Пятый постулат Евклида
1
0
0
39
Накрест лежащие,
соответственные и
односторонние углы,
образованные при пересечении
параллельных прямых секущей
1
0
0
40
Накрест лежащие,
соответственные и
односторонние углы,
образованные при пересечении
параллельных прямых секущей
1
0
0
41
Накрест лежащие,
соответственные и
односторонние углы,
образованные при пересечении
параллельных прямых секущей
1
0
0
42
Накрест лежащие,
соответственные и
односторонние углы,
образованные при пересечении
параллельных прямых секущей
1
0
0
43
Накрест лежащие,
соответственные и
односторонние углы,
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866ecbc
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866ef64
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866f086
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866f3b0
44
образованные при пересечении
параллельных прямых секущей
Признак параллельности
прямых через равенство
расстояний от точек одной
прямой до второй прямой
1
0
0
45
Признак параллельности
прямых через равенство
расстояний от точек одной
прямой до второй прямой
1
0
0
46
Сумма углов треугольника
1
0
0
47
Сумма углов треугольника
1
0
0
48
Внешние углы треугольника
1
0
0
49
Внешние углы треугольника
1
0
0
50
Контрольная работа по теме
"Параллельные прямые, сумма
углов треугольника"
1
1
0
51
Окружность, хорды и диаметр,
их свойства
1
0
0
52
Касательная к окружности
1
0
0
53
Окружность, вписанная в угол
1
0
0
54
Окружность, вписанная в угол
1
0
0
55
Понятие о ГМТ, применение в
задачах
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866f630
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866f8ba
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866fa5e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866fe6e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88670800
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88670e9a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8867013e
56
57
Понятие о ГМТ, применение в
задачах
Биссектриса и серединный
перпендикуляр как
геометрические места точек
1
0
0
1
0
0
58
Окружность, описанная около
треугольника
1
0
0
59
Окружность, описанная около
треугольника
1
0
0
60
Окружность, вписанная в
треугольник
1
0
0
61
Окружность, вписанная в
треугольник
1
0
0
1
0
1
1
0
0
64
Контрольная работа по теме
"Окружность и круг.
Геометрические построения"
1
1
0
65
Повторение и обобщение
знаний основных понятий и
методов курса 7 класса
1
0
0
66
Итоговая контрольная работа
1
1
0
67
Повторение и обобщение
знаний основных понятий и
методов курса 7 класса
1
0
0
62
63
Простейшие задачи на
построение
Простейшие задачи на
построение
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88670508
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88670a62
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8867103e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88671188
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886712d2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88671462
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886715b6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886716ec
Повторение и обобщение
знаний основных понятий и
методов курса 7 класса
1
0
0
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
68
5
1
68
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886719bc
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов. С. Б. Кадомцев, Э. Г. Позняк, И. И.
Юдина Геометрия 7-9 класс. Учебник- М.: Просвещение, 2023
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов. С. Б. Кадомцев, Э. Г. Позняк, И. И. Юдина
Геометрия 7-9 класс. Учебник- М.: Просвещение, 2023
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1. www. edu - "Российское образование" Федеральный портал.
2. www.school.edu - "Российский общеобразовательный портал".