Я ты он она 5

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Тверской области
Торопецкий муниципальный округ Тверской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Торопецкая гимназия имени святителя Тихона,
Патриарха Московского и всея России

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

На заседании

Директор гимназии

педагогического совета
________________________

________________________

Замыслова В.И.
Протокол №1
От «02» 07 2024 г.

Замыслова В.И.
Приказ №7
от «02» 07 2024 г.

Программа курса внеурочной деятельности
«Я- ты-он-она-вместе целая страна»
5 класс
(направление: духовно-нравственное)
2024-2025учебный год

Торопец, 2024

СОДЕРЖАНИЕ
П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А . . .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. 4
М Е Т О Д О Л О Г И Ч Е С К И Е О С Н О В А Н И Я П Р О Г РА М М Ы .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. 7
Т Е З А У Р У С О С Н О В Н Ы Х П О Н Я Т И Й . .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. 8
Т Е М АТ И Ч Е С К О Е П Л А Н И Р О В А Н И Е .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. 9
С О Д Е Р Ж А Н И Е К У Р С А В Н Е У Р О Ч Н О Й Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т И .. .. .. .. .. .. .. .. 10
П Л А Н И Р У Е М Ы Е Р Е З У Л ЬТАТ Ы О С В О Е Н И Я К У Р С А
В Н Е У Р О Ч Н О Й Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т И .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .12
М Е Т О Д И Ч Е С К О Е И М АТ Е Р И А Л Ь Н О -Т Е Х Н И Ч Е С К О Е
О Б Е С П Е Ч Е Н И Е . .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. ………….

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
С 1 с е н т ябр я 2023 го да на всей терр итории Р о с с и йс ко й Федерации
начинает действовать Федеральная о бразова тел ьная про гра мма о с н о в н о го о б щ е го о бр аз о в а н ия (далее — Ф О П О О О ) , с тру кт у р н ым элементом ко то р о й яв ляетс я федеральная р а б о ч а я програ мма воспитания.
Ценностно-целевыми основаниями программы воспитания яв ля ютс я традиционные ро с с ийс ки е духовно-нравственные ценности. И х
сохранение и укрепление я в ляетс я одной из с т р а тегич ес к их целей системы о браз ова ни я, ч т о закреплено Ука з о м президента Ро с с и йс ко й
Федерации о т 09.11.2022 № 8 0 9 1 и Стратегией национальной безопа с ност и Ро с с и йс ко й Федерации 2 .
В с оотв етс тв и и с Федеральным государственным о бразовательным ста н дарто м о с но в н о го о б щ е го о бразов ани я, Ф О П О О О р еа лизуется по ср едс тв ом у р оч но й и внеурочной деятельности, о су щес тв ляе мо й
образовательно й организацией с ов мес тно с семьей и другими инс титутами воспитания.
В р а м ка х обеспечения методич еского сопровождени я Ф О П О О О
р а з р а бо та н а про гра мма внеурочной деятельности по активной социализации о бу ч а ю щ и х с я 5 - х к л а с с о в «Я-ты-о н-о на — вместе целая с тр а на » (далее — П р о гр а м м а ) с целью приобщения о бу ч а ю щ и х с я 5 к л а с с о в
к росс ийс ким традиционным духовно-нравств енным и социокультурным ценностям. Данная П р о гр а м ма яв ляетс я преемственной по отношению к программе социальной акти в но с ти для о бу ч а ю щ и х с я начальных к л а с с о в «Ор л ята России».

Ук а з Президента Ро сси йско й Федерации о т 09.11.2022 № 8 0 9 « О б утверждении
О с н о в государственно й политики по сохранению и укреплению традиционных
ро сси йск их духовно-нравственных ценностей»
2
Ук а з Президента Ро ссийско й Федерации о т 02.07.2021 № 4 0 0 «О Стратег и и национальной безо пасности Ро ссийско й Федерации»
1

4

Ак туа л ь н о с ть Программы
Воспитание в школе в ыс т р а ив а етс я с помощью различных механизмов, одним из ко то р ых яв ляетс я внеу ро ч ная деятельность о бу ч а ю щ е го с я . П од внеурочной деятельностью понимается образова те л ьная
деятельность, направленная на достижение планируемых р ез ультато в освоения ос новн ых образовательных програ мм (предметных, метапредметных и личностных), о с у щес тв ля е ма я в ф о р м а х , отличных
о т урочной 3 .
Ф о р м ы внеурочно й деятельности должны пр едусматривать актив но с ть и самосто ятель ность о бу ча ющи х с я, с о ч ета ть индивидуальную
и груп по ву ю р аботы, про ектную и исследовательскую деятельность,
экс ку р с и и , походы, деловые игры и пр. В н еу р о ч на я деятельность может
реа лизовываться чер ез цикл занятий, посвященных актуальным социальным и нравственным проблемам современного мира. Данные за нятия должны быть направлены на удовлетворение социальных интересов и потребностей о бу ч а ю щ их с я . О с н о в н а я цель занятий — развити е
ва жных для жизни по др а ста ющ его человека социальных умений: з а бо тит ьс я о дру гих и организо выв а ть с в о ю собств ен ну ю деятельность, лидировать и подчиняться, бр а т ь на с ебя инициативу и нести ответственност ь, отс та ив а ть с в о ю т о ч к у зрения и принимать другие то ч к и зрения.
Ос н о в н а я задача, реша ем ая с помощью занятий, — обеспечение
пс и хо лог ич ес ко го благо получия о бу ч а ю щ и х с я в образовательно м
пр о с т р а нс тв е школы, создание условий для р азв ития отв етств енно с ти
з а фор мирован ие ма кр о и микрокоммуникаций, с кла дыва ю щихс я в образовательно й организации, понимания о бу ча ющи м ис я зон личного
влияния на уклад школьной жизни.
В пятом кла сс е про исходит переход о т младшего ш коль но го в о з р а с та к по др о с тко в о му, по это му среди пятиклассников мож но увидеть
и еще «психологических младшекласников», и одновременно младших
по др о с тко в . Пятик лас с ника у же не удо в летвор я ет позиция школьника, ко то ру ю он занимал в начальных к л а с с а х. У него по явля ется в оз мож но с т ь к построению о бобщений в более с ложн ой деятельности
по усвоению норм взаимоотношений, ч т о в ыр а жа етс я в активизации
интимно-личностного и стихий но -гру ппо в о го общения. Ф а ктич ес к и
в пятом к лас с е пр о исходит переход ведущей деятельности ребенка
о т учения к общению.
Пятиклассники переживают образова тельный кризис: полностью
меняется ха р а к т е р обучения по сравнению с начальной школо й, по это му о с о б о е внимание в Пр огра мм е уделено в о пр о с а м адаптации
школьников к новым условиям. П р о ис хо дит активное фор миро в а ни е
ценностной с ф е р ы личности, определяются жизненные перспективы.
Дети о соз на ют с е бя и с в о и воз можно с т и, интересы, с п о с обно с ти, у них
3

Письмо Минпросвещения №ТВ -129 0/03 о т 05.07.2022 года

5

ф о р м и р у ютс я взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на с в о е
будущее. В это м в о з р а с те а ктуа лиз иру ютс я потр ебно сти в установлении доверительных отношений, признании и самоутверждении, главным о браз о м, в группе св ер стнико в .
А кт ив но с ть пятикласснико в направлена ка к на себя, та к и на дру ги х
людей. Они начинают о с озна в а ть и нести отв етс тве н ность з а с в о и поступки, в нешняя р егуляция акт ив ност и с м еща етс я к внутренней регуляции 4 . Деятельность с одной с то р о н ы должна отв еча ть потреб но с тя м
пятиклассника в самоутверждении, а с друго й — с оз дав ат ь ус ло в и я для
развертывания отношений с тов ар ища ми и признания его реальной
значимости ка к полно правного члена о бщ е с тв а 5 . Уч а ст и е в та ко й деятельности обес печивает признание в з р о с л ых и в т о же время созда ет
в оз можно с т и для построен ия р а з но о бр а з н ых отношений с о сверстниками.
Таким типом деятельности мо г у т высту пать воспитательные события, под которыми понимаются субъект-субъект ные ф о р м ы взаимодействия в з р о с л о го и ребенка, в ко то р ых активност ь в з р о с л о го с п о с о б с т ву ет овладению представлениями о како й-либо ценности, фор миро ва нию
отношения к ней и к приобретению ребенком с о бс тв е н н о го опыта ее
переживания. В с о б ыт ия х ребенок пр ео бр а зовыва ет персональный
социальный опыт на личные ус та но в ки и позиции, вкл юча ется в многообразные социальные связи, яв ля етс я исполнителем разных ролевых
функций, тем самым пр ео бр аз ует о кру жа ющ е е о б щ е с т в о и себя. Уч а с т и е ребенка в та ко го р ода с о б ыт и ях обеспечивает активную социализацию ребенка.
П р о гр а м ма внеурочно й деятельности по активной социализации
о бу ч а ю щ и х с я 5 - х к л а с с о в «Я-ты-о н-о на — вместе целая с тра на » р а з р а б о та н а с учето м указанных выше в о з р ас т н ых особенностей пятиклассников, социальной ситуации р а звити я детей в образовательно й организации и направлена на их активну ю социализацию.
Цель и задачи Программы
Цель Программы: приобщение о бу ч а ю щ и х с я к российским традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям с у ч ето м субъектно й позиции ребенка, его в оз р ас т н ых и пс ихо логич еских
особенностей.

Бердникова Д.В. В озр а ст н а я динамика активности // Международный журна л прикладных и фундаментальных исследований. — 2016. — № 4 (ча сть 3 ) — С . 628– 630.
5
Фельдштейн Д.И. Особенности ведущей деятельности детей по др о ст ко в о го в о з р а с та // Хр есто м а тия повозрастно й психологии. — М.: МПСИ , 1996. — С . 163–168.
4

6

Задачи Программы:
● создание условий для усво ения обу ча ющи мис я социальных норм,
духов но-нравств енных ценностей, традиций;
● формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
● приобретение с о о т в етс т ву ю щ е го социальным нормам, ценностям, традициям с о ци о кул ьту р но го опыта поведения, общения,
межличностных и социальных отношений;
● развитие у о бу ч а ю щ и х с я инициативности, самостоятельност и,
самопознания, ответственности, умения р а бо та т ь в коллективе;
● обеспечение благоприятных условий для адаптации о бу ч а ю щ и х с я 5 - х к л а с с о в при переходе на следующий уровень образ ова ния .
М Е Т О Д О Л О Г И Ч Е С К И Е О С Н О В А Н И Я П Р О Г РА М М Ы
Методологическими основаниями П р огра ммы яв ля ютс я аксиологический, антропологический и системно-деятельностный подходы:
● аксиологический подход предполагает, ч т о воспитание представляет с о б о й социальную деятельность, направленную на передачу ценностей о т с та р ш е го поколения к младшему. О б у ч а ю щи е с я
присваивают ценности в событийных о б щ н о с т я х , пр иобр ета ют
социокультурный опыт; у них ф о р м и р у етс я моральная рефлексия, нравственное самосознание и нравственная культура;
● антропологический подход предполагает становление и воспитание человека в о всей полноте его природных, социальных
и ду хо вных ха ра ктер и с тик. Воспитание человека о с у щ е с т в л я е тс я в системе реальных жизненных связей и отношений в событийных о б щ н о с т я х , в ко то р ы х про исхо дит зарождение нр а в с тв ен ного сознания, о бр ета етс я опыт нр ав ств ен но го поведения,
ч т о в с о в о ку п но с т и с личностными особенностя ми с о с та в л я ет
о с н о ву су бъектно с ти ребенка;
● системно-деятельностный подход обус лавл ива ет системную реализацию воспитательного потенциала содержа ния о бра зова ния,
фор мир ова ни е и развитие у о бу ч а ю щ и х с я мотивации к учебной
деятельности, развитие субъект но й личностной позиции на ос но в е опыта нравственно й рефлексии и нра в ственн ого выбо р а.
В ос нов е П р огра мм ы лежит понятие о браз ова тель н о го события,
кото р о е было введено в педагогическую систему А . С . Макаренко и закреплено кла с с ичес ко й традиционной педагогикой. Образовате л ьно е
событие — э т о о с о б а я ф о р м а организации совместн ой деятельности
детей и в зро с лых, ко т о р а я предполагает инициативные ф о р м ы включения и создание «продукта совместно й деятельности», п оз в оляюща я
7

ребенку пр иобр етать собственный опыт переживания то й или иной
ценности. В воспитательном событии о с у щ е с т в л я етс я взаимное о богащение в с ех с у б ъ е к то в воспитательного процесса. О н о с п о с о б с т ву е т развитию самостоятельности, ответственности, инициативности пятиклассников 6 .
Т Е З А У Р У С О С Н О В Н Ы Х ПОНЯТИ Й
Активность — э т о деятельное отношение личности к миру, с по с о б н о с ть производить общ ес тве нно значимые пр ео браз о ва ния материальной и духов но й среды на основ е освоения ис то р ич е с ко го опыта человечества. А кт ив но с т ь ребенка направлена на получение новых знаний,
умений, навыков, на успеш но е вхождение в коллектив свер ст ников .
Воспитание — социальная деятельность, направленная на передачу обществ енных ценностей о т с та р ш е го поколения к младшему. О бу ч а ю щ и е с я присваивают ценности в событийных о б щ н о с т я х , пр иобр етают социокультурный опыт, у них ф о р м и р у етс я моральная рефлексия,
нравственно е самосознание и нравств енная культу р а.
Общность — ус то й ч ив а я система связей и отношений между людьми, имеющая единые ценностно-смысловые ос нова ния и конкретные
целевые ориентиры. О б щ н о с т ь — реальное объединение людей, объективно заданное с п о с о бом их ус то й ч ив о й взаимосвязи, при ко т о р о м
они в ыс ту па ют ( пр о яв ляют с е б я ) ка к коллективный с у бъ е кт социа льного действия.
Событие ( в контексте воспитания) — с у бъект-с у бъ е ктна я ф о р м а
взаимодействия в з р о с л о го и ребенка, в ко то р о й акт ив ность в з р о с л о го с п о с о б с т ву ет овладению представлениями о какой-либо ценности,
фор мир ова нию от ношения к ней и к приобретению ребенком с о бс тв е н но го опыта ее переживания.
Со ц иа лиз ац ия — э т о интегративный про цесс вступления с у бъ екта
в с т р у к т у р у о б щ е с тв а , по средство м овладения им социальными правилами, ценностями, ориентациями, традициями, познание ко то р ых по могает с та т ь эф ф екти в н ым индивидом о б щ ес т в а .

Кудинова Ю.В. Педагогическ и обоснова нна я событийность ка к интегративное
св о й с т в о воспитательной системы [ Те кс т ] / Ю.В. Кудинова, Д.С. Калашк ина // Изв естия В Г П У. — 2019. — № 3. — С . 55–58.
6

8

Т Е М АТ И Ч Е С К О Е П Л А Н И Р О В А Н И Е
№
п/п
1

К л а сс ны е со б ы ти я
«Моя ш к о л а — мои
воз мож ност и»

Темы занятий

Ко л и ч е с т в о
часов

Заня тие 1.
«Какие мы?»

1

Заня т ия 2–3. « Ма ршру т ы нашей школы»

2

Заня тие 4. «Школьные ста рт ы» ( под гото в ка )

1

Заня тие 5. «Школьные ста рт ы»

1

Заня т ия 6–7. «Мы — команда»

2
И ТО ГО : 7

2

«Моя се мья — моя о по ра »

Заня тие 8.
«И с то р и я моей семьи»

1

Заня тие 9.
«Семья — начало в с ех начал»

1

Заня тие 10.
«Правила счаст ливо й семьи» ( под гото в ка)

1

Заня т ия 11–12.
«Правила счаст ливо й семьи»

2
И ТО ГО : 5

3

«Мой в ы б о р — моя
ответст ве нно с т ь »

Заня тие 13.
«Моя г р а ж д а н с ка я позиция: почему в а ж н о выбират ь»

1

Заня тие 14.
« Ц иф р о ва я гра мот н ост ь и б езопас нос ть в сети»

1

Заня тие 15.
«Безопасное использование ц иф р о в ых р е с у р с о в »

1

Заня тие 16.
«Ф инан сова я безопасность»

1

Заня тие 17.
«Планируем бюджет»

1

Заня тие 18.
«5 правил ф ина нсово й гра мот ност и»

1

Заня т ия 19–20.
«Мы выбираем»

2
ИТОГО: 8

4

«Мои знания — моя сила»

Заня т ия 21–22.
«Чуд еса науки»

2

Заня тие 23.
«Эмоциональный интеллект»

1

Заня тие 24.
«Правильные привычки: з д оро во е питание»

1

Заня т ия 25.
«Правильные привычки: правила безопасн ости»

1

Заня т ия 26–27.
« В з д оро вом теле — здоров ый дух»

2
ИТОГО: 7

5

«Моя с т р а на — м оя
история »

Заня тие 28.
«Аллея памяти»

1

Заня тие 29.
«Ж ивет герой на улице родной»

1

Заня тие 3 0 .
«Через года, через века помните…»

1

Заня т ия 31–32.
«Зарница»

2
И ТО ГО : 5

И т о г о в о е занятие

« Я -Т Ы - О Н - О Н А — В М Е С Т Е Ц Е Л А Я С Т Р А Н А »

2
И ТО ГО : 3 4 ч а с а

9

СОДЕРЖАНИЕ К У Р СА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
К у р с внеурочной деятельности с о с то и т из пяти событий, в ка ждо м
из ко то р ы х о т р а жа ютс я особ е нност и лич ност но го развития ребенка,
его воспитания и социализации. А к т ив на я социализация о с у щ е с т в л я етс я через овладение представлениями о ценностях, но р ма х и правилах
поведения в о бщес тв е; фо рм ир ов ание ценностного отношения к о к ру жа ю щ е му миру, другим людям, себе; приобретение опыта деятельности
и поведения в с о отв етс тв и и с ценностями, нормами и правилами, принятыми в о бщес тв е.
Со б ы ти е «Моя ш к о л а — мои возможн о сти » направлено на развитие представлений ребенка о школе ка к единой о бщ но с т и, помогающей развить его индивидуальные с по с о бно с ти , с ф о р м и р о в а т ь навыки
активной социальной деятельности в коллективе с в ер с тн и ко в и вз рос л ых . В о с нов е с о бытия лежат такие ценности, ка к жизнь, дру ж ба , с о труднич ес тв о, коллективизм и командная р а бо т а .
Со б ы ти е «Моя семья — моя оп ора » направлено на сохранение семейных ценностей и традиций, а ктуа лиз ирует у детей представления
о семье ка к важнейшем социальном институте. Событие актуа лиз ирует
такие ценности, ка к кр епка я семья, милосердие, взаимо по мощь и взаимоуважение.
Со б ы ти е «Мой в ы бо р — моя отв етств е н н о сть » направлено на развитие умения ребенка делать осознанный в ыб о р в разных с ф е р а х жизни. В о снов е данного с о быт и я лежат такие ценности, ка к справедливость, гуманизм, гражданственность, в ыб о р и ответственность, пр а в а
и с в о боды человека, приоритет ду хо в н о го над материальным, высокие
нравственные идеалы.
Со б ы ти е «Мои знания — моя сила» с п о с о б с т ву ет приобщению детей к миру нау ч но го знания, форм ир о вани ю навыков познавательной
деятельности. Данное событие с т р о и тс я на та ких ценностях, ка к знание, до с то и нс тв о и созидательный труд.
Со б ы ти е «Моя с тр а н а — моя история» направлено на развитие патриот ич ес ких ч у в с т в детей, форм ир ова ни е о бщ ер о с с ий с ко й гр а ж да нс ко й идентичности. Данное событие с п о с о б с т ву ет актуализации у ребенка та ких ценностей, ка к Родина, патриотизм, ис то р и ч ес ка я память
и преемственность поколений, единство на р одов Росс ии, служение
О те ч е с т ву и ответстве ннос ть з а его судьбу.
События включают в с е б я несколько занятий, каждо е из ко т о р ых
с о с то и т из т р ех частей.
Перв ая часть — «информирование»: ребенок получает информацию, ф о р м и ру ю щ у ю у него представления о како й-либо ценности (или
группе ценностей), лежащей в осно в е события.

10

Вторая часть — «практика»: в ко нтексте полученной информации
ребенку предлагаются практические задания, выполнение ко т о р ы х
с п о с о б с т ву ет форм ир о ва нию отношения к транслируемо й ценности.
Третья часть — « рефл екс и я » . Н а основании полученной информации и проделанной самостоятельной р а б от ы ребенок при поддержке
педагога делает выводы о полученных результатах.
Ка ждо е событи е з а в е р ша етс я итоговым занятием, на ко то р о м дети
демонстрируют приобретенные ранее знания в совместно й деятельности, делятся индивидуальным опытом по ка ждо му из занятий, ф о р м и р у ют в итоге коллективный вывод о значимости в с е го с о быти я для
группы (см. рис. 1).
Н а итоговом занятии дети заполняют рефлексивные дневники, которые позволяют им з а ф иксир о ва т ь полученный в событии опыт. Таким
образом, в конце уч ебно го года у ка ждо го пятиклассника будет иметься
собственная бр о ш юр а , иллюстрирующая его путь в Программе.
П о окончании в с ех событий пр о в одитс я и то го в а я игра, на ко то р о й дети демонстрируют полученные в течение у ч е б но го года знания
и умения, подводят коллективные и индивидуальные итоги.
С Х Е М А О Р ГА Н И З А Ц И И С О Б Ы Т И Я
фор а
За ят

я

ракт

1
ка

Занятие 2

информация

р ф

кс

опыт

я
практика

}

ИТОГОВ ОЕ ЗАНЯ ТИЕ

демонстрация индивидуального опыта
в коллективной деятельности

рефлексия

опыт

групповая рефлекс ия

Занятие n

информация

практика

рефлексия

опыт

формирование, развитие и ко р р ек ти ровка ценностных ориентаций

Р и с у н о к 1 — С хем а организации события
Таким о бра зо м, у пятиклассников происхо дит построение логическо й цепочки о т с о бс тв ен н о го опыта проживания ка ж д о го занятия
к ознакомлению с опытом дру гих детей и к фор миро ва нию о б щ е го отношения к л а с с н о го коллектива к пр ожито му ими событию.
Э т а лог ич еская цепочка закреплена в названии программы «Я -тыон-о на — вместе целая с тр ана » и наглядно демонстрирует особ ен нос ти
протекания активной социализации на практике, ко гд а знания и опыт
отдельного субъ екта, с одной сторо ны, интегр иру ются в общее социальное пр о с т р а н с тв о , а с дру го й сторо ны, дополняют и о б о га щ а ют
опыт с а мо го с у бъекта новыми коллективными знаниями.

Основными ф о р ма м и взаимодействия педагогов с о буча ющи м ис я
являются: классный ч а с , т в о р ч е с ка я ма с те р с ка я хака то н, кв ес т-игр а,
кото р ые направлены на форм ир ова ни е ценностных ориентаций в процессе активной деятельности.
Для проведения занятий по П ро гра мм е желательно использовать
не только учебный кабинет, закрепленный з а классо м, но и другие помещения образовательно й организации (с по ртза л, библиотеку, рекреации и т. д.), а та кже пришкольную территорию. Кр о м е то го , П р о гр а м м а
пр едусматривает организацию э кс ку р с и й , ма с те р -к ла с с о в и дру ги х занятий з а пределами шко лы на территории социальных партнеров.
П р ив етс твуетс я активное у ч а ст и е самих о бу ч а ю щ и х с я в подготовке
и проведении занятий Программы, а та кже с та р ш ек л а с с н и ко в (нас та внико в ), дру гих педагогов школы, родителей и социальных партн ёров
школы.
П Л АН И Р У Е М Ы Е Р Е З У Л ЬТАТ Ы О С В О Е Н И Я К У Р С А В Н Е У Р О Ч Н О Й
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
За нят ия в р а м ка х Про гра мм ы направлены на обеспечение достижений школьниками следующих личностных и метапредметных образовательных р ез ульта то в с учето м р або чей программы воспитания
в общеобра з ова тель ных организациях.
Личностные р езул ьтаты
В с ф е р е гражданского воспитания: гото в но с ть к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, с в о б о д
и законных интересов дру ги х людей; понимание роли различных социальных и нс титу то в в жизни человека; представление о б ос нов н ых
пр а ва х, с в о б о д а х и о бяз а н но с т я х гражданина, социальных но р ма х
и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоко нфессиональном о бщ ес тв е; гото в но с т ь к р а з но о бразно й совместно й
деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.
В с ф е р е патриотического воспитания: осознание р о с с и йс ко й гр а жда нс ко й идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
о бщес тв е, проявление интереса к исследованию р одно го языка, истории, культур ы Ро с с и йс ко й Федерации, с в о е го кр а я, на р одов России,
к истории и современно му с ос то яни ю р о с с и йс ки х гуманитарных наук.
В с ф е р е духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в с итуаци ях нравс тв енно го выбо р а, возника ющих в процессе реализации пр о е кто в или исследований, осознание
в а жно с т и морально-этич еских принципов в деятельности исследователя; с в о б о д а и ответс тв ен ность личности в ус ло в ия х индивидуального
и о бщес тв е н но го пр о с т р а нс тв а .
В с ф е р е фи з и ч е с ко го воспитания, фо р мир ов а ни я культуры здоровья и эмоционального бл агополучия: осознание последствий и непри12

ятие вредных привычек (употребления алкоголя, на р кот ико в , курения)
и иных ф о р м вреда для ф и з и ч ес ко го и пс ихич ес ко го здоровья, с по с о б н о с ть а даптир о в ат ься к с тр е с с о в ым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе ос мыс ляя
собственный опыт и в ыс тр а ив а я дальнейшие цели; умение принимать
с е бя и дру гих без осуждения; умение о с оз на в а ть эмоциональное с о с то яни е с е бя и других, умение у прав лять собственным эмоциональным
состоянием; с ф о р м и р о в а н но с ть навыка рефлексии, признание с в о е го
пр а в а на о ш и б к у и та ко го же пр а в а д р у го го человека.
В с ф е р е трудового воспитания: осознанный в ыб о р и построение
индивидуальной тра екто ри и о бр а з о ва н ия и жизненных планов с уч ето м личных и обществ енных интер есов и потребностей.
В с ф е р е адаптации к изменяющимся ус л о в и я м соци альной и пр и р о д но й среды: освоение социального опыта, основ ных социальных ролей, с о от в етс тву ю щ и х ведущей деятельности в оз р а с та , норм и правил
о бщес тв ен но го поведения, ф о р м социальной жизни в гру п па х и с о о б щ е с т в а х , включая семью, а та кже в р а мка х социа льного взаимодействия с людьми из дру го й культур но й среды; с по с о б н о с т ь действовать
в ус л о в и ях неопределенности, пов ышать уровень с воей компетентности через пра кт ич ес кую деятельность, в том числе умение у ч итьс я
у дру гих людей, о с оз на в а ть в совмест но й деятельности новые знания,
навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и связ ывания о б р а з о в , с по с о б но с ть ф ор м ир о в а н ия новых знаний, в том числе
с по с о б но с т ь ф о р м ул ир о в а ть с в о и идеи, понятия, гипотезы о б о бъекта х
и явлениях, в том числе ранее не известных, о с оз на в а ть дефициты с о бств ен н ых знаний и компетентностей, планировать с в о е развитие.
Метапредметные р езул ьтаты
В с ф е р е овладения универсальными учебными познавательными
действиями: выявлять и ха р а ктер из о в а т ь существенные признаки о бъекто в (явлений); уста нав ливать существенный признак классификации,
основа ния для о бо бщения и сравнения, критерии проводимого анализа; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные с в яз и
при изучении явлений и процессов ; делать выводы с использованием
дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, ф о р му лир о в а ть гипотезы о вза имо с вяз ях; самостоятельно выбирать с п о с о б решения учебной задачи; ф о р м и р о в а т ь гипотезу о б истинности собств енн ых суждений и суждений других, аргу ментиро ва т ь
с в о ю позицию, мнение; пр о г ноз иро ват ь возможно е дальнейшее развитие про цессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных
ситуациях, выдвигать предположения о б их развитии в новых ус л о в и ях и ко нт екс та х; применять различные методы, инструменты и з а пр ос ы
при поиске и о т б о р е информации или данных из ис то ч нико в с учето м
задачи; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретиро-

13

вать информацию различных видов и ф о р м представления; находить
сходные аргументы (подтвержда ющи е или опров ергающие одну и т у
же идею, в ерсию) в различных информационных источниках.
В с ф е р е овладени я универсальными учебными коммуникативными
действиями: воспринимать и ф о р му л ир о в а т ь суждения, в ыр а жа ть эмоции в с о отв етс тв и и с целями и условиями общения; в ыр а жа ть с в о ю
т о ч к у зрения в ус тн ых и письменных те кс та х; ра с поз на вать невербальные с р е дс тв а общения, понимать значение социальных з наков, знать
и рас поз на ва т ь предпосылки ко нфликтных ситуаций и с мягч а т ь конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, пр ояв лять
уважительное отношение к собеседнику; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать в о пр о с ы по с у щ е с т в у о бсу ждае мо й темы и выс казывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; с о по с та в лят ь с в о и суждения с суждениями дру ги х
у ч а с тн и ко в диалога, о б на ру жив а ть различие и с х о д с т в о позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента,
исследования, про екта); самосто ятельно выбирать ф о р м а т выступления с учето м задач презентации и особенностей аудитории и в с о отв етс тв ии с ним с о с та в л ять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов; понимать и ис пользовать пр еимущества
командной и индивидуальной р а б от ы при решении конкр етной проблемы, о бо с но в ыв а ть нео бходимость применения г ру ппо вых ф о р м
взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель
совместно й деятельности, коллективно с тр о ит ь действия по ее достижению: распределять роли, до гов ар и ва тьс я, о бс у ж д а ть про цесс и р езультат совместно й ра боты; уметь о б о б щ а т ь мнения нескольких людей,
прояв лять гото в но с ть руководить, выполнять поручения, подчиняться,
планировать организацию совместно й р а боты, определять с в о ю роль
( с учето м предпочтений и воз можностей в с ех у ч а с тн ико в взаимодействия), распределять задачи между членами команды, у ч а с т в о в а т ь
в гру п по в ых ф о р м а х р а б от ы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые
штур мы» и иные); выполнять с в о ю ч а с т ь р абот ы, достигать ка ч ес тв енно го р езультата по с в о ему направлению и координировать с в о и действия с другими членами команды; оценивать ка ч е с т в о с в о е го вклада
в общий пр оду кт по критериям, самостоятельно сфо рмулирова нным
участниками взаимодействия; срав нив а ть результаты с исходной задачей и вклад ка ж д о го члена команды в достижение р езультатов, разделять с ф е р у ответств ен ности и про яв лять гото в н о с ть к предоставлению
отч ета перед группой.
В с ф е р е овладения универсальными учебными регулятивными
действиями: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных
ситуациях; ори ент иро ва т ься в различных по дходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений
группой); самостоятельно с о с тав л ят ь алгорит м решения задачи (или
его час ть), выбирать с п о с о б решения учебной задачи с учето м имею14

щихся
ресурсов
и
собс тв ен н ых
возможностей,
аргуме нтир овать пред-лагаемые варианты решений; с о с тав л я т ь
план действий (план реализа-ции намеченного алгоритма
решения), ко р р е к т ир о в а т ь предложенный алгор итм с учетом
получения новых знаний о б изучаемом объекте; де-лать в ыб о р
и бр а т ь отв етс тв еннос ть з а решение; владеть с по с о ба ми
са моко нтр о ля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную
оценку ситуации и предлагать план ее изменения; у читывать
ко нт екс т и пред-видеть трудност и, кото р ые мо г у т возникнуть
при решении учебной задачи, адаптировать решение к
меняющимся
обс то ятел ьства м;
о бъ-яс нят ь
причины
достижения
(недостижения)
р ез ульта тов
деятельно-сти,
давать оценку приобретенному опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации, вносить корректи вы в
деятельность на о с -но в е новых о бс то ятельс тв , изменившихся
ситуаций, установленных о шибо к, воз никш их трудностей;
различать; выявлять и анализировать причины эмоций; с тав ить
с ебя на место д р у го го человека, понимать мо-тивы и намерения
дру го го , регули роват ь с п о с о б выражения эмоций; осозна нно
отно с итьс я к дру го му человеку, его мнению; признавать с в о е
п р а в о на о ш и б к у и та ко е же пр а в о дру го го ; принимать с ебя и
дру -г их без осуждения.
М Е Т О Д И Ч Е С К О Е И М АТ Е Р И А Л Ь Н О - Т Е Х Н И Ч Е С К О Е
О Б Е С П Е Ч Е Н И Е Для успешно й реализации П р о гра мм ы и
обеспечения единых подхо д о в к ее реализации р а з р а б о т а н учебно-методический
комплекс, с о с то я щ и й из отдельных тетрадей по ка ж до му
событию, в к о т о р ых с о д е р ж а т с я методические рекомендации
педагогу,
помогающие
ему
гр а мо т н о
о рга низ оват ь
деятельность школьников.
Р а з р а б от к и занятий представлены в виде техно логических
ка рт. Тех-но ло гич ес кая ка р та представляет с о б о й документ,
регламентирующий деятельность педагога по планированию и
организации обр а з ова тел ь-но го пр о цес са на занятии в
с о отв етс тв и и с требованиями Ф О П О О О . Техно л огич ес ка я
ка р та
яв ляетс я
о бо бще н но -гр а ф ич ес ки м
выражени-ем
сценария у р о ка , ос но в о й его проектирования, с ре дс тв о м
представ-ления индивидуальных методов р а б от ы педагога. В
ка ждой
техно ло-гич еско й ка рте представлено описание
необходимого
для
проведения
занятия
материальнотехнического обеспечения, а та кже обоз начено пр о с т р а н с т в о ,
с о отв етс тву ющ е е ус лов иям проведения занятия.
В приложениях к с о отв етс тву ющ и м технологическим ка рта м

разме-щены
необходимые
для
проведения
демонстрационные и раз-даточные материалы.

занятий

П р и р а з р а б о т ке методических матер иалов к занятиям
испо льзо-ва лся
принцип
вариативности,
позволяющий
педагогу самостоятельно выбра ть задания, ф о р м ы занятий в
зависимости о т имеющихся в обра-зовательно й организации
материально-технических и ка др о в ых р е с у р -с о в , а та кже
у р о в н я с ф о р м и р о в а н н о с ти кл а с с н о го коллектива.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».