МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Тверской области
Торопецкий муниципальный округ Тверской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Торопецкая гимназия имени святителя Тихона,
Патриарха Московского и всея России
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
На заседании
Директор гимназии
педагогического совета
________________________
________________________
Замыслова В.И.
Протокол №1
От «02» 07 2024 г.
Замыслова В.И.
Приказ №7
от «02» 07 2024 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Задания повышенной сложности.
Подготовка к ОГЭ по русскому языку»
9 класс
2024-2025 учебный год
Торопец, 2024
Пояснительная записка
Рабочая программа по подготовке к ОГЭ по русскому языку для 9 класса
составлена на основе:
•
•
•
Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012
государственного образовательного стандарта общего образования;
федерального компонента государственных образовательных стандартов общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской
Федерации от 05.03.2004 № 1089 (далее - ФКГОС);
Программа внеурочной деятельности «Задания повышенной сложности.
Подготовка к ОГЭ по русскому языку» составлен для учащихся 9 класса и
рассчитан на 34 учебных часа.
Программа очень актуальна для выпускников. КИМы ОГЭ по русскому языку
имеют свою специфику в формулировке и содержании заданий и требуют от учащихся
определенных технологий выполнения этих заданий. Курс полностью ориентирован на
формат КИМов и позволяет эффективно подготовить выпускника к ОГЭ по русскому
языку. Курс составлен с учетом изменений в КИМах ОГЭ по русскому языку. Кроме того,
курс расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися,
закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях.
Курс позволит усовершенствовать навыки составления своего текста, будет
способствовать развитию речи учащихся, совершенствовать языковую грамотность,
развивать мыслительные операции, - все эти умения позволят выпускнику эффективно
учиться и профессионально развиваться в дальнейшем.
Цели курса:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и
коммуникативных задач на ОГЭ;
совершенствование языковой грамотности;
совершенствование письменной речи;
освоение норм русского литературного языка;
развитие логического мышления
Задачи курса:
обобщить и повторить полученные знания по основным разделам русского языка
курса средней школы;
закрепить орфографические и пунктуационные навыки;
развивать владение нормами русского языка и языковую культуру;
развивать умение составлять алгоритм к задаче;
сформировать умение использовать разные виды чтения;
развивать умение анализировать текст;
сформировать умение формулировать тезис и адекватно его аргументировать;
сформировать навыки составления собственного текста;
сформировать умение искать и обрабатывать информацию;
практически и психологически подготовить обучающихся к сдаче государственной
итоговой аттестации.
Предполагаемые результаты:
Освоение содержания учебного элективного курса «Подготовка к ОГЭ» обеспечивает
достижение обучающихся следующих результатов:
• личностных:
- сформированность потребности и способности к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- осознание необходимости постоянно совершенствовать свою речь, свою речевую
культуру.
- осознание эстетической ценности слова, воспитание эстетического отношения к миру;
понимание этики и эстетики.
• метапредметных:
- умение самостоятельно определять цели учебной и творческой деятельности, составлять
планы, учебные алгоритмы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать
и корректировать деятельность; анализировать свои образовательные приращения,
выбирать способы корректировки достигнутых результатов; в ситуациях общения
выбирать успешные речевые стратегии.
-владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению различных методов познания.
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей
разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение оценивать свою и чужую речь с эстетических и нравственных позиций;
- умение выбирать стратегию поведения, позволяющую достичь максимального эффекта.
• предметных:
- сформированность представлений о языке как знаковой системе, закономерностях его
развития, функциях языка;
- освоение базовых понятий лингвистики: язык и речь, функции языка, речевая
деятельность, речевая ситуация; основные единицы языка, их признаки и особенности
употребления в речи; текст, признаки и категории текста; типы и стили речи;
литературный язык, нормы литературного языка; основные аспекты культуры речи;
устная и письменная форма речи; синонимика русского языка; источники расширения
словарного состава современного русского языка;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского
языка;
- владение знаниями о языковой норме, её функциях и вариантах; практическое овладение
основными нормами современного литературного языка;
Выпускник на базовом уровне научится
- распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте использовать языковые
средства адекватно цели и ситуации речевого общения;
- опознавать в предъявленных текстах формы русского языка (литературный язык,
просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго);
- создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты
определённой функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование,
рассуждение) и определённых жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчёты,
сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
- подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа высказывания и в
соответствии с типом текста определять тему, проблему и основную мысль текста;
- определять лексические и грамматические средства связи предложений в тексте в
соответствии с видами связи выделять основные признаки определённого стиля речи;
- опознавать в тексте и называть изобразительно-выразительные средства языка;
- определять их тип (лексические, синтаксические, фонетические);
- определять признаки и структурные элементы текста;
- опознавать типы текстов
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности
их употребления;
- выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами
ведения диалогической речи;
- опознавать лексические и синтаксические средства языка в текстах определённого стиля
речи;
- опознавать типичные случаи несоблюдения языковых норм;
осуществлять речевой самоконтроль.
Содержание курса
№
Раздел
кол-во
часов
Электронные ресурсы
1
Введение
1
http://www.fipi.ru
2
Подготовка к написанию изложения
6
https://rus-oge.sdamgia.ru/
3
Подготовка к выполнению заданий с
кратким ответом
20
http://www.repetitor.1c.ru
4
Подготовка к написанию сочинениярассуждения
7
https://rus-oge.sdamgia.ru/
Итого:
34
Календарно-тематическое планирование
№
1
Тема
Введение. Значение курса,
задачи. Особенности ОГЭ-2025 по
русскому языку в новой форме: цели,
Виды деятельности
Работа с инструкцией по
выполнению ОГЭ.
Дата
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
задачи, содержание, учебные пособия.
Знакомство с демоверсией. Критерии
оценки
Определение, признаки и характеристика
текста как единицы языка. Тема, идея,
проблема текста и способы их
установления и формулирования.
Композиция, логическая, грамматическая
структура текста
Микротема. Соотношение микротемы и
абзацного строения текста. Абзац
Синтаксическое богатство русского
языка.
Микротема. Абзац. Способы сжатия
текста: упрощение, обобщение,
исключение.
Главная и второстепенная информация в
тексте. Способы сокращения текста:
грамматические, логические,
синтаксические.
Сжатое изложение.
Задание 2. Синтаксический анализ
предложения
Простые неосложненные предложения (в
том числе с неоднородными
определениями). Простые предложения,
осложненные однородными членами.
Обобщающее слово при однородных
членах.
Простые предложения, осложненные
обособленными определениями,
обстоятельствами и дополнениями.
Простые предложения, осложненные
вводными словами и вставными
конструкциями.
Сложные предложения: ССП, СПП,
БСП.Виды ССП, СПП, СПП с
несколькими придаточными
(последовательное подчинение,
однородное подчинение, неоднородное
подчинение).
Прямая речь. Предложения по цели
высказывания (повествовательные,
вопросительные и побудительные) по
эмоциональной окраске
(восклицательные и невосклицательные).
Количество грамматических основ.
Главные и второстепенные члены.
Способы выражения подлежащего и
сказуемого.
Полные и неполные предложения.
Односоставные предложения.
Работа с текстом, создание
текста, анализ готовых работ,
редактирование.
Работа с текстом, создание
текста, анализ готовых работ,
редактирование.
Работа с текстом, поиск
микротем.
Работа с текстом, поиск
микротем, сжатие текста.
Работа над сжатием текста,
выявление главной и
второстепенной
информации.
Написание изложения
Работа с тестами.
Повторение простых
неосложненных
предложений.
Работа с тестами.
Повторение простых
осложненных предложений.
Работа с тестами.
Повторение ССП,БСП,СПП.
Работа с тестами.
Работа с тестами.
Выполнение тренировочных
упражнений
Работа с тестами.
Выполнение тренировочных
упражнений
14
15
16
17
Задание 3. Пунктуационный анализ
предложений и текста.
Знаки препинания в простом
предложении. Знаки препинания в
сложном предложении: в ССП, СПП,
БСП, а также в предложениях с разными
видами связи).
Оформление прямой и косвенной речи.
Знаки препинания в осложненных
предложениях: в предложениях с
однородными членами, обособленными
членами, обращениями, вводными
конструкциями (словами и
словосочетаниями).
Задание 4. Синтаксический анализ
словосочетания.
Работают с тестами,
выполняют тренировочные
упражнения, повторяют
теоретический материала.
Работают с тестами,
выполняют тренировочные
упражнения, повторяют
теоретический материала.
Работают с тестами,
выполняют тренировочные
упражнения, повторяют
теоретический материала.
Работают с тестами,
выполняют тренировочные
упражнения, повторяют
теоретический материала.
Работают с тестами,
выполняют тренировочные
упражнения, повторяют
теоретический материала.
Работают с тестами,
выполняют тренировочные
упражнения, повторяют
основные орфограммы
Работают с тестами,
выполняют тренировочные
упражнения, повторяют
основные орфограммы
Работают с тестами,
выполняют тренировочные
упражнения, повторяют
основные орфограммы
18
Типы подчинительной связи слов в
словосочетаниях (согласование,
управление, примыкание)
19
Задание 5. Орфографический анализ слов,
предложений и текста.
20
Правописание приставок, корней,
суффиксов, окончаний разных частей
речи.
21
Правописание существительных,
прилагательных, глаголов, числительных,
местоимений, наречий, слов категории
состояния, причастий, деепричастий,
предлогов, союзов, частиц, междометий,
звукоподражательных слов.
Слитное, раздельное, дефисное написание Работают с тестами,
слов.
выполняют тренировочные
упражнения, повторяют
основные орфограммы
Задание 6. Анализ содержания текста.
Работают с тестами,
Соответствие высказывания содержанию выполняют тренировочные
текста.
упражнения, работа над
смысловым анализом текста.
Задание 7. Анализ средств
Работают с тестами,
выразительности. Тропы: метафора,
выполняют тренировочные
олицетворение, эпитет, гипербола,
упражнения, повторение
сравнительный оборот, сравнение,
средств выразительности
фразеологизм, литота.
Задание 8. Лексический анализ слова,
Работают с тестами,
предложения, текста.
выполняют тренировочные
22
23
24
25
26
27
28
Сферы употребления слов.
Происхождение слов. Активный,
пассивный словарный запас.
Стилистическая окраска слов. Значение
фразеологизмов, пословиц, поговорок,
афоризмов, крылатых слов
Однозначные и многозначные слова.
Омонимы. Синонимы. Антонимы.
Прямое и переносное значение слова.
Лексическое значение слова.
Понятие о сочинении-рассуждении.
Критерии оценки сочинения. Тема, идея,
проблема текста.
29
Позиция автора. Собственная позиция.
Подбор аргументов.
30
Композиция сочинения (тезис,
аргументы, вывод).
31
Композиция сочинения. Оформление
вступления и заключения сочинения.
32
Написание сочинения-рассуждения на
лингвистическую тему (задание 9-1)
Написание сочинения-рассуждения на
тему, связанную с анализом текста
(задание 9-2)
Написание сочинения-рассуждения на
тему, связанную с анализом текста
(задание 9-3)
33
34
упражнения
Работают с тестами,
выполняют тренировочные
упражнения
Работают с тестами,
выполняют тренировочные
упражнения
Знакомятся с элементами
сочинения, анализируют
тексты, формулируют
тезисы, аргументы и выводы,
пишут сочинения по тексту
Знакомятся с элементами
сочинения, анализируют
тексты, формулируют
тезисы, аргументы и выводы,
пишут сочинения по тексту
Знакомятся с элементами
сочинения, анализируют
тексты, формулируют
тезисы, аргументы и выводы,
пишут сочинения по тексту
Знакомятся с элементами
сочинения, анализируют
тексты, формулируют
тезисы, аргументы и выводы,
пишут сочинения по тексту
Пишем сочинениерассуждение
Пишем сочинениерассуждение
Пишем сочинениерассуждение
Программно-методическое обеспечение
1. ОГЭ – 25. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов /
под ред. И.П. Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2025
2. http://www.fipi.ru – Федеральный институт педагогических измерений
3. http://www.proshkolu.ru – методические материалы к урокам, презентации.
4. http://www.repetitor.1c.ru – Тесты по орфографии и пунктуации в режиме
онлайн
5. http://капканы-егэ.рф – справочные материалы для подготовки к ОГЭ.